ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Пояснительная записка
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Общая характеристика учебного предмета. Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно-популярных произведений;
формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Место литературного чтения в учебном плане. На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо — 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».
Ценностные ориентиры содержания. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Содержание курса
На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.
Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.
В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1–4 классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
1 класс
В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Чтение: работа с информацией
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Планируемые результаты обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Межпредметные связи:
с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
Ученик научится:
осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
высказывать суждения о произведении и поступках героев;
узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
находить в тексте произведения сравнения, обращения;
находить в тексте и читать диалоги героев;
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
придумывать истории с героями изученных произведений;
пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
получать информацию о героях, произведении или книге;
работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
дополнять таблицы, схемы, модели;
сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
находить в тексте информацию о героях произведений.
Тематическое планирование
Тема урока, раздела | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Личностные | Предметные | Метапредметные (УУД) |
Добукварный период (12ч) | Определение внутренней позиция школьника; проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Моделировать состав предложения; корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки; выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению; контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Выделять звуки: гласные и согласные, их характеристика. Определять понятия: слово, предложение, текст. Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главное в прочитанном, вести несложный диалог, выполнять звуковой анализ слов. | Личностные: - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Коммуникативные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; | Выделять предложения из речевого потока и обозначать их полоской. Моделировать состав предложения в процессе игры «Живые слова». Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении. Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Определять количество слов в предложении при четком произнесении учителем предложения с продолжительными паузами между словами. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Различать слово и предложение. Обозначать каждое слово предложения полоской. Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом. Наблюдать над значением слова. Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению. |
Букварный период (52ч) | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков; сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками; классифицировать: звуки по заданному основанию; слова по количеству слогов и месту ударения; анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей планировать свое действие. Познавательные: использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов, структурирование знаний; логические – составление слов по схемам; рассуждения об особенностях звука. Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно – речевые действия. Личностные: высказывают свою точку зрения на обсуждаемые вопросы, адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. | Различать звучание и значение слова. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Произносить самостоятельно слово с интонационным выделением заданного звука. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Группировать (классифицировать) слова по первому звуку. Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку. Подбирать слова с заданным звуком. Устанавливать количество и последовательности звуков в слове. Моделировать последовательность звуков слова с использованием желтых фишек. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета. Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные – согласные и т. д.). Различать звонкие и глухие согласные звуки. Подбирать слова, соответствующие заданной модели. Доказывать (объяснять) количество слогов в слове. Приводить примеры слов с заданным количеством слогов. Анализировать слово: определять место ударения в слове. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Сравнивать слова с соответствующими им слогоударными схемами. Приводить примеры слов к заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Объяснять причину допущенной ошибки. |
