СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса (По В.Я. Коровиной)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе авторской программы по литературе под ред.В.Я. Коровиной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса (По В.Я. Коровиной)»


Ростовская область, Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

основная общеобразовательная школа №20 х. Сальский Кагальник




«Утверждаю»

Директор МБОУ – ООШ №20

х. Сальский Кагальник

________ /Антоненко О.В./

Приказ №__ от «__ » ___2020 г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРЕ



для 9 КЛАССА



Количество часов: 102


Учитель: Петренко Светлана Евгеньевна


















2020 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- результатов освоения основной образовательной программы

основного общего образования;

- рабочей программы « Литература» для 5 – 9 классов /под редакцией

Коровиной В.Я./ - Москва: «Просвещение», 2016 г. ;

- «Положения о рабочей программе МБОУ – ООШ № 20

х. Сальский Кагальник»;

- учебника «Литература. 9 класс» автор: Коровина В.Я , Коровин

В. А., Збарский И. С., - Москва: «Просвещение», 2019 г .



Цель обучения: 

Воспитание нравственно ориентированной личности в системе традиционных ценностей через постижение идей и художественных образов в литературе, стремление к идеалу, творческое восприятие жизни.

Задачи обучения:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых



сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русс русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний».

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.



Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература 18 века, литература первой половины 19 века), который будет продолжен в старшей школе.

В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, идет углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы.

Одна из составляющих структур в курсе литературы 9 класса – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В данной рабочей программе существуют сокращения слов: р/р – это уроки развития речи, вн. чт. – это уроки внеклассного чтения.


Место учебного предмета в учебном плане


На основании учебного плана для изучения литературы в 9 классе основной школы отводится 102 учебных часа, из расчета 3 часа в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2020-2021 учебный год на изучение литературы в 9 классе отводится 102 часа, из расчета 3 часа в неделю.

Рабочая программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классов под редакцией Коровиной В.Я. предусматривает

105 часов.

Данная программа будет выполнена за 102 часа. Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с программой по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классов под редакцией Коровиной

В. Я.(105 часов), за исключением объединения тем: «А.С. Пушкин «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…» на 1 час (в авторской программе – 2 часа, в данной программе – 1 час); «Н. А. Заболоцкий» на 1 час ( в авторской программе – 2 часа, в данной программе – 1час), «И.В. - Гёте «Фауст»: сюжет и проблематика» - на 1 час (в авторской программе – 2 часа, в данной рабочей программе – 1 час).


Количество учебных часов- 102,

из них:

внеклассное чтение- 8 часов;

развитие речи – 7 часов;

контрольные работы – 4 часа.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.














Содержание учебного предмета «Литература»

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из русской литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величии при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение«Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А.Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г.Белинский, Д.И.Писарев; «органическая» критика – А.А.Григорьев; «почвенники» - Ф.М.Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г.Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мэри. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть поэта», «Парус», «И скучно, и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твойпортрет...», «Есть речи – значенье...» (1824), «Предсказание»,«Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л.Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н.А.Некрасове, Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Из русской литературы XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведения поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стихи, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..»,«Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин»,«Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц»,«Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...».Философская глубина лирики Б.Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX- ХХ веков

А.С.Пушкин. «Певец»;М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н.Некрасов. «Тройка»(«Что ты жадно глядишь на дорогу...»);Е.А.Баратынский. «Разуверение»;Ф.И.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое...»); А.К.Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»;А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу...»;А.А.Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»;К.М.Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»;Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязньзаслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчества Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» - пьеса на все века» (А.Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.








ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • 2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).








Тематическое планирование , 9 класс - 102 часа

урока

п/п


Тема


Основные виды деятельности обучающегося


Формы контроля

Дата

План

Коррекция

ВВЕДЕНИЕ – 1 ЧАС

1.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Чтение статьи учебника, составление плана статьи, устный и письменный ответ на вопрос.

Текущий контроль

01.09


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 3 ЧАСА

2.

«Слово о полку Игореве»-величайший памятник древнерусской литературы.

Выразительное чтение фрагментов текста в оригинале и в современном переводе, конспектирование лекции учителя о «Слове…», участие в диалоге.

Фронтальный опрос

02.09


3.

Центральные образы«Слова...».

Выразительное чтение наизусть фрагментов «Слова…». Характеристика героев. Выявление характерных для произведений древнерусской литературы тем, образов и приёмов изображения человека.

Тестовая работа

03.09


4.

Основная идея и поэтика «Слова…».

