СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС НОО

  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ № 1 г. Демидова;

  • Учебным планом МБОУ СШ № 1 г.Демидова на 2018/2019 учебный год.

На основе:

  • примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»;

  • Программы курса «Литературное чтение»,1-4 классы. Автор-составитель: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. и др. – М.: Просвещение, 2011.


В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).


Планируемые результаты освоения программы


Личностные:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

  • Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • Восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;

  • Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»;

  • Учиться усваивать нравственно-этические нормы, сопереживать и понимать чувства других людей;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

  • Знание приёмов сохранения зрения и осанки при чтении книг и работы с компьютером.


Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу урока;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выборочно, выразительно наизусть и пр.);

  • определять границы знания и незнания по теме, связывать с целевой установкой урока;

  • планировать (самостоятельно и совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками, другими лицами;

  • понимать причины успеха / неуспеха выполнения учебной задачи;

  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;

  • отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  • проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям, при инсценировании и при выполнении проектных заданий;

  • понимать читаемое;

  • подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;

Коммуникативные УУД:

  • строить диалог в паре или группе, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • прислушиваться к партнёру по общению, не конфликтовать, употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять и выполнять различные роли (лидера, исполнителя) при выполнении заданий;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

  • готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Предметные:

  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, (овладение чтением вслух и про себя, знание книг и умение их выбирать, сформированность потребности в книге и чтении);

  • чтение вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • овладение разными видами чтения (ознакомительное, изучающее (смысловое), выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа учебных текстов; составление краткой аннотации (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

  • умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;

  • умение читать наизусть стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;


Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Рукописные книги древней Руси.  Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (12 ч)

Русские народные песни.  Докучные сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (10 ч)

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»;  И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»;  И.З. Суриков. «Детство», «Зима»

Великие русские писатели (23 ч)

А.С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;  И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»;  М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л.Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве».

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»;  К.Д. Бальмонт. «Золотое слово»;  И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы».

Литературные сказки (8 ч)

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (10 ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой»;  К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн. «Слон»

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»;  А.А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое (16 ч)

М.М. Пришвин. «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;  В.И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;  В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;  Б. С. Житков. «Про обезьянку»;  В.П. Астафьев. «Капалуха»;  В.Ю. Драгунский. «Он живой и светится»

Поэтическая тетрадь 2 (7 ч)

С.Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»;  А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков. «Если...»;  Е А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч)

Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»;  М.М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;  Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»;  В.Ю. Драгунский. «Друг детства»

По страницам детских журналов (8 ч)

Ю.И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»;  Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 ч)

«Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок»

Повторение (5 часов)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Введение. Знакомство с учебником

1

2

Самое великое чудо на свете.

4

3

Устное народное творчество.

14

4

Поэтическая тетрадь 1.

11

5

Великие русские писатели.

24

6

Поэтическая тетрадь 2.

6

7

Литературные сказки.

8

8

Были- небылицы.

10

9

Поэтическая тетрадь 1.

6

10

Люби живое.

16

11

Поэтическая тетрадь 2.

8

12

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

12

13

По страницам детских журналов.

8

14

Зарубежная литература.

8

15

Повторение

-


Итого:

136















Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Введение. Знакомство с учебником

1



Самое великое чудо – 4 ч.



2

Знакомство с названием раздела.

1


3

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения

1


4

Первопечатник Иван Фёдоров

1


5

Проверка сформированности предметных умений и УУД (входная диагностика)

1



Устное народное творчество12ч.



6

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни

1


7

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

1


8

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

1


9

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1


10

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1


11

Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк»

1


12

Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк»

1


13

Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк»

1


14

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1


15

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин

1


16

КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).

1


17

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений

1



Поэтическая тетрадь 1 – 10ч.



18

Знакомство с названием раздела. «Как научиться читать стихи» (научно-популярная статья Я. Смоленского)

1


19

Ф.Тютчев «Весенняя гроза»

1


20

Ф.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

1


21

А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1


22

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1


23

И.Никитин «Встреча зимы»

1


24

И.Суриков «Детство».

1


25

И.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1


26

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).

1


27

Оценка достижений.

1



Великие русские писатели – 23 ч.



28

Знакомство с названием раздела. А.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»

1


29

А.Пушкин. Лирические стихотворения

1


30

А.Пушкин «Зимнее утро»

1


31

А.Пушкин «Зимний вечер»

1


32

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1


33

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1


34

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1


35

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1


36

Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

1


37

И.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове

1


38

И.Крылов «Мартышка и Очки»

1


39

И.Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1


40

И.Крылов «Ворона и Лисица».

1


41

М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

1


42

М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1


43

М.Лермонтов «Утес», «Осень»

1


44

Детство Л.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения

1


45

Л.Толстой «Акула»

1


46

Л.Толстой «Прыжок».

