Общеобразовательная автономная некоммерческая организация
Средняя общеобразовательная школа «Феникс»
Согласовано
Зам. директора по УВР
_____________Блинова Ю.В.
Дата __________________
Утверждаю
Директор школы
_____________Козин С.В..
Дата __________________
Обсуждено
на заседании ШМО ___________
____________________________
протокол № _____
от "___"_______________
________________/___________/
Рабочая программа
Литературное чтение
2019-2020 учебный год
3 «А» класс
Шляпникова Ольга Даниловна
г. Москва
2019
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Рабочая программа учителя по курсу литературного чтения для учащихся 3-го класса рассчитана на 138 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
с положениями Основной образовательной программой начального общего образования АНО СОШ «Феникс» (далее Образовательной программой);
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.).
Основная цель курса: помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса:
· обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
· научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
· систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
· включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
· формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов.
Общая характеристика курса.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность.
Рабочая программа рассчитана на 138 часов в год,
Количество часов в неделю - 4 часа.
Задачи курса:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним);понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Система работы над навыками чтения.
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства.
Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:
Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведениями как искусства слова с учетом их специфической структуры и жанровых особенностей.
Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
Сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведений, ориентировка в мире книг.
Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитие их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Планируемые результаты на конец 3 класса
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);
использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;
находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
рассказывать сказки от лица героя;
рассказывать о героях произведения;
создавать истории с героями произведений.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
Содержание курса
3 класс (138 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Обсуждено на заседании ШМО _____________________________ _____________________________ __________/__________________/ «___»____________2019 г. | Согласовано Зам. директора по УВР _____________Блинова Ю.В. «___»____________2019 г. | Утверждаю Директор школы _____________Козин С.В. «___»____________2019 г. |
Календарно-тематическое планирование Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «А»
Учитель: Шляпникова Ольга Даниловна
Количество часов:138 всего, 4 в неделю.
Планирование составлено на основе программы: УМК начальная школа 21 века
Учебник: Ефросинина Л.А.
№ п/п | Сроки проведения | Тема урока | Количество часов |
По плану | По факту |
1 | 02.09 | | Устное народное творчество. Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.Даль "Старик-годовик". | 1 |
2 | 03.09 | | Устное народное творчество. Пословицы. Какие бывают пословицы. | 1 |
3 | 04.09 | | Устное народное творчество. Русская народная сказка "Самое дорогое". | 1 |
4 | 05.09 | | Русская народная сказка "Про Ленивую и Радивую". | 1 |
5 | 09.09 | | Русская народная сказка "Лиса и Котофей Иванович" и "Дрозд Еремеевич". | 1 |
6 | 10.09 | | Русская народная сказка "Дочь-семилетка". | 1 |
7 | 11.09 | | Русская народная сказка "Царевич Нехитёр-Немудёр". | 1 |
8 | 12.09 | | Русская народная сказка "Царевич Нехитёр-Немудёр". | 1 |
9 | 16.09 | | Русская народная сказка " Елена Премудрая".Чукотская сказка "Девушка и месяц". | 1 |
