СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЯЗАНИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Школа №38
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДАЮ» |
на заседании кафедры начального обучения | Заместитель директора по УР Литвинова Т.В. | Директор МБОУ «Средняя школа №38» Каширская И.В. |
Протокол №1 от 28 августа 2018 г. | 29 августа 2018 г | Приказ № 221 от 31 августа 2018 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литературное чтение»
Уровень образования: начальное общее образование
4 класс общеобразовательный
Количество часов 3 часа в неделю / 102 часа в год
Программа разработана Головановой Марией Николаевной,
учителем начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа №38» г. Рязани
на основе Примерной программы начального общего образования,
М: «Просвещение», 2009 год и авторской программы Е.И. Матвеева (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) по литературному чтению для общеобразовательных школ (1-4 классы)
М.: Просвещение, 2012.
Рязань – 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению – автор: Е.И. Матвеева (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) «Сборник примерных программ для начальной школы» под редакцией А.Б. Воронцова «ВИТА-Пресс», М., 2011. Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, утверждённому приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Литературное чтение - особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.
Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.
Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением - умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности - систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.
В области литературы - это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса.
В основу программы положены идеи отечественных и зарубежных исследователей: М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. С. Выготского, Г.- Г. Гадамера, М. М. Гиршмана, Ю. М. Лотмана. В их работах основной акцент делается на диалогическую «встроенность» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемого особым подбором изучаемых произведений.
При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличие от других предметов школьной программы (математики, русского языка, естествознания), литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне его.
Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно читать» (А. П. Скафтымов).
Исходя из этих позиций, предметом рассмотрения литературного чтения является именно способ чтения, а его объектом - литературный текст.
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формируют личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Достижение планируемых (предметных и метапредметных) результатов, определённых Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, связано с приоритетной целью обучения литературному чтению – формированием читательской компетентности младшего школьника как важнейшим фактором становления грамотной, творческой, самостоятельной личности, способной работать с разными типами информации.
Курс литературного чтения влияет на решение ряда важных задач, направленных на становление личности ученика:
— освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению, книге, информации;
— овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
— формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной составляющей художественных произведений словесного искусства;
— воспитание эстетического отношения к действительности, созданной средствами художественной литературы.
Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.
Содержание программы
Содержание программы, учебника, состоящего из двух книг, ирабочей тетради в 4 классе построено таким образом, что ученик, постоянно находясь в позиции исследователя новых «смыслов» текстов, решает одну учебно-практическую задачу за другой. Он, отвечая накомплекс вопросов и выполняя творческую задачу, приобретает новое знание литературного содержания. Сам выстраивает алгоритм действия с каждым новым произведением, пробует уже известные ему приемы анализа и интерпретации текста, открывает для себя и новые терминологические слова, и новые способы восприятия и понимания текста.
Речевая и читательская деятельность
Совершенствование навыка чтения: освоение способа синтагматического чтения
Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста6 прозаического и поэтического. Чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста без «партитуры» (индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа. Чтение публицистического текста. Чтение информативного учебного текста. Чтение мемуаров (автобиографического и биографического текстов).
Художественный образ детства. Средства его создания.
Детство – начало творческой биографии автора, ключ к пониманию дальнейшей жизни. Приёмы создания художественного образа детства.
Образ детства в поэзии и прозе разных авторов, рассказывающих о себе. Создание «страны детства» в художественном тексте. Приёмы создания образа детства. Выбор авторами изобразительных средств с целью замысла показать свою «страну детства».
Образ детства в миниатюре. Приёмы создания образа детства в миниатюре.
Понятие творческой биографии автора. Понятие биографии и автобиографии. Использование автобиографических черт в художественном произведении.
Личность автора, автор биографии, герой автобиографического произведения.
Тема, главная мысль, замысел автобиографического произведения.
Сюжет и композиция автобиографического произведения.
Автопортрет в художественном тексте. Приёмы его создания.
Автобиографическая проза. Раскрытие личности автора через характер главного героя произведения, через выражение отношения к другим героям и событиям.
Автобиографическая поэзия. Раскрытие личности автора через образ лирического героя.
Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.
«Жизненный урок» - кульминация автобиографического повествования.
Эссе: тематика, проблематика, средства языка. Драматическое произведение и его особенности (конфликт, действующие лица, ремарки и др.)
Основные способы действий: освоение способа синтагматического чтения эпических, лирических, драматических произведений; интонирование любого незнакомого текста; чтение драматического произведения, эссе, рассказа, текста-рассуждения, текста-повествования, учебного и научно-познавательного текстов и др.; моделирование текста-отзыва, текста-эссе, записей в дневнике на примере художественного произведения и жизненных впечатлений; выделение частей текста и подбор заглавий к каждой части; моделирование жанров отзыва и эссе; выявление особенностей авторской позиции на основе содержания и композиции произведений; сравнительный анализ текстов разных типов, видов, жанров; сравнительный анализ текстов одной тематики; составление и заполнение таблиц.
Литературоведческая пропедевтика
Биография – ключ к пониманию личности автора
Биография писателя, поэта. Способы изображения детства писателя (поэта) другими авторами.
Мемуары. Очерк. Художественно-публицистический рассказ (слово о писателе): его содержание, композиция, источники и язык. Способы создания словесного портрета писателя (поэта).
Приём контраста (противопоставления) при создании образа писателя (поэта).
«Жизненный урок» детства – кульминация биографического повествования.
Образ «храма науки» (библиотеки), созданный в биографическом и автобиографическом произведении. Описание читательских приоритетов ребёнка.
Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.
Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.
«Страна детства» - тема, поднимаемая в литературных произведениях.
Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, переживаний нежной детской души.
Человек и его выбор в окружающем мире. Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания. Тема человеческого горя и радости. Способы раскрытия данных тем. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю своё отношение к героям в повествовательном тексте. Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.
Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет героя произведения. Сопоставление нескольких портретов разных героев. Описание помещения (интерьера) с целью раскрытия характера героя.
Отзыв о художественном произведении о детстве (об отрывке): тематика, проблематика, средства языка, средства авторской оценки изображаемого события.
Основные способы действий: формулирование главной мысли и тематики любого произведения; характеристика персонажей; выделение сюжетной линии в произведении; выявление способов передачи чувств лирического героя в стихотворении; нахождение изобразительных средств в произведении; восстановление событийной стороны повествовательного и драматического произведения по самостоятельно составленному плану; заполнение и составление таблиц и схем; конструирование жанров отзыва и эссе; написание сочинения в данных жанрах и редактирование письменной работы.
