СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса по УМК В.Я. Коровиной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса по УМК В.Я. Коровиной»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2012 г.), образовательной Программы основного общего образования МБОУ СОШ №9 г.Мытищи Московской области и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2014 г.).

На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.

Технологии обучения: развитие критического мышления, информационно-коммуникационные, проектная и др.

Формирование ключевых компетенций достигается путём использования следующих механизмов: групповая работа; исследовательская, поисковая и проектная деятельность; задания, требующие самооценки; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Виды и формы контроля: пересказ, выразительное чтение, в том числе наизусть; сочинение, конспект, тест, контрольная работа.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методическое оборудование кабинета: диски по темам, компьютерные презентации, иллюстрированные материалы, комплекты открыток, тестовые задания по основным разделам литературы.


Содержание тем учебного курса.


Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.


Учебно-тематический план по предмету «Литература» для 9 класса рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю)

п\п

Название раздела

Кол-во

часов

В том числе


уроки

Уроки разв. речи

Контр.

работы

1.

Введение

1

1



2.

Древнерусская литература

3

2

1


3.

Литература XVIII века

9

9



4.

Русская литература XIX века

63

55

8


5.

Русская литература XX

20

18


2

6.

Зарубежная литература

6

6




Итого

102





 

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.НекрасоваА.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.

 В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:

  • Слово как жанр древнерусской литературы

  • Ода как жанр лирической поэзии

  • Жанр путешествия

  • Начальные представления о сентиментализме

  • Развивается представление о балладе

  • Начальное представление о романе в стихах

  • Развивается понятие реализм

  • Развивается понятие о трагедии как жанре драмы

  • Начальное представление о психологизме художественной литературы

  • Начальное представление о психологическом романе

  • Понятие о герое и антигерое

  • Понятие о литературном типе

  • Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме

  • Развивается представление о жанровых особенностях рассказа

  • Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения

  • Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений; 

  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;

  • определять род и жанр произведения;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


 Методы обучения:

                    *ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

                    *ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

                    *ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

                    *ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.










Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс IХ класса

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции изученных произведений.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.


















Учебно-тематический план
по предмету «Литература» для 9 класса рассчитан на 102 часа
( 3 часа в неделю)






























п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения программы

Скорректированные сроки прохождения












1

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1.09.17

 














Итого: 1 час

 

 














 

Древнерусская литература (3 часа)

 

 














2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Разнообразие жанров.

4.09-8.09 

 














3

"Слово полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы. Художественные особенности «Слова…». 

 














4

«Слово о полку Игореве». Нравственно-патриотическая идея «Слова..».Подготовка к домашнему сочинению по "Слову…"

 

 














Итого: 3 часа

 

 














 

Русская литература XVIII века ( 9 ч)

 

 














5

Характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм как литературное направление. 

11.09—15.09 

 














 

М.В. Ломоносов (2 ч)

 

 














6

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. 

 

 














7

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…». Ода как жанр лирической поэзии.

 

 














 

Г.Р. Державин (2 ч)

 

 














8

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина.

18.09-22.09 

 














9

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник».

 














 

А.Н. Радищев (2 ч)

 

 














10

Жизненный подвиг А.Н.Радищева. 

 

 














11

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр путешествия.

 














 

Н. М. Карамзин (2 ч)


 














12

Н.М. Карамзин. Повесть


 














 

«Бедная Лиза». Сентиментализм как литературное напарвление. 

25.09-29.09 

 













13

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» . Главные герои повести. 

 

 














Итого: 9 часов

 

 














 

Русская литература XIX века ( 63 часа)

.

 














14

Золотой век русской литературы. Понятие о романтизме и реализме.

2.10-6.10 

 














 

В.А. Жуковский (2ч)

 

 














15

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. 

 

 














16

В.А.Жуковский. «Светлана».


 














 

Особенности жанра баллады. 

 

 













 

А.С. Грибоедов (8 ч)

 

 














17

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. 

9.10-13.10

 














18

 














 

Обзор содержания. Особенности композиции комедии.

 

 













19

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Анализ первого действия комедии.

16.10-20.10

 














20

А.С.Грибоедов «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший.» Анализ второго действия..

 














21

А.С.Грибоедов «Горе от ума». «Можно ль против всех!» Анализ третьего действия.

 














22

А.С.Грибоедов «Горе от ума». «Не образумлюсь..Виноват…». Анализ четвёртого действия.

23.10-27.10

 














23

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». 

 














24-25

Сочинение по комедии «Горе от ума»

 














 

А.С. Пушкин (20 ч)

 

 














26

А.С. Пушкин: жизнь и творчество.

 7.11-10.11

 














27

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. 

 














28

Развитие темы свободы в лирике А.С. Пушкина.

13.11-17.11

 














29

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. 

 














30

Любовная лирика А.С.Пушкина.

 














31

Философская лирика А. С. Пушкина.

20.11-24.11

 














32

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

 














33

Интерпретация лирического стихотворения А. С. Пушкина.