10 | 17.09 | | Скороговорки. Потешки. | 1 |
11 | 18.09 | | Устное народное творчество. Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора. Обобщение по разделку. Рубрика " Проверьте себя". | 1 |
12 | 19.09 | | Устное народное творчество. Былины. "Добрыня и змея". | 1 |
13 | 23.09 | | Устное народное творчество. Былины. "Илья Муромец и Соловей-разбойник". | 1 |
14 | 24.09 | | Устное народное творчество. Былины. "Алёша Попович и Тугарин Змеёвич". | 1 |
15 | 25.09 | | Устное народное творчество. Слушание и работа с детскими книгами. Былины. ""Вольга и Микула". | 1 |
16 | 26.09 | | Устное народное творчество. Урок-обобщение по теме "Былины". Рубрика "Проверь себя". | 1 |
17 | 30.09 | | Басни. Эзоп. "Лисица и виноград". И.А.Крылов. | 1 |
18 | 01.10 | | Басни. И.А.Крылов "Ворона и Лисица". | 1 |
19 | 02.10 | | Басни. И.А.Крылов "Волк и Ягнёнок"; "Крестьянин и работник". | 1 |
20 | 03.10 | | Басни. Эзоп. "Голубь, который хотел пить", " Бесхвостая лисица", А.Е. Измайлов. "Филин и чиж". | 1 |
21 | 07.10 | | Обобщение по разделу "Басни". | 1 |
22 | 08.10 | | Произведения А.С. Пушкина. Отрывки из поэмы "Руслан и Людмила". "У лукоморья дуб зелёный..". | 1 |
23 | 09.10 | | Произведения А.С. Пушкина. "Бой Руслана с головой". | 1 |
24 | 10.10 | | А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане...." | 1 |
25 | 14.10 | | А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане...." | 1 |
26 | 15.10 | | А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане...." | 1 |
27 | 16.10 | | Техника чтения!!!!! Слушание и работа с детской книгой. Сказки А.С.Пушкина. К.Г. Паустовский "Сказки Пушкина". Дополнительное чтение. А.С.Пушкин "Сказка о попе и о работнике его Балде". | 1 |
28 | 17.10 | | Техника чтения!!!!! Слушание и работа с детской книгой. Сказки А.С.Пушкина. К.Г. Паустовский "Сказки Пушкина". Дополнительное чтение. А.С.Пушкин "Сказка о попе и о работнике его Балде". | 1 |
29 | 21.10 | | Сказки А.С. Пушкина. Дополнительное чтение. А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", Э. Бабаев "Там лес и дол видений полны.." | 1 |
30 | 22.10 | | Стихи о природе. А.С.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."; "Зимний вечер". | 1 |
31 | 23.10 | | Стихи о няне. А.С. Пушкин "Няне". | 1 |
32 | 24.10 | | Обобщение по разделу "Произведения А.С.Пушкина". Рубрика "Проверьте себя". Стихи о природе. Ф.И.Тютчев "Есть в осени первоначальной...", "Чародейкою зимою..". | 1 |
33 | 05.11 | | Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета. А.Н Майков. «Осень» (комбинированный) | 1 |
34 | 06.11 | | Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета. А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Кот поёт глаза прищуря…» (комбинированный) | 1 |
35 | 07.11 | | Слушание и работа с детской книгой .Стихи русских поэтов. Рубрика «Книжная полка». Дополнительное чтение И.А. Бунин. «Листопад» (урок открытия новых знаний) | 1 |
36 | 11.11 | | Обобщение по разделу («Проверьте себя») (урок обобщения и систематизации знаний) | 1 |
37 | 12.11 | | Произведения Л.Н. Толстого. «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня) (урок открытия новых знаний) | 1 |
38 | 13.11 | | Жанры произведений Л.Н.Толстого. дополнительное чтение. «Ореховая ветка». | 1 |
39 | 14.11 | | Слушание и работа с детскими книгами. Произведения Л.Н. Толстого. | 1 |
40 | 18.11 | | Дополнительное чтение. Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан» (урок открытия новых знаний) | 1 |
41 | 19.11 | | Научно-популярные и художественные рассказы. Произведения Л.Н. Толстого. «Лебеди», «Зайцы». | 1 |
42 | 20.11 | | Дополнительное чтение «Лев и собачка» (комбинированный) | 1 |
43 | 21.11 | | Художественные рассказы Л.Н. Толстого. «Прыжок». | 1 |
44 | 25.11 | | Художественные рассказы Л.Н. Толстого. «Прыжок». | 1 |
45 | 26.11 | | Художественные рассказы Л.Н. Толстого. Былина «Как боролся русский богатырь» (комбинированный) | 1 |
46 | 27.11 | | Слушание и работа с детской книгой..Книги Л.Н. Толстого. Рубрика «Книжная полка». | 1 |
47 | 28.11 | | Произведения Л.Н. Толстого. Обобщение по разделу («Проверьте себя») (контрольно-обобщающий) | 1 |