Творческая деятельность
Уточнение моделей изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание, прогнозирование рассказа,; создание текста-отзыва, текста-эссе, развёрнутого ответа на вопрос, в котором содержится оценка поступков персонажа; интерпретация произведения в выразительном чтении; рассказ произведения близко к тексту).
Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с портретом персонажа, создание портрета по модели. Создание «виртуального «мультфильма-сказки (по предварительной раскадровке). Сбор «портфолио» творческих работ. Участие в создании литературно-иллюстративного альманаха. Драматизация. Презентация любого продукта творческой деятельности ученика и группы учащихся.
КНИГА ПЕРВАЯ. ДЕТСТВА ЧУДНАЯ СТРАНА
Раздел I. Когда сбываются мечты…
Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе. Творчество ребенка, создающего свою Страну детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 1: сочинение «Моя Страна детства».
Творческая работа 2: сочинение-миниатюра на предложенные темы: «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…».
Раздел II. Детские пристрастия
Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. Разные способы представления этих пристрастий. Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем детской литературы. Тема утверждения своего Я героем
литературных произведений. Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нем. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 3: сочинение-миниатюра «Кто такие дети?».
Творческая работа 4: сочинение «Райский денек».
Раздел III. Штрихи к портрету
Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте.Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 5: сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?».
Творческая работа 6: сочинение-миниатюра «Портрет».
Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье...
Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов.А. С. Пушкин и его читательские пристрастия.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 7: сочинение-презентация любимой книги.
Творческая работа 8: сочинение-отзыв о самом интересномпроизведении учебника (герое, событии, авторе).
КНИГА ВТОРАЯ. «ВСЕ МЫ — РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА»
Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…
Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. Истинные и ложные герои. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 9: сочинение-фантазия: «Я — …» (в жанрепредставления себя каким-либо персонажем, героем, человекомдругой эпохи).
Творческая работа 10: сочинение в любом жанре на одну изтем: «Кто такой настоящий герой?»; «Самая невероятная история».
Раздел II. Уроки детства
Уроки детства, рассказанные авторами в произведениях. Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Тема вечности и скоротечности жизни. Тема близости человека с природой. «Урок жизни», рассказанный в повествовании. Легенда и сон как авторские приемы показа становления личности ребенка. Тема воспитания в семье и в школе. Отличие школьного урока от «урока жизни».
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 11: сочинение-воспоминание «Я провинился (ась)…»; «Этот случай запомнился мне навсегда!»; «Теперья понимаю, как стоит поступать…».
Творческая работа 12: сочинение-отзыв «Урок, рассказанныйавтором».
Раздел III. «Микрогеография» детства
Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства. Тема материнства. Тема памяти.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 13: сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво».
Творческая работа 14: сочинение-ответ на вопрос по рассказуМ. М. Пришвина «Дитя».
Раздел IV. Куда уходит детство?
Обобщенный образ детства, созданный поэтами и писателями. Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Юмор в детстве. Отношение взрослых к детям и детству. Тема взросления в творчестве авторов. Приемы изобразительности, помогающие им
создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 15: сочинение-миниатюра «Кто такие взрослые?», «Как стать взрослым?».
Творческая работа16: сочинение-рассуждение на тему «Я —читатель!»; «Об этом так хочется рассказать!».
Каждый этап в изучении нового смыслового блока обязательно сопровождается творческим заданием, адресованным ребенку. Ученику предлагается попробовать выполнить это задание, познакомить с ним учителя и одноклассников, а затем включиться в активный диалог, решая ту учебно-практическую задачу, которая предлагается для осмысления.
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
— осознание себя членом многонационального российского общества и государства;
— осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
— сформированное чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее литературе, природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
— становление гуманистических и демократических ценностей; осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерант-
ность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре,литературе, истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ на Земле;
— формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
— развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей;
— формирование культуры диалоговых отношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
— установка на безопасный, здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
1. Познавательные результаты.
Учащиеся научатся:
— находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, интернет-ресурсах);
— сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
— устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
— строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
— использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
— классифицировать объекты на основе заданного параметра;
— определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами.
2. Регулятивные результаты.
Учащиеся научатся:
— планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;
— уточнять формулировки задач;
— выдвигать и проверять гипотезы;
— оценивать результат деятельности на основе критериев;
— находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;
— видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;
— высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;
— определять причины своих и чужих недочетов и подбирать специальные задания для их устранения;
— сравнивать характеристики запланированного и полученного результатов;
— выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;
— сознательно подбирать задания разного уровня сложности, а также материал для отработки способа действия и творческих работ;
— редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;
— определять границы собственного знания / незнания.
3. Коммуникативные результаты.
Учащиеся научатся:
— понимать позиции разных участников коммуникации;
— задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;
— осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);
— осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией (в том числе с мультимедиа сопровождением);
— владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;
— сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);
— учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;
— проявлять интерес к различным точкам зрения;
— аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;
— создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;
— создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео- и аудиозаписи.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
1. В речевой и читательской деятельности овладение способами:
— синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового чтения) вслух; чтения про себя;
— анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики;
— сравнительного анализа двух (и более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
— самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;
— различения по общим признакам художественных и нехудожественных произведений, текстов эпического, лирического рода литературы;
— определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
— разбивки литературного (повествовательного) текста на микротемы и составления по микротемам плана произведения;
— пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога;
— в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления;
— самостоятельной работы с книгой с обращением к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;
— ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения интернет- ресурсами для дополнительного чтения (электронные журналы «Кукумбер», «Литературные пампасы», «БиблиоГид» и др.);
— выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;
— создания нового текста по модели, по теме, по предложенной проблеме, по выбору;
— создания монологического высказывания;
— создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.
2. В области «Литературоведческая пропедевтика» овладение:
— опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;
— умением определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;
— способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;
— способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;
— способами характеристики персонажей, их поступков;
— способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;
— способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;
— способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).
3. В творческой деятельности учащиеся научатся:
— создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзыв, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);
— редактировать собственный текст;
— интерпретировать произведения: интонирование, чтение по ролям, драматизация, иллюстрирование, прогнозирование, создание виртуального мультфильма и др.;
— создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;
— создавать презентации по результатам исследования произведений;
— планировать свою деятельность.
