СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 5 класса (3 часа в неделю, 105 часов в год)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 5 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 5 класса (3 часа в неделю, 105 часов в год)»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан



«Принято»

Педагогическим советом

протокол от 29.08.2018г.№1


Введено приказом от31.08.2018г. №168

Директор МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ

____________________________В.Д. Скотарь





Рабочая программа


по литературе для 5б, дкласса (3 часа в неделю, 105 часов в год)


Составитель: Щербакова Н.В., учитель русского языка и литературы первой кв. категории.








«Согласовано»

Заместитель директора________ Н.А. Ионоваот28.08.2018г.


«Рассмотрено»

на заседании МО, протокол от28.08.2018г. №1.

Руководитель МО ___________Н.В. Щербакова














г. Елабуга

2018

Планируемые результаты изучения предмета

Название раздела

Предметные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Введение

Понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, иметь представление о роли книги в духовной жизни современного человека


УНТ

Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменнойречи

Научиться определять жанровое своеобразие детского фольклора

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Уметь воспринимать и анализировать поэтику детскогофольклора

Из древнерусской литературы

Научиться понимать смыслпроизведения древнерусской литературы; научиться составлять план устного высказывания и иллюстрировать рассказ по плану с опорой на текст


Уметь читать текст; определять тему, идею; выделять главное в прослушанном сообщении, работать с учебником иллюстрациями

Из русской литературы 18 века

Научиться находить материал по теме, пересказыватьфрагментыпублицистическогои

научно-популярного

текстов.


Уметь давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению

Из русской литературы 19 века

Уметь выразительно читать басни, рецензировать выразительное чтение одноклассников и актёров, составлять вопросы к басне, составлять характеристики героев басни, презентоватьих

Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительногочтения

Литературная сказка

Научиться выразительно читать текст, анализироватьего. Научиться сопоставлять героев по схеме, определять роль художественной детали, понимать смысл фантастических образов.

Научитьсяопределять идейно0художествнное своеобразие текста

Тема детства в русской и зарубежной литературе

Знать роль эпизода в создании образа, героя.


Научиться составлять характеристику литературногогероя Научиться выразительно читать и анализировать текст, выделяя главное

Из литературы 20 века

Научиться

анализировать

художественный

текст, выразитель-

но читать

и пересказывать

рассказ, знать сюжет и содержание рассказа


Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения инавыки

Русская литературная сказка

Научиться определять особенности повествованияП.П.Бажова

Научиться выполнять индивидуальное задание в составегруппы Научиться определять языковые и композиционные особенности литературнойсказки

Русские и зарубежные писатели о животных

Научиться читать текст самостоятельно, находить ответы в тексте

Научиться читать текст самостоятельно, находить ответы в тексте

Военная тема в русской литературе

Научиться выполнять индивидуальное задание с консультационной помощьюучителя

Научиться читать текст самостоятельно, находить ответы в тексте

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе

Научиться определять отношение автора к изображаемому

Научиться определять роль изобразительных средств при создании образа родины в разных произведениях искусства

Писатели улыбаются

Научиться аргументировать свойответ Научиться выполнять индивидуальное задание с консультационной помощью учителя, устно и письменно анализировать произведение

Научиться анализироватьстихотворение: особенностирифмы,

ритма, лексических и

синтаксическихсредств

выразительности

Литература народов России

Формирование чувства гордости

и уважения к культурному наследию своей страны

Формирование чувства гордо-

стии уважения к культурному наследию своей страны

Зарубежная литература

Научиться строитьмонологическоевысказывание, определять

идейно-тематическое

своеобразиебаллады


Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи Научиться сопоставлять разные произведения, находить в них общие черты и своеобразиекаждого

















Содержание учебного предмета

Название раздела

Содержание материала

Количество часов

Введение

Литература как искусство слова. Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

УНТ

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество: загадки, пословицы, поговорки. Афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание (развитие представлений).

Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи - животные, чудесные предметы в сказках.

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на роднойземле.

Теория литературы. Летопись (начальноепредставление).

