Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Физико-математическая школа №56 г. Улан-Удэ»
«Рассмотрено на заседании ШМО» Руководитель ШМО _____/Битуева Т.А. / Протокол №____ от «___» _________2018 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР ____ /Калашникова Л.И/ Протокол №____ от «___» _________ 2018г. | «Утверждено» Директор школы ______/Перинова В.В/ Приказ № ______ от «___» ________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Маркисеевой Ирины Игоревны,
учителя начальных классов,
по литературному чтению для 3 «Б» класса
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)
Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 12.07.2011 № 1093
Учебного плана МАОУ «ФМШ №56» на 2018-2019 учебный год
Положения о рабочей программе, утвержденного приказом МАОУ «Физико-математическая школа №56».
Программа разработана на основе авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочие программы. 1-4 классы. изд.-М.: Просвещение. 2013г;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы на 2015-2016 учебный год, утвержденным Приказом № 629 от 05 июля 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576;
приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;
приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.
Цели и задачи программы.
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия (заключения РАО (№ 01-5/7д-527 от 20.10.2010) и РАН(№ 10106-5215/267 от 01.11.2010)..:
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч. изд.-М.: Просвещение. 2016г.
Бойкина М. В.,Виноградская Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 3 класс . изд.- М.: Просвещение 2016г.
Литературное чтение: Аудиоприложение: 3 класс. изд.- М.: Просвещение 2016 г
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
«Ученик научиться»
Личностные
Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Учащиеся должны знать:
имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы;
2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;
имена и фамилии 7—8 писателей, авторов прочитанных произведений.
Учащиеся должны уметь:
читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;
читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;
делить несложный текст на части;
соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
рисовать словесные картины к художественным произведениям;
находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;
басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;
ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему;
различать художественные и научно-познавательные произведения;
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
найти книгу из рекомендованного списка литературы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
самостоятельно выбирать и читать книги;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
определять содержание книги по заглавию, аннотации;
находить в словаре значение неизвестного слова.
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
136 ч.(4 часа в неделю).
Самое великое чудо на свете 19 ч.
Поэтическая тетрадь 1. 11 ч.
Великие русские писатели 29 ч.
Поэтическая тетрадь 2. 5 ч.
Литературные сказки 11 ч.
Были-небылицы 10 ч.
Поэтическая тетрадь 1. 4ч.
Люби живое 14 ч.
Поэтическая тетрадь 2. 7 ч
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок 11 ч.
По страницам детских журналов 7 ч.
Зарубежная литература 8 ч.
Всего: 136 часов.
Слушание (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры, учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Круг детского чтения.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Творческая деятельность обучающихся.
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Национально – региональный компонент
В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует:
а) формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;
б) содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира;
в) расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.
- происхождение бурятских имен, фамилий; перевод имен;
- местоположение республики, важнейшие исторические события на карте Бурятии (гражданская война, пребывание декабристов, строительство Кругобайкальской дороги, БАМ.);
- краеведческий материал по истории г.Улан-Удэ;
- национальная одежда бурят (традиционная и праздничная);
- предметы в быту у бурят (что нового? что осталось?).
- герб города. Флаг Бурятии (символика);
- знакомство с печатными изданиями г. Улан-Удэ.
Задания интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством.
Тематическое планирование по литературному чтению
Класс 3 «Б»
Учитель Маркисеева Ирина Игоревна
Количество часов
Всего 136 часов; в неделю 4 часа.
Плановых контрольных уроков 3, зачетов, тестов и проверочных работ 8 ч.;
Административных контрольных уроков 2 ч.
Планирование составлено на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой.
