1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе ООП НОО ФГОС, ООП "Планета знаний" под редакцией И.А.Петровой, авторской программы Э.Э.Кац «Литературное чтение», ООП НОО ФГОС МБОУ СОШ с. Имянликулево
Целью данного курса является:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:
- формирование потребности чтения художественной литературы;
- развитие навыков чтения вслух и про себя;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;
- развитие устной и письменной речи;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;
- развитие воображения, творческих способностей ребенка;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценить свои мысли, переживания, знания и поступки;
- формирования коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- обогащение представлений ребенка об окружающем мире.
2.Общая характеристика учебного предмета
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Количество часов в 4 классе по учебному плану на 2018-2019 уч. год 102 часа из расчета 3 часа в неделю для обязательного изучения литературного чтения на этапе начального общего образования.
Внеурочная работа.
В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в ходе проектной и исследовательской работы, внеклассных мероприятий, предметных недель, работы с одаренными, со слабоуспевающими детьми и конкурсах различного уровня.
4.Общеучебные умения, навыки, способы действия
Формирование универсальных учебных действий
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать по ролям художественное произведение;
создавать текст на основе плана;
придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
создавать иллюстрации к произведениям;
создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров
выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
различать жанры, преимущественно путём сравнения
находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
5.Содержание тем учебного курса
Мифы
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы; поэтические приёмы пришедшие из мифов А.В.Кольцов «Урожай»; древнегреческий миф «Царь Мидас»; внеклассное чтение «Мифы Древней Греции»
Народные сказки
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба»;
Внеклассное чтение: русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец». Внеклассное чтение: Н Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас». Внеклассное чтение: О.Кургузов «Телевизионные макароны»; С.Седов «Король жениться».
Басни
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица». Внеклассное чтение: И Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея».
Слово о родной земле
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь». Внеклассное чтение: А.Плещеев «Летние песни»; Рубцов «Тихая моя родина»; стихи С.А.Есенина
О прошлом Родины
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин». Внеклассное чтение: Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста». Внеклассное чтение: К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»;
Внеклассное чтение: С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина»; Х. К. Андерсен «Снежная королева».
Мир детства
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики». Внеклассное чтение: А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок); Т.Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
6. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
план. | Факт |
| Мифы | | | |
1 | Мифы Шумерские мифы «Подвиги бога Нинурты» | 04.09 | | |
2 | Древнегреческие мифы «Нарцисс и Эхо» | 06.09 | | |
3 | Славянские мифы | 08.09 | | |
4 | Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции | 11.09 | | |
5 | Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции | 13.09 | | |
6 | Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай» | 15.09 | | |
7 | Проверочная работа по теме «Мифы» | 18.09 | | |
| Народные сказки | | | |
8 | Народные сказки«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) | 20.09 | | |
9 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) | 22.09 | | |
10 | Тест по сказке «Василиса Прекрасная» | 25.09 | | |
11 | «Находчивый солдат» (русская народная сказка) | 27.09 | | |