 














34

А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. 

27.11-1.12

 














35

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

 














36

История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа. 

 














37

Онегин и столичное дворянство в романе «Евгений Онегин А.С. Пушкина

4.12 -8.12

 














38

Онегин и поместное дворянство в романе «Евгений Онегин А.С. Пушкина

 














39

Онегин и Ленский. Трагические итоги жизненного пути.

 














40

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина .Татьяна и Ольга.

11.12 -15.12

 














41

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

 














42

Образ автора в романе «Евгений Онегин А.С. Пушкина.

 














43

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

18.12 -22.12

 














44

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 

 














45

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 

 

 














46

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

25.12-29.12

 














47

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк…»

 














48

Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова.

 














49


11.01,12.01

 














50

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. 

 














51

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и «горцы».

 














52

15.01-19.01

 














53

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин в обществе «честных» контрабандистов.

 














54

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и «водяное» общество.

 














55

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Можно ли назвать Печорина фаталистом.

22.01-26.01

 














56

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Художественные особенности романа.

 














57

Сочинение по роману «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова.

 














58

Сочинение по роману "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова

29.01-2.02

 














59

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мёртвые души». Смысл названия поэмы.

 

 














60

Система образов поэмы «Мертвые души» Манилов и Коробочка. 

 
























61

Чичиков у Собакевича и Ноздрёва.

5.02-9.02

 














62

Чичиков у Плюшкина. Эволюция Плюшкина в замысле поэмы.


 














63

Образ города в поэме «Мёртвые души».

 














64

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

12.02-16.02

 














65

«Мертвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора. 

 














66

Сочинение по поэме «Мертвые души».

 














67

Сочинение по поэме «Мертвые души».

19.02-22.02

 














68

А.Н.Островский «Бедность не порок.

 26.02-2.03

 














69

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок»

 














 

Ф.М. Достоевский (2 ч)

 

 














70

Ф.М.Достоевский «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в романе.

 

 














71

 

 














 

Л.Н. Толстой (1 ч)

 

 














72

Личность Л.Н. Толстого. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести

5.03-7.03

 














 

А.Н. Чехов (2ч)

 

 














73

А.П.Чехов «Смерть чиновника».Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX .

12.03-16.03

 














74

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. 

 














75

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? 

 














76

Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.

19.02-22.03

 














Итого: 63 часа

 

 














 

Русская литература XX века (20 часов)

.

 














77

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

 

 














 

М.А. Булгаков (3ч)

 

 














78

М.А. Булгаков. Жизнь и судьба.

2.04-6.04 

 














79

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Смысл названия. 


 














80

Система образов в повести М.А.Булгакова "Собачье сердце".

 














 

М.А. Шолохов (2ч)

.

 














81

М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.

0.04-13.04 

 














82

М.А. Шолохов «Судьба человека». Образ Андрея Соколова


 














 

А. И. Солженицин (2ч)

 

 














83

А.И.Солженицын «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе

 

 













84

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы.

 














85

Зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века.

15.04-20.04

 














Итого: 9 часов

 

 














 

Русская поэзия Серебряного века.

 

 














86

Русская поэзия Серебряного века.

 

 














 

А.А. Блок (1 ч)

 

 














87

А.А.Блок. Личность и творчество. 

23.04-27.04

 














 

С.А. Есенин (1ч)

 

 














88

С.А. Есенин. – певец России. Сквозные образы в лирике Есенина.


 














 

В.В. Маяковский (1ч)

 

 














89

В.В. Маяковский. Новаторство поэзии Маяковского.

.

 














 

М.И. Цветаева (1ч )

 

 














90

М.И.Цветаева. Особенности поэтики Цветаевой.

28.04-4.05

 














 

Н.А. Заболоцкий (1 ч)

 

 














91

Н.А. Заболоцкий. Философский характер лирики Заболоцкого.


 














 

А.А. Ахматова

 

 














92

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

 

 














 

Б.Л. Пастернак (1ч)

 

 














93

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики Пастернака.

7.05-11.05 

 














 

А.Т. Твардовский (1 ч)

 

 














94

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.


 














95

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX - XX веков.

 














96

Урок-зачёт по русской лирике XX века.

 














Итого: 11 часов

 

 














 

Зарубежная литература (6 часов)

 

 














97

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. 

14.05-18.05 

 














98

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…».

 













99

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». 

 














100

У.Шекспир. «Гамлет».

21-05-25.05 

 














101

И. В. Гёте. «Фауст» (обзор). 

 














102

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.

 














Итого: 6 часов

 

 













Учебно-методическое обеспечение

Учебно-теоретические материалы:

1) Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина – М.: Просвещение, 2014

Учебно-практические материалы:

  1. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2013

  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2013

Список литературы

1. Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин– М. : Просвещение, 2010

2. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2014

3. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2013

4. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2013


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей русского языка и литературы


от____________________ № ________


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________________ Саакян Р. А.

(подпись)


«_________»__________________ 2015 г.


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!