1


47

Л.Толстой «Лев и собачка»

1


48

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов

1


49

Оценка достижений

1


50

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»)

1



Поэтическая тетрадь 2 – 6 ч.



51

Знакомство с названием раздела. Н.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»

1


52

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1


53

К.Бальмонт «Золотое слово»

1


54

И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений

1


55

Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).

1


56

Оценка достижений

1



Литературные сказки – 8 ч.

1


57

Знакомство с названием раздела. Д.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка)

1


58

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

1


59

В.Гаршин «Лягушка-путешественница»

1


60

В.Гаршин «Лягушка-путешественница»

1


61

В.Одоевский «Мороз Иванович».

1


62

В.Одоевский «Мороз Иванович».

1


63

Оценка достижений. Контрольная работа.

1


64

Обобщающий урок по 1 части учебника. КВН

1



Были-небылицы – 10 ч.



65

Знакомство с названием раздела. М.Горький «Случай с Евсейкой»

1


66

М.Горький «Случай с Евсейкой»

1


67

К.Паустовский «Растрёпанный воробей»

1


68

К.Паустовский «Растрёпанный воробей»

1


69

К.Паустовский «Растрёпанный воробей»

1


70

А.Куприн «Слон»

1


71

А.Куприн «Слон»

1

.

72

А.Куприн «Слон»

1


73

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы»

1


74

Оценка достижений

1



Поэтическая тетрадь 1 – 6 ч.



75

Знакомство с названием раздела. С.Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

1


76

С.Черный «Воробей», «Слон»

1


77

А.Блок «Ветхая избушка»

1


78

А.Блок «Сны», «Ворона»

1


79

С.Есенин «Черемуха»

1


80

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений

1



Люби живое – 16 ч.



81

Знакомство с названием раздела.

1


82

М.Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста

1


83

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

1


84

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

1


85

В.Белов «Малька провинилась»

1


86

В.Белов «Ещё раз про Мальку»

1


87

В.Бианки «Мышонок Пик»

1


88

В.Бианки «Мышонок Пик»

1


89

Б.Житков «Про обезьянку»

1


90

Б.Житков «Про обезьянку»

1


91

Б.Житков «Про обезьянку»

1


92

Б.Житков «Про обезьянку»

1


93

В.Астафьев «Капалуха»

1


94

В.Драгунский «Он живой и светится…»

1


95

Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»)

1


96

Оценка достижений

1



Поэтическая тетрадь 2 – 7 ч.



97

Знакомство с названием раздела. С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

1


98

А.Барто «Разлука»

1


99

А.Барто «В театре»

1


100

С.Михалков «Если», «Рисунок»

1


101

Е.Благинина «Кукушка», «Котенок»

1


102

«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)

1


103

Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений

1



Собирай по ягодке – наберешь кузовок – 12 ч.



104

Знакомство с названием раздела. Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения

1


105

А.Платонов «Цветок на земле»

1


106

А.Платонов «Цветок на земле»

1


107

А.Платонов «Еще мама»

1


108

А.Платонов «Еще мама»

1


109

М.Зощенко «Золотые слова»

1


110

М.Зощенко «Великие путешественники»

1


111

Н.Носов «Федина задача»

1


112

Н.Носов «Телефон»

1


113

В.Драгунский «Друг детства»

1


114

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1


115

Проверка сформированности предметных умений и УУД (промежуточная диагностика)




По страницам детских журналов – 8 ч.



116

Знакомство с названием раздела. «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы

1


117

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1


118

Ю.Ермолаев «Проговорился»

1


119

Ю.Ермолаев «Воспитатели»

1


120

Г.Остер «Вредные советы»

1


121

Г.Остер «Как получаются легенды»

1


122

Р.Сеф «Веселые стихи».

1


123

Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок)

1


124

Промежуточная аттестация. Контрольная работа




Зарубежная литература – 8 ч.



125

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции

1


126

Мифы Древней Греции

1


127

Мифы Древней Греции

1


128

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

1


129

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

1


130

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

1


131

Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг»

1



Повторение - 5 часов



132

Повторение и обобщение знаний по теме «Зарубежная литература»

1


133

«В читальном зале» районной детской библиотеки

1


134

Работа с текстом

1


135

Диагностика чтения

1


136

Подведение итогов. Летнее чтение

1



итого

136















Литература


  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011

  3. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс – М.: ВАКО, 2014. – 80с.

  4. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 144с.

  5. Крылова О.Н. Работа с текстом. 3 класс. – М.: Экзамен, 2016.

  6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011. – 400с.

  7. Сабельникова С.И. Сборник текстов для проверки навыков чтения. 3 класс. – М.: ВАКО, 2011. -48с.






12