Мининская СОШ филиал
Муниципального автономного общеобразовательного
учрежденияИсетской средней общеобразовательной школы №1
Исетского района, Тюменской области
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете от 31. 08. 2020г. Протокол № 1 | СОГЛАСОВАНО Старший методист /_________/ Иргалинова Б.К 31. 08. 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Зав.филиалом Мининской СОШ /_________/ Андреева Н.А. Приказ № _____ от 01. 09. 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 2 класса
Учитель: Андреева Светлана Александровна
Высшей квалификационной категории
с.Минино, 2020 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературному чтениюпредназначена для обучающихся 2 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного( начального) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577.
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области.
- Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области на 2020-2021 учебный год.
- Примерной программы по учебным предметам начальной школы. ( Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа ./ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2011)
- Авторской программы Н.А.Чураковой,Рабочие программы к предметной линии учебников_ПНШдля 2кл. (М.: Академкнига/Учебник, 2016)
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которых выходит за рамки предметной области. Во-первых,эта предметная область, как никакая другая, способствует фор-
мированию позитивного и целостного мировосприятия младшихшкольников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предметаформируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение уменийчтения и понимания текста, формирование всех видов речевойдеятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности — вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках даннойпредметной области. Именно чтение лежит в основе всех видовработы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одноготекста или в разных источниках и заканчивая интерпретациейи преобразованием.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствамилитературного чтения, связана с формированием грамотногочитателя, который с течением времени сможет самостоятельновыбирать книги и пользоваться библиотекой, — и ориентируясьна собственные предпочтения, и в зависимости от поставленнойучебной задачи, а также использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области,в ее рамках решаются весьма разноплановые предметные задачи:
— духовно-нравственная (от развития умения [на материале художественных произведений] понимать нравственныйсмысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
— духовно-эстетическая (от формирования умения видетькрасоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
— литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях [роды, виды и жанры литературы] до
развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект[художественные приемы]);
— библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться справочнымаппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбиратьсписок литературы для решения конкретной учебной задачи)
Планируемые результаты освоения литературного чтения
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Литературное чтение» представлены по блокам «Обучающийся научится»и «Обучающийся получит возможность научиться», а также в «Ожидаемых результатах формирования УУД».
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающие научатся:
читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
анализировать смысл названия произведения;
пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
пересказывать текст небольшого объёма;
использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
различать сказку о животных и волшебную сказку;
определять особенности волшебной сказки;
различать сказку и рассказ;
уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
В области познавательных общих учебных действий
Обучающие научатся:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий
Обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:
подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Содержание программы учебного предмета( 136 ч)
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной сказки. Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией — младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.
Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.
Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:
а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;
б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.
Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.
Формирование умения чтения про себя:
а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;
б) в ходе повторного просмотрового чтения;
в) в ходе выборочного чтения при работе со словарями;
г) в ходе повторного изучающего чтения по уже выделенным
ключевым словам.
Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.
Формирование умений писать письма, получать письма и отвечать на них в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Формирование умения (начальный этап) выделять в заранее маркированном тексте разные сюжетные линии, разные точки зрения, разнонаправленные (контрастные) переживания.
Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Народное творчество
Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.
Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).
Авторская литература
Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческихотношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоту окружающего мира, дружбу, любовь. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы
(И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения.
Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).
Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Формирование библиографической культуры
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (с опорой на цветовое маркирование).
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Раздел «Круг чтения»
Русские и зарубежные народные и авторские сказки
«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»; «Петушок — золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Барсук — любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*;
Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;
Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».
