Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа
"Утверждаю"
Директор МБОУ НКСОШ
Приказ от 31.08.2022 г. № 157
___________________ / С.Н. Золотарева /
М.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Уровень общего образования (класс): основное общее, 8 класс
Количество часов: 70 часов
Учитель: Орехова Наталья Геннадиевна
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Наименование программы | Рабочая программа по литературе |
Основания для разработки программы | 1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г); 2) ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897 3) Основная образовательная программа ООО 6-9 классов (Приказ от 31.08.2022 г № 157) 4) Примерная программа по литературе для 5—9 классов /авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа). 5) Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин (авт. С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев). - 6 изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2019. |
Цели программы | - воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; - формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания; - освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; - овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. |
Задачи программы | - формировать способность понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы; - обогащать духовный мир учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы; - развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся. |
Количество часов | 70 |
Место предмета в учебном плане | Базисный учебный план на изучение литературы в 8 классе основной школы отводит 2 часа в неделю, всего 70 уроков. На основании учебного плана МБОУ НКСОШ на 2022-2023 учебный год (Приказ от 31.08.2022 г № 157) и регламентирования образовательного процесса (Приказ от 31.08.2022 г № 160), с целью выполнения программного материала мной уплотнено количество часов (2), предусмотренное программой по темам: «Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник». (Уроки №45 и 46), «А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе» №35 и «Пьеса «Снегурочка» (фрагмент). Своеобразие сюжета. Образ Снегурочки. Язык персонажей» №36. Эти темы будут объединены (две в одну) и выданы за один урок. Внесенные коррективы позволяют программный материал реализовать в полном объеме, не снижают уровень подготовки учащихся. |
Сроки реализации программы | 2022-2023 учебный год |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 8 классе
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.
1) Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2) Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
3) Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы учащиеся должны знать:
Тексты художественного произведения.
Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:
Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические, лирические и драматические произведения.
Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
Давать анализ отдельного эпизода.
Содержание учебного предмета «Литература» в 8 классе
Введение (1 ч.)
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества (2 ч.)
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы (3 ч.)
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственныхпредставлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века (3 ч.)
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. Р./р. Основная проблематика и тематика, новый тип героя.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы XIX века (33 ч.)
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман»,«Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение ив дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»,«Разуверение», «Муза ».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).
История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Р./р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. Контрольный тест.
«Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский). Р./р. Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Контрольный тест.
Р./р. Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Контрольная работа №1 (тест).
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Вн./чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века.
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А.Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Р./р. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л. Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Р./р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Контрольная работа №2 (тест) по теме «Литература 19 века».
Из литературы XX века (23 ч.)
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко.«Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Р./р. Подготовка к сочинению «Что есть красота?» (по стихотворению Н.А.Заболоцкого «Некрасивая девочка»).
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Р./р. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Вн.чт. «Музы не молчали» (стихи поэтов 20 века о войне).
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;
Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;
В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Р./р. Центральный конфликт и основные образы повести.
Р/р Сочинение по повести В.Г.Распутина «Уроки французского».
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Вн.чт. Час поэзии «Судьба Отчизны».
Итоговая контрольная работа.
Из зарубежной литературы (4 ч.)
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Итоговый урок. Что читать летом. (1 ч.)
Для заучивания наизусть
Г.Р. Державин. «Памятник».
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (монолог).
Н.А. Некрасов. «Тройка».
А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы…»
В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору.
Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору. А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок).
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Кошка и Соловей ». В.А. Жуковский. «Кубок». К.Ф. Рылеев. «Державин». П.А. Вяземский. «Тройка».
Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза».
А.С.Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»
М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад». Н.В. Гоголь. «Портрет».
И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».
Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Дедушка».
А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем…», «Я жду… Соловьиное эхо». Л.Н. Толстой. «Холстомер».
Из литературы XX века
М. Горький. «Сказки об Италии».
А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом…», «Проводила друга до передней…». М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года». С.А. Есенин. «Письмо матери». Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»
A.Грин. «Бегущая по волнам».
В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель». Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида».
B.Шаламов. «Детский сад».
В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки». В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».
