СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЯЗАНИ



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Школа №38


«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

на заседании кафедры начального обучения

Заместитель директора по УР Литвинова Т.В.

Директор МБОУ «Средняя школа №38» Каширская И.В.

Протокол №1

от 28 августа 2018 г.

29 августа 2018 г

Приказ № 221

от 31 августа 2018 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Литературное чтение»

Уровень образования: начальное общее образование

4 класс общеобразовательный

Количество часов 3 часа в неделю / 102 часа в год



Программа разработана Головановой Марией Николаевной,

учителем начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Школа №38» г. Рязани

на основе Примерной программы начального общего образования,

М: «Просвещение», 2009 год и авторской программы Е.И. Матвеева (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) по литературному чтению для общеобразовательных школ (1-4 классы)

М.: Просвещение, 2012.



Рязань – 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению – автор: Е.И. Матвеева (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) «Сборник примерных программ для начальной школы» под редакцией А.Б. Воронцова «ВИТА-Пресс», М., 2011. Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, утверждённому приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Литературное чтение - особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.

Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением - умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности - систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.

В области литературы - это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса.

В основу программы положены идеи отечественных и зарубежных исследователей: М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. С. Выготского, Г.- Г. Гадамера, М. М. Гиршмана, Ю. М. Лотмана. В их работах основной акцент делается на диалогическую «встроенность» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемого особым подбором изучаемых произведений.

При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличие от других предметов школьной программы (математики, русского языка, естествознания), литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне его.

Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно читать» (А. П. Скафтымов).

Исходя из этих позиций, предметом рассмотрения литературного чтения является именно способ чтения, а его объектом - литературный текст.

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формируют личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.  

Достижение планируемых (предметных и метапредметных) результатов, определённых Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, связано с приоритетной целью обучения литературному чтению – формированием читательской компетентности младшего школьника как важнейшим фактором становления грамотной, творческой, самостоятельной личности, способной работать с разными типами информации.

Курс литературного чтения влияет на решение ряда важных задач, направленных на становление личности ученика:

— освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению, книге, информации;

— овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

— формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной составляющей художественных произведений словесного искусства;

— воспитание эстетического отношения к действительности, созданной средствами художественной литературы.

Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.

Содержание программы

Содержание программы, учебника, состоящего из двух книг, ирабочей тетради в 4 классе построено таким образом, что ученик, постоянно находясь в позиции исследователя новых «смыслов» текстов, решает одну учебно-практическую задачу за другой. Он, отвечая накомплекс вопросов и выполняя творческую задачу, приобретает новое знание литературного содержания. Сам выстраивает алгоритм действия с каждым новым произведением, пробует уже известные ему приемы анализа и интерпретации текста, открывает для себя и новые терминологические слова, и новые способы восприятия и понимания текста.


  1. Речевая и читательская деятельность

Совершенствование навыка чтения: освоение способа синтагматического чтения

Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста6 прозаического и поэтического. Чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста без «партитуры» (индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа. Чтение публицистического текста. Чтение информативного учебного текста. Чтение мемуаров (автобиографического и биографического текстов).

Художественный образ детства. Средства его создания.

Детство – начало творческой биографии автора, ключ к пониманию дальнейшей жизни. Приёмы создания художественного образа детства.

Образ детства в поэзии и прозе разных авторов, рассказывающих о себе. Создание «страны детства» в художественном тексте. Приёмы создания образа детства. Выбор авторами изобразительных средств с целью замысла показать свою «страну детства».

Образ детства в миниатюре. Приёмы создания образа детства в миниатюре.

Понятие творческой биографии автора. Понятие биографии и автобиографии. Использование автобиографических черт в художественном произведении.

Личность автора, автор биографии, герой автобиографического произведения.

Тема, главная мысль, замысел автобиографического произведения.

Сюжет и композиция автобиографического произведения.

Автопортрет в художественном тексте. Приёмы его создания.

