Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена учебником Н.В. Нечаевой «Азбука», В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение»
- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;
- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;
- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;
- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.
Дети читают вслух и про себя, развивая технические навыки и совершенствуя качества чтения, не только такие, как осознанность и самостоятельность, но и выразительность.
Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением.
Личностные универсальные учебные действия |
У обучающихся будут сформированы: - положительное отношение к уроку литературного чтения; - эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; - способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; - первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отражённых в литературных текстах; - восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении; - чувство любви к природе родного края; - основы для развития творческого воображения. | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к чтению; мотивации обращения к книге; - основы для эмоционального переживания художественного текста; - способности выражать свои эмоции в выразительном чтении; - понимания смысля нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина; - умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя; - стремления к взаимопониманию детей и взрослых; - ориентации на здоровый образ жизни; - стремление к успешности в учебной деятельности. |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: -осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; - принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. | Обучающийся получит возможность научиться: - понимать цель и смысл выполняемых заданий; - понимать важность планирования своей деятельности: - выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; - участвовать в оценке результатов деятельности. |
Познавательные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: - ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; - понимать фактическое содержание текста; - выделять события, видеть их последовательность в произведении; - выделять в тексте основные части; - выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); - работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков; - пользоваться словарными пояснениями учебника. | Обучающийся получит возможность научиться: - выделять и формулировать познавательную цель; - структуировать знания; - группировать тексты по заданному основанию; - различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; - работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; - воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; - понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; - принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. | Обучающийся получит возможность научиться: - задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; - проявлять интерес к общению на уроке; - уважать мнение собеседников; - преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; - следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; - входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию. |
Предметные результаты Виды речевой и читательской деятельности |
Обучающийся научится: - читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе); - читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору; - понимать содержание прочитанного; - пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; - эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении; - находить и придумывать рифмы; - определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); - отличать монолог от диалога; - уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац); - отвечать на вопросы по содержанию текста; - оценивать литературного героя произведения по его поступкам. | Обучающийся получит возможность научиться: - выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание; - определять главную мысль литературного произведения; - соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения; - строить высказывания по образцу; - формулировать несложные выводы; - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части; - находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя; - осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста; - понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план. |
Круг детского чтения |
Обучающийся научится: - определять автора и название книги; - называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; - понимать и использовать понятия «обложка книги», «содержание», «абзац»; - ориентироваться в книге (автор, название, иллюстрации); - ориентироваться в главах учебника, находить разделы «Твой день», «Проверь себя»,; ориентироваться в заданиях учебника по значкам («Вопросы и задания», «Творческое задание», «Прочитай в хрестоматии», «Инсценируй», «Поиск информации. Исследование»); - понимать назначение библиотеки. | Обучающийся получит возможность научится: - ориентироваться в мире детской литературы на примере народной и авторской сказки, стихотворения; - определять заинтересовавший круг текстов и произведений; - делать сообщение о понравившейся книге; - ориентироваться в профессиях, связанных с книгами; - использовать информацию о происхождении книги в устных и письменных сообщениях; - рассказывать о прочитанной книге и своей домашней библиотеке. |
Литературоведческая пропедевтика |
