СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа по литературе для 9 класса"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по литературе для 9 класса"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГБОУ НСО «ОЦО»)



Рассмотрено на МО Утверждено

30.08.2021 (протокол №1) заместитель директора по УВР

Руководитель

___________________ ___________________

Е.Г.Рутц О.С. Вискова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 КЛАСС

2021 -2022 УЧЕБНЫЙ ГОД







Составил:

Рутц Е.Г., учитель

русского языка и литературы








2021 год

п.Тулинский


Пояснительная записка



Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089);

  • Примерной программы по литературе для основного общего образования;

  • Обязательного минимума содержания основного общего образования по литературе;

  • Авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией В.Я.Коровиной (авторский коллектив: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина), (Москва «Просвещение» 2010г).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015 г. Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены произведения, не предусмотренные Госстандартом для изучения в 9 классе. Программа рассчитана на 105 часов в год, 3 часа в неделю.

Литература как учебный предмет имеет важное значение в формировании личности учащегося. Цель литературного образования в школе – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей, интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности благодаря гуманистическому потенциалу литературы. Приобщение ученика к духовному богатству русской и мировой литературы позволяет влиять на ценностные ориентации личности, направлять реальное поведение человека. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественное произведение. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями, историко-культурными сведениями, с теоретико-литературными сведениями, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

В современном обществе предмет «литература» занимает важное место, так как служит задаче развития личности, становления ее духовного мира, формирования нравственных качеств.

Содержание курса литературы определяется в программе следующими факторами: ориентацией на развитие творческих способностей учащихся, учетом социальных потребностей, времени, социального заказа и заказа родителей, общественной психологии современного поколения, соответствия школьного курса литературы возрастным интересам учащихся, образовательным стандартам, обязательному минимуму содержания образования по литературе.

Программа является концентрической и соответствует первому концентру школьного литературного образования (5-9 классы).

Внутри концентра выделяются 3 возрастные группы: 5-6 кл., 7-8 кл. и 9 кл. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет техникой чтения. Вторая более подготовлена к истолкованию прочитанного. Поэтому на уроках с первой группой уделяется больше внимания чтению вслух, развитию читательских способностей и привитию интереса к чтению, со второй – активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. Литература 9 класса входит в первый концентр. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Литературное образование на данном этапе (9 класс) является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Одна из обязательных составляющих литературного образования в 9 классе – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная, справочная литература.

Программа включает основные базовые умения и навыки, которыми должны овладеть все учащиеся.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы;

  • воспитание нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся;

  • формирование общеучебных умений и навыков, литературной компетентности учащихся.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В 9 КЛАССЕ


Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;


Метапредметные результаты

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. .

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);


Предметные результаты

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Личностные

Ученик научится:

- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

- Проявлять готовность к самообразованию.

Ученик получит возможность научиться:

- Определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества.

- Определять необходимость ответственности и долга перед Родиной.

- Понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней.

- Осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи.

- Развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.

Регулятивные

Ученик научится:

- Основам прогонозирования.

Ученик получит возможность научиться:

- Основам саморегуляции эмоциональных состояний.

- Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные

Ученик научится:

- Отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.

Ученик получит возможность научиться:

- Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

- В совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные

Ученик научится:

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
















СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

ВВЕДЕНИЕ

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы.

Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Бесы».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», ...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от­рывок) и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Стихи к Бло­ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра­соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже­вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отче­го»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гита­рой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Раз­уверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вер­нусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словес­ного и музыкального искусства выражающий пережива­ния, мысли, настроения человека.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.



ЦЕЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ уровня ОСНОВНОГО общего образования


1. Семья как главная опора в жизни человека, источник его счастья.

2. Труд как основной способ достижения жизненного благополучия человека, залог его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

3. Свое Отечество, своя малая и большая Родина как место, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать.

4. Природа как источник жизни на Земле, основа самого его существования, нуждающаяся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

5. Мир как главный принцип человеческого общежития, условие крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье.

6. Знания как интеллектуальный ресурс, обеспечивающий будущее человека, как результат кропотливого, но увлекательного учебного труда.

7. Культура как духовное богатство общества и важное условие ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.

8. Здоровье как залог долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

9. Окружающие люди как безусловная и абсолютная ценность, как равноправные социальные партнеры, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувство одиночества.