Автобиографическая проза. Раскрытие личности автора через характер главного героя произведения, через выражение отношения к другим героям и событиям.

Автобиографическая поэзия. Раскрытие личности автора через образ лирического героя.

Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.

«Жизненный урок» - кульминация автобиографического повествования.

Эссе: тематика, проблематика, средства языка. Драматическое произведение и его особенности (конфликт, действующие лица, ремарки и др.)

Основные способы действий: освоение способа синтагматического чтения эпических, лирических, драматических произведений; интонирование любого незнакомого текста; чтение драматического произведения, эссе, рассказа, текста-рассуждения, текста-повествования, учебного и научно-познавательного текстов и др.; моделирование текста-отзыва, текста-эссе, записей в дневнике на примере художественного произведения и жизненных впечатлений; выделение частей текста и подбор заглавий к каждой части; моделирование жанров отзыва и эссе; выявление особенностей авторской позиции на основе содержания и композиции произведений; сравнительный анализ текстов разных типов, видов, жанров; сравнительный анализ текстов одной тематики; составление и заполнение таблиц.

  1. Литературоведческая пропедевтика

Биография – ключ к пониманию личности автора

Биография писателя, поэта. Способы изображения детства писателя (поэта) другими авторами.

Мемуары. Очерк. Художественно-публицистический рассказ (слово о писателе): его содержание, композиция, источники и язык. Способы создания словесного портрета писателя (поэта).

Приём контраста (противопоставления) при создании образа писателя (поэта).

«Жизненный урок» детства – кульминация биографического повествования.

Образ «храма науки» (библиотеки), созданный в биографическом и автобиографическом произведении. Описание читательских приоритетов ребёнка.

Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.

Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.

«Страна детства» - тема, поднимаемая в литературных произведениях.

Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, переживаний нежной детской души.

Человек и его выбор в окружающем мире. Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания. Тема человеческого горя и радости. Способы раскрытия данных тем. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю своё отношение к героям в повествовательном тексте. Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.

Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет героя произведения. Сопоставление нескольких портретов разных героев. Описание помещения (интерьера) с целью раскрытия характера героя.

Отзыв о художественном произведении о детстве (об отрывке): тематика, проблематика, средства языка, средства авторской оценки изображаемого события.

Основные способы действий: формулирование главной мысли и тематики любого произведения; характеристика персонажей; выделение сюжетной линии в произведении; выявление способов передачи чувств лирического героя в стихотворении; нахождение изобразительных средств в произведении; восстановление событийной стороны повествовательного и драматического произведения по самостоятельно составленному плану; заполнение и составление таблиц и схем; конструирование жанров отзыва и эссе; написание сочинения в данных жанрах и редактирование письменной работы.

  1. Творческая деятельность

Уточнение моделей изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание, прогнозирование рассказа,; создание текста-отзыва, текста-эссе, развёрнутого ответа на вопрос, в котором содержится оценка поступков персонажа; интерпретация произведения в выразительном чтении; рассказ произведения близко к тексту).

Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с портретом персонажа, создание портрета по модели. Создание «виртуального «мультфильма-сказки (по предварительной раскадровке). Сбор «портфолио» творческих работ. Участие в создании литературно-иллюстративного альманаха. Драматизация. Презентация любого продукта творческой деятельности ученика и группы учащихся.



КНИГА ПЕРВАЯ. ДЕТСТВА ЧУДНАЯ СТРАНА

Раздел I. Когда сбываются мечты…

Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе. Творчество ребенка, создающего свою Страну детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа 1: сочинение «Моя Страна детства».

Творческая работа 2: сочинение-миниатюра на предложенные темы: «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…».

Раздел II. Детские пристрастия

Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. Разные способы представления этих пристрастий. Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем детской литературы. Тема утверждения своего Я героем

литературных произведений. Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нем. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа 3: сочинение-миниатюра «Кто такие дети?».

Творческая работа 4: сочинение «Райский денек».