Составление плана анализа фрагмента «Слова…».Письменный анализ фрагмента «Золотое слово» Святослава. Устный ответ на проблемный вопрос.

Индивидуальный опрос

08.09


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА – 11 ЧАСОВ


5.

Классицизм в русском и мировом искус­стве.

Конспектирование обзорной лекции учителя. Знакомство с канонами классицизма, с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Составление лексических и историко-культурных комментариев Формулирование вопросов по тексту статьи учебника.

Текущий контроль

09.09


6.

Классицизм. М. В. Ломоносов .«Вечернее размышление о Божием величестве…».

Конспектирование лекции учителя о Ломоносове. Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение оды «Вечернее размышление…». Составление лексических комментариев. Подбор цитатных примеров к данной в учебнике интерпретации оды.

Фронтальный опрос

10.09


7.

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…».

Выразительное чтение од Ломоносова. Составление лексических комментариев. Составление словарика устаревших слов и их современных соответствий. Устное рецензирование выразительного чтения. Формулирование вопросов к тексту оды. Характеристика героини оды. Выявление характерных для оды тем, образов и приёмов изображения человека. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Текущий контроль

15.09


8.

Вн.чт.Г. Р. Державин .«Властителям и судиям».

Конспектирование лекции учителя. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение оды. Составление словарика устаревших слов и их современных соответствий. Устный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания оды с особенностями русского Просвещения и классицизма.

Фронтальный опрос

16.09


9.

Тема поэта и поэзии в стихотворении Г. Р. Держави­на «Памятник».

Выразительное чтение стихотворения. Составление лексических комментариев. Выразительное чтение наизусть. Составление плана ответа на вопрос. Выводы об особенностях художественного мира , проблематика и тематика произведений Г.Р..Державина.

Индивидуальная работа

17.09


10.

Квинт Гораций Флакх. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»)

Конспектирование лекции о Горации. Выразительное чтение оды. Составление лексических комментариев. Формулирование вопросов по тексту произведения.

Текущий контроль

22.09


11.

Особенности повествования в «Путеше­ствии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Жанр путешествия.

Выразительное чтение произведения. Формулирование вопросов к тексту. Обзорное изучение произведения.

Индивидуальный опрос

23.09


12.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».Понятие о сентиментализме.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Н.М. Карамзина. Выразительное чтение фрагментов из повести. Характеристика сюжета и героев повести, её идейно-эмоционального содержания.

Фронтальный опрос

24.09


13.

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.


Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение материала о биографии и творчестве Карамзина. Выразительное чтение фрагментов повести. Составление плана характеристики героев повести.

Текущий контроль

29.09


14.

Вн. чт. Н.М. Карамзин. «Осень».

Выразительное чтение стихотворения. Анализ языка стихотворения. Устный ответ на вопрос.

Индивидуальный опрос

30.09


15.

Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIIIвека в восприятии современного читателя».

Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Фронтальный опрос

01.10


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА – 55 ЧАСОВ

16.

Вн. чт. Русские поэты первой половины Х1Х века.

Выразительное чтение стихотворений наизусть. Составление плана статьи. Краткий письменный ответ на вопрос.

Индивидуальный опрос

06.10


17.

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский «Море».

Комментирование лекции о Жуковском и романтизме. Выразительное чтение стихотворения. Соотнесение содержания стихотворения с романтическими принципами изображения жизни и человека. Работа со словарем литературоведческих терминов. Подбор цитат из стихотворения. Конспектирование статьи учебника о поэте.

Фронтальный опрос

07.10


18.

В.А. Жуковский «Невыразимое».


Выразительное чтение стихотворения. Составление лексических комментариев. Выявление характерных для романтической лирики тем, образов и приёмов изображения человека. Характеристика особенностей поэзии русского романтизма. Подбор цитат на тему.

Текущий контроль

08.10


19.

В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады. Образ главной героини.


Выразительное чтение баллады. Составление плана письменного высказывания на заданную тему.

Фронтальный опрос

13.10


20.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя.

Определение родовой принадлежности пьесы. Жанровая характеристика пьесы: выделение характерных признаков комедии. Комментирование «говорящих» фамилий героев.

Семинар

14.10


21.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва..

Выразительное чтение ключевых сцен пьесы. Формулирование вопросов по тексту произведения. Характеристика героев комедии. Работа со словарем. Составление таблицы. Подбор цитат на заданные темы.

Фронтальный опрос

15.10


22.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого.