10. Сам подросток как хозяин своей судьбы, самоопределяющаяся и самореализующаяся личность, отвечающая за свое собственное будущее.


Тематическое планирование по литературе

9 класс (105 часов в год, 3 часа в неделю)



урока

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во

часов

Виды и формы учебной деятельности

Введение

1.


Шедевры русской литературы. Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека.

1

Определять роль литературы в духовной жизни России, образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

Чтение вступит статьи учебника, составление таблицы

Самостоятельное чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..». Ответ на вопрос

Из древнерусской литературы

2.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Понимать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Пересказ статьи учебника. Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

3.

Художественные особенности «Слова…»


1

Определить жанр и композицию про­изведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве, выделять смысловые части художественного текста, формули­ровать идею про­изведения; выра­зительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Чтение и восприятие текста. Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.

4.

Образы «Слова». Значение «Слова».

1

Выявить нрав­ственно-патриотическую идею «Слова», выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст, знать понятие образ автора, лирическое отступление, формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции.

Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Фронтальные ответы на вопросы. Комментирование текста.

Русская литература ХVIII века

5.

Классицизм как литературное направление.

Общая характеристика русской литературы 18 века.

1

Изучить основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции, выявлять черты классицистического направления в произведениях русской литературы.

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Составление хронологической таблицы. Ответы на вопросы.

6.

М.В. Ломоносов – великий сын России. Оды.

1

Познакомиться с биографией М.В. Ломоносова, теорией 3 штилей, теорией стихосложения, особенностями жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему? Выразительное чтение

7.

Прославление Родины, мира, науки, просвещения в произведениях М.В.Ломоносова

1

Владеть содержание оды, его особенность и форму. Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

Ответ на проблемный вопрос. Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. Осмысление сюжета оды. Анализ текста оды.

8.

Г.Р. Державин – поэт-философ. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.

1

Осознавать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Чтение и пересказ статьи учебника о Державине. Записи в тетрадь.

Ответы на вопросы.

9.

«Властителям и судиям», «Памятник». Державин и Карелия. Ода «Водопад».

1

Осознавать, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа? Выразительное чтение «Памятник». Ответы на вопросы.

10.


А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

1

Формулировать идею и проблематику произведений, особенности жанра, отличительные черты сентиментализма.

Чтение статьи учебника, пересказ, Индивидуальные ответы на проблемный вопрос. Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.

11.

Сентиментализм. Н.М. Карамзин –

Повесть «Бедная Лиза».

1


Изучить биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы репродуктивного х-ра. Выразительное чтение пейзажных зарисовок. Комментирование текста.

12.


«Бедная Лиза». Главные герои повести, их внутренний мир.

1


Осознавать содержание произведения, коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию, воспринимать и анализировать повесть "Бедная Лиза", пересказывать, выражать своё отношение к героям.

Краткий пересказ содержания повести «Бедная Лиза», ответ на вопросы (монологические ответы. Составление характеристики главных героев по плану.

13.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Стихотворение «Осень»

1

Воспринимать и анализировать поэтический текст.

Чтение, обсуждение и анализ стихотворения «Осень»

Из русской литературы ХIХ века

14.

Шедевры русской литературы 19 в. Поэзия 19 в.

1

Анализировать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос

Чтение статьи учебника, развернутый ответ на вопросы. Запись основных положений лекции учителя.

15.


Романтизм. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

1


Осознавать основные черты романтизма как литературного направления,

биографические сведения об авторе.

Знать теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или плана.

Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое», «Светлана», ответ на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Анализ стихотворного текста. Сопоставление иллюстраций и текста.

16.

Стихотворения «Море», «Невыразимое»

1

17.

Баллады В.А.Жуковского. «Светлана».

1

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

18.

«Он ненавидел слово «раб». А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество

1

Осознавать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного. Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. Классифицировать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Самостоятельно определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую. Вспомнить понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию. Анализировать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты, выразительно читать, выражать своё отношение к прочитанному, комментировать, работать с текстом, составлять сравнительную х-ку героев. Знать основные положения статьи. Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Анализировать содержание комедии. Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание. Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет). Краткий пересказ сюжета по действиям. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану). Словесное рисование. Составление словаря толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Ответ на вопросы. Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Подбор цитат. Самостоятельная работа, составление плана характеристики.Составление сравнительной характеристики героев.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект). Сочинение. Самостоятельная работа

19.

Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. «К вам Александр Андреич Чацкий». Комментированное чтение 1 д.

1

20.

«Век нынешний и век минувший». Комментированное чтение и анализ 2д. Обучение анализу монолога.

1

21.

«Безумный ко всему». Комментированное чтение и анализ 3 д. Обучение анализу сцены.

1

22.

«Мильон терзаний». Чтение и анализ 4 д. Смысл названия. Проблема жанра. Новаторство и традиции.

1

23.


Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика. Нравственный идеал А.С.Грибоедова.

1

24.


Чацкий и фамусовское общество. Групповая характеристика.

1

25.


Критика о комедии. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию критической статьи.

1

26.


Классное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

27.

Обобщающий урок по комедии. Тест

1

А.С.Пушкин

28.

А.С.Пушкин. «Вся жизнь - один чудесный миг». Жизнь и творчество поэта.

1

Познакомиться с основными этапами жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основными чертами реализма как литературного направления, тематикой лирики А.С. Пушкина. Высказывать мнение, пересказывать текст учебника.

Пересказ статьи учебника (сжато), презентация информационного проекта с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос.

29.

«И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь» Основные мотивы лирики Пушкина.

1

Вспомнить значение понятия: мотив, лирика, лирический герой, жанровое своеобразие.

Выразительно читать и анализировать стих-я с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств выявлять общие мотивы и темы. Политический, философский, нравственный идеал.

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Понимать философские раздумья о смысле жизни и мире.

Аргументировать свою точку зрения, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст, редактировать.

Формулировка и запись в тетради основных мотивов и тем лирики Пушкина, выразительное чтение стих-й «К морю», «Чаадаеву», «Анчар». Пересказ статьи учебника Развернутый ответ на вопрос. Беседа о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений наизусть. Сопоставительный анализ стихотворений, сюжета стих-я «Пророк» и библейского сюжета. Анализ стихотворения по предложенному плану Анализ вариантов вступления и заключения.

Письменный анализ.

30.

«Пока свободою горим…» Развитие темы свободы в лирике А.С.Пушкина

1

31.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!» Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

32.

«Я вас любил…» Любовная лирика А.С.Пушкина

1

33.

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Философская лирика Пушкина.

1

34.

Тема поэта и поэзии. «Памятник», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

1

35.


Интерпретация лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащегося)

1

36.

«И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет» Поэма «Цыганы»

1


Видеть признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности, комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику., приводить цитаты из текста для аргументации.

Характеристика героев, комментарий текста. Ответ на вопросы Сопоставление героев

37.

«Моцарт и Сальери»: два музыканта – две судьбы. Спор о сущности творчества.

1

Определение трагедии как жанра, содержание, проблематику.

Понимать идейно-художественное своеобразие пьесы, символический смысл образов. Выразительно читать, выражать своё отношение к прочитанному, комментировать, составлять сравнительную х-ку героев.

Запись в тетрадь основных положений лекции учителя. Ответ на вопросы. Чтение и обсуждение, составление сравнительной характеристики героев

38.

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1

Знать творческую историю романа, теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию, что такое «онегинская строфа»

Уметь выделять смысловые части текста, выразительно читать, строить устные высказывания. Знать содержание романа, понимать, что такое тип «лишний человек», давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном, давать х-ку герою, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты.

Классифицировать типическое и индивидуальное в героях.

Знать авторское отношение к героиням, нравственно-философскую проблематику.

Понимать смысл финала, смысл сопоставления героев.

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, их тематику, авторскую позицию.

Фронтальные ответы на вопросы. Записи в тетрадь. Чтение и восприятие текста.

Комментирование текста. Развернутый ответ на вопрос Выразительное и комментированное чтение. Выборочное чтение. Письменный ответ на вопрос.

Ответы на проблемные вопросы. Работа с иллюстрациями. Сравнительная характеристика. Чтение наизусть письма Онегина или Татьяны. Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос. Определение тематики лирических отступлений. Составление черновиков сочинений. Редактирование. Написание сочинения на литературную тему, самостоятельная работа.

