МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОПАНИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено На заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № 1 от « » . 2019 г., Руководитель: ________ / ./ | Согласовано заместитель директора по УВР ________/ / «_____» «__________ » 2010 г « » . 2019 г | Утверждено: Директор школы: _______ / «» 2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литература»
Предметная область «Русский язык. Литература»
Класс 8
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Программа разработана
Шерешевой Юлией Владимировной
учителем русского языка и литературы
с. Копанище
2019 г.
1. Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основании следующих нормативных документов:
1.Федерального государственного стандарта основного общего образования.
2.Примерной программы общеобразовательных учреждений по предмету «Литература» 3.Авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008 и Образовательной программы основного общего образования МКОУ Копанищенская СОШ в контексте ФГОС.
4. Учебного плана МКОУ Копанищенская СОШ на 2019 -2020 учебный год
5.Федерального перечня учебников на 2016-2017 учебный год
В соответствии с Учебным планом ОУ на 2019-2020 учебный год на изучение предмета отведено 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель ).
Ресурсное обеспечение программы:
Основная литература:
Коровина В. Я, Журавлёв В. П, Коровин В. И Литература: 8 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018
Коровина В. Я. Литература: 8 кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2014
Дополнительная литература:
Учителя:
Золотарёва И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2016
Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок», 2006-2010
Материалы газеты «Литература. Первое сентября», 2006, 2007-2010
Материалы журнала «Литература в школе»: 2003, 2006, 2007-2010, 2014
Ученика:
Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю-щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений.
• Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
• Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание ; житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
3.Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на |
уроки | развитие речи | контрольные работы | внеклассное чтение | проекты |
1. | Введение | 1 | 1 | | | | |
2. | Устное народное творчество | 3 | 3 | | | | |
3. | Древнерусская литература | 2 | 2 | | | | |
4. | Русская литература XVIII века | 4 | 3 | 1 | | | |
5. | Русская литература XIX века | 50 | 29 | 7 | 4 | 5 | 5 |
6. | Русская литература XX века | 33 | 21 | 6 | 2 | 2 | 2 |
7. | Зарубежная литература | 8 | 8 | | | | |
8. | Итоговое повторение | 4 | 2 | | 2 | | |
| ИТОГО | 105 | 69 | 14 | 8 | 7 | 7 |
3. 1.Содержание учебного курса
Введение – 1 час
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
Устное народное творчество – 2 часа
Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни.
Частушки. Особенности художественной формы фольклорных произведений
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Древнерусская литература – 2 часа
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).
Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальное представление). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление).
Литературы XVIII века – 4 часа (3+1р.р)
Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении
Литературы XIX века -50 час (29+7рр+5вн.ч+4к.р+ 5проектов)
И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Образ Ермака Тимофеевича.
А.С.Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в русской литературе.
Стихотворения «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновенье…». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.
«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.
«Капитанская дочка». История создания произведения. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Роль эпиграфа
Гринёв: жизненный путь героя. Формирование характера и взглядов героя. Швабрин - антигерой. Маша Миронова – нравственная красота героини.
Пугачёв и народное восстание в произведении и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Четыре встречи Пугачёва и Гринёва
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов - персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтически – условный историзм поэмы. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и природы в поэме, их роль в произведении. Идейное содержание поэмы. Композиция поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Понятие о « миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика гоголевской сатиры.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
Н.В.Гоголь. Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно – политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа
Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.
Теория литературы Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Деталь как средство создания образа в рассказе
Л.Н.Толстой. «После бала». Социально – нравственные проблемы в рассказе Главные герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа
Теория литературы. Художественная деталь Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
Теория литературы Психологизм художественной литературы.
Литературы XX века –33 час(21+6рр+2 к.р+2 вн.ч+2 проекта)
И.А.Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.
А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле
А.А.Блок. «Россия», «На поле Куликовом», «Мир на Куликовом поле». Историческая. тема в творчестве А. Блока. Образ России.
С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме
И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
М.А.Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Для самостоятельного чтения.
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования
Тэффи. «Жизнь и воротник»
М.Зощенко. «История болезни». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме
Теория литературы Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальное представление).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину: М.Исаковский, Б.Окуджава, А.Фатьянов, Л.Ошанин и др. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
А.П. Платонов. «Возвращение». Картины мирной жизни в рассказе. Образ героя – повествователя.
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства
Теория литературы Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. И. Анненский, Д Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. (Н. Ощуп, З. Гиппиус, Дон Аминадо, И. Бунин)
Зарубежная литература – 8 часов
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и Джульетта как символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии
Ж. – Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм (развитие понятий).