48 | 02.12 | | Произведения Н.А. Некрасова. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» (урок открытия новых знаний) | 1 |
49 | 03.12 | | Слушание и работа с детской книгой .Стихи о детях. Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении) (комбинированный) | 1 |
50 | 04.12 | | Произведения Н.А. Некрасова. Стихи Н. А. Некрасова о природе «Славная осень…». | 1 |
51 | 05.12 | | Дополнительное чтение. « Зелёный шум». К. И. Чуковский «Зелёный шум» (комбинированный) | 1 |
52 | 09.12 | | Произведения Н.А. Некрасова. Стихи Н. А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») (урок открытия новых знаний) | 1 |
53 | 10.12 | | Слушание и работа с детской книгой . Произведения Н.А. Некрасова. К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова»с.158. Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождём». | 1 |
54 | 11.12 | | Обобщение по разделу (« Проверь себя») (комбинированный). Русские поэты. | 1 |
55 | 12.12 | | Техника чтения. Произведения А.П. Чехова. «Степь» (отрывок). | 1 |
56 | 16.12 | | Дополнительное чтение А.П. Чехов. «Белолобый». И. С. Тургенев. «Лес и степь» (комбинированный | 1 |
57 | 17.12 | | Произведения А.П. Чехова. А. П Чехов. «Ванька» (урок открытия новых знаний) | 1 |
58 | 18.12 | | Произведения А.П. Чехова. А. П Чехов. «Ванька» (урок открытия новых знаний) | 1 |
59 | 19.12 | | Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Дополнительное чтение Л. Андреев «Кусака» (комбинированный) | 1 |
60 | 23.12 | | Очерки и воспоминания об А.П. Чехове .Н.С. Шер. « О рассказах А.П. Чехова» (комбинированный) | 1 |
61 | 24.12 | | Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро. «Подарки феи» (урок открытия новых знаний) | 1 |
62 | 25.12 | | Сказки зарубежных писателей. Ц. Топелиус. «Солнечный луч в ноябре». Дополнительное чтение. Ц. Топелиус. «Зимняя сказка» (урок открытия новых знаний) | 1 |
63 | 26.12 | | Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников. Сказки зарубежных писателей. Дополнительное чтение. Х.- Г. Андерсен. «Снеговик»; Братья Гримм «Умная дочь крестьянская (урок открытия новых знаний) | 1 |
64 | 09.01 | | Сказки зарубежных писателей. Урок - утренник «В мире сказок» (обобщающий) | 1 |
65 | 13.01 | | Стихи русских поэтов. И.С. Никитин. «Русь» (урок открытия новых знаний) | 1 |
66 | 14.01 | | Стихи русских поэтов. И.С. Никитин. «Утро» (урок открытия новых знаний) | 1 |
67 | 15.01 | | Стихи русских поэтов. И.З. Суриков. «Детство» (комбинированный) | 1 |
68 | 16.01 | | Слушание и работа с детскими книгами . Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. И.С. Никитин. «Помню я: бывало, няня…» (урок открытия новых знаний) | 1 |
69 | 20.01 | | Стихи русских поэтов. С.Д. Дрожжин. «Зимний день» «Привет». (урок открытия новых знаний) | 1 |
70 | 21.01 | | Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов о Родине и родной природе Дополнительное чтение. Ф.Н. Глинка. «Москва» | 1 |
71 | 22.01 | | Урок-обобщение по разделу. («Проверьте себя») (комбинированный) | 1 |
72 | 23.01 | | Рассказы о животных. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 1 |
73 | 27.01 | | Рассказы о животных. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 1 |
74 | 28.01 | | Рассказы о животных. Дополнительное чтение. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 |
75 | 29.01 | | Произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка. Сказка «Умнее всех» (комбинированный | 1 |
76 | 30.01 | | Слушание и работа с детской книгой. Произведения о животных. Дополнительное чтение. Рассказ Д.Н. Мамина - Сибиряка «Постойко» (урок открытия новых знаний) | 1 |
77 | 03.02 | | Слушание и работа с детской книгой. Произведения о животных. Дополнительное чтение. Рассказ Д.Н. Мамина - Сибиряка «Постойко» (урок открытия новых знаний) | 1 |
78 | 04.02 | | Произведения А.Н. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» (урок открытия новых знаний) | 1 |
79 | 05.02 | | Произведения А.Н. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» (урок открытия новых знаний) | 1 |
