СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.А Ефросининой, М.И.Омороковой  УМК  «Начальная  школа XXI века»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края


«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО учителей Приказ № ____.

начальных классов от «___» август 2018 г

Протокол заседания № 1 Директор школы

Руководитель МО

______________________ _________________

Н.И.Дробина С.В.Гасай

«__» август 2018 г. «__» август 2018 г.



Рабочая программа

учебного предмета «Литературное чтение»

начального общего образования

3 класс


на 2018-2019 у/г



Составитель : Яловенко О.П.

учитель начальных классов




Пояснительная записка учебного предмета «Литературное чтение» начального образования

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.А Ефросининой, М.И.Омороковой УМК «Начальная школа XXI века» в соответствии со следующими документами:

  • Годовой календарный учебный график;

  • Учебный план;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Основная образовательная программа начального общего образования ОУ;

  • Положение о рабочей программе по учебным предметам по ФГОС НОО;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.

  • Примерная программа по литературному чтению, утверждённая Министерством образования и науки РФ.

Программа составлена для учащихся 3 класса МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2018-2019у/г. Реализуется без изменений авторской программы.

Учебно-методический комплект:

Авторская программа:

Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А. Ефросинина , М.И. Оморокова -2-е изд., перераб. М.: Вентана – Граф,2017.-220 с.

Учебник:

Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях /Л.А. Ефросинина . - М.: Вентана – Граф ,2012, 2013.

Литературное чтение : Учебная хрестоматия для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений в 2ч. Л.А. Ефросинина - М.: Вентана – Граф, 2012, 2013.

Рабочие тетради:

Литературное чтение : рабочая тетрадь : 3 класс в 2 частях/ Л.А Ефросинина «. М.: Вентана-Граф ,2016

Методическое пособие:

Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина - 5-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015 -288 с.

Литературное чтение в начальной школе: оценка достижения планируемых результатов обучения : контрольные работы, тесты, литера-турные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания в 2 ч. / Л.А.Ефросинина - М.: Вентана – Граф, 2016

Справочная литература:

Книгочей: словарь –справочник по литературному чтению: 1-4 классы: для младших школьников /Л.А.Ефросинина - М.: Вентана – Граф, 2011.144с.

Обоснование выбора используемого УМК.

- входит в Федеральный перечень УМК, допущенных к использованию в образовательных учреждениях;

-соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения;

-обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальностей и способностей;

-обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей;

-методика изучения предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование универсальных учебных действий, информационной культуры, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

-развивает коммуникативные умения, учебно-познавательные компетенции, формирует духовный облик и нравственные ориентиры школьника

Основная цель:


Помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах –подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.


Основные задачи:


  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

  • включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно – нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.)


Общая характеристика организации учебного процесса

Формы организации обучения: урок изучающего чтения, урок слушания и работы с детской книгой, проверочные уроки, творческие уроки.

Методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, практические (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), алгоритмический метод, метод проектов, самостоятельная работа, игровые, творческая работа

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, проблемно – диалоговое, дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, интеграция и др.

Средства обучения: учебник, рабочие тетради, мультимедийное оборудование, интерактивная доска

Режим занятий: 5 –дневная неделя, первая смена, продолжительность урока 40 минут

Межпредметные связи:

с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения). Запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов, историй);

с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

с уроками музыки: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг –самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

с уроками труда: переплёт книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках, оформление книг- самоделок;


Место предмета в учебном плане

На реализацию программы по Литературному чтению 3 классе в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 136 ч. (4 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)..



Планируемые результаты

(Личностные, предметные, метапредметные результаты)

Личностные результаты







Базовый уровень

- осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;

- понимать и оценивать поведение героев произведения с морально – этических позиций и обогащать свой эмоционально – духовный опыт

Повышенный уровень

- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;

- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией.

Метапредметные результаты

Базовый уровень

Регулятивные УУД:

- понимать и ставить учебную задачу, определять способы решения ,проводить самоконтроль и самооценку, сравнивая результат своей работы с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать - вносить исправления , дополнения и изменения по результатам оценки своей деятельности;

Познавательные УУД :

- Находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги – сведения об авторе ,жанре;

- Работать с таблицами и схемами, использовать информацию для характеристики произведения , книги, героев;

- Понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях, дополнять ,исправлять , уточнять её;

- Сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.

- Классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки

Коммуникативные УУД:

- Делить текст на составные части, составлять план текста;

- Определять и формулировать главную мысль текста;

- Создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения;

- Понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять главную их мысль;

- Отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

- Пользоваться первичным, изучающим и поисковым чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

Повышенный уровень

Регулятивные УУД:

- понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу;

Познавательные УУД:

- Моделировать «живые картины» к изученным произведениям;

- Самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

- Находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;

- Целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно – популярных произведений

Коммуникативные УУД:

- Творчески пересказывать произведение от лица героя;

- Иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

- Выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях» , «Сказки о животных», «Животные – герои литературных произведений»;

- Создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы)

- Находить и читать диалоги и монологи героев

- Инсценировать небольшие произведения ( сказки, басни) или отдельные эпизоды;

Предметные результаты



Базовый уровень

- Читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное ( не менее 60 – 75 слов в минуту);

- Читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;

- Читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

- Читать наизусть заранее подготовленные произведения;

- Практически различать художественные, научно – популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходства/различия;

- Находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

- Находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение , диалог, произведение, автор произведения герой произведения, сравнение, эпитет).

- Понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданном автором произведения;

- Правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

- Пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;

- Различать типы книг: книга – произведение и книга – сборник; книги – сборники по разным темам и жанрам.

