СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебнику "Литературное чтение. В 2 ч./Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.М Бойкина.- 11-е издание – М.: Просвещение, 2019", 2 часа в неделю, 68 часов за год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ставропольского края «Средняя общеобразовательная школа № 3»


РАССМОТРЕНО

на заседании

ШМО начальных классов

Руководитель ШМО

Подпись_________/Ф.М.Ижаева/

Протокол №____________

от «____»_________2020 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ /З.Х-Б. Темирбулатова/




«_____»___________2020 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

__________ /А.А. Яцына/



Приказ №_____

от «_____»________2020 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

4 КЛАСС

ФГОС НОО

НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД


УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ литературное чтение

КЛАСС 4 Б

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2; всего за год 68

УЧИТЕЛЬ Гедиева Файзурат Магометовна

КАТЕГОРИЯ высшая



СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Авторская программа  «Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014»



ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

  1. Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций «Литературное чтение. В 2 ч./Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.М Бойкина.- 11-е издание – М.: Просвещение, 2019»






п. Мирный, 2020

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение литературного чтения по данной программе способствует формированию у учащихся личностных и метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты

1.Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

2.Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

3.Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

4.Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

5. Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

6.Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

7.Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;

умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.

умение понимать, что для меня значит «моя родина».



Метапредметные результаты

Регулятивные:

1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

2.Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6.Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

1.Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

2.Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

3.Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

4. Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

5. Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

6.Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

7.Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

8. Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

Коммуникативные:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4.Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

5.Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учащиеся получат возможность для формирования:

учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся получат возможность для формирования:

умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;

умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;

умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

умения владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

готовить самостоятельно проекты;

создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.


Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

Выявлять особенности героя художественного рассказа;

Выявить особенности юмористического произведения;

Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.



Предметные результаты

1.Умение аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
2.Понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
3.Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям другим

осознанное, правильное, выразительное чтение;
4.Самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
5.Самостоятельное нахождение ключевых слов;
6.Самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
7.Вычитывание разных уровней текстовой информации: актуальной, подтекстовой, концептуальной;
8.Формулирование основной мысли текста;
9.Составление простого и сложного плана текста;
10.Написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой

11.Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
12.Относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
13.Относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам
14.Видеть языковые средства, использованные автором.

Учащиеся получат возможность для формирования:

умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;

Умения писать отзыв на книгу.

Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Литературного чтения» в 4 классе отводится 68 часов -2 часа в неделю.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование.

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух.

Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя.

Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением.

Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи).

Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове.

Тематическое планирование


№ п\п

Название раздела

(кол-во часов)

1

Книга в мировой культуре

5

2

Истоки литературного творчества

10

3

О Родине, о подвигах, о славе

8

4

Жить по совести, любя друг друга

9

5

Литературная сказка

12

6

Великие русские писатели

20

7

Литература как исскуство слова

4

ИТОГО

68





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока п/п

раздела и темы

Тема урока

Дата проведения урока

Домашнее задание

Примечание

причина корректировки

(план)

(факт)

Раздел I. Книга в мировой культуре (5 ч)

1.

1.1

«Помнить, значит знать». Урок, посвященный 75-летию в ВОВ.

Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.

01.09


Стр.4-7, прочитать


2

1.2

Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке.

03.09


Стр.8-9, прочитать, рассказ о своей домашней библиотеке


3

1.3

История книги. Подготовка сообщения о книге

08.09


Стр.12-13, подготовка сообщения на тему.


4

1.4

Удивительная находка. Пересказ текста.

10.09


Стр.14-15, подготовить материал о старинных и современных книгах.


5

1.5

Диагностическая работа

15.09


Стр.16-18,ответить на вопросы, повторить произведения раздела.


Раздел II. Истоки литературного творчества (10 ч)

6

2.1

Анализ диагностической работы. Виды устного народного творчества Пословицы разных народов.

17.09


Стр.20-21, выполнить задания


7

2.2

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры.

22.09


Стр. 22-23, прочитать былину


8

2.3

Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

25.09


Стр.24-27, выразительное чтение былины и иллюстрация к ней.


9

2.4

Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаи­ческого текстов былины.

