СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.А Ефросининой, М.И.Омороковой УМК «Начальная школа XXI века»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО учителей Приказ № ____.
начальных классов от «___» август 2018 г
Протокол заседания № 1 Директор школы
Руководитель МО
______________________ _________________
Н.И.Дробина С.В.Гасай
«__» август 2018 г. «__» август 2018 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
начального общего образования
3 класс
на 2018-2019 у/г
Составитель : Яловенко О.П.
учитель начальных классов
Пояснительная записка учебного предмета «Литературное чтение» начального образования
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.А Ефросининой, М.И.Омороковой УМК «Начальная школа XXI века» в соответствии со следующими документами:
Годовой календарный учебный график;
Учебный план;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Основная образовательная программа начального общего образования ОУ;
Положение о рабочей программе по учебным предметам по ФГОС НОО;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
Примерная программа по литературному чтению, утверждённая Министерством образования и науки РФ.
Программа составлена для учащихся 3 класса МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2018-2019у/г. Реализуется без изменений авторской программы.
Учебно-методический комплект:
Авторская программа:
Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А. Ефросинина , М.И. Оморокова -2-е изд., перераб. М.: Вентана – Граф,2017.-220 с.
Учебник:
Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях /Л.А. Ефросинина . - М.: Вентана – Граф ,2012, 2013.
Литературное чтение : Учебная хрестоматия для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений в 2ч. Л.А. Ефросинина - М.: Вентана – Граф, 2012, 2013.
Рабочие тетради:
Литературное чтение : рабочая тетрадь : 3 класс в 2 частях/ Л.А Ефросинина «. М.: Вентана-Граф ,2016
Методическое пособие:
Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина - 5-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015 -288 с.
Литературное чтение в начальной школе: оценка достижения планируемых результатов обучения : контрольные работы, тесты, литера-турные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания в 2 ч. / Л.А.Ефросинина - М.: Вентана – Граф, 2016
Справочная литература:
Книгочей: словарь –справочник по литературному чтению: 1-4 классы: для младших школьников /Л.А.Ефросинина - М.: Вентана – Граф, 2011.144с.
Обоснование выбора используемого УМК.
- входит в Федеральный перечень УМК, допущенных к использованию в образовательных учреждениях;
-соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения;
-обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальностей и способностей;
-обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей;
-методика изучения предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование универсальных учебных действий, информационной культуры, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
-развивает коммуникативные умения, учебно-познавательные компетенции, формирует духовный облик и нравственные ориентиры школьника
Основная цель:
Помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах –подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Основные задачи:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно – нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.)
Общая характеристика организации учебного процесса
Формы организации обучения: урок изучающего чтения, урок слушания и работы с детской книгой, проверочные уроки, творческие уроки.
Методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, практические (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), алгоритмический метод, метод проектов, самостоятельная работа, игровые, творческая работа
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, проблемно – диалоговое, дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, интеграция и др.
Средства обучения: учебник, рабочие тетради, мультимедийное оборудование, интерактивная доска
Режим занятий: 5 –дневная неделя, первая смена, продолжительность урока 40 минут
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения). Запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов, историй);
с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
с уроками музыки: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг –самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
с уроками труда: переплёт книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках, оформление книг- самоделок;
Место предмета в учебном плане
На реализацию программы по Литературному чтению 3 классе в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 136 ч. (4 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)..