Послебукварный период. Литературные произведения (28ч) | Проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; развитие прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Ориентировка в литературоведческих понятиях Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац. Элементы книги: обложка, переплет. Иллюстрация. Различать стихотворение, сказку, потешку, загадку, рассказ, пословицу. Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Узнавать изученные произведения по отрывкам из них. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. | Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Воспринимать на слух литературные произведения. Осознавать смысл текста при его прослушивании. Различать стихотворения, рассказы, сказки. |
Литературное чтение ( 28ч) Читаем сказки, загадки, скороговорки (6ч) | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости | Понимать содержание прослушанных произведений. Осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки) и художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение). Умение читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию. | - Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решении. Познавательные: овладение приемами понимания прочитанного текста, осознонанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выделение существенного из текста, построение. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Воспринимать на слух литературные произведения. Осознавать смысл текста при его прослушивании. Различать загадки,скороговорки, сказки. |
Учимся уму – разуму (7ч) Читаем о родной природе (7ч) О наших друзьях животных (6ч) | Планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | Правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие).Уметь моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных). Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, нахождение сходства и различия в настроении героев произведения. Элементарная оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев с общими нравственными и этическими нормами. | - Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей планировать свое действие. Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). Личностные: высказывают свою точку зрения на обсуждаемые вопросы, | Осознавать смысл прочитанного. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками. Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Дата урока по плану | Дата проведения урока | Название темы урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Добукварный период -13 ч. 1 четверть |
| | | | |
1 | 04.09 | | Введение понятия «предложение». Урок «Мой город –Санкт-Петербург». | Составление рассказов по сюжетным картинкам. Обозначение каждого предложения полоской. |
2 | 05.09 | | Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение». | Чтение отрывка из стихотворения К.Чуковского «Айболит». Составление рассказа с опорой на картинки и обозначение каждого предложения полоской. Сравнение животных. |
3 | 06.09 | | Стихотворения о Родине. В. Серова. «Мой дом». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
4 | 07.09 | | Рассказ по сюжетной картинке. | Составление рассказа по сюжетной картинке. Установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между и т.д.). |
5 | 11.09 | | Интонационное выделение первого звука в словах. | Пересказ сказки «Репка». Интонационное выделение первого звука в словах репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Отработка пространственных отношений между объектами. |
6 | 12.09 | | Интонационное выделение первого звука в словах. | Выделение первого звука в каждом слове. Выделение первого звука в словах левого столбца, сравнение с первым звуком в словах правого столбца. |
7 | 13.09 | | Сказки о природе. В. Белов. «Родничок» | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
8 | 14.09 | | Звуковой анализ слова «мак». | Звуковой анализ слова мак. Подбор слов со звуком [м], расположенным в начале, в середине и в конце слова (по схемам). Игра «Назови слово» со звуками [м], [м']. Классификация предметов (фрукты, овощи). |
9 | 18.09 | | Звуковой анализ слов «сыр», «нос». | Звуковой анализ слов сыр, нос. Нахождение звука [ы] в словах. Классификация предметов (рыбы, насекомые). |
10 | 19.09 | | Рассказ по сюжетным картинкам. | Чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Усатый-полосатый». Придумывание рассказа по серии картинок. |
11 | 20.09 | | Стихотворения о Родине поэтов разных стран. А. Павлычко. «Где всего прекрасней на Земле?» | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
12 | 21.09 | | Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета. | Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласного звука красной фишкой. |
13 | 25.09 | | Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». | Звуковой анализ слова Нина. Введение понятия «согласный звук». Обозначение согласных звуков в модели слова. Составление слова из указанных в других словах звуков (трудное задание). |
Букварный период – 51 ч. |
14 | 26.09 | | Знакомство с буквой А (а). | Звуковой анализ слов Анюта, луна. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова. Разгадывание кроссворда. |
