ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» Образовательная система «Школа2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа/ Под научной редакцией А.А.Леонтьева.—М.: Баласс, Изд.дом РАО, 2012), требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту издательства БАЛАСС учебниками «Литературное чтение» для 4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
Цель программы:
Научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения , так и приемами понимания прочитанного.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Формирование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению.
Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.
Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом начального общего образования и примерной программой начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе в объёме 3 часа в неделю (102 ч в год).
В том числе для проведения проверочных работ – 8 часов;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов |
1. | Раздел 1. Любимые книги | 7 |
2. | Раздел 2. У истоков русской детской литературы | 17 |
3. | Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается... | 28 |
4. | Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями | 50 |
| Итого | 102 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Произведения современной детской литературы разных жанров (7ч).
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (17 ч).
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (30 ч).
Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену пря- мой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвящённые русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (48 ч).
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто, роман Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки). Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчествомдетских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– пересказывать текст по плану.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения. Продолжение работы над образами литературных героев. Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
– Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.
– Пролог и эпилог в художественном произведении.
– Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
– Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
– Баллада – рассказ в стихах.
– Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.
– Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
6. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ), РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Обучение:
– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план)
повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты, диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою;
– относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект:
Бунеев Р. Н. Литературное чтение. 4 класс. («В океане света» книга для чтения в 4 классе Ч.1,2) / – М. : Баласс : 2013.
Бунеев Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света»,. 4 класс / – М. : Баласс : 2016.
Бунеев Р. Н. Уроки литературного чтения в классе : Методические рекомендации для учителя / – М. : Баласс, 2012.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные основные образовательные программы. В 2 кн. Кн. 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / под науч. ред. Д. И. Фильдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2011.
Наглядные пособия.
Информационно-коммуникативные средства.
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).
Большая электронная детская энциклопедия (CD).
Аудиозапись «Звуки природы».
«Игры и задачи». 1-4 классы. Электронный образовательный комплекс (DVD).).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение : книга для учителя / – М. : Просвещение, 1991.
2. Кудыкина Н. В. Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса четырехлетн. нач. школы : пособие для учителя – Киев : Радянська школа, 1989.
3. Кульневич С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе : в 2 ч. Ч. 2 : русский язык, чтение, ИЗО, музыка : практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / – Ростов н/Д. : ТЦ «Учитель», 2004.
4. Логинов, О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс – М. : Просвещение, 2011.
5. Минскин Е. М. От игры к занятиям : пособие для учителя /– М. : Просвещение, 1987.
6. Мишакина Т. Л. Тренажер по развитию речи в начальной школе – М. : Ювента, 2008.
7. Мищенкова Л. В. Развивающие занятия, игры и упражнения для детей 6–8 лет / – Ярославль : Академия развития, 2007.
8. Перро Ш. Красная Шапочка / Ш. Перро ; худ. Э. Булатов, О. Васильев ; пер. с фр. Т. Габбе. – М. : РИПОЛ классик, 2011.
9. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия /– М. : Просвещение, 1992.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
литературное чтение в 4-м классе
№ п/п | Тема уроков | Колич. часов | Основные виды учебной деятельности | Дата | Корректировка |
План | Факт |
I часть Раздел 1. Любимые книги | 7 | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание. Чтение Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения Участовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям. Культура письменной речи Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. Творческая деятельность Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. | | | |
1 | Г. Сапгир. Сегодня, завтра и вчера | 1 | 05.09. | | |
2-4 | Е. Велтистов. Приключения Электроника | 3 | 06.09. 08.09 12.09. | | |
5 | Ю. Мориц. Баллада о фокусах шоколада Проверочная работа №1 | 1 | 13.09. | | |