29.09


Стр.28-34, выразительное чтение понравившегося отрывка


10

2.5

Славянский миф. Особенности мифа

01.09


Стр.35-36, подробный пересказ.


11

2.6

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологичес­кий словарь Е. Мелетинского.

08.09


Стр.37-43, прочитатьи пересказать.


12

2.7

Притчи

13.09


Стр.44-45, прочитать


13

2.8

Самостоятельное чтение. Сказки о животных. Семейное чтение. Притчи.

15.09


Стр.47-52, придумать сценарий сказки


14

2.9

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

20.09


Стр.53-54, повторить произведения изученного раздела.



15

2.10

Тест

22.09


Нарисовать иллюстацию к понравившемуся произведению из раздела


Раздел III. О Родине, о подвигах, о славе (8 ч)

16

3.1

Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине, И. Ильн. О России, И. Языков. Мой друг! Что может быть милей... С. Романовский. Русь. Сравнение произве­дений

27.09


Стр.56-60, выразительно прочитать, выучить наизусть стихотворение


17

3.2

Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончалов­ская. Слово о побоище ледовом.

29.09


Стр.61-67,выполнить задание №2 на стр.69.


18

3.3

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообще­ния о Дмитрии Донском

10.11


Стр.68-73,ответить на вопросы


19

3.4

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.

12.11


Стр. 74-75, выучить наизусть стихотворение


20

3.5

Великая Отечественная война 1941 — 1945 годов. Р. Рожде­ственский. Реквием. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвраще­ние.

17.11


Стр.76-80,выразительное чтение произведений.


21

3.6

Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. А. Деменьев. Весть о Победе… Сравнение произведения живописи и литературы.

19.11


Стр.80-83, выучить наизусть стихотворение по выбору.


22

3.7

Семейное чтение. Семяновский. Фронтовое детство.

24.11


Стр.84-90, выразительное чтение.


23

3.8

Самостоятельное чтение. Обоб­щение по разделу.

26.11


Стр.92-96, выразительно прочитать «Балладу о матери».


Раздел IV. Жить по совести, любя друг друга (9 ч)

24

4.1

А. К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.

01.12


Стр.98-107, выразительно прочитать, найти толкование непонятных слов и выражений.


25

4.2

А.К. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа.

03.12


Стр.98-107, пересказ от имени главного героя.


26

4.3

И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтичес­кого текстов на тему.

08.12


Стр.108-111,выучить наизусть первые четыре четверостишия.


27

4.4

А. Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. Создание текста по аналогии

10.12


Стр.112-122, выразительно прочитать, выполнить задания


28

4.5

А. Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии

15.12


Стр.112-122, выполнить задания


29

4.6

М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Ю. Нагибин. Заброшенная дорога.

17.12


Стр.122-133, пересказ любого произведения на выбор.


30

4.7

Семейное чтение. Б. Емельянов. Мамины руки. И. Пивоварова. Смеялись мы — хи-хи... Соотнесение со­держания текста с пословицей.

22.12


Стр.135-144, выразительно прочитать



31

4.8

Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Обобщение по разделу.

24.12


Стр.145-154, полготовить пересказ, выполнить задания


32

4.9

Проверочная работа

29.12




Раздел V. Литературная сказка (12 ч)

33

5.1

Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой.

Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.

12.01


Стр.4-17, ответить на вопросы, выразительно


34

5.2

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литера­турной сказки.

14.01


Стр.8-17, выполнить задания


35

5.3

Шарль Перро. Особенности зарубежно­го сюжета

19.01


Стр.18-21, выполнить задания, найти материал о Ш. Перро.


36

5.4

Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик. Спящая красавица. Герои сказки.

21.01


Стр.22-31, подготовить пересказ, выполнить задания


37

5.5

Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской лите­ратурной сказкой.

26.01


Стр.32-38, выразительно прочитать


38

5.6

Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки. Отзыв на сказку.

28.01


Стр. 38-40, выполнить задания


39

5.7

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки.

02.02


Стр. 41-44, выразительно прочитать


40

5.8

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки.

09.02


Стр. 41-44, подготовить пересказ, выполнить задания


41

5.9

Г.-Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки.