15 | 27.09 | | Сказки о природе. М. Михайлов. «Лесные хоромы» | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
16 | 28.09 | | Буква я в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]). | Звуковой анализ слова рой, выделение звука [й,]. Звуковой анализ слова яхта. Буква я в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]. Звуковой анализ слова якорь (для хорошо успевающих детей). Составление слова из заданных звуков (трудное задание). Чтение стихотворения В.Кремнёва и разгадывание загадки. |
17 | 02.10 | | Знакомство с буквой О (о). | Звуковой анализ слова полка. Составление (по схеме) различных имен с изученными буквами. Без проведения звукового анализа определение звуковых схем слов стол и столик. Называние слов со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам). |
18 | 03.10 | | Знакомство с буквой Ё (ё). | Звуковой анализ слов клён, пёс, утёнок. Разгадывание кроссворда. |
19 | 04.10 | | Произведения о Родине и родной природе. М. Гали. «Земные краски». Рубрика «Книжная полка». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
20 | 05.10 | | Знакомство с буквой У (у). | Звуковой анализ слов труба, стул. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
21 | 09.10 | | Знакомство с буквой Ю (ю). | Звуковой анализ слов ключ, утюг. Разгадывание кроссворда |
22 | 10.10 | | Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]). | Звуковой анализ слов юла, юнга. Для сильных учеников: разгадывание кроссворда; соотнесение звуковых моделей со словами (названиями картинок). |
23 | 11.10 | | Рассказы о детях. В. Железников. «История с азбукой». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
24 | 12.10 | | Знакомство с буквой Е (е). | Звуковой анализ слов лев, белка. Упражнение в словоизменении (белка - балка - булка). |
25 | 16.10 | | Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]). | Звуковой анализ слов ели, ежата. Построение звуковых цепочек: последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего слова. |
26 | 17.10 | | Знакомство с буквой ы. | Чтение стихотворения С. Маршака хорошо читающими учениками. Звуковой анализ слов рыба, дым, усы. Преобразования слов. Разгадывание кроссворда (для сильных учеников). |
27 | 18.10 | | Рассказы о детях. Л. Пантелеев. «Буква «ты». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
28 | 19.10 | | Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. | Звуковой анализ слова лук, нос, мел, составление моделей этих слов с помощью желтых фишек и букв разрезной азбуки. Преобразование одного слова в другое путём замены буквы. Чтение слов с заменой буквы гласного звука. Чтение стихотворения И. Токмаковой хорошо читающими детьми. Классификация предметов по заданному признаку. |
29 | 23.10 | | Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. | Чтение слов, получающихся при изменении гласной буквы, обозначающей гласный звук. Сопоставление первых звуков в словах: мышка-мишка, миска – маска, белка – булка, булка – булки, булки – белки. |
30 | 24.10 | | Знакомство с буквой М (м). | Звуковой анализ слов Маша, Миша. Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошек». Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов. Чтение стихотворений Г. Виеру и В. Орлова хорошо читающими детьми. Составление словосочетаний с местоимениями моя, моё, мой, мои. |
31 | 25.10 | | Стихотворения о дружбе. Я. Аким. «Мой верный чиж». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
32 | 26.10 | | Знакомство с буквой Р (р). | Звуковой анализ слов рысь, речка. Чтение слогов, слов, предложений (дифференцированная работа). Чтение хорошо читающими детьми рассказа С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело». |
33 | 30.10 | | Знакомство с буквой Л (л). | Звуковой анализ слов луна, лиса. Чтение слогов с буквой л с использованием пособия «окошки». Чтение слогов, слов и предложений. Чтение слов по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. |
34 | 31.10 | | Знакомство с буквой Й (й). | Звуковой анализ слов чайка, гайка. Определение лексических значений слов-омонимов рой, мой. Чтение слов, предложений. Придумывание предложений к иллюстрации. Чтение слов по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа В. Голявкина «Четыре цвета». |
35 | 01.11 | | Произведения о детях. Е. Ильина. «Шум и Шумок». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
36 | 02.11 | | Знакомство с буквой Г (г). | Звуковой анализ слов рога, флаги. Чтение слогов с использованием пособия «окошки». Чтение слогов, слов, считалок. Классификация объектов (растения, насекомые). Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Остера «Одни неприятности». |
2 четверть |
37 | 13.11 | | Знакомство с буквой К (к). | Звуковой анализ слов карта, брюки. Деление слов на слоги. Чтение слогов с использованием пособия «окошки». Чтение слогов, слов. Разгадывание «зашифрованных» слов: юла, лимон, клоун. Поиск слов, в которых на одну букву больше (меньше), чем в слове крот. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Остера «Так не честно». |