Выразительное чтение фрагментов комедии наизусть и по ролям. Характеристика главного героя комедии. Составление таблицы.

Индивидуальная работа

20.10


23.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык комедии.

Выразительное чтение фрагментов комедии наизусть и по ролям. Участие в коллективном диалоге. Составление цитатной таблицы. Подготовка к читательской конференции.

Фронтальный опрос

21.10


24.

Чацкий и Софья. Молчалин.

Характеристика героев комедии. Выявление в образах героев комедии романтических и реалистических принципов изображения жизни и человека.

Индивидуальный опрос

22.10


25.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. И. А. Гончаров «Мильон терзаний».

Чтение литературно-критической статьи. Конспектирование фрагментов статьи.


Фронтальный опрос

27.10


26.

Р/р Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного читательского опыта.

Сочинение

28.10


27.

Повторение по теме «А.С. Грибоедов. «Горе от ума».

Устный ответ на вопрос. Составление электронной презентации «Герои комедии и их исполнители».

Фронтальный опрос

29.10


28.

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина.



Письменные ответы на вопросы , тестирование по произведению. Подбор материала и подготовка устного сообщения по биографии А.С. Пушкина.

Фронтальный опрос

10.11


29.

Контрольная работа по теме «А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Конспектирование лекции учителя о жизни и творчестве Пушкина. Устные рассказы о раннем периоде его творчества. Обсуждение портретов людей из пушкинского окружения. Выявление художественных изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции.

Тест

11.11


30.

А.С. Пушкин. Лирика петербургского периода. «К Чаа­даеву», «К морю», «Анчар».

Выразительное чтение стихотворений ( в том числе наизусть). Формулирование вопросов по тексту произведения. Подготовка выразительного чтения стихотворений и его письменный анализ.

Индивидуальный опрос

12.11


31.

А. С. Пушкин «На холмах Грузии…», «Я вас любил: любовь еще, быть может».


Выразительное чтение стихотворений наизусть. Выявление тематики стихотворений, проблематики, идейно-эмоционального содержания.


Индивидуальный опрос

17.11


32.

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Формулирование вопросов по тексту произведения. Сопоставление текста Пушкина на тему памятника с произведениями его предшественников и последователей.


Текущий контроль

18.11


33.

А.С. Пушкин «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…».

Выразительное чтение стихотворений. Составление лексических комментариев. Анализ различных форм выражения авторской позиции в стихотворениях.

Фронтальный опрос

19.11


34.

Р/р Сочинение по лирике А.С. Пушкина.

Составление плана сочинения ь Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Сочинение

24.11


35.

Вн.чт. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери», «Цыганы».

Сообщение об истории создания трагедии, её прототипах. Выразительное чтение фрагментов трагедии. Формулирование вопросов по тексту трагедии. Работа со словарем литературоведческих терминов. Устный анализ эпизодов трагедии.

Семинар

25.11


36.

А.С. Пушкин«Евгений Онегин» как новаторское произведение.

Выразительное чтение романа в стихах. Характеристика сюжета романа, его тематики и проблематики. Выделение этапов развития сюжета.

Фронтальный опрос

26.11


37.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа.

Выразительное чтение фрагментов из текста, Составление плана сравнительной характеристик Онегина и Ленского (в том числе цитатного). Составление цитатной таблицы.

Текущий контроль

01.12


38.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные женские образы романа.

Выразительное чтение романа. Сопоставление Татьяны и Ольги. Подбор цитат романа на заданную тему, составление цитатной таблицы.

Индивидуальный опрос

02.12


39.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

Выразительное чтение фрагментов романа в стихах. Составление сравнительной характеристики Татьяны и Онегина. Подбор цитат на заданную тему. Сопоставительный анализ двух писем.

Фронтальный опрос

03.12


40.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора.

Выразительное чтение фрагментов романа в стихах. Характеристика образа автора романа в стихах. Участие в диалоге.

Текущий контроль

08.12


41.


«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

Характеристика художественного мира романа в стихах как реалистического произведения.

Семинар

09..12


42

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики.

Чтение фрагментов литературно-критических статей. Формулирование вопросов по тексту статей. Конспектирование фрагментов литературно-критической статьи. Выводы об особенностях художественного мира романа в стихах, его сюжета, проблематики и тематики в оценках русской критики. Написание аннотаций, отзывов и рецензий на театральные и кинематографические версии романа в стихах.

Текущий контроль

10.12


43.

