СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 6 класса»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Малокармалинская средняя общеобразовательная школа имени М.Е. Евсевьева"

 Ибресинского района Чувашской Республики.


Рассмотрено и принято Утверждаю

на заседании районной

ассоциации учителей Директор МБОУ

"Малокармалинская СОШ»»


Протокол №___ от_____ _____________ А.О.Шулаев

Приказ от____ № ______



Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________ /____________/






Рабочая программа учебного предмета

литература





Класс: 6


Год составления: 2019-220 учебный год

Общее количество часов по плану: 102 ч.

Количество часов в неделю: 3 ч.


Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе к учебнику: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др./ Под редакцией Коровиной В.Я. «Литература в 2-х частях». - М.: Просвещение, 2013 г., основной образовательной программы основного общего образования МБОУ "Малокармалинская средняя общеобразовательная школа имени М.Е. Евсевьева" Ибресинского района Чувашской Республики.










Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»



1. Личностные результаты.

1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

5. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения).


2. Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.


Обучающийся сможет:

 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.


Обучающийся сможет:

 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.


Обучающийся сможет:

 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

 оценивать продукт своей деятельности

 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.


Обучающийся сможет:

 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;


Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.


Обучающийся сможет:

 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

2. Смысловое чтение.


Обучающийся сможет:

 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

 резюмировать главную идею текста;

 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст

 критически оценивать содержание и форму текста.

3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.


Обучающийся сможет:

 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


Обучающийся сможет:

 определять возможные роли в совместной деятельности;

 играть определенную роль в совместной деятельности;

 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

 корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

 выделять общую точку зрения в дискуссии;

 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Обучающийся сможет:

 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).


Обучающийся сможет:

 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

 использовать информацию с учетом этических и правовых норм.


Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

 определять тему и основную мысль произведения ;

 владеть различными видами пересказа ;

 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

 определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

 представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы

 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

 выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению.


Получат возможность научиться:

оценивать систему персонажей ;

выявлять особенности языка и стиля писателя ;

 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними

 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

 пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

 собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана.




Содержание тем учебного курса


Введение. 1 час

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».

Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIII ВЕКА. (1 ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 ч)

Иван Андреевич Крылов. (3 ч)

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 2 по теме «Басня».

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин. (18 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Узник». Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 3 по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дубровский».

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов (6 ч)

Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов.

P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков (6 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

КР № 7 по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова.

Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (4 ч)

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

КР № 8 по стихотворениям русских поэтов XIX века

РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 часов)

Александр Иванович Куприн (3 ч)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Александр Степанович Грин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Произведения о Великой Отечественной войне (8 ч)

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

К. р. контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин. (3 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии XX века (4 ч)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,

выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов. (1 ч)

Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)

К.Р. Контрольная работа N° 10 по стихотворениям о природе поэтов XX в.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Писатели улыбаются (5 ч)

Василий Макарович Шукшин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Фазиль Искандер.(3 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (2 ч)

Габдулла Тукай (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 ч)

Мифы Древней Греции (2 ч)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот (2 ч)

«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).

Подведение итогов за год (1 ч)

Литература на лето.


Распределение учебных часов по разделам программы


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1 ч

Устное народное творчество.

4 ч

Из древнерусской литературы.

2 ч

Из русской литературы XVIII века.

1 ч

Из русской литературы XIX века.

54 ч (в т.ч. 7 К.Р, 16 Р.Р.)

Из русской литературы XX века.

28 ч (в т.ч. 2 К.Р, 5 Р.Р.)

Из зарубежной литературы.

11 ч

Повторение, обобщение.

