СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование поллитературному чтению 3 класс "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Физико-математическая школа №56 г. Улан-Удэ»

«Рассмотрено на заседании ШМО»

Руководитель ШМО

_____/Битуева Т.А. /

Протокол №____ от

«___» _________2018 г.



«Согласовано»

заместитель директора по УВР

____ /Калашникова Л.И/

Протокол №____ от

«___» _________ 2018г.

«Утверждено»

Директор школы

______/Перинова В.В/

Приказ № ______ от

«___» ________2018г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Маркисеевой Ирины Игоревны,

учителя начальных классов,

по литературному чтению для 3 «Б» класса
















2018 – 2019 учебный год





Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"

  1. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)

  3. Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 12.07.2011 № 1093

  4. Учебного плана МАОУ «ФМШ №56» на 2018-2019 учебный год

  5. Положения о рабочей программе, утвержденного приказом МАОУ «Физико-математическая школа №56».

  6. Программа разработана на основе авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочие программы. 1-4 классы. изд.-М.: Просвещение. 2013г;


  1. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы на 2015-2016 учебный год, утвержденным Приказом № 629 от 05 июля 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.


  1. приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576; 

приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;

приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38. 


Цели и задачи программы.

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

- развивать поэтический слух,

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- обогащать чувственный опыт ребёнка,

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия (заключения РАО (№ 01-5/7д-527 от 20.10.2010) и РАН(№ 10106-5215/267 от 01.11.2010)..:

  • Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч.  изд.-М.: Просвещение. 2016г.

  • Бойкина М. В.,Виноградская Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 3 класс . изд.- М.: Просвещение 2016г.

  • Литературное чтение: Аудиоприложение: 3 класс. изд.- М.: Просвещение 2016 г

































Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

«Ученик научиться»


Личностные

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование лич­ностного смысла учения;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • Освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • Использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • Использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • Умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;


  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные

  • Понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • Осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

  • Использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • Умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  • Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Учащиеся должны знать:

  • имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской ли­тературы;

  • 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;

  • наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;

  • имена и фамилии 7—8 писателей, авторов прочитан­ных произведений.

Учащиеся должны уметь:

  • читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чте­ния не менее 70 слов в минуту;

  • читать про себя небольшой текст с последующим пе­ресказом его содержания;

  • читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу сло­ва, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;

  • делить несложный текст на части;

  • соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

  • самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произ­ведения для ответа на вопросы и задания учебника;

  • рисовать словесные картины к художественным произ­ведениям;

  • находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;

  • различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;

  • выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;

  • басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоуче­ние — мораль;

  • ориентироваться в учебной книге, находить в ней про­изведение по его названию и фамилии автора, объединять про­изведения на определенную тему;

  • различать художественные и научно-познавательные произведения;

  • находить в произведении средства художественной вы­разительности (сравнения, эпитеты);

  • найти книгу из рекомендованного списка литературы;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • самостоятельно выбирать и читать книги;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;

  • находить в словаре значение неизвестного слова.
































Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

136 ч.(4 часа в неделю).

Самое великое чудо на свете 19 ч.

Поэтическая тетрадь 1. 11 ч.

Великие русские писатели 29 ч.

Поэтическая тетрадь 2. 5 ч.

Литературные сказки 11 ч.

Были-небылицы 10 ч.

Поэтическая тетрадь 1. 4ч.

Люби живое 14 ч.

Поэтическая тетрадь 2. 7 ч

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок 11 ч.

По страницам детских журналов 7 ч.

Зарубежная литература 8 ч.

Всего: 136 часов.

Слушание (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры, учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Круг детского чтения.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.


Творческая деятельность обучающихся.

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Национально – региональный компонент

В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует:

а) формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;

б) содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира;

в) расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.

- происхождение бурятских имен, фамилий; перевод имен;

- местоположение республики, важнейшие исторические события на карте Бурятии (гражданская война, пребывание декабристов, строительство Кругобайкальской дороги, БАМ.);

- краеведческий материал по истории г.Улан-Удэ;

- национальная одежда бурят (традиционная и праздничная);

- предметы в быту у бурят (что нового? что осталось?).

- герб города. Флаг Бурятии (символика);

- знакомство с печатными изданиями г. Улан-Удэ.

Задания интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством.



Тематическое планирование по литературному чтению

Класс 3 «Б»

Учитель Маркисеева Ирина Игоревна

Количество часов

Всего 136 часов; в неделю 4 часа.

Плановых контрольных уроков 3, зачетов, тестов и проверочных работ 8 ч.;

Административных контрольных уроков 2 ч.

Планирование составлено на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой.

Учебник:

Литературное чтение для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1-2. / [сост. Л. Ф. Климанова и др.].-3-е изд.- М.: Просвещение. 2016 г.




Календарно-тематическое планирование



п/п


Дата

проведения урока

Наименование раздела, тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечания


Самое великое чудо на свете.


1


Рукописные книги древней Руси


1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги.

Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.

Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги.

Составлять аннотацию на книги (с помощью учителя).

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


2


Первопечатник Иван Фёдоров


1


3.


Урок-путешествие в прошлое. НРК


1


4.


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Русские народные песни

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.

Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Называть основные черты характера героев.

Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.


5.


Докучные сказки.


1


6-7


Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.


2


8-9



Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2


10


Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1


11-12


Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк».