39.

«И жить торопится, и чувствовать спешит». Онегин и столичное дворянское общество

1

40.

Онегин и поместное дворянство.

1

41.


«От делать нечего друзья» Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика

1

42.

«Татьяна, русская душою». Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга.

1

43.

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин

1

44.

Образ автора в романе. Лирические отступления.

1

45-46.


Уроки контроля. Классное сочинению по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

2

47.

Тест по творчеству А.С.Пушкина

1

М.Ю.Лермонтов

48.


М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики

1

Знакомство с основными фактами жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте.

Владеть понятиями: мотив, лирический герой. Романтизм, основные мотивы лирики. Анализировать стих-е, выявлять место стих-я в тв-ве поэта, основные признаки эпохи, худож. своеобразие стих-й, жанровые особенности. Понимать идейный смысл стих, интерпретировать стих-е, редактировать текст сочинения,

Строить письм. высказ-е о стих. пр-ии.

Знать тексты стих-й, адресатов любовной лирики, делать историко-культурный комментарий.

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. Анализ стихотворений. Самост.поиск ответа на пробл.вопрос. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сообщения учащихсяся. Комментирование стих-я, анализ стих-я (письменный). Сопоставление со стих-ем Пушкина.

49.

«Я к одиночеству привык». Мотивы гордости и вольного одиночества.

1

50.

«Печально я гляжу на наше поколение». Судьба поколения 30-х голов в лирике Лермонтова.

1

51.

М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике. Человек и природа в лирике.

1

52.


Урок контроля Анализ стихотворения Лермонтова «Родина».

1

53.

«Всякий плакал, кто любил». Тема любви в лирике Лермонтова.

1

54.

«Из пламя и света рождённое слово». Тема поэта и поэзии.

1

55.

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Смысл заглавия.

Особенности композиции

1

Употреблять понятия роман, психологический роман, содержание романа, проблематику, композицию. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции, формулировать проблемы, выявлять авторскую позицию.

Знать текст произведения, сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей, различать героя-повествователя и автора, определять жанр повести, её худож. особ-сти. Представлять психологический портрет героя в системе образов, анализировать повесть, выборочно пересказывать, определять границы эпизода.

Давать х-ку герою, определять конфликт повести.

Знать понятия реализм и романтизм, выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их, знать оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским. Составить план, подбирать цитаты, приводить док-ва, писать вступление и заключение, систематизировать материал, работать с тестом.

Сообщение о творч. истории романа. Выяснение первоначальных впечатлений. Работа с текстом произведения.. Ответ на вопрос. Устное словесное рисование. Выборочный пересказ. Сообщения «Изображение природы Кавказа в повести», «Казбич и Азамат». Чтение и восприятие текста. Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. Самост. поиск ответа на проблемный вопрос.

Выборочное чтение. Пересказ. Комментирование сцен. Выразит. чтение эпизодов.

Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского. Подробный пересказ с изменением лица. Анализ текста повести по вопросам и заданиям. Редактирование сочинения.

Написание сочинения. Самостоятельная работа.

56.

Повесть «Бэла». Печорин и горцы

1

57.

Печорин и Максим Максимыч.

1

58.

Повесть «Тамань». Основной конфликт. Обучение анализу эпизода.

1

59.

Печорин и «водяное общество». Нравственные проблемы романа.

1

60.

«Зачем я жил? Для какой цели родился?» Повесть «Фаталист».

1

61.


Подготовка к сочинению по роману

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1

62.

Тест по теме "М.Ю. Лермонтов"


Н.В.Гоголь

63.


«На пользу отечества, для счастья граждан». Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество

1

Находить основные факты жизни и творчества, проблематику и поэтику первых сборников «Вечера …», «Миргород», историю создания поэмы, композиционные особенности, жан­ровое своеобразие. Понимать особенности жанра, восприни­мать художествен­ное произведение в контексте эпохи. Знать текст поэмы, составлять х-ку героев, сопоставлять героев. Комментировать текст, составлять х-ку лит. персонажа, выделять приёмы сатирич. изображения, выявлять роль детали, пересказывать текст, давать обобщающую х-ку, выявлять особенности авторского стиля. Знать понятие «чичиковщина». Понимать роль главного героя в системе образов, характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов, работать с тестом.