Из русской литературы 18 века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник,гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юморстихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из русской литературы 19 века

Из басен народов мира. Русские баснописцы XVIII века. Обзор. 1ч

Жанр басни. Истоки басенного жанра.

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Желудь и Тыква». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.

Теория литературы: басня, синонимы, сюжет, аллегория.

Развитие речи: выразительное чтение.

Г.Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб». История жанра басни. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе 17 -18 веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басни.

Русские баснописцы. XVII века: А.П.Сумароков,И.И.Дмитриев


Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне». Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповомязыке.

Развитие речи: различные типы чтения том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсце­нирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ опоэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенностисюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Героибаллады.

Теория литературы. Баллада (начальноепредставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне»– поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти,

скрашиваемые любовью няни, её сказками ипеснями.

Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», Зимний вечер»,«Бесы».

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинскойсказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальныепредставления).

Развитие речи:выразительное чтение, в том числе наи­зусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произ­ведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

М.Ю. Лермонтов.Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима».Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя иучащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачиэмоциональногосостояния,настроения.

40ч

Литературная сказка

Х. К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.ХансКристиан Андерсен.

«Стойкий оловянный солдатик».

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Художественная деталь (начальныепредставления).

А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Обзор Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «AttaleaPrinseps».

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разныхнародов.

Тема детства в русской и зарубежной литературе

Антон Павлович Чехов. Тема детства в рассказе «Мальчики».

М. Твен.

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобио­графические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма дет­кой фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Из литературы 20 века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ описателе. Стихотворения: «Густой зеленый ельник у дороги…». Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора», «Листопад» (фрагмент «Лес, точно терем расписной…»). Особенности изображения природы. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

Рассказ «Подснежник».Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Антитеза и повтор в композиции рассказа. Выразительные средства создания образов.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ- пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, цитатный план, ответ на вопрос.

А.А.Блок. Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А.Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальноепредставление).

Владимир ГалактионовичКороленко. Краткий рассказ описателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение.Добротаисостраданиегероевповести.Образ серого города.Равнодушие

окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений всемье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальноепредставление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина. Основные тем и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный прием. Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

Теория литературы:эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Андрей Платонович Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Цветок на земле». Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка.

Рассказ«Ни­кита».Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пере­сказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

16ч

Русская литературная сказка 20 века

Павел Петрович Бажов. Краткие сведения о писателе. Сказ «Медной горы хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее иразличное).

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ описателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказкахПаустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ описателе.

Пьесы-сказки для детей: «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать», «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой»,

«Сказка про короля и солдата». Их герои и нравственный смысл

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса- сказка.

10ч

Русские и зарубежные писатели о животных

Ю.П. Казаков. Рассказ «Арктур – гончий пес»

Д. Лондон «Белый Клык» Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни писателей – анималистов.

Военная тема в русской литературе

Поэты о Великой Отечественной войне.Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

К.М.Симонов«Майор привез мальчишку на лафете»;

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественнойвойне.

В.П. Катаев. Повесть «Сын полка» (фрагменты). Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Образ Вани Солнцева. Смысл названия произведения.

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе

Русские поэты XX века о родине и родной природе (2часа)

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; Дон Аминадо «Города и годы». А.Прокофьев«Аленушка»; Д.Кедрин«Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирическихстихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений длядетей.

Ю.Ч.Ким. Песня«Рыба-кит»

Теория литературы. Юмор (развитиепонятия).

Проза последних десятилетий о подростках и для подростков.

Владислав Крапивин. Повесть-сказка «Дети синего фламинго».

Зарубежная литература

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ описателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитиепредставлений).

Джек Лондон. Краткий рассказ описателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Э.Гофман. «Щелкунчик и мышиный король».

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Итого


105 ч



Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня «Свинья под Дубом».

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне ио семи богатырях».» «Няне».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

И .С. Тургенев «Русский язык».

Стихотворения о русской природе поэтов 19 века М. Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива..», Тютчев «Есть в осени первоначальной..».

А. Блок «Летний вечер».

И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги...».

С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы..».

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века .Н. М .Рубцов «В осеннем лесу..».
















