СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

имени Героя России летчика-испытателя Сергея Рыбникова»




УТВЕРЖДЕНА

Приказом от ____________ № ____











Рабочая программа

учебного предмета «Литературное чтение»

(базовый уровень)

для 3 «В» класса














Составитель

Чебан Анна Сергеевна,

учитель начальных классов











г. Воскресенск

2020 год


Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» (авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».


Для реализации программного содержания используется:

-Учебник «Литературное чтение» (в 2-х частях), Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий- М.: Просвещение, 2017.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом на изучение литературного чтения во 3-м классе отводится 119 часов (3,5 часа в неделю из обязательной части учебного плана, 34 учебные недели).








































Планируемые результаты изучения предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.




Требования к уровню подготовки учащихся в 3 классе

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Личностные УУД

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.


  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные УУД

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?» и т.д.);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.


  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;

  • записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;

  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;

  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.


  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

  • высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);


  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами

Предметные УУД

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • рассуждать о категориях добро и злокрасиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.


  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;

  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.


  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

  • находить в произведении средства художественной выразительности.

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.





Содержание учебного предмета (119 часов)

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Самое великое чудо на свете (3 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (12 ч)

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк». Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Поэтическая тетрадь 1 (9 ч)

Проект: Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».. Сочинение – миниатюра «О чём расскажут листья»; А.А.Фет «мама! Глянь –ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой.» И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» ,«Встреча зимы»И.З. суриков « Детство», « Зима» Утренник « Первый снег»

Великие русские писатели (20 ч)

Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина», А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» , « Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета..», « Зимнее утро», « Зимний вечер». «Сказка о царе Салтане». Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника.И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. «Горные вершины», «На севере диком..», « Утёс», « Осень». Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого . Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Толстого: «Детство» (отрывок), «Акула», « Прыжок», « Лев и собачка», « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» .

Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)

Н.А. Некрасов «Славная осень!», « Не ветер бушует над бором..». « Дедушка Мазай и зайцы» К.И. Бальмонт. « Золотое слово»; И.А.Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги».

Литературные сказки (6 ч)

Д.Н.Мамин- сибиряк « Алёнушкины сказки» Присказка., « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши , Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М.Гаршин « Лягушка –путешественница». В.Д.Одоевский « Мороз Иванович».

Были - небылицы (9 ч)

М.Горький «Случайс Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» А.И.Куприн. « Слон»

Поэтическая тетрадь 3 (6 ч)

С.Чёрный .Стихи о животных : « Что ты тискаешь утёнка..», « Воробей», « Слон». А.А. Блок .» Ветхая избушка», « Сны», « Ворона « С.А.Есенин « Черёмуха».

Люби живое (14 ч)

М. М.Пришвин « Моя Родина». И.С.Соколов- Микитов « Листопадничек».

В.И.Белов « Малька провинился», « Еще раз про Мальку»..В.В. Бианки « « Мышонок Пик»..Б.С. Житков « Про обезьянку» В.П. Астафьев « Капалуха» В.Ю.Драгунский « Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 4 (7 ч)

С.Я. Маршак « Гроза днём» , « В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто « Разлука», « В театре», С. В. Михалков « Если». Е.А. Благинина « Кукушка» , « Котёнок»

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (11 ч)

Б.В. Шергин « Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». А.П. Платонов « Цветок на земле» , « Ещё мама». М.М.Зощенко. « Золотые слова», « Великие путешественники». Н.Н. Носов « Федина задача», « Телефон» В.Ю.Драгунский « Друг детства»..

По страницам детских журналов (8 ч)

Ю.И. Ермолаев « проговорился», « Воспитатели». Г.Остер « Вредные советы» , « Как получаются легенды». Р.Сеф. « Весёлые стихи» .Выразительное чтение

Зарубежная литература (8ч)

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике.