Классики русской литературы
Поэзия
Д. Кедрин «Скинуло кафтан...»;
М. Лермонтов «Осень», «Утес»;
А. Пушкин: «У лукоморья...», «Уж небо осенью дышало...»;
Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
Проза
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»;
Л. Толстой «Прыжок», «Акула»;
И. Тургенев «Воробей».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
Поэзия
Я. Аким «Яблоко»*;
A.Ахундова «Окно»;
Т. Белозеров: «Хомяк», «Самое доброе слово»*;
B.Берестов «Картинки в лужах»;
М. Бородицкая: «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*;
А. Гиваргизов: «Что ты, Сережа...», «Мой бедный Шарик...»;
А. Екимцев «Осень»;
Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк...»;
Б. Заходер «Собачкины огорчения»;
С. Козлов «Желудь»;
Ю. Коринец «Тишина»;
A. Кушнер «Что я узнал!»;
Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»;
B. Лунин: «Кукла», «Что я вижу»;
Н. Матвеева «Было тихо...»*;
C. Махотин: «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»;
С. Михалков «А что у вас?»;
Ю. Мориц: «Хвостики», «Букет...»;
Э. Мошковская: «А травинка не знает...», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат...», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*;
И. Пивоварова: «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;
Г. Сапгир «У прохожих на виду...»;
Р. Сеф: «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»;
П. Синявский: «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»;
М. Тахистова «Редкий тип»;
А. Усачев: «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;
Д. Хармс «Врун»*;
Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»; С. Черный «Что кому нравится»*;
К. Чуковский «Федотка»;
Г. Юдин: «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;
М. Яснов: «Самое доброе слово», «Ути-ути»;
Л. Яхнин: «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*;
Басе, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиро-сиге: японские трехстишия (хокку);
О. Дриз «Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»;
М. Карем: «Ослик», «Повезло!»;
Л. Квитко: «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;
П. Коран «По дорожке босиком»;
Во Куанг «Заходите»;
Т. Кубяк «О гноме-рыбаке»;
Л. Станчев «Осенняя гамма».
Проза
В. Берестов «Как найти дорожку»*;
B. Вересаев «Братишка»;
C. Воронин «Лесик-разноголосик»*;
B. Драгунский: «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*;
Ю. Коваль «Три сойки»;
C. Козлов: «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;
О. Кургузов «Сухопутный или морской?»;
Н. Носов «Фантазеры»;
Б. Окуджава «Прелестные приключения»;
С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»;
А. Усачев: «Обои»; «Тигр в клеточку»*;
Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»;
Е. Чарушин: «Томка испугался», «Томкины сны»;
Д. Биссет: «Хочешь. Хочешь, хочешь...», «Ух!»;
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*;
Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов |
1 | В гостях у учёного Кота (Сказки о животных и волшебные сказки) | 16 |
2 | В гостях у Незнайки (Фантазия и неправда) | 11 |
3 | В гостях у Барсука (О настоящем и ненастоящем богатстве) | 21 |
4 | В гостях у Ёжика и Медвежонка (О любви) | 11 |
5 | Точка зрения | 36 |
6 | Детские журналы | 7 |
7 | Природа для поэта – любимая и живая | 17 |
8 | Почему нам бывает смешно | 17 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
В гостях у учёного Кота(16часов) Сказки о животных и волшебные сказки |
1 | Знакомство с библиотекой Учёного Кота | 1 | | |
2 | ИКТ Презентация Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | 1 | | |
3 | Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | | |
4 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | | |
5 | Хрестоматия Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне» | 1 | | |
6 | Русские народные сказки о животных «Петушок – золотой гребешок» | 1 | | |
7 | Сказки «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса» | 1 | | |
8 | Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик» | 1 | | |
9 | Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост» | 1 | | |
10 | Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» | 1 | | |
11 | Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали» | 1 | | |
12 | Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо» | 1 | | |
13 | Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо» | 1 | | |
14 | Современные поэтические тексты. И.Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом» | 1 | | |
15 | Жанр произведения Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». | 1 | | |
16 | ИКТ Презентация Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки» | 1 | | |
В гостях у Незнайки (11 часов) Фантазия и неправда |
17 | В гостях у Незнайки Н. Носов «Фантазёры» | 1 | | |
18 | Фантазия и неправда в произведении Н. Носова «Фантазёры» | 1 | | |
19 | Характер главного героя в произве-дении С. Воронина «Лесик- разноголосик» | 1 | | |
20 | Рассказ Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!» | 1 | | |
21 | Э. МошковскаяСтихотворения . Работа по хрестоматии | 1 | | |
22 | Даниил Хармс «Врун» (отрывок) | 1 | | |
23 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» | 1 | | |
24 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» | 1 | | |
25 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» | 1 | | |
26 | Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь..." | 1 | | |
27 | Обобщение по теме «В гостях у Незнайки» | 1 | | |
В гостях у Барсука (21 час) О настоящем и ненастоящем богатстве |
28 | Секреты чайного домика | 1 | | |
29 | ИКТ Презентация С. Козлов «Ёжик в тумане» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Т. Мавриной «Полумесяц» | 1 | | |
30 | С.Козлов «Теплым тихим утром посреди зимы». | 1 | | |
31 | Японская сказка «Барсук – любитель стихов» | 1 | | |
32 | Японская сказка «Луна на ветке» | 1 | | |
33 | ИКТ Презентация Поход в «Музейный дом».Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка» | 1 | | |
34 | С.Козлов «Красота». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А.Дюрера «Травы» | 1 | | |
35 | Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге | 1 | | |
36 | Японское хокку Иссё, Бусон. Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Васнецова «Жнецы» | 1 | | |
37 | Японское хокку Тиё, Оницура. Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле» | 1 | | |
38 | Японское хокку .Кикаку, Басё, Сико | 1 | | |
39 | В. Драгунский «Что я люблю» | 1 | | |
40 | В. Драгунский «Гусиное горло» | 1 | | |
41 | Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье» М. Бородицкая «Улов» | 1 | | |
42 | В. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | | |
43 | М. Махотин «Груша», Я.Аким «Яблоко» | 1 | | |
44 | М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат» | 1 | | |
45 | Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка белый медведь» | 1 | | |
46 | Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывок) | 1 | | |
47 | Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывок) | 1 | | |
48 | ИКТ Презентация Обобщение по теме «В гостях у Барсука» | 1 | | |
В гостях у Ёжика и Медвежонка (11часов) О любви |
49 | И. Тургенев «Воробей». М. Карем «Ослик» | 1 | | |
50 | М. Бородицкая «Котёнок» Э. Мошковская «Кому хорошо» | 1 | | |
51 | В. Драгунский «Друг детства» | 1 | | |
52 | В, Лунин «Кукла». Р. Сеф « Я сделал крылья и летал» | 1 | | |
53 | Л. Толстой «Прыжок» | 1 | | |
54 | Л. Толстой «Прыжок» | 1 | | |
55 | Л. Толстой «Акула» | 1 | | |
56 | Э. Мошковская «Если такой закат»Поход в «Музейный дом» ИллюстрацияП. Брейгеля «Охотники на снегу» | 1 | | |
57 | М. Яснов «Ути- ути», «Самое доброе слово» | 1 | | |
58 | В. Вересаев «Братишка», Э.Мошковская «Вазочка и бабушка» | 1 | | |
59 | ИКТ Презентация Обобщение по теме «В гостях у Ёжика и Медвежонка» | 1 | | |
Точка зрения (36часов) |
60 | Поэтический текст А. Кушнер «Что я узнал!» Поход в «Музейный дом» Портреты итальянского художника Арчимбольдо | 1 | | |
61 | С. Матохин «Фотограф»Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Ван Гога «Церковь в Овере» | 1 | | |
62 | И. Пивоварова «Картина». Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный» | 1 | | |
63 | О.Дриз «Игра» | 1 | | |
64 | С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» | 1 | | |
65 | О. Дриз «Стёклышки» М. Бородицкая «Лесное болотце» | 1 | | |
66 | Э. Мошковская «Мама, я , кузнечик и птица» | 1 | | |
67 | В. Берестов «Картинки в лужах» А. Ахундова «Окно» | 1 | | |
68 | В. Берестов «Как найти дорожку» | 1 | | |
69 | А. Усачёв «Бинокль» | 1 | | |
70 | Т. Белозёрова «Хомяк»,М. Яснов «Хомячок» | 1 | | |