1 ч

ИТОГО

102 ч




Тематическое планирование




№ Тема урока Кол-во часов

Введение

1 Художественное произведение. Содержание и форма. 1

Устное народное творчество

2 Обрядовый фольклор. 1

3 Пословицы и поговорки. 1

4 Загадки. 1

5 Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество» 1

Из древнерусской литературы

6 Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». 1

7 Развитие представлений о русских летописях. 1

Из русской литературы 18 века

8 Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». 1

Из русской литературы 19 века

9 Басни И.А.Крылова. «Листы и Корни», «Ларчик». 1

10 И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей». 1

11 Контрольная работа №2 по теме «Басни». 1

12 А.С.Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. 1

13 Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». 1

14 Стихотворение А.С.Пушкина «И.И.Пущину». 1

15 Лирика А.С.Пушкина. 1

16 А С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». 1

17 «Барышня- крестьянка». Образ автора-повествователя. 1

18 Контрольная работа №3 по повести А. С Пушкина «Барышня – крестьянка». 1

19 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 1

20 Повесть А.С.Пушкина «Дубровский». 1

21 Дубровский –старший и Троекуров в повести «Дубровский». 1

22 Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. 1

23 Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский». 1

24 Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». 1

25 Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский». 1

26 Владимир Дубровский и Маша Троекурова. 1

27 Авторское отношение к героям повести «Дубровский». 1

28 Контрольная работа №4 по повести А.С.Пушкина «Дубровский». 1

29 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. 1

30 М.Ю.Лермонтов «Тучи». 1

31 М.Ю.Лермонтов «Листок», «На севере диком…» 1

32 М.Ю.Лермонтов «Утес», «Три пальмы». 1

33 Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова. 1

34 И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. 1

35 И.С.Тургенев «Бежин луг». 1

36 Портреты и рассказы мальчиков в произведении И. С. Тургенева «Бежин луг». 1

37 Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». 1

38 «Составление электронного альбома по рассказам из цикла «Записки охотника». Проект. 1

39 Ф.И.Тютчев. Литературный портрет писателя. 1

40 Ф.И.Тютчев «Листья», «Неохотно и несмело…» 1

41 Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся...». 1

42 А. А. Фет. Стихотворения. 1

43 Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета. 1

44 Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». 1

45 Народ в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». 1

46 Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа Н.А.Некрасова «Железная дорога». 1

47 Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». 1

48 Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». 1

49 Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века. 1

50 Н. С. Лесков. Литературный портер писателя. 1

51 Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». 1

52 Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша». 1

53 Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша». 1

54 Сказовая форма повествования. 1

55 Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. 1

56 А.П.Чехов. Устный рассказ о писателе. 1

57 А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. 1

58 А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. 1

59 Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» 1

60 Е..Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…» 1

61 А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Проект. 1

62 Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века. 1

Из русской литературы 20 века

63 А.И.Куприн «Чудесный доктор». 1

64 Образ главного героя в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». 1

65 Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». 1

66 А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. 1

67 А.П.Платонов «Неизвестный цветок». 1

68 «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова. 1

69 А.С.Грин «Алые паруса». 1

70 Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса». 1

71 Отношение автора к героям повести «Алые паруса». 1

72 К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» 1

73 Д.С.Самойлов «Сороковые». 1

74 В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». 1

75 Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». 1

76 Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». 1

77 В.Г.Распутин «Уроки французского». 1

78 Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». 1

79 Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Проект. 1

80 А.А.Блок. « О, как безумно за окном…» 1

81 С.А.Есенин. Стихотворения. 1

82 Человек и природа в тихой лирике Н.М.Рубцова. 1

83 Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века. 1

84 Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики». 1

85 Человеческая открытость миру в рассказах В.М. Шукшина. 1

86 Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». 1

87 Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла. 1

88 Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». 1

89 Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга». 1

90 Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». 1

Из зарубежной литературы

91 Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия». 1

92 Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид». 1

93 Геродот. «Легенда об Арионе». 1

94 Геродот. «Легенда об Арионе». А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. 1

95 «Илиада» и «Одиссея» Гомера как эпические поэмы. 1

96 Героический эпос Гомера. «Илиада», «Одиссея». 1

97 М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». 1

98 Мастерство М.Сервантеса – романиста. «Дон Кихот». 1

99 Ф.Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». 1

100 П.Мериме «Маттео Фальконе». 1

101 А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». 1

Повторение, обобщение.

102 Литература на лето. 1















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!