СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Рабочая программа по литературе  для 8  класса разработана на основе федерального  компонента  государственного стандарта основного общего образования требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования второго поколения (2010 г.); примерной программы по учебным предметам. Программа по литературе для 5—9 классов /авт.-сост. С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

             Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы:  учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин (авт. С.А. Зинин,  В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев). - 6 изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2019.

             Рабочая программа для 8  класса рассчитана на 2 часа  в неделю, общий объем 70 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 7 класса»

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа



"Утверждаю"

Директор МБОУ НКСОШ

Приказ от 31.08.2022 г. № 157

___________________ / С.Н. Золотарева /



М.п.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе



Уровень общего образования (класс): основное общее, 8 класс


Количество часов: 70 часов


Учитель: Орехова Наталья Геннадиевна


















2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Наименование программы

Рабочая программа по литературе

Основания для разработки программы

1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);

2) ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897

3) Основная образовательная программа ООО 6-9 классов (Приказ от 31.08.2022 г № 157)

4) Примерная программа по литературе для 5—9 классов /авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

5) Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин (авт. С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев). - 6 изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2019.

Цели программы


- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи программы


- формировать способность понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

- обогащать духовный мир учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

- развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.

Количество часов

70

Место предмета в учебном плане

Базисный учебный план на изучение литературы в 8 классе основной школы отводит 2 часа в неделю, всего 70 уроков. На основании учебного плана МБОУ НКСОШ на 2022-2023 учебный год (Приказ от 31.08.2022 г № 157) и регламентирования образовательного процесса (Приказ от 31.08.2022 г № 160), с целью выполнения программного материала мной уплотнено количество часов (2), предусмотренное программой по темам: «Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник». (Уроки №45 и 46), «А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе» №35 и «Пьеса «Снегурочка» (фрагмент). Своеобразие сюжета. Образ Снегурочки. Язык персонажей» №36. Эти темы будут объединены (две в одну) и выданы за один урок. Внесенные коррективы позволяют программный материал реализовать в полном объеме, не снижают уровень подготовки учащихся.

Сроки реализации программы

2022-2023 учебный год










































Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 8 классе


Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.

1) Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

2) Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.


3) Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


В результате изучения литературы учащиеся должны знать:

  1. Тексты художественного произведения.

  2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

  3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

  5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.

  4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

  6. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

  7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

  8. Давать анализ отдельного эпизода.
























Содержание учебного предмета «Литература» в 8 классе

Введение (1 ч.)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведе­ния в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды лите­ратуры.

Из устного народного творчества (2 ч.)

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на вы­бор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смолен­ска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства вырази­тельности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историче­ская песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление слова­ря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фоль­клорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы (3 ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Алексан­дра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произве­дениях русской литературы. Глубина и сила нравственныхпредставлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематиче­ское многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировки и запись выводов, наблюдения над лексическим соста­вом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы XVIII века (3 ч.)

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. Р./р. Основная проблематика и тематика, новый тип героя.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на­чало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировка и запись выводов, похвальное слово историку и писате­лю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из литературы XIX века (33 ч.)

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невырази­мое».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман»,«Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение ив дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»,«Разуверение», «Муза ».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соло­вей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными про­изведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихо­творения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Пе­сни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).

История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и систе­мы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, лю­бовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исто­рической прозы.

Р./р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Теория литературы: послание, песня, художественно-выра­зительная роль частей речи (местоимение), поэтическая инто­нация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, со­ставление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и му­зыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основ­ные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выраже­ния; образ-персонаж, образ-пейзаж. Контрольный тест.

«Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский). Р./р. Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романти­ческое движение; поэтический синтаксис (риторические фигу­ры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, со­ставление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче­ского воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая ис­тория пьесы, русское чиновничество в сатирическом изобра­жении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чи­нопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Контрольный тест.

Р./р. Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Теория литературы: драма как род литературы, своеоб­разие драматических произведений, комедия, развитие по­нятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантасти­ческий элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирова­ния, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ин­сценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в ли­тературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем сме­ялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе­ния писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и траги­ческое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность харак­тера — основное в образе героини.

Контрольная работа №1 (тест).

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фраг­ментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется уча­щимися).

Вн./чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века.

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотво­рении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); вырази­тельные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составле­ние словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкаль­ных записей.

