ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на русском родном языке» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Примерная программа по предмету «Родной язык (русский)», входящая в образовательную область «Родной язык и родная литература» авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В.
Учебно-методический комплект
1.Авторская программа Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, ПетленкоЛ.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В. по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке», входящая в образовательную область «Родной язык и родная литература». Сборник рабочих программ 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019.
2. Литературное чтение. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение» 4 класс.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение литературного чтения на родном языке в 4 классе
отводится 17 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
-принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального государства России;
-овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;
-усвоение основных морально-нравственных норм русского народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
-умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
-понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры;
-формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
-формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-использование разных видов чтения:
- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);
- умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 класс (17 ч)
Книга в мировой культуре - 2 часа
Роль книги в мировой культуре.
Внеклассное чтение. Рассказ о любимой книге из своей домашней библиотеки.
Истоки литературного творчества - 3 часа
Виды устного народного творчества
Внеклассное чтение. Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева
Экскурсия в библиотеку. Знакомство с творчеством тверских писателей и поэтов
Жить по совести, любя друг друга – 4 часа
Выставка произведений на тему «Писатели – детям»
Внеклассное чтение. Рассказы Н.Носова
Внеклассное чтение. Рассказы В.Драгунского
Внеклассное чтение. Рассказы о дружбе и доброте
Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Литературная сказка – 3 часа
Внеклассное чтение. Братья Гримм. Госпожа Метелица. Герои литературной сказки.
Внеклассное чтение. Моя любимая литературная сказка
Знакомство с творчеством тверскихписателей.
Великие русские писатели - 4 часа
Внеклассное чтение. Стихи А.С.Пушкина
Устное сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Внеклассное чтение. Басни И.А.Крылова
Внеклассное чтение. Великие русские писатели
Литература как искусство слова - 1 час
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов | |
| Книга в мировой культуре | 2 | |
| Истоки литературного творчества | 3 | |
| Жить по совести, любя друг друга | 4 | |
| Литературная сказка | 3 | |
| Великие русские писатели | 4 | |
| Литература как искусство слова | 1 | |
| Итого | 17 | |
СОГЛАСОВАНО, протокол заседания руководителя методического объединения учителей №_________ от __________________ _______/________________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ПО УВР _________/ __________________ ____________________________ |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Техническое обеспечение
1. Экспозиционный экран.
2. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
3. Персональный компьютер с принтером.
4. Мультимедийный проектор.
Литература для учителя
1. Литературное чтение. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение» 4 класс.
2. Сборник рабочих программ 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019.
Пособия для учащихся
1. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
2. Портреты поэтов и писателей.
Ресурсное обеспечение программного материала
1. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения (по возможности).
2. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности ).
3. Мультимедийные (цифровые)образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы (по возможности).
СОГЛАСОВАНО, протокол заседания руководителя методического объединения учителей №_________ от __________________ _______/________________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ПО УВР _________/ __________________ ____________________________ |
1