38 | 14.11 | | Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. | Знакомство с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости, отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком). Чтение слов и предложений. Сравнение слов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости первых звуков в именах детей: Кира, Коля, Гена, Галя. Придумывание окончания истории. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Остера «Секретный язык». |
39 | 15.11 | | Книги о детях и для детей. Е. Благинина. «Тюлюлюй», А. Барто. «В школу». Рубрика «Книжная полка». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
40 | 16.11 | | Знакомство с буквой С (с). | Звуковой анализ слов гуси, сумка. Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов (навес, сосна, бант). Чтение стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и рассказа В. Сутеева «Цыпленок и утёнок». |
41 | 20.11 | | Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. | Сопоставление звуков [з] и [с] по глухости-звонкости. Чтение слов, маленьких рассказов, «зашифрованного» слова (слон). Чтение хорошо читающими детьми рассказа В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол». |
42 | 21.11 | | Знакомство с буквой Д (д). | Звуковой анализ слов душ, дятел. Чтение слогов, слов, предложений, стихотворения (дифференцированная работа). Расшифровка «зашифрованного» слова: среда - адрес. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Я. Пинясова «Хитрый огурчик». |
43 | 22.11 | | Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
44 | 23.11 | | Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости. | Чтение слов, полученных при замене звонкого согласного [д] его глухой парой. Чтение слов и классификация их на две группы: со звонким звуком [д] и с глухим звуком [т]. Чтение слов по таблице при замене одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Е. Чарушина «Томка». |
45 | 27.11 | | Знакомство с буквой Б (б). | Звуковой анализ слов бант, бинт. Сравнение звуков по твердости-мягкости. Чтение слогов, слов и предложений. Сравнение слов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости указанных звуков. Расшифровка зашифрованных слов: набор - барон, кабан - банка. Чтение хорошо читающими детьми рассказа В. Голявкина «Всё будет прекрасно». |
46 | 28.11 | | Знакомство с буквой П (п). | Звуковой анализ слов печка, пушка. Чтение слогов, слов, рассказа. Чтение слов по таблице. Составление слова по выделенным звукам (павлин). Сравнение слов. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения пóлки – полкú. Чтение хорошо читающими детьми рассказа В. Осеевой «Просто старушка». |
47 | 29.11 | | Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев. «Дядя Миша». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
48 | 30.11 | | Знакомство с буквой Ф (ф). | Звуковой анализ слов фонарь, филин. Чтение слогов и слов. Чтение слов сев, довод справа налево. Смыслоразличительная функция ударения: звóнок – звонóк. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Я. Тайца «Волк». Разгадывание ребусов. |
49 | 04.12 | | Знакомство с буквой Ж (ж). | Звуковой анализ слов лыжи, пирожок. Выяснение особенностей звука [ж] (звук [ж] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слов, предложений, отгадывание загадок. Чтение по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Юдина «Поэты». |
50 | 05.12 | | Знакомство с буквой Ш (ш). | Звуковой анализ слов груша, катушка. Выяснение особенностей звука [ш] (звук [ш] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слогов, слов, рассказа. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?». |
51 | 06.12 | | Литературные (авторские) сказки. С. Маршак. «Тихая сказка» | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
52 | 07.12 | | Знакомство с буквой Щ (щ). | Звуковой анализ слов ящик, клещи. Выяснение особенностей звука [щ’] (звук [щ’] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары). Чтение слогов, слов, предложений. Отработка правила написания гласных после [ч'] и [щ']. Составление слов по схемам. |
53 | 11.12 | | Знакомство с буквой Х (х). | Звуковой анализ слов хобот, хвост. Называние слов с мягкой парой согласного звука [х]. Составление словосочетаний. Нахождение слова в слове. Расшифровка зашифрованного слова: выход. Разгадывание кроссворда. Чтение хорошо читающими детьми сказки Л. Толстого «Белка и волк». |
54 | 12.12 | | Знакомство с буквой Ц (ц). | Звуковой анализ слов синица, цапля. Выяснение особенностей звука [ц] (звук [ц] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слов в единственном и множественном числе. Разгадывание кроссворда и отгадывание загадок. Составление словосочетаний. Для хорошо читающих детей – чтение рассказа Г.Юдина «Цыплёнок Цып». |
55 | 13.12 | | Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро. «Красная шапочка». Рубрика «Книжная полка». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
56 | 14.12 | | Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. | Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Различение функций мягкого знака. Образование форм множественного числа с использованием мягкого знака. Чтение по таблице слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение рассказа И. Бутмина «Трус» хорошо читающими детьми. |
57 | 18.12 | | Знакомство с особенностями буквы ъ. | Знакомство с особенностями твёрдого знака. Сравнение слов. Чтение учителем стихотворений с фиксацией внимания на буквах ь и ъ. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил». |
58 | 19.12 | | Алфавит. С.Я. Маршак. «Ты эти буквы заучи...» В. Голявкин. «Спрятался». | Проблемная ситуация: «Чего больше в русском языке: букв или звуков?» Чтение стихотворения и рассказа. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Умение ставить себя на место героя и определять свою нравственную позицию. |
59 | 20.12 | | Рассказы о детях. М. Пришвин. «Лисичкин хлеб» | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
60 | 21.12 | | В. Сутеев. «Три котенка». А. Шибаев «Беспокойные соседки». | Чтение рассказа В. Сутеева «Три котенка» и выполнение задания к рассказу. Чтение стихотворения А. Шибаева «Беспокойные соседки» и обсуждение вопроса о том, как превратить буквы Г, Д, Е, Ё, Ж в предложение. |
61 | 25.12 | | Е. Пермяк «Про нос и язык». Г. Остер «Меня нет дома». | Чтение рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык» и Г. Остера «Меня нет дома» учителем и хорошо читающими учениками. Выполнение заданий к рассказам. Обсуждение с детьми справедливости бабушкиного шутливого ответа. Выбор пословицы к содержанию прочитанного |
62 | 26.12 | | А. Шибаев «На зарядку – становись!»; А. Шибаев «Познакомились». | Чтение рассказа А.Шибаева «На зарядку – становись!» учителем и хорошо читающими учениками. Выполнение заданий. Чтение и обсуждение рассказа «Познакомились»: какой знак вам больше понравился и почему? Ролевое чтение: выбор нужной интонации и настроения при чтении. |
63 | 27.12 | | Стихотворения о животных. А. Блок. «Зайчик». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
64 | 28.12 | | Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора» | Чтение рассказа Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора» учителем и хорошо читающими учениками. Обсуждение ситуации: прав ли Никита, можно ли так играть с собакой, а если нельзя, то почему? |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения на второе полугодие (68 ч)
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Послебукварный период -32ч. 3 четверть |
1 | | | А. Шибаев «Всегда вместе» | Чтение рассказа А. Шибаева «Всегда в месте» учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. |
2 | | | Рассказы о животных. Г. Скребицкий. «Пушок» | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
3 | | | Г. Цыферов «Маленький тигр» С.Чёрный «Кто?» | Чтение сказки «Маленький тигр» Г. Цыферова учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Чтение сказки по ролям.Чтение стихотворения С. Чёрного «Кто?» учителем и хорошо читающими учениками. Работа в парах и обсуждение вопроса: кто храбрее мышонок или лев? |
4 | | | Г. Остер «Середина сосиски» Я. Аким «Жадина» | Чтение рассказа Г. Остера «Середина сосиски» учителем и хорошо читающими учениками. Обсуждение комичности ситуации. Ролевое чтение. Чтение стихотворения Я. Акима «Жадина» Ответы на вопросы. Сравнение прочитанных произведений по сюжету. |
5 | | | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»…Украинская народная сказка «Рукавичка» | Чтение стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой…» Ответы на вопросы. Чтение украинской народной сказки «Рукавичка». Сравнение сказок (народная и авторская). |
6 | | | Стихотворения о природе. Е. Трутнева. «Когда это бывает?». Рубрика «Книжная полка» | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
7 | | | Г. Остер «Спускаться легче». | Чтение рассказа Г. Остера «Спускаться легче». Обсуждение: это шутка или серьёзный рассказ. Ролевое чтение. |
8 | | | В. Сутеев «Под грибом» | Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение сказок с похожими сюжетами. Различение авторской и народной сказки. |
9 | | | А.Шибаев «Что за шутки»? Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета» | Чтение стихотворения А. Шибаева «Что за шутки?» Ответы на вопросы. Чтение рассказа Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета». Выполнение заданий к рассказу. Обсуждение: как в рассказах Г. Остера герои-звери разговаривают друг с другом, всегда ли могут договориться. |
10 | | | Литературные (авторские) сказки. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок) | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
11 | | | Б. Житков «Как меня называли» А.Кушнер «Большая новость» | Чтение рассказа Б. Житкова «Как меня называли». Обсуждение: «Почему мальчика прозвали Почемучкой и какие «почему?» он задавал правильно, а какие нет?» Чтение стихотворения А.Кушнера «Большая новость». Ответ на вопрос. |
12 | | | Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился» | Чтение рассказа Л.Пантелеева «Как поросенок говорить научился». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. |
13 | | | Е.Чарушин «Яшка» А.Кушнер «Что я узнал!» | Чтение рассказа Е.Чарушина «Яшка». Ответы на вопросы. Обсуждение: хочется тебе завести птицу и научить её говорить? Ты с этим справишься? |