Содержаниеучебногопредмета

Содержание

Кол-вочасов

Введение. Книга в жизничеловека

1

Устноенародноетворчество

9

Литературная сказка

7

Издревнерусскойлитературы

1

ИзлитературыXVIIIвека

1

ИзлитературыXIXвека

40

Тема детства в русской и зарубежной литературе

2

ИзлитературыXXвека

16

Русская литературная сказка XX века

10

Русские и зарубежные писатели о животных

2

Военная тема в русской литературе («Ради жизни на земле…»)

3

Русские поэты XX века о Родине, роднойприроде

3

Писателиулыбаются

2

Проза и поэзия последних десятилетий о подростках и для подростков


2

Иззарубежнойлитературы

6

ИТОГО

105

Из них на развитиеречи

15






























Календарно-тематическое планирование

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электрон.носителе. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.– М.:Просвещение, 2012.


Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во часов

Сроки

Сроки

План.

Факт.

План.

Факт.

5 б

5 д

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Писатели о роли книги. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

1

01.09


03.09


2

Р.Р. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Загадки как метафоры, вид словесной игры.

1


04.09


04.09


3

Пословицы и поговорки. Тема пословиц. Детский фольклор.

1

07.09


06.09


4

Русские народные сказки.

1

08.09


10.09


5

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок «Царевна- лягушка» как волшебная сказка.

Василиса Премудрая и Иван-царевич.

1

11.09


11.09


6

«Царевна-лягушка».Поэтика волшебной сказки».Народная мораль в сказке.

Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика и волшебство в сказке. Вариативность народных сказок).

1

14.09



13.09


7

«Иван- крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов сказки. Главные и второстепенные герои сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора- народа.

1


15.09


17.09


8

Сказки о животных«Журавль и цапля».

1

18.09


18.09


9

Бытовые сказки.

«Солдатская шинель». Особенности бытовых сказок и сказок о животных. Народное представление о справедливости в сказках.

1

21.09


20.09


10

Урок-викторина «Русские народные сказки».

1

22.09


24.09


11

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои сказания и их подвиги во имя мира на родной земле.

1

25.09



25.09


12

Из литературы XVIIIвека.

М.В.Ломоносов(ученый, поэт, художник, гражданин). «Случилисьвместедваастронома в пиру…». Понятие о юморе. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер. Понятие о родах литературы

1

28.09


27.09


13

Жанр басни в мировой литературе. Истоки басенного жанра: Эзоп. «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей»,

Жан де Лафонтен «Желудь и Тыква», Г. Э. Лессинг «Свинья и дуб».

1

29.09


01.10


14

Русские баснописцы. XVII века:А.П.Сумароков,И.И.Дмитриев

1

02.10


02.10


15

Басни И.А. Крылова. Краткий рассказ о баснописце.«Волк и ягненок», «Ворона и Лисица».

1


05.10


04.10


16

Басни И.А. Крылова. «Свинья под дубом». Развитие представлений о жанре басни. Обличение человеческих пороков в баснях.

1

06.10


08.10


17

Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

Понятие об эзоповом языке. Развитие понятия об аллегории и морали.

1

09.10



09.10


18

В.А. Жуковский – сказочник. Краткий рассказ о поэте. Сказка«Спящая царевна». Сходство и различие сказок Жуковского и народной сказки. Сюжет и герои.

1

12.10



11.10


19

В.А.Жуковский. Жанр баллады.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе.

1

13.10



15.10


20

А.С.Пушкин. Рассказ о детских годах жизни А.С.Пушкина. Стихотворение «Няне». Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны.

1

16.10



16.10


21

А.С.Пушкин. «Зимняя дорога».

1

19.10


18.10


22

А.С.Пушкин. «Зимний вечер», «Бесы».

1

20.10


22.10


23

«У лукоморья дуб зеленый…».Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.»

1

23.10



23.10


24

Проверочная работа по темам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Творчество М.Ломоносова, И.Крылова, В.Жуковского».


26.10


25.10


25

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и сравнительная характеристика героев.Фольклорная основа сказки. Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил.

1

27.10



29.10


26

Р.Р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

30.10


07.11


27

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.