80 | 06.02 | | Произведения А.Н. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» (урок открытия новых знаний) | 1 |
81 | 10.02 | | Произведения А.Н. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» (урок открытия новых знаний) | 1 |
82 | 11.02 | | Произведения А.Н. Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька». Дополнительное чтение. «Собачье счастье» (комбинированный) | 1 |
83 | 12.02 | | Произведения А.Н. Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька». Дополнительное чтение. «Собачье счастье» (комбинированный) | 1 |
84 | 13.02 | | Слушание и работа с детскими книгами.Книги о животных. Дополнительное чтение. А.Куприн «Собачье счастье» Рубрика «Книжная полка» (урок открытия новых знаний) | 1 |
85 | 17.02 | | Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Манина - Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна» («Проверьте себя») (урок-проект) | 1 |
86 | 18.02 | | Стихи С.А. Есенина. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…» (комбинированный | 1 |
87 | 19.02 | | Стихи С.А. Есенина о природе. «Нивы сжаты, рощи голы…» (урок открытия новых знаний) | 1 |
88 | 20.02 | | Стихи С.А. Есенина. «Берёза». Дополнительное чтение. Стихи о берёзе (отрывки) (урок открытия новых знаний) | 1 |
89 | 25.02 | | Слушание и работа с детскими книгами..»Родные поэты. Книги со стихотворениями русских поэтов» . | 1 |
90 | 26.02 | | С.А. Есенин «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом…»; И.С. Тургенев «Деревня». | 1 |
91 | 27.02 | | Обобщение по разделу («Проверьте себя») (комбинированный) | 1 |
92 | 02.03 | | Стихи русских поэтов. | 1 |
93 | 03.03 | | Произведения К.Г. Паустовского. Сказка «Стальное колечко» (урок открытия новых знаний) | 1 |
94 | 04.03 | | Произведения К.Г. Паустовского. Сказка «Стальное колечко» (урок открытия новых знаний) | 1 |
95 | 05.03 | | Произведения К.Г. Паустовского. Сказка «Стальное колечко» (урок открытия новых знаний) | 1 |
96 | 09.03 | | Слушание и работа с детскими книгами «Рассказы о животных» Дополнительное чтение. «Тёплый хлеб»И.Тургенев «Воробей» (урок обобщения и систематизации знаний) | 1 |
97 | 10.03 | | Произведения К.Г. Паустовского. Юмористические рассказы. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга» (урок открытия новых знаний) | 1 |
98 | 11.03 | | Произведения К.Г. Паустовского. Юмористические рассказы. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга» (урок открытия новых знаний) | 1 |
99 | 12.03 | | Произведения К.Г. Паустовского. Юмористические рассказы. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга» (урок открытия новых знаний) | 1 |
100 | 23.03 | | Произведения К.Г. Паустовского. Научно - познавательные рассказы. К. Г. Паустовский. «Какие бывают дожди?» «Книжная полка» | 1 |
101 | 24.03 | | Дополнительное чтение. «Заячьи лапы» (комбинированный) | 1 |
102 | 25.03 | | Слушание и работа с детскими книгами «Рассказы о животных» Дополнительное чтение. И.Тургенев «Воробей» (урок обобщения и систематизации знаний) | 1 |
103 | 26.03 | | Обобщение по разделу .Контрольная работа.(контрольный) | 1 |
104 | 30.03 | | Урок-утренник.»Моя любимая книга» Дополнительное чтение. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» (комбинированный) | 1 |
105 | 31.03 | | Произведения С.Я. Маршака. Стихотворение «Урок родного языка» (комбинированный) | 1 |
106 | 01.04 | | Произведения С.Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш» (урок открытия новых знаний) | 1 |
107 | 02.04 | | Слушание и работа с детскими книгами. Пьесы-сказки С.Я.Маршака» Дополнительное чтение. Пьеса-сказка «Кошкин дом» | 1 |
108 | 06.04 | | Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком». (комбинированный) | 1 |
109 | 07.04 | | Произведения Л. Пантелеева. Рассказ «Честное слово» (урок открытия новых знаний) | 1 |
110 | 08.04 | | Дополнительное чтение. В.А.Осеева «Бабка» | 1 |
111 | 09.04 | | Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель» (урок открытия новых знаний) | 1 |
112 | 13.04 | | Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель» (урок открытия новых знаний) | 1 |