Раздел III. Штрихи к портрету

Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте.Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа 5: сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?».

Творческая работа 6: сочинение-миниатюра «Портрет».

Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье...

Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов.А. С. Пушкин и его читательские пристрастия.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа 7: сочинение-презентация любимой книги.

Творческая работа 8: сочинение-отзыв о самом интересномпроизведении учебника (герое, событии, авторе).

КНИГА ВТОРАЯ. «ВСЕ МЫ — РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА»

Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…

Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. Истинные и ложные герои. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа 9: сочинение-фантазия: «Я — …» (в жанрепредставления себя каким-либо персонажем, героем, человекомдругой эпохи).

Творческая работа 10: сочинение в любом жанре на одну изтем: «Кто такой настоящий герой?»; «Самая невероятная история».

Раздел II. Уроки детства

Уроки детства, рассказанные авторами в произведениях. Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Тема вечности и скоротечности жизни. Тема близости человека с природой. «Урок жизни», рассказанный в повествовании. Легенда и сон как авторские приемы показа становления личности ребенка. Тема воспитания в семье и в школе. Отличие школьного урока от «урока жизни».

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа 11: сочинение-воспоминание «Я провинился (ась)…»; «Этот случай запомнился мне навсегда!»; «Теперья понимаю, как стоит поступать…».

Творческая работа 12: сочинение-отзыв «Урок, рассказанныйавтором».

Раздел III. «Микрогеография» детства

Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства. Тема материнства. Тема памяти.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа 13: сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво».

Творческая работа 14: сочинение-ответ на вопрос по рассказуМ. М. Пришвина «Дитя».

Раздел IV. Куда уходит детство?

Обобщенный образ детства, созданный поэтами и писателями. Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Юмор в детстве. Отношение взрослых к детям и детству. Тема взросления в творчестве авторов. Приемы изобразительности, помогающие им

создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа 15: сочинение-миниатюра «Кто такие взрослые?», «Как стать взрослым?».

Творческая работа16: сочинение-рассуждение на тему «Я —читатель!»; «Об этом так хочется рассказать!».

Каждый этап в изучении нового смыслового блока обязательно сопровождается творческим заданием, адресованным ребенку. Ученику предлагается попробовать выполнить это задание, познакомить с ним учителя и одноклассников, а затем включиться в активный диалог, решая ту учебно-практическую задачу, которая предлагается для осмысления.



Планируемые результаты обучения

Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

— осознание себя членом многонационального российского общества и государства;

— осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

— сформированное чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее литературе, природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;

— становление гуманистических и демократических ценностей; осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерант-

ность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре,литературе, истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ на Земле;

— формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

— развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей;

— формирование культуры диалоговых отношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

— установка на безопасный, здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

1. Познавательные результаты.

Учащиеся научатся:

— находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, интернет-ресурсах);

— сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;

— устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;

— строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;

— использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;

— классифицировать объекты на основе заданного параметра;

— определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами.

2. Регулятивные результаты.

Учащиеся научатся:

— планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;

— уточнять формулировки задач;

— выдвигать и проверять гипотезы;

— оценивать результат деятельности на основе критериев;

— находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;

— видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;

— высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;

— определять причины своих и чужих недочетов и подбирать специальные задания для их устранения;

— сравнивать характеристики запланированного и полученного результатов;

— выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;

— сознательно подбирать задания разного уровня сложности, а также материал для отработки способа действия и творческих работ;

— редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;

— определять границы собственного знания / незнания.

3. Коммуникативные результаты.