- Различать стихотворный и прозаический жанры;

Повышенный уровень

- Работать с книгами разного типа ( книгами – произведениями, книгами – сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);

- Определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;

- Подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

- Уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.

- Подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значение слов;

- Употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;


Критерии оценивания по предмету соответствуют Положению «О критериях контроля и нормы оценки по учебным предметам основного среднего общего образования МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа»


Содержание учебного курса


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и адекватное понимание содержания произведения.

Умение слушать и слышать художественное слово, вопросы учителя и одноклассников по содержанию прослушанного произведения.

Слушание разножанровых произведений фольклора (загадки, сказки, былины).

Восприятие на слух учебных задач, осмысление алгоритма учебных действий, направленных на решение этих задач.

Восприятие на слух научно-популярного произведения: понимание основного содержания и выделение информации (фактов).

Умение слушать и дополнять ответы одноклассников на вопросы по содержанию прослушанного произведения





Чтение вслух и молча

Чтение вслух произведений фольклора, произведений классиков отечественной и зарубежной детской литературы в темпе, соответствующем индивидуальным возможностям учащихся и позволяющем понимать прочитанное.

Практическое освоение основных орфоэпических правил (литературного произношения) на примере правильной речи учителя и специальных упражнений со словами из текста произведений с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением.

Выразительное чтение подготовленных текстов произведений, отрывков и эпизодов в соответствии с интонационным рисунком произведения и основной задачей чтения. Определение порядка учебных действий для формирования умения читать выразительно.








Чтение молча небольших произведений, абзацев, отрывков без речедвижения.

Чтение молча разножанровых произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей.

Первичное (ознакомительное) чтение молча произведений в учебнике и дополнительное чтение произведений по изучаемому разделу в хрестоматии.

Использование изучающего, поискового и просмотрового видов чтения в работе с текстами произведений.

Использование умения читать молча как средства получения информации.

Чтение молча описаний картин природы, портретов героев, интерьера, поступков героев, повествования и рассуждения в тексте произведения.

Использование умения читать молча для работы с книгой до чтения (получение информации из книги)







Работа с разными видами текста

Выделение особенностей и способов организации текста: фамилия автора, заголовок, абзац, часть, глава, раздел.

Самостоятельная работа с текстом произведения: чтение, определение темы, жанра, главной мысли, деление текста на смысловые части, озаглавливание частей, составление плана.

Виды текстов: учебный, художественный и научно-популярный.

Воспроизведение текста: пересказ по плану кратко и подробно, чтение наизусть, выразительное чтение наизусть или по учебнику.

Понимание содержания произведения: ответы на вопросы к тексту произведения, подтверждение ответов словами из текста, указывающими на его специфику (жанр, тему, особенности языка автора).

Анализ и сравнение заголовков, жанров, тем и авторской принадлежности произведений стихотворных и прозаических.

Определение темы произведения (о Родине, о детях, о животных, о природе) и уточнение её исходя из содержания произведения (о зимней/весенней природе, о детях в Великую Отечественную войну, о служении Родине, о дружбе человека и животного и т. д.).

Самостоятельное моделирование обложек к произведениям. Сравнение моделей произведений.





Определение главной мысли произведения. Аргументированные ответы на вопросы: что хотел сказать автор? Как он об этом говорит? Выделение слов и предложений, под-тверждающих позицию автора и главную мысль произведения.

Составление плана текста произведения: деление текста на части, определение главной мысли каждой части, озаглавливание частей.

Формирование умения составлять план, усвоение алгоритма учебных действий.

Подробный пересказ текста произведения или эпизода.

Определение главной мысли, выделение ключевых предложений или слов, особенностей построения предложений, пересказ абзацев и всего эпизода или произведения.

Краткий пересказ по ключевым предложениям в каждом абзаце.

Работа с образами героев произведений. Герои положительные и отрицательные. Главный герой произведения.

Характеристика героя: внешний вид (портрет), поступки, отношение к окружающим, отношение автора к герою произведения. Сравнение героев и их поступков.

Работа с внутритекстовыми иллюстрациями: рассматривание, подбор эпизодов или предложений к иллюстрации. Рассказ эпизода по иллюстрации. Анализ содержания иллюстрации и его соответствия произведению.

Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению


Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: эмоционально-нравственное содержание, использование средств выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения и т. д.).

Эмоциональная реакция на произведение, взаимоотношения героев и их поступки. Мотивы поведения героев, его оценка с позиций морали.

Воспитание любви к Родине, желания служить Отечеству на примерах произведений фольклора и отечественных писателей.



Понятия: Родина, честь, достоинство, честность, ложь, гуманизм, дружба, правда, любовь, ненависть, милосердие, гуманизм, доброта.

Образы героев художественного произведения: портреты героев, описание поступков, использование средств выразительности.

Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторской характеристики. Классификация героев положительных и отрицательных.

Сравнение положительных и отрицательных героев (портрет, поступки, речь, отношение автора).


Пересказ краткий и подробный, отдельных эпизодов по плану. Формирование умения пересказывать тексты произведений по алгоритму: чтение, определение главной мысли произведения или эпизода, выделение смысловых частей, озаглавливание каждой части и составление плана. Подробный пересказ (близко к авторскому тексту) и краткий (ключевые предложения).

Выборочный пересказ: выбор в тексте всех фрагментов о герое, о месте событий и т. п. Выделение сюжетных частей в художественном тексте.

Пересказ по иллюстрациям.

Сравнение художественных произведений со сходными сюжетами


Работа с текстами научно-популярного произведения

Особенности научно-популярного текста — наличие точной информации о предметах, явлениях, людях, животных, окружающем мире. Практическое знакомство с рассказами, очерками, воспоминаниями. Сравнение с художественными текстами.

