СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке. 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным  государственным   образовательным   стандартом  начального  общего образования,  учебным планом МАОУ «СОШ №7» , с учетом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок»  и  обеспечена учебником  Н.В.Нечаевой, В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение» 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке. 1 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

г. Улан – Удэ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению на родном (русском) языке



Класс: 1 -а Количество часов в год – 33 часа

Учитель: Любушкина Оксана Александровна Категория –высшая Стаж работы – 31 год


Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена учебником Н.В. Нечаевой «Азбука», В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение» 




Рабочая программа принята на заседании МЦ «Детство» « » сентября 2021 года

Руководитель МЦ _______________ Нечаева Л.В.


Согласована МС « » сентября 2021 года

Зам. директора по НМР__________________Гармаева Л.А.

Зам. директора по УВР _________________Касторнова Е.Ф.




I.Планируемые результаты

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» , с учетом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок» и обеспечена учебником Н.В.Нечаевой, В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение» 

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Задачи курса:

- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;

- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;

- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.

Решение этих задач, прежде всего, зависит от уровня сформированности у ребенка механизма чтения и навыков работы с разными видами текстов: научно-популярными и художественными. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении букваря. На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения самого сложного для восприятия - художественного текста.

Дети читают вслух и про себя, развивая технические навыки и совершенствуя качества чтения, не только такие, как осознанность и самостоятельность, но и выразительность.

Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия


У обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение к уроку литературного чтения;

- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

- способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

- первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отражённых в литературных текстах;

- восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении;

- чувство любви к природе родного края;

- основы для развития творческого воображения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к чтению; мотивации обращения к книге;

- основы для эмоционального переживания художественного текста;

- способности выражать свои эмоции в выразительном чтении;

- понимания смысля нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;

- умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;

- стремления к взаимопониманию детей и взрослых;

- ориентации на здоровый образ жизни;

- стремление к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

-осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность планирования своей деятельности:

- выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;

- участвовать в оценке результатов деятельности.



Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

- понимать фактическое содержание текста;

- выделять события, видеть их последовательность в произведении;

- выделять в тексте основные части;

- выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);

- работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков;

- пользоваться словарными пояснениями учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выделять и формулировать познавательную цель;

- структуировать знания;

- группировать тексты по заданному основанию;

- различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

- работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

- понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

- принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.


Обучающийся получит возможность научиться:

- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;

- проявлять интерес к общению на уроке;

- уважать мнение собеседников;

- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности


Обучающийся научится:

- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);

- читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;

- понимать содержание прочитанного;

- пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;

- эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;

- находить и придумывать рифмы;

- определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);

- отличать монолог от диалога;

- уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- оценивать литературного героя произведения по его поступкам.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;

- определять главную мысль литературного произведения;

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

- строить высказывания по образцу;

- формулировать несложные выводы;

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;

- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

- понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.


Круг детского чтения

Обучающийся научится:

- определять автора и название книги;

- называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;

- понимать и использовать понятия «обложка книги», «содержание», «абзац»;

- ориентироваться в книге (автор, название, иллюстрации);

- ориентироваться в главах учебника, находить разделы «Твой день», «Проверь себя»,; ориентироваться в заданиях учебника по значкам («Вопросы и задания», «Творческое задание», «Прочитай в хрестоматии», «Инсценируй», «Поиск информации. Исследование»);

- понимать назначение библиотеки.

Обучающийся получит возможность научится:

- ориентироваться в мире детской литературы на примере народной и авторской сказки, стихотворения;

- определять заинтересовавший круг текстов и произведений;

- делать сообщение о понравившейся книге;

- ориентироваться в профессиях, связанных с книгами;

- использовать информацию о происхождении книги в устных и письменных сообщениях;

- рассказывать о прочитанной книге и своей домашней библиотеке.


Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

- отличать стихотворный текст от прозаического;

- отличать художественный текст от научного; сопоставлять небольшие по объёму тексты: художественный и научный;

- представлять многообразие жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);

- представлять отличительные особенности сказки, рассказа, стихотворения.


Обучающийся получит возможность научиться:

- различать понятия «художественная литература», «научная литература»;

- отличать фольклорный текст от литературного;

- различать произведения малых фольклорных жанров;

- находить элементы сюжета (завязка, кульминация, развязка); домысливать элементы сюжета;

- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слова, звукопись, рифма);

- видеть рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись.

Творческая деятельность учащихс

Обучающийся научится:

- откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок;

- подбирать иллюстрации к литературному произведению;

- создавать рисунки-иллюстрации к произведениям;

- выражать эмоции и настроение в процессе чтения.


Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;

- выделять доминанту характера животных – героев народных сказок и передавать её в чтении;

- выражать чувства, передавать настроение стихотворения;

- инсценировать несложные произведения


II. Содержание учебного предмета


п/п

Тема раздела

Часы

Содержание программного материала


1

Подготовительный период

Речь устная и письменная. Разные языки народов мира и России.

Фестиваль сказочных героев

Найди пары. Знакомство с речевыми средствами общения.

2

2 этап

3 ч

«В костюмерной». Составление сказок.

Особенности сказочных героев

Многозначность слов.

3

3 этап

7 ч

«Чудеса русского языка».

Разыгрывание сюжетов.

Интонация в предложении.

Сравнение скороговорок и загадок.

Переносное значение слов. Зависимость смысла предложения от порядка слов.

Удивительное -ка. Звуковой анализ слов.

Подбери похожее слово». Тематические группы слов.

4

4 этап

7 ч

Чтение текстов с изученными буквами. Из истории языка. Многозначность слов.

Как мы общаемся.

Знакомство с фольклором. Загадки, считалки, путаница.

Чем похожи и чем непохожи?

Рисованные стихи.

Многозначные слова.

5

Книги – твои друзья

С. Маршак. «Говорила мышка мышке...»
Д. Биссет. Под ковром
Д. Хармс. Я проснусь
К. Чуковский. «Да здравствует мыло душистое...»
В. Берестов. Читалочка

6

Путешествие в мир Литературы

А. Милн. Винни Пух и все-все-все (Отрывок)
К. Чуковский. Барабек
Е. Чеповецкий. Непоседа, Мякиш и Нетак (Отрывок)
C. Махотин. Плохая привычка

7

Долина рассказов: тайна за тайной

В. Лунин. Стёклышко
И. Пивоварова. Секретики
A. Барто. «Я одна ничья сестра...»
B. Орлов. «Кто кого обидел первый?..»
В. Берестов. Обида

8

Сады поэзии: из чего растут стихи

А. Барто. Вот так защитник
А. Барто. Мишка
А. Барто. Думают ли звери
Б. Заходер. «Я, на всё махнув рукой...»
Е. Серова. «Надо к пятнице Егорке...»
В. Инбер. «Оттепель, оттепель...»
И. Орлова. Дерево-жираф
Л. Друскин. «Там ива, опираясь на костыль...»

9

Сказочные дорожки: твой путеводитель

3 ч

Кот и лиса (Русская народная сказка)

Гуси-лебеди (Русская народная сказка)
Ш. Перро. Красная Шапочка

10

Открытие в литературе и фантазия в науке

К. Ушинский. Лиса Патрикеевна
К. Ушинский. Утренние лучи

В. Драгунский. Тайное всегда становится явным
Р. Сеф. «Если ты ужасно гордый...»


Итого

33 ч
















III. Календарно-тематическое планирование


Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Формируемые

УУД

Личностные результаты

Подготовительный период

Речь устная и письменная. Разные языки народов мира и России.

1

Регулятивные: Принимать нормы общения, учиться ставить цели обучения. Формирование умения общаться (как?)

Формирование способов использования знаков.

Познавательные: Осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление процесса общения как способа получения и передачи информации.

Осмысление связи между словом и знаком (в частности их взаимозаменяемости)

Коммуникативные: Формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.

Использование знаков и символов как способ взаимодействия с окружающим миром

Осознание роли ученика, восприятие человека человеком. Принятие норм поведения в школе. Освоение правил культуры общения. Осознание важности использования знаков- символов при взаимодействии с окружающим миром

Фестиваль сказочных героев

1

Найди пары. Знакомство с речевыми средствами общения.

1



2 этап

3 ч

«В костюмерной». Составление сказок.

1

Регулятивные УУД: Формирование индивидуального способа определения гласного звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Освоение способа определения согласного звука и фонетического анализа звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Познавательные: Установление соответствия между гласным звуком и буквой, его обозначающей. (Гласные произносятся без смыкания губ, нет преграды для воздуха во время звукового произношения)

Установление соответствия между согласным звуком и буквой, его обозначающей. Различие мягких согласных звуков от твёрдых согласных. Алгоритм чтения ребусов с изученными согласными буквами

.Коммуникативные: Формировать умение слышать и слушать

Формировать умение слышать и слушать, отвечать на вопросы, работать в парах, в группе при чтении дополнительных текстов.

Использование знаков и символов как способ взаимодействия с окружающим миром Формирование индивидуального стиля деятельности.

Особенности сказочных героев

1

Многозначность слов.

1



3 этап

7 ч

«Чудеса русского языка».

1

Регулятивные: Освоение способа определения согласного звука и фонетического анализа звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Освоение способа определения мягкого согласного звука и фонетического анализа звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Познавательные: Осмысление алгоритма определения согласного звука. Установление соответствия между согласным звуком и буквой, его обозначающей. Установление мягкого согласного в слове. Понять, что звук [й] – всегда мягкий. Алгоритм чтения ребусов с изученными согласными буквами.