1

09.11


12.11


28

Королевич  Елисей. Победа добра над злом.  Музыкальность пушкинской сказки.

1

10.11


13.11


29

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальность и фантастика. Сказка о великой силе любви Кай и Герда. Понятие о художественной детали. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке

1

13.11


14.11


30

«Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

1

16.11


19.11


31

Ханс Кристиан Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

1

17.11


20.11


32

Русская литературная сказка. А.Погорельский. Сказка«Черная курица, или Подземные жители».Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

1

20.11


21.11


33

Мир детства в изображении А.Погорельского.

1

23.11


26.11


34

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «AttaleaPrinseps».

1

24.11


27.11


35

«AttaleaPrinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения.

1

27.11


28.11


36

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение о русской природе «Когда волнуется желтеющая нива», «Горные вершины».

1

30.11


03.12


37

«Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

1

01.12


04.12


38

Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

1

04.12


05.12


39

«Ашик Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору.

1

07.12


10.12


40

Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки».Повесть«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни.

1

08.12


11.12


41

Р.Р. Реальность и фантастика в повести.

1

11.12


12.12


42

Повести из сборника Н. В.Гоголя

«Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь перед рождеством». Герои повести. Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое в произведении.

1

14.12


17.12


43

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «На Волге», «Забытая деревня».Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

1

15.12


18.12


44

Р.Р. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

«Крестьянские дети»: образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

1

18.12


19.12


45

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Облик барыни и её челяди.

1

21.12


24.12


46

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.

1

22.12


25.12


47

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

25.12


09.01


48

«Муму» как протест против рабства. Система образов повести. Особенности повествования, авторская позиция. Смысл финала повести.

1

12.01


14.01


49

Стихотворения в прозе «Два богача», «Русский язык». Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы её выражения.

1

13.01


15.01


50

Р.Р. А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. Лирика. «Весенний дождь».«Чуднаякартина…». «Задрожали листы, облетели…». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни

1

15.01


16.01


51

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды.

1

18.01


21.01


52

Жилин и Костылин: два характера – две судьбы. Судьбы Жилина и Костылина

1

19.01


22.01


53

Поэтичность образа Дины. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого.

1

22.01


23.01


54

Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

1

25.01


28.01


55

Р.Р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник.»

1

26.01


29.01


56

А.П. Чехов Краткий рассказ о писателе. Рассказы «Хирургия», «Лошадиная фамилия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.

1

29.01


30.01


57

А.П. Чехов. Тема детства в рассказе «Мальчики»

1

01.02


04.02


58

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Дружба героев

Мир детства в романе.

1

02.02


05.02


59

Изобретательность в играх Черты характера главного героя. Том и Гек. Том и Бекки. Внутренниймиргероевромана.

1

05.02


06.02


60

Р.Р. Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…»,

«Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь…»,

«Есть в осени первоначальной…». Образ родины в пейзажной лирике поэта. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

1

08.02


11.02


61

Лирика А.Н.Майкова.«Ласточки»; И.С.Никитина«Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Сурикова «Зима» (отрывок); А.Н.Плещеева«Весна» (отрывок). Урок- концерт.

1

09.02


12.02


62

Р.Р.И. А. Бунин. Слово о поэте. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги..». Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы.

1

12.02


13.02


63

А.Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе.

1

15.02


18.02


64

А.Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа

1

16.02


19.02


65

Р.Р. А.А.Блок. Книга в жизни Блока. Стихотворение «Летний вечер»

1

19.02


20.02


66

Г.Короленко.

Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе»: судья и его дети.

1

22.02


25.02


67

«В дурном обществе»: семья Тыбурция. «Дурное общество» и «дурные дела».

1

23.02


26.02


68

В.Г.Короленко. Общение Васи с Валеком. Доброта и сострадание героев. Портрет как средство характеристик и героев Понятие о повести.

1

26.02


27.02


69

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

1

01.03


04.03


70

Р.Р. Путь Васи к правде и добру. Обучение навыкам характеристики литературного персонажа.

1

02.03


05.03


71

С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…» «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Нивы сжаты, рощи голы...».