Определение жанра, темы и авторской принадлежности. Формирование умения работать с текстом научно-популярного (познавательного) произведения. Подробный пересказ фактов, описаний явлений и предметов. Краткий пересказ — выделение информации



Работа с учебным текстом

Практическое определение особенностей учебного текста: краткое изложение сведений о разделе и определение учебных задач.



Чтение статей и выводов в учебнике, определений литературоведческих понятий.

Составление алгоритмов учебных действий (чтения вслух и молча, разных видов пересказов, работы с текстами произведений)


Библиографическая культура

(работа с книгой)

Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, книга-справочник, периодика (детские журналы).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочные. Выходные данные, структура книги: титульный лист, оглавление (содержание), аннотация, иллюстрации, предисловие, послесловие.

Самостоятельный выбор книг в библиотеке по рекомендательному списку, каталогу, в открытом библиотечном фонде с алфавитным указателем.

Характеристика информации (научная, художественная) с опорой на аппарат книги и справочно-иллюстративный материал (иллюстрации, таблицы, схемы).

Дополнительное чтение произведений по изучаемой теме в хрестоматии и книгах из библиотек (домашней, школьной, муниципальной, городской).

Работа с детскими периодическими журналами и газетами по собственному выбору.

Участие в проектной деятельности: сбор информации о книгах на заданную тему, книгах-сборниках, книгах одного автора, оформление материалов (книг-самоделок, плакатов), проведение презентаций для одноклассников, участие в конкурсах и выставках

Говорение (культура речевого общения)

Восприятие художественного произведения как образца речевого общения (автор → читатель).

Понимание речи героев произведения, анализ их способа общения. Выделение слов вежливости, обращений в диалогах героев произведений.

Чтение диалогов героев, понимание смысла диалогической речи.

Знакомство с нормами и формами речевого общения: диалог и монолог, правила речевого общения (умение слушать вопросы собеседника и давать точные ответы, задавать вопросы).

Практическое ведение диалога с учителем и одноклассниками по прочитанному или изучаемому произведению.

Чтение по ролям и инсценирование произведений и отдельных эпизодов.

Понятия: диалог, вопрос, реплика, обращения, слова вежливости.


Сравнение диалогической и монологической речи героев литературных произведений.

Построение монолога-ответа на вопрос по изучаемому произведению, монолога-высказывания (о герое, произведении или книге).

Создание монологов-сообщений об авторе произведения или о книге при выполнении проекта в рамках изучаемого раздела или темы

Письмо (культура письменной речи)

Восприятие художественных произведений как образцов письменной речи. Язык произведения, особенности авторской речи.


Выделение в произведениях описания, повествования, рассуждения — основных видов письменной речи.

Описание, повествование и рассуждение в текстах произведений, их место и значение (создание образов героев, пейзажа, интерьера или места действия; развитие действия; монолог героя).

Поиск в тексте произведения обращений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов.

Развитие внимания к художественному слову.

Использование в письменной речи слов из произведений

Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр.

Слушать и слышать прозаические и стихотворные тексты художественных произведений, воспринимать и эмоционально реагировать на художественное слово, поэтические произведения.

Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение.

Выделять информацию в научно-популярных и учебных текстах.

Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя

и ответы одноклассников и дополнять их

Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту.

Читать тексты произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях.

Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя.

Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д.

Читать выразительно тексты произведений по образцу в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Использовать алгоритм (памятку) работы над выразительностью чтения произведений, отрывков или эпизодов.

Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения.

Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки.

Контролировать чтение молча (исключать речедвижение и фиксацию читаемой строки линейкой или пальцем).

Определять жанр и тему произведения до чтения, используя просмотровое чтение молча.

Пользоваться умением читать молча для первичного (ознакомительного) чтения нового произведения.

Использовать умение читать молча для поиска информации в произведении, для работы со структурой текстов разножанровых произведений, вошедших в круг чтения третьеклассников.

Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для работы с текстом произведений, составления плана, выделения смысловых частей и эпизодов.

Находить в произведении описания, повествования и рассуждения, пользуясь умением читать молча.

Выделять название произведения (фамилия автора и заглавие), смысловые части, озаглавливать каждую часть

Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности.

Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения.

Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план.

Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности).

Учиться воспроизводить текст произведения, пользуясь алгоритмом учебных действий: читать наизусть, читать выразительно наизусть и по учебнику, пересказывать подробно и кратко.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, форма, язык автора).

Анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений стихотворных и прозаических.

Определять тему и жанр произведения.

Моделировать обложки. Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора.

Сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. Дополнять модели, исправлять неточности и ошибки.

Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль.

Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план.

Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий.



Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий.

Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты.

Сравнивать образы положительных и отрицательных героев произведения.

Анализировать и выделять образ главного героя.

Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения.

Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению.

Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению, выделять их особенности






Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию.

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя.

Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения.

Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его.

Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта.


Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства.

Определять авторское отношение к героям.

Определять героев положительных и отрицательных, анализировать их поступки.

Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме.

Характеризовать героев, используя данные из таблиц.


Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (описание героя произведения, места события, обстановки); по иллюстрациям.

Формировать умение пересказывать произведения (подробно, кратко, выборочно), пользуясь алгоритмом учебных действий.

Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности






Выделять особенности научно-популярных текстов: изложение фактов, достоверное описание предмета или явления, связь с окружающими предметами и явлениями, выводы (Что нового узнали? Какую информацию содержит текст? В какой форме она пред-ставлена?).

Определять жанр, тему и авторскую принадлежность научно-популярных произведений.

Составлять таблицу с указанием фактов, изложенных в тексте, указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему.

Пересказывать кратко, выделяя только фактическую информацию


Самостоятельно работать с учебными текстами в учебниках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира: читать текст, выделять задачи, правила, алгоритмы учебных действий.