В процессе изучения курса «Литературное чтение» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с текстами разной видово-жанровой
специфики, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои версии и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как способность устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты исследования текстов, включать свои открытия в контекст анализа.
Все конкретные задания, творческие задачи составлены с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы моделирования, иллюстрирования, практических приемов работы с текстами. Обращается особое внимание на проведение творческих работ и на формирование умения работать с текстами и информацией. Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные блоки:
— речевая и читательская деятельность (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными видово-жанровыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);
— литературоведческая пропедевтика (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; освоение авторских приемов создания образов с помощью изобразительных средств; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов анализа для понимания авторской позиции);
— творческая деятельность (овладение законами и способами создания нового текста).
Программа по литературному чтению предлагает в системе особые творческие задания, которые в полной мере раскрывают потенциал каждого читателя. Линия «творческой деятельности» в Программе состоит из нескольких смысловых блоков. Каждый блок обязательно предваряется и завершается творческими заданиями, которые позволяют получить новый результат - творческую работу ученика. Внутри блока помещены промежуточные творческие работы, помогающие читателю развивать в своем внутреннем мире авторское творческое начало. В таком случае ребенок становится полноправным участником диалога с автором произведения в любом жанре: ему необходимо вникнуть в содержание произведения, понять авторскую задачу (замысел), а затем, создав свой, индивидуальный замысел, «попробовать перо», т. е. выступить в роли автора-сочинителя.
Интерпретация исследуемого литературного текста может предполагать такие виды творческой деятельности младшего школьника:
выразительное чтение произведения (по тексту, наизусть);
чтение по ролям;
устное словесное рисование;
драматизация;
создание собственного текста в предполагаемом жанре;
прогнозированное сочинение;
создание мультфильма, диафильма;
иллюстрирование эпизода произведения;
творческие проекты;
олимпиады, литературные конкурсы.
Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь «призму» литературного произведения является «тщательное» чтение.
«Тщательное» чтение соотносится с понятием творчества. А творчество невозможно без трех оснований: осознанности творческой позиции; сформированности вкуса; соотнесенности с культурной нормой.
Творчество всегда диалогично: оно предполагает позицию «другого». Творчество сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей позиции в ответ на явленную точку зрения «другого». Творческий акт связан с преобразованием своей картины мира, желанием человека вступить в содержательный диалог с читателем, зрителем, слушателем, самим собой.
Исходя из этих позиций, «тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в литературном произведении.
Программа предлагает разные техники «проникновения» в смысл текста. К таким техникам мы относим:
«тщательное» чтение с выделением «точек предпонимания» (Г.-Г. Гадамер) текста (работа на этапе первичного восприятия текста, выяснение того, что непонятно, что показалось странным, необычным; именно в «точках предпонимания» можно уловить зачатки будущих «гипотез смысла», которые рассматриваются в ходе анализа);
чтение текста «островками» (В. В. Розанов) - неторопливое чтение с остановками и пояснением прочитанного фрагмента, установление связок между разными точками зрения читателей и выявлением самых ярких мест для понимания содержания произведения;
составление «вопросника» к новым изучаемым текстам, на его основе формулирование учебной задачи урока;
организация «диалога» автора и читателей через систему поставленных к тексту вопросов, выявляющих эмоционально-ценностные ориентации, предмет разговора и особенности «языка» текста;
чтение с иллюстрированием;
чтение с переводом с языка литературы на язык театра, кинофильма (распределение ролей, чтение по ролям, драматизация текста);
выделение выбранного фрагмента, наиболее ярко иллюстрирующего замысел автора, его точку зрения на проблему; соотнесение своей позиции с позицией автора и других читателей;
прогнозированное чтение (во время чтения текста произведения учитель делает остановку («обрыв») и опускает одно из событийных звеньев, чаще всего финальное, нарушая тем самым привычный для читателя ритм формирования эстетического объекта. Читатель вынужден самостоятельно, опираясь на факты художественной реальности и на показатели собственного переживания, заполнить сюжетные «пустоты»).
В 4-м классе обучающиеся знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают новые авторские имена, но и «подчиняются» одной общей тематической идее — увидеть, уловить, почувствовать, понять образ
Страны детства, созданный в разных литературных произведениях по специальным писательским или поэтическим законам. Отсюда вытекает учебная задача всего учебного года — совершить «путешествие» (прочитать, перечитать, исследовать) в мир
художественных произведений, в котором какими-то известными или еще неизвестными способами и приемами создается художественный образ героя, уголка земли, события, приключения, поступка и т. д., так или иначе имеющего отношение к периоду детства в жизни человека.
Программа предусматривает целенаправленную читательскую деятельность не только на уроке, но и за рамками урока, во внеурочной деятельности. Работать с книгой ученик начинает с первого класса, поэтому ему необходимо иметь ориентиры в огромном количестве той литературы, которая есть в библиотеках, дома, в книжных магазинах. Во-первых, программа учит искать необходимую книгу, для чего в учебных пособиях есть специальные обозначения, отсылки, рисунки. Во-вторых, ученику на страницах пособия постоянно дается небольшой список рекомендуемых произведений для самостоятельного чтения дома. В-третьих, учебное пособие будет содержать (по замыслу автора и художника) иллюстрации, ярко демонстрирующие ребенку авторов, заглавие и выходные данные нужных для чтения книг.
Знакомство с книгой и другими печатными изданиями (формирование информационно-библиографической культуры) происходит в системе от этапа к этапу.
В 3-4 классах происходит знакомство с каталогом, шифром книги, дается понятие «каталожная карточка», «каталожный разделитель».
Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Программа предъявляет возможные пути, формы работы во внеурочной деятельности (на основе изученных в учебной деятельности литературных произведений и самостоятельного читательского опыта). Читатели, опираясь на свой читательский опыт, делятся собственными впечатлениями о прочитанном, увиденном в разнообразной творческой проектной работе. Они становятся авторами, открывая для себя законы творчества, ищут различные средства создания новых образов, выражения индивидуальной авторской позиции.
Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, положенным в основу новых образовательных стандартов, программа по литературному чтению включает систему оценки качества освоения данной программы. В рабочие тетради включены проверочные работы (стартовые, промежуточные и итоговые), что позволяет увидеть динамику образовательных достижений учащихся. Специальные задания учебников и тетрадей по литературному чтению нацеливают читателя на их выполнение и самопроверку. Тетради содержат различные формы оценивания (оценочные шкалы, критериальное оценивание).