Краткий рассказ о поэте. Поэтизация картин малой родины. Особенности поэтического языка Есенина.

1

05.03


06.03


72

П.П. Бажов. Сказ«Медной горы Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки Медной горы. Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика в сказе.

1

08.03

09.03

11.03


73

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова.

1

09.03


12.03


74

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Краткий рассказ о писателе.

1

12.03


13.03


75

Нравственные проблемы сказки«Теплый хлеб»

1

15.03


18.03


76

Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Развитие понятия о пейзаже. Язык сказки.

1

16.03


19.03


77

«Заячьи лапы» и другие рассказы К.Г.Паустовского. Природа и человек в сказках К.Г.Паустовского. Нравственные проблемы в произведений о природе и о животных.

1

19.03


20.03


78

С.Я. Маршак. Сказки для детей. Краткий рассказ о писателе. Пьесы-сказки для детей: «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать», «Волга и Вазуза», «Старуха, дверь закрой»,«Сказка про короля и солдата». Их герои и нравственный смысл

1

22.03


01.04


79

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. Нравственные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие.

1

02.04


06.04


80

Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки.

1

05.04


08.04


81

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы- сказки. Фольклорные традиции в литературной сказке-пьесе. Общность и различие сказки Маршака и народной сказки

1

06.04


09.04


82

А.П.Платонов.Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Цветок на земле».

1

09.04


13.04


83

Рассказ «Никита»: человек и природа. Быль и фантастика. Душевный мир главного героя: его единство с природой.

Развитие представления о фантастике в литературном произведении

1

12.04


14.04


84

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

1

13.04


15.04


85

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание.

1

16.04


20.04


86

Становление характера главного героя рассказа «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки. Автобиографичность рассказа.

1

19.04


21.04


87

Р.Р. Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).

1

20.04


22.04


88

Ю.П. Казаков. Рассказ «Арктур – гончий пёс». Нравственные проблемы в произведениях о животных.

1

23.04


27.04


89

Д.Лондон. Рассказ «Белый Клык». Животные в жизни человека.

1

26.04


28.04


90

А.Т.Твардовский

«Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

1

27.04


29.04


91

К.М.Симонов.«Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне

1

30.04


01.05

06.05

92

В.П. Катаев. Повесть «Сын полка» (фрагменты).

1

03.05


06.05


93

И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; Стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора», «Листопад» («Лес точно терем расписной»)

1

04.05


07.05


94

Стихотворение - размышление.

Дон-Аминадо «Города и годы». Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.

1

07.05


08.05


95

Д.Кедрин«Алёнушка»; А.Прокофьев«Алёнушка»,Н.Рубцов«Родная деревня». Образ родины в стихотворениях о природе. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

1

10.05


13.05


96

Саша Чёрный. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказскийпленник», «Игорь-Робинзон». Образыдетей в рассказе. Образы и сюжетылитературнойклассики в рассказе. Развитиепонятия о юморе.

1

11.05


14.05


97

Ю.Ч.Ким. Краткий рассказ о поэте. Песня «Рыба-кит» какюмористическое произведение. Юмористический характер песниКима, её жанровое своеобразие. Особенности ритма, рифмы, комические

образы, повторы, Неожиданные словосочетания.

1

14.05


15.05


98

В.Л. Крапивин. «Дети синего фламинго».Сложная судьба героев произведения.

1

17.05


20.05


99

В.Л. Крапивин. «Дети синего фламинго». Истина проста: надо просто оставаться человеком.

1

18.05


21.05


100

Роберт Льюис Стивенсон.«Вересковый мёд»:верностьтрадициям предков. Краткий рассказ о поэте. Бережное отношение

к традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций. Развитие понятия о балладе.

1

21.05


22.05


101

Э.Гофман«Щелкунчик и мышиный король».

1

24.05


27.05


102

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? Мастерство писателя. Сказание о взрослении подростка.

1

25.05


28.05


103

Джек Лондон«Сказание о Кише». Черты характера мальчика: Преодоление сложных жизненных ситуаций. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике.

1

28.05


28.05


104

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

1

31.05


29.05


105

Р. р. Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране «Литературии 5 класса».Задания длялетнего чтения.

