СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс.»

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов:


1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя школа им. Я.М.Вадина п. Дивный»

4. Учебный план МБОУ «Средняя школа им. Я.М.Вадина п. Дивный»


Цели:

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; - совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе
книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; - формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; - формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; - воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран

Задачи:
-развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
-формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
-обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
-формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
-формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
-обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
-работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.



2. ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

Вступительная статья.

Самое великое чудо на свете (3ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (14ч)

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Поэтическая тетрадь (11ч)

Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».

Великие русские писатели (24ч)

Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь (6ч)

Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…».

Литературные сказки (8ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Были-небылицы (10ч)

М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А.И. Куприн «Слон»

Поэтическая тетрадь (6ч)

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А. Есенин «Черёмуха».

Люби живое (16ч)

М.М. Пришвин «Моя Родина». И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». В.Л. Дуров «Наша Жучка». В.П. Астафьев «Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».



Поэтическая тетрадь 2 (8ч)

С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто «Разлука», «В театре». С.В. Михалков «Если…». Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Проект «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч)

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В.Ю. Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов (8ч)

Вступительная статья. Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».

Зарубежная литература (8ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике.
























4. Тематическое планирование.



Тема раздела

Количество часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Самое великое чудо на свете

3

3

Устное народное творчество

14

4

Поэтическая тетрадь 1

11

5

Великие русские писатели

24

6

Поэтическая тетрадь 2

6

7

Литературные сказки

8

8

Были-небылицы

10

9

Поэтическая тетрадь 1

6

10

Люби живое

16

11

Поэтическая тетрадь 2

8

12

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

12

13

По страницам детских журналов

8

14

Зарубежная литература

8

15

Резерв

5

Итого:


140

















































ПРИЛОЖЕНИЕ



Календарно- тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Знакомство с учебником

1



Самое великое чудо на свете.

3



2

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

1



3

Первопечатник Иван Фёдоров.

1



4

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.

1




Устное народное творчество.

14



5

Русские народные песни.

1



6

Шуточные народные песни.

1



7

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

1



8

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1



9,10

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2



11-13

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

3



14, 15

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

2



16

Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин.

1



17

КВН ( Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

1



18

Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

1




Поэтическая тетрадь 1.

11



19

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

1



20

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

1



21

Ф.И. Тютчев «Листья».

1



22

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».

1



23

А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1



24

И.С. Никитин «Полно, степь моя…».

1



25

И.С. Никитин «Встреча зимы».

1



26

И.З. Суриков «Детство».

1



27

И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом произведении.

1



28

Путешествие в литературную страну. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1



29

Оценка достижений.

1




Великие русские писатели

24



30

А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что нового я узнал о жизни А.С. Пушкина».

1



31

А.С. Пушкин «За весной, красой природы…». «Уж небо осенью дышало…».

1



32

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета».

1



33

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

1



34

А.С. Пушкин «Зимний вечер».


1



35-38

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

4



39

И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове.

1



40

И.А. Крылов «Мартышка и очки».

1



41

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

1



42

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

1



43

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1



44

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

1



45

М.Ю. Лермонтов «Утёс».

1



46

М.Ю. Лермонтов «Осень».

1



47

Детство Л.Н. Толстого

1



48-49

Л.Н. Толстой «Акула».

2



50

Л.Н. Толстой «Прыжок».

1



51

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

1



52

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1



53

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Оценка достижений.

1




Поэтическая тетрадь 2

6



54

Н.А. Некрасов «Славная осень!»

1



55

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».

1



56

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1



57

К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

1



58

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».

1



59

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений.

1




Литературные сказки

8



60

Промежуточная диагностическая работа.

1



61

Знакомство с литературными сказками.Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

1



62

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1



63-64

В.М. Гаршин «Лягушка путешественница».

2



65-66

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

2



67

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений.

1




Были-небылицы

10



68-69

М. Горький «Случай с Евсейкой».

2



70-72

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

3



73-76

А.И. Куприн «Слон».

4



77

Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».Оценка достижений.

1




Поэтическая тетрадь 1

6



78

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…»

1



79

С. Чёрный «Воробей», «Слон».

1



80

А.А. Блок «Ветхая избушка».

1



81

А.А. Блок «Сны», «Ворона».

1



82

С.А. Есенин «Черёмуха».

1



83

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.

1




Люби живое

16



84

М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

1



85-86

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

2



87

В.И. Белов «Малька провинилась».

1



88

В.И. Белов «Ещё про Мальку».

1



89-91

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

3



92-95

Б.С. Житков «Про обезьянку».

4



96

В.Л. Дуров «Наша Жучка».

1



97

В.П. Астафьев «Капалуха».

1



98

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1



99

Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Оценка достижений.

1




Поэтическая тетрадь 2

8



100

С.Я. Маршак «Гроза днём».

1



101

С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…».

1



102

А.Л. Барто «Разлука»

1



103

А.Л. Барто «В театре».

1



104

С.В. Михалков «Если».

1



105

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1



106

Проект: «Праздник поэзии»

1



107

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений.

1




Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12



108

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1



109-110

А.П. Платонов «Цветок на земле».

2



111-112

А.П. Платонов «Ещё мама».

2



113

М.М. Зощенко «Золотые слова»

1



114-115

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

2



116

Н.Н. Носов «Федина задача».

1



117

Н.Н. Носов «Телефон».

1



118

В.Ю. Драгунский «Друг детства».

1



119

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений.

1




По страницам детских журналов

8



120

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы.

1



121

Ю.И. Ермолаев «Проговорился».

1



122

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».

1



123

Г.Б. Остер «Вредные советы».

1



124

Г.Б. Остер «Как получаются легенды».

1



125

Р. Сеф. «Весёлые стихи».

1



126

Создание сборника добрых советов.

1



127

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Оценка достижений.

1



Зарубежная литература

8



128-129

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

2



130-132

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

3



133

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

1



134

Итоговая диагностическая работа.

1



135

Обобщение знаний по курсу «Литературное чтение» Оценка достижений.

1



136-140

Резерв

5













































ПРИЛОЖЕНИЕ



Проекты.


1.Проект « Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

2.Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

3.Проект «Праздник поэзии»