Р/р Сочинение «Каковы психологические мотивы поступков героев романа «Евгений Онегин?»

Составление плана ответа на проблемный вопрос. Письменный ответ на проблемный вопрос.

Сочинение

15.12


44.

М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта.

Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление лексических комментариев. Формулирование вопросов по тексту стихотворений. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихотворений. Проект: составление заочной экскурсии в музей Лермонтова в Пятигорске и Тарханах.

Фронтальный опрос

16.12


45.

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова.

Выразительное чтение стихотворений ( в том числе наизусть). Выявление характерных для русской лирики первой половины 19 века тем, образов и приемов изображения человека. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта. Сопоставление стихотворения Лермонтова «Пророк» с одноимённым стихотворением Пушкина. Участие в коллективном диалоге.

Текущий контроль

17.12


46.


Контрольная работа по теме «Лирика А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова».


Письменное тестирование по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: лирике поэтов и романе в стихах «Евгений Онегин».

Тест


22.12


47.

М.Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта. «Нищий», «Расстались мы…».


Выразительное чтение стихотворений ( в том числе наизусть).Формулирование вопросов к стихотворениям. Обсуждение исполнения романсов на стихи Лермонтова. Подбор цитат на заданную тему. Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений.

Индивидуальный опрос

23.12


48.

М. Ю. Лер­монтов. Тема родины в лирике поэта.

Выразительное чтение стихотворений ( в том числе наизусть). Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве поэта. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Характеристика лирического героя поэзии Лермонтова. Выводы об особенностях художественного мира, проблематики и тематики лирики Лермонтова. Подбор цитат из текста стихотворений на заданную тему.

Фронтальный опрос

24.12


49.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего време­ни» : общая характеристика романа.


Конспектирование лекции учителя о романе. Сообщение об истории создания романа. Выразительное чтение фрагментов романа. Составление лексических комментариев. Формулирование вопросов по тексту романа. Характеристика сюжета, тематики произведения. Работа со словарем.

Текущий контроль

29.12


50.

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».




Выразительное чтение фрагментов романа. Соотнесение содержания романа с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из описаний Кавказа.

Индивидуальный опрос

12.01


51.

Р/р Сочинение «В чем трагизм темы одиночества в лирике Лермонтова?»

Составление плана ответа на проблемный вопрос. Письменный ответ на проблемный вопрос. Написание классного сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Сочинение

13.01


52.

М.Ю. Лермонтов . «Тамань», «Княжна Мери», «Журнал Печорина» как средство самора­скрытия его характера.

Выразительное чтение фрагментов романа. Выявление особенностей образа рассказчика и язык писателя в «Журнале Печорина». Анализ ключевых эпизодов повестей. Устное сообщение «Лермонтов в Тамани».

Фронтальный опрос

14.01


53.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Фаталист»: философское значение повести.

Выразительное чтение фрагментов романа. Устный ответ на вопрос с использованием цитирования. Формулирование выводов о характере Печорина. Анализ ключевого эпизода повести. Определение смысла кольцевой композиции романа.

Индивидуальный опрос

19.01


54.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина.

Выразительное чтение фрагментов романа. Участие в коллективном диалоге. Сопоставление персонажей романа .

Фронтальный опрос

20.01


55.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина.

Выразительное чтение фрагментов романа. Участие в коллективном диалоге. Сопоставление персонажей романа и их характеристика. Составление сравнительной характеристики Печорина с женскими образами романа .

Текущий контроль

21.01


56.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков.

Общая характеристика художественного мира романа. Соотнесение содержания романа с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Семинар

26.01


57.

Р/р Сочинение «В чем противоречивость характера Печорина?»

Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Сочинение

27.01


58.

Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. «Мертвые души». История создания поэмы.

Конспектирование лекции учителя о Гоголе. Сообщения о биографии и творчестве писателя и история создания поэмы. Выразительное чтение фрагментов произведений. Характеристика сюжета поэмы, её проблематики, жанра и композиции. Выделение этапов развития сюжета. Конспектирование статьи учебника.

Фронтальный опрос

28.01


59.

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков.

Выразительное чтение фрагментов поэмы. Выявление характерных для реалистического произведения тем, образов и приёмов изображения человека. Соотнесение содержания поэмы с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «литературный тип». Обсуждение иллюстраций к поэме.

Семинар

02.02


60.

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ города.

