СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе ООП НОО ФГОС, ООП "Планета знаний" под редакцией И.А.Петровой, авторской программы Э.Э.Кац «Литературное чтение», ООП НОО ФГОС МБОУ СОШ с. Имянликулево

Целью данного курса является:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:

- формирование потребности чтения художественной литературы;

- развитие навыков чтения вслух и про себя;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;

- развитие устной и письменной речи;

- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;

- развитие воображения, творческих способностей ребенка;

- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценить свои мысли, переживания, знания и поступки;

- формирования коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

- обогащение представлений ребенка об окружающем мире.

2.Общая характеристика учебного предмета

Содержание и построение этого курса определяются воз­растными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружать­ся» в мир художественного произведения. Это обусловливает особое внимание к принципу доступ­ности при отборе художественных произведений для чте­ния и изучения. В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объеди­нены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и опреде­лёнными нравственно-эстетическими проблемами.

Программа обращает внимание на технологию вырази­тельного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Важной частью курса является внеклассное чтение. Ин­терес к нему стимулируется включением в программу фраг­ментов (глав) отдельных произведений. Программа литературного чтения опирается на психоло­гическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведе­нием ряд психологических действий: интеллектуальное по­знание и самопознание, художественную оценку и само­оценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переос­мысление читательских переживаний и перенос эстетиче­ских, нравственных открытий в жизненный опыт.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Количество часов в 4 классе по учебному плану на 2018-2019 уч. год 102 часа из расчета 3 часа в неделю для обязательного изучения литературного чтения на этапе начального общего образования.

Внеурочная работа.

            В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в ходе проектной и исследовательской работы, внеклассных мероприятий, предметных недель, работы с одаренными, со слабоуспевающими детьми и конкурсах различного уровня.

4.Общеучебные умения, навыки, способы действия

Формирование универсальных учебных действий

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • способность к самооценке;

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;

  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;

  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • создавать текст на основе плана;

  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

  • создавать иллюстрации к произведениям;

  • создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

  • различать жанры, преимущественно путём сравнения

  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

5.Содержание тем учебного курса

Мифы

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы; поэтические приёмы пришедшие из мифов А.В.Кольцов «Урожай»; древнегреческий миф «Царь Мидас»; внеклассное чтение «Мифы Древней Греции»

Народные сказки

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба»;

Внеклассное чтение: русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины

«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец». Внеклассное чтение: Н Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас». Внеклассное чтение: О.Кургузов «Телевизионные макароны»; С.Седов «Король жениться».

Басни

И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица». Внеклассное чтение: И Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея».

Слово о родной земле

Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь». Внеклассное чтение: А.Плещеев «Летние песни»; Рубцов «Тихая моя родина»; стихи С.А.Есенина

О прошлом Родины

«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин». Внеклассное чтение: Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война

А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста». Внеклассное чтение: К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».

О добре и красоте

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»;

Внеклассное чтение: С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина»; Х. К. Андерсен «Снежная королева».

Мир детства

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики». Внеклассное чтение: А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок); Т.Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).

6. Тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Дата

Примечание


план.

Факт


Мифы




1

Мифы Шумерские мифы «Подвиги бога Нинурты»

04.09



2

Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо»

06.09



3

Славянские мифы

08.09



4

Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции

11.09



5

Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции

13.09



6

Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай»

15.09



7

Проверочная работа по теме «Мифы»

18.09




Народные сказки




8

Народные сказки«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)

20.09



9


«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)

22.09



10

Тест по сказке «Василиса Прекрасная»

25.09



11

«Находчивый солдат» (русская народная сказка)

27.09



12

«Мужик и царь» (русская народная сказка)

29.09



13

«Портной и царь» (армянская народная сказка)

02.10



14

«Кола-рыба» (итальянская народная сказка)

04.10



15

«Кола-рыба» (итальянская народная сказка)

06.10



16

Проверочная работа по теме «Народные сказки.»

09.10



17

Внеклассное чтение. Сказки народов мира

13.10




Былины




18

Былины «Как Илья из Мурома богатырём стал»

16.10



19

Былины «Как Илья из Мурома богатырём стал»

18.10



20

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

20.10



21

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

23.10



22

А.К.Толстой «Илья Муромец»

25.10



23

Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях

27.10



24

Картинная галерея В.М.Васнецов «Богатыри»

06.11



25

Проверочная работа по теме «Былины»

08.11




Авторские сказки




26

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

10.11



27

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

13.11



28

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

15.11



29

Внеклассное чтение. Сказки В.Гауфа

17.11



30

Н.С.Гумилёв «Маркиз де Карабас»

20.11



31

К.Чапек «Случай с русалками»

22.11



32

К.Чапек «Случай с русалками»

24.11



33

Внеклассное чтение К. Чапек «Сказки»

27.11



34

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

29.11



35

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

01.12



36

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

04.12



37

Картинная галерея М.А.Врубель «Царевна-Лебедь»

06.12



38

Проверочное тестирование по теме «Авторские сказки»

08.12




Басни




39

Басни И.А.Крылов «Трудолюбивый медведь»

11.12



40

Эзоп «Ворон и Лисица»

13.12



41

И.А.Крылов «Ворона и лисица»

15.12



42

И.А.Крылов «Любопытный»

18.12



43

Внеклассное чтение. Басни. Проверочная работа по теме «Басни»

20.12




Слово о родной земле




44

Ю.Яковлев «Мама» Часть 2

22.12



45

М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

25.12



46

С.А.Есенин «С добрым утром!»