Планируемые результаты обучения курса «Литературное чтение» в 4 классе:
В результате освоения программы в 4 классе планируется достижение младшими школьниками следующих личностных результатов:
— учащиеся способны понимать нравственные ценности автора, отраженные в его произведениях;
— способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая свое мнение о персонаже, поступках;
— имеют представление о ценности терпения и терпимости, о доброте и жестокости, об истинном и ложном героизме, о необходимости уважения традиций разных народов;
— следуют этическим нормам поведения при просмотре, слушании и обсуждении художественных произведений вне школы;
— ощущают потребность в сопереживании художественному произведению, персонажам, автору;
— способны выбрать книгу для самостоятельного чтения;
метапредметных результатов:
— учащиеся грамотно читают фразами (синтагмами), интонируют в соответствии с пунктуацией, выбирают тон, темп и громкость чтения, адекватные авторскому замыслу;
— самостоятельно составляют план текста в соответствии с определенными в ходе анализа микротемами;
— самостоятельно озаглавливают прочитанный текст объемом около 300 слов по теме или главной мысли;
— пользуются некоторыми модельными характеристиками жанров при знакомстве с новыми текстами; относят произведения к определенному виду, жанру и типу речи;
— дают точный и развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту с указанием фактов, на основании которых он сделан, и причинно-следственных связей;
— создают устные и письменные высказывания и тексты средствами грамматики и риторики в единстве логических законов построения собственной речи;
— способны предъявлять информацию в виде таблицы, схемы, модели;
— выступают с рассуждением по предложенной теме;
— доказывают свои гипотезы в развернутом рассуждении, опираясь на тексты разной жанровой специфики;
— выступают с учебными и публицистическими сообщениями перед аудиторией класса, применяя приемы привлечения внимания слушателей во время выступления;
— оценивают собственный ответ или выполненную работу по критериям, известным учащимся;
— запрашивают у учителя необходимую для работы справочную информацию;
— находят в Интернете необходимую информацию по проблеме;
— подбирают иллюстративный материал из предложенного в разных источниках для презентации или ответа-рассуждения;
— применяют анализ, сравнение, сопоставление для определения жанровых характеристик текста, характеристики персонажа, событий, средств создания образов;
— анализируют текст с точки зрения его эстетической ценности, сравнивают с другими видами искусства;
— создают отзыв о книге, спектакле, телепередаче, кинофильме и др.;
предметных результатов:
— учащиеся имеют представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии, мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме);
— имеют опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя;
— имеют представление об эпосе, лирике, драме;
— в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют некоторые элементы сюжета эпического и драматического произведений, сравнивают характеристики персонажей;
— сравнивают два (и более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
— на основе самостоятельного выделения восстанавливают историю персонажа, этапы развития действия в произведении;
— отличают по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;
— различают художественное и публицистическое произведения;
— выделяют особенности учебного, познавательного текста;
— определяют тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
— в ходе групповой работы создают сценарий по эпическому произведению, инсценируют фрагмент произведения, создают презентацию какого-либо замысла;
— выразительно читают наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;
— создают отзывы, эссе на заданную тему;
— редактируют собственный текст;
— сжато пересказывают сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения;
— пересказывают сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);
— самостоятельно работают с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;
— ориентируются в мире литературных текстов, знают некоторые творческие биографии изучаемых авторов и самостоятельно выбирают книги, Интернет-ресурсы для дополни-
тельного чтения.
В итоге учащиеся начальной школы осознают место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимают значение этого предмета для формирования общей культуры человека, обогащения его общего кругозора.
Согласно действующему базисному плану данная программа рассчитана на 102 учебных часа – 3 часа в неделю (34 недели).
Учебно-методический комплект (соответствует утверждённому федеральному перечню учебников, рекомендованных приказом Минобрнауки России):
Е.И. Матвеева. «Литературное чтение. Детства чудная страна» - учебник, 1книга, 4 класс. М., «ВИТА-ПРЕСС», 2014
Е.И. Матвеева. «Литературное чтение. Все мы – родом из детства» - учебник, 2 книга, 4 класс. М., «ВИТА-ПРЕСС», 2014
Е.И. Матвеева. Тетрадь по литературному чтению 4 класс. 1 и 2 часть. М., «ВИТА-ПРЕСС», 2014
Е.И. Матвеева. Обучение литературному чтению в начальной школе 4 класс. М.. «ВИТА-ПРЕСС» - электрон. текст (СD-ROM), 2013
Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов:
Яндекс – ЦОР (для начальной школы)
www. nachalka.com
www. prochkolu.ru
www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы
www.abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов
www.solnet.ru Детский образовательный портал «Солнышко»: кроссворды, игры, задачки
viki.rdf.ru
http//interneturok.ru
1september.ru
kopilkaurokov.ru Видеоуроки, тесты, презентации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 38» г. Рязани
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Литературное чтение»
Уровень образования: начальное общее образование
4 класс общеобразовательный
Количество часов: в год 102 часа; в неделю 3 часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы Головановой Марии Николаевны,
учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Школа № 38» г. Рязани, утверждённой приказом директора МБОУ «Школа № 38» г. Рязани № 221от 31.08.2018 года
Рязань – 2018
Учебник, книга 1 «Детства чудная страна»
№ п\п | Содержание, тематика | Деятельность учеников на уроке, основные виды, формы, способы действий | Творческие работы (контрольные и промежуточные) | Формы контроля | ТСО, наглядные пособия | Материал в учебнике и РТ | Дата | ||
Речевая и читательская деятельность | Литературоведческая пропедевтика | ||||||||
1 | 1 | Раздел 1. «Когда сбываются мечты...» Вводный урок. Знакомство с учебником. Детские мечты… Как о них рассказать? 1ч. | Наблюдение за темой детской мечты в литературе и способами ее раскрытия в разных жанрах.
Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.
Парная и групповая работа по созданию образа страны детства.
Наблюдение за разными авторскими произведениями и приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием.
Сравнительный анализ текстов о детстве, детях.
Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений.
Работа с разными информационными источниками.
Членение текста на микротемы, составление плана.
Иллюстрирование произведений о детстве. Презентации работ.
Драматизация произведений.