Планируемые результаты
(Личностные, предметные, метапредметные результаты)
Личностные результаты
| Базовый уровень - осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора; - понимать и оценивать поведение героев произведения с морально – этических позиций и обогащать свой эмоционально – духовный опыт Повышенный уровень - понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении; - понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией. |
Метапредметные результаты | Базовый уровень Регулятивные УУД: - понимать и ставить учебную задачу, определять способы решения ,проводить самоконтроль и самооценку, сравнивая результат своей работы с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать - вносить исправления , дополнения и изменения по результатам оценки своей деятельности; Познавательные УУД : - Находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги – сведения об авторе ,жанре; - Работать с таблицами и схемами, использовать информацию для характеристики произведения , книги, героев; - Понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях, дополнять ,исправлять , уточнять её; - Сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста. - Классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки Коммуникативные УУД: - Делить текст на составные части, составлять план текста; - Определять и формулировать главную мысль текста; - Создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения; - Понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять главную их мысль; - Отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; - Пользоваться первичным, изучающим и поисковым чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения; Повышенный уровень Регулятивные УУД: - понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу; Познавательные УУД: - Моделировать «живые картины» к изученным произведениям; - Самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике; - Находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги; - Целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно – популярных произведений Коммуникативные УУД: - Творчески пересказывать произведение от лица героя; - Иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений; - Выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях» , «Сказки о животных», «Животные – герои литературных произведений»; - Создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы) - Находить и читать диалоги и монологи героев - Инсценировать небольшие произведения ( сказки, басни) или отдельные эпизоды; |
Предметные результаты
| Базовый уровень - Читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное ( не менее 60 – 75 слов в минуту); - Читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно; - Читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; - Читать наизусть заранее подготовленные произведения; - Практически различать художественные, научно – популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходства/различия; - Находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы; - Находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение , диалог, произведение, автор произведения герой произведения, сравнение, эпитет). - Понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданном автором произведения; - Правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию; - Пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ; - Различать типы книг: книга – произведение и книга – сборник; книги – сборники по разным темам и жанрам. - Различать стихотворный и прозаический жанры; Повышенный уровень - Работать с книгами разного типа ( книгами – произведениями, книгами – сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь); - Определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака; - Подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов; - Уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности. - Подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значение слов; - Употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений; |
Критерии оценивания по предмету соответствуют Положению «О критериях контроля и нормы оценки по учебным предметам основного среднего общего образования МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа»
Содержание учебного курса
|
Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год
№
| Раздел программы | Тема урока