Характеризовать понятия, давать определения.

Составлять алгоритмы учебных действий (чтения вслух и молча, краткого и подробного пересказов)




Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок).

Моделировать обложки книг (автор, заглавие, жанр, тема), сравнивать и дополнять модели книг, подбирать книги к моделям.

Пользоваться библиотечным фондом.

Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю.

Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами.



Читать дополнительно произведения в хрестоматии по изучаемой теме (разделу) и работать с текстом произведения.

Самостоятельно читать детские газеты и журналы в читальном зале библиотеки.

Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: собирать информацию о книгах и авторах, обрабатывать собранную информацию, проводить презентации, участвовать в конкурсах и выставках

Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения.

Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе.

Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды.

Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения.

Участвовать в обсуждении произведений, книг, героев.



Использовать в речи понятия: диалог, монолог, реплика, вопрос и слова вежливого об-ращения.

Высказывать своё суждение о произведениях, книгах в виде монолога (3–5 предложений).




Готовить сообщение в форме монолога об авторе произведения или о книге в форме монолога в качестве проекта


Знакомиться с образцами письменной речи: произведениями классической литературы отечественных и зарубежных писателей; определять особенности языка писателя (2–3 существенных признака).

Сравнивать письменную речь прозаических и стихотворных произведений.

Анализировать текст произведения; находить в нём описания, повествования, рассуждения.

Конструировать разные типы текста: описание героя, повествование (рассказ о поступке героя), рассуждение о той или иной ситуации, описанной в произведении (мини-сочинение).

Использовать в письменной речи обращения, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и предложения из произведений.

Писать отзывы о произведениях, героях, книгах

Круг чтения

Произведения фольклора (былины, сказы, загадки, пословицы, скороговорки) народов мира.

Скороговорки (особенности построения текста, цель скороговорок как жанра).

Темы пословиц (прямой и скрытый смысл, особенности построения текста, значение пословиц в формировании нравственных ценностей (любовь к Родине, уважение к труду и книге, честность, честь, правда, ложь)).

Загадки (понятие, виды загадок, темы загадок. Загадки народные и литературные).

Народные и авторские сказки с загадками (особенности структуры текста, загадки как основа сюжета сказок).








Произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков (И.А. Крылова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, С.Д. Дрожжина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна, С.А. Есенина, К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака, Л. Пантелеева, А.П. Гайдара, М.М. Пришвина, Ш. Перро, Ц. Топелиуса, Джека Лондона, Э. Сетона-Томпсона, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена, Дж. Чиарди).

Произведения отечественных и зарубежных писателей: художественные, научно-популярные, исторические и фантастические рассказы (К.Г. Паустовского, Л.Н. Толстого, Л. Пантелеева, М.М. Пришвина).

Научно-популярные рассказы: очерки и воспоминания (К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина»; К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова»; Н. Шер «О рассказах А.П. Чехова»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине»).

Работа с художественными, научно-популярными, историческими книгами для детей, с книгами о приключениях и фантастике, а также справочной книгой.

Дополнительное чтение в хрестоматии произведений И.С. Тургенева, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, В.В. Бианки, В.П. Астафьева, С.В. Михалкова, В.Ю. Драгунского, братьев Гримм, Дж. Чиарди; самостоятельный подбор и чтение книг (из списка рекомендованных).

Детские периодические журналы («Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»). Электронные периодические издания («Детская газета», «Антошка»).

Детские газеты («Читайка», «Шапокляк», «Пионерская правда»)

Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа.

Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха.

Сравнивать русскую народную сказку с загадками, немецкую (братьев Гримм) и башкирскую (в пересказе А. Платонова).

Классифицировать скороговорки по особенностям построения текстов, используя материал учебника и учебной хрестоматии.

Определять тему пословиц, их прямой и скрытый смысл.

Участвовать в конкурсе «Знатоки пословиц» и проектной деятельности «Народная мудрость».

Различать виды загадок, народные и авторские.

Сочинять загадки о предметах, явлениях природы, животных.

Участвовать в проектной деятельности на тему «Мир загадок»: собирать загадки, классифицировать, оформлять книги-самоделки, представлять результаты на конкурсах, праздниках, библиотечных уроках.

Анализировать тексты сказок с загадками, понимать особенности сюжета.

Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок.

Сравнивать модели к произведениям одного автора, но разным по жанру и теме.

Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов.

Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.).

Сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей.

Объяснять особенности художественных, научно-популярных, исторических и фантастических рассказов.

Сравнивать рассказы Л. Пантелеева, М.М. Пришвина, А.И. Куприна и делать аргументированные выводы об их жанровых особенностях.


Пользоваться справочниками и справочной книгой (алфавитный указатель, словарные статьи, иллюстративные материалы справочника: таблицы, схемы, рисунки, примеры).

Читать дополнительно в хрестоматии произведения по изучаемой теме (разделу) и самостоятельно книги из библиотек.

Классифицировать изученные произведения по жанру, теме, авторской принадлежности, форме.

Читать и использовать информацию из детских журналов и газет (печатных и электронных)

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Фольклорные и авторские произведения.

Жанры фольклора: пословицы, скороговорки, загадки, сказки, былины. Жанры литературных произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение, воспоминание, очерк, сказ, былина, быль, пьеса-сказка.





Практическое знакомство со средствами художественной выразительности: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, гипербола, интонационный рисунок, пауза, темп, ритм, логические ударения.

Прозаическая и стихотворная формы произведений

Литературоведческие понятия: произведение, жанр, тема, автор произведения, сюжет, герой, автор-рассказчик, диалог, монолог, пейзаж, портрет героя, строфа, стихотворная строка, рифма


Различать фольклорные и авторские (литературные) произведения.

Сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности.

Различать пословицы по темам, скороговорки по построению и звучанию, сказки

по видам (о животных, бытовые, волшебные).

Определять жанровые особенности басен, былин.

Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения

Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи.

Работать с сюжетом произведения и его компонентами.

Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение

Творческая деятельность учащихся

(на основе литературных произведений)

Чтение по ролям художественных произведений; раскрытие образа героя при чтении с помощью интонации, мимики, жестов.

Поиск описания кульминационного эпизода в произведении и его выразительное чтение.

Пересказ произведений.

Рассказывание сказок с присказками. Инсценирование, постановка «живых картин», словесное рисование картин к отдельным эпизодам и произведениям.

Выполнение проектов творческого характера «Сочиняем сказки», «Сказки с загадками», «О подвигах былинных героев», «Звуки и краски осени» и т. д.

Рассказывание о героях произведений, произведении, книге, об авторе.


Интерпретация текста произведения: устное, словесное рисование, подробный и краткий пересказы от лица автора или героя произведения.

Создание по аналогии историй, рассказов, комиксов, стихотворений.

Создание рукописной книги из творческих работ учащихся: иллюстрирование, оформление книги. Презентация творческих работ на уроке и во внеурочное время

Определять главную мысль произведения и задачу чтения; распределять роли, читать выразительно или инсценировать.

Выразительно читать кульминационные моменты художественных текстов, выражая своё отношение к героям.

Пересказывать произведения подробно и кратко, инсценировать отдельные эпизоды.

Моделировать «живые картины» к эпизодам и произведениям.

Выполнять творческие проекты в группах, парах или индивидуально. Самостоятельно распределять и планировать свою деятельность.

Высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений.

Интерпретировать тексты произведений: выбор эпизода и его пересказ от имени автора или героя.

Создавать иллюстрации к тексту, воспроизводить словесные картины графически.

Создание по аналогии историй о героях произведений, рассказов, комиксов, стихотворений по образцу (рифма, строфа).

Создавать рукописные книги на основе творческих работ: собирать творческие работы, классифицировать по жанрам и темам, иллюстрировать и оформлять книги, представлять их

Чтение: работа с информацией

Информация: книги, произведения, периодические издания.

Работа с научно-популярными произведениями и справочной книгой.

Сбор информации о книге (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, послесловие).

Оформление информации в виде таблиц, использование сведений из таблиц для характеристики произведения или книги.

Использование данных таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных.

Дополнение таблиц и схем информацией из научно-популярных текстов

Пользоваться информацией о произведении (жанр, тема, авторская принадлежность).

Находить фактическую информацию в текстах научно-популярных произведений.

Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник.

Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе информации, представленной в форме таблицы.

Использовать информацию из таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных.

Дополнять таблицы и схемы данными из научно-популярных текстов



Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год



п/п


Раздел программы

Тема урока


Кол-во часов

Характеристика учебной деятельности

Дата

план

факт

1

Устное народное творчество 16 ч.

Произведения фольклора.

1

Понятие о загадке, виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть.



2

Произведения фольклора.

1

Пословица, темы пословиц. Особенности построения пословиц. Кон­курс «Знаток русских посло­виц»



3,4

Русские народные сказки.

2

Присказка. Виды присказок. Рассказывание знакомых ска­зок с разными присказками. Определение смысла (глав­ной мысли) сказки. Рассказы­вание сказки от лица одного из героев





5

Слушание и работа с детской книгой.

«Сказки о животных.»

1

Повторение . слушание р.н.с. о животных. Работа с книгой – сборником. Предисловие. Послесловие.



6

Сказки с загадками.

1

Особенности сказок с загадками, развитие сюжета. Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение русской народной сказки с башкирской народной сказкой.



7,8

Волшебные сказки. О присказках.


2

Особенности волшебных сказок: чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла. Выразительное чтение эпизодов о чудесах. Сравнение бытовых и волшебных сказок.





9

Слушание и работа с детскими книгами.

«Сказки народов России.»

1

Слушание народной сказки. Сравнение книг с народными сказками.



10

Малые жанры фольклора.

1

Понятие скороговорка. Особенности построения и чтения скороговорок. Конкурс «Знаток малых жанров русского фольклора»



11

Обобщение по разделу. «Проверьте себя»

1

Выполнение заданий в Р.Т. Поиск информации в учебнике, учебной хрестоматии, словаре – справочнике «Книгочей»



12

13

14

Былины

3

Понятие о былине как о жанре устного народного творчества. Сравнение былин в обработке и былин в пересказе. Былинные герои: их внешний вид, поступки, миссия. Особенности жанра: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты, гиперболизация.







15

Слушание и работа с детскими книгами. «Былины»

1

Слушание былины. Сравнение её с былиной «Добрыня и Змея». Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, содержание.



16

Урок – обобщение по разделу

1

Выполнение заданий в учебнике и тетради. Мини – проект «былинные герои» (работа в группах)



17

18

Басни 5 ч.

Басни Эзопа и И.А. Крылова.

2

Сравнение басен. Структура басен. Понятие «аллегория». Особенности жанра.





19

Басни И.А Крылова

1

Выразительное чтение басен. Сравнивать басни (структура, мораль)



20

Слушание и работа с детской книгой. «Басни.»

1

Слушание басен. Работа с книгой: обложка, титульный лист, аннотация. Составление краткой аннотации по образцу.



21

Обобщение по разделу «Басни» «Проверь себя»

1

Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради. Самопроверка и самооценка работы.



22

23


Произведения А.С.Пушкин 10 ч.

Произведения А.С. Пушкина

2

Слушание отрывка из поэмы. Беседа о прослушанном отрывке. Эпитеты, устойчивые эпитеты. Понятие об олицетворении. Подготовка выразительного чтения.