Учебно – тематический план

Название раздела

Количество часов

Вводный урок

1 ч

Самое великое чудо на свете

3 ч

Устное народное творчество

12 ч

Поэтическая тетрадь 1

8 ч

Великие русские писатели

19 ч

Поэтическая тетрадь 2

5 ч

Литературные сказки

6 ч

Были - небылицы

9 ч

Поэтическая тетрадь 3

5 ч

Люби живое

13 ч

Поэтическая тетрадь 4

7 ч

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

11 ч

По страницам детских журналов

8 ч

Зарубежная литература

12 ч

Итого

119 ч

































Календарно – тематический план по литературному чтению

на 2020 – 2021 учебный год

№ уроков п/п

№ урока раздела, темы

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Факти-ческие сроки (и/или корре-ция)

Вводный урок по курсу литературного чтения.- 1 ч.

1.

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1.09-04.09


Самое великое чудо на свете. 3ч.

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.



Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове.



Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений по разделу «Самое великое чудо на свете»

07.09-11.09


Устное народное творчество. -12 ч.

Русские народные песни. Обращение к силам природы.



Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.



Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

14.09-18.09


Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки.



Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Чтение по ролям.



Русская народная сказка «Иван - царевич и серый волк». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И. Билибина.



Русская народная сказка «Иван - царевич и серый волк». Составление плана сказки.

21.09-25.09


Русская народная сказка «Иван - царевич и серый волк». Чтение по ролям.



Русская народная сказка «Сивка-бурка». Иллюстрация к сказке В. Васнецова.



Русская народная сказка «Сивка-бурка». Сравнение художественного и живописного текстов.

28.09-02.10


Подготовка к выполнению проекта «Сочиняем волшебную сказку».



КВН,Обобщение и оценка достижений по разделу «Устное народное творчество»



Поэтическая тетрадь 1. - 8 ч.

Подготовка к выполнению проекта «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Русские поэты 19 – 20 века.



Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Средства художественной выразительности.

12.10-16.10


Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение - миниатюра «О чём расскажут осенние листья».



А.А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…». «Зреет рожь под жаркой нивой…».Картины природы.



И. С. Никитин «Полно, степь моя ...». Подвижные картины природы.



И. С. Никитин «Встреча зимы». Роль заголовка и олицетворение.

19.10-23.10


И. З. Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы, «Зима». Особенности ритма стихотворения.



Обобщение и оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь 1».



Великие русские писатели. - 19 ч.

А.С. Пушкин. Знакомство с биографией. Подготовка сообщения на основе статьи. Лирические стихотворения.

26.10-30.10


А.С. Пушкин «Зимнее утро». Средства художественной выразительности.



А.С. Пушкин «Зимний вечер». Настроение стихотворения.



А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». События сказочного текста.



А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл сказки.

02.11-06.11


А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Соотнесение рисунков И. Билибина к сказке с текстом.



А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Пересказ сказки.

09.11-13.11


И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о И. А. Крылове.



И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна». Нравственный урок читателю.



И. А. Крылов «Ворона и лисица». Инсценирование басни.



М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

23.11-27.11


М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…». Подбор музыки к лирическому стихотворению.



М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень». Сравнение лирического текста и произведения живописи.



Детство Л.Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.



Л.Н. Толстой «Акула». Составление различных вариантов плана. Чтение по ролям.

30.11-04.12


Л.Н. Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Чтение по ролям.



Л.Н. Толстой «Лев и собачка» (быль). Подробный пересказ.



Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», Л. Н. Толстой «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

07.12-11.12


Обобщение и оценка достижений по разделу «Великие русские писатели».



Поэтическая тетрадь 2. - 5 ч.

Н. А. Некрасов «Славная осень!». Картины природы. Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…». Работа над образными средствами языка.



Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою.



К. Д. Бальмонт «Золотое слово». Выразительное чтение стихотворений.

14.12-18.12


И.А.Бунин «Детство», «Густой зеленый ельник у дороги», «Полевые цветы» Картины природы.



Обобщение и оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь 2».