Тематическое планирование по литературе для 8 класса
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов по разделу | Сроки | Письменные работы |
1. | Введение. Художественная литература и история | 1 | 01.09 | |
2. | Из устного народного творчества | 2 | 07.09-08.09 | |
3. | Древнерусская литература | 3 | 14.09-21.09 | |
4. | Литература 18 века | 3 | 22.09-29.09 | р./р. 29.09 |
5. | Литература 19 века | 33 | 05.10-09.02 | соч.10.11 к/т 23.11 д/соч. 24.11 к/т 08.12 соч.14.12 к/р 21.12 вн./чт. 22.12 р./р.25.01 соч. 08.02 к/р 09.02 |
6. | Литература 20 века | 23 | 15.02-11.05 | д./соч. 22.03 соч. 19.04 р./р.03.05 соч. 04.05 вн./чт. 10.05 к./р 11.05 |
7. | Зарубежная литература | 4 | 17.05-25.05 | |
8. | Итоговый урок | 1 | 31.05 | |
| Итого | 70 часов | | к/р – 3, к/т – 2, соч. - 7 |
Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса
№ | Тема раздела, урока | Количество часов по разделу, теме | Дата |
1. | Введение Художественная литература и история. | 1 | 01.09 |
| ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА | 2 | |
2. | Исторические песни «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета». Отражение представлений народа в песне-плаче. | 1 | 07.09 |
3. | Исторические песни «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск». Нравственная проблематика в исторической песне. | 1 | 08.09 |
| ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 3 | |
4. | «Житие Сергия Радонежского», Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент). Глубина и сила нравственных представлений о человеке. | 1 | 14.09 |
5. | «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. | 1 | 15.09 |
6. | «Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы. | 1 | 21.09 |
| ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVІІІ ВЕКА | 3 | |
7. | Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. «Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии. | 1 | 22.09 |
8. | Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Повесть «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. | 1 | 28.09 |
9. | «Бедная Лиза». Образ Лизы. Р./р. Основная проблематика и тематика, новый тип героя. | 1 | 29.09 |
| ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XІX ВЕКА | 33 | |
10. | В.А.Жуковский. Основные темы, мотивы лирики. «Лесной царь», «Невыразимое». | 1 | 05.10 |
11. | К.Ф. Рылеев. Основные темы и мотивы лирики. «Иван Сусанин». | 1 | 06.10 |
12. | А.С. Пушкин Тематическое богатство поэзии поэта. Стихотворения «И.И.Пущину», «Бесы». | 1 | 12.10 |
13. | Роман «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. | 1 | 13.10 |
14. | Система образов романа «Капитанская дочка». Композиция. Образ рассказчика. | 1 | 19.10 |
15. | Роман «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева. | 1 | 20.10 |
16. | Роман «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости. | 1 | 26.10 |
17. | Роман «Капитанская дочка». Образ Маши Мироновой. | 1 | 27.10 |
18. | Роман «Капитанская дочка». Образ Пугачева. Отношение писателя к событиям и героям. | 1 | 09.11 |
19. | Р./р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | 10.11 |
20. | М.Ю.Лермонтов Кавказ в жизни и в творчестве. | 1 | 16.11 |
21. | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Основные мотивы поэмы. | 1 | 17.11 |
22. | Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Художественная идея и средства её выражения. Образ-персонаж, образ-пейзаж. Контрольный тест. | 1 | 23.11 |
23. | «Мцыри – любимый идеал поэта» (В.Белинский). Р./р. Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | 1 | 24.11 |
24. | Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии. Творческая и сценическая история пьесы «Ревизор». | 1 | 30.11 |
25. | Комедия «Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига. | 1 | 01.12 |
26. | Комедия «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора. | 1 | 07.12 |
27. | Комедия «Ревизор». Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Контрольный тест. | 1 | 08.12 |
28. | Р./р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | 1 | 14.12 |
29. | И.С. Тургенев. Основные вехи биографии. Повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. | 1 | 15.12 |
30. | Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера. Контрольная работа №1 (тест). | 1 | 21.12 |
31 . | Вн./чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века. | 1 | 22.12 |
32. | Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Зелёный Шум». | 1 | 11.01 |
33. | А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта: «Целый мир от красоты..». | 1 | 12.01 |
34. | А.А. Фет «Учись у них: у дуба, у берёзы». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета. | 1 | 18.01 |
35. | А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. | 1 | 19.01 |
36. | Пьеса «Снегурочка» (фрагмент). Своеобразие сюжета. Образ Снегурочки. Язык персонажей. | 1 | |
37. | Пьеса «Снегурочка» (фрагмент). Р./р. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. | 1 | 25.01 |
38. | Л.Н. Толстой. Вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести). | 1 | 26.01 |
39. | Рассказ «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. | 1 | 01.02 |
40. | Рассказ «После бала». Приёмы создания образов. | 1 | 02.02 |
41. | Р./р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». | 1 | 08.02 |
42. | Контрольная работа №2 (тест) по теме «Литература 19 века». | 1 | 09.02 |
| ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА | 23 | |
43. | М. Горький. Вехи биографии писателя. Рассказ «Макар Чудра». | 1 | 15.02 |
44. | Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. | 1 | 16.02 |
45-46. | Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник». | 2 | 22.02 (в 1 урок) |
47. | В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | 01.03 |
48. | Н.А. Тэффи. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей. | 1 | 02.03 |
49. | М.М. Зощенко. Краткие сведения о поэте. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа. | 1 | 09.03 |
50. | Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта. | 1 | 15.03 |
51. | Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта. | 1 | 16.03 |
52. | Р./р. Подготовка к сочинению «Что есть красота?» (по стихотворению Н.А.Заболоцкого «Некрасивая девочка»). | 1 | 22.03 |
53. | М.В.Исаковского. Основные вехи биографии. Стихотворения «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». | 1 | 23.03 |
54. | А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль» (главы из поэмы). | 1 | 05.04 |
55. | Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. | 1 | 06.04 |
56. | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. | 1 | 12.04 |
57. | Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти. | 1 | 13.04 |
58. | Р./р. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». | 1 | 19.04 |
59. | Вн.чт. «Музы не молчали» (стихи поэтов 20 века о войне). | 1 | 20.04 |
60. | В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина. | 1 | 26.04 |
61. | Нравственная проблематика повести В.Г.Распутина «Уроки французского». Мотивы милосердия. | 1 | 27.04 |
62. | Повесть В.Г.Распутина «Уроки французского». Р./р. Центральный конфликт и основные образы повести. | 1 | 03.05 |
63. | Р/р Сочинение по повести В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | 04.05 |
64. | Вн.чт. Час поэзии «Судьба Отчизны». | 1 | 10.05 |
65. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 11.05 |
| ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 4 | |
66. | У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). | 1 | 17.05 |
67. | Основной конфликт и сценическая история пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта». | 1 | 18.05 |
68. | М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. | 1 | 24.05 |
69. | Роман «Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. | 1 | 25.05 |
70. | Итоговый урок. Что читать летом. | 1 | 31.05 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Заседание МО гуманитарного цикла
МБОУ НКСОШ (протокол №1от 29.08.2022 г.
Руководитель МО
__________/ Беляева Е.А/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
______________ /Сухорукова Е.В. /
30.08.2022 г
11