14 | | | Литературные сказки. К.И. Чуковский. «Муха-Цокотуха». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
15 | | | Ю.Дмитриев «Медвежата» Г.Снегирёв «Медвежата» | Чтение рассказов Ю. Дмитриева и Г.Снегирёва «Медвежата» учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа в парах по подбору заголовков к рассказам. |
16 | | | М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква» | Чтение стихотворения М. Карема «Растеряшка». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Чтение рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква». Выполнение заданий к рассказу. Обсуждение вопроса: можно ли смеяться над человеком, если он не выговаривает какой-либо звук. Можно ли научиться произносить все звуки правильно? |
17 | | | Н.Носов «Ступеньки» | Чтение рассказа Н.Носова «Ступеньки». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обсуждение: нужно ли доводить любое начатое дело до конца? |
18 | | | Литературные сказки. В. Сутеев. «Елка». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
19 | | | О. Дриз «Горячий привет». Г. Остер «Привет Мартышке» (отрывок) | Чтение стихотворения О.Дриза «Горячий привет?» Ответы на вопросы. Чтение рассказа Г. Остера «Привет Мартышке». Сравнение прочитанных произведений по жанру и сюжету. |
20 | | | О. Дриз «Горячий привет». Г. Остер «Привет Мартышке» (отрывок) | Чтение стихотворения О.Дриза «Горячий привет?» Ответы на вопросы. Чтение рассказа Г. Остера «Привет Мартышке». Сравнение прочитанных произведений по жанру и сюжету. |
21 | | | Е. Чарушин «Зайчата» Н. Сладков «Сорока и Заяц» Н. Сладков «Лиса и Заяц» | Чтение рассказа Е.Чарушина «Зайчата». Ответ на вопрос. Чтение рассказа Н.Сладкова «Зайчата». Умение определить и объяснить значение выражения «заячья душа» в контексте. Чтение рассказа Н.Сладкова «Лиса и Заяц». Творческое задание: придумать, как ответил Заяц Лисе; сравнить с тем, как это написано у автора. Сравнение произведений Н.Сладкова и Е Чарушина. |
22 | | | Н.Носов «Затейники» | Чтение рассказа Н.Носова «Затейники». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Подбор подходящего заголовка с использованием малых фольклорных форм. |
23 | | | Литературные сказки. В. Сутеев. «Палочка-выручалочка». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
24 | | | Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». | Чтение сказки Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обоснование своей точки зрения: эта сказка тебе кажется ужасной или прекрасной. |
25 | | | Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек». | Чтение сказки Дж.Родари «Про мышку, которая ела кошек». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Определение жанра данного произведения. |
26 | | | А. Толстой «Ёж» (отрывок) В. Лунин «Волк ужасно разъярён»… Г. Цыферов «Зелёный заяц» | Чтение сказки А.Толстого «Ёж». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Выборочное чтение. Чтение стихотворения В.Лунина «Волк ужасно разъярён»… Умение определить и объяснить значение слова в контексте. Чтение рассказа Г.Цыферова «Зелёный заяц». Подбор пословицы для окончания рассказа. |
27 | | | Рассказы о детях. Е. Пермяк. «Пичугин мост». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
28 | | | В. Драгунский «Он живой и светится». | Чтение рассказа В.Драгунского «Он живой и светится». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обоснование своей точки зрения: оцени правильность поступка Дениски. |
29 | | | В. Драгунский «Он живой и светится». | Чтение рассказа В.Драгунского «Он живой и светится». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обоснование своей точки зрения: оцени правильность поступка Дениски. |
30 | | | Русская народная сказка. «Лиса и журавль» Н.Сладков «Лиса и мышь» | Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Чтение произведения Н.Сладкова «Лиса и мышь». Ответ на вопрос. |
31 | | | Г.Сапгир «Лошарик» | Чтение . Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. |
32 | | | Стихотворения о детях. Е. Саконская. «Мы с мамой». В.Берестов «Картинки в лужах» | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. |
Литературное чтение и слушание -36 ч. |
33 | | | Литературные (авторские) сказки. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок) | Знакомство с литературными (авторскими) сказками. Чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…».Упражнение в чтении описаний кораблика, корабельщиков. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение отрывка. Знакомство с книгой «Сказки А.С.Пушкина» |
34 | | | Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». | Закрепление понятия народная сказка, выделение зачина. Упражнение в чтении (плавном и целыми словами). Выполнение заданий в учебнике и в тетради. |
35 | | | Рассказы о животных. В. Чаплина. «Мушка» | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
36 | | | Литературная (авторская) сказка. В.В. Бианки «Лис и Мышонок». Загадка. | Работа с текстом сказки: целостное восприятие, выполнение заданий в учебнике и тетради. Чтение по ролям. Чтение загадки. Ответы на вопросы. Сравнение образов Мышонка и Лисы. |
4 четверть |