113 | 14.04 | | Слушание и работа с детской книгой. «Рассказы о детях и для детей» Дополнительное чтение. Л. Пантелеев. «Фенька», «Новенькая». (урок открытия новых знаний) | 1 |
114 | 15.04 | | Произведения А.П. Гайдара. Рассказ «Горячий камень» (урок открытия новых знаний) | 1 |
115 | 16.04 | | Произведения А.П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы) (комбинированный). | 1 |
116 | 20.04 | | Произведения А.П. Гайдара. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы) (комбинированный). | 1 |
117 | 21.04 | | Писатели о писателе.Стихотворение С. В. Михалкова «Аркадий Гайдар» | 1 |
118 | 22.04 | | Слушание и работа с книгами. «Книги о детях и для детей» (комбинированный) | 1 |
119 | 23.04 | | Урок-обобщение по разделу «Произведения о детях и для детей» | 1 |
120 | 27.04 | | Произведения М.М Пришвина. Очерк «Моя Родина» (урок-проект) | 1 |
121 | 28.04 | | Разножанровые произведения. М.М.Пришвина. Дополнительное чтение. М.М.Пришвин «Двойной след». | 1 |
122 | 29.04 | | Произведения М.М Пришвина. Рассказ «Выскочка». | 1 |
123 | 30.04 | | Произведения М.М Пришвина. Рассказ-описание «Жаркий час». | 1 |
124 | 06.05 | | В. Чалмаев. «Воспоминания о М. М. Пришвине» (урок проект) | 1 |
125 | 07.05 | | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») (урок-проект) | 1 |
126 | 11.05 | | Произведения зарубежных писателей. Дж. Лондон. «Бурый волк» (комбинированный) | 1 |
127 | 12.05 | | Произведения зарубежных писателей. Дж. Лондон. «Бурый волк» (комбинированный) | 1 |
128 | 13.05 | | Произведения зарубежных писателей. Дж. Лондон. «Бурый волк» (комбинированный) | 1 |
129 | 14.05 | | Произведения зарубежных писателей. Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (комбинированный) | 1 |
130 | 18.05 | | Произведения зарубежных писателей. Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (комбинированный) | 1 |
131 | 19.05 | | Произведения зарубежных писателей. Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (комбинированный) | 1 |
132 | 20.05 | | Слушание и работа с детскими книгами . «Книги о животных» . Дополнительное чтение. В. В. Бианки. «По следам», а также Г.Скребицкого, Э. Шима, И.Соколова-Микитова (комбинированный) | 1 |
133 | 21.05 | | Слушание и работа с детскими книгами «Книги зарубежных писателей». Дополнительное чтение. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» (комбинированный) | 1 |
134 | 2.05 | | Слушание и работа с детскими книгами. Книги о природе. | 1 |
135 | 25.05 | | Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов о природе. | 1 |
136 | 26.05 | | Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». Рубрика «Проверь себя». | 1 |
137 | 27.05 | | Комплексная контрольная работа. | 1 |
138 | 28.05 | | Библиотечный урок. Летнее чтение. | 1 |
Дополнительная литература:
Литература для учителя
Ефросинина Л.А. Оморокова М.И.. Литературное чтение: программа: 1-4 класс М.: ВентанаГраф, 2012. УМК «Начальная школа XXI век».
Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 3 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений в 2ч.: М.: ВентанаГраф, 2012.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 3 класс: рабочая тетрадь в 2ч. –
М.: ВентанаГраф, 2014.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся образовательных учреждений в 2ч.: М.: ВентанаГраф, 2012.
Ефросинина Л.А. Словарь справочник по литературному чтению «Книгочей» 1-4 класс – М.: ВентанаГраф, 2011.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 3 класс: методическое пособие – М.: ВентанаГраф, 2013.
Литература для учеников
Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 3 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений в 2ч.: М.: ВентанаГраф, 2012.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 3 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. – М.: ВентанаГраф, 2014.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся образовательных учреждений в 2ч.: М.: ВентанаГраф, 2012.
Ефросинина Л.А. Словарь справочник по литературному чтению «Книгочей» 1-4 класс – М.: ВентанаГраф, 2011.