Сочинение небольшого рассказа, миниатюры.
| Наблюдение за развитием авторского отношения к теме мечты в стихотворениях. Освоение способов выражения этого отношения посредством выбора изобразительных средств. | Интонирование стихотворения, игра. Сочинение в любом жанре (рассказ, сказка, стихотворение) «Моя Страна детства» | И* Ф* | СD с записями песен«Малень- кая страна», «Дети любят рисовать», разд. матер-л. | У. с.3-7 РТ с.8-9 №2
У.с.7-10 наиз. | 1.09 |
2 3 | 2 3 | Тема мечты в стихо-творениях О. О. Дриза «Семицветная страна», Ю. П. Мориц «Это очень интересно», А. Меляковой «Мечты». 2ч. | И Ф Г* | Детские рисунки на тему «Я мечтаю…» | 3 5 | ||||
4 5 | 4 5 | Чудеса в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» 2ч. | Разбивка текста на микротемы, подбор заголовков к каждой микротеме. Выявление признаков фантастического произведения. |
| И Ф | Книга В. Одоевского, портрет писа-теля, презен-тация «Муз. Шкатулки и табакерки» | У. с 10-16 У. с. 16-22 | 8 10 | |
6 7 | 6 7 | Образ мечты в произ-ведениях разных жанров. В. Д. Берестов «Исполнение желаний», В. Иванова «Трудный случай» 2ч. | Определение роли основного события в рассказе, способов его изображения. |
| И Ф | | У. с.22-23 наиз. У. с.24-30 | 12.09 15 | |
8 9 | 8 9 | Изобразительные средства в стихотворениях о мечте У. Д. Смита «Слон» и Ш. Силверстейна «Если я был бы…». 2ч. | Наблюдение за переводными произведениями, использованием в них изобразительных средств. |
| И Ф Г | Иллюстрации к стихам (ИД)* | У. с.30-32 наиз. по выбору | 17 19 | |
10 | 10 | Реализация авторского замысла в худо-жественных образах детства. С. Черный «Невероятная история». 1ч. | Изображение в рассказе конфликтной ситуации. Выявление основных фраг- ментов сюжета. |
| И Ф Г | Портрет писа-теля, карточки с лит. термина-ми: сюжет, экспозиция, за-вязка, разв. действия, др. | У. с.32-39 РТ с. 9-10 №3 | 22 | |
11 | 11 | Образ детства в сти-хотворениях М. Агафоновой «Хо- рошо быть маленьким» и М. И. Цветаевой «Мирок». 1ч. | Выявление изобразительных средств автора для создания художественного образа детства. Время и пространство в лирическом стихотворении.
|
| И Ф | Портрет М.Цветаевой. | У. с.40-42 РТ с. 11-12 №4 | 24 | |
12 13 | 12 13 | Грустное и веселое в стихотворении А. С. Пушкина «Осень» 2ч. | Деление лирического произведения на смысловые части (строфы). Определение смысла каждой строфы. Способы передачи чувств и переживаний лирического героя в стихотворении. | Миниатюра на одну из тем: «Здорово, моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…» | И Ф | Портрет А.С. Пушкина, ре- продукции картин, изо- бражающих осень –раннюю, позднюю (ИД) | У. с.43-45 РТ с. 12-13 №5
| 26 29 | |
14 | 14 | Урок-рефлексия 1ч.
| Чтение творческих работ. Обсуждение и анализ сочинений. |
|
| И Г | | РТ с. 13-18 №6,7* | 1.10 |
15 | 1 | Раздел 2. Детские пристрастия. Образ детства в стихотворении Н. С. Гумилева «Детство». 1ч. | Наблюдение за темой детских интересов, увлечений, пристрастий и способами изображения увлечений персонажей в произведениях, разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа увлечений». Наблюдение за разными авторскими произведениями и приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов о детстве, детях. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений, грустного и веселого текстов. Иллюстрирование произведений о детстве. Презентации работ. Сочинение- миниатюра «Кто такие дети?». Сочинение на одну из тем: «Райский денек», «Райское местечко». | Способы выражения авторской позиции в лирическом стихотворении. | Сочинение- миниатюра «Кто такие дети?» | И Ф | Картина с изображением луга (ИД)* | У. с.58-61 наиз. РТ с.19-20 №8 | 3 |
16 17 18 | 2 3 4 | Тема детских интересов в произве- дениях разных жанров. В. Ю. Драгунский «Что я люблю», Ю. Д. Левитанс-кий «Что-то случилось, нас все покидают...». Наблюдение за разными авторскими приёмами в произведениях В.Драгунского и Ю.Левитанского. 3ч. | Определение позиции героя- рассказчика по отношению к раскрываемой в рассказе теме. |
| И Ф Г | Портрет В.Ю. Драгунского, книги. | У. с.61-67 РТ с.20-21 №9* | 6 8 10 | |
19 20 | 5 6 | Образ ушедшего детства в рассказе А. А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий». 2ч. | Наблюдение за развитием авторского замысла в повести, содержащей воспоминание о детстве. |
| И Ф | Выставка книг «Мой генерал», «Лабиринт», «Чистые камушки», «Обман» и др. | У. с.67-79 | 13 15 | |
21 22 | 7 8 | Тема денег в произ- ведениях о детях. В. Д. Берестов «Деньги в детстве»,А. Т. Аверченко «Сережкин рубль». Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. 2ч. | Наблюдение за способами изображения внутреннего мира персонажа. Выявление кульминации рассказа. Определение особенностей отзыва. |
| И Ф |
| У с. 79-80 наиз. по желанию; У. с. 80-93 РТ с.21-22 №10 | 17.10 20 | |
23 24 25 | 9 10 11 | Смешное и грустное в произведениях разных жанров. В. Шульжик «Грустный клоун», С. Черный «Счастливый карп». Детали, характеризующие поведение персонажа. 3ч. | Наблюдение за образом рассказчика-повествователя. Выделение в рассказе и стихотворении деталей, характеризующих поведение персонажа.
|
| И Ф | Иллюстрации к произведе- ниям (ИД) | У. с.93-94 наиз. по желанию; У. с.94-104 РТ с.23 №11 | 22 24 27 | |
26 | 12 | Образ рая в стихотво-рении С. Черного «В раю». 1ч. |
| Сочинение на одну из тем: «Райский денек», «Райское местечко». | И Ф | Портрет С. Чёрного; сказки по биб- лейским сюже- там (ИД) | У. с.104-106 РТ с.26-29 №12 | 29 | |
27 28 | 13 14 | Урок-рефлексия 2ч. Чтение сочинений. |
| Проверочная работа в РТ | И Г Ф |
| РТ с. 30-32 | 31 каник 10.11 | |
29 30 31 32 | 1 2 3 4 | Раздел 3. Штрихи к портрету. Портрет героя произ- ведения. Стихотворения О. О. Дриза «Мой портрет», А. С. Пушкина «Вы просите у меня мой портрет…», С. Черного «Детям». 4ч.