24

25

26

Сказки А.С.Пушкина

3

Сравнение сказок. Наблюдение за изменением состояния моря, движением кораблика и настроения автора.







27

28

Слушание и работа с детской книгой «Сказки А.С.Пушкина».

2

Работа с книгами сказок Пушкина. Слушание сказки. Рассматривание книг со сказками разных изданий.





29

Стихи о природе.

1

Работа с очерком Паустовского. Слушание статьи Э.Бабаева.



30

Стихи о няне.

1

Творческая работа «Информация о няне А. С. Пушкина»



31

Обобщение по разделу «Произведения А.С.Пушкина»

1

Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради.



32



Стихи русских поэтов 5 ч.

Стихи о природе.

1

Работа с текстами произведений. Сравнение их содержания, средств выразительности (эпитеты, сравнения). Сравнение строф.



33

Стихи об осенней природе.

1

Подготовка выразительного чтения. Сравнение стихотворений о родной природе.



34

Стихи А.А. Фета

1

Сравнение стихотворений , выделение эпитетов, сравнений. Определение тона, темпа чтения.



35

Слушание и работа с книгами. «Стихи русских поэтов.»

1

Работа с книгами . Слушание стихотворений.



36

Контрольный урок.

Комплексная разноуровневая работа.

1

Комплексная разноуровневая работа.

Выполнение работы в Р.Т.



37

38

Произведения Л.Н.Толстой 11ч.

Жанры произведений Л.Н. Толстого

2

Сравнение по жанру. Повторение: особенности жанров. Чтение басни по ролям. Слушание сказки, сравнение сказок.





39

40

Слушание и работа с детскими книгами

«Сказки Л.Н.Толстого.»

2

Определение вида сказок.





41

42

Научно – популярные и художественные рассказы

2

Выделение информации из научно – популярного рассказа. Выразительное чтение , поиск описаний, определение отношения автора к героям, определение главной мысли рассказа «Лев и собачка».





43

44

Художественные рассказы. Л. Н. Толстого

2

Беседа: герои и их поступки. Составление плана и пересказ.





45

Былины Л.Н.Толстого

1

Сравнение сюжета былины с отрывком из летописи.



46

Слушание и работа с детской книгой. «Книги Л.Н. Толстого»

1

Слушание воспоминаний А.Сергеенко. Рассматривание книг толстого разных изданий. Группировка книг – сборников и книг –произведений.



47

Обобщение по разделу. «Проверьте себя»

1

Обобщение по разделу, выполнение заданий, составление списка произведений Толстого. Работа со схемой.



48

Н.А.Некрасова 7 ч.

Стихотворения о детях


1

Чтение и сравнение двух отрывков, выделение эпитетов, сравнение интонационного рисунка, выявление позиции автора – рассказчика, автора – героя, чтение статьи.



49

Слушание и работа с детской книгой. Стихи о детях.

1

Упражнение в выразительном чтении отрывка. Выразительное чтение наизусть.



50

51

Стихи о природе

2

Сравнение описания поздней осени и наступающей весны . Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение своего впечатления от прочитанного с впечатлениями К.Чуковского.





52

Стихи о природе.

1

Сравнение описания героев (сказочный и реальный), их поведения. Определение тона, темпа, ритма чтения. Выразительное чтение отрывка.



53

Слушание и работа с детской книгой. «Стихи Н.Некрасова»

1

Рассматривание книг , работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю. Знакомство с художниками – иллюстраторами. Работа с таблицей.



54

Обобщение по разделу «Русские поэты»

1

Обобщение по разделу. Выполнение заданий . Конкурс «Стихи русских поэтов»



55

56

Произведения А.П.Чехова

6 ч.

Повести и рассказы.

2

Выделение олицетворений. Творческий пересказ. Сравнение произведений А.Чехова.





57

58

Произведения о детях


2

Объяснение заглавия. Изучающее чтение, выделение описаний героя, его жизни, пейзажа.





59

Слушание и работа с детскими книгами. «Книги о животных»

1

Слушание рассказа. Сравнение рассказов о животных. Работа с книгами о животных: рассматривание, чтение предисловий и послесловий.



60

Очерки и воспоминания об А.П. Чехове.

1

Знакомство с очерками, выделение их особенностей жанра. Поиск информации об А.Чехове в очерке. Поиск информации о писателе в справочниках.



61

Зарубежных писателей

4ч.

Сказки Ш.Перро

1

Работа с текстом сказки – герои положительные и отрицательные, особенности их речи, развитие событий, повторы.



62

Сказки Ц. Топелиуса

1

Наблюдение – начало и конец сказки, большие числа, поведение героев. Сравнение сказок.



63

Слушание и работа с детскими книгами. «Сказки зарубежных писателей.»

1

Слушание сказки. Повторение сказок с загадками. Чтение сказки (работа в группах).



64

Урок-утренник «В мире сказок»


1

Игра «Назови сказку», конкурс «Презентация книги», парад сказочных героев, инсценирование эпизодов сказки.



65


Стихи русских поэтов 7 ч.

Стихи о Родине.

1

Выделение логических ударений и пауз. Определение темы. Подготовка выразительного чтения.



66

Стихи о природе

1

Описание картин природы, выделение эпитетов и олицетворений. Работа с иллюстрациями и текстом. Повторение логических ударений.



67

Стихи о детях и для детей.

1

Выделение олицетворений, сравнений и эпитетов. Работа над выразительностью чтения.



68

Слушание и работа с детскими книгами. «Стихи русских поэтов.»

1

Слушание стихотворения. Особенности строф, рифм, интонационного рисунка. Сравнение стихотворений Сурикова и Никитина.