12 | «Мужик и царь» (русская народная сказка) | 29.09 | | |
13 | «Портной и царь» (армянская народная сказка) | 02.10 | | |
14 | «Кола-рыба» (итальянская народная сказка) | 04.10 | | |
15 | «Кола-рыба» (итальянская народная сказка) | 06.10 | | |
16 | Проверочная работа по теме «Народные сказки.» | 09.10 | | |
17 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира | 13.10 | | |
| Былины | | | |
18 | Былины «Как Илья из Мурома богатырём стал» | 16.10 | | |
19 | Былины «Как Илья из Мурома богатырём стал» | 18.10 | | |
20 | «Илья Муромец и Соловей Разбойник» | 20.10 | | |
21 | «Илья Муромец и Соловей Разбойник» | 23.10 | | |
22 | А.К.Толстой «Илья Муромец» | 25.10 | | |
23 | Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях | 27.10 | | |
24 | Картинная галерея В.М.Васнецов «Богатыри» | 06.11 | | |
25 | Проверочная работа по теме «Былины» | 08.11 | | |
| Авторские сказки | | | |
26 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 10.11 | | |
27 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 13.11 | | |
28 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 15.11 | | |
29 | Внеклассное чтение. Сказки В.Гауфа | 17.11 | | |
30 | Н.С.Гумилёв «Маркиз де Карабас» | 20.11 | | |
31 | К.Чапек «Случай с русалками» | 22.11 | | |
32 | К.Чапек «Случай с русалками» | 24.11 | | |
33 | Внеклассное чтение К. Чапек «Сказки» | 27.11 | | |
34 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» | 29.11 | | |
35 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» | 01.12 | | |
36 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» | 04.12 | | |
37 | Картинная галерея М.А.Врубель «Царевна-Лебедь» | 06.12 | | |
38 | Проверочное тестирование по теме «Авторские сказки» | 08.12 | | |
| Басни | | | |
39 | Басни И.А.Крылов «Трудолюбивый медведь» | 11.12 | | |
40 | Эзоп «Ворон и Лисица» | 13.12 | | |
41 | И.А.Крылов «Ворона и лисица» | 15.12 | | |
42 | И.А.Крылов «Любопытный» | 18.12 | | |
43 | Внеклассное чтение. Басни. Проверочная работа по теме «Басни» | 20.12 | | |
| Слово о родной земле | | | |
44 | Ю.Яковлев «Мама» Часть 2 | 22.12 | | |
45 | М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» | 25.12 | | |
46 | С.А.Есенин «С добрым утром!» | 27.12 | | |
47 | Внеклассное чтение. Стихотворения С.А.Есенина | 29.12 | | |
48 | Внеклассное чтение. Стихотворения С.А.Есенина | 15.01 | | |
49 | М.М.Пришвин «Моя родина» | 17.01 | | |
50 | И.Северянин «Запевка» | 19.01 | | |
51 | И.С.Никитин «Русь» | 22.01 | | |
52 | Внеклассное чтение. Любимые стихотворения | 24.01 | | |
53 | Проверочная работа по теме «Слово о родной земле». | 26.01 | | |
| О прошлом Родины | | | |
54 | «Повесть временных лет» | 29.01 | | |
55 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | 31.01 | | |
56 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | 02.02 | | |
57 | Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь» | 05.02 | | |
58 | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин» | 07.02 | | |
59 | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин» | 09.02 | | |
60 | Картинная галерея «Дмитрий Донской». Внеклассное чтение Ф.Н.Глинка «Москва» | 12.02 | | |
| Прошла по земле война | | | |
61 | А.А.Ахматова «Мужество» | 14.02 | | |
62 | Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» | 16.02 | | |
63 | Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» | 19.02 | | |
64 | А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» | 21.02 | | |
65 | Внеклассное чтение. Стихотворения, посвящённые ВОВ | 26.02 | | |
66 | Проверочная работа по теме «Прошла по земле война» | 28.02 | | |
| О добре и красоте | | | |
67 | А.А.Фет «На рассвете» | 02.03 | | |
68 | И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…» | 05.03 | | |
69 | Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок) | 07.03 | | |
70 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 09.03 | | |
71 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 12.03 | | |
72 | Внеклассное чтение. Музыка и литература | 14.03 | | |
73 | А.Н.Майков «Мать» | 16.03 | | |
74 | Х.К.Андерсен «Соловей» | 19.03 | | |
75 | Х.К.Андерсен «Соловей» | 21.03 | | |
76 | Внеклассное чтение Х.К.Андерсен «Снежная королева» | 23.03 | | |