В.Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним» образом.
Повторение. Обобщение – 4 часа (2+2 к.р)
4. Основные формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности
Основная форма организации учебного процесса – урок. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс. В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие формы проведения урока:
уроки-лекции, уроки-собеседования, урок-практическая работа, уроки-соревнования,
уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, мастерские, уроки-зачеты, уроки-творческие отчеты, уроки-конкурсы, уроки-игры, уроки-диалоги, уроки-семинары, уроки-концерты, уроки-презентации проектов, урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-практикум
урок развития речи.
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
4.1 ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
4.2 Основные виды контроля
Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля:
Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос).
Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела. Это: беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, написание мини-сочинений).
Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), составление сравнительной характеристики литературного героя по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов, сочинение синквейнов;
Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций, составление тезисных планов).
Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Литература» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи. Сюда относятся :контрольные работы, контрольное тестирование, анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов: анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания, дифференцированный зачет с творческим заданием; проектная, исследовательская работа.
Методы контроля:
устные (опрос, взаимоопрос);
письменные (письменный опрос, тесты),
программированные (медиапрезентации),
комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов).
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование.
Вводный урок – 1 час | дата |
№ | Тема урока | Домашнее задание | план | факт |
1 | Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | Прочитать статью учебника с.3-4. Пересказать вступительную статью; Ответить на вопросы. | | |
Устное народное творчество -3 часа |
2 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в лирических и исторических песнях. . | стр 6-8, 11 -14 конспект, термины выучить. Создание частушек на школьную тему. Подготовка проекта1 «Частушки и народные песни». | | |
3. | Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Проект «Частушки и народные песни». | | | |
4 | Предание как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком» | 1.составить план в виде вопросов. Стр 15 – 19 прочитать, ответить на вопросы стр 19. | | |
Древнерусская литература – 2 часа | | |
5 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). | Подготовить устную или письменную характеристику (по выбору) А.Невского. Составить словарь устаревших слов., выучить определения, ответы на вопросы стр 30, стр 31 -33 прочитать. | | |
6 | Повесть «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | Выучить определение «юмор», «сатира», ответы на вопросы на стр39 -40 (3,5) | | |
Русская литература 18 века – 4 часа(3+1 р.р) | | |
7 | Д.И.Фонвизин-«сатиры местной властелин». «Недоросль» Социальная и нравственная проблематика комедии. | Знать основные правила классицизма( стр 73 -76), прочитать стр 41 -45, дочитать «Недоросль». Проект «Комедия Фонвизина на сцене » | | |
8 | Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Защита проекта «Комедия Фонвизина на сцене» | Дать хар-ку Митрофанушке (по плану характеристики литер. героя). Инд .задания (-эпизоды, в кот. М. только смешон. -. отношение М. к родителям, - отношение к Софье. к слугам. -Образование ) | | |
9 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | Ответить на вопросы, подготовиться к сочинению. | | |
10 | РР Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению. «Только ли смешон Митрофанушка?» | Написать сочинение. И.А.Крылов. Прочитать басни Инд.зад.: «Крылов-философ», «Крылов-журналист», «Крылов-музыкант». Переводы Тукая басен Крылова. | | |
Русская литература 19 века – 50 (29+7 р.р+ 4 к.р+5 вн.чт+5 проектов) | | |
11 | А.И.Крылов «Лягушки, просящие Царя», «Обоз».Историческая основа басен. | 1.Сделать рисунки к басням., 2 прочитать стр 79 - 84 3.Найти в словаре определение слова «романтизм». Проект 2 «Баснописцы народов мира» | | |
12 | И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | Индивидуальные задания, выразительное чтение басен. | | |
13 | Проект «Баснописцы народов мира» | Индивидуальные сообщения о К. Ф. Рылееве, прочитать «Смерть Ермака» | | |
14 | К.Ф.Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение. | Чтение думы, ответы на вопросы, конспект лекции прочитать. | | |
15. | Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком». Понятие о думе. | Определение думы выучить, подготовиться к сочинению. | | |
16. | Р. Р. 1 Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 17- 18 веков». | Написать сочинение 1.Образцовый гражданин в лирике и в думах К.Ф.Рылеева. 2.Сообщения: 1.Лицейские годы А.С.Пушкина. Дружба Пушкина и Керн. | | |
17 | А.С.Пушкин. Основные мотивы лирики поэта. «19 октября», «Туча», «Я помню чудное мгновенье». | Письменный анализ одного из стих-ий Инд.задания: доклады «Пушкин и история» | | |
18 | Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина. (на основе изученного в 6 -7 кл) | Стр 94 -102 прочитать, конспект. Проект3 «Пушкин в Оренбурге». | | |
19. | Проект «Пушкин в Оренбурге». | Индивидуальные сообщения. Ответы на вопросы. | | |
20. | А. С. Пушкин «История Пугачёва». | Индивидуальные сообщения, определение реализма найти. | | |
21 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. | Пересказ отрывка, чтение главы 1, пересказ «Жизнь Петруши в родительском доме», определить по словарю смысл терминов «честь», «честолюбие». | | |
22 | Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. | Чтение выборочных глав повести, ответы на вопросы, составить план. | | |
23 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова- нравственный идеал Пушкина. | 1.Выделите основные эпизоды встреч Гринёва с Пугачёвым, характер их взаимоотношений2.Характеристика Пугачёва от лица Савельича, Маши, Гринёва . | | |
24 | Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. | Стр. 211 -213 прочитать. Выполнить задания стр 214 (1 -3) | | |
25 | Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Понятие о романе и реалистическом произведении. | Компьютерная презентация «Герои повести «Капитанская дочка»», стр 216 -218 вопросы Подготовиться к сочинению. | | |
26. | Р.Р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». | подготовиться к внеклассному чтению по повести А. Пушкина «Пиковая дама» | | |
27. | Вн.1 А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблемы человека и судьбы. | Ответ на проблемный вопрос, индивидуальные задания. | | |
28 | Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга .Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | Подготовиться к контрольной работе по творчеству А. С. Пушкина | | |
29 | Контрольная работа №1 по творчеству А.С.Пушкина | .Инд.зад.: сообщение «История в восприятии М.Ю. Лермонтова» (учебник литер. 8кл. стр228 -.230 . стр 251 – конспект. Повт. стихотворные размеры. | | |
30 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова. | 1.Прочитать поэму «Мцыри». Составить цитатный план поэмы «Мцыри». Выучить отрывок наизусть. | | |
31 | М.Ю.Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма. Образ романтического героя. | Инд. Задания: 1. «Мцыри» как романтическая поэма» 2. «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». 3.наизусть отрывок | | |
32 | М.Ю. Лермонтов. Особенности композиции поэмы. Роль описаний природы. | 1.Подготовиться к сочинению. Презентация (проект) «Кавказские пейзажи» Стр 254-256 прочитать, стр 257 (2 вопрос) | | |
33 | Р.Р.Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». | Сочинение дописать. | | |
34 | Защита проекта «Кавказские пейзажи в творчестве М. Ю. Лермонтова » | Подготовиться к контрольной работе. | | |
35. | Контрольная работа № 2 по творчеству М. Ю. Лермонтова | Инд.зад: «Судьба Н.В. Гоголя». История создания комедии Премьера комедии( афишу). | | |
36 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории и исторической теме в художественном творчестве. | Подготовить литер. термины (экспозиция, завязка , кульминация, развязка).стр 261 -264 прочитать, конспект статьи. | | |
37 | Н.В.Гоголь. Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».История создания комедии и её первой постановки. | .Составить таблицу «Чиновники уездного города» Чтение комедии. стр 261(1 вопрос) Проект 4 «Комедия Гоголя на сцене» | | |
38 | Проект «Комедия Н. В. Гоголя на сцене». | Составление таблицы, ответы на вопросы. | | |
39 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». Развитие представлений о комедии, сатире. Юморе. | 1.2,3-е действия, 2.Устно вопросы учебника, 3.Выписать ремарки, характеризующие поведение Городничего и Хлестакова | | |
40 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | 1.Объяснить смысл фамилии Хлестакова. 2.Что такое хлестаковщина в вашем понимании 3.Перечитать 5 действие, вопрос на стр 355 | | |
41 | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. | Определения повторить, творческое задание , ответить на вопросы. | | |
42 | РР Подготовка к дом. сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении». | 1. ответить на вопросы к 5действию. Стр 353 (1,2 вопросы), стр 355 (11 в) 2 инд Трактовка образа Хлестакова разными актёрами 3.устная хар-ка Городничего или Хлестакова(на выбор) | | |
