СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соответствует ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области


Рассмотрена и рекомендована Утверждаю

к утверждению методическим Директор МБОУ «Первомайская

советом средняя общеобразовательная школа

___________ (А.Ю. Самохвалов)

Протокол от № Приказ от №











Рабочая программа

по литературе

для 9 класса ж



на 2019-2020 учебный год









Составитель: Жабина Н. А.,

1 квалификационная категория




Согласовано

Заведующая филиалом

__________ (Тихомирова Е. Н.)







п. Первомайский, 2019



Пояснительная записка


Цели курса:

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи изучения литературы:

  • формировать эстетические идеалы, развивать эстетический вкус для верного и глубокого постижения прочитанного, содействовать появлению прочного, устойчивого интереса к книге;

  • воспитывать доброту, сердечность сострадание как важнейшие качества развитой личности.

  • формировать умения творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; осваивать предлагаемые произведения как искусство слова;

  • формировать речевые умения – умение составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умение прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умение видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.


Нормативно-правовая база

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе «Закона об образовании», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева («Программа по литературе. 5-11 классы». Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: Русское слово, 2010.)


Место учебного предмета «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе и отводит на него 105 часов в год (3 часа в неделю, 35 учебных недель).

На проведение

  • классных сочинений – 3

  • домашних сочинений – 3




Сведения о программе

Для разработки рабочей программы была выбрана авторская программа, так как она соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Содержание рабочей программы  соответствует авторской программе Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

В программу включен модуль «Литературное краеведение».* Это позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чьё творчество оплодотворено жизнью родного края. Изучение литературы Тамбовского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского. М.Ю. Лермонтова. С.Н. Сергеева-Ценского, Е.И. Замятина, А.П. Платонова, Н.Е. Вирты, А.И. Солженицына и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целост­ное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художест­венный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечаю­щий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания худо­жественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.



Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Фи­лология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образова­ния и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскры­вает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функ­ции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произве­дениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистиче­ской грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература форми­руют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразитель­ным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетиче­ское отношение к окружающему миру. Вместе с историей и


обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действи­тельности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышлении школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Типы уроков:

    • урок изучения нового материала;

    • урок повторения;

    • урок систематизации и обобщения знаний;

    • урок развития речи;

    • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Виды и формы контроля

  • текущий – контроль в процессе изучения темы;

  • промежуточный – контроль в конце четверти, полугодия;

  • итоговый – контроль в конце года;

  • формы: устный опрос, письменная работа (тест, сочинение).


Информация об используемом учебнике


Литература. 9 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-составитель Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А – М.: Русское слово, 2019.




Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Предмет «Литература» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает «культурную самоидентификацию школьника, способствует «пониманию литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус. Предмет литература способствует совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, воспитанию чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; самоопределению и самопознанию, ориентации в 9 системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения. «Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.

1) Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

        

2) Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

3) Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты  состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Учебно-тематический план


№ п/п

Тема разделов

Количество часов

Тема и содержание урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

Введение. Литература как искусство слова

1

Своеобразие курса литературы в 9 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.


Составление тезисных и цитатных планов статьи учебника, выразительное чтение фрагментов худ. текста, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся.

2

Из древнерус ской литературы


7

Литература Древней Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы. "Слово о полку Игореве" -крупнейший памятник мирового средневековья.

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской лите­ратуры. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». 

"Слово о полку Игореве": художественные особенности, самобытность содержания, специфика жанра, проблема авторства.

Идейно-образный строй поэмы. Человек и природа в художественном мире поэмы.

Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове…»

Патриотическое звучание основной идеи по­эмы, ее связь с проблематикой эпохи.

Русская земля – центральный образ произведения. Образы русских князей.

Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…»

Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореву».

Составление тезисных и цитатных планов статьи учебника, выразительное чтение фрагментов худ. текста, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся.

3

Из русской литературы XVIII века

10

Характеристика русской литературы XVIII в. Классицизм в русском и мировом искусстве. Особенности русского классицизма.

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классициз­ма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии.

М.В. Ломоносов: реформатор русского языка и стихосложения, учёный, поэт.

Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Держави­на для последующего развития русского поэтического слова.

Ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны».

Г. Р. Державин: личность, творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Г.Р. Державин и Тамбовский край.*

"Истину царям с улыбкой говорить..." Гражданская поэзия Г. Р. Державина.

Расцвет отечественной драматургии.

(А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б, Княжнин).

А. Н. Радищев: жизнь, личность, литературная позиция. Жанровое и художественное своеобразие книги "Путешествие из Петербурга в Москву".

А. Н. Радищев. Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи.

Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Мос­кву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт класси­цизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Н. М. Карамзин: поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка.

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина, Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского лите­ратурного языка

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Проверочная работа по разделу «Литература XVIII века».

Художественный пересказ, составление таблицы, беседа, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, сообщения учителя и учащегося.