77 | А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | 02.04 | 02.04 | |
78 | Проверочная работа по теме «О добре и красоте» | 04.04 | 04.04 | |
79 | Картинная галерея И.И.Шишкин «Рожь». А.Блок «Летний вечер» | 06.04 | 05.04 | внеурочка |
| Мир детства | | | |
80 | Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» | 09.04 | 09.04 | |
81 | Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» | 11.04 | 11.04 | |
82 | Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях | 13.04 | 12.04 | внеурочка |
83 | Л.Н.Толстой «Детство» (отрывок) | 16.04 | 16.04 | |
84 | Л.Н.Толстой «Детство» Тест. | 18.04 | 18.04 | |
85 | И.А.Бунин «Детство» | 20.04 | 19.04 | внеурочка |
86 | Марк Твен . Главы из книги «Приключения Тома Сойера» | 23.04 | 23.04 | |
87 | Марк Твен . Главы из книги «Приключения Тома Сойера» | 25.04 | 25.04 | |
88 | В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» | 27.04 | 26.04 | внеурочка |
89 | В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» | 30. 04 | 30.04 | |
90 | М.И.Цветаева «Наши царства» | 04.05 | 07.05 | |
91 | Р.Л.Стивенсон «Страна кровати» | 07.05 | 03.05 | внеурочка |
92 | А.П.Чехов «Мальчики» | 11.05 | | |
93 | А.П.Чехов «Мальчики» | 14.05 | 10.05 | внеурочка |
94 | Проверочная работа по теме «Мир детства» | 16.05 | 14.05 | |
| Удивительные приключения | | | |
95 | Р.Э.Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена» | 18.05 | 16.05 | |
96 | Р.Э.Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена» | 21.05 | 17.05 | Внеурочка |
97 | Д.Свифт « Путешествия Гулливера» | 23.05 | 21.05 | |
98 | Проверка беглости чтения. | 25.05 | 23.05 | |
99 | Внеклассное чтение. «Хрустальный ключ». | 28.05 | 24.05 | Внеурочка |
100 | Проверочная работа по теме «Удивительные приключения» | 30.05 | 28.05 | |
101 | Работа над текстами. | 30.05 | 30.05 | |
102 | Мои любимые книги | 31.05 | 31.05 | Внеурочка |
7. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения
Для реализации данной программы рекомендуются следующие средства материально – технического обеспечения:
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Компьютер | 1 | |
Принтер | 1 | |
Мультимедийный проектор | 1 | |
Экран. | 1 | |
Колонки | 2 | |
Магнитная доска. | 1 | |
Список учебно-методической литературы:
1. «Литературное чтение» Кац Э.Э. Москва: «Астрель»
2. «Рабочие тетради» № 1, 2 к учебнику «Литературное чтение» Кац Э.Э.
3. «Обучение в 4 классе» по учебнику «Литературное чтение» Кац Э.Э
8.Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению к концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать по ролям художественное произведение;
создавать текст на основе плана;
придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
создавать иллюстрации к произведениям;
создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров
выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
различать жанры, преимущественно путём сравнения
находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
1 | А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» Картинная галерея И.И.Шишкин «Рожь». А.Блок «Летний вечер» | 02.04 | | |
2 | Проверочная работа по теме «О добре и красоте» | 04.04 | | |
3 | Проектная работа по теме «О добре и красоте» | 09.04 | | |
| Мир детства | | | |
4 | Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» | 11.04 | | |
5 | Л.Н.Толстой «Детство» (отрывок) Тест. | 16.04 | | |
6 | И.А.Бунин «Детство» | 18.04 | | |
7 | Марк Твен . Главы из книги «Приключения Тома Сойера» | 23.04 | | |
8 | В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» | 25.04 | | |
9 | М.И.Цветаева «Наши царства» | 30.05 | | |
10 | Р.Л.Стивенсон «Страна кровати» | 02.05 | | |
11 | А.П.Чехов «Мальчики» | 07.05 | | |
12 | Проверочная работа по теме «Мир детства» | 14.05 | | |
| Удивительные приключения | | | |
13 | Р.Э.Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена» | 16.05 | | |
14 | Д.Свифт « Путешествия Гулливера» | 21.05 | | |
15 | Проверка беглости чтения. | 23.05 | | |
16 | Проверочная работа по теме «Удивительные приключения» | 28.05 | | |
17 | Внеклассное чтение. «Хрустальный ключ». Мои любимые книги | 30.05 | | |
17