I.Планируемые результаты
.Цель: воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
Задачи:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему.
Программа литературного чтения (136 часов) реализуется в полном объёме - 3 часа в неделю -102 часа в год, за счёт блочно-модульной системы обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты
личностными результатами обучения в начальной школе являются:
Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
Знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
первоначальное осознание себя как существа, обладающего особым внутренним миром, миром мыслей, чувств, желаний, замыслов, оценок;
первоначальное осознание другого человека как обладающего подобным же внутренним миром, осознание ценности этого внутреннего мира;
первоначальное осознание искусства (на примере искусства слова) как
особой области культуры, открывающей и сохраняющей главные общечеловеческие ценности, представления о человеческих взаимоотношениях, этических нормах; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
Освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
Умение высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; опыт участия в коллективной дискуссии-обсуждении;
порождение индивидуального замысла и попытки его реализации в процессе выполнения творческих заданий, требующих отбора, переработки и оформления собственных жизненных впечатлений;
порождение индивидуального замысла и попытки его реализации в процессе выполнения творческих заданий, требующих отбора, переработки и оформления собственных жизненных впечатлений;
выделение и удержание предмета обсуждения и критериев его оценки, а также использование этих критериев на практике;
направленное наблюдение над текстами по заранее определенным параметрам, сравнение текстов, формирующее способность выделения сходства и различия предметов и явлений;
• планирование, осуществляемое детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений;
• первоначальное контролирование, к которому дети приобщаются в
процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций
по материалу прочитанных произведений (соотнесение собственных
действий с заранее составленным коллективным планом).
Предметные результаты:
• совершенствование игровой деятельности детей — важнейшего условия дальнейшего социального и художественного развития, овладение высшими формами игры;
приобщение ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы, формирование личной заинтересованности в ней как в источник знаний о человеке и человеческих отношениях;
достижение определенного качества чтения — его осознанности и
выразительности;
• создание предпосылок для будущего позиционного обучения, для освоения основных позиций — читательской и авторской;
приобретение опыта первых творческих проб и первых оценочных суждений, опыта публичной презентации результатов своего творчества;
приобретения опыта наблюдений за художественными текстами, опыта выявления сходства и различий в их тематике и организации;
• приобретение опыта постановки и обсуждения нравственных проблем с помощью материала художественных произведении;
различение жизнеподобной (реалистической) и фантастической картин мира в художественном произведении;
различение речи рассказчика и речи героев;
• приобретение опыта первоначального различения эмоционального тона текста (различение «смешного», «грустного», «волшебного», «страшного» и т.п.), различения настроения рассказчика и героя
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
– чувство сопричастности своему народу;
– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
– общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
Ученик получит возможность для формирования:
– понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
– понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
– понимания своей семейной и этнической идентичности;
– любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
– чувства ответственности за мир природы;
– умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
– первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
– понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Ученик получит возможность научиться:
– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
– пересказывать текст по плану;
– структурировать знания при сопоставлении текстов;
– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
– искать информацию, представлять найденную информацию;
– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
Ученик получит возможность научиться:
– пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
– понимать структуру построения рассуждения;
– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в учебном диалоге;
– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Ученик получит возможность научиться:
– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
– устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
– проявлять самостоятельность в групповой работе;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.
Предметные УУД:
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
– читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
– читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
– ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
– кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
– отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
– определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
– узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
– выявлять авторское отношение к герою;
– понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
– соотносить главную мысль и название произведения;
– находить портрет и пейзаж в произведении;
– видеть особенности юмористических текстов;
– соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.
Ученик получит возможность научиться:
– пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
– представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
– осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
– находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
– понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
– понимать особенности жанра басни;
– определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
– находить в юмористических текстах приемы создания комического;
– оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
II. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержании) услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.