А.А.Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром при­роды, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литератур­ный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:

Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;

П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Р./р. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзапи­си, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Л. Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чув­ство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Р./р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

Теория литературы: автобиографическая проза, компо­зиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Контрольная работа №2 (тест) по теме «Литература 19 века».

Из литературы XX века (23 ч.)

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое свое­образие, образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитат­ный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, кинематографические версии ранних расска­зов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в сти­хах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викто­рина по материалам конкурсных работ учащихся.

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко.«Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; че­ловек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сати­ра, ирония, сарказм (расширение представлений о поня­тиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, состав­ление словаря лексики персонажа.

Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармо­нии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Р./р. Подготовка к сочинению «Что есть красота?» (по стихотворению Н.А.Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочине­ние-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

М.В. Исаковский

Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Р./р. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Вн.чт. «Музы не молчали» (стихи поэтов 20 века о войне).

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к со­чинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по матери­алам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;

Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художе­ственное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардов­ского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;

В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В. Исаковский. «Катюша»;

М.А. Светлов. «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский. «Слеги»;

Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится зе­мля…»;

B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уро­ки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повество­вания. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на гра­ницы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Р./р. Центральный конфликт и основные образы повести.

Р/р Сочинение по повести В.Г.Распутина «Уроки французского».

Теория литературы: развитие представлений о типах рас­сказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характери­зующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на ки­ноэкране.

Вн.чт. Час поэзии «Судьба Отчизны».

Итоговая контрольная работа.

Из зарубежной литературы (4 ч.)

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульет­та ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основ­ная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, со­общения учащихся.

Итоговый урок. Что читать летом. (1 ч.)

Для заучивания наизусть

Г.Р. Державин. «Памятник».

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (монолог).

Н.А. Некрасов. «Тройка».

А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы…»

В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору.

Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору. А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок).

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты но­ченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей ». В.А. Жуковский. «Кубок». К.Ф. Рылеев. «Державин». П.А. Вяземский. «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негро­мок…», «Муза».

А.С.Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад». Н.В. Гоголь. «Портрет».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Пер­вая любовь».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Де­душка».

А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем…», «Я жду… Соловьиное эхо». Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из литературы XX века

М. Горький. «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы пе­ред столом…», «Проводила друга до передней…». М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года». С.А. Есенин. «Письмо матери». Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»

A.Грин. «Бегущая по волнам».

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель». Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида».

B.Шаламов. «Детский сад».

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки». В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».









































Тематическое планирование по литературе для 8 класса


п/п

Тема раздела

Кол-во

часов по разделу

Сроки

Письменные работы

1.

Введение. Художественная литература и история

1

01.09


2.

Из устного народного творчества

2

07.09-08.09


3.

Древнерусская литература

3

14.09-21.09


4.

Литература 18 века

3

22.09-29.09

р./р. 29.09

5.

Литература 19 века

33

05.10-09.02

соч.10.11

к/т 23.11

д/соч. 24.11

к/т 08.12

соч.14.12

к/р 21.12

вн./чт. 22.12

р./р.25.01

соч. 08.02

к/р 09.02

6.

Литература 20 века

23

15.02-11.05

д./соч. 22.03

соч. 19.04

р./р.03.05

соч. 04.05

вн./чт. 10.05

к./р 11.05

7.

Зарубежная литература

4

17.05-25.05


8.

Итоговый урок

1

31.05



Итого

70 часов


к/р – 3, к/т – 2, соч. - 7





















Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса



Тема раздела, урока


Количество часов по разделу, теме


Дата

1.

Введение

Художественная литература и история.

1

01.09


ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

2


2.

Исторические песни «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета». Отражение представлений народа в песне-плаче.


1

07.09

3.




Исторические песни «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск». Нравственная проблематика в исторической песне.

1

08.09


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3


4.

«Житие Сергия Радонежского», Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент).

Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

1

14.09

5.

«Слово о погибели Русской земли».

Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.


1

15.09

6.

«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.

1

21.09


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVІІІ ВЕКА

3


7.

Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник.

«Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии.

1

22.09

8.

Карамзин Н.М. Основные вехи биографии.

Повесть «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

1

28.09

9.

«Бедная Лиза». Образ Лизы.

Р./р. Основная проблематика и тематика, новый тип героя.

1

29.09


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XІX ВЕКА

33



10.

В.А.Жуковский. Основные темы, мотивы лирики. «Лесной царь», «Невыразимое».

1

05.10

11.

К.Ф. Рылеев. Основные темы и мотивы лирики. «Иван Сусанин».

1

06.10

12.

