СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение. 3 класс. Часть 1,2. Авторы: Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова С.А. / Под ред. Меркина Г.С.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс»

Литературное чтение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ К КОНЦУ 3 КЛАССА

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

- умение оценивать свое отношение к учебе;

- уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

- представление об общих нравственных категориях у разных народов;

- нравственное чувство и чувственное сознание;

- умение анализировать свои переживания и поступки;

- способность к самооценке;

- способность к сопереживанию другим людям;

- бережное отношение к живой природе;

- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

- правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

- пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

- рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

- привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

- определять и оценивать позиции литературных героев;

- выявлять тему и главную мысль произведения;

- сопоставлять героев, идеи разных произведений;

- составлять план рассказа;

- определять свое и авторское отношение к героям;

- формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

- составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

- делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- читать по ролям художественное произведение;

- продолжать сюжет произведения, историю героя;

- участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

- выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

- выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

- находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

Учащиеся получат возможность научиться:

- определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.

- использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- соотносить свои действия с поставленной целью;

- выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

- планировать свои учебные действия;

- анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

- составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

- планировать свою читательскую деятельность;

- планировать свою деятельность при реализации проекта.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- сравнивать произведения и героев;

- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

- свободно ориентироваться в аппарате учебника;

- находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сравнивать и классифицировать жизненные явления;

- выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

- находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

- сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;

- ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

- находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

- извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

- знакомиться с детской периодической литературой.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

- сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

- овладевать диалогической формой речи;

- формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.









СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса основано на материалах Примерной программы по литературному чтению, являющейся составной частью Стандарта второго поколения для начальной школы.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение задавать вопросы и отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, наблюдение за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению текста целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Самостоятельное чтение доступных по объему и жанру произведений. Использование различных видов чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное. Выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения. Выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, логического ударения, соответствующих смыслу текста. Декламирование стихотворных произведений после предварительной подготовки. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений. Определение

вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Выделение в тексте основных логических частей. Умение отвечать на вопросы, используя текст. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, научно-популярных, учебных, справочных. Определение целей создания этих видов текста. Сравнение и различение на практическом уровне разных видов текста. Ориентировка в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимание его смысла (при чтении вслух и про себя, при прослушивании). Определение главной мысли и характеристика героев произведения, темы и микротемы, основных событий и установление их последовательности. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного). Выбор из текста или подбор заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Умение отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения. Нахождение в тексте требуемой информации. Формирование умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства .Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник ,собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии, в том числе электронные).

Самостоятельное и целенаправленное осуществление выбора книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию на основе рекомендованного списка, картотеки и открытого доступа к детским книгам. Самостоятельное чтение детской книги. Ориентировка в книге по названию, оглавлению. Отличие сборника произведений разных авторов от книги одного писателя. Работа с детской периодикой.

Самостоятельное использование алфавитного каталога, словарей и справочной литературы. Составление краткой аннотации (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу. Написание отзыва о прочитанной книге.

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотнесение с содержанием. Соблюдение поэтапности работы над художественным текстом: первичный синтез (подготовительная работа, первичное восприятие текста, проверка качества первичного восприятия), анализ (постановка вопросов и ответы на вопросы к тексту, выборочное чтение, словарная работа, словесное рисование и др.), вторичный синтез (перечитывание, уточнение, обобщение и др.).

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста (внешний вид, характер, поступки, речь, мысли героя; высказывание других персонажей о нем). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие, мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Использование простейших приемов анализа текста: деление текста на части, озаглавливание их; составление простого плана; установление взаимосвязи между событиями, поступками героев, явлениями, фактами с опорой на содержание текста; нахождение средств выразительности: сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, гиперболы, — определяющих отношение автора к герою, событию. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки

зрения норм морали. Осмысление понятия «Родина», отражение любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Близость тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных представлений. Ориентировка в нравственном содержании прочитанного, самостоятельное формулирование выводов, соотнесение поступков героев с нравственными нормами. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробного, выборочного и краткого (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его содержанием.

Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Элементарный анализ учебного и научно-популярного текстов. Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. Работа с терминами.

Установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, определение их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в качестве ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств

языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку(отражение темы, места действия, характеров героев). Оформление своих мыслей в письменной форме. Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),рассказ на заданную тему, аннотация и отзыв о прочитанной книге, сочинение по картине. Самоконтроль и внесение корректировки в письменный текст.











































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 3 класс)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Дети и взрослые

1

2,3

Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

2

4

В. Берестов«Урок листопада»

1

5

Входное тестирование. Русская народная сказка «Привередница» (в пересказе В. Даля)

1

6,7

Русская народная сказка «Привередница» (в пересказе В. Даля)

2

8

Г. Граубин «Хорошее настроение»

1

9,10

И. Панькин «Откуда у моряков взялась сила»

2

11

И. Токмакова «Почитай мне, мама!».

М. Карим «Эту песню мама пела»

1

12

Л. Толстой «Акула»

1

13, 14

Л. Толстой «Прыжок»

2

15, 16

М. Зощенко «Елка»

2

17

Б. Емельянов «Обида»

1

18

Е. Пермяк «Тонкая струна»

1

19

С. Баруздин «Кляксы». Л. Николаенко «Веселое сделалось грустным…»

1

20, 21

В. Осеева «Почему?»

2

22

Внеклассное чтение. М. Зощенко. Рассказы о детях

1

23

Обобщение по теме «Дети и взрослые»

1

24

Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»

1

25

Урок творчества

1

26, 27, 28

Резервные уроки (занятия внеклассным чтением или литературный праздник).

Семейное чтение. В. Драгунский «Он живой и светится…»

3

29

«Дружба всего сильней». Русская народная сказка «Зимовье зверей»

1

30

Х. К. Андерсен «Ромашка»

1

31

Х. К. Андерсен «Ромашка»

1

32

Я. и В. Гримм «Соломинка, уголек и боб»

1

33

Сказка Древнего Египта «Лев и мышь»

1

34

Л. Толстой «Лев и мышь», «Лев и собачка»

1

35

Я. Аким «Пишу тебе письмо».

1

36

В. Берестов «С тобой мы дружили, дружат мальчишки…», «Разлука»

1

37

Г. Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка» (отрывок)

1

38

Н. Носов «Прятки»

1

39

З. Александрова «Мы оба не пойдем гулять»

1

40

Сочинение по картине Ф. Решетникова «За уроками»

1

41

Ким Сан Ху «Ключик к дружбе»

1

42

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

1

43

Внеклассное чтение. Рассказы русских писателей о дружбе

1

44

Обобщение по теме «Дружба всего сильней»

1

45

С. Козлов «Дружба»

1

46

Урок творчества по теме: «Стихи о дружбе»

1

47, 48

Резервные уроки (занятия внеклассным чтением или литературные праздники)

Семейное чтение. Я. И В. Гримм «Бременские уличные музыканты»

2

49

«Делу время, а потехе час». Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

1

50

Белорусская народная сказка «От краденого не растолстеешь»

1

51

Народные песни и приговорки

1

52

А. Гайдар «Совесть»

1

53

С. Михалков «Часы»

1

54

К. Мурзалиев «Мальчику, взявшему молоток»

1

55, 56

Я. и В. Гримм «Госпожа Метелица»

2

57, 58

В. Одоевский «Мороз Иванович»

2

59

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

60

Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»

1

61

Сочинение по картине Н. Богданова-Бельского «Новая сказка»

1

62

Г. Граубин «Веселое дело – работа»

1

63, 64

В. Осеева «Волшебная иголочка»

2

65

Внеклассное чтение. Рассказы Н. Носова о детях

1

66

Обобщение по теме «Делу время, а потехе час»

1

67

Дж. Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье?»

1

68

Урок творчества по теме «Мои любимые занятия»

1

69, 70, 71

Резервные уроки (занятия внеклассным чтением

или литературные праздники)

Семейное чтение. Х.К. Андерсен «Лен»

3

72

Русская народная сказка «Два Мороза»

1

73

А. Пушкин «Осень» (отрывок из стихотворения).