1

31.05


29.05






























Критерии и нормы оценки результатов обучения по литературе за курс 5 класса

1. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Оценка «5» Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

Оценка «4» Оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

Оценка «3» Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценка «2» Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценивание сочинений

«5» содержание работы полностью соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют, содержание излагается последовательно, работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления, достигнуто стилевое единство и выразительность текста. Допускается недочеты: в содержании - 1, речевые 1-2, грамматическая ошибка -1

«4» содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы), содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли, лексический и грамматический строй достаточно разнообразен, стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. Допускается недочеты: в содержании - не более 2, речевые - не более 3, грамматические ошибки -2

«3» в работе в допущены существенные отклонения от темы работа, достоверна в главном, но имеются отдельные фактические неточности, допущены отдельные нарушения последовательности изложения, беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление, стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. Допускается недочеты: в содержании - не более 4, речевые - не более 5, грамматические ошибки -4

«2» работа не соответствует теме, допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану, крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления, нарушено стилевое единство текста. Допускается недочеты: в содержании - не более 6, речевые - не более 7, грамматические ошибки -7

Примечание:

При оценке сочинения учитываются

самостоятельность, оригинальность замысла

уровень композиционного и речевого оформления

Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку на 1 балл.

При объеме сочинения в 1,5- 2 раза большем указанного в настоящих нормах следует исходить из нормативов, увеличенных для «4» - на 1, для «3» - на две единицы.

При выставлении отметки «5» объем не учитывается.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку)
















Контрольная работа для промежуточной аттестации по литературе 5 класс



Вариант 2

Часть 1.

Ответьте на вопросы А1-А4, выбрав только один правильный ответ.



А1.Как называется элемент сюжета, который завершает действия в художественном произведении.

1)завязка 3)развязка

2)конфликт 4)экспозиция

А2.Как называется стихотворный размер, в основе которого двусложная стопа с ударением на первом слоге.

1)ямб 2)анапест 3)хорей 4)дактиль

А3.Из перечисленных жанров укажите тот, который не относится к устному народному творчеству

1)пословица 3)сказка 5)рассказ

2)поговорка 4)обрядовая песня 6)загадка

А4.Какому жанру соответствует определение «краткий иносказательный рассказ поучительного характера, где действующими лицами часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества»?

1)баллада 3)загадка

2)повесть 4)басня

Часть 2.

Прочитайте фрагмент текста и выполните заданияВ1-В6



  1. Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный

русской барин, Кирила Петрович Троекуров. (2)Его богатство, знатный род и связи

давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. (3)Соседи рады

были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его

имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань;

дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность,

разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. (4) Никто не дерзал

отказываться от его приглашения, или в известные дни не являться с должным

почтением в село Покровское. (5) В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все

пороки человека необразованного. (6)Избалованный всем, что только окружало его,

он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям

довольно ограниченного ума. (7) Не смотря на необыкновенную силу физических

способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал

навеселе. (8) В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь

рукоделиями, свойственными их полу. (9) Молодые затворницы, в положенные часы, сходили в сад ипрогуливались под надзором двух старух. (10) От времени до времени КирилаПетрович выдавал некоторых из них замуж и новые поступали на их место. (11)С

крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то,

они были ему преданы. (12)Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространныхего владений, в продолжительных пирах, и в проказах, ежедневно при томизобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…

В1.Определите, кто автор данного отрывка из произведения

1)А.С.Пушкин 3)М.Ю.Лермонтов

2)И.С.Тургенев 4)И.АКрылов

В2.Среди предложений 7-10 найдите то предложение, в котором используется прием иронии. Выпишите номер подходящего предложения.

В3. Чем является данный фрагмент произведения: завязкой, кульминацией или развязкой? Верный ответ запишите.

В4. Из предложения 3 выпишите пример сравнения.

В5. Из предложения 10 выпишите слово, которое подчеркивает бездушное, потребительское отношение Троекурова к молодым крепостным девушкам.