Выразительное чтение фрагментов поэмы. Работа со словарем. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «сатира». Составление плана групповой характеристики чиновников и характеристика героев по плану. Составление плана анализа эпизода и анализ фрагментов поэмы.

Текущий контроль

03.02


61.

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова.


Выразительное чтение фрагментов поэмы. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуальной неповторимости и типической обобщенности образа героя.

Семинар

04.02


62.

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ России, народа и автора в поэме.

Выразительное чтение фрагментов поэмы ( в том числе наизусть). Определение общего и индивидуального, неповторимого в образе родины в поэме. Характеристика образа автора. Анализ различных форм выражения авторской позиции в поэме. Определение художественной функции лирических отступлений. Выявление признаков эпического и лирического родов в поэме. Подбор цитат.


Текущий контроль

09.02


63.

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: специфика жанра.

Выводы об особенностях художественного мира, проблематики, тематики поэмы. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «сатира», «юмор», «ирония», «сарказм».


Семинар

10.02


64.

Р/р Сочинение «Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Составление плана сочинения. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.


Сочинение

11.02


65.

Ф. М.Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя.

Конспектирование лекции учителя. Сообщение о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов произведения. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.


Фронтальный опрос

16.02


66.

Ф. М.Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки.

Выразительное чтение фрагментов повести. Работа со словарем литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «повесть», «психологизм». Обсуждение иллюстраций к повести. Составление плана характеристики героини. Характеристика героини и средства создания её образа. Подбор цитат на тему «Психологизм повести».


Индивидуальный опрос

17.02


67.

А. П. Чехов..«Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей.

Выразительное чтение рассказа (по ролям). Характеристика сюжета рассказа , его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Характеристика Чичикова и средства создания его образа.

Текущий контроль

18.02


68.

А.П. Чехов. «Тоска»: одиночество человека в многолюдном городе.

Выразительное чтение рассказа (по ролям). Составление лексических комментариев. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики. Работа со словарем. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «рассказ».

Индивидуальный опрос

24.02


69.

А. Н.Островский. «Бедность не порок». Особенности сюже­та.

Выразительное чтение пьесы (по ролям). Составление лексических комментариев. Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики. Работа со словарем.

Фронтальный опрос

25.02


70.

Вн. чт. Л. Н. Толстой. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность».

Выразительное чтение рассказа. Составление лексических комментариев. Характеристика главного героя. Анализ эпизодов из трилогии.

Текущий контроль

02.03


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА – 27 ЧАСОВ

71.

Русская литература XX века: многообра­зие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Темные аллеи».

Конспектирование лекции учителя. Сообщение о биографии и творчестве Бунина периода эмиграции, истории создания сборника «Темные аллеи». Выразительное чтение рассказа. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики. Характеристика героев рассказа и средств создания их образов, сопоставительная характеристика персонажей. Подготовка рефератов и докладов по теме.

Семинар

03.03


72.

И. А. Бунин. «Темные аллеи»: мастерство писателя в рассказе.

Выявление характерных для рассказов писателя тем, образов и приёмов изображения человека. Выявление признаков эпического и лирического родов в рассказе. Работа со словарём.

Фронтальный опрос



04.03


73.

Общий обзор русской поэзии ХХ века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок «Ветер принес издалёка…», «О, весна…».

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Различение образов лирического героя и автора. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выявление признаков лирического рода. Составление плана и устный анализ стихотворений. Выполнение заданий практикума.

Индивидуальный опрос

09.03


74.

А.А. Блок «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина».

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Выявление признаков лирического рода. Участие в коллективном диалоге. Определение видов рифм и способов рифмовки, двусложных и трехсложных размеров стиха.

Текущий контроль


10.03


75.

С. А. Есенин. Тема Ро­ссии – главная в есенинской поэзии. «Гой ты, Русь моя родная…».


Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Определение общего и индивидуального , неповторимого в образе родины в творчестве поэта. Выявление признаков лирического рода в стихотворениях.

Фронтальный опрос

11.03


76.

С.А. Есенин. Размышления о жизни, природе , предназначении человека.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественных функций в стихотворении.

Индивидуальный опрос

16.03


77.

Контрольная работа по теме «Творчество И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина».

Тестирование по произведениям И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина.


Тест

17.03


78.

С.А. Есенин. Стихи о любви . «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественных функций в стихотворении.



Фронтальный опрос

18.03


79.

В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!»


Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «ритм», «рифма», «словотворчество», «силлабо-тоническая система стихосложения».

Фронтальный опрос

30.03


80.