Учащиеся научатся:

— понимать позиции разных участников коммуникации;

— задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;

— осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);

— осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией (в том числе с мультимедиа сопровождением);

— владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;

— сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);

— учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;

— проявлять интерес к различным точкам зрения;

— аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;

— создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;

— создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео- и аудиозаписи.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

1. В речевой и читательской деятельности овладение способами:

— синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового чтения) вслух; чтения про себя;

— анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики;

— сравнительного анализа двух (и более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;

— самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;

— различения по общим признакам художественных и нехудожественных произведений, текстов эпического, лирического рода литературы;

— определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;

— разбивки литературного (повествовательного) текста на микротемы и составления по микротемам плана произведения;

— пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога;

— в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления;

— самостоятельной работы с книгой с обращением к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;

— ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения интернет- ресурсами для дополнительного чтения (электронные журналы «Кукумбер», «Литературные пампасы», «БиблиоГид» и др.);

— выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;

— создания нового текста по модели, по теме, по предложенной проблеме, по выбору;

— создания монологического высказывания;

— создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.

2. В области «Литературоведческая пропедевтика» овладение:

— опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;

— умением определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;

— способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;

— способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;

— способами характеристики персонажей, их поступков;

— способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;

— способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;

— способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).

3. В творческой деятельности учащиеся научатся:

— создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзыв, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);

— редактировать собственный текст;

— интерпретировать произведения: интонирование, чтение по ролям, драматизация, иллюстрирование, прогнозирование, создание виртуального мультфильма и др.;

— создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;

— создавать презентации по результатам исследования произведений;

— планировать свою деятельность.


В процессе изучения курса «Литературное чтение» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с текстами разной видово-жанровой

специфики, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои версии и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как способность устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты исследования текстов, включать свои открытия в контекст анализа.

Все конкретные задания, творческие задачи составлены с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы моделирования, иллюстрирования, практических приемов работы с текстами. Обращается особое внимание на проведение творческих работ и на формирование умения работать с текстами и информацией. Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные блоки:

речевая и читательская деятельность (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными видово-жанровыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);

литературоведческая пропедевтика (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; освоение авторских приемов создания образов с помощью изобразительных средств; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов анализа для понимания авторской позиции);

творческая деятельность (овладение законами и способами создания нового текста).

Программа по литературному чтению предлагает в системе особые творческие задания, которые в полной мере раскрывают потенциал каждого читателя. Линия «творческой деятельности» в Программе состоит из нескольких смысловых блоков. Каждый блок обязательно предваряется и завершается творческими заданиями, которые позволяют получить новый результат - творческую работу ученика. Внутри блока помещены промежуточные творческие работы, помогающие читателю развивать в своем внутреннем мире авторское творческое начало. В таком случае ребенок становится полноправным участником диалога с автором произведения в любом жанре: ему необходимо вникнуть в содержание произведения, понять авторскую задачу (замысел), а затем, создав свой, индивидуальный замысел, «попробовать перо», т. е. выступить в роли автора-сочинителя.

Интерпретация исследуемого литературного текста может предполагать такие виды творческой деятельности младшего школьника:

  • выразительное чтение произведения (по тексту, наизусть);

  • чтение по ролям;

  • устное словесное рисование;

  • драматизация;

  • создание собственного текста в предполагаемом жанре;

  • прогнозированное сочинение;

  • создание мультфильма, диафильма;

  • иллюстрирование эпизода произведения;

  • творческие проекты;

  • олимпиады, литературные конкурсы.


Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь «призму» литературного произведения является «тщательное» чтение.

«Тщательное» чтение соотносится с понятием творчества. А творчество невозможно без трех оснований: осознанности творческой позиции; сформированности вкуса; соотнесенности с культурной нормой.

Творчество всегда диалогично: оно предполагает позицию «другого». Творчество сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей позиции в ответ на явленную точку зрения «другого». Творческий акт связан с преобразованием своей картины мира, желанием человека вступить в содержательный диалог с читателем, зрителем, слушателем, самим собой.

Исходя из этих позиций, «тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в литературном произведении.