В6.Сравните описание поведения барина в тексте 1 и барыни в приведенном ниже тексте.

Что объединяет «старинного барина» и «старую барыню»? Почему им никто не противоречит?

(1)Старая барыня, у которой он /Герасим/ жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную: в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи,- был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький... (2)Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, Гаврилой..(3)Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскали где-то на улице.
     (4) - А что, Гаврила,- заговорила вдруг она,- не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится.
      (5)- Отчего же не женить-с! Можно-с,-ответил Гаврила,- и очень даже будет хорошо-с.
      (6)- Да; только кто за него пойдет?
     (7) - Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Все же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь.
      (8)- Кажется, ему Татьяна нравится?
      (9)Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы.
     (10) - Да!.. пусть посватает Татьяну,- решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок,- слышишь?

(И.С.Тургенев)

Часть 2.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение, ответив на вопрос «С помощью чего в художественном произведении выражается авторская позиция?». Примеры можете взять из предложенных текстов либо из других эпических или лирических произведений. Объем сочинения не менее 40 слов.









Промежуточная аттестация

Контрольная работа для промежуточной аттестации по литературе 5 класс


Пояснительная записка.

Контрольная работа предназначена для проведения промежуточной аттестации учащихся 5 класса по всем основным темам курса 

Назначение работы:

  • оценить уровень обученности учащихся 5 класса по литературе с целью их итоговой аттестации;

Форма итоговой работы.

Контрольная работа

Структура работы.

          В итоговую тестовую работу по русскому языку включено 18 заданий. 2 варианта.

Время выполнения работы.

На выполнение работы отводится 45 минут.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса:

Учащиеся должны знать:

  • определения основных изучаемых 5классе литературных терминов, основных авторов, их произведений.

  • Критерии

  • 5=12-10 баллов

  • 4=9-7 баллов

  • 3=6-4 баллов



Вариант 1.

Часть 1. Ответьте на вопросы А1-А3, выбрав только один верный ответ.

А1Определите, о каком жанре художественного произведения идет речь:«Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом».

1)басня 2)загадка 3) баллада 4)сказка



А2.Укажите, какой из перечисленных жанров НЕ относится к устному народному творчеству

1)сказка 2)пословица 3)считалка 4)повесть



А3.Укажите, какая из перечисленных сказок НЕ является литературной

1) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь»

2) «Спящая царевна»

3) «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

4) «Черная курица, или Подземные жители»



Часть 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В5



(1)Во всю ночь не мог он сомкнуть глаз ни на минуту. (2)За час перед рассветом послышалось ему, что под полом что-то шумит. (3)Он встал с постели, приложил к полу ухо и долго слышал стук маленьких колес и шум, как будто множество маленьких людей проходило. (4)Между шумом этим слышен был также плач женщин и детей и голос министра Чернушки, который кричал ему:

  - Прощай, Алеша! Прощай навеки!..

(5)На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. (6)Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.

(7)Недель через шесть Алеша, с помощиюБожиею, выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнию казалось ему тяжелым сном. (8)Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. (9)Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. (10)Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг - которых, впрочем, ему и не задавали



В1.Назовите автора произведения, из которого взят приведенный выше отрывок.



В2.Укажите, какой частью композиции является приведенный отрывок

1)завязка 2)кульминация 3)развязка 4)экспозиция



В3.Почему Алеша «сделался примером для своих товарищей», хоть и не мог уже выучить 1 0 страниц наизусть? В ответе используйте слова из текста и отразите свое мнение.



В4. В произведении, из которого взят отрывок, сочетается реальное и фантастическое. Из приведенных ниже примеров укажите то, что относится к фантастическому. Ответ запишите цифрами.

1) под полом Алеша услышал стук маленьких колес и шум от множества маленьких людей

2) Чернушка кричала ему: «Прощай, Алеша!»

3) у Алеши была сильная горячка

4) Алеша не мог выучить наизусть 20 печатных страниц


В5. .Выберите одну из поговорок, которая близка по смыслу произведению, из которого взят приведенный выше отрывок.

1)Честным будь - добрым будет путь.

2)Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

3)Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

4)Добрая шутка дружбы не рушит.