Обучающийся научится: - отличать стихотворный текст от прозаического; - отличать художественный текст от научного; сопоставлять небольшие по объёму тексты: художественный и научный; - представлять многообразие жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка); - представлять отличительные особенности сказки, рассказа, стихотворения. | Обучающийся получит возможность научиться: - различать понятия «художественная литература», «научная литература»; - отличать фольклорный текст от литературного; - различать произведения малых фольклорных жанров; - находить элементы сюжета (завязка, кульминация, развязка); домысливать элементы сюжета; - находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слова, звукопись, рифма); - видеть рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись. |
Творческая деятельность учащихс |
Обучающийся научится: - откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок; - подбирать иллюстрации к литературному произведению; - создавать рисунки-иллюстрации к произведениям; - выражать эмоции и настроение в процессе чтения. | Обучающийся получит возможность научиться: - воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов; - выделять доминанту характера животных – героев народных сказок и передавать её в чтении; - выражать чувства, передавать настроение стихотворения; - инсценировать несложные произведения |
№ п/п | Тема раздела | Часы | Содержание программного материала |
1 | Подготовительный период | 3ч | Речь устная и письменная. Разные языки народов мира и России. Фестиваль сказочных героев Найди пары. Знакомство с речевыми средствами общения. |
2 | 2 этап | 3 ч | «В костюмерной». Составление сказок. Особенности сказочных героев Многозначность слов. |
3 | 3 этап | 7 ч | «Чудеса русского языка». Разыгрывание сюжетов. Интонация в предложении. Сравнение скороговорок и загадок. Переносное значение слов. Зависимость смысла предложения от порядка слов. Удивительное -ка. Звуковой анализ слов. Подбери похожее слово». Тематические группы слов. |
4 | 4 этап | 7 ч | Чтение текстов с изученными буквами. Из истории языка. Многозначность слов. Как мы общаемся. Знакомство с фольклором. Загадки, считалки, путаница. Чем похожи и чем непохожи? Рисованные стихи. Многозначные слова. |
5 | Книги – твои друзья | 2ч | С. Маршак. «Говорила мышка мышке...» Д. Биссет. Под ковром Д. Хармс. Я проснусь К. Чуковский. «Да здравствует мыло душистое...» В. Берестов. Читалочка |
6 | Путешествие в мир Литературы | 2ч | А. Милн. Винни Пух и все-все-все (Отрывок) К. Чуковский. Барабек Е. Чеповецкий. Непоседа, Мякиш и Нетак (Отрывок) C. Махотин. Плохая привычка |
7 | Долина рассказов: тайна за тайной | 2ч | В. Лунин. Стёклышко И. Пивоварова. Секретики A. Барто. «Я одна ничья сестра...» B. Орлов. «Кто кого обидел первый?..» В. Берестов. Обида |
8 | Сады поэзии: из чего растут стихи | 2ч | А. Барто. Вот так защитник А. Барто. Мишка А. Барто. Думают ли звери Б. Заходер. «Я, на всё махнув рукой...» Е. Серова. «Надо к пятнице Егорке...» В. Инбер. «Оттепель, оттепель...» И. Орлова. Дерево-жираф Л. Друскин. «Там ива, опираясь на костыль...» |
9 | Сказочные дорожки: твой путеводитель | 3 ч | Кот и лиса (Русская народная сказка) Гуси-лебеди (Русская народная сказка) Ш. Перро. Красная Шапочка |
10 | Открытие в литературе и фантазия в науке | 2ч | К. Ушинский. Лиса Патрикеевна К. Ушинский. Утренние лучи В. Драгунский. Тайное всегда становится явным Р. Сеф. «Если ты ужасно гордый...» |
| Итого | 33 ч | |
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Формируемые УУД | Личностные результаты |
Подготовительный период | 3ч | Речь устная и письменная. Разные языки народов мира и России. | 1 | Регулятивные: Принимать нормы общения, учиться ставить цели обучения. Формирование умения общаться (как?) Формирование способов использования знаков. Познавательные: Осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление процесса общения как способа получения и передачи информации. Осмысление связи между словом и знаком (в частности их взаимозаменяемости) Коммуникативные: Формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. Использование знаков и символов как способ взаимодействия с окружающим миром | Осознание роли ученика, восприятие человека человеком. Принятие норм поведения в школе. Освоение правил культуры общения. Осознание важности использования знаков- символов при взаимодействии с окружающим миром |
Фестиваль сказочных героев | 1 |
Найди пары. Знакомство с речевыми средствами общения. | 1 |
| |
2 этап | 3 ч | «В костюмерной». Составление сказок. | 1 | Регулятивные УУД: Формирование индивидуального способа определения гласного звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Освоение способа определения согласного звука и фонетического анализа звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: Установление соответствия между гласным звуком и буквой, его обозначающей. (Гласные произносятся без смыкания губ, нет преграды для воздуха во время звукового произношения) Установление соответствия между согласным звуком и буквой, его обозначающей. Различие мягких согласных звуков от твёрдых согласных. Алгоритм чтения ребусов с изученными согласными буквами .Коммуникативные: Формировать умение слышать и слушать Формировать умение слышать и слушать, отвечать на вопросы, работать в парах, в группе при чтении дополнительных текстов. | Использование знаков и символов как способ взаимодействия с окружающим миром Формирование индивидуального стиля деятельности. |
Особенности сказочных героев | 1 |
Многозначность слов. | 1 |
| |
