АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ Комитет по образованию г.Улан-Удэ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ» | УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН hуралсалай талаар хороон Муниципальна автономито юрэнхи hуралсалай эмхи зургаан "Улаан-Yдэ хотын hуралсалай 38 дунда hургуули" |
«Рассмотрено» на заседании МО учителей_____________ Руководитель МО ____/________________/ Протокол № ___ от «____»__________2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Э.П.Данчинова «____»____________2019 г. | «Утверждаю» Директор школы ________В.С.Турунхаева Приказ № ______ «___»_______ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: литературное чтение
Название программы: литературное чтение
Класс: 3
Кол-во часов в год: 140 часов
Составитель: Соколова Наталия Митрофановна
Категория: первая
г. Улан-Удэ
2019г.
Введение
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса, предметная область «Филология» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России» Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение 3 класс : учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / – М. : Просвещение, 2013.
Документы, на основании которых составлена рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, на основании приказа №1576 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего;
Примерные программы ФГОС НОО, ФГОС ООО;
Основная образовательная программа НОО МАОУ «СОШ №38 г. Улан-Удэ».
Главная цель изучения литературного чтения : овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
воспитание эстетического отношения к искусству слова,
формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи обучения:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
Выбор данной программы был обусловлен тем, что курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты предмета «Литературное чтение» в 3 классе
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Метапредметные результаты предмета «Литературное чтение» в 3 классе
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты предмета « Литературное чтение» в 3 классе
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Содержание учебного предмета
Тема | К.ч | Содержание учебного материала |
Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. |
Самое великое чудо на свете. | 3 | Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. |
Устное народное творчество | 13 | Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк». Проект « Сочиняем волшебную сказку» |
Поэтическая тетрадь 1. | 8 | Проект: Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского .Ф.И.Тютчев « Весенняя гроза» , « Листья».. Сочинение – миниатюра « О чём расскажут листья» ; А.А.Фет « Мама! Глянь -ка из окошка…» , «Зреет рожь над жаркой нивой ..»И.С. Никитин « Полно, степь моя, спать беспробудно…» ,«Встреча зимы»И.З. суриков « Детство», « Зима» Утренник « Первый снег» |
Великие русские писатели | 25 | Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина», А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» , « Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета..», « Зимнее утро», « Зимний вечер». « Сказка о царе Салтане». Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника И.А. Крылов « Мартышка и очки», « Зеркало и Обезьяна», « Ворона и Лисица». М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. « Горные вершины», « На севере диком..», «Утёс», « Осень». Л.Н. Толстой .Детство Л.Н. Толстого . Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Толстого: «Детство» ( отрывок), « Акула», « Прыжок», « Лев и собачка», « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» . |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 | Н.А. Некрасов « Славная осень!», « Не ветер бушует над бором..». ««Дедушка Мазай и зайцы» К.И. Бальмонт. « Золотое слово»; И.А.Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги». |
Литературные сказки | 9 | Д.Н.Мамин - сибиряк « Алёнушкины сказки» Присказка., « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши , Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М.Гаршин « Лягушка – путешественница». В.Д.Одоевский « Мороз Иванович». |
Были - небылицы | 10 | « Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский. « Растрёпанный воробей» А.И.Куприн. « Слон» |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 | С.Чёрный . Стихи о животных : « Что ты тискаешь утёнка..», ««Воробей», « Слон». А.А. Блок .» Ветхая избушка», « Сны», « Ворона « С.А.Есенин « Черёмуха». |
Люби живое | 16 | М. М.Пришвин « Моя Родина». И.С.Соколов - Микитов « Листопадничек». В.И.Белов « Малька провинился», « Еще раз про Мальку».. В.В. Бианки « « Мышонок Пик».. Б.С. Житков « Про обезьянку» В.П. Астафьев « Капалуха» В.Ю.Драгунский « Он живой и светится». |
Поэтическая тетрадь 2 | 8 | С.Я. Маршак « Гроза днём» , « В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто « Разлука», « В театре», С. В. Михалков « Если». Е.А. Благинина « Кукушка» , « Котёнок» |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 14 | Б.В. Шергин « Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». А.П. Платонов « Цветок на земле» , « Ещё мама». М.М.Зощенко. « Золотые слова», « Великие путешественники». Н.Н. Носов « Федина задача», « Телефон» В.Ю.Драгунский « Друг детства».. |
По страницам детских журналов | 8 | Ю.И. Ермолаев « проговорился», « Воспитатели». Г.Остер « Вредные советы» , « Как получаются легенды». Р.Сеф. « Весёлые стихи» .Выразительное чтение |
Зарубежная литература | 8 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике |
Итого | 136 | |
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов | | Домашнее задание |
| Характеристика основных видов деятельности ученика |
| | | |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | | 1 | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | Принести книгу, прочитанную летом. |
2 | Рукописные книги древней Руси. | | 1 | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | Читать, с. 6-7 . |
3 | Первопечатник Иван Фёдоров. | | 1 | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | Подготовить рассказ о первых книгах. |
4 | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Подготовить сообщение об изученном на уроке |
5 | Знакомство с названием раздела. | | 1 | Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции. | Принести книги по теме раздела. |
6 | Русские народные песни. | | 1 | Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений. | Выучить любую песню наизусть |
7 | Докучные сказки. | | 1 | Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений. | Сочинить докучную сказку. |
8 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | | 1 | Интонировать предложения на основе знаков препинания. | Читать произведения малых жанров устного народного творчества. |
9 10 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | | 2 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Выразительно читать сказки. |