Учебник:
Литературное чтение для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1-2. / [сост. Л. Ф. Климанова и др.].-3-е изд.- М.: Просвещение. 2016 г.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Примечания |
Самое великое чудо на свете. |
1 | | Рукописные книги древней Руси | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книги (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
2 | | Первопечатник Иван Фёдоров | 1 | |
3. | | Урок-путешествие в прошлое. НРК | 1 | |
4. | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. | |
5. | | Докучные сказки. | 1 | |
6-7 | | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 2 | |
8-9 | | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 2 | |
10 | | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | |
11-12 | | Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». | 2 | |
13 | | Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк». | 1 | |
14-15 | | Русская народная сказка «Сивка – Бурка» | 2 | |
16 | | Русская народная сказка «Сивка – Бурка» | 1 | |
17 | | Художники- иллюстраторы В. Васнецов и И.Билибин | 1 | |
18 | | Проект: «Сочиняем волшебную сказку»НРК | 1 | |
19 | | Оценка достижений. Проверочная работа №1 | 1 | |
Поэтическая тетрадь 1. |
20 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средств выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | |
21 | | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | |
22 | | Ф.И. Тютчев «Листья». | 1 | |
23-24 | | А.А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой …» | 2 | |
25-26 | | И.С. Никитин «Полно, степь моя …», «Встреча зимы». | 2 | |
27 | | И.С. Никитин «Встреча зимы». | 1 | |
28 | | И.З. Суриков «Детство». | 1 | |
29 | | И.З. Суриков «Зима». | 1 | |
30 | | Оценка достижений. Тест № 1 | 1 | |
Великие русские писатели |
31 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивать темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. | |
32 | | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышала…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» *наизусть по выбору | 1 | |
33 | | А.С.Пушкин «Зимнее утро» *наизусть отрывок | 1 | |
34 | | А.С.Пушкин «Зимний вечер» | 1 | |
35-36 | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 2 | |
37 | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 1 | |
38 | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …», рисунки И. Билибина к сказке. Тест № 2 | 1 | |
39 | | Иван Андреевич Крылов | 1 | |
40 | | И. А. Крылов «Мартышка и очки» *наизусть | 1 | |
41 | | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | 1 | |
42-43 | | И. А. Крылов «Ворона и Лисица» *наизусть | 2 | |
44 | | Михаил Юрьевич Лермонтов | 1 | |
45-46 | | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» | 2 | |
47-48 | | М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» *наизусть по выбору | 2 | |
49 | | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | 1 | |
50 | | Л. Н. Толстой «Акула» | 1 | |
51 | | Л.Н.Толстой «Акула» | 1 | |
52 | | Л.Н.Толстой «Прыжок» | 1 | |
53-54 | | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 2 | |
55-56 | | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» | 2 | |
57-58 | | Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?» | 2 | |
59 | | Оценка достижений Проверочная работа № 2 | 1 | |
Поэтическая тетрадь 2. |
60 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н.А. Некрасов. Стихотворения о природе. *наизусть «Не ветер бушует над бором…» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста – повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | |
61 | | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». *наизусть по выбору НРК | 1 | |
62 | | К.Д. Бальмонт «Золотое слово» | 1 | |
63 | | И.А. Бунин. Стихи. *наизусть стихотворение «Детство»НРК | 1 | |
64 | | Оценка достижений. Проверим себя | 1 | |
Литературные сказки |
65-66 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» | 2 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, Использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказок. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |
67-68 | | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 2 | |
69-70 | | В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». | 2 | |
71 | | В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». | 1 | |
72-73 | | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 2 | |
74 | | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | |
75 | | Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие.НРК | 1 | |
Были-небылицы |
76-77 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». | 2 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям | |
78 | | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | |
79-80 | | К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».НРК | 2 | |
81 | | К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».НРК | 1 | |
82-83 | | А.И. Куприн «Слон». | 2 | |
84 | | А.И. Куприн «Слон». | 1 | |
85 | | Оценка достижений. Тест №3 НРК | 1 | |
Поэтическая тетрадь 1 Часть 2. |
86 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных.НРК | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения. | |
87 | | А.А. Блок. Стихи. *«Ветхая избушка» - наизусть. | 1 | |
88-89 | | С.А. Есенин. Стихи. Оценка достижений. Проверим себя НРК | 2 | |
Люби живое |
90 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин «Моя Родина» НРК | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план. Сверяя его с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
91 | | И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек». | 1 | |
92 | | И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек». | 1 | |
93-94 | | В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». | 2 | |
95-96 | | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 2 | |
97 | | В.В. Бианки «Мышонок Пик».НРК | 1 | |
98-99 | | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 2 | |
100 | | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | |
101 | | В.П. Астафьев «Капалуха». | 1 | |
102 | | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».НРК | 1 | |
103 | | Оценка достижений. Тест № 4 | 1 | |
Поэтическая тетрадь 2 |
104-105 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Запуск проекта «Праздник поэзии» С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».НРК | 2 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | |
106 | | А.Л. Барто «Разлука», «В театре». * Наизусть по выбору | 1 | |
107-108 | | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 2 | |
109 | | С.В. Михалков «Если». Оценка достижений. Проверочная работа | 1 | |
110 | | Проект: «Праздник поэзии». НРК | 1 | |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок |
111 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».НРК | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
112 | | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1 | |
113-114 | | А.П. Платонов «Ещё мама».НРК | 2 | |
115 | | М.М. Зощенко «Золотые слова». | 1 | |
116 | | М.М. Зощенко «Золотые слова». | 1 | |
117 | | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | |
118 | | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | |
119-120 | | Н.Н. Носов «Федина задача». | 2 | |
121 | | Н.Н. Носов «Телефон». Оценка достижений. Тест №5 | 1 | |
По страницам детских журналов |
122-123 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Детские журналы «Мурзилка», «Весёлые картинки». Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 2 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
124-125 | | Е. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». | 2 | |
126-127 | | Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»НРК | 2 | |
128 | | Р.Сеф «Весёлые стихи». Оценка достижений. Контрольная работа за 2 полугодие. | 1 | |
Зарубежная литература |
129-130 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. | 2 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
131-132 | | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. | 2 | |
133-134 | | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 2 | |
135 | | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 | |
136 | | Оценка достижений. Проверим себяНРК | 1 | |
Итого: 136 часов |