Отрывки из романа «Евгений Онегин» («Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя

1

74

Сочинение по картине В. Поленова «Золотая осень»

1

75

Н. Сладков «Суд над декабрем»

1

76

А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»,

«Вот уж снег последний в поле тает…» (отрывки из стихотворений)

1

77

К. Ушинский «Ветер и Солнце», «Спор Воды с Огнем»

1

78

Н. Сладков «Черный жаворонок», «Синяя птица», «Пятнистые олени»

1

79

А. Плещеев «Дети и птичка»

1

80

В. Бирюков «Утро»

1

81

Ю. Коваль «Весенний вечер»

1

82

Б. Павлов «Сосна»

1

83

Сочинение по картине И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»

1

84

О. Высотская «Весна уборкой занялась».

Г. Лебедева «Здравствуй, лето!»

1

85

Р. Сарби «Летний полдень». Э. Мошковская «Речка»

1

86

К. Ушинский «Проказы старухи зимы»

1

87

Е. Чарушин «Захочешь есть – говорить научишься»

1

88

В. Маяковский «Тучкины штучки». М. Исаковский «Ветер».

Н. Юркова «Вьюга»

1

89

В. Бианки «Голубой зверек»

1

90

Русская народная сказка «Нет козы с орехами»

1

91

Внеклассное чтение. «Сказки о животных»

1

92

Обобщение по теме «Мир природы»

1

93

Дж. Родари «Рыбы»

1

94

Урок творчества по теме «Стихи о природе»

1

95, 96, 97

Резервные уроки (занятия внеклассным чтением или литературные праздники)

Семейное чтение. В. Бианки «Люля»

3

98, 99

«Славные страницы русской истории».

Русская народная сказка «Про глупого змея и умного

солдата»

2

100

Ю. Коринец «Отцовская песня»

1

101

О. Тихомиров «На поле Куликовом» («Под игом», «Москва собирает войско»)

1

102

О. Тихомиров «Ночь перед боем»

1

103

О. Тихомиров «Куликовская битва»

1

104

О. Тихомиров «Слава героям»

1

105

М. Брагин «В грозную пору» («Опасное нашествие врага грозило нашей Родине»)

1

106

Е. Холмогорова «Великодушный русский воин» («Батарея Раевского»)

1

107

А. Барков «Благодарность за ночлег»

1

108

А. Митяев «Бескозырка»

1

109

С. Алексеев «Орлович-Воронович»

1

110

А. Гайдар «Война и дети»

1

111

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

1

112

В. Берестов «Великан»

1

113

Сочинение по картине М. Самсонова «Сестрица»

1

114

С. Наровчатов «Победа!»

1

115

Русская народная сказка«Никита Кожемяка»

1

116

Внеклассное чтение. Рассказы о Великой Отечественной

войне

1

117

Обобщение по теме «Славные страницы российской истории»

1

118

С. Баруздин «Главный город»

1

119

Урок творчества по теме «Стихи о Родине»

1

120, 121, 122

Резервные уроки (занятия внеклассным чтением или литературные праздники)

Семейное чтение. Русская народная сказка «Иван –крестьянский сын и Чудо-юдо»

3

123

И. Светлова «Вселенная», «Планеты», «Звезды»

1

124

О. Высотская «Как луна рассердилась»

1

125

Дж. Родари «Откуда берутся день и ночь?»

1

126

Н. Гончаров «В космос». Э. Мошковская «Мама, я, кузнечик и птица»

1

127

В. Горьков, Ю. Авдеев «Космическая азбука», «Луна», «На космической дороге», «Первый космонавт»

1

128

Я. Аким «Наша планета». А. Леонов «Обед в космосе»

1

129

Внеклассное чтение. «Космонавт А. Леонов о нашей планете»

1

130

Урок обобщения и систематизации по теме «Вселенная»

1

131

Сербская народная сказка «Почему у месяца нет платья»

1

132

Урок творчества по теме «Наша планета Земля»

1

133, 134

Резервные уроки (занятия внеклассным чтением или литературные праздники)

Семейное чтение. Ф. Кривин «Прабабушка наша Вселенная»

2

135, 136

Обобщение и систематизация изученного за год

2