РАССМОТРЕНО на ШМО учителей начальных классов Протокол №___ от «___»___________ 2020 г. Руководитель ШМО _________/О.Ш. Газизова / | СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя по УВР МОУ – СОШ с. Ямское ______________/М.А. Гладченко / «___»___________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ – СОШ с. Ямское _____________/Л.П.Мякшева / Приказ №___ от «___»___________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
в 3 классе
МОУ – СОШ с. Ямское Краснокутского района
Саратовской области
Составил: учитель начальных классов
Клочкова Надежда Валерьевна
2020– 2021 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ___ от «___» ______ 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы по литературному чтению для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по литературному чтению для учащихся 3-го класса Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина, являющейся составной частью Образовательной системы «Перспектива», программы воспитания Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа по литературному чтению рассчитана на 140 часов, при 4 часах в неделю. 35 учебные недели: I четверть — 32 ч, II четверть — 32 ч, III четверть — 40 ч, IV четверть — 32 ч.
Цели:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
развивать поэтический слух;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
обогащать чувственный опыт ребёнка;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Планируемые результаты
Личностные:
К окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Учащиеся получат возможность для формирования:
умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
умение понимать, что для меня значит «моя родина».
Метапредметные результаты:
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Учащиеся получат возможность для формирования:
учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Учащиеся получат возможность для формирования:
умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
умения владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
готовить самостоятельно проекты;
создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Учащиеся получат возможность для формирования:
умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
Самостоятельно составлять аннотацию;
Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Учащиеся получат возможность для формирования:
Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
Выявлять особенности героя художественного рассказа;
Выявить особенности юмористического произведения;
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Учащиеся получат возможность для формирования:
Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
Сравнивать былину и сказочный текст;
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
Определять ритм стихотворения.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
Умения писать отзыв на книгу.
Учащиеся получат возможность для формирования:
Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание
Книги - мои друзья
Книги, прочитанные летом. Книга – к мудрости ступенька. Первопечатник Иван Федоров. Мы идем в музей книги..
Жизнь дана на добрые дела
Т. Коти. Добрый друг. В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».М. Зощенко. Не надо врать. Л. Каминский. Сочинение.
М. Зощенко. Через тридцать лет. Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей. Н. Носов. Трудная задача. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.
Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».
Волшебные сказки
Волшебные сказки. Урок работы с книгой. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк». Летучий корабль. Русская народная сказка. Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».
Люби всё живое
Энциклопедии и справочники. К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравне-ние художественного и научно-познавательного текстов. В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот». В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». Тим Собакин. Песни бегемотов. Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик. М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.
Составление плана рассказа. Контрольная работа по разделу «Люби все живое».
Картины русской природы
Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.
Н. Некрасов. Славная осень.
М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».
А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».
В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.
Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.
К. Бальмонт. Снежинка.
К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».
Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.
Великие русские писатели
Выставка книг. Произведения русских писателей. В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин. Зимнее утро. Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро.
А.С. Пушкин. Зимний вечер.Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного ….А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. И.А. Крылов. Слон и Моська. И. А. Крылов. Чиж и голубь. Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Л.Н. Толстой. Лебеди. Л.Н. Толстой. Акула. Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов. И.А. Крылов. Квартет.
Литературная сказка
В.И. Даль. Девочка Снегурочка.
В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.
Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.
Дж. Родари. Волшебный барабан.
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.Тим Собакин. Лунная сказка.
Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе
С. Михалков. Упрямый козлёнок. С. Михалков. Упрямый козленок
Картины родной природы
Т. Коти. В родном краю.
Б. Заходер. Что такое стихи?
И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.
С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.
С. Есенин. С добрым утром.
Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.
М. Пришвин. Золотой луг.
Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».
Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.
Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.
Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы;
2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;
имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений.
читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;
читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;
делить несложный текст на части;
соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
рисовать словесные картины к художественным произведениям;
находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;
басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;
ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему;
различать художественные и научно-познавательные произведения;
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
найти книгу из рекомендованного списка литературы.
