МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждаю. |
методического объединения | с зам. директора школы по УВР | Директор школы |
Учителей-предметов | _______________________ | ______________________ |
Протокол №____________ | | |
от «_____» _______ 20____г. | «______» __________20____ г. | Приказ № _____________ |
Руководитель МО | | |
________________________ | | от «___» _____________20____ г. |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 7 класса
(ФГОС ООО)
Разработана
учителем русского языка и литературы
Волковой О.В.
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;
2. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
3. Авторской программы В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014.
в соответствии с « Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Бодеевская средняя общеобразовательная школа»;
Объем часов:
- В неделю - 2 часа
В соответствии с ФГОС содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей:
Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
Постижение уч-ся вершинных произведений отечественной и мировой литературы, чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте ( или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
-сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;
-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
-обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы
-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
-воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
-расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка выполнения задания;
- виды работ, связанные с анализом художественного текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: учебные мультимедийные пособия, фонохрестоматия, презентации, подготовленные учителем.
Основными формами и видами контроля, используемыми учителем, являются: контрольные и срезовые работы; зачеты; проверочные работы; учебные тесты, предметное портфолио, публичный доклад.
Используемый учебно – методический комплект: «Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций». В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.— М.: Просвещение, 2015, рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Сроки реализации программы: один учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты
проявляются в
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
понимать обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей;
понимать ключевые проблемы произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы, изучаемых в 7 классе;
понимать связи литературных произведений, изучаемых в 7 классе, с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценности и их современное звучание;
выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также находить и объяснять связи между ними;
выделять, определять, находить, перечислять признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
определять, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
определять, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);
анализировать фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
сопоставлять, сравнивать, находить сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
определять жанр произведения, характеризовать его особенности;
Обучающийся получит возможность научиться:
давать свое рабочее определение теоретико-литературному понятию;
находить способы проявления авторской позиции;
выделять крупные единицы произведения;
определять связи между частями текста для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста
анализировать художественное произведение.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 часов)
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (21 часов)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22 часов)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Михаил Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Повторение изученного. Рекомендации по чтению.
Тематическое планирование
№ п.п. | Наименование раздела/темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | 5 |
3 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА | 2 |
4 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | 21 |
5 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА | 22 |
6 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 2 |
| Итого | 53 |
Календарно - тематическое планирование |
№ п.п. | Дата проведения | Тема урока | Примечание |
П | Ф |
| | | ВВОДНЫЙ УРОК. Изображение человека как важнейшая задача литературы. | |
| | | Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой. | |
| | | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. | |
| | | Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости. | |
| | | «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». | |
| | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы. Отрывок «О пользе книг». Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Нравственные облик человека в древнерусской литературе». | |
| | | Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова. | |
| | | Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина. | |
| | | А.С.ПУШКИН и русская история. Поэмы «Полтава», «Медный всадник». Изображение Петра в поэмах. | |
| | | «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе. | |
| | | Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов» | |
| | | Пушкинская проза: «Станционный смотритель». Р.Р. Сочинение по произведениям А.С. Пушкина. | |
| | | Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова. | |
| | | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | |
| | | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ и его поэзия. | |
| | | Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. | |
| | | Образ Запорожской Сечи в повести « Тарас Бульба». | |
| | | Осада польского города Дубно. Анализ эпизода. | |
| | | Трагедия Тараса Бульбы. Р.Р. Сочинение по повести «Тарас Бульба». | |
| | | И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк». Стихотворения в прозе. | |
| | | Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины». | |
| | | Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. «Размышление у парадного подъезда». | |
| | | А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». | |
| | | М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка. | |
| | | Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик». | |
| | | Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». | |
| | | Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста. | |
| | | А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон». | |
| | | Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня». | |
| | | И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры». | |
| | | «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе. Жуковский, Бунин, А. Толстой. | |
| | | М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава). | |
| | | «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство». Р.Р. Сочинение – характеристика литературного героя. | |
| | | «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»). | |
| | | Л. АНДРЕЕВ. Личность писателя. Рассказ «Кусака». | |
| | | В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта. «Необычайное приключение…» | |
| | | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»: два взгляда на мир. | |
| | | А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка». | |
| | | А.П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова. | |
| | | На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. | |
| | | Героизм, патриотизм, самоотверженность в стихотворениях поэтов — участников войны. | |
| | | Б.Л. Пастернак и его творческая лаборатория. Стихотворения «Никого не будет дома…», «Июль». | |
| | | А.Т. ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения. | |
| | | Лирические размышления о жизни поэтов-песенников. | |
| | | Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади». | |
| | | Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа. | |
| | | Е. Носов «Живое пламя». | |
| | | Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро». | |
| | | «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева. | |
| | | «Тихая моя Родина»: пейзажная лирика поэтов 20 века. | |
| | | Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда». | |
| | | Из зарубежной литературы: поэзия. | |
| | | Из зарубежной литературы: проза. Повторение изученного. Рекомендации по чтению. | |