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, составление хронологической таблицы, презентация. Мини-исследование «Памятники Н.В.Гоголю». Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. Тест на знание текста. Ответы на вопросы.

Комментированное чтение. Анализ текста.Составление и анализ таблицы «Сравнительная х-ка помещиков». Составление х-ки лит. героя по плану.

Сопоставительная х-ка героев. Пересказ «Повести о капитане Копейкине». Составление групповой х-ки чиновников. Выразительное чтение отрывка наизусть. Пересказ. Обсуждение вариантов вступления и заключения сочинения, составление плана. Редактирование черновиков. Сочинение. Самостоятельная работа.

64.


Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

История замысла, жанр и композиция поэмы. Система образов.

1

65.

Типы помещиков в поэме. Деталь как средство создания образов.

1

66.

«Неотразимо страшные идеалы огрубения». Обучение анализу эпизода.

1

67.

«Неотразимо страшные идеалы огрубения».

1

68.

«Город никак не уступал другим губернским городам.

1

69.

«Кто же он? Стало быть подлец?» Образ Чичикова в поэме.

1

70.

«Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме.

1

71.


Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»..

1

72.

Тест по теме «Н.В. Гоголь»

1

А.Н.Островский

73.

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».


1

Биографическая справка о писателе, знакомство с содержанием произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

Рассказ о писателе на основе прочитанной статьи учебника. Анализ афиши пьесы. Характеристика героев. Выразительное чтение эпизодов пьесы. Ответы на вопросы.

Ф.М.Достоевский

74.

Ф.М.Достоевский «Белые ночи»


Знать содержание, основные факты биографии. Определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему, характеризовать изобразительно-выразительные средства

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя. Чтение и восприятие текста. Анализ текста.

Л.Н.Толстой

75.


Л.Н.Толстой «Юность»

1

Анализировать содержание произведения, узнать о трех периодах жизни человека в трилогии

Характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

Рассказ о писателе, определение черт личности героя. Комментированное чтение

А.П.Чехов

76.

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».


1

Освоить творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».

Анализировать пр-е, выявлять авторскую позицию.

Анализ рассказов: монологические ответы.

Ответы на вопросы, пересказ статьи учебника. Комментированное чтение.

77.


Беседа о стихах Н.А.Некрасова,

Ф.И. Тютчева, А.А.Фета

1

Знакомство с представителями русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Анализировать поэтические произведения.

Анализ поэтических произведений Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Выразительное чтение наизусть.

Из русской литературы 20 века

78.

Человек и история. Богатство и разнообразии жанров и направлений русской литературы 20 в.

1

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.Знать особенности русской литературы ХХ века.

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века, жанры, литературные направления. Запись основных положений лекции учителя. Ответы на вопросы репродуктивного х-ра.

И.А.Бунин

79.

И.А.Бунин «Тёмные аллеи»

1

Факты жизни и творчества писателя, прочтение содержания рассказа «Тёмные аллеи». Уметь анализировать произведение

Анализ рассказа: монологические ответы. Беседа по тексту

М.А.Булгаков

80.



М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Сатира в повести. Система образов.

1

Основные сведения о жизни и творчестве писателя, содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины. Самостоятельно определять нравственную проблематику повести, анализировать произведение.

Знать сатирические приёмы создания образа. Уметь раскрывать художественное своеобразие повести.

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики. Ответы на вопросы, выразительное чтение. Комментирование текста. Сопоставление, сравнительная характеристика.

81.

Художественные особенности повести. Смысл названия.

1

М.А.Шолохов

82.

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Гуманизм шолоховской прозы. «Судьба человека». Образ главного героя.

1

Определять особенности композиции рас­сказа «Судьба че­ловека». Характери­зовать образ глав­ного героя, понимать идейный смысл рассказа, анализировать произведение.

Чтение обращения писателя, зачина повести. Анализ рассказа: монологические ответы. Чтение эпизода, пересказ, выразительное чтение, анализ рассказа, письменный ответ, сочинение

83.

Особенности сюжета и композиции.

Проблема нравственного выбора. Роль пейзажа.

1

А.И.Солженицын

84.

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор».

Автобиографическая основа рассказа. Картины послевоенной деревни.