Литературные сказки. -6 ч.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка),«Сказка про храброго зайца». Нравственный смысл сказки.

21.12-25.12


В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки.



В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.



В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки.



В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный пересказ сказки.

28.12-31.12


Обобщение и оценка достижений по разделу «Литературные сказки».



Были-небылицы. 9 ч.

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.



М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

11.01-15.01


К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения.



К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения.



К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Подробный пересказ части произведения.

18.01-22.01


А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения.



А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана.



А. И. Куприн «Слон». Пересказ.



Обобщение и оценка достижений по разделу «Были-небылицы».

25.01-29.01


Поэтическая тетрадь 3. - 5 ч.

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон». Авторское отношение к изображаемому.



А. А. Блок «Ветхая избушка». Средства художественной выразительности.



А. А. Блок «Сны», «Ворона». Создание словесных картин. Отработка выразительного чтения.

01.02-05.02


С. А. Есенин «Черемуха». Выразительное чтение стихотворения.



Обобщение и оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь 3».



Люби живое. 13 ч.

М Пришвин «Моя Родина».



И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения.

08.02-12.02


И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Основная мысль произведения.



В. Белов «Малька провинилась». Главные герои рассказа.



В. Белов «Еще про Мальку». Озаглавливание текста.



В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.

22.02-26.02


В. В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. Нравственный смысл произведения.



Б. С. Житков «Про обезьянку». Деление текста на части.



Б. С. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ.

01.03-05.03


В. Дуров «Наша Жучка»



В. П. Астафьев «Капалуха».Герои произведения.». Главная мысль произведения.



В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.



Обобщение и оценка достижений по разделу «Люби живое».

08.03-12.03


Поэтическая тетрадь 4.- 7 ч.

С. Я. Маршак «Гроза днем». Выразительное чтение.



С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…». Заголовок стихотворения. Отработка выразительности.



А. Л. Барто «Разлука». Составление диалога по содержанию произведения.

15.03-19.03


А. Л. Барто «В театре». Авторское отношение к изображаемому в стихах.



С. В. Михалков «Если». «Рисунок». Выразительное чтение. Подготовка к выполнению проекта «Праздник поэзии».



Е. А. Благинина «Кукушка». Выразительное чтение.«Котенок». Работа над образными средствами языка.



Обобщение и оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

22.03-26.03


Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. 11 ч.

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Особенности заголовка произведения.



А.П. Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям.



А.П. Платонов «Еще мама». Герои рассказа.

29.03-02.04


М.М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа.



М.М. Зощенко «Золотые слова». Главная мысль произведения.



М.М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа.



М.М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий.

12.04-16.04


Н.Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа.



Н.Н. Носов «Федина задача». Анализ заголовка.



Н.Н. Носов «Телефон». Анализ заголовка. Особенности юмористического рассказа.



Обобщение и оценка достижений по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

19.04-23.04


По страницам детских журналов. 8 ч.

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы.



Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Главная мысль текста.



Ю. Ермолаев «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию.

26.04-30.04


Ю. Ермолаев «Воспитатели». Характеристика героев.



Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов.



Г. Остер «Как получаются легенды». Выразительное чтение.



Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение.

03.05-07.05


Обобщение и оценка достижений по разделу «По страницам детских журналов».



Зарубежная литература. 12 ч.

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги.



Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Пересказ.

10.05-14.05


Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки.



Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке.



Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Подготовка сообщения о великом сказочнике.



Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Характеристика героев.

17.05-21.05


Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Пересказ сказки.



Обобщение и оценка достижений по разделу «Зарубежная литература».



Резерв

24.05-28.05


Резерв



Резерв



Резерв



Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ


по программе

119

-

-


выпол-нено







СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Дубовицкая О.А. /

«______» ______________ 2020 г.



СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол № ___ от «___» ________ 2020г.

Руководитель ШМО

_____________ /О.В. Глухих/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!