| Кол-во часов | Характеристика учебной деятельности | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Устное народное творчество 16 ч. | Произведения фольклора. | 1 | Понятие о загадке, виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть. |
|
|
2 | Произведения фольклора. | 1 | Пословица, темы пословиц. Особенности построения пословиц. Конкурс «Знаток русских пословиц» |
|
| |
3,4 | Русские народные сказки. | 2 | Присказка. Виды присказок. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение смысла (главной мысли) сказки. Рассказывание сказки от лица одного из героев |
|
| |
|
| |||||
5 | Слушание и работа с детской книгой. «Сказки о животных.» | 1 | Повторение . слушание р.н.с. о животных. Работа с книгой – сборником. Предисловие. Послесловие. |
|
| |
6 | Сказки с загадками. | 1 | Особенности сказок с загадками, развитие сюжета. Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение русской народной сказки с башкирской народной сказкой. |
|
| |
7,8 | Волшебные сказки. О присказках.
| 2 | Особенности волшебных сказок: чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла. Выразительное чтение эпизодов о чудесах. Сравнение бытовых и волшебных сказок. |
|
| |
|
| |||||
9 | Слушание и работа с детскими книгами. «Сказки народов России.» | 1 | Слушание народной сказки. Сравнение книг с народными сказками. |
|
| |
10 | Малые жанры фольклора. | 1 | Понятие скороговорка. Особенности построения и чтения скороговорок. Конкурс «Знаток малых жанров русского фольклора» |
|
| |
11 | Обобщение по разделу. «Проверьте себя» | 1 | Выполнение заданий в Р.Т. Поиск информации в учебнике, учебной хрестоматии, словаре – справочнике «Книгочей» |
|
| |
12 13 14 | Былины | 3 | Понятие о былине как о жанре устного народного творчества. Сравнение былин в обработке и былин в пересказе. Былинные герои: их внешний вид, поступки, миссия. Особенности жанра: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты, гиперболизация. |
|
| |
|
| |||||
|
| |||||
15 | Слушание и работа с детскими книгами. «Былины» | 1 | Слушание былины. Сравнение её с былиной «Добрыня и Змея». Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, содержание. |
|
| |
16 | Урок – обобщение по разделу | 1 | Выполнение заданий в учебнике и тетради. Мини – проект «былинные герои» (работа в группах) |
|
| |
17 18 | Басни 5 ч. | Басни Эзопа и И.А. Крылова. | 2 | Сравнение басен. Структура басен. Понятие «аллегория». Особенности жанра. |
|
|
|
| |||||
19 | Басни И.А Крылова | 1 | Выразительное чтение басен. Сравнивать басни (структура, мораль) |
|
| |
20 | Слушание и работа с детской книгой. «Басни.» | 1 | Слушание басен. Работа с книгой: обложка, титульный лист, аннотация. Составление краткой аннотации по образцу. |
|
| |
21 | Обобщение по разделу «Басни» «Проверь себя» | 1 | Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради. Самопроверка и самооценка работы. |
|
| |
22 23 |
Произведения А.С.Пушкин 10 ч. | Произведения А.С. Пушкина | 2 | Слушание отрывка из поэмы. Беседа о прослушанном отрывке. Эпитеты, устойчивые эпитеты. Понятие об олицетворении. Подготовка выразительного чтения. |
|
|
|
| |||||
24 25 26 | Сказки А.С.Пушкина | 3 | Сравнение сказок. Наблюдение за изменением состояния моря, движением кораблика и настроения автора. |
|
| |
|
| |||||
|
| |||||
27 28 | Слушание и работа с детской книгой «Сказки А.С.Пушкина». | 2 | Работа с книгами сказок Пушкина. Слушание сказки. Рассматривание книг со сказками разных изданий. |
|
| |
|
| |||||
29 | Стихи о природе. | 1 | Работа с очерком Паустовского. Слушание статьи Э.Бабаева. |
|
| |
30 | Стихи о няне. | 1 | Творческая работа «Информация о няне А. С. Пушкина» |
|
| |
31 | Обобщение по разделу «Произведения А.С.Пушкина» | 1 | Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради. |
|
| |
32 |
Стихи русских поэтов 5 ч. | Стихи о природе. | 1 | Работа с текстами произведений. Сравнение их содержания, средств выразительности (эпитеты, сравнения). Сравнение строф. |
|
|
33 | Стихи об осенней природе. | 1 | Подготовка выразительного чтения. Сравнение стихотворений о родной природе. |
|
| |
34 | Стихи А.А. Фета | 1 | Сравнение стихотворений , выделение эпитетов, сравнений. Определение тона, темпа чтения. |
|
| |
35 | Слушание и работа с книгами. «Стихи русских поэтов.» | 1 | Работа с книгами . Слушание стихотворений. |
|
| |