Осмысление алгоритма определения мягкого согласного звука. Самостоятельно добывать информацию из текста. Установление соответствия между согласным звуком и буквой, его обозначающей. Установление мягкого согласного в слове. Понять, что звук [ц] – всегда твёрдый.

Коммуникативные: Формировать умение слышать и слушать, читать тексты в парах.

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать общие выводы.:

Формирование индивидуального стиля деятельности, умения читать по слогам и целым словом.

Разыгрывание сюжетов.

1

Интонация в предложении.

1

Сравнение скороговорок и загадок.

1

Переносное значение слов. Зависимость смысла предложения от порядка слов.

1

Удивительное -ка. Звуковой анализ слов.

1

Подбери похожее слово». Тематические группы слов.

1



4 этап

7 ч

Чтение текстов с изученными буквами.

1

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: Самостоятельно добывать информацию из текста, ориентироваться в тексте.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, оказывать помощь

осознание потребности в систематическом чтении.

Из истории языка. Многозначность слов.

1

Как мы общаемся.

1

Знакомство с фольклором. Загадки, считалки, путаница.

1

Чем похожи и чем непохожи?

1

Рисованные стихи.

1

Многозначные слова.

1




Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании 1отвесов на вопросы; овладение техникой чтения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Литературное чтение

2 ч

Книги- твои друзья


Регулятивные:

-умение ориентироваться в учебнике

-умение организовать своё рабочее место

-адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

Познавательные:

-умение осознанно строить речевое высказывание

-умение проводить аналогии

-формирование логических действий, анализа, сравнения

-умение устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные:

-умение формулировать собственное мнение

-умение понимать и принимать разные точки зрения по одному вопросу


-развитие готовности к сотрудничеству, умение чувствовать, понимать, фантазировать

-умение отвечать за свои поступки










Особенности поэтического текста. Работа с понятиями «рифма», «поэзия», «проза».

1

Элементы книги. Понятие о библиотеке. Связь книги с разными сторонами человеческой жизни

1




2 ч

Путешествие в мир Литературы


Регулятивные:

-моделирование различных ситуаций поведения

-умение организовать своё рабочее место

Познавательные:

-умение проводить аналогии

-умение отличать художественный текст от научного

Коммуникативные:

-умение сравнивать себя с лирическим героем

-развитие готовности к сотрудничеству



Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы.

1

Различение научного и художественного текстов. Проверь себя

1




2 ч

Долина рассказов: тайна за тайной.


Регулятивные:

-развитие волевой саморегуляции

-умение контролировать свою деятельность

Познавательные:

-умение определять героев и персонажей

-умение отличать авторскую позицию от позиции героя

-умение строить логические рассуждения

Коммуникативные:

-умение договариваться, находить общее решение

- умение сравнивать себя с литературными героями

-умение вступать диалог

-развитие готовности к сотрудничеству

-формирование адекватной самооценки



Сочиняем загадки. Что на что похоже. Приёмы сравнения в загадке и в авторской поэзии

1

Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя

1




2 ч

Сады поэзии: из чего растут стихи.


Регулятивные:

-развитие волевой саморегуляции

-моделировать разные ситуации поведения

Познавательные:

-умение наблюдать за характером героев

Коммуникативные:

-аргументировать своё мнение

-умение договариваться, находить общее решение

-умение радоваться успехам одноклассников

-формирование адекватной самооценки



Поэтические сюрпризы. Олицетворение как художественный приём.

1

Загадка в рассказе. Представляем героя. Проверь себя

1


3 ч

Сказочные дорожки: твой путеводитель.


Регулятивные:

-умение осуществлять действие по образцу

-умение адекватно понимать оценку учителя и одноклассников

Познавательные:

-умение проводить аналогии

-умение отличать сказку, рассказ, стихотворение

-умение строить логические рассуждения

Коммуникативные:

-умение вступать в диалог, договариваться, приходить к решению

-умение радоваться успехам одноклассников

-умение отвечать за свои поступки

-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе


Особенности народных текстов в сравнении с авторскими.

1

Сказки о животных. Средства создания образа героя в сказке о животных. Обобщение читательского опыта.

Общее в сказках разных народов.

1

Народная и авторская сказка: сходство и различия

1


2 ч

Открытия в литературе и фантазия в науке


-умение радоваться успехам одноклассников

-умение отвечать за свои поступки

-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

-умение отвечать за свои поступки


Поэзия в рассказе и стихотворениях. Приём олицетворения в разных жанрах

1

Мир глазами поэта и учёного. Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия

1

Итого

33 ч