1

Автобиогра­фическая основу рассказа «Матренин двор». Уметь раскрывать художественное своеобразие расска­за. Прочитать текст произведения, самостоятельно определить понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

Рассказ о писателе с презентацией. Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос. Пересказ. Анализ текста.

85.

Образ праведницы в рассказе. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1

Из русской поэзии 20 века

86.

Русская поэзия Серебряного века. Обзор.

1

Осознавать содержание теоретико-литера­турных терминов, своеобразие лирики поэтов"серебряного" века. Самостоятельно выделять главное и значимое в учебном материале, конспекти­ровать лекцию.

Работа с учебником, запись основных положений лекции учителя.

87.

А.А.Блок. «Трагический тенор эпохи».

1

Знакомство с основными фактами биографии поэта, выразительно читать наизусть стихотворения авторов.

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, лекция, выразительное чтение наизусть стихотворений. Беседа. Анализ стихотворений. Ответы на вопросы репродуктивного х-ра.


88.

С.А.Есенин – певец России. Тема Родины и тема любви в лирике Есенина.

1

89.

В.В.Маяковский. «Он умел только любить и писать стихи»

1

90.

М.И.Цветаева. Стихи о родине, о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

1

91.

Н.А.Заболоцкий. «Смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты – человек!»

1

92.

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

1

93.

Б.Л.Пастернак. «И вся земля была его наследьем»

1

94.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

Стихи о войне.

1

95.


Анализ любимого стихотворения поэта 20 века.

1

Анализировать худож. особенности стих-я, понимать идейный смысл, тему, письменно анализировать стих-е по плану.

Самостоятельная работа, анализ стихотворения по плану

96.


Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 – 20 веков.

1

Осознавать теоретический материал по теме, выразительно читать и анализировать стихи.

Сообщения уч-ся. Работа с учебником. Выразительное чтение стихов и их анализ.

Из зарубежной литературы

97.


Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…»

1

Определять понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

98.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

1

Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада», выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

Ответы на вопросы. Комментированное чтение. Анализ эпизодов

99-

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм, общечеловеческое значение героев.

Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.)

1

Узнать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии, участвовать в диалоге по прочи­танному произведе­нию, понимать чу­жую точку зрения.

Ответы на вопросы. Чтение монологов Гамлета. Ответы на вопросы репродуктивного х-ра. Составление характеристики героев

100-

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

1

Знакомство с основными фактами из жизни Гете, содержанием отдельных сцен, самостоятельно раскрывать

мотивы поступков героев.

Письменные и устные ответы на вопросы. Чтение отдельных сцен. Комментирование. Беседа

101

Годовая контрольная работа за курс основной школы.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Владеть изученным материалом по курсу литературы,

Анализировать, обобщать, применять знания на практике.

Самостоятельная работа.

102

Обобщающий урок «Литература и ее тенденции развития». Задание для летнего чтения

1

Семинар, беседа




Учебно-методическое обеспечение

Программное обеспечение:

1) Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения.

3) Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин– М. : Просвещение, 2010

4) Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе. – Дрофа, 2001г.

Учебник:

Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина – М.: Просвещение,2015г.

Учебно-дидактические материалы:

1.Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003

2. Шайтанов И.О. и др. Зарубежная литература. 8-9 кл.

3.Коровина В.Я. Литература. Хрестоматия к учебнику 9 кл.

4.Охотникова В.И. и др. Древняя русская литература. 5-9 кл.

Аудиокурс
    Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия по литературе. 9 класс. (1 CD MP3+ Инструкция к фонохрестоматии) -2010г

Методические пособия:

1) Рабочие программы по литературе (по программе под ред. В.Я.Коровиной) 5-9 классы. Методическое пособие./Сост Г.М.Вялкова, под.ред.Л.н.Савиной).- М. «Глобус», 2009.

  1. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература 9 класс. Методические советы   И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

  2. Беляева Н.В., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя . – М.Просвещение, 2008.

  3. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.

  4. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

  5. Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

  Электронное издание

    Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература 9 класс. Методические советы  

Пособия для контроля :

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по литературе. – Дрофа, 2001г.

  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2003

  3. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

  4. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.

  5. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2008

  6. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. Демиденко Е.Л. 5-9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2006.

Учебно-справочные материалы:

1) Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999

2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998

3) Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 2003

4) Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

5) Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!