Литературное чтение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ К КОНЦУ 3 КЛАССА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умение оценивать свое отношение к учебе;
- уважение к культуре разных народов.
У учащихся могут быть сформированы:
- представление об общих нравственных категориях у разных народов;
- нравственное чувство и чувственное сознание;
- умение анализировать свои переживания и поступки;
- способность к самооценке;
- способность к сопереживанию другим людям;
- бережное отношение к живой природе;
- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
- пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
- рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
- привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
- определять и оценивать позиции литературных героев;
- выявлять тему и главную мысль произведения;
- сопоставлять героев, идеи разных произведений;
- составлять план рассказа;
- определять свое и авторское отношение к героям;
- формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
- делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать по ролям художественное произведение;
- продолжать сюжет произведения, историю героя;
- участвовать в инсценировании произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
- выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
- выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
- находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
- использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- соотносить свои действия с поставленной целью;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- планировать свои учебные действия;
- анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
- составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
- планировать свою читательскую деятельность;
- планировать свою деятельность при реализации проекта.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- сравнивать произведения и героев;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- свободно ориентироваться в аппарате учебника;
- находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать и классифицировать жизненные явления;
- выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
- находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
- сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;
- ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);
- находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
- извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
- знакомиться с детской периодической литературой.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
- сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
- овладевать диалогической формой речи;
- формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса основано на материалах Примерной программы по литературному чтению, являющейся составной частью Стандарта второго поколения для начальной школы.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение задавать вопросы и отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, наблюдение за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению текста целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Самостоятельное чтение доступных по объему и жанру произведений. Использование различных видов чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное. Выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения. Выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, логического ударения, соответствующих смыслу текста. Декламирование стихотворных произведений после предварительной подготовки. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений. Определение
вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Выделение в тексте основных логических частей. Умение отвечать на вопросы, используя текст. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, научно-популярных, учебных, справочных. Определение целей создания этих видов текста. Сравнение и различение на практическом уровне разных видов текста. Ориентировка в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимание его смысла (при чтении вслух и про себя, при прослушивании). Определение главной мысли и характеристика героев произведения, темы и микротемы, основных событий и установление их последовательности. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного). Выбор из текста или подбор заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Умение отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения. Нахождение в тексте требуемой информации. Формирование умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства .Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник ,собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии, в том числе электронные).
Самостоятельное и целенаправленное осуществление выбора книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию на основе рекомендованного списка, картотеки и открытого доступа к детским книгам. Самостоятельное чтение детской книги. Ориентировка в книге по названию, оглавлению. Отличие сборника произведений разных авторов от книги одного писателя. Работа с детской периодикой.
Самостоятельное использование алфавитного каталога, словарей и справочной литературы. Составление краткой аннотации (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу. Написание отзыва о прочитанной книге.
Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотнесение с содержанием. Соблюдение поэтапности работы над художественным текстом: первичный синтез (подготовительная работа, первичное восприятие текста, проверка качества первичного восприятия), анализ (постановка вопросов и ответы на вопросы к тексту, выборочное чтение, словарная работа, словесное рисование и др.), вторичный синтез (перечитывание, уточнение, обобщение и др.).
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста (внешний вид, характер, поступки, речь, мысли героя; высказывание других персонажей о нем). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие, мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Использование простейших приемов анализа текста: деление текста на части, озаглавливание их; составление простого плана; установление взаимосвязи между событиями, поступками героев, явлениями, фактами с опорой на содержание текста; нахождение средств выразительности: сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, гиперболы, — определяющих отношение автора к герою, событию. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки
зрения норм морали. Осмысление понятия «Родина», отражение любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Близость тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных представлений. Ориентировка в нравственном содержании прочитанного, самостоятельное формулирование выводов, соотнесение поступков героев с нравственными нормами. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробного, выборочного и краткого (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Элементарный анализ учебного и научно-популярного текстов. Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. Работа с терминами.
Установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, определение их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в качестве ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку(отражение темы, места действия, характеров героев). Оформление своих мыслей в письменной форме. Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),рассказ на заданную тему, аннотация и отзыв о прочитанной книге, сочинение по картине. Самоконтроль и внесение корректировки в письменный текст.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 3 класс)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Дети и взрослые | 1 |
2,3 | Русская народная сказка «Дочь-семилетка» | 2 |
4 | В. Берестов«Урок листопада» | 1 |
5 | Входное тестирование. Русская народная сказка «Привередница» (в пересказе В. Даля) | 1 |
6,7 | Русская народная сказка «Привередница» (в пересказе В. Даля) | 2 |
8 | Г. Граубин «Хорошее настроение» | 1 |
9,10 | И. Панькин «Откуда у моряков взялась сила» | 2 |
11 | И. Токмакова «Почитай мне, мама!». М. Карим «Эту песню мама пела» | 1 |
12 | Л. Толстой «Акула» | 1 |
13, 14 | Л. Толстой «Прыжок» | 2 |
15, 16 | М. Зощенко «Елка» | 2 |
17 | Б. Емельянов «Обида» | 1 |
18 | Е. Пермяк «Тонкая струна» | 1 |
19 | С. Баруздин «Кляксы». Л. Николаенко «Веселое сделалось грустным…» | 1 |
20, 21 | В. Осеева «Почему?» | 2 |
22 | Внеклассное чтение. М. Зощенко. Рассказы о детях | 1 |
23 | Обобщение по теме «Дети и взрослые» | 1 |
24 | Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» | 1 |
25 | Урок творчества | 1 |
26, 27, 28 | Резервные уроки (занятия внеклассным чтением или литературный праздник). Семейное чтение. В. Драгунский «Он живой и светится…» | 3 |
29 | «Дружба всего сильней». Русская народная сказка «Зимовье зверей» | 1 |
30 | Х. К. Андерсен «Ромашка» | 1 |
31 | Х. К. Андерсен «Ромашка» | 1 |
32 | Я. и В. Гримм «Соломинка, уголек и боб» | 1 |
33 | Сказка Древнего Египта «Лев и мышь» | 1 |
34 | Л. Толстой «Лев и мышь», «Лев и собачка» | 1 |
35 | Я. Аким «Пишу тебе письмо». | 1 |
36 | В. Берестов «С тобой мы дружили, дружат мальчишки…», «Разлука» | 1 |
37 | Г. Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка» (отрывок) | 1 |
38 | Н. Носов «Прятки» | 1 |
39 | З. Александрова «Мы оба не пойдем гулять» | 1 |
40 | Сочинение по картине Ф. Решетникова «За уроками» | 1 |
41 | Ким Сан Ху «Ключик к дружбе» | 1 |
42 | И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» | 1 |
43 | Внеклассное чтение. Рассказы русских писателей о дружбе | 1 |
44 | Обобщение по теме «Дружба всего сильней» | 1 |
45 | С. Козлов «Дружба» | 1 |
46 | Урок творчества по теме: «Стихи о дружбе» | 1 |
47, 48 | Резервные уроки (занятия внеклассным чтением или литературные праздники) Семейное чтение. Я. И В. Гримм «Бременские уличные музыканты» | 2 |
49 | «Делу время, а потехе час». Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» | 1 |
50 | Белорусская народная сказка «От краденого не растолстеешь» | 1 |
51 | Народные песни и приговорки | 1 |
52 | А. Гайдар «Совесть» | 1 |
53 | С. Михалков «Часы» | 1 |
54 | К. Мурзалиев «Мальчику, взявшему молоток» | 1 |
55, 56 | Я. и В. Гримм «Госпожа Метелица» | 2 |
57, 58 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 2 |
59 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | 1 |
60 | Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял» | 1 |
61 | Сочинение по картине Н. Богданова-Бельского «Новая сказка» | 1 |
62 | Г. Граубин «Веселое дело – работа» | 1 |
63, 64 | В. Осеева «Волшебная иголочка» | 2 |
65 | Внеклассное чтение. Рассказы Н. Носова о детях | 1 |
66 | Обобщение по теме «Делу время, а потехе час» | 1 |
67 | Дж. Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье?» | 1 |
68 | Урок творчества по теме «Мои любимые занятия» | 1 |