Программа предлагает разные техники «проникновения» в смысл текста. К таким техникам мы относим:

  • «тщательное» чтение с выделением «точек предпонимания» (Г.-Г. Гадамер) текста (работа на этапе первичного восприятия текста, выяснение того, что непонятно, что показалось странным, необычным; именно в «точках предпонимания» можно уловить зачатки будущих «гипотез смысла», которые рассматриваются в ходе анализа);

  • чтение текста «островками» (В. В. Розанов) - неторопливое чтение с остановками и пояснением прочитанного фрагмента, установление связок между разными точками зрения читателей и выявлением самых ярких мест для понимания содержания произведения;

  • составление «вопросника» к новым изучаемым текстам, на его основе формулирование учебной задачи урока;

  • организация «диалога» автора и читателей через систему поставленных к тексту вопросов, выявляющих эмоционально-ценностные ориентации, предмет разговора и особенности «языка» текста;

  • чтение с иллюстрированием;

  • чтение с переводом с языка литературы на язык театра, кинофильма (распределение ролей, чтение по ролям, драматизация текста);

  • выделение выбранного фрагмента, наиболее ярко иллюстрирующего замысел автора, его точку зрения на проблему; соотнесение своей позиции с позицией автора и других читателей;

  • прогнозированное чтение (во время чтения текста произведения учитель делает остановку («обрыв») и опускает одно из событийных звеньев, чаще всего финальное, нарушая тем самым привычный для читателя ритм формирования эстетического объекта. Читатель вынужден самостоятельно, опираясь на факты художественной реальности и на показатели собственного переживания, заполнить сюжетные «пустоты»).

В 4-м классе обучающиеся знакомятся с целым смысловым блоком художественных произведений, которые не просто открывают новые авторские имена, но и «подчиняются» одной общей тематической идее — увидеть, уловить, почувствовать, понять образ

Страны детства, созданный в разных литературных произведениях по специальным писательским или поэтическим законам. Отсюда вытекает учебная задача всего учебного года — совершить «путешествие» (прочитать, перечитать, исследовать) в мир

художественных произведений, в котором какими-то известными или еще неизвестными способами и приемами создается художественный образ героя, уголка земли, события, приключения, поступка и т. д., так или иначе имеющего отношение к периоду детства в жизни человека.

Программа предусматривает целенаправленную читательскую деятельность не только на уроке, но и за рамками урока, во внеурочной деятельности. Работать с книгой ученик начинает с первого класса, поэтому ему необходимо иметь ориентиры в огромном количестве той литературы, которая есть в библиотеках, дома, в книжных магазинах. Во-первых, программа учит искать необходимую книгу, для чего в учебных пособиях есть специальные обозначения, отсылки, рисунки. Во-вторых, ученику на страницах пособия постоянно дается небольшой список рекомендуемых произведений для самостоятельного чтения дома. В-третьих, учебное пособие будет содержать (по замыслу автора и художника) иллюстрации, ярко демонстрирующие ребенку авторов, заглавие и выходные данные нужных для чтения книг.

Знакомство с книгой и другими печатными изданиями (формирование информационно-библиографической культуры) происходит в системе от этапа к этапу.

В 3-4 классах происходит знакомство с каталогом, шифром книги, дается понятие «каталожная карточка», «каталожный разделитель».

Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Программа предъявляет возможные пути, формы работы во внеурочной деятельности (на основе изученных в учебной деятельности литературных произведений и самостоятельного читательского опыта). Читатели, опираясь на свой читательский опыт, делятся собственными впечатлениями о прочитанном, увиденном в разнообразной творческой проектной работе. Они становятся авторами, открывая для себя законы творчества, ищут различные средства создания новых образов, выражения индивидуальной авторской позиции.

Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, положенным в основу новых образовательных стандартов, программа по литературному чтению включает систему оценки качества освоения данной программы. В рабочие тетради включены проверочные работы (стартовые, промежуточные и итоговые), что позволяет увидеть динамику образовательных достижений учащихся. Специальные задания учебников и тетрадей по литературному чтению нацеливают читателя на их выполнение и самопроверку. Тетради содержат различные формы оценивания (оценочные шкалы, критериальное оценивание).