Составление плана статьи, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, составление плана художественных произведений, лексическая работа, сообщение учителя и учащихся, редактирование.

4

Из русской литературы XIX века

65

Литература русского романтизма первой четверти 19 века. Романтическая лирика начала 19 века.

Байрон: личность и творчество..

Своеобразие романтической лирики В. А. Жуковского

Становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века. Исторические предпосылки русского романтизма, его на­циональные особенности. Важнейшие черты эстетики роман­тизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жу­ковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

А.С. Грибоедов

А. С. Грибоедов: жизненный путь и литературная судьба.

А.С. Грибоедов «Горе от ума». История создания, особенности композиции, жанровое своеобразие.

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Фамусовская Москва. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии.

Нравственный конфликт в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Молодое поколение: Молчалин, Софья, Чацкий.

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии.

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Разговорная основа и афористичность пьесы.

И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»

У литературной карты Тамбовщины.*

А. Платонов «Город Градов»*

Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С. Грибоедова

А.С. Пушкин

А. С. Пушкин: жизнь, творчество, судьба. Пушкин и Тамбовский край*

А. С. Пушкин. Лицейская лирика, лирика дружбы в творчестве поэта.

А. С. Пушкин. Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине.

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта.

А. С. Пушкин. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»: обучение анализу стихотворения.

Образы природы в лирике Пушкина.

А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма

А. С. Пушкин. «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия

Нравственно – философское звучание «Маленьких трагедий А. С. Пушкина

А. С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»: проблема «гения и злодейства»

А. С. Пушкин. «Повести Белкина»- опыт циклизации повестей.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: история создания романа, композиция, сюжет. «Онегинская» строфа

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина –нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в зеркале русской критики

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Классное сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Проверочная работа по творчеству А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова.

М.Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта

Образ поэта – пророка в лирике Лермонтова.

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. Тема России и её своеобразие.

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. Поэтический мир повести «Тамань»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Журнал Печорина». Глава «Княжна Мери»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин в системе мужских образов. Дружба в жизни Печорина

Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни героя.

Художественные особенности романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Литературная критика о романе.

Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Классное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Проверочная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

Н.В. Гоголь

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя

Н. В .Гоголь. Поэма «Мёртвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия.

Н. В .Гоголь «Мёртвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)

Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин)

Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Образы чиновников губернского города NN

Н. В .Гоголь «Мёртвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

Н. В .Гоголь «Мёртвые души» -поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических отступлений

Классное сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Эмоциональное богатство поэзии Ф.И. Тютчева, А. А. Фета, Н.А.Некрасова (обзор).

А. Н. Островский

А. Н. Островский. Слово о драматурге. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок».

А. Н. Островский. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность».

Ф. М. Достоевский

Ф. М. Достоевский. Страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи».

Ф. М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя в повести, черты его внутреннего мира.

Ф. М. Достоевский. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести.

А. П. Чехов

А. П. Чехов: личность и творчество. Рассказы «Смерть чиновника», «Тоска». Образ «маленького человека».

Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа. Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах. Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX        столетия.



Проверочная работа по теме «Литература 19 века».

Выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальных фрагментов, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблиц, опорных схем, кластеров, беседа, словарная работа, составление ассоциативных рядов, работа с терминами, составление комментариев к портретам писателей, работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, слайдовая презентация, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев, пересказ-анализ, формулирование письменного ответа на вопрос, выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование, составление вопросов к тексту, выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, чтение по ролям, составление устного высказывания об услышанном.

Чтение, составление планов статей учебника, создание заметок по ходу прослушивания сообщений, сообщение учителя и учащегося, лексическая и исследовательская работа с текстом, выразительное чтение наизусть, работа с учебником.















Работа с терминами, составление комментариев к портретам писателей, работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, слайдовая презентация, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев, пересказ-анализ, формулирование письменного ответа на вопрос, выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование, составление вопросов к тексту, выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, чтение по ролям, составление устного высказывания об услышанном.













Чтение, составление планов статей учебника, создание заметок по ходу прослушивания сообщений, сообщение учителя и учащегося, лексическая и исследовательская работа с текстом, выразительное чтение наизусть, работа с учебником.

5

Из русской литературы XX века

17

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм)

Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи. У литературной карты Тамбовщины*. Поэты 20 века

(Лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).

Н. А. Заболоцкий . Философский характер лирики поэта.

А. А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике.

Б. Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

И. А. Бунин

Философия любви в новеллах И. А. Бунина. Мастерства И. А. Бунина в новелле «Лёгкое дыхание».

М. А. Булгаков: основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце».

М. А. Шолохов

М. А. Шолохов: основные вехи биографии. Русский характер в изображе¬нии М. Шолохова. Смысл названия рассказа «Судьба человека».

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя.

Тема войны в творчестве писателей. Повести В.В. Быкова и Б. Васильева

Подготовка к домашнему сочинению

А. Т. Твардовский: сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...».