В.В. Маяковский «Люб­лю» (отрывок), «Прощанье».

Конспектирование лекции учителя. Сообщение о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Определение видов рифм и способов рифмовки. Работа со словарё

Индивидуальный опрос

31.03


81.


М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы.

Конспектирование лекции учителя о Булгакове. Сообщение о биографии и творчестве, истории создания повести. Выразительное чтение фрагментов повести. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики. Характеристика Шарикова и средств создания его образа, также сопоставительных характеристик Шарикова и Швондера.

Текущий контроль

01.04


82.

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести.

Выразительное чтение фрагментов повести. Различение образов рассказчика и автора-повествователя в повести. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов. Обсуждение кинематографических версий повести.

Фронтальный опрос


06.04


83.

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке».


Сообщение о биографии и творчестве поэта. Определение видов рифм и способов рифмовки. Выявление признаков лирического рода в стихотворениях. Работа со словарём.

Индивидуальный опрос

07.04


84.

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве».

Конспектирование лекции учителя о Цветаевой. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Определение видов рифм и способов рифмовки.

Фронтальный опрос

08.04


85.

А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки», «Белая стая», «Подорожник».

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта.

Текущий контроль

13.04


86.

А.А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны», из поэмы «Реквием».

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта.

Индивидуальный опрос

14.04


87.

Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: Тема любви и смерти в лирике поэта.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Подготовка к письменному анализу одного стихотворения о человеке и природе.

Фронтальный опрос

15.04


88.

М.А Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы.

Конспектирование лекции учителя о Шолохове. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Характеристика героев и средств создания их образов.

Текущий контроль

20.04


89.

М.А Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа.

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «автор», «рассказчик», «рассказ-эпопея». Составление цитатной таблицы.

Фронтальный опрос

21.04


90.

Б. Л. Пастернак. Стихи о приро­де и любви: «Перемена», «Весна в лесу».

Сообщение о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта.

Индивидуальный опрос

22.04


91.

Б.Л. Пастернак. Философская лирика поэта.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта.

Текущий контроль

27.04


92.

А. Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем».

Конспектирование лекции учителя о Твардовском. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Индивидуальный опрос

28.04


93.

А. Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…»

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Различение образов лирического героя и автора.

Текущий контроль

29.04


94.

А.И. Солженицын .«Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика.

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различение образов рассказчика и автора –повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Фронтальный опрос

04.05


95.

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи.

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Характеристика героев и средств создания их образов. Сопоставительная характеристика персонажей.

Текущий контроль

05.05


96.

Итоговая контрольная работа.

Тестирование по произведениям прозы и поэзии ХХ века.

Тест

06.05


97.

Вн. чт Песни и романсы на стихи русских поэ­тов Х1Х - XX веков.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Составление плана-отзыва о песне, романсе, письменный отзыв по плану. Конкурс на лучшее исполнение песен, романсов

Фронтальный опрос

11.05


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 4 ЧАСА

98.

Вн.чт. Античная лирика. Катулл. Гораций.

Конспектирование лекции учителя о Катулле Горации. Выразительное чтение стихотворений

Текущий контроль

12.05


99.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).

Выразительное чтение фрагментов комедии.

Фронтальный опрос

13.05


100.

У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя.

Выразительное чтение фрагментов трагедии. Формулирование вопросов по тексту трагедии. Характеристика сюжета трагедии, её тематики, проблематики. Характеристика Гамлета, других героев и средств создания их образов. Сопоставительная характеристика персонажей.

Индивидуальный опрос

18.05


101.

У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии. Вн. чт. И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика

Выразительное чтение фрагментов трагедии. Характеристика сюжета трагедии, её тематики, проблематики. Характеристика Гамлета.

Выразительное чтение фрагментов трагедии. Характеристика сюжета трагедии, её тематики, проблематики. Сопоставительный анализ Фауста и Вагнера, характеристика Фауста и Мефистофеля.

Семинар

19.05


ПОВТОРЕНИЕ – 1 ЧАС

102.

Повторение по теме: «Русская литература

Х1Х и ХХ веков».

Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретенных в процессе изучения литературы, устный монологический ответ, пересказ, устный рассказ о произведении или герое, иллюстрирование примерами изученных литературных терминов.

Фронтальный опрос

20.05




Рассмотрено Согласовано

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

______________/ Петренко С.Е. / ______________ / Бунечко Е.В. /

______________2020 г. ______________ 2020 г.







7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!