36 | Контрольный урок. Комплексная разноуровневая работа. | 1 | Комплексная разноуровневая работа. Выполнение работы в Р.Т. |
|
| |
37 38 | Произведения Л.Н.Толстой 11ч. | Жанры произведений Л.Н. Толстого | 2 | Сравнение по жанру. Повторение: особенности жанров. Чтение басни по ролям. Слушание сказки, сравнение сказок. |
|
|
|
| |||||
39 40 | Слушание и работа с детскими книгами «Сказки Л.Н.Толстого.» | 2 | Определение вида сказок. |
|
| |
|
| |||||
41 42 | Научно – популярные и художественные рассказы | 2 | Выделение информации из научно – популярного рассказа. Выразительное чтение , поиск описаний, определение отношения автора к героям, определение главной мысли рассказа «Лев и собачка». |
|
| |
|
| |||||
43 44 | Художественные рассказы. Л. Н. Толстого | 2 | Беседа: герои и их поступки. Составление плана и пересказ. |
|
| |
|
| |||||
45 | Былины Л.Н.Толстого | 1 | Сравнение сюжета былины с отрывком из летописи. |
|
| |
46 | Слушание и работа с детской книгой. «Книги Л.Н. Толстого» | 1 | Слушание воспоминаний А.Сергеенко. Рассматривание книг толстого разных изданий. Группировка книг – сборников и книг –произведений. |
|
| |
47 | Обобщение по разделу. «Проверьте себя» | 1 | Обобщение по разделу, выполнение заданий, составление списка произведений Толстого. Работа со схемой. |
|
| |
48 | Н.А.Некрасова 7 ч. | Стихотворения о детях
| 1 | Чтение и сравнение двух отрывков, выделение эпитетов, сравнение интонационного рисунка, выявление позиции автора – рассказчика, автора – героя, чтение статьи. |
|
|
49 | Слушание и работа с детской книгой. Стихи о детях. | 1 | Упражнение в выразительном чтении отрывка. Выразительное чтение наизусть. |
|
| |
50 51 | Стихи о природе | 2 | Сравнение описания поздней осени и наступающей весны . Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение своего впечатления от прочитанного с впечатлениями К.Чуковского. |
|
| |
|
| |||||
52 | Стихи о природе. | 1 | Сравнение описания героев (сказочный и реальный), их поведения. Определение тона, темпа, ритма чтения. Выразительное чтение отрывка. |
|
| |
53 | Слушание и работа с детской книгой. «Стихи Н.Некрасова» | 1 | Рассматривание книг , работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю. Знакомство с художниками – иллюстраторами. Работа с таблицей. |
|
| |
54 | Обобщение по разделу «Русские поэты» | 1 | Обобщение по разделу. Выполнение заданий . Конкурс «Стихи русских поэтов» |
|
| |
55 56 | Произведения А.П.Чехова 6 ч. | Повести и рассказы. | 2 | Выделение олицетворений. Творческий пересказ. Сравнение произведений А.Чехова. |
|
|
|
| |||||
57 58 | Произведения о детях
| 2 | Объяснение заглавия. Изучающее чтение, выделение описаний героя, его жизни, пейзажа. |
|
| |
|
| |||||
59 | Слушание и работа с детскими книгами. «Книги о животных» | 1 | Слушание рассказа. Сравнение рассказов о животных. Работа с книгами о животных: рассматривание, чтение предисловий и послесловий. |
|
| |
60 | Очерки и воспоминания об А.П. Чехове. | 1 | Знакомство с очерками, выделение их особенностей жанра. Поиск информации об А.Чехове в очерке. Поиск информации о писателе в справочниках. |
|
| |
61 |
Зарубежных писателей 4ч. | Сказки Ш.Перро | 1 | Работа с текстом сказки – герои положительные и отрицательные, особенности их речи, развитие событий, повторы. |
|
|
62 | Сказки Ц. Топелиуса | 1 | Наблюдение – начало и конец сказки, большие числа, поведение героев. Сравнение сказок. |
|
| |
63 | Слушание и работа с детскими книгами. «Сказки зарубежных писателей.» | 1 | Слушание сказки. Повторение сказок с загадками. Чтение сказки (работа в группах). |
|
| |
64 | Урок-утренник «В мире сказок»
| 1 | Игра «Назови сказку», конкурс «Презентация книги», парад сказочных героев, инсценирование эпизодов сказки. |
|
| |
65 |
Стихи русских поэтов 7 ч. | Стихи о Родине. | 1 | Выделение логических ударений и пауз. Определение темы. Подготовка выразительного чтения. |
|
|
66 | Стихи о природе | 1 | Описание картин природы, выделение эпитетов и олицетворений. Работа с иллюстрациями и текстом. Повторение логических ударений. |
|
| |
67 | Стихи о детях и для детей. | 1 | Выделение олицетворений, сравнений и эпитетов. Работа над выразительностью чтения. |
|
| |
68 | Слушание и работа с детскими книгами. «Стихи русских поэтов.» | 1 | Слушание стихотворения. Особенности строф, рифм, интонационного рисунка. Сравнение стихотворений Сурикова и Никитина. |
|
| |