37 | | | Рассказы для детей. К.Д. Ушинский «Играющие собаки». Доп. чтение. Л.Н. Толстой «Косточка». | Чтение учителем рассказа К.Д.Ушинского «Играющие собаки», чтение по частям, выполнение заданий в учебнике и тетради, составление плана, обучение подробному пересказу. Работа с рассказом Л.Н.Толстого «Косточка» чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Повторение произведений Л.Н.Толстого. |
38 | | | Произведения о детях. В.А. Осеева «Кто наказал его?». Пословица. И. Северянин «Её питомцы». | Отработка навыка чтения вслух. Выразительное чтение – показ отношения к герою рассказа. Определение темы и жанра произведения. Работа с пословицей, выразительное чтение и объяснение смысла пословицы. Слушание стихотворения И.Северянина «Её питомцы». Сравнение произведений. Упражнение в выразительном чтении стихотворения. |
39 | | | Рассказы о детях. С. Баруздин. Цикл «Веселые рассказы». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
40 | | | Рассказы для детей. Е. Пермяк «Торопливый ножик». Пословицы. | Чтение рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик», выполнение заданий в учебнике тетради. Работа с пословицей: выразительное чтение, определение и объяснение ее смысла, соотнесение пословицы с главной мыслью рассказа Е.Пермяка . |
41 | | | Произведения о родной природе Л.Н. Толстой «Солнце и ветер»,В.В. Бианки «Синичкин календарь». Доп. чтение. Э. Мошковская «Лед тронулся» | Знакомство с новым блоком (разделом Слушание произведения Л.Н.Толстого «Солнце и ветер», беседа, выполнение заданий в учебнике и тетради под руководством учителя. Работа с рассказом В.Бианки «Синичкин календарь»: Слушание стихотворения Э. Мошковской «Лед тронулся» |
42 | | | Произведения о родной природе. И.С. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка-закличка. Дополнительное чтение. Русская народная песня «Березонька». Загадка. | Знакомство с разножанровыми произведениями о природе (рассказ, загадка, закличка, народная песня). Работа с рассказом С.Соколова-Микитова «Русский лес»: чтение по частям, выполнение заданий, моделирование обложки. Самостоятельное чтение загадок и выполнение заданий в учебнике. Работа над выразительностью чтения песенки-заклички. Слушание народной песни «Березонька». |
43 | | | Рассказы о детях и для детей. Е. Ильина. «Чик-чик ножницами». Рубрика «Книжная полка». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
44 | | | Произведения о родной природе. С.Я. Маршак «Апрель». Дополнительное чтение. М.М. Пришвин «Лесная капель». | Чтение стихотворения С.Маршака «Апрель», выполнение заданий в учебнике и тетради под руководством учителя. Заучивание наизусть стихотворения и работа над выразительностью чтения. Самостоятельное моделирование обложки. Слушание рассказа М.Пришвина «Лесная капель», выполнение заданий в учебнике под руководством учителя и в тетради – самостоятельно. Сравнение изученных на уроке произведений. |
45 | | | Стихотворения о животных. И. Mазнин «Давайте дружить». Дополнительное чтение. Ю. Коваль «Бабочка». Загадка. | Знакомство с новым разделом: чтение заголовка, рассматривание содержания. Работа со стихотворением И. Мазника «Давайте дружить»: слушание, чтение по частям, беседа, упражнения в выразительном чтении, выполнение заданий в учебнике и тетради. Чтение рассказа Ю.Коваля «Бабочка» учащимися. |
46 | | | Произведения о животных. С.В. Михалков «Аисты и лягушки». Загадка. Доп. чтение Е.И. Чарушин «Томкины сны» | Первичное чтение детьми, выполнение заданий в учебнике и тетради под руководством учителя. Упражнения в выразительности чтения. Самостоятельная работа с загадкой (чтение, выполнение заданий), проверка под руководством учителя. Слушание рассказа Е. Чарушина «Томкины сны», дети следят по тексту. Выполнение заданий в учебнике и тетради. |
47 | | | Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
48 | | | Произведения о животных. М.М. Пришвин «Ежик», Б. Заходер «Ёжик» | Слушание рассказа М.Пришвина «Ежик» из художественной книги. Работа с отрывком рассказа М. Пришвина «Ежик»:чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Моделирование обложки. Чтение учащимися стихотворения, Б. Заходера «Ёжик» коллективное выполнение заданий, работа над выразительностью чтения.. |
49 | | | Рассказы В.А.Осеевой для детей. В.Осеева «Кто хозяин?», «Просто старушка». Пословица. | Повторение изученных произведений В.А. Осеевой. Литературная игра «Вспомни и назови». Слушание рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?», заданий в учебнике и тетради под руководством учителя. Самостоятельная работа с рассказом В.Осеевой «Просто старушка». Чтение, выполнение заданий. Сравнение рассказов В.Осеевой. Чтение пословицы и выполнение заданий. |
50 | | | Рассказы о детях. В.В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». Пословица. Дополнительное чтение. Е.А.Пермяк «Самое страшное» | Работа с рассказом В. Голявкина: чтение учителем, а учащиеся следят по тексту; выполнение заданий в учебнике под руководством учителя; самостоятельное выполнение заданий в тетради и коллективная проверка. Выразительное чтение пословицы и объяснение смысла. Чтение по частям рассказа, беседа, выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение рассказов о детях В.Осеевой и Е.Пермяка, выбор тона и темпа чтения. |