11 12 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». | | 2 | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | Читать сказку, нарисовать иллюстрацию. |
13 14 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | | 2 | Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий). | Разделить на части, нарисовать иллюстрацию. |
15 | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. | | 1 | При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям. | Принести книги с любимыми сказками. |
16 | КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») | | 1 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка. | Читать сказки. |
17 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Работа над проектом. |
18 | Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского | | 1 | Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | Принести поэтический сборник с любимыми стихами. |
19 | Тютчев «Весенняя гроза» Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Выучить стихотворение. |
20 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». | | 1 | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | Выучить любое стихотворение, нарисовать иллюстрацию. |
21 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …» И. С. Никитин «Встреча зимы». | | 1 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Выучить отрывок, нарисовать иллюстрацию. |
22 | И.З. Суриков «Детство». | | 1 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Выучить 4 четверостишия, нарисовать иллюстрацию. |
23 | И. Суриков «Зима» | | 1 | Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. | Выразительно читать стихотворение. |
24 | Путешествие в Литературную страну | | 1 | Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. | Читать стихотворение. |
25 | Оценка достижений. | | 1 | Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. | Задание №9, с.80. |
26 | Знакомство с названием раздела. | | 1 | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. | Принести поэтические сборники, из которых понравились стихи. |
27 | А. Пушкин. Подготовка сообщения о Пушкине | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. | подготовить сообщение о Пушкине. |
28 | А. Пушкин. Лирические стихотворения. | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Выучить любое стихотворение. |
29 | А.С.Пушкин «Зимнее утро». А.С.Пушкин «Зимний вечер». | | 1 | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | Выразительно читать стихотворение. |
30 31 32 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». | | 3 | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | Читать сказку. |
33 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Задание №8, с.129 |
34 | И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Подготовить сообщение о Крылове. |
35 | И.А. Крылов «Мартышка и очки». | | 1 | Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции. | Выучить наизусть. |
36 | И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна». | | 1 | Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | Выразительно читать. |
37 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | | 1 | Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | Выучить наизусть. |
38 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения о Лермонтове | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Подготовить сообщение о Лермонтове. |
39 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…». | | 1 | Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | Выразительно читать, нарисовать иллюстрацию. |
40 | М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Выучить наизусть любое стихотворение. |
41 | Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Читать, подготовить сообщение о Толстом. |
42 43 | Л.Н. Толстой «Акула». | | 1 | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Пересказ текста, выбрав любой план. |
44 45 | Л.Н.Толстой «Прыжок». | | 2 | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Читать, подготовить пересказ от имени мальчика, |
46 47 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка». | | 2 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Пересказать текст, нарисовать иллюстрацию. |
48 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Повторить прочитанные произведения. |
49 | Оценка достижений. | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Читать произведения Толстого. |
50 | Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»). | | 1 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Читать произведения русских писателей. |
51 | Знакомство с названием раздела. | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Принести сборники стихов |
52 | Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Выучить стихотворение «Не ветер бушует над бором…». |
53 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | | 1 | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. | Выучить любой отрывок. |
54 | К. Бальмонт «Золотое слово». | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Выразительно читать. |
55 | И. Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги». | | 1 | Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | Выучить стихотворение, нарисовать иллюстрацию. |
56 | Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). | | 1 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Выучить любое стихотворение. |
57 | Знакомство с названием раздела. | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Принести книгу со своей любимой сказкой. |
58 | Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Прочитать сказку «Про Комара-Комаровича». |
59 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | | 1 | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. | Подготовить пересказ от имени зайца. |
60 61 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | | 2 | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Выразительно читать. |
62 63 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | | 2 | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. | Дочитать сказку. |
64 | Оценка достижений. Контрольная работа. КВН | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Читать сказки. |
65 | Знакомство с названием раздела. | | 1 | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | Принести книги Горького. |
66 67 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | | 2 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Читать текст, нарисовать иллюстрацию. |
68 69 70 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | | 3 | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Принести материал о Паустовском. Пересказ |
71 72 73 | А. Куприн «Слон». | | 3 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Читать, разделить на части. |
74 | Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». | | 1 | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | Нарисовать рисунок. |
75 | Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..». | | 1 | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Выразительно читать стихотворение. |