69

Стихи о Родине.

1

Объяснение заглавия стихотворения «Привет». Подбор синонимов. Сравнение тем стихотворений и их интонационного рисунка. Работа с иллюстрациями и текстом.



70

Слушание и работа с детскими книгами. «Стихи о Родине и родной природе.»

1

Сравнение стихов по темам, авторам. Чтение стихов о Родине. Знаково – символическое моделирование, сравнение моделей.



71

Обобщение по разделу «Проверьте себя»

1

Обобщение по разделу. Выполнение заданий. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов»



72

73

74

Произведения Д.Н.Мамина – Сибиряка

6 ч.

Рассказы о животных.

3

Изучающее чтение, работа с планом. Обучение творческому пересказу по плану. Выявление главной мысли, авторской позиции. Работа с книгами о природе, сравнение книг с одним и тем же произведением, но разных изданий. Слушание рассказа. Выяснение отношения автора к герою. Выразительное чтение эпизодов.







75

Сказки о животных


1

Работа со сказкой. Сравнение этой сказки с басней. Обучение краткому пересказу. Выразительное чтение

одной из частей по ролям.



76

77

Слушание и работа с детской книгой. «Произведения о животных».

2

Слушание рассказа. Работа с книгами..

Игра – конкурс «Животные – герои произведений».Написание краткого отзыва о прочитанной книге.





78

79

80

81

Произведения А.И.Куприна 8 ч.

Произведения о людях.

4

Работа над содержанием рассказа. Аналитическое чтение, работа с планом. Составление плана. Сравнение рассказа с легендами.









82,

83

Рассказы о животных .

2

Поиск описания героев. Выделение эпитетов и сравнений. Работа по сюжету: выделение частей. Дополнение плана. Сравнение этого рассказа с рассказом Толстого «Лев и собачка»





84

Слушание и работа с детскими книгами. «Книги о животных»

1

Слушание рассказа, рассматривание книг о животных .



85

Обобщение. «Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка и А.И.Куприна»

1

Чтение произведений о животных. Сравнение по темам и жанрам (работа с таблицей).



86



Стихи С.А.Есенина 7 ч.

Стихи о Родине

1

Комментирование заглавия. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. Выразительное чтение одного из отрывков наизусть.



87

Стихи о природе.

1

Работа со стихотворением – первичное восприятие, выделение сравнений и эпитетов, определение интонационной партитуры.



88

Стихи о природе.

1

Чтение стихов, определение средств выразительности (выделение эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений), сравнение строф, рифм. Упражнение в выразительном чтении стихотворения наизусть.



89

90

Стихотворения для детей.


2

Самостоятельное чтение , выполнение заданий к тексту. Выразительное чтение под руководством учителя. Сравнение стихов Сурикова , Никитина и Есенина. Творческая работа : рассказывание сказок «про Ивана –дурака».





91

Слушание и работы с детскими книгами. «Родные поэты.»


1

Чтение наизусть стихов. Работа с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине, родной природе. Слушание стихотворного произведения И. Тургенева из книги «Древня». Сравнение произведений. Конкурс «Лучший чтец» - выразительное чтение стихов Есенина (работа по образцу).



92

Обобщение по разделу. «Проверьте себя»

1

Самостоятельное выполнение заданий, самопроверка по образцу и самооценка.




93

94

95

96

Произведения К.Г.Паустовского 12 ч.

Произведения для детей.

4

Изучающее чтение, деление на части и составление плана. Описание образа Вари, выделение сравнений и метафор (анютины глазки с косичками). Выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение художественному пересказу по плану.









97

98

99

Рассказы о животных.


3

Работа с текстом рассказа: чтение, сюжет (развитие событий), образ кота (внешний вид, поступки). Творческая работа: рассказ от имени кота «моя кошачья жизнь»







100

101

Рассказы К. Г. Паустовского

2

Самостоятельное чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике. Сравнение с рассказом «Кот – ворюга». Поиск описаний дождей (выразительные средства). Творческая работа: придумать рассказ «Дождь идёт».





102

Слушание и работа с детскими книгами. «Рассказы о животных.»

1

Самостоятельная работа – первичное чтение, выполнение заданий в тетради, самопроверка и самооценка.

Слушание сказки. Рассматривание книг , работа с книгой: предисловие, оглавление, аннотация. Написание аннотации или отзыва по образцу.



103

Обобщение по разделу «Контрольный урок.»

1

Выполнение комплексной разноуровневой контрольной работы.



104

Урок – утренник «Моя любимая книга»

1

Выставка «Моя любимая книга» с отзывами учеников; конкурс чтецов и рассказчиков произведений, изученных в течение четверти; конкурс творческих работ («Моя кошачья жизнь», «Дождь идёт» и т.д.); викторина « По страницам учебника»; инсценирование эпизодов отдельных произведений.



105

106

Произведения С.Я.Маршака 4 ч.


Стихи о Родине и родной природе.

2

Повторение произведений. Работа со стихотворением: чтение ,выполнение заданий в учебнике и тетради. Слушание стихотворения, выделение эпитетов и сравнений. Сравнение стихотворений С.Маршака.






107

Слушание и работа с книгами. «Пьесы – сказки С.Я.Маршака.»

1

Слушание пьесы – сказки , чтение отдельных сцен по ролям, сравнение поступков героев, объяснение понятий (дружба, сочувствие, милосердие).



108

Обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака»


1

Выставка книг Маршака разных годов издания. Книги с портретом писателя, книги с предисловием или послесловием, книги – сборники. Слушание статьи В. Субботина. Творческая работа «С.Я.Маршак»( по группам)



109

110

Произведения Л. Пантелеева 5 ч.