69 | Стихи о Родине. | 1 | Объяснение заглавия стихотворения «Привет». Подбор синонимов. Сравнение тем стихотворений и их интонационного рисунка. Работа с иллюстрациями и текстом. |
|
| |
70 | Слушание и работа с детскими книгами. «Стихи о Родине и родной природе.» | 1 | Сравнение стихов по темам, авторам. Чтение стихов о Родине. Знаково – символическое моделирование, сравнение моделей. |
|
| |
71 | Обобщение по разделу «Проверьте себя» | 1 | Обобщение по разделу. Выполнение заданий. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов» |
|
| |
72 73 74 | Произведения Д.Н.Мамина – Сибиряка 6 ч. | Рассказы о животных. | 3 | Изучающее чтение, работа с планом. Обучение творческому пересказу по плану. Выявление главной мысли, авторской позиции. Работа с книгами о природе, сравнение книг с одним и тем же произведением, но разных изданий. Слушание рассказа. Выяснение отношения автора к герою. Выразительное чтение эпизодов. |
|
|
|
| |||||
|
| |||||
75 | Сказки о животных
| 1 | Работа со сказкой. Сравнение этой сказки с басней. Обучение краткому пересказу. Выразительное чтение одной из частей по ролям. |
|
| |
76 77 | Слушание и работа с детской книгой. «Произведения о животных». | 2 | Слушание рассказа. Работа с книгами.. Игра – конкурс «Животные – герои произведений».Написание краткого отзыва о прочитанной книге. |
|
| |
|
| |||||
78 79 80 81 | Произведения А.И.Куприна 8 ч. | Произведения о людях. | 4 | Работа над содержанием рассказа. Аналитическое чтение, работа с планом. Составление плана. Сравнение рассказа с легендами. |
|
|
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
82, 83 | Рассказы о животных . | 2 | Поиск описания героев. Выделение эпитетов и сравнений. Работа по сюжету: выделение частей. Дополнение плана. Сравнение этого рассказа с рассказом Толстого «Лев и собачка» |
|
| |
|
| |||||
84 | Слушание и работа с детскими книгами. «Книги о животных» | 1 | Слушание рассказа, рассматривание книг о животных . |
|
| |
85 | Обобщение. «Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка и А.И.Куприна» | 1 | Чтение произведений о животных. Сравнение по темам и жанрам (работа с таблицей). |
|
| |
86 |
Стихи С.А.Есенина 7 ч. | Стихи о Родине | 1 | Комментирование заглавия. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. Выразительное чтение одного из отрывков наизусть. |
|
|
87 | Стихи о природе. | 1 | Работа со стихотворением – первичное восприятие, выделение сравнений и эпитетов, определение интонационной партитуры. |
|
| |
88 | Стихи о природе. | 1 | Чтение стихов, определение средств выразительности (выделение эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений), сравнение строф, рифм. Упражнение в выразительном чтении стихотворения наизусть. |
|
| |
89 90 | Стихотворения для детей.
| 2 | Самостоятельное чтение , выполнение заданий к тексту. Выразительное чтение под руководством учителя. Сравнение стихов Сурикова , Никитина и Есенина. Творческая работа : рассказывание сказок «про Ивана –дурака». |
|
| |
|
| |||||
91 | Слушание и работы с детскими книгами. «Родные поэты.»
| 1 | Чтение наизусть стихов. Работа с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине, родной природе. Слушание стихотворного произведения И. Тургенева из книги «Древня». Сравнение произведений. Конкурс «Лучший чтец» - выразительное чтение стихов Есенина (работа по образцу). |
|
| |
92 | Обобщение по разделу. «Проверьте себя» | 1 | Самостоятельное выполнение заданий, самопроверка по образцу и самооценка.
|
|
| |
93 94 95 96 | Произведения К.Г.Паустовского 12 ч. | Произведения для детей. | 4 | Изучающее чтение, деление на части и составление плана. Описание образа Вари, выделение сравнений и метафор (анютины глазки с косичками). Выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение художественному пересказу по плану. |
|
|
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
97 98 99 | Рассказы о животных.
| 3 | Работа с текстом рассказа: чтение, сюжет (развитие событий), образ кота (внешний вид, поступки). Творческая работа: рассказ от имени кота «моя кошачья жизнь» |
|
| |
|
| |||||
|
| |||||
100 101 | Рассказы К. Г. Паустовского | 2 | Самостоятельное чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике. Сравнение с рассказом «Кот – ворюга». Поиск описаний дождей (выразительные средства). Творческая работа: придумать рассказ «Дождь идёт». |
|
| |
|
| |||||
102 | Слушание и работа с детскими книгами. «Рассказы о животных.»