| Наблюдение за темой чудес в детстве, детских переживаний в произве-дениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретацияпроизведе-ний. Парная и групповая работа по созданию образа персонажа, его портрета и внутреннего мира. Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выразитель-ное чтение портретных характеристик с последую-щим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов о разных персонажах. Сопоставле- ние повествовательного и стихотворного произве-дений, грустного и весё-лого текстов. Составление плана в соответствии с микротемами, выделен-ными в повествовательном произведении. Создание портрета (словесного и нарисованного). Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?». Сочинение на одну из тем: «Мой портрет», «Незабываемый портрет». Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй» | Наблюдение за автопортретом персонажа, способами его создания. | Сочинение-рассуждение «Ка-ким я представляю себе детского поэта (писателя)?» | И Г Ф | Портрет А.С. Пушкина- лицеиста, табличка с термином «портрет», картинка -Пегас | У. с.108-114 наиз. РТ с.33-37 №14, 15, №16* | 12 14 17 19 |
33 34 | 5 6 | Раскрытие характера героя через портрет. А. П. Чехов «Детвора». 2ч.
(Проверка техники чтения) | Наблюдение за портретом персонажа, способами его создания. Сравнительная характеристика персонажей. |
| И Ф | Портрет А.П. Чехова | У. с.115-123 РТ с.39-41 №17 | 21.11 24 | |
35 | 7 | Образ красоты в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка». 1ч. |
|
| И Ф | | У. с.123-125 наиз. по желанию;
| 26 | |
36 | 8 | Портрет первоклассника в стихотворениях С. Черного «Приготовишка» и М. Я. Бородицкой «Первоклассник». 1ч. |
| Сочинение на одну из тем: «Мой портрет», «Незабываемый портрет». (проверочная раб.) | И ф | Изображение «приготовиш-ки» - шинель, фуражка (ИД) | У. с. 125-128 наиз. по выбору РТ с.41-42 №18 | 28 | |
37 | 9 | Чудеса детства в стихотворении М. И. Цветаевой «Наши царства». 1ч. | Способы создания худо- жественного образа в лирическом стихотворении. Время и пространство в произведении. |
| И Ф | Портрет М.И. Цветаевой, фото сестёр Цветаевых. (ИД) | У. с. 128-129 наиз. по выбору
| 1.12 | |
38 | 10 | Роль художественной детали в портретах героев повести Л. Н. Толстого «Детство» /глава «Ивины»/. 1ч.
| Наблюдение за художественными деталями портрета персонажа. |
| И Ф | Портрет Л.Н. Толстого, книга - повесть «Детство» | У. с. 130-139
| 3 | |
39 | 10 | Образ рая в стихотво- рении Б. Ш. Окуджавы «Рай». 1ч. |
|
| И Ф | Портрет Б.Ш. Окуджавы | У. с.139-140 | 5 | |
40 | 11 | Урок-рефлексия 1ч. Слушание сочинений, анализ. |
|
| И | | РТ с. 44-48 №19* | 8.12 | |
41 42 | 1 2 | Раздел 4. «Любимых строк прелестное звучанье». Общение героя с кни-гой в стихотворениях В. А. Лалетиной «Бабушка! А бабушка!» и М. И. Цветаевой «В субботу». 2ч. | Наблюдение за темой храма науки в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа храма науки, его описания. Наблюдение за разными авторскими описаниями помещений для чтения книг. Экскурсия в библиотеку с целью получения и расширения информации о библиотеке. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. Сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе). |
| Сочинение-презентация любимой книги | И Ф Г | | У. с.142-145 РТ с. 49-53 №20,21 | 10 12 |
43 44 | 3 4 | Образ скриптория в отрывке из романа Имя Розы» У. Эко. 2ч. | Наблюдение за описанием скриптория, способами создания образа средневековой библиотеки. |
| И Ф | Изображение монастыря XII века, монаха, рукописной книги (ИД) | У. с.145-151 | 15 17 | |
45 46 47 | 5 6 7 | Образ библиотеки в произведениях разных жанров. В. Д. Берестов «Итак, библиотека, картотека…», А. А. Лиханов «Детская библиотека» (отрывок). 3ч. |
|
| И Ф Г | Интерактив- ная экскурсия в библиотеку (абонемент, читальный зал, каталог, хранилище, стеллаж. | У. с. 151-157 наиз. | 19 22 24 | |
48 49 | 8 9 | Читательские интересы авторов. А. А. Ахматова из цикла «В Царском селе» (отрывок); М. Я. Басина» В садах Лицея» (глава «Любимые творцы»). 2ч. |
| Сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе). | | Портрет А.А. Ахматовой, изображение библиотеки Царскосель-ского Лицея (ИД) | У. с.157-165 наиз. РТ с. 58-59 №24
| 26 29 каник
| |
50 51 | 10 11 | Урок-рефлексия. 2ч. Слушание сочинений, анализ. | Критерии сочинения- отзыва. | Проверочная работа в РТ | | | РТ с. 56-58 №23 | 12.01 14 |
| Содержание, тематика
| Деятельность учеников на уроке, основные виды, формы, способы действий | Творческие работы (контрольные и промежуточные) | Формы контроля | ТСО, наглядные пособия | Материал в учебнике и РТ | Дата | ||
Речевая и читательская деятельность | Литературоведческая пропедевтика | ||||||||
52 53 54 | 1 2 3 | Раздел 1. «Когда рождаются настоящие герои и выдумщики...» Образ настоящего героя в произведениях разных жанров. Ю. Д. Левитанский «Кораблик», Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», Б. Ш. Окуджава «Бумажный солдатик». 3ч. | Наблюдение за темой истинного и ложного героизма в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональ-ной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа истинного героя, его описания. Наблюдение за разными авторскими описаниями настоящих и мнимых героев в произведениях (лирических, эпических, драматических, скульптур-ных и живописных). Выразительное чтение описаний поступков персонажей с последую-щим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями поступков персонажей. Сопостав-ление повествовательного и драматического произведений. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенны-ми в драматическом произведении. Работа с разными информацион-ными источниками. Работа в библиотеке. Создание портрета (словесного и нарисованного). Драмати-зация произведений. Написание сочинения на предложенную тему о герое, исторической эпохе, подвиге. Виртуаль-ное путешествие в скрипторий, в античную эпоху. Сочинение-фантазия «Я — ...» (в жанре представления себя каким-либо персонажем). Сочинение на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история». Участие в проекте «Наш альманах». | Знакомство с темой героического в творчестве писателей и поэтов. Сравнительный анализ сказки, лиричес-кого стихотворения. Поиск изобразительных средств в произведении и определение их роли для создания образов. Тема приключения главного персонажа в повествовательном произведении.