Художественные рассказы

2

Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, понятия «автор – рассказчик», «автор – герой». Обучение художественному пересказу. Слушание рассказа, высказывание своего мнения о героях произведения, объяснение заголовка.





111

112

Исторические рассказы

2

Чтение рассказа, выделение особенностей, понятия «исторический рассказ», «автор – рассказчик. Работа с сюжетным треугольником. Образы героев, сравнение их поступков.





113

Слушание и работа с

детскими книгами

«Рассказы о детях и для детей.»

1

Работа с рассказами Л.Пантелеева. повторение произведения о детях и для детей.



114

Произведения А.П.Гайдара

6 ч.

Произведения для детей


1

Работа с рассказом - чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа.



115

116

Повесть о детях.

2

Знакомство с повестью. Работа с отдельными главами: чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Рассказ о дружбе ребят (по выбору).Объяснение заголовка.





117

Писатели о писателе.


1

Работа со стихотворением - чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Слушание очерка К.Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».Повторение произведений Михалкова и Паустовского. Слушание произведения «Ошибка»



118

Слушание и работа с книгами. «Книги о детях и для детей.»

1

Рассматривание книг о детях, сравнение жизни детей в годы войны и в мирное время. Самостоятельная работа с рассказом.



119

Обобщение «Произведения о детях и для детей.»

«Проверьте себя»



1

Обобщение по разделу, самостоятельное выполнение заданий, самопроверка.



120

121

Произведения М.М. Пришви на» (7 ч)

Разножанровые произведения М.М.Пришвина.


2

Работа с очерком – чтение , выполнение заданий в учебнике и тетради. Выборочное чтение рассказа «Двойной след», развитие сюжета в рассказе, комментирование заглавия, творческий пересказ (обучение). Выполнение заданий к тексту.





122

Рассказы о животных



1

Самостоятельное ознакомительное чтение, комментирование заглавия. Аналитическое чтение, составление плана, определение отношения автора к Выскочке. Сравнение рассказов.





123

124

Рассказы о природе.


2

Чтение рассказа – описания. Пояснение заглавия словами из текста. Особенности описания (выделение глаголов, повторов, поведения зайца)сравнение разных по жанру произведений М.Пришвина: очерк, художественный рассказ, рассказ – описание. Работа со статьёй (работа в группах) : чтение, формирование вопросов по содержанию, поиск информации о писателе.





125

Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных.

1



126

Обобщение «Проверьте себя»

1

Индивидуальный опрос.



127

128

129

Произведения зарубежных писателей

10 ч.

Рассказы о животных

3

Работа с рассказом - чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Выполнение заданий в учебнике. И в тетради.







130

131

132

Рассказы о животных

3

Сюжет рассказа, описание кульминационного момента. Рассказ о героях .Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами А.Куприна.







133

Слушание и работа с детскими книгами.

«Книги о животных»

1

Работа с выставкой книг зарубежных писателей. Слушание, сравнение произведений Дж. Чиарди с басней Крылова «Стрекоза и Муравей»



134

Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»

1

Выполнение заданий в учебнике и тетради. Индивидуальный опрос. Проверка выполнения заданий в тетради по группам. Самооценка.



135

Комплексная разноуровне вая контрольная работа

1

Выполнение комплексной контрольной работы, проверка знания изученных произведений.



136

Библиотечный урок «Летнее чтение»

1

Игра « Я знаю», выбор книг по темам: «Русские писатели и их произведения», «Сказки народные и литературные», «Моя любимая книга». Презентация выбранной книги. Оформление «Дневника летнего чтения» по рубрикам: «Читаем о Родине и природе», «Отечественные писатели», «Зарубежные писатели»



Материально – техническое и учебно –методическое обеспечение

N п/п

Наименование средств материально-технического обеспечения


Библиотечный фонд


Для учащихся:

1

Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях /Л.А. Ефросинина . - М.: Вентана – Граф , 2012, 2013

2

Литературное чтение : Учебная хрестоматия для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений в 2ч. /Л.А. Ефросинина - М.: Вентана – Граф, 2012, 2013/

3

Литературное чтение : рабочая тетрадь : 3 класс в 2 частях/ Л.А Ефросинина «. М.: Вентана - Граф , 2017

4

Художественные книги, энциклопедии, справочники, детские периодические издания

5

Книгочей: словарь –справочник по литературному чтению: 1-4 классы: для младших школьников/Л.А.Ефросинина - М.:Вентана – Граф, 2011.144с.


Для учителя:

1

Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А. Ефросинина , М.И. Оморокова - М.: Вентана – Граф, 2017

2

Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания в 2 ч. - М.: Вентана – Граф, 2016

3

Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина - 5-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2015 -288 с


Печатные пособия

1

Портреты писателей

2

Репродукции картин


Технические средства обучения

1

2

3

Ноутбук

Мультимедиа

Интерактивная доска

Все разделы: показ презентаций, поиск в Интернете, работа с ЭОР, прослушивание аудиозаписей произведений


Интернет -ресурсы

1

http://spo.1september.ru. – газета Начальная школа

2

http:// festival.1 september.ru – Фестиваль Открытый урок

3

http://viki.rdf.ru – Детские презентации

4

http://pedsovet.su -Сообщество взаимопомощи учителей

5

http://pedlib.ru – Педагогическая библиотека

6

http://io.nios.ru –Электронная газета «Интерактивное образование»

7

http://eorhelp.ru –Электронные образовательные ресурсы

8

http://zavuch.info –Завуч инфо

9

http://prezentacii.com –Готовые презентации

10

http://interaktiveboard.ru – База материалов для интерактивной доски

11

http://nsportal.ru –Социальная сеть работников образования

12


Лист внесения изменений


Дата по журналу

Номера скорректированных

уроков

Содержание

темы

Основание