69, 70, 71 | Резервные уроки (занятия внеклассным чтением или литературные праздники) Семейное чтение. Х.К. Андерсен «Лен» | 3 |
72 | Русская народная сказка «Два Мороза» | 1 |
73 | А. Пушкин «Осень» (отрывок из стихотворения). Отрывки из романа «Евгений Онегин» («Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя | 1 |
74 | Сочинение по картине В. Поленова «Золотая осень» | 1 |
75 | Н. Сладков «Суд над декабрем» | 1 |
76 | А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», «Вот уж снег последний в поле тает…» (отрывки из стихотворений) | 1 |
77 | К. Ушинский «Ветер и Солнце», «Спор Воды с Огнем» | 1 |
78 | Н. Сладков «Черный жаворонок», «Синяя птица», «Пятнистые олени» | 1 |
79 | А. Плещеев «Дети и птичка» | 1 |
80 | В. Бирюков «Утро» | 1 |
81 | Ю. Коваль «Весенний вечер» | 1 |
82 | Б. Павлов «Сосна» | 1 |
83 | Сочинение по картине И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» | 1 |
84 | О. Высотская «Весна уборкой занялась». Г. Лебедева «Здравствуй, лето!» | 1 |
85 | Р. Сарби «Летний полдень». Э. Мошковская «Речка» | 1 |
86 | К. Ушинский «Проказы старухи зимы» | 1 |
87 | Е. Чарушин «Захочешь есть – говорить научишься» | 1 |
88 | В. Маяковский «Тучкины штучки». М. Исаковский «Ветер». Н. Юркова «Вьюга» | 1 |
89 | В. Бианки «Голубой зверек» | 1 |
90 | Русская народная сказка «Нет козы с орехами» | 1 |
91 | Внеклассное чтение. «Сказки о животных» | 1 |
92 | Обобщение по теме «Мир природы» | 1 |
93 | Дж. Родари «Рыбы» | 1 |
94 | Урок творчества по теме «Стихи о природе» | 1 |
95, 96, 97 | Резервные уроки (занятия внеклассным чтением или литературные праздники) Семейное чтение. В. Бианки «Люля» | 3 |
98, 99 | «Славные страницы русской истории». Русская народная сказка «Про глупого змея и умного солдата» | 2 |
100 | Ю. Коринец «Отцовская песня» | 1 |
101 | О. Тихомиров «На поле Куликовом» («Под игом», «Москва собирает войско») | 1 |
102 | О. Тихомиров «Ночь перед боем» | 1 |
103 | О. Тихомиров «Куликовская битва» | 1 |
104 | О. Тихомиров «Слава героям» | 1 |
105 | М. Брагин «В грозную пору» («Опасное нашествие врага грозило нашей Родине») | 1 |
106 | Е. Холмогорова «Великодушный русский воин» («Батарея Раевского») | 1 |
107 | А. Барков «Благодарность за ночлег» | 1 |
108 | А. Митяев «Бескозырка» | 1 |
109 | С. Алексеев «Орлович-Воронович» | 1 |
110 | А. Гайдар «Война и дети» | 1 |
111 | А. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 |
112 | В. Берестов «Великан» | 1 |
113 | Сочинение по картине М. Самсонова «Сестрица» | 1 |
114 | С. Наровчатов «Победа!» | 1 |
115 | Русская народная сказка«Никита Кожемяка» | 1 |
116 | Внеклассное чтение. Рассказы о Великой Отечественной войне | 1 |
117 | Обобщение по теме «Славные страницы российской истории» | 1 |
118 | С. Баруздин «Главный город» | 1 |
119 | Урок творчества по теме «Стихи о Родине» | 1 |
120, 121, 122 | Резервные уроки (занятия внеклассным чтением или литературные праздники) Семейное чтение. Русская народная сказка «Иван –крестьянский сын и Чудо-юдо» | 3 |
123 | И. Светлова «Вселенная», «Планеты», «Звезды» | 1 |
124 | О. Высотская «Как луна рассердилась» | 1 |
125 | Дж. Родари «Откуда берутся день и ночь?» | 1 |
126 | Н. Гончаров «В космос». Э. Мошковская «Мама, я, кузнечик и птица» | 1 |
127 | В. Горьков, Ю. Авдеев «Космическая азбука», «Луна», «На космической дороге», «Первый космонавт» | 1 |
128 | Я. Аким «Наша планета». А. Леонов «Обед в космосе» | 1 |
129 | Внеклассное чтение. «Космонавт А. Леонов о нашей планете» | 1 |
130 | Урок обобщения и систематизации по теме «Вселенная» | 1 |
131 | Сербская народная сказка «Почему у месяца нет платья» | 1 |
132 | Урок творчества по теме «Наша планета Земля» | 1 |
133, 134 | Резервные уроки (занятия внеклассным чтением или литературные праздники) Семейное чтение. Ф. Кривин «Прабабушка наша Вселенная» | 2 |
135, 136 | Обобщение и систематизация изученного за год | 2 |