| 1 | Самостоятельная работа – первичное чтение, выполнение заданий в тетради, самопроверка и самооценка. Слушание сказки. Рассматривание книг , работа с книгой: предисловие, оглавление, аннотация. Написание аннотации или отзыва по образцу. |
|
| |
103 | Обобщение по разделу «Контрольный урок.» | 1 | Выполнение комплексной разноуровневой контрольной работы. |
|
| |
104 | Урок – утренник «Моя любимая книга» | 1 | Выставка «Моя любимая книга» с отзывами учеников; конкурс чтецов и рассказчиков произведений, изученных в течение четверти; конкурс творческих работ («Моя кошачья жизнь», «Дождь идёт» и т.д.); викторина « По страницам учебника»; инсценирование эпизодов отдельных произведений. |
|
| |
105 106 | Произведения С.Я.Маршака 4 ч.
| Стихи о Родине и родной природе. | 2 | Повторение произведений. Работа со стихотворением: чтение ,выполнение заданий в учебнике и тетради. Слушание стихотворения, выделение эпитетов и сравнений. Сравнение стихотворений С.Маршака. |
|
|
|
| |||||
107 | Слушание и работа с книгами. «Пьесы – сказки С.Я.Маршака.» | 1 | Слушание пьесы – сказки , чтение отдельных сцен по ролям, сравнение поступков героев, объяснение понятий (дружба, сочувствие, милосердие). |
|
| |
108 | Обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака»
| 1 | Выставка книг Маршака разных годов издания. Книги с портретом писателя, книги с предисловием или послесловием, книги – сборники. Слушание статьи В. Субботина. Творческая работа «С.Я.Маршак»( по группам) |
|
| |
109 110 | Произведения Л. Пантелеева 5 ч.
| Художественные рассказы | 2 | Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, понятия «автор – рассказчик», «автор – герой». Обучение художественному пересказу. Слушание рассказа, высказывание своего мнения о героях произведения, объяснение заголовка. |
|
|
|
| |||||
111 112 | Исторические рассказы | 2 | Чтение рассказа, выделение особенностей, понятия «исторический рассказ», «автор – рассказчик. Работа с сюжетным треугольником. Образы героев, сравнение их поступков. |
|
| |
|
| |||||
113 | Слушание и работа с детскими книгами «Рассказы о детях и для детей.» | 1 | Работа с рассказами Л.Пантелеева. повторение произведения о детях и для детей. |
|
| |
114 | Произведения А.П.Гайдара 6 ч. | Произведения для детей
| 1 | Работа с рассказом - чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. |
|
|
115 116 | Повесть о детях. | 2 | Знакомство с повестью. Работа с отдельными главами: чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Рассказ о дружбе ребят (по выбору).Объяснение заголовка. |
|
| |
|
| |||||
117 | Писатели о писателе.
| 1 | Работа со стихотворением - чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Слушание очерка К.Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».Повторение произведений Михалкова и Паустовского. Слушание произведения «Ошибка» |
|
| |
118 | Слушание и работа с книгами. «Книги о детях и для детей.» | 1 | Рассматривание книг о детях, сравнение жизни детей в годы войны и в мирное время. Самостоятельная работа с рассказом. |
|
| |
119 | Обобщение «Произведения о детях и для детей.» «Проверьте себя»
| 1 | Обобщение по разделу, самостоятельное выполнение заданий, самопроверка. |
|
| |
120 121 | Произведения М.М. Пришви на» (7 ч) | Разножанровые произведения М.М.Пришвина.
| 2 | Работа с очерком – чтение , выполнение заданий в учебнике и тетради. Выборочное чтение рассказа «Двойной след», развитие сюжета в рассказе, комментирование заглавия, творческий пересказ (обучение). Выполнение заданий к тексту. |
|
|
|
| |||||
122 | Рассказы о животных
| 1 | Самостоятельное ознакомительное чтение, комментирование заглавия. Аналитическое чтение, составление плана, определение отношения автора к Выскочке. Сравнение рассказов. |
|
| |
|
| |||||
123 124 | Рассказы о природе.