6 | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках | 1 | 15.09. | | |
7 | Р/р Сочинение о любимом писателе | 1 | 19.09. | | |
Раздел 2. У истоков русской детской литературы | 17 | | | |
8 | А. Пушкин «Борис Годунов». Н. Кончаловская. Наша древняя столица. | 1 | 20.09. | | |
9 | «Повесть временных лет» Расселение славян. Изобретение славянской азбуки. | 1 | 22.09. | | |
10 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого | 1 | 26.09. | | |
11 | Поучение Владимира Мономаха детям | 1 | 27.09. | | |
12 | Д. Герасимов. О поселянине и медведице (сказка) | 1 | 29.09. | | |
13 | Путешествие 1. Савватий. Азбуковное учение. Симеон Полоцкий. Рифмологион | 1 | 03.10. | | |
14 | Путешествие 2. Сон незнакомого мальчика | 1 | 10.10. | | |
15 | Усадьба Аксаковых. Сережкины книги | 1 | 11.10. | | |
16 | Проверочная работа №2 | 1 | 13.10. | | |
17 | С. Аксаков. Детские годы Багрова – внука (отрывок) | 1 | 17.10. | | |
18 | А.Болотов «Жизнь и приключения А.Болотова» | 1 | 18.10 | | |
19 | Внеклассное чтение. Книги о книгах | 1 | 20.10. | | |
20 | Статьи из журнала «Детское чтение для сердца и разума» Н.Новикова | 1 | 24.10. | | |
21 | А. Шишков. Песенка на купание. Ягненок. | 1 | 25.10. | | |
22 | Р/Р Сочинение. Т | 1 | 27.10. | | |
23 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги). | 1 | 31.10. | | |
24 | Проверочная работа №3 | 1 | 01.11. | | |
Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается... | 29 | | | |
25-27 | Путешествие 3. И. Крылов. Слон и моська. Квартет. Проект. | 3 | 03.11. 07.11. 08.11. | | |
28-30 | Путешествие 4. А. Погорельский. Черная курица, или подземные жители (отрывок). | 3 | 10.11. 14.11. 21.11. | | |
31 | Путешествие 5. Сказки и сказочники | 1 | 22.11. | | |
32-34 | А. Пушкин. Сказка о царе Салтане | 3 | 24.11. 28.11. 29.11. | | |
35 | В.Жуковский. Спящая царевна | 1 | 01.12. | | |
36 | Литературные сказки | 1 | 05.12. | | |
37 | В.Даль. Война грибов с ягодами | 1 | 06.12. | | |
38 | Р/р Сочинение-обработка народной сказки (подражание В.Далю) | 1 | 08.12. | | |
39 | А. Ишимова. История России в рассказах для детей. | 1 | 12.12. | | |
40 | Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня» (Литературные сказки писателей XIX века) | 1 | 13.12. | | |
41 | Путешествие 6. С. Аксаков. Детские годы Багрова- внука (отрывок) | 1 | 15.12. | | |
42 | А. Толстой, А. Плещеев, А. Стихи о весне. | 1 | 19.12. | | |
43 | Стихи А.Майкова и Ф.Тютчева | 1 | 20.12. | | |
44 | Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | 1 | 22.12. | | |
45 | Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. | 1 | 26.12. | | |
46 | Л.Толстой. Два брата (сказка). Какая бывает роса на траве (описание). Как ходят деревья (рассказ) | 1 | 27.12. | | |
47-48 | К.Ушинский. Первое знакомство с родиной. Жалобы зайки | 2 | 29.12. 09.01. | | |
49-50 | А. Куприн. Слон | 2 | 10.01. 12.01. | | |
51 | Проверочная работа № 4 | 1 | 16.01. | | |
52 | Внеклассное чтение. Произведения А.П.Чехова | 1 | 17.01. | | |
II часть Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями | 49 | | | |
53-55 | Путешествие 8. Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» | 3 | 19.01. 23.01. 24.01. | | |
56 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год | 1 | 26.01. | | |
57 | Б. Житков. Николай Исаич Пушкин. | 1 | 30.01. | | |
58 | К. Чуковский. Серебряный герб (глава 1) | 1 | 31.01. | | |
59 | Д. Хармс. «Уж я бегал…» Ю.Владимиров. Чудаки. | 1 | 02.02. | | |
60 | А. Введенский. О рыбаке и судаке. | 1 | 06.02. | | |
61 | Путешествие 10. «Вокруг Маршака» | 1 | 07.02. | | |
62-63 | Е. Шварц. Два брата (сказка) | 2 | 09.02. 13.02. | | |
64 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы. | 1 | 14.02. | | |
65 | Б.Галанов «Книжка про книжки» | 1 | 16.02. | | |
66-67 | А. Толстой. Фофка. Кот сметанный рот | 2 | 20.02. 27.02. | | |
68 | М. Пришвин. «Изобретатель» | 1 | 28.02. | | |
69 | С.Я.Маршак «Сила жизни» | 1 | 02.03. | | |
70 | Р. Киплинг. На далекой Амазонке .Р.Бёрнс «В горах мое сердце» | 1 | 06.03. | | |
71 | С.Я.Маршак - критик, поэт, переводчик, редактор | 1 | 07.03. | | |
72 | Проверочная работа №5 | 1 | 09.03. | | |
73 | Внеклассное чтение. Рассказы о писателях, художниках- иллюстраторах | 1 | 13.03. | | |
74 | Путешествие 11. В. Маяковский. Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий | 1 | 14.03. | | |
75 | А.Барто «Снегирь» | 1 | 16.03. | | |
76-78 | Ю. Олеша. Три Толстяка | 3 | 20.03. 21.03. 23.03. | | |
79 | Б. Галанов. Книжка про книжки | 1 | 27.03. | | |
80 | Путешествие 12. Р.Фраерман. «Гайдар и дети» | 1 | 28.03. | | |
81-83 | А.Гайдар. Тимур и его команда | 3 | 30.03. 03.04. 04.04. | | |
84 | Путешествие 13. Н.Носов. Федина задача. | 1 | 06.04. | | |
85 | В.Драгунский. Что любит Мишка. | 1 | 10.04. | | |
86 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Н.Носова | 1 | 17.04. | | |
87 | Стихи А.Барто. Сатира или юмор? | 1 | 18.04. | | |
88 | Путешествие 14. Е. Благинина, Б.Заходер, Ю. Коринец. Стихи. | 1 | 20.04. | | |
89 | Стихи И.Токмаковой, Г. Сапгира, Э. Мошковской, Э. Успенского | 1 | 24.04. | | |
90 | Стихи С.Черного, В.Долиной, Н. Матвеевой | 1 | 25.04. | | |
91 | Внеклассное чтение. Любимые стихи. | 1 | 27.04. | | |
92 | Проверочная работа №6 | 1 | 02.05. | | |
93-95 | С.Козлов «Снежный цветок» | 3 | 04.05. 11.05. 15.05. | | |
96-97 | Путешествие 15. К. Драгунская «Крайний случай», «Ерунда на постном масле» | 2 | 16.05. 18.05. | | |
98 | Проверочная работа №7. | 1 | 22.05. | | |
99-100 | Тим Собакин «Цвет ветра». | 2 | 23.05. 25.05. | | |
101-102 | Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать. | 2 | 29.05. 30.05. | | |
12