3 этап | 7 ч | «Чудеса русского языка». | 1 | Регулятивные: Освоение способа определения согласного звука и фонетического анализа звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Освоение способа определения мягкого согласного звука и фонетического анализа звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Познавательные: Осмысление алгоритма определения согласного звука. Установление соответствия между согласным звуком и буквой, его обозначающей. Установление мягкого согласного в слове. Понять, что звук [й] – всегда мягкий. Алгоритм чтения ребусов с изученными согласными буквами. Осмысление алгоритма определения мягкого согласного звука. Самостоятельно добывать информацию из текста. Установление соответствия между согласным звуком и буквой, его обозначающей. Установление мягкого согласного в слове. Понять, что звук [ц] – всегда твёрдый. Коммуникативные: Формировать умение слышать и слушать, читать тексты в парах. ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать общие выводы.: | Формирование индивидуального стиля деятельности, умения читать по слогам и целым словом. |
Разыгрывание сюжетов. | 1 |
Интонация в предложении. | 1 |
Сравнение скороговорок и загадок. | 1 |
Переносное значение слов. Зависимость смысла предложения от порядка слов. | 1 |
Удивительное -ка. Звуковой анализ слов. | 1 |
Подбери похожее слово». Тематические группы слов. | 1 |
| |
4 этап | 7 ч | Чтение текстов с изученными буквами. | 1 | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: Самостоятельно добывать информацию из текста, ориентироваться в тексте. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, оказывать помощь | осознание потребности в систематическом чтении. |
Из истории языка. Многозначность слов. | 1 |
Как мы общаемся. | 1 |
Знакомство с фольклором. Загадки, считалки, путаница. | 1 |
Чем похожи и чем непохожи? | 1 |
Рисованные стихи. | 1 |
Многозначные слова. | 1 |
| | | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании 1отвесов на вопросы; овладение техникой чтения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. | осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Литературное чтение | 2 ч | Книги- твои друзья | | Регулятивные: -умение ориентироваться в учебнике -умение организовать своё рабочее место -адекватно принимать оценку учителя и одноклассников Познавательные: -умение осознанно строить речевое высказывание -умение проводить аналогии -формирование логических действий, анализа, сравнения -умение устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: -умение формулировать собственное мнение -умение понимать и принимать разные точки зрения по одному вопросу | -развитие готовности к сотрудничеству, умение чувствовать, понимать, фантазировать -умение отвечать за свои поступки |
| Особенности поэтического текста. Работа с понятиями «рифма», «поэзия», «проза». | 1 |
Элементы книги. Понятие о библиотеке. Связь книги с разными сторонами человеческой жизни | 1 |
| |
| 2 ч | Путешествие в мир Литературы | | Регулятивные: -моделирование различных ситуаций поведения -умение организовать своё рабочее место Познавательные: -умение проводить аналогии -умение отличать художественный текст от научного Коммуникативные: -умение сравнивать себя с лирическим героем | -развитие готовности к сотрудничеству |
| Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. | 1 |
Различение научного и художественного текстов. Проверь себя | 1 |
| |
| 2 ч | Долина рассказов: тайна за тайной. | | Регулятивные: -развитие волевой саморегуляции -умение контролировать свою деятельность Познавательные: -умение определять героев и персонажей -умение отличать авторскую позицию от позиции героя -умение строить логические рассуждения Коммуникативные: -умение договариваться, находить общее решение - умение сравнивать себя с литературными героями -умение вступать диалог | -развитие готовности к сотрудничеству -формирование адекватной самооценки |
| Сочиняем загадки. Что на что похоже. Приёмы сравнения в загадке и в авторской поэзии | 1 |
Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя | 1 |
| |
| 2 ч | Сады поэзии: из чего растут стихи. | | Регулятивные: -развитие волевой саморегуляции -моделировать разные ситуации поведения Познавательные: -умение наблюдать за характером героев Коммуникативные: -аргументировать своё мнение -умение договариваться, находить общее решение | -умение радоваться успехам одноклассников -формирование адекватной самооценки |
| Поэтические сюрпризы. Олицетворение как художественный приём. | 1 |
Загадка в рассказе. Представляем героя. Проверь себя | 1 |
| 3 ч | Сказочные дорожки: твой путеводитель. | | Регулятивные: -умение осуществлять действие по образцу -умение адекватно понимать оценку учителя и одноклассников Познавательные: -умение проводить аналогии -умение отличать сказку, рассказ, стихотворение -умение строить логические рассуждения Коммуникативные: -умение вступать в диалог, договариваться, приходить к решению | -умение радоваться успехам одноклассников -умение отвечать за свои поступки -развитие готовности к сотрудничеству и дружбе |
| Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. | 1 |
Сказки о животных. Средства создания образа героя в сказке о животных. Обобщение читательского опыта. Общее в сказках разных народов. | 1 |
Народная и авторская сказка: сходство и различия | 1 |
| 2 ч | Открытия в литературе и фантазия в науке | | -умение радоваться успехам одноклассников -умение отвечать за свои поступки -развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | -умение отвечать за свои поступки |
| Поэзия в рассказе и стихотворениях. Приём олицетворения в разных жанрах | 1 |
Мир глазами поэта и учёного. Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия | 1 |
Итого | 33 ч | | | | |