| Стартовая проверочная работа в РТ | И Ф Г | Оформление стенда-выставки. Посвящённой 210-летию Г-Х Андерсена. Запись песни Б. Окуджавы «Бумажный солдатик». | У. ч.2 с.3-18 наиз. РТ №2 с. 3-5 №1 | 16.01 19 21 |
55 56 | 4 5 | Художественный образ капитанов в стихотворении Н. С. Гумилева «Капитаны». 2ч.
| Способы выражения чувств лирического героя в стихотворении. |
| И Ф | Иллюстра- Ции с изоб- ражением парусников, фрегатов и т.п. (ИД) | У. с.18-21 РТ с. 6-13 №2*
| 23 26 | |
57 58
| 6 7
| Образ истинного героизма в произведе-ниях разных жанров. Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася», В. А. Бахревский «Светлячок». 2ч. |
|
| И Ф Г | Презентация «Ю.Я. Яков-лев. «Рыцарь Вася» (ИД) | У. с.21-32 наиз.
| 28.01 30 | |
59 60 | 8 9 | Образ детства в лирических стихотворениях М. И. Цветаевой « Из цикла «Ока» (отрывок); «Мама на даче» (из сборника «Волшебный фонарь») 2ч. | Способы изображения героинь в лирическом произведении |
| И Ф | Презентация «М.И. Цве-таева. Тарус-са. Ока». (ИД) | У. с. 32-35 наиз. по выбору РТ с.13-15 №3 | 2.02 4 | |
61 62 63 64 | 10 11 12 13 | Способы изображения авторитетного героя в рассказе А. Т. Аверченко «Предво- дитель Лохмачев». 4ч. Представление сочинений «Я - …» | Наблюдение за развитием сюжета и композицией в повествовательном произведении | Сочинение-фантазия «Я -...» (в жанре представления себя каким-либо персонажем). Проверочная работа в РТ | И Ф Г | Портрет А.Т. Аверченко, книги для детского чтения. (ИД) | У. с. 35-49 РТ с. 16-17 №4 РТ с. 19-21 №5 №6* | 6 9 11 13 | |
65 66 67 | 14 15 16 | Способы выражения авторской позиции в произведениях Б. В. Заходера «Неужто вы могли забыть?» и В. В. Медведева «Экзамен на рыцаря, или Рыцарь на экзамене». Драматизация. 3ч. | Наблюдение за развити-ем сюжета и компози-цией в драматическом произведении. Наблю-дение за особенностями жанра «эссе». Особен-ности жанра «дневни-ковые записи». | Драматизация | И Ф Г | Изображение гончарного круга, гончара за работой (ИД) Реквизит для инсцениро- вания. | У. с. 50-63 РТ с. 23-29 №7
| 16 18 20 | |
68 69 | 17 18 | Урок-рефлексия 2ч. (Проверка техники чтения) Запуск проекта «Наш альманах» |
| Сочинение: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история». | И Ф |
| РТ с.29-31 №8 У с.64 (Раздел «Читай, удивляйся, размышляй» | 25 27 | |
70 71 72 | 1 2 3 | Раздел 2. Уроки детства. Образ школы в стихотворениях А. С. Пушкина «В начале жизни школу помню я…» и В. Д. Берестова «Пловец». 3ч. | Наблюдение за темой «Уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашен-ности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созда-нию образа персонажа, совершившего проступок, его описания. Наблюдение за разными авторскими описания ми персонажей в произведениях (лиричес-ких, эпических, драмати-ческих, скульптурных и живописных). Выразительное чтение описаний проступков персонажей с последую-щим оцениванием. Сравнительный анализ текстов с разными описа-ниями проступков персо-нажей. Сопоставление повествовательного и драматического произве-дений. Составление плана в соответствии с микротемами, выделен- ными в эпическом произведении в жанре святочного рассказа. Моделирование жанра отзыва. Сочинение отзыва о произведении, книге, спектакле. Презентации работ. Сочинение-воспоми-нание (в жанре письма близкому другу) на одну из тем: «Я провинился (ась)...»; «Этот случай запомнился мне навсегда!»; «Теперь я знаю, как надо поступать...». Сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором». |
| Сочинение-воспоминание (в жанре письма близкому другу) на одну из тем: «Я провинился (ась)...»; «Этот случай запомнился мне навсегда!»; «Теперь я знаю, как надо поступать...».
| И Ф Г |
| У. с.84-89 наиз. по выбору РТ с. 35-36 №10, №9* Экскурсия в Царскосельский Лицей. | 2.03 4 6
|
73 74 75 76
| 4 5 6 7 | Тема одиночества в произведениях разных жанров. Ю. М. Нагибин «Зимний дуб», А. А. Фет «Одинокий дуб». 4ч. | Выделение основных событий рассказа. Описание персонажей, раскрытие их внутреннего мира. |
| И Ф Г | Презентация «Ю. Нагибин. Произведе- ния для детей» (ИД) Портрет А.А. Фета | У. с.89-92 с. 92-99 с. 99-107; У с.107-109 выр.чт. | 11 13 16 18 | |
77 78 79 80 81 82 | 8 9 10 11 12 13
| Понятие «урок жизни». Разные авторские по-зиции в изображении уроков жизни. Н. С. Лесков «Неразмен-ный рубль», А. А. Фет «Учись у них — у дуба, у березы...», В. Д. Берестов «Сердцевина». 6ч. | Наблюдение за особенностями жанра «святочный рассказ». Сопоставление конфликтов в драме и святочном рассказе. | Сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором». (проверочная работа) | И Ф Г | Карточка «святочный рассказ», портрет Н.С. Лескова, | У. с. 109-113 с. 113-117 с. 118-123 с. 123-128 РТ с.37-38 №11 с.129-130 РТ с. 39-40 №12
| 20 каник 30 1.04 3 6 8 | |
83 84 85 | 1 2 3 | Раздел 3. Микро-география детства. Воспоминания о детстве в стихотворениях Ю. Д. Левитанского «Воспоминание о скрипке» и В. Д. Берестова «Новая песенка». 3ч. | Наблюдение за темой памятных событий детства, воспоминаний о детстве в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа памяти о детстве. Наблюдение за разными авторскими воспоминаниями в жанре мемуаров о себе и о другом человеке. Выразительное чтение воспоминаний. Ведение личного дневника, описание правил ведения. Наблюдение за развитием темы детства в произведениях-воспоминаниях. Парная, групповая, индивидуальная работа по выявлению изобразительных средств авторов с целью создания образа детства. Сочинение миниатюры о детстве. Моделирование жанра эссе. Сочинение эссе. Презентации работ. Редактирование. Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво». Сочинение-ответ (рассуждение) на вопрос по миниатюре М. М. Пришвина «Дитя». | Наблюдение за особенностями жанра «художественные мемуары». | Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво».