76 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Выучить наизусть стихотворение. |
77 | А. Блок «Ветхая избушка». | | 1 | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | Выучить наизусть стихотворение. |
78 | А. Блок «Сны», «Ворона». | | 1 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Выучить наизусть стихотворение. |
79 | С. Есенин «Черёмуха». | | 1 | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. | Выразительно читать, нарисовать иллюстрацию |
80 | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. | | 1 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Сочинить загадки о животных. Принести книги о животных. |
81 | Знакомство с названием раздела. | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Сочинить текст о животном. |
82 | М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок -«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Придумать рассказ о том, как вы были в лесу. План записать в тетради. |
83 84 85 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | | 3 | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Читать рассказ. |
87 | В. Белов «Малька провинилась» | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Пересказать от имени Мальки. |
88 | В. Белов «Ещё раз про Мальку». | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Придумать свою историю про Мальку. |
89 90 91 | В. Бианки «Мышонок Пик». | | 3 | Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | Читать всю сказку. |
92 93 | Б. Житков «Про обезьянку». | | 2 | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Читать текст. |
94 95 | В. Астафьев «Капалуха». | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Подготовить пересказ от имени глухарки. |
96 | В. Драгунский «Он живой и светится…». | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Повторить произведение, разделить на части |
97 | Урок-конференция «Земля-наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»). | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Читать книги о животных. |
98 | Оценка достижений. | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Читать книги о животных. |
99 | Знакомство с названием раздела. | | 1 | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | Принести любой сборник стихов. |
100 | С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». | | 1 | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Выучить любое стихотворение. |
101 | А. Барто «Разлука». | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Выразительно читать. |
102 | А. Барто «В театре». | | 1 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Читать стихи, выучить любое стихотворение |
103 | С. Михалков «Если», «Рисунок». | | 1 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Выучить стихотворение «Если». |
104 | Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Повторить произведение |
105 | «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»). | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Начать подготовку к проекту. |
106 | Оценка достижений. | | 1 | Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | Продолжить подготовку к проекту. |
107 | Знакомство с названием раздела. | | 1 | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | Подготовить рассказ о своём друге. |
108 | Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. | | 1 | Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | Составить рассказ о бабушке по произведению Б. Шергина. |
109 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | | 1 | Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | Читать, нарисовать иллюстрацию. |
111 | А. Платонов «Ещё мама». | | 1 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Выразительно читать. |
113 | М. Зощенко «Золотые слова». | | 1 | Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | Составить краткий пересказ текста. |
114 | М. Зощенко «Великие путешественники». | | 1 | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | Краткий пересказ |
115 116 | Н. Носов «Федина задача». | | 2 | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. | Выразительно читать. |
117 118 | Н. Носов «Телефон». | | 2 | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Найти и принести рассказ Драгунского «Друга детства». |
119 | В. Драгунский «Друг детства». | | 1 | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. | Читать рассказ писатель из раздела. |
120 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Оценка достижений. | | 1 | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | Принести любой журнал. |
121 | Знакомство с названием раздела. | | 1 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Дописать название детских журналов, пересказать любую статью. |
122 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | | 1 | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | Подготовить выразительное чтение рассказа. |
123 | Ю. Ермолаев «Проговорился». | | 1 | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | Составить вопросы по прочитанному рассказу |
124 | Ю.Ермолаев «Воспитатели». | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Читать детские журналы. |
125 | Г. Остер «Вредные советы». | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Попробовать сочинить вредный совет. |
126 | Г. Остер «Как получаются легенды». | | 1 | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | Принести стихи Сэфа, выразительно читать. |
127 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | | 1 | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | Попробовать сочинить свои весёлые стихи. |
128 | Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). | | 1 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Читать журналы. |
129 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Прочитать миф. |
130 | Мифы Древней Греции. | | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Записать пересказ, нарисовать иллюстрацию в тетради. |
131 | Мифы Древней Греции. | | 1 | | Читать мифы Древней Греции. |
132 | Мифы Древней Греции. | | 1 | | Читать мифы Древней Греции. |
133 | Сказки Г-Х Андерсена | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Проект «Сказки писателя» |
134 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | | | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Прочитать сказку. |
135 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | | 1 | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | Составить картинный план к сказке. |
136 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | | 1 | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | Читать сказки Андерсена |
137 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». | | 1 | | Читать сказки зарубежных писателей. |
138 | Обобщающий урок за курс 3 класса. «Брейн - ринг». | | 1 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Читать произведения русских и зарубежных писателей. |
| | | | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | |
| | | | | |
| | | | | |
139-140 | Уроки- обобщения знаний за год | | 1 1 | | Лит-ра на лето |
7