11.02


Стр. 45-46, выразительно прочитать, сочинить сказку об оживших предметах


42

5.10

Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье

16.02


Стр. 48-51, выразительно прочитать, ответить на вопросы


43

5.11

Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок.

18.02


Стр.52-63,выразительно прочитать, ответить на вопросы


44

5.12

Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Обобщение по разделу.

25.02


Стр.64-70, повторить произведения изучаемого раздела.



Раздел IV.Великие русские писатели (20 ч)

45

6.1

Вводный урок по содержанию раздела. Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки.

02.03


Стр.71-76, выполнить задания, выучить любое стихотворение А.С. Пушкина.


46

6.2

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богаты­рях. Сравнение с народной сказкой.

04.03


Стр.77-92, перечитать сказку.


47

6.3

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богаты­рях. Особенность литературной сказки Герои сказки.

09.03


Стр.78-92,найти эпитеты, относящиеся к царевне и царице.


48

6.4

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богаты­рях. Волшебные предметы в сказке.

11.03


Сделать иллюстрация к понравившемуся отрывку.


49

6.5

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богаты­рях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литератур­ных сказок.

16.03


Стр.93, подробный пересказ одной из частей сказки.


50

6.6

А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение про­изведения живописи и литературы. А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами... Средства худо­жественной выразительности для создания образа весны.

18.03


Стр.94-95, выучить наизусть стихотворение на выбор.


51

6.7

Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид... А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литерату­ры.

01.04


Стр.96, выучить наизусть стихотворение.


52

6.8

И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы.

06.04


Стр.97-98, выучить наизусть стихотворение


53

6.9

М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообще­ния о М. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов.

08.04


Стр. 99-102, выучить наизусть стихотворение на стр. 101


54

6.10

М.Ю. Лермонтов. Дары Терека. Крестовая гора. Утёс. Сравнение про­изведений живописи и литературы.

13.04


Стр.103-104, выучить наизусть стихотворение на выбор.


55

6.11

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Бородино. Особен­ности исторической песни.

15.04


Стр.105-110 ,выразительное чтение, выучить наизусть отрывок из «Бородино».


56

6.12

Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Maman (из повести «Детство»), Герои рас­сказа.

20.04


Стр.111-114, написать сочинение о маме.


57

6.13

Л.Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа.

22.04


Стр.115-119, подготовить пересказ.


58

6.14

И. Никитин. Вечер ясен и тих…, Когда закат прощальными лучами... И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литера­туры. Средства художественной выразительности Для создания картины.

27.04


Стр.120-121,выучить наизусть стихотворение на выбор.


59

6.15

И.Бунин. Гаснет вечер, даль синеет..., Ещё холодно и сыро... Подготовка во­просов к стихотворению

29.04


Стр. 122-123, выразительное чтение, сделать иллюстрацию к стихотворению на выбор.


60

6.16

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказоч­ным текстом

04.05


Стр.124,выучить стихотворение наизусть.


61

6.17

Самостоятельное чтение. J1.H. Толстой. Был русский князь Олег. Басни.

06.05


Стр.126-127, выразительное чтение,


62

6.18

Семейное чтение. J1.H. Толстой. Петя Ростов.

11.05


Стр.128-138, выразительное чтение, объяснить значение непонятных слов.


63

6.19

Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирова­ние.

13.05


Стр.139, выучить наизусть.


64

6.20

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обоб­щение по разделу. Тест

18.05


Стр.140, выполнить задания


Раздел VII. Литература как исскуство слова (4 ч)

65

7.1

Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе. Ритм и рифма. Повторение. И.Тургенев. Голуби.

20.05


Стр.141-146, выполнить задания


66

7.2

Стихотворения А.С. Пушкина, Н. Языкова, С. Есенина

И. С. Тургенев, Н. Рубцов, С. Черный . «Воробей»

25.05


Стр. 147-155, выполнить задания, выучить наизусть стихотворение на выбор


67

7.3

Проверочная работа

27.05


Выучить наизусть любое стихотворение на выбор


68

7.4

Обобщение по курсу литературного чтения

27.05





ИТОГО за год 68___часов








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!