| И Ф Г | Запись звучания скрипки (СD) | У. с.133-136 наиз. РТ с. 41-46 №13, №14 (творч. раб.) | 10.04 13 15 |
86 87 88 | 4 5 6 | Образ бабочки в текстах разных жанров. В. А. Бахревский «Бабочка», К. Д. Бальмонт «Бабочка», В. В. Набоков «Ночные бабочки». 3ч. | Выделение темы и основной авторской идеи в произведении. |
| И Ф Г | Список про-читанных на уроках чте-ния произве-дений В.А. Бахревского,., презен-тация о В.В.Набоко-ве. (ИД) | У. с.136-142 наиз. по выбору | 17 20 22 | |
89
| 7
| Тема детских воспо-минаний в мемуарах И. В. Одоевцевой «На берегах Невы». 1ч. | Способы передачи впечатлений детства в мемуарах. |
| И Ф | Портрет Н. Гумилёва. | У. с.142-148 | 24.04 | |
90 91 92
| 8 9 10 | Автор о себе и другие об авторе. Стихотво-рения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (отрывок), «Царское село», В. П. Авенариус «О Пушкине» (отрывок). 3ч. |
|
| И Ф | Презентация «Пушкин в Лицее». | У. с.149-163 | 27 29 6.05 | |
93 94 95 96
| 11 12 13 14
| Тема памяти в произведениях разных жанров. М. М. Пришвин «Времена года» (отрывок), В.А.Лалетина «Маленькое солнышко — желтый одуванчик», В. Д. Берестов «Одуванчики», М.М. Пришвин «Дитя». 4ч. | Способы раскрытия темы памяти в миниатюре. | Сочинение-ответ (рассуждение) на вопрос по миниатюре М. М. Пришвина «Дитя». | И Ф Г | Портрет М.М. Пришвина, его дневники - презентация (ИД) | У. с.163-167 наиз. по выбору РТ с.55-56 №16 (творч. работа) | 8 13 15 18 | |
97 98 99 100 | 1 2 3 4 | Раздел 4. Куда уходит детство. Тема взросления человека. Образ страны детства, созданный в произве-дениях разных авто-ров. Ю. Д. Левитанский «Дети», И. Бардин «Трудная пора», М. Агафонова «Ноты под листочками...», С. Павлютина «Земляничный рай», В. П. Крапивин «Серая мгла редела...». 4ч. | Наблюдение за темой взросления человека, Родины, памяти, семьи, воспоминаний о близких в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа современного читателя. Наблюдение за разными мнениями о себе как о читателе. Подготовка сообщений о том авторе, который больше всех впечатлил своими произведениями. Ведение личного дневника, описание правил ведения. Парная, групповая, индивидуальная работа по выявлению читательских пристрастий, интересов. Сочинение-миниатюра на одну из тем: «Кто такие взрослые?»; «Как стать взрослым?». Сочинение-рассуждение (для конкретного адресата) «Я — читатель!». Читательская конференция по итогам изучения книги 2 «Все мы — родом из детства». |
| Сочинение-миниатюра на одну из тем: «Кто такие взрослые?»; «Как стать взрослым?».
| И Ф Г |
| У. с. 170-173 наиз. с. 173-174 наиз. РТ с.60-61 итоговая творческая работа
| 20 21 22 25
|
101 102 | 5 6
| Урок-рефлексия. 2ч. Б. Окуджава «Давайте восклицать…» |
| Сочинение-рассуждение (для конкрет-ного адресата) «Я — читатель!» | | | У. с.187-188 РТ с. 57-60 №17 итоговая работа по чтению | 27 29 |
*Формы контроля – И- индивидуальный, Ф – фронтальный, Г – групповой; *(ИД) – использование интерактивной доски; №9* - задание для самых любознательных
Читай, удивляйся, размышляй (произведения для самостоятельного чтения в школе и дома)
Книга 1.
после раздела 1 «Когда сбываются мечты…»:
М.Агафонова «Времена года»;
Ю.Коваль «Нюрка»;
Б. Окуджава «В детстве…»;
Ю.Левитанский «Что я знаю про стороны света?».
после раздела 4 «Любимых строк прелестное звучанье»:
Н. Гумилёв «Читатель книг»;
А. Лиханов «Детская библиотека» (отрывок);
А.Пушкин «В альбом Пущину»;
М. Цветаева «Книги в красном переплёте»
Книга 2.
после раздела1 «Когда рождаются настоящие герои и выдумщики»
С. Чёрный «Когда нет никого дома»;
М. Агафонова «У стоматолога»;
Ю. Яковлев «Мой верный шмель»;
И. Дегтярёва «Шмель»;
И. Бунин «Последний шмель».
Тематический план
№ | Разделы, темы | Количество часов | Количество | ||||
Творческие работы (сочинения) | Проверочные работы | Проектные работы | Проверка техники чтения | Произведения для заучивания наизусть | |||
| Книга 1. Детства чудная страна. | ||||||
1 | Когда сбываются мечты | 14 | 2 | 1 |
| 1 | 3 |
2 | Детские пристрастия | 14 | 2 | 1 | - | 3 | |
3 | Штрихи к портрету | 11 | 1 | 1 | 1 | 5 | |
4 | Любимых строк прелестное звучанье | 11 | 2 | 1 |
| - | 2 |
| Книга 2. Все мы – родом из детства. | ||||||
1 | Когда рождаются настоящие герои и выдумщики | 18 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 |
2 | Уроки детства | 13 | 1 | 1 | - | 1 | |
3 | «Микрогеография детства» | 14 | 2 | - | 1 | 3 | |
4 | Куда уходит детство | 6 | 1 | 1 | - | 2 | |
| Итого | 102 | 12 | 8 | 1 | 4 | 22 |
Лист корректировки учебной программы
№ урока | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|