Черемшанская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Павлова
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тюменцевской средней
общеобразовательной школы Тюменцевского района Алтайского края
Рабочая программа
по литературному чтению
для 1 класса
Составитель: Гартман Маргарита Петровна,
учитель начальных классов
с. Черемшанка
2019
Пояснительная записка
1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования и с учетом авторской программы «Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений \Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина\. – М.: Просвещение, 2011
1.2.Общие цели учебного предмета
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведения изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров и тематики, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
создать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении, формировать «читательскую самостоятельность».
1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет Литературное чтение изучается с 1 класса по 4. Учебный план составляет 552 часа. В том числе в 1 классе 40 часов из расчета 4 часа в неделю.
1.4.УМК.
УМК для учителя:
Программа (авторская) | Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы/ Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Г.В. Бельтюкова и др..- М.: Просвещение, 2011 |
Учебник | Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.- М.: Просвещение, 2013 + Электронное приложение к учебнику |
Рабочая тетрадь | М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская и др. Литературное чтение: рабочая тетрадь: 1 класс.- М.: Просвещение, 2016 |
Методическое пособие | Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н.А.Стефаненко. - М.: Просвещение,2012 |
УМК для учащегося:
Учебник | Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.- М.: Просвещение, 2013 + Электронное приложение к учебнику |
Планируемые результаты образования.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета, курса
№ | Наименование темы (раздела) программы | Краткая характеристика содержания предмета |
1. | Вводный урок | Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. |
2. | Жили-были буквы | Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. |
3. | Сказки, загадки, небылицы | Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. |
4. | Апрель, апрель! Звенит капель | Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. |
5. | И в шутку и всерьез | Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. |
6. | Я и мои друзья | Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. |
7. | О братьях наших меньших | Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. |
4.Тематическое поурочное планирование.
№ урока | Название разделов и тем уроков | Количество часов |
Вводный урок (1 ч) |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 |
Жили – были буквы (7 ч) |
2 | В.Данько «Загадочные буквы». | 1 |
3 | И.Токмаков « Аля, Кляксич и буква А». | 1 |
4 | С.Чёрный «Живая азбука» Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» | 1 |
5 | Г.Сапгир «Про медведя» И.Гамазкова «Кто как кричит?» Е.Григорьева «Живая азбука» | 1 |
6 | С.Маршак «Автобус №26» | 1 |
7 | Из старинных книг. Разноцветные страницы. | 1 |
8 | Урок обобщения по разделу «Жили-были буквы» | 1 |
Сказки, загадки, небылицы (7 ч) |
9 | Русская народная сказка «Теремок» | 1 |
10 | Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 |
11 | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. | 1 |
12 | Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек. | 1 |
13 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 |
14 | Русская народная сказка «Петух и собака» | 1 |
15 | Урок обобщения. Викторина по сказкам. Оценка своих достижений. | 1 |
Апрель, апрель! Звенит капель… (5 ч.) |
16 | А.Майков «Ласточка примчалась…» Т Белозёров «Подснежники» | 1 |
17 | С.Маршак «Апрель» Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки». | 1 |
18 | Е.Трутнева, «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки» | 1 |
19 | Из старинных книг. Разноцветные страницы. | 1 |
20 | Обобщение по теме Апрель, апрель! Звенит капель. | 1 |
И в шутку и всерьёз (6 ч + 1 ч) |
21 | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк» | 1 |
22 | Г.Кружков «Ррры». Н.Артюхова «Саша-дразнилка» | 1 |
23 | К.Чуковский Федотка». О.Дриз «Привет» | 1 |
24 | О.Григорьев «Стук» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | 1 |
25 | К.Чуковский «Телефон» | 1 |
26 | М.Пляцковский «Помощник». | 1 |
Я и мои друзья (5 ч + 2 ч) |
27 | Ю.Ермолаев «Лучший друг». Е.Благинина «Подарок» | 1 |
28 | В.Орлов «Кто первый?». С.Михалков «Бараны». Р.Сеф «Совет» | 1 |
29 | И.Пивоварова «Вежливый ослик». В Орлов «Если дружбой…» Я.Аким «Моя родня» | 1 |
30 | С.Маршак «Хороший день». По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» Ю.Энтин «Про дружбу» | 1 |
31 | Из старинных книг. Разноцветные страницы. | 1 |
32 | Из старинных книг. Разноцветные страницы. | 1 |
34 | Оценка своих достижений. Проект «Наш класс - дружная семья» | 1 |
О братьях наших меньших (5 ч + 1 ч) |
35 | С.Михалков «Трезор». Р.Сеф «Кто любит собак…» | 1 |
36 | В.Осеева «Плохо». И.Токмакова «Купите собаку» | 1 |
37 | М Пляцковский «Цап Царыпыч». Г.Сапгир «Кошка» | 1 |
38 | В. Берестов. Лягушата. В.Лунин Никого не обижай С.Михалков Важный совет | 1 |
39 | Д.Хармс Храбрый ёж. Н.Сладков. Лисица и еж. | 1 |
40 | Обобщающий урок по теме « О братьях наших меньших». Оценка достижений. | 1 |
Лист внесения изменений
№ п/п | Дата | Характер изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |