Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе примерной программы федерального образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы 1-4 класс/ под ред. Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной, М, Просвещение 2019г в соответствии с УМК «Школа России» А.А. Плешакова. Учебники: «Литературное чтение» авторы Л.Ф. Климанова и др., Москва, Просвещение, 2017г., «Азбука» авторы В.Г. Горецкий и др., Москва, Просвещение, 2017г.
Место предмета в учебном плане:
В соответствии с учебным планом школы на 2021 - 2022 уч. год на изучение данной программы выделено 148 часов в год (33 недели) в объёме 5 часов в неделю в первом полугодии и 4 часа в неделю во втором полугодии.
Форма промежуточной аттестации – техника чтения.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Добукварный период
Личностные результаты
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
проявлять интерес к новому учебному материалу
выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках.
КоммуникативныеУУД:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи
выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
разделять слово на слоги с использованием графических схем;
делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
определять главную мысль предложения;
отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
понимать смысловое значение интонации;
обозначать гласные звуки буквами;
рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Букварный период (основной)
Личностные результаты
воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала;
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
адекватно воспринимать оценку учителя;
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
давать характеристику согласным звукам,
узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
читать слова с изученными буквами,
узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,
группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Обучающийся получит возможность научиться:
распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
выделять в однокоренных словах корень;
объяснять значение многозначных слов,
отгадывать буквенные ребусы;
находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
находить рифму;
придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
различать значения многозначных слов.
Послебукварный период
Личностные результаты
воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
определять тему, главную мысль произведения;
правильно строить ответы на поставленные вопросы;
ставить вопросы по содержанию прочитанного;
Обучающийся получит возможность научиться:
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
сравнивать различные по жанру произведения;
кратко характеризовать героев произведений,
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
создавать небольшой устный текст на заданную тему.
вырабатывать навыки грамотного письма.
формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.
проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.
формировать навыки правописания гласных в корне слова.
формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.
Литературное чтение
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);
отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.
Учащиеся получат возможность научиться:
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;
принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Учащиеся получат возможность научиться:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
Учащиеся получат возможность научиться:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
отвечать на вопросы учителя по теме урока;
создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
отличать прозаический текст от поэтического;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
называть героев произведения, давать характеристику.
Учащиеся получат возможность научиться:
отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.
2. Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета
Обучение грамоте
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Основное содержание |
1 | Добукварный период | обучение чтению 19 часов | Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв. |
2 | Букварный период | обучение чтению 53 часов | Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение, Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения. |
3 | Послебукварный период | обучение чтению 20 часов | Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. 1. Круг произведений для чтения. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения. Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.) Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя). Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы. 2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений. Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова. Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха. Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся. 3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством. Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их. Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений. 4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному. Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонацией. |
| Итого: | Обучение чтению 92 часа | |
Литературное чтение
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Основное содержание |
1 | Жили-были буквы | 7 часов | Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. |
2 | Сказки, загадки, небылицы. | 7 часов | Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. |
3 | «Апрель, Апрель! Звенит капель…» | 5 часов | Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. |
4 | И в шутку и всерьёз. | 7 часов | Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. |
5 | Я и мои друзья. | 7часов | Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. |
6 | О братьях наших меньших. | 7 часов | Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. |
Итого: | 40 часов | |
Тематическое планирование
№ п/п | Обучение грамоте |
Тема | Кол-во часов |
1 | Добукварный период | 19 |
2 | Букварный период | 53 |
3 | Послебукварный период | 20 |
Итого | 92 |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
1 | Жили – были буквы. | 7 | |
2 | Сказки, загадки, небылицы. | 7 | |
3 | «Апрель, Апрель! Звенит капель…». | 5 | |
4 | И в шутку и всерьёз. | 7 | |
5 | Я и мои друзья. | 7 | |
6 | О братьях наших меньших. | 7 | |
Итого | 40 | |
1 КЛАСС (40) ч
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. |
Жили-были буквы (7 ч) Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям. |
Сказки, загадки, небылицы (7 ч) Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора». |
Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч) Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание. |
И в шутку и всерьез (7 ч) Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя». |
Я и мои друзья (7 ч) Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию О братьях наших меньших (7 ч) Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. Сравнение текстов разных жанров. |
3.Календарно-тематическое планирование по обучению чтению.
1 класс
4 часа в неделю (92 часа в год)
№ уро-ка | Тема |
1 триместр (10 недель) 40 часов ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (19 часов) |
1 | Здравствуй школа. Пословицы и загадки о школе. 2.09 |
2 | Первый школьный учебник «Азбука». Правила поведения на уроке. 3.09 |
3 | Речь устная и письменная. Стр.5 |
4 | Предложение. Выявление уровня развития лексики.стр.6 |
5 | Выявление уровня сформированности грамматической стороны речи. Стр.7 (7.09) |
6 | Слово и предложение. Пословицы о труде и трудолюбии. Стр.8(9.09) |
7 | Слово и слог. Дикие и домашние животные. Забота о животных. Стр.9 |
8 | Ударение. Семья. Взаимоотношения в дружной семье. Стр.11 |
9 | Звуки в окружающем мире и в речи. Игры и забавы детей. С.12-13 |
10 | Звуки в словах. Природа родного края. С.14-15 |
11 | Слог - слияния. Правила безопасного поведения в быту. С.16-17 |
12 | Путешествие в страну Знаний (составление «карты знаний»). |
13 | Представление результатов творческой самостоятельной работы. |
14 | Повторение и обобщение пройденного материала. Любимые сказки. С.18-19 |
15 | Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.С.20-21 |
16 | Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь. |
17 | Гласный звук [ и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями. |
18 | Гласный звук [ ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика. |
19 | Гласный звук [ у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика. |
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (53 часа) |
20 | Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины. |
21 | Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе. |
22 | Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. Труженики села. |
23 | Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников. |
24 | Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях. |
25 | Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Уход за комнатными растениями. |
26 | Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья. |
27 | Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели. |
28 | Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей. |
29 | Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России. Стр.85-89 |
30 | Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке. Стр.90-92 |
31 | Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Игры и занятия детей. Стр.93-95 |
32 | Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Стр.96-100 |
33 | Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. В библиотеке. Стр.101-102 |
34 | Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.стр.102-103 |
35 | Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Терпенье и труд все перетрут . Стр.-105-106 |
36 | Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Стр.107-109 |
37 | Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя. Стр.110-113 |
38 | Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Маяк. Стр.114-117 |
39 | Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Не делай другим того, что себе не пожелаешь. |
40 | Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. |
2 триместр (12 недель) 48 часов |
41 | Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. |
42 | Согласные звуки [т, д], [с , з ], буквы т-д, с-з. Сопоставление слогов и слов с буквами т-д и с-з. |
43 | Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час. |
44 | Закрепление мягкого согласного звука [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час. |
45 | Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Красна птица опереньем, а человек уменьем. |
46 | Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Досуг детей. |
47 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать. |
48 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание Ши Машины – помощники человека. |
49 | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат. |
50 | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. |
51 | Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. |
52 | Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Загадки про природные явления. |
53 | Звук [й], буквы Й, й. Жить – Родине служить. |
54 | Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда. |
55 | Чтение слов с буквами Х,х. Без труда хлеб не родится никогда. |
56 | Закрепление согласных звуков [х], [х`]. Игра в слова. |
57 | Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке». |
58 | Буква ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Игры и игрушки детей. |
59 | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час. |
60 | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Стихи С. Маршака для детей. |
61 | Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать. |
62 | Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению». |
63 | Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Загадки и стихи про овощи. |
64 | Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет… |
65 | Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Стихи и рассказы про животных. |
66 | Мягкий и твердый разделительные знаки. Бог не в силе, а в правде. С.74-75 |
67 | Чтение слов с ь, ъ знаками.с.76 |
68 | Чтение слов с ь , ъ знаками.с.76 |
69 | Закрепление изученных букв.с.77 |
70 | Закрепление изученных букв.с.78 |
71 | Алфавит.стр 78-79 |
72 | Повторение изученных букв. |
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (20 часов) |
73 | Как хорошо уметь читать. Знакомство с содержанием проекта «Живая азбука». |
74 | Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения. |
75 | К.Ушинский. Наше Отечество. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. |
76 | История славянской азбуки. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста (В.Куприн. Первоучители словенские). |
77 | В.Крупин. Первый букварь. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки. |
78 | А.С.Пушкин. Сказки. Выставка книг. |
79 | Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. |
80 | К.Д.Ушинский. Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей. |
81 | К.И.Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. |
82 | .К.И.Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения – небылицы. |
83 | В.В.Бианки. Первая охота. Самостоятельное озаглавливание рассказа. |
84 | С.Я.Маршак. Угомон. Дважды два. Приемы заучивания стихотворения. |
85 | М.М.Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста – описания. |
86 | М.М.Пришвин. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа. |
87 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С Маршак, А.Барто, В. Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов. |
88 | Веселые стихи Б. Заходера. Выразительное чтение стихотворений. |
3 триместр (11 недель) 44 часа |
89 | Веселые стихи В. Берестова. Песенка-азбука. Выразительное чтение стихотворений. |
90 | Наши достижения. Планируемые результаты изучения. |
91 | Проект « Живая шляпа». |
92 | Прощание с азбукой |
Литературное чтение (40 ч)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Жили – были буквы (7 часов) |
93 | Вводный урок. Знакомство с учебником .В. Данько. Загадочные буквы. | 1 |
94 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». | 1 |
95 | С. Чёрный. Живая азбука. Ф. Кривин. Почему «А» поётся, а «Б» нет. | 1 |
96 | Г. Сапгир. Про Медведя. М. Бородицкая. Разговор с пчелой. И. Гамазкова. Кто как кричит? | 1 |
97 | С. Маршак. Автобус номер двадцать шесть. | 1 |
98 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы». | 1 |
99 | Проект «Создаём «Город букв»». | 1 |
Сказки, загадки, небылицы (7 часов) |
100 | Русская народная сказка. Курочка Ряба. Е. Чарушин. Теремок. | 1 |
101 | Русская народная сказка. Рукавичка. | 1 |
102 | Загадки. Русские народные сказки. Русские народные песни. | 1 |
103 | Русские народные потешки и небылицы. Стихи и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». | 1 |
104 | А. Пушкин. Отрывки из произведений. | 1 |
105 | Русская народная сказка. Петух и собака. | 1 |
106 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». | 1 |
«Апрель, Апрель! Звенит капель…» (5 часов) |
107 | А. Майков «Ласточка примчалась из-за бела моря…». А. Плещеев. Сельская песенка. | 1 |
108 | А. Майков. Весна. Т. Белозёров. Подснежники. С. Маршак. Апрель. | 1 |
109 | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой. Проект «Составляем азбуку загадок». | 1 |
110 | В. Берестов. Воробушки. Р. Сеф.Чудо. | 1 |
111 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…». | 1 |
И в шутку и всерьёз (7 часов) |
112 | И. Токмакова. Мы играли в хохотушки. Я. Тайц. Волк. Г. Кружков «РРРЫ!». | 1 |
113 | Н. Артюхова. Саша-дразнилка. | 1 |
114 | К. Чуковский. Федотка. О. Дриз. Привет. О. Григорьев. Стук. | 1 |
115 | И. Токмакова. Разговор Лютика и Жучка. И. Пивоварова. Кулинаки-пулинаки. К. Чуковский. Телефон. | 1 |
116 | М. Пляцковский. Помощник. | 1 |
117 | Из старинных книг. Разноцветные страницы | 1 |
118 | Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». | 1 |
Я и мои друзья (7 часов) |
119 | Ю. Ермолаев. Лучший друг. Е. Благинина. Подарок. | 1 |
120 | В. Орлов. Кто первый? С. Михалков. Бараны. | 1 |
121 | Р. Сеф. Совет. В. Берестов. В магазине игрушек. В. Орлов. «Если дружбой дорожить...». И. Пивоварова. Вежливый ослик. Я. Аким. Моя родня. | 1 |
122 | С. Маршак. Хороший день. | 1 |
123 | «Сердитый дог Буль» по М. Пляцковскому. Ю. Энтин. Про дружбу. | 1 |
124 | Из старинных книг. Д. Тихомиров. Мальчики и лягушки, Находка. Проект «Наш класс – дружная семья». | 1 |
125 | Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья». | 1 |
О братьях наших меньших (7 часов) |
126 | С. Михалков. Трезор. Р. Сеф. Кто любит собак. | 1 |
127 | В. Осеева. Собака яростно лаяла. И. Токмакова. Купите собаку. Научно-познавательный текст о собаках. | 1 |
128 | М. Пляцковский. Цап-Царапыч. Г. Сапгир. Кошка. Научно-познавательный текст о кошках. | 1 |
129 | Промежуточная аттестация. Итоговый тест. | 1 |
130 | В. Берестов Лягушата. Научно-познавательный текст о лягушках. В. Лунин. Никого не обижай. С. Михалков. Важный совет. | 1 |
131 | Д. Хармс. Храбрый ёж. Н. Сладков. Лисица и ёж. Из старинных книг. С. Аксаков. Гнездо. | 1 |
132 | Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших». | 1 |
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы промежуточной аттестации
Пояснительная записка
Содержание контрольно – измерительных материалов соответствует обязательному минимуму содержания начального основного общего образования по литературному чтению. Основная цель – зафиксировать уровень достижения обучающимися планируемых результатов, разработанных на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по предмету «Литературное чтение».
Цель проведения работы: определение освоение учащимися предметного содержания курса литературного чтения в соответствии с требованиями ФГОС.
Документы, определяющие нормативно-правовую базу работы:
Содержание и структура итоговой контрольной работы по предмету «Литературное чтение» разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (с изменениями) (приказ Минобразования России от 06.10.2009 № 373).
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», составленная на основе авторской программы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 1-4 классы (учебно-методический комплект «Школа России»), сборника рабочих программ «Школа России» М: «Просвещение», 2011г
Планируемые результаты (УУД):
Предметные:
- навык осознанного чтения в определенном темпе;
- чтение без ошибок.
№ | Основные характеристики | Комментарий |
1 | Предмет | Литературное чтение |
2 | Форма проведения | Техника чтения |
3 | Длительность выполнения | 40 мин (1 урок), чтение в течение 1 минуты каждым учащимся. |
4 | КИМ | Текст для чтения. |
5 | Вариативность | 1 вариант |
6 | Система оценивания | Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам. Темп чтения — 30-40 слов в минуту. Уровневая оценка знаний | 1 полугодие | 2 полугодие | высокий | Более 20 слов | Более 40 слов | выше среднего | 16-20 слов | 31-40 слов | средний уровень | 10-15 слов | 25-30 слов | низкий уровень | Менее 10 слов | Менее 25 слов | |
7 | Источник | Текст контрольной работы составлен учителем. |
Белоснежное чудо
Весной мы с мамой посадили лилию. Она должна была быть белой-белой. Мы долго ждали чуда.
Вот и появились пять бутонов. Я всё ходил вокруг них и любовался ими. Через день один бутон лопнул. Лепестки расправились и получился белоснежный колокольчик. Я нагнулся понюхать цветок. От него шёл нежный тонкий аромат. Мой нос стал жёлтый, как солнце. Мама долго смеялась. А я наслаждался чудным запахом.
Целую неделю мы любовались лилией.
(69 слов)
Вопросы и задание:
1. Почему рассказ назвали "Белоснежное чудо"?
2. Почему это "чудо" так удивило мальчика?
3. Почему мама так долго смеялась над сыном?
27