Критерии оценок по литературному чтению
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
- беглость, правильность, осознанность, выразительность
Оценка «5» - ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка «4» - ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка «3» - ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка «2» - ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны.
В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка «5» - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1.Правильная постановка логического ударения.
2.Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4.Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Оценка «5» - выполнены правильно все требования.
Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования.
Оценка «3» - допущены ошибки по трём требованиям.
Оценка «2»- допущены ошибки более, чем по трём требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2.Подбирать правильную интонацию.
3.Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Оценка «5» - выполнены правильно все требования.
Оценка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Оценка «3» - допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка «2»- допущены ошибки по трём требованиям.
Пересказ
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2»- не может передать содержание прочитанного.
Тест
Каждый тест состоит из десяти заданий разной сложности. На выполнение теста отводится урок. Выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненное – 0 баллов.
«5» - ученик набрал 9-10 баллов;
«4» - ученик набрал 7-8 баллов;
«3» - ученик набрал 5-6 баллов;
«2» - ученик набрал менее 5 баллов.
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
3 класс
Оценка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 слов в минуту и более слов и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
Оценка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.
Оценка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту; в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтени я молча не меньше 60 слов в минуту.
Оценка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметки «3».
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Вводный урок | 1 |
2. | Книги – мои друзья. | 4 |
2. | Жизнь дана на добрые дела. | 18 |
3. | Волшебные сказки. | 15 |
4. | Люблю всё живое. | 14 |
5. | Картины русской природы. | 17 |
6. | Великие русские писатели. | 25 |
7. | Литературная сказка. | 18 |
8. | Картины родной природы. | 24 |
Итого за год: | 136 |
Календарно – тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во уроков | дата |
план | факт |
1. | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. | 1 | | |
2. | «Книги – мои друзья» (4часа)Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. | 1 | | |
3. | Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | | |
4. | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. | 1 | | |
5. | Проект. Мы идём в музей книги. | 1 | | |
6. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг | 1 | | |
7. | Пословицы разных народов о человеке и его делах. | 1 | | |
8. | В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | 1 | | |
9. | Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. | 1 | | |
10. | Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя. | 1 | | |
11. | Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». | 1 | | |
12.. | М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. | 1 | | |
13. | М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ. | 1 | | |
14. | Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа. | 1 | | |
15. | Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. | 1 | | |
16. | М. Зощенко. Через тридцать лет .Поступок героя. | 1 | | |
17. | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 | | |
18. | Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача. | 1 | | |
19. | Семейное чтение. Притчи. | 1 | | |
20. | Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование. | 1 | | |
21. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | | |
22. | Проверочная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела.» | 1 | | |
23. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. | 1 | | |
24. | Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки. | 1 | | |
25. | Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя.. | 1 | | |
26. | В.Васнецов. «Иван – царевич на Сером Волке». Рассказ по картине. | 1 | | |
27. | Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки. | 1 | | |
28. | Русская сказка. Летучий корабль. Характеристики героев сказки. | 1 | | |
29. | Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. | 1 | | |
30. | Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки. Пересказ. | 1 | | |
31. | Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки. | 1 | | |
32. | Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Пересказ | 1 | | |
33. | Наш театр. Русская сказка. По щучьему веленью. Инсценирование. | 1 | | |
34. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | | |
35. | Проверочная работа по разделу «Волшебная сказка». | 1 | | |
37. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. | 1 | | |
38. | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.. | 1 | | |
39. | К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста. | 1 | | |
40. | К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Текст из энциклопедии. Барсук. | 1 | | |
41. | В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение. | 1 | | |
42. | Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения. | 1 | | |
43. | В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В.Бианки. | 1 | | |
44. | Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогла добраться домой. | 1 | | |
45. | О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ. | 1 | | |
46. | Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения. | 1 | | |
47. | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 | | |
48. | Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. | 1 | | |
49. | Самостоятельное чтение. Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности. | 1 | | |
50. | Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка Пересказ. | 1 | | |
51. | Семейное чтение. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка героев. | 1 | | |
52 | Н.Носов. Карасик. Характеристика героев произведения | 1 | | |
53. | Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов.. | 1 | | |
54. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | | |
55 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе | 1 | | |
56. | Проверочная работа по разделу «Люби все живое». | 1 | | |
57. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. | 1 | | |
58. | И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине. | 1 | | |
59. | Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. | 1 | | |
60. | М.Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образ | 1 | | |
61. | Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа. | 1 | | |
62 | А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения. | 1 | | |
63. | И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 | | |
64. | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 | | |
65. | Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки | 1 | | |
66. | Семейное чтение. К Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени. | 1 | | |
67 | Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А Саврасов. Зима | 1 | | |
68. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | | |
69. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. | 1 | | |
70. | Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ. | 1 | | |
71. | А.С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. | 1 | | |
72. | И.Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 | | |
73. | А.С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера. | 1 | | |
74. | Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 | | |
75. | А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 | | |
76. | В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине. | 1 | | |
77. | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой. | 1 | | |
78. | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане ... Нравственный смысл литературной сказки. | 1 | | |
79. | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане ... Особенности сюжета. Структура сказочного текста. | 1 | | |
80. | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,... Характеристика героев произведения. | 1 | | |
81. | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,... Особенности языка литературной сказки. | 1 | | |
82. | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане... Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. | 1 | | |
83. | Урок работы с книгой. Сказки А.С. Пушкина. | 1 | | |
84. | И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина. | 1 | | |
85. | И.А.Крылов. Викторина по басням И.А.Крылова. | 1 | | |
86. | И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни. | | | |
87. | И. А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни | | | |
88. | Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи. | | | |
89. | Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.. | | | |
90. | Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана. | | | |
91. | Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана. | | | |
92. | Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов. | | | |
93. | Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра. | | | |
94. | Л.Н.Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра. | | | |
95. | Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование. | | | |
96. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | | | |
97. | Маленькие и большие секреты страны Литературии Что такое согласие? | | | |
98. | Проверочная работа по разделу « Великие русские писатели». | | | |
99. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. | | | |
100. | В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой. | | | |
101. | В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки. | | | |
102. | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». | | | |
103. | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев. | | | |
104. | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. | | | |
105. | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения. | | | |
106. | Переводная литература для детей. Выставка книг. | | | |
107. | Переводная литература для детей. Б.Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы | | | |
108. | Р.Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы. | | | |
109. | Р.Киплинг. Маугли. Герои произведения. | | | |
110. | Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. | | | |
111. | Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки. | | | |
112. | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.. | | | |
113. | Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка. | | | |
114. | Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе. | | | |
115. | С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование. | | | |
116. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | | | |
117. | Проверочная работа по разделу « Литературная сказка.» | | | |
118. | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение | | | |
119. | Б. Заходер. Что такое стихи? Анализ стихотворения. | | | |
120. | И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка. | | | |
121. | Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». | | | |
122. | А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. | | | |
123. | С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы. | | | |
124. | С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения. | | | |
125. | Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. | | | |
126. | А Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства. | | | |
127. | О. Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. | | | |
128. | М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов.. | | | |
129. | А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому. | | | |
130. | Саша Чёрный. «Летом» А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы. | | | |
131. | Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы.. | | | |
132-133. | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | | | |
134. | Самостоятельное чтение. Г.Юдин. Поэты.. | | | |
135 | Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература. | | | |
136 | Итоговая проверочная работа. Обобщающий урок | | | |
Литература
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1 | Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий | Учебник. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. | Просвещение | 2015 Ч.1 -160 стр Ч.2 -160 стр |
2 | Т.Ю. Коти | Литературное чтение. 3 класс. Творческая тетрадь | Просвещение | 2015 64 стр |