Чтение вслух. Чтение про себя. Постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Развитие навыков чтения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной форме. Осознание диалога как вида речи. Умение в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения) в рассказе (описание, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, системы героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (описание), рассказе на заданную тему
Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Привлечение иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей научно-популярных текстов. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании). Участие в коллективном обсуждении.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Описание места действия. Понимание содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Самостоятельное воспроизведение текста: последовательное воспроизведение эпизода, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста. Краткий пересказ (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, периодическое издание, справочные издания (энциклопедии, словари). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Литература вокруг нас. Разнообразие книг. Домашняя библиотека. Публичные библиотеки. Практическое ознакомление. Как найти нужное. Знакомство со словарями и справочниками, детскими журналами и другими периодическими изданиями. Любимая книга. Любимый писатель.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Представления о тотемных животных и растениях. Представления о Мировом дереве, связующем миры.
Устное народное творчество
Малые жанры устного народного творчества и их связь с мифом. Выразительные средства малых жанров фольклора. Наблюдение за ритмом. Практическое освоение приема сравнения, олицетворения, метафоры (без термина) на примере загадки. Сочинение рассказов к выбранным пословицам.
Сказка о животных. Герои-животные, характерные для русских народных сказок. Традиционные характеры героев-животных.
Волшебная сказка. Особенности сказочного жанра. Характерные герои сказок. Выразительные средства в описании положительных и отрицательных персонажей: постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи. Нравственные ценности в народной сказке. За что вознаграждается герой, а за что наказывается. Два мира волшебной сказки. Волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса. Магия числа и цвета. Некоторые черты древнего восприятия мира, которые отразились в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Традиционная композиция сказок. Особенности построения волшебной сказки. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Стиль повествования. «Бродячие сюжеты» в сказках народов мира.
Авторская литература
Литература и фольклор. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии. Волшебная авторская сказка и ее связь с народной сказкой. Сказка в стихах. Использование сюжетов народных сказок. Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Дна мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.
Волшебная сказочная повесть. Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа. Авторское отношение к происходящему, внимание к внутреннему миру героя, современные нравственные проблемы.
Художественная, научно-популярная, научная литература. Жанры художественной литературы. Поэзия и проза. Выразительные средства поэзии и прозы. Средства выражения авторского отношения в художественной литературе. Заглавие и его смысл. Герои произведения, их имена и портреты. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь.
Наблюдение роли композиции. Практическое знакомство с простейшими видами тропов: сравнение, эпитет, гипербола, литота, антитеза, олицетворение. Наблюдение за неточными рифмами. Наблюдение за ритмом как чередованием ударных и безударных слогов.
Жанр рассказа. Жанровые особенности рассказа: жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа.
Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.
Способность поэзии выражать разнообразные чувства и эмоции. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, взаимопонимания, любви. Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Поэтическое мировосприятие, выраженное в прозе.
Практическое освоение художественных приемов: сравнение, эпитет (определение), гипербола (преувеличение), литота, контраст, олицетворение, звукопись.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, работа с деформированным текстом; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) или на основе личного опыта.
Методы и приемы: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения, отзывы) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Содержание курса
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов по программе | Кол-во по факту |
1 | Глава 1 «Вступаем в неизведанный мир» | 25 | 20 |
2 | Глава 2 «В единой семье всего живого» | 20 | 16 |
3 | Глава 3 «Открываем мир заново». | 20 | 14 |
4 | Глава 4 «Времена, когда звери говорили» | 18 | 12 |
5 | Глава 5 «Всмотритесь в мир своей души». | 16 | 11 |
6 | Глава 6 «Пересоздаем мир в творчестве» | 19 | 15 |
7 | Глава 7 «Без тебя мир неполный» | 18 | 14 |
| Итого | 136 | 102 |
III.Тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Глава 1 «Вступаем в неизведанный мир» Ю.П. Мориц «1 сентября»Что такое миф. Отношение человека и природы. | 20-1 |
2 | Фрагменты карельских мифов. «Калевала». | 1 |
3 | Народная сказка «Яичко». | 1 |
4 | С.Я Маршак «Дом, который построил Джек». | 1 |
5 | С.Я Маршак «Дом, который построил Джек». | 1 |
6 | М.Я. Бородицкая «Убежало молоко» | 1 |
7 | Образ Мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях.Русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок», | 1 |
8 | Русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок», | 1 |
9 | Русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок», | 1 |
10 | Русская народная сказка «Царевна-лягушка». | 1 |
11 | Русская народная сказка «Царевна-лягушка». | 1 |
12 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 1 |
13 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 1 |
14 | Русская народная сказка «Хаврошечка». | 1 |
15 | Русская народная сказка «Хаврошечка». | 1 |
16 | КВН по сказкам. | 1 |
17 | Воспитание творческого отношения к миру. Ф.И.Тютчев «Полдень». М.Врубель «Пан». | 1 |
18 | Характер литературного героя. Н. Носов «Шурик у дедушки». | 1 |
19 | Н. Носов «Шурик у дедушки». | 1 |
20 | Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом». | 1 |
21 | Глава 2 «В единой семье всего живого» Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. | 16ч-1 |
22 | Образ Родины в поэзии. В.А. Жуковский «Родного неба милый свет…» | 1 |
23 | , А.К. Толстой «Край ты мой…» | 1 |
24 | Мифологические образы, характерные для славянского фольклора.Легенда «Земля со дна океана» | 1 |
25 | Олицетворение сил природы,русская народная сказка «Мороз, Солнце и ветер» | 1 |
26 | Образ ветра в литературе, А.Н.Майков «Колыбельная песня». | 1 |
27 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 |
28 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 |
29 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 |
30 | Образы весны и зимы в стихотворении А.А. Фета «Глубь небес опять ясна», | 1 |
31 | М.Ю. Лермонтова «На севере диком…». | 1 |
32 | Образ радости, единения с природой. С. Козлов «Такое дерево». Г.Я. Снегирев «Чудесная лодка». | 1 |
33 | Олицетворение в стихотворениях А.А Фета «Летний вечер тих и ясен», | 1 |
34 | Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках». | 1 |
35 | Поэтические открытия в авторской сказке. С.Г. Козлова « Как поймать облако». | 1 |
36 | Эстетическая ценность поэтических открытий в Хокку, Исса, С. Есенин «С добрым утром». Обобщение по теме. | 1 |
37 | Глава 3 «Открываем мир заново». Ценность культурного наследия прошлого. Пословицы о земле матери. | 14-1 |
38 | Времена года в древнегреческом мифе. «Похищение Персефоны». | 1 |
39 | «Похищение Персефоны». | 1 |
40 | «Похищение Персефоны». | 1 |
41 | Времена года в славянском сказании «Небесные великаны». | 1 |
42 | Времена года в художественной литературе.К.Г. Паустовский «Прощание с летом». | 1 |
43 | Точность поэтических образов. А.С. Пушкин. Ф.И. Тютчев. | 1 |
44 | Нравственный смысл произведения. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». | 1 |
45 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». | 1 |
46 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». | 1 |
47 | М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам». | 1 |
48 | Идейно-нравственная проблематика в сказке. П.П. Бажова «Серебряное копытце». | 1 |
49 | Сказка П.П. Бажова «Серебряное копытце». | 1 |