43 | Н.В.Гоголь «Шинель». Мотив обиды. Образ «маленького человека» в литературе. | Иллюстрацию к финалу пр-ния. Подробный пересказ отрывка «Новая шинель чиновника» Проект 5 «Петербург в повести «Шинель»» | | |
44 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга в повести. Проект. | 1.Сочинение:«Образ маленького человека» в повести Г. «Шинель». 2.Подготовиться к контр.работе. по тв- ву М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. | | |
45 | Зачёт по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. | Подготовиться к внеклассному чтению. | | |
46 | Вн.чт И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». | Чтение повести, характеристика героев по плану. | | |
47 | Вн.чт.Роль 16 главы в повести И. С. Тургенева «Ася». Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. | Индивидуальные сообщения о Салтыкове – Щедрине, чтение «История одного города». | | |
48 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).Сюжет и система образов. | 1.Дочитать отрывок из «История …». 2.Составить характеристику глуповцев. 3.Инд.зад.подготовить сообщение «Ироническая сатира. Гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык». | | |
49 | Образы градоначальников города Глупова в «Истории одного города». Понятие иронии, сатиры, гиперболы, гротеска, пародии. | Выписать характеристики градоначальников, ответить на вопросы. | | |
50 | Р.р Анализ эпизода из романа «История одного города» | -письменно ответить на вопрос: «Что я открыл для себя, прочитав отрывок «История…» -задание 2 учебник | | |
51 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Старый гений». Сюжет и герои. | Сочинение –рассуждение: «В чём смысл эпиграфа и названия произведения. Повторить худ. выразит средства языка. | | |
52. | Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Художественная деталь как средство создания художественного образа. | Стр 25 -26 ответить на вопросы Индивидуальные сообщения о Л. Н. Толстом. Стр 28 -30 прочитать | | |
53 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | Сравнительная таблица «На балу и После бала».Устно ответить на вопросы стр 40 -41 (1 -6) | | |
54 | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции рассказа. Психологизм рассказа. | Инд.задания .Подготовить тест по биографии и творчеству Толстого (по стр. учебника).. Проект 6 «Жизненные источники рассказа После бала» «Отрочество» Л. Н. Толстого прочитать. | | |
55. | Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество». | Подготовиться к контрольной работе | | |
56. | Контрольная работа № 3 по творчеству Н. С. Лескова и Л. Н. Толстого. | Индивидуальные сообщения о поэтах. Проект 7 «Родная природа в поэзии 19 века» | | |
57. | Р. Р Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.Фета, А. Н. Майкова | Выучить одно стихотворение, сделать анализ. | | |
58 | Проект «Родная природа в поэзии 19 века» | Индивидуальные сообщения о жизни и творчестве А. П. Чехова. | | |
59. | А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | 1.Подготовить инд. пересказ эпизодов. 2.составить план –характеристику на героя: подготовиться к внеклассному чтению. | | |
60. | Вн. чтение 2 А. П. Чехов «Человек в футляре» | Индивидуальные сообщения о жизни И. Бунина. Презентация. | | |
Русская литература 20 века -33(21+6 р.р+2 к.р.+2вн.ч+2проекта) | | |
61 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». | 1. Составить кластер «Любовь по Бунину»., ответить на вопросы стр 70 -71(2часть) Проект 8 «Лики любви» по творчеству Чехова, Бунина, Куприна. | | |
62 | Мастерство Бунина –прозаика. | Индивидуальные сообщения о А. И. Куприне, конспект лекции прочитать. | | |
63 | А.И.Куприн. Нравственные проблемы рас сказа «Куст сирени». | Выбрать цитаты к сравнительной хар -ке Николая и Веры Алмазовых в таблицу, стр 80 | | |
64 | Р.Р. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» | Написать дом. сочинение. Индивидуальные сообщения о жизни и творчестве А. Блока | | |
65 | Проект «Лики любви» по творчеству Бунина, Куприна, Чехова | Подготовиться к внеклассному чтению. | | |
66 | Вн.ч. Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» | Подготовиться к сочинению по рассказам Н. С. Лескова, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А, И. Куприна. | | |
67. | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, А. П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. | Индивидуальные сообщения о жизни и творчестве А. Блока. | | |
68 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Образ России. | Подготовить выразительное чтение цикла «На поле Куликовом», ответы на вопросы, анализ стихотворения | | |
69 | Образ Родины в лирическом цикле А. А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов. | Выучить стихотворение, ответить на вопросы. | | |
70 | Р.Р. Обучение выразительному чтению. | Индивидуальные задания о жизни и творчестве С. А. Есенина. | | |