27.12



47

Внеклассное чтение. Стихотворения С.А.Есенина

29.12



48

Внеклассное чтение. Стихотворения С.А.Есенина

15.01



49

М.М.Пришвин «Моя родина»

17.01



50

И.Северянин «Запевка»

19.01



51

И.С.Никитин «Русь»

22.01



52

Внеклассное чтение. Любимые стихотворения

24.01



53

Проверочная работа по теме «Слово о родной земле».

26.01




О прошлом Родины




54

«Повесть временных лет»

29.01



55

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

31.01



56

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

02.02



57

Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь»

05.02



58

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»

07.02



59

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»

09.02



60

Картинная галерея «Дмитрий Донской». Внеклассное чтение Ф.Н.Глинка «Москва»

12.02




Прошла по земле война




61

А.А.Ахматова «Мужество»

14.02



62

Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

16.02



63

Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

19.02



64

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

21.02



65

Внеклассное чтение. Стихотворения, посвящённые ВОВ

26.02



66

Проверочная работа по теме «Прошла по земле война»

28.02




О добре и красоте




67

А.А.Фет «На рассвете»

02.03



68


И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

05.03



69

Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок)

07.03



70

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

09.03



71

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

12.03



72

Внеклассное чтение. Музыка и литература

14.03



73

А.Н.Майков «Мать»

16.03



74

Х.К.Андерсен «Соловей»

19.03



75

Х.К.Андерсен «Соловей»

21.03



76

Внеклассное чтение Х.К.Андерсен «Снежная королева»

23.03



77

А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

02.04

02.04


78

Проверочная работа по теме «О добре и красоте»

04.04

04.04


79

Картинная галерея И.И.Шишкин «Рожь». А.Блок «Летний вечер»

06.04

05.04

внеурочка


Мир детства




80

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

09.04

09.04


81

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

11.04

11.04


82

Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях

13.04

12.04

внеурочка

83

Л.Н.Толстой «Детство» (отрывок)

16.04

16.04


84

Л.Н.Толстой «Детство» Тест.

18.04

18.04


85

И.А.Бунин «Детство»

20.04

19.04

внеурочка

86

Марк Твен . Главы из книги «Приключения Тома Сойера»

23.04

23.04


87

Марк Твен . Главы из книги «Приключения Тома Сойера»

25.04

25.04


88

В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

27.04

26.04

внеурочка

89

В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

30. 04

30.04


90

М.И.Цветаева «Наши царства»

04.05

07.05


91

Р.Л.Стивенсон «Страна кровати»

07.05

03.05

внеурочка

92

А.П.Чехов «Мальчики»

11.05



93

А.П.Чехов «Мальчики»

14.05

10.05

внеурочка

94

Проверочная работа по теме «Мир детства»

16.05

14.05



Удивительные приключения




95

Р.Э.Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

18.05

16.05


96

Р.Э.Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

21.05

17.05

Внеурочка

97

Д.Свифт « Путешествия Гулливера»

23.05

21.05


98

Проверка беглости чтения.

25.05

23.05


99

Внеклассное чтение. «Хрустальный ключ».

28.05

24.05

Внеурочка

100

Проверочная работа по теме «Удивительные приключения»

30.05

28.05


101

Работа над текстами.

30.05

30.05


102

Мои любимые книги

31.05

31.05

Внеурочка

7. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения

Для  реализации данной  программы рекомендуются следующие средства материально – технического обеспечения:

  • Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Компьютер

1


Принтер

1


Мультимедийный проектор

1


Экран.

1


Колонки

2


Магнитная доска.

1


Список учебно-методической литературы:

1. «Литературное чтение» Кац Э.Э. Москва: «Астрель»

2. «Рабочие тетради» № 1, 2 к учебнику «Литературное чтение» Кац Э.Э.

3. «Обучение в 4 классе» по учебнику «Литературное чтение» Кац Э.Э

8.Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению к концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • способность к самооценке;

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;

  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;

  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • создавать текст на основе плана;

  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

  • создавать иллюстрации к произведениям;

  • создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

  • различать жанры, преимущественно путём сравнения

  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;





































1

А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» Картинная галерея И.И.Шишкин «Рожь». А.Блок «Летний вечер»

02.04



2

Проверочная работа по теме «О добре и красоте»

04.04



3

Проектная работа по теме «О добре и красоте»

09.04




Мир детства




4

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

11.04



5

Л.Н.Толстой «Детство» (отрывок) Тест.

16.04



6

И.А.Бунин «Детство»

18.04



7

Марк Твен . Главы из книги «Приключения Тома Сойера»

23.04



8

В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

25.04



9

М.И.Цветаева «Наши царства»

30.05



10

Р.Л.Стивенсон «Страна кровати»

02.05



11

А.П.Чехов «Мальчики»

07.05



12

Проверочная работа по теме «Мир детства»

14.05




Удивительные приключения




13

Р.Э.Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

16.05



14

Д.Свифт « Путешествия Гулливера»

21.05



15

Проверка беглости чтения.

23.05



16

Проверочная работа по теме «Удивительные приключения»

28.05



17

Внеклассное чтение. «Хрустальный ключ». Мои любимые книги

30.05

























17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!