71 | Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок» | 1 | | |
72 | Е. Чеповецкий «В тихой речке» А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа, сегодня не в духе?» | 1 | | |
73 | А.Усачев «Тигр в клеточку» | 1 | | |
74 | М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот» | 1 | | |
75 | М. Бородицкая «Булочная песенка» П. Синявский «Федина конфетина», | 1 | | |
76 | А. Усачёв «Эх!» | 1 | | |
77 | Г. Сапгир «У прохожих на виду», Н. Крылов «Зимний пейзаж» | 1 | | |
78 | О. Кургузов «Сухопутный или морской?» | 1 | | |
79 | О. Дриз «Кончилось лето» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация М. Добужинского «Кукла» | 1 | | |
80 | О. Дриз «Синий дом»Поход в «Музейный дом» ИллюстрацияМ. Шагала «Синий дом» | 1 | | |
81 | ИКТ Презентация А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | 1 | | |
82 | М. Лермонтов «Осень» | 1 | | |
83 | О. Дриз «Кто я?» | 1 | | |
84 | А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…» М. Карем «Повезло!» | 1 | | |
85 | Л. Яхнин «Крокодилово семейство» | 1 | | |
86 | Р. Сеф «Лучше всех» Л. Яхнин «Моя ловушка» | 1 | | |
87 | Саша Черный «Что кому нравится» | 1 | | |
88 | Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» | 1 | | |
89 | Г. Юдин «Скучный Женя» О. Дриз «Телёнок» | 1 | | |
90 | О. Дриз «Как плаваю» | 1 | | |
91 | А. Усачёв «Обои» | 1 | | |
92 | В. Лунин «Что я вижу» | 1 | | |
93 | Ю. Мориц «Хвостики», «Букет».Поход в «Музейный дом» ИллюстрацияД. Арчимбольдо«Лето», «Осень» | 1 | | |
94 | Работа по хрестоматии «Точка зрения» | 1 | | |
95 | ИКТ Презентация Обобщение по теме «Точка зрения» | 1 | | |
Детские журналы (7 часов) |
96 | С. Михалков «А что у вас?» | 1 | | |
97 | Что такое новости? Кто рассказывает новости? | 1 | | |
98 | ИКТ Презентация Детская периодика. Журналы для детей | 1 | | |
99 | По страницам детского журнала «Мурзилка» | 1 | | |
100 | По страницам детского журнала «Весёлые картинки» | 1 | | |
101 | ИКТ Презентация Развивающие задания Журнала «Мурзилка», «Весёлые картинки» | 1 | | |
102 | Обобщение по теме «Детские журналы» | 1 | | |
Природа для поэта – любимая и живая (17часов) |
103 | Л. Яхнин « Музыка леса» | 1 | | |
104 | Ю. Коваль «Три сойки» Поход в «Музейный дом» ИллюстрацияА. Дюрера «Заяц» | 1 | | |
105 | Р.Сеф «Добрый человек», Л.Яхнин «Пустяки» | 1 | | |
106 | Е. Чарушин «Томка испугался» | 1 | | |
107 | Е. Чарушин «Томкины сны» | 1 | | |
108 | Г. Юдин «Вытри лапы и входи» | 1 | | |
109 | М. Пришвин «Разговор деревьев» | 1 | | |
110 | ИКТ Презентация Ф. Тютчев «Зима недаром злится» | 1 | | |
111 | Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето» | 1 | | |
112 | М.Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В.Гога «Подсолнухи» | 1 | | |
113 | С.Козлов «Жёлудь» | 1 | | |
114 | М.Лермонтов «Утёс». Поход «Музейный дом». Иллюстрация Н Рериха «Стражи ночи» | 1 | | |
115 | М.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк» | 1 | | |
116 | Д. Биссет «Ух!» | 1 | | |
117 | А.Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» | 1 | | |
118 | Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта природа – любимая и живая» | 1 | | |
119 | ИКТ Презентация Обобщение по теме «Природа для поэта - любимая и живая» | 1 | | |
Почему нам бывает смешно (17 часов) |
120 | К. Чуковский «Федотка» | 1 | | |
121 | О.Дриз «Доктор», «Обида» | 1 | | |
122 | В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | 1 | | |
123 | В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | 1 | | |
124 | М.Тахистова «Редкий тип», Л.Квитко «Лемеле хозяйничает» | 1 | | |
125 | Л.Квитко «Способный мальчик», С.Махотин «Вот так встреча!» | 1 | | |
126 | С.Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | | |
127 | С.Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | | |
128 | С.Седов «Сказки про Змея Горыныча» | 1 | | |
129 | П.Синявский «Такса едет на такси», П.Коран «По дорожке босиком» | 1 | | |
130 | Л.Яхин «Зеркальце», П.Синявский «Ириски и редиски» | 1 | | |
131 | Годовая промежуточная аттестация | 1 | | |
132 | А. Усачёв «Жужжащие стихи» | 1 | | |
133 | П.Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор» | 1 | | |
134 | Работа по хрестоматии «Тайны «смешного» | 1 | | |
135 | ИКТ Презентация Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно» | 1 | | |
136 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | 1 | | |