А.С. Пушкин Тематическое богатство поэзии поэта. Стихотворения «И.И.Пущину», «Бесы».

1

12.10

13.

Роман «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.

1

13.10

14.

Система образов романа «Капитанская дочка». Композиция. Образ рассказчика.

1

19.10

15.

Роман «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.

1

20.10

16.

Роман «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости.

1

26.10

17.

Роман «Капитанская дочка». Образ Маши Мироновой.

1

27.10

18.

Роман «Капитанская дочка». Образ Пугачева. Отношение писателя к событиям и героям.

1

09.11

19.

Р./р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1

10.11

20.


М.Ю.Лермонтов

Кавказ в жизни и в творчестве.

1

16.11

21.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Основные мотивы поэмы.

1

17.11

22.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Художественная идея и средства её выражения. Образ-персонаж, образ-пейзаж.

Контрольный тест.

1

23.11

23.

«Мцыри – любимый идеал поэта» (В.Белинский).

Р./р. Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

1

24.11

24.

Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии. Творческая и сценическая история пьесы «Ревизор».

1

30.11

25.

Комедия «Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.

1

01.12

26.

Комедия «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.

1

07.12

27.

Комедия «Ревизор». Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Контрольный тест.

1

08.12

28.

Р./р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

1

14.12

29.

И.С. Тургенев. Основные вехи биографии. Повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.

1

15.12

30.

Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.

Контрольная работа №1 (тест).

1

21.12

31 .

Вн./чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века.

1

22.12

32.



Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии.

Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Зелёный Шум».

1

11.01

33.

А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта: «Целый мир от красоты..».

1

12.01

34.

А.А. Фет «Учись у них: у дуба, у берёзы». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

1

18.01

35.

А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе.

1

19.01

36.

Пьеса «Снегурочка» (фрагмент). Своеобразие сюжета. Образ Снегурочки. Язык персонажей.

1


37.

Пьеса «Снегурочка» (фрагмент).

Р./р. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

1

25.01

38.

Л.Н. Толстой. Вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести).

1

26.01

39.

Рассказ «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

1

01.02

40.

Рассказ «После бала». Приёмы создания образов.

1

02.02

41.

Р./р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

1

08.02

42.

Контрольная работа №2 (тест) по теме «Литература 19 века».

1

09.02


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

23



43.

М. Горький. Вехи биографии писателя. Рассказ «Макар Чудра».

1

15.02

44.

Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.

1

16.02


45-46.

Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник».

2

22.02

(в 1 урок)

47.

В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям».

1

01.03

48.

Н.А. Тэффи. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.

1

02.03

49.

М.М. Зощенко. Краткие сведения о поэте. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

1

09.03

50.

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта.

1

15.03

51.

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта.

1

16.03

52.

Р./р. Подготовка к сочинению «Что есть красота?» (по стихотворению Н.А.Заболоцкого «Некрасивая девочка»).

1

22.03


53.

М.В.Исаковского. Основные вехи биографии. Стихотворения «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы».

1

23.03

54.

А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль» (главы из поэмы).

1

05.04

55.

Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора.

1

06.04

56.

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

1

12.04

57.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

1

13.04

58.

Р./р. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

1

19.04

59.

Вн.чт. «Музы не молчали» (стихи поэтов 20 века о войне).

1

20.04

60.

В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя.

20 век на страницах прозы Распутина.

1

26.04

61.


Нравственная проблематика повести В.Г.Распутина «Уроки французского». Мотивы милосердия.

1

27.04

62.

Повесть В.Г.Распутина «Уроки французского».

Р./р. Центральный конфликт и основные образы повести.

1

03.05

63.

Р/р Сочинение по повести В.Г.Распутина «Уроки французского».

1

04.05

64.

Вн.чт. Час поэзии «Судьба Отчизны».

1

10.05

65.

Итоговая контрольная работа.

1

11.05


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4


66.

У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты).

1

17.05

67.

Основной конфликт и сценическая история пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

1

18.05

68.


М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота.

1

24.05

69.

Роман «Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе.

1

25.05

70.

Итоговый урок. Что читать летом.

1

31.05


































Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 

 

 

 

 

 


































































































СОГЛАСОВАНО

Заседание МО гуманитарного цикла

МБОУ НКСОШ (протокол №1от 29.08.2022 г.

Руководитель МО

__________/ Беляева Е.А/





СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

по учебной работе

______________ /Сухорукова Е.В. /

30.08.2022 г












11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!