Планируемые результаты обучения курса «Литературное чтение» в 4 классе:

В результате освоения программы в 4 классе планируется достижение младшими школьниками следующих личностных результатов:

— учащиеся способны понимать нравственные ценности автора, отраженные в его произведениях;

— способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая свое мнение о персонаже, поступках;

— имеют представление о ценности терпения и терпимости, о доброте и жестокости, об истинном и ложном героизме, о необходимости уважения традиций разных народов;

— следуют этическим нормам поведения при просмотре, слушании и обсуждении художественных произведений вне школы;

— ощущают потребность в сопереживании художественному произведению, персонажам, автору;

— способны выбрать книгу для самостоятельного чтения;


метапредметных результатов:

— учащиеся грамотно читают фразами (синтагмами), интонируют в соответствии с пунктуацией, выбирают тон, темп и громкость чтения, адекватные авторскому замыслу;

— самостоятельно составляют план текста в соответствии с определенными в ходе анализа микротемами;

— самостоятельно озаглавливают прочитанный текст объемом около 300 слов по теме или главной мысли;

— пользуются некоторыми модельными характеристиками жанров при знакомстве с новыми текстами; относят произведения к определенному виду, жанру и типу речи;

— дают точный и развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту с указанием фактов, на основании которых он сделан, и причинно-следственных связей;

— создают устные и письменные высказывания и тексты средствами грамматики и риторики в единстве логических законов построения собственной речи;

— способны предъявлять информацию в виде таблицы, схемы, модели;

— выступают с рассуждением по предложенной теме;

— доказывают свои гипотезы в развернутом рассуждении, опираясь на тексты разной жанровой специфики;

— выступают с учебными и публицистическими сообщениями перед аудиторией класса, применяя приемы привлечения внимания слушателей во время выступления;

— оценивают собственный ответ или выполненную работу по критериям, известным учащимся;

— запрашивают у учителя необходимую для работы справочную информацию;

— находят в Интернете необходимую информацию по проблеме;

— подбирают иллюстративный материал из предложенного в разных источниках для презентации или ответа-рассуждения;

— применяют анализ, сравнение, сопоставление для определения жанровых характеристик текста, характеристики персонажа, событий, средств создания образов;

— анализируют текст с точки зрения его эстетической ценности, сравнивают с другими видами искусства;

— создают отзыв о книге, спектакле, телепередаче, кинофильме и др.;


предметных результатов:

— учащиеся имеют представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии, мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме);

— имеют опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя;

— имеют представление об эпосе, лирике, драме;

— в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют некоторые элементы сюжета эпического и драматического произведений, сравнивают характеристики персонажей;

— сравнивают два (и более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;

— на основе самостоятельного выделения восстанавливают историю персонажа, этапы развития действия в произведении;

— отличают по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;

— различают художественное и публицистическое произведения;

— выделяют особенности учебного, познавательного текста;

— определяют тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;

— в ходе групповой работы создают сценарий по эпическому произведению, инсценируют фрагмент произведения, создают презентацию какого-либо замысла;

— выразительно читают наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;

— создают отзывы, эссе на заданную тему;

— редактируют собственный текст;

— сжато пересказывают сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения;

— пересказывают сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);

— самостоятельно работают с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;

— ориентируются в мире литературных текстов, знают некоторые творческие биографии изучаемых авторов и самостоятельно выбирают книги, Интернет-ресурсы для дополни-

тельного чтения.

В итоге учащиеся начальной школы осознают место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимают значение этого предмета для формирования общей культуры человека, обогащения его общего кругозора.

Согласно действующему базисному плану данная программа рассчитана на 102 учебных часа – 3 часа в неделю (34 недели).



Учебно-методический комплект (соответствует утверждённому федеральному перечню учебников, рекомендованных приказом Минобрнауки России):