| 2 | Чтение рассказа – описания. Пояснение заглавия словами из текста. Особенности описания (выделение глаголов, повторов, поведения зайца)сравнение разных по жанру произведений М.Пришвина: очерк, художественный рассказ, рассказ – описание. Работа со статьёй (работа в группах) : чтение, формирование вопросов по содержанию, поиск информации о писателе. |
|
| |
|
| |||||
125 | Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. | 1 |
|
| ||
126 | Обобщение «Проверьте себя» | 1 | Индивидуальный опрос. |
|
| |
127 128 129 | Произведения зарубежных писателей 10 ч. | Рассказы о животных | 3 | Работа с рассказом - чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Выполнение заданий в учебнике. И в тетради. |
|
|
|
| |||||
|
| |||||
130 131 132 | Рассказы о животных | 3 | Сюжет рассказа, описание кульминационного момента. Рассказ о героях .Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами А.Куприна. |
|
| |
|
| |||||
|
| |||||
133 | Слушание и работа с детскими книгами. «Книги о животных» | 1 | Работа с выставкой книг зарубежных писателей. Слушание, сравнение произведений Дж. Чиарди с басней Крылова «Стрекоза и Муравей» |
|
| |
134 | Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей» | 1 | Выполнение заданий в учебнике и тетради. Индивидуальный опрос. Проверка выполнения заданий в тетради по группам. Самооценка. |
|
| |
135 | Комплексная разноуровне вая контрольная работа | 1 | Выполнение комплексной контрольной работы, проверка знания изученных произведений. |
|
| |
136 | Библиотечный урок «Летнее чтение» | 1 | Игра « Я знаю», выбор книг по темам: «Русские писатели и их произведения», «Сказки народные и литературные», «Моя любимая книга». Презентация выбранной книги. Оформление «Дневника летнего чтения» по рубрикам: «Читаем о Родине и природе», «Отечественные писатели», «Зарубежные писатели» |
|
|
Материально – техническое и учебно –методическое обеспечение
N п/п | Наименование средств материально-технического обеспечения | |
| Библиотечный фонд | |
| Для учащихся: | |
1 | Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях /Л.А. Ефросинина . - М.: Вентана – Граф , 2012, 2013 | |
2 | Литературное чтение : Учебная хрестоматия для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений в 2ч. /Л.А. Ефросинина - М.: Вентана – Граф, 2012, 2013/ | |
3 | Литературное чтение : рабочая тетрадь : 3 класс в 2 частях/ Л.А Ефросинина «. М.: Вентана - Граф , 2017 | |
4 | Художественные книги, энциклопедии, справочники, детские периодические издания | |
5 | Книгочей: словарь –справочник по литературному чтению: 1-4 классы: для младших школьников/Л.А.Ефросинина - М.:Вентана – Граф, 2011.144с. | |
| Для учителя: | |
1 | Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А. Ефросинина , М.И. Оморокова - М.: Вентана – Граф, 2017 | |
2 | Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания в 2 ч. - М.: Вентана – Граф, 2016 | |
3 | Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина - 5-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2015 -288 с | |
| Печатные пособия | |
1 | Портреты писателей | |
2 | Репродукции картин | |
| Технические средства обучения | |
1 2 3 | Ноутбук Мультимедиа Интерактивная доска | Все разделы: показ презентаций, поиск в Интернете, работа с ЭОР, прослушивание аудиозаписей произведений |
| Интернет -ресурсы | |
1 | http://spo.1september.ru. – газета Начальная школа | |
2 | http:// festival.1 september.ru – Фестиваль Открытый урок | |
3 | http://viki.rdf.ru – Детские презентации | |
4 | http://pedsovet.su -Сообщество взаимопомощи учителей | |
5 | http://pedlib.ru – Педагогическая библиотека | |
6 | http://io.nios.ru –Электронная газета «Интерактивное образование» | |
7 | http://eorhelp.ru –Электронные образовательные ресурсы | |
8 | http://zavuch.info –Завуч инфо | |
9 | http://prezentacii.com –Готовые презентации | |
10 | http://interaktiveboard.ru – База материалов для интерактивной доски | |
11 | http://nsportal.ru –Социальная сеть работников образования | |
12 |
|
Лист внесения изменений
Дата по журналу | Номера скорректированных уроков | Содержание темы | Основание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|