Часть 3.

С1.   Прочитайте отрывок из того же произведения.

- Скажи мне, чего ты желаешь? - продолжал король. - Если я в силах, то непременно исполню твое требование…

  -Я бы желал, - сказал он\Алеша\, - чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне ни задали.

- Не думал я, что ты такой ленивец, - отвечал король, покачав головою. - Но делать нечего: я должен исполнить свое обещание…

   Он махнул рукою, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко

- Возьми это семечко, - сказал король.  Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали...


Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос «Хотел бы ты, чтобы тебе подарили такое же конопляное семечко, и почему?».

Объем сочинения не менее 40 слов.

При ответе используйте примеры из жизни из текста.















Контрольная работа для промежуточной аттестации по литературе 5 класс

Вариант 2.

Часть 1. Ответьте на вопросы А1-А3, выбрав только один верный ответ.

А1.Определите, о каком жанре художественного произведения идет речь:«Краткий стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Главными действующими лицами этого произведения чаще всего являются животные, растения, вещи, в которых проявляется человеческие качества и взаимоотношения».

1)басня 2)загадка 3) баллада 4)сказка



А2.Укажите, какой из перечисленных жанров НЕ относится к устному народному творчеству

1)сказка 2)пословица 3)рассказ 4)загадка



А3.Укажите, какая из перечисленных сказок является литературной

1) «Каша из топора»

2) «Спящая царевна»

3) «Царевна-лягушка»

4) «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»



Часть 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В5

(1)Принесли розги... (2)Алеша был в отчаянии! (3) В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! (4)Какой стыд!..

(2)Он, рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться...

(3)— Надо было думать об этом прежде, — был ему ответ.

(4)Слезы и раскаяние Алеши тронули товарищей, и они начали просить за него; а Алеша, чувствуя, что не заслужил их сострадания, еще горше стал плакать! (5)Наконец учитель приведен был в жалость.

(6)— Хорошо! — сказал он. — Я прощу вас ради просьбы товарищей ваших, но с тем, чтоб вы пред всеми признались в вашей вине и объявили, когда вы выучили заданный урок?

(7)Алеша совершенно потерял голову... он забыл обещание, данное подземельному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях...

(8)— Как! — вскричал учитель с гневом. — Вместо того чтобы раскаяться в дурном поведении вашем, вы меня еще вздумали дурачить, рассказывая сказку о черной курице?.. (9)Этого слишком уже много. (10)Нет, дети! (11)Вы видите сами, что его нельзя не наказать!

(12)И бедного Алешу высекли!!

(13)С поникшею головою, с растерзанным сердцем, Алеша пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. (14)Он был как убитый... стыд и раскаяние наполняли его душу! (15)Когда чрез несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман... конопляного зернышка в нем не было! (15)Алеша горько заплакал, чувствуя, что потерял его невозвратно!

В1.Назовите автора произведения, из которого взят приведенный выше отрывок.



В2.Укажите, какой частью композиции является приведенный отрывок

1)завязка 2)кульминация 3)развязка 4)экспозиция



В3.В чем раскаивался Алеша после того, как его наказали?



В4.Напишите номер предложения, в котором содержится ответ на вопрос «Почему дети решили вступиться за Алешу, хотя он в последнее время сильно изменился и ставил себя выше всех?».



В5.Выберите одну из поговорок, которая близка по смыслу произведению.

1) Давши слово, держись, а не давши – крепись.

2)Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

3)Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

4)Добрая шутка дружбы не рушит.


Часть 3.

С1.Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос «О чём плакал Алёша после наказания, чувствуя, что потерял зёрнышко невозвратно?».

Объем сочинения не менее 40 слов.

При ответе используйте примеры из жизни ииз текста



Ответы литература 5 кл

1 вариант

2 вариант

А1-3

А1-1

А2-4

А2-3

А3-3

А3-2

В1-Антоний Погорельский

В1-Антоний Погорельский

В2-3

В2-2

В3-старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным

В3-в том, что предал Чернушку и подвел весь народ подземный

В4-1, 2

В4-4

В5-1

В5-1