71 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» – поэма на историческую тему. | Выписать из произведения внешние данные героя, ответы на вопросы. Индивидуальные сообщения « Образ Пучачёва». | | |
72 | Образ предводителя восстания в поэме С. А. Есенина «Пугачёв». Понятие о драматической поэме. | Подготовиться к уроку – конференции, конспект лекции прочитать, определение выучить. | | |
73 | РР Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина, С.А.Есенина. | 1.Инд. задания 2.прочитать о Шмелеве стр . 103 -104 | | |
74 | И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем».- воспоминание о пути к творчеству. | Сочинение-рассказ «Как я писал первое сочинение?» стр 112 -113 вопросы, творческое задание стр 114 | | |
75 | М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | Пересказ текст, определение выучить, вопрос 3 стр 121. | | |
76 | Контрольная работа по творчеству А.А. Блока. С.А. Есенина, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва. | Индивидуальные сообщения. | | |
77 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» | Стр 123 ,конспект. Стр 124 -133 прочитать, творческое задание стр 133 | | |
78. | Тэффи «Жизнь и воротник». | Стр 138 -139 вопросы ответить. | | |
79. | М. Зощенко «История болезни» | Стр 144 -145 ответить на вопросы, индивидуальные сообщения о жизни и творчестве Твардовского. | | |
80 | А.Т.Твардовский Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». | 1.Выучить отрывок наизусть, чтение глав поэмы, ответы на вопросы.стр 172 (1 - 4 в) | | |
81 | Мастерство писателя в поэме. Новаторский характер образа Василия Тёркина. | Письменно ответить на вопрос: «Чем мне нравится Василий Тёркин?», творческое задание стр 173 (1 в) | | |
82 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины мирной жизни в рассказе «Возвращение». | Рассказ дочитать, сделать конспект «Жизнь А. П. Платонова» | | |
83 | Нравственная проблематика и гуманизм рассказа А Платонова «Возвращение». | Ответить на проблемный вопрос, индивидуальные сообщения. | | |
84 | Стихи и песни О Великой Отечественной войне.(М. Исаковский, Б. Окуджава, Л. Ошанин, А. Фатьянов) | Стр 175 -187 прочитать, подготовить чтение песни наизусть. Подготовиться к внеклассному чтению. | | |
85 | Вн. чт 3 Б Васильев «А зори здесь тихие» | Индивидуальные сообщения о В. П. Астафьеве. | | |
86 | В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Проблема рассказа. | Письменно ответить на вопрос: «Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?». | | |
87 | Отражение военного времени в рассказе В. П. Астафьева. Развитие представлений о герое – повествователе. | Подготовиться к сочинению «Великая Отечественная война в литературе 20 века» | | |
88 89 | РР Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» | Дописать сочинение. Подготовиться к контрольной работе. | | |
90. | Контрольная работа № 4 по произведениям о Великой Отечественной войне. | Индивидуальные сообщения о поэтах. | | |
91 | Стихи русских поэтов о Родине, родной природе и о себе.(И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов) | Выучить одно стих-е наизусть, анализ. Проект 9 «Русские поэты 20 века о родной природе » | | |
92 | Проект «Русские поэты 20 века о родной природе» | Индивидуальные сообщения. | | |
93 | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. | Стр 217- 225., индивидуальные сообщения о У. Шекспире. | | |
Зарубежная литература – 8 часов | | |
94 | У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» | Нарисовать иллюстрации, Эссе «Это произведение не оставило меня равнодушным» сонеты У. Шекспира. | | |
95 | Поединок семейной вражды и любви. Вечные проблемы в трагедии У. Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. | Ответить на вопросы, индивидуальные сообщения. | | |
96 | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». | Выучить наизусть один из сонетов по выбору. ответить на вопрос «В чём новаторство Шекспира? Всегда ли мы подражаем достойным?» | | |
97 | Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). | Закончить чтение комедии .Выразительно читать эпизоды (по ролям). | | |
98 | Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве». | Ответить на вопросы, индивидуальные сообщения. | | |
99 | Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство. | Подготовить отрывок к пересказу | | |
100 -101 | В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман. | Сопоставить финал романа Скотта с завершением истории любви Ромео и Джульетты, героев трагедии Шекспира. | | |
Итоговое повторение – 4 часа(2+2 к.р) | | |
102. | Итоговое повторение «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе» | Подготовиться к контрольной итоговой работе за курс 8 класса, ответить на вопрсы. | | |
103 | Итоговая контрольная работа № 5 по произведениям, изученным в 8 классе. | Повторить литературоведческие термины. | | |
104 | Комплексная проверочная работа | Индивидуальные задания. | | |
105 | Анализ итоговой контрольной работы и комплексной проверочной работы. | | | |
10