50 | «Поэтические образы малой родины.» Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке». Левитан «Тихая обитель». Обобщение по разделу. | 1 |
51 | Глава 4 «Времена, когда звери говорили» Объяснительные сказки разных народов. «Почему звери друг от друга отличались» (нанайская сказка). | 12ч-1 |
52 | Этиологические сказки разных народов.«Отчего у зайца длинные уши?» | 1 |
53 | Объяснительные сказки разных народов. «Медведь и бурундук». | 1 |
54 | Отношение к природе наших предков в «объяснительных» сказках. А.Л. Барто «Зимние гости». | 1 |
55 | Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные сказки». Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб». | 1 |
56 | Духовно-нравственные проблемы в тексте.К.Г. Паустовского «Стальное колечко». | 1 |
57 | Рассказ К.Г. Паустовского «Стальное колечко». | 1 |
58 | Чудесные открытия, взгляд поэта и художника.И.А.Бунин «Родник», | 1 |
59 | В.Поленов «Заросший пруд». | 1 |
60 | Особый взгляд Ю.И. Коваля на природу малой родины («Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»). | 1 |
61 | Чудесные открытия.А.А. Фет «Весенний дождь» С.Я. Маршак «Ландыш», И. Гарбара «Мартовский снег». | 1 |
62 | Изображение пробуждающихся чувств. В.Ю. Драгунский«Красный шарик». Обобщение по разделу. | 1 |
63 | Глава 5 «Всмотритесь в мир своей души». Мифы разных народов о происхождении человека и его душевных качествах. | 11ч-1 |
64 | Игры с мифологическими мотивами Н.Н.Матвеев «Девочка и пластилин». | 1 |
65 | В.Кандинский «Два овала». | 1 |
66 | Знакомство с жанром басни.И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | 1 |
67 | Жизнь жанра басни во времени. С.В.Михалков «Бараны». | 1 |
68 | Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». | 1 |
69 | Сказка В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». | 1 |
70 | Нравоучительный смысл рассказа К.Г.Паустовского «Кот Ворюга». | 1 |
71 | Рассказ К.Г.Паустовского «Кот Ворюга». | 1 |
72 | Художественные особенности рассказа И. Пивоваровой «Плохие сны». | 1 |
73 | В.В. Галявкина «Был крайний случай». Обобщение по разделу. | 1 |
74 | Глава 6 «Пересоздаем мир в творчестве» Вечные ценности искусства и творчества. Миф о художнике «Орфей и Эвридика». | 15ч-1 |
75 | Миф. «Орфей и Эвридика». | 1 |
76 | Восприятие мира художником.М.Я. Бородицкая «Художник», А. Герасимов «После дождя». | 1 |
77 | Чудеса поэтических и живописных образов.Ю.И. Коваль «Соловьи». | 1 |
78 | Особый взгляд на мир Б.В. Заходера. | 1 |
79 | К.Д. Бальмонт «Трудно фее», «Гномы». | 1 |
80 | Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». | 1 |
81 | Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». | 1 |
82 | Повесть – сказка.С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 |
83 | Повесть – сказка.С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 |
84 | Нравственная проблематика текста С. Лагерлефа.«Как трудно стать человеком» | 1 |
85 | С. Лагерлефа.«Как трудно стать человеком» | 1 |
86 | Внимательное и бережное отношение художника, поэта к миру.М.М. Пришвин «Разговор деревьев» | 1 |
87 | И. Шишкин «Сныть-трава». | 1 |
88 | М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника». Обобщение по разделу. | 1 |
89 | Глава 7 «Без тебя мир неполный» След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пира». | 14ч-1 |
90 | «Девкалион и Пира». | 1 |
91 | Библейские сказания в пересказе Г.Я. Снегирева. | 1 |
92 | Нравственные уроки литературы. Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». | 1 |
93 | Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». | 1 |
94 | Ответственность человека за природу. Ю.Н. Кушак «Подарок в день рождения», | 1 |
95 | М. Бородицкая «Котенок». | 1 |
96 | Сильные переживания в прозаическом тексте.И.С. Тургенев «Воробей». | 1 |
97 | Повествование о взрослом поступке героя повести. Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». | 1 |
98 | Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». | 1 |
99 | Добро - основная ценность жизни. Э.Э Мошковская «Нужен он». | 1 |
100 | Пробуждение чувств в душе юного героя.В. Драгунский «Девочка на шаре». | 1 |
101 | В. Драгунский «Девочка на шаре». | 1 |
102 | КВН «Герои любимых произведений» | 1 |