2


13


Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк».

1


14-15


Русская народная сказка «Сивка – Бурка»


2


16


Русская народная сказка «Сивка – Бурка»


1


17


Художники- иллюстраторы В. Васнецов и И.Билибин


1


18


Проект: «Сочиняем волшебную сказку»НРК


1


19


Оценка достижений.

Проверочная работа №1

1


Поэтическая тетрадь 1.

20


Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского.


1

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средств выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.


21


Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».


1


22


Ф.И. Тютчев «Листья».


1


23-24


А.А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой …»


2


25-26


И.С. Никитин «Полно, степь моя …», «Встреча зимы».


2


27


И.С. Никитин «Встреча зимы».


1


28


И.З. Суриков «Детство».


1


29


И.З. Суриков «Зима».

1


30


Оценка достижений.

Тест № 1

1



Великие русские писатели


31


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивать темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Проверять себя самостоятельно оценивать свои достижения.

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.


32


А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышала…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…»

*наизусть по выбору

1


33


А.С.Пушкин «Зимнее утро»

*наизусть отрывок

1


34


А.С.Пушкин «Зимний вечер»


1


35-36


А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

2


37


А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1


38


А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …», рисунки И. Билибина к сказке.

Тест № 2


1


39


Иван Андреевич Крылов

1


40


И. А. Крылов «Мартышка и очки»

*наизусть

1


41


И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1


42-43


И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

*наизусть

2


44


Михаил Юрьевич Лермонтов

1


45-46


М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»


2


47-48


М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень»

*наизусть по выбору

2


49


Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

1


50


Л. Н. Толстой «Акула»

1


51


Л.Н.Толстой «Акула»

1


52


Л.Н.Толстой «Прыжок»

1


53-54


Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

2


55-56


Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»

2


57-58


Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»

2


59


Оценка достижений

Проверочная работа № 2

1



Поэтическая тетрадь 2.


60


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Н.А. Некрасов. Стихотворения о природе.

*наизусть «Не ветер бушует над бором…»

1

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать стихи на слух.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста – повествования.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.


61


Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

*наизусть по выбору НРК

1


62


К.Д. Бальмонт «Золотое слово»


1


63


И.А. Бунин. Стихи.

*наизусть стихотворение «Детство»НРК

1


64


Оценка достижений.

Проверим себя

1



Литературные сказки


65-66


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»


2

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя,

Использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказок.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.


67-68


Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»


2


69-70


В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».


2


71


В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».


1


72-73


В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»


2


74


В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»


1


75


Оценка достижений.

Контрольная работа за I полугодие.НРК

1



Были-небылицы


76-77


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой».


2

Прогнозировать содержание раздела.

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям


78


М. Горький «Случай с Евсейкой».


1


79-80


К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».НРК


2


81


К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».НРК


1


82-83


А.И. Куприн «Слон».


2


84


А.И. Куприн «Слон».


1


85


Оценка достижений.

Тест №3 НРК

1



Поэтическая тетрадь 1 Часть 2.


86


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Саша Чёрный. Стихи о животных.НРК

1

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.


87


А.А. Блок. Стихи.

*«Ветхая избушка» - наизусть.

1


88-89


С.А. Есенин. Стихи. Оценка достижений.

Проверим себя НРК

2



Люби живое


90


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

М. Пришвин «Моя Родина» НРК

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план. Сверяя его с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.


91


И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек».

1


92


И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек».


1


93-94


В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку».


2


95-96


В.В. Бианки «Мышонок Пик».


2


97


В.В. Бианки «Мышонок Пик».НРК


1


98-99


Б.С. Житков «Про обезьянку».


2


100


Б.С. Житков «Про обезьянку».


1


101


В.П. Астафьев «Капалуха».

1


102


В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».НРК

1


103


Оценка достижений.

Тест № 4

1



Поэтическая тетрадь 2


104-105


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Запуск проекта «Праздник поэзии»

С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».НРК


2

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.
Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения


106


А.Л. Барто «Разлука», «В театре».

* Наизусть по выбору


1


107-108


Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».


2


109


С.В. Михалков «Если».


Оценка достижений.

Проверочная работа

1


110


Проект: «Праздник поэзии». НРК

1



Собирай по ягодке – наберёшь кузовок


111


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».НРК


1

Прогнозировать содержание раздела.

Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


112


А.П. Платонов «Цветок на земле».


1


113-114


А.П. Платонов «Ещё мама».НРК


2


115


М.М. Зощенко «Золотые слова».


1


116


М.М. Зощенко «Золотые слова».


1


117


М.М. Зощенко «Великие путешественники».


1


118


М.М. Зощенко «Великие путешественники».


1


119-120


Н.Н. Носов «Федина задача».


2


121


Н.Н. Носов «Телефон». Оценка достижений.

Тест №5

1



По страницам детских журналов


122-123


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Детские журналы «Мурзилка», «Весёлые картинки».

Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»


2

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


124-125


Е. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».


2


126-127


Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»НРК


2


128


Р.Сеф «Весёлые стихи». Оценка достижений.

Контрольная работа за 2 полугодие.

1



Зарубежная литература


129-130



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.


2

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


131-132


Древнегреческий миф. Храбрый Персей.


2


133-134


Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».


2


135


Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».


1


136


Оценка достижений.

Проверим себяНРК

1



Итого: 136 часов