А. И. Солженицын. Основные вехи биографии писателя. Рассказ «Матренин двор». Его автобиографичность. История создания и публикации.

А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор» как рассказ-притча. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и её мира, нравственный облик Матрёны-праведницы, её духовная стойкость.

У литературной карты Тамбовщины. А. И. Солженицын. «Случай на станции Кочетовка»*

Новейшая русская проза. Обзор

Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Проверочная работа по теме «Литература 20 века»

Выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальных фрагментов, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблиц, опорных схем, кластеров, беседа, словарная работа, составление ассоциативных рядов, работа с терминами, составление комментариев к портретам писателей, работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, слайдовая презентация, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев, пересказ-анализ, формулирование письменного ответа на вопрос, выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование, составление вопросов к тексту, выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, чтение по ролям, составление устного высказывания об услышанном.

6

Зарубежная литература

3

Античная лирика. Гораций. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Гуманизм эпохи Возрождения. У. Шекспир «Гамлет». Философский характер трагедии. Тема одиночества Гамлета и его конфликт с реальным миром.

И. В. Гёте «Фауст». Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы.














Самостоятельная исследовательская работа, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальной композиции, беседа, работа с учебником, художественный пересказ, выявление речевых, логических и фактических ошибок, редактирование, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, слайдовая презентация, работа с терминами, отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, чтение по ролям, дискуссия.

7

Обобщение


2

Обобщение изученного за год. Литературная игра.


ИТОГО

105




Содержание тем учебного курса

Введение. Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

Древнерусская литература

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Слово о полку Игореве»

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. Домашнее сочинение.


Литература XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII в

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

М.В. Ломоносов

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Разговор с Анакреоном»,

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.


Г.Р. Державин

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Бог», «Памятник», «Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Обличение несправедливости.

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. Г.Р.Державин и Тамбовский край.*


Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения. Д.И.Фонвизин. А.Н. Радищев

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.


Повести Н.М.Карамзина (обзор)

Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы « Русская литература XVIII века» Тест или творческое задание.


Литература XIX века

Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы»

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Романтизм.

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.


В.А.Жуковский

Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана».


А.С. Грибоедов

Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума»

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Домашнее сочинение по произведению.


А.С. Пушкин

Жизнь и творчество. Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Классное сочинение по роману «Евгений Онегин». А.С.Пушкин и Тамбовский край.*


М.Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени»

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Домашнее сочинение по роману «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь

Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Домашнее сочинение.


Литература 2-й половины 19 века. Обзор

Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова (обзор)

А.Н.Островский

Слово о писателе. «Бедность не порок»

Ф.М. Достоевский

Слово о писателе. «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека»

Л.Н.Толстой

Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

А.П. Чехов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа.

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.


Русская литература ХХ века

Своеобразие литературного процесса первой четверти 20 века

Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века.

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского. У литературной карты Тамбовщины. Поэты 20 века*

А. А. Блок

Слово о поэте. Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

С. А. Есенин

Слово о поэте.Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

М. И. Цветаева

Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой

А. А. Ахматова

Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

М. А. Булгаков.

Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.

М.А. Шолохов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

Б. Васильев, В.В. Быков

Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. Проблематика повестей о войне.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.

А. И. Солженицын . Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе. У литературной карты Тамбовщины. «Случай на станции Кочетовка»*

Новейшая русская проза

Творчество писателей последних десятилетий

Обзор зарубежной литературы


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Учащийся научится

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Учащийся получит возможность научиться

-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;


• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;


• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;


• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;


• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;


• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;


• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года

В результате изучения литературы учащийся должен

знать / понимать:

  • авторов и содержание изученных художествен­ных произведений;

  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);

  • взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;


  • уметь:

  • определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

  • использовать различные формы изучения худо­жественных произведений исторической тематики: ис­торический комментарий, исторический документ, со­поставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях раз­ных писателей;

  • определять авторскую позицию писателя;

  • создавать творческие работы, связанные со стили­зацией текстов конкретной эпохи;

  • пользоваться различными справочными изда­ниями, в том числе и связанными с исторической тема­тикой;

  • использовать различные виды искусства для ком­ментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.

  • правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительно читать произведения или отрывков из них наизусть;

  • осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;

  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития;

  • сравнивать авторские позиции;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Контроль


Формы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Классное сочинение












Домашнее сочинение












Литература и средства обучения



1. Литература


  1. Ладыгин М.Б. Основы теории литературы: справочные материалы для подготовки к урокам. – М.: АСТ: Астрель, 2011

  2. Литература. 9 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-составитель Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А – М.: Русское слово, 2019.

  3. Полякова Л. В., Дорожкина В. Т., Гаранина Е. А., Федотова С. В. Литературное краеведение. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.

  4. Полякова Л. В., Дорожкина В. Т. Литературное краеведение. Хрестоматия для учащихся 8-9 классов – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.



2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru

3. Я иду на урок (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ education

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru



3. Технические средства обучения.

1. Компьютер.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!