51 | | | Сказки о животных. В. Бианки. «Лесной Колобок – Колючий бок». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
52 | | | Рассказы о детях. И. Бутмин «Трус». Рассказы Е.А. Пермяка. Е.А. Пермяк «Бумажный змей». | Работа с рассказом И. Бутмина «Трус»: чтение по частям, беседа, обсуждение образов героев и их сравнение, чтение по ролям. Самостоятельное выполнение заданий в тетради. Проверка под руководством учителя. Повторение рассказов о детях. Литературная игра «Вспомни и назови». Работа со схемой. Слушание рассказа Е.Пермяка «Бумажный змей», выполнение заданий в учебнике |
53 | | | Литературные (авторские) сказки М. Пляцковский «Урок дружбы». Пословица | Знакомство с новым разделом (чтение заголовка, рассматривание содержания). Чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы» вслух по частям, беседа, выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение краткому пересказу сказки. Рассказы детей о понравившемся герое. Чтение пословицы и объяснение ее смысла |
54 | | | Сказки о животных. В. Орлов «Как малышу нашли маму». | Работа со сказкой В.Орлова «Как малышу нашли маму»: слушание, беседа, составление схематического плана, чтение по частям. Самостоятельное выполнение заданий в тетради и проверка под руководством учителя. |
55 | | | Народные сказки. Русская народная сказка «Терешека». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
56 | | | Произведения современных писателей. А. Усачёв «Грамотная мышка», В. Сутеев «Цыпленок и Утенок». | Знакомство с произведениями современных писателей. Работа со сказкой А.Усачёва «Грамотная мышка»: чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради, выявление главной мысли. В. Сутеев «Цыпленок и Утенок»: самостоятельное чтение учащимися, беседа, Выполнение задания 2* в тетради под руководством учителя. |
57 | | | Стихотворения А.Л. Барто. А. Барто «Жук». | Знакомство с новым разделом, повторение произведений о животных. Работа со стихотворением А. Барто «Жук»: работа над выразительностью чтения, выполнение заданий в учебнике. Дифференцированное выполнение заданий в тетради. |
58 | | | Рассказы о животных. Н.Н. Сладков «На одном бревне». Пословицы. | Литературная игра «Вспомни и назови» включает отрывкииз изученных произведений о животных. Чтение сказкиН.Сладкова «На одном бревне», Выполнение заданий в тетради. Работа с пословицами: чтение, выполнение заданий |
59 | | | Народные сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
60 | | | Рассказы о животных. Е.И. Чарушин «Томка и корова». Загадка. | Работа с книгами Е.И. Чарушина: рассматривание по группам, правильное называние, определение тем. Чтение рассказа «Томка и корова». выполнение заданий в учебнике. Самостоятельное чтение загадки. Выполнение заданий в тетради. Творческая работа «Проба пера»6 рассказ-описание «Корова» |
61 | | | И. Соколов-Микитов «Радуга» Е. Трутнева «Эхо». Дополнительное чтение. И. Шевчук «Ленивое эхо». К.И. Чуковский «Загадка | Повторение изученных стихотворений о природе по учебнику и учебной хрестоматии. Слушание стихотворения Е.Трутневой «Эхо» Выразительное чтение. Сам. чтение стихотворения И.Шевчука «Ленивое эхо». Обмен мнениями. Упражнение в выразительном чтении. Выполнение задания в учебнике и тетради. Чтение народной загадки (с.118) и авторской (К.Чуковский «Загадка»). |
62 | | | Рассказы о природе. И. Соколов-Микитов «Май» Стих. о весне. А.Плещеев«Травка зеленеет». | Повторение рассказов И.С. Соколова-Микитова по учебнику и учебной хрестоматии. Самостоятельное первичное чтение рассказа И.Соколова-Микитова «Май»,Работа со стихотворением А. Плещеева «Травка зеленеет»: слушание выразительного чтения учителем, беседа, выполнение заданий в учебнике и тетради. |
63 | | | Рассказы о животных. Г. Скребицкий. «Мать». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
64 | | | Рассказы для детей. Я. Тайц «Всё здесь». Доп. чтение. Я. Тайц «По ягоды». Веселые стихи. К.И. Чуковский «Радость». Загадка. | Повторение рассказов для детей В. Осеевой, Е. Пермяка, С. Баруздина, В. Чаплиной и других. Работа с рассказом Я. Тайца «Всё здесь»: чтение ознакомительное, беседа, чтение по ролям, выполнение заданий в учебнике. Творческая работа «Проба пера» (с. 125). Выполнение заданий в тетради. Самостоятельное чтение рассказа Я.Тайца «По ягоды», упражнения в чтении, выполнение заданий в учебнике и тетради. |
65 | | | Ю. Коринец. «Волшебное письмо» Р. Валеева «Здравствуй, лето!» | Ознакомительное чтение, беседа, чтение по ролям, выполнение заданий в учебнике. Самостоятельное чтение , упражнения в чтении, выполнение заданий в учебнике и тетради. |
66 | | | Проверь себя | Ответы на вопросы в учебнике, выполнение заданий в печатной тетради |
67 | | | Стихотворения о природе. А. Барто. «Весенняя гроза». Рубрика «Книжная полка». | Развитие восприятия художественного произведения. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
68 | | | Твоя книжная полка. Рекомендации для летнего чтения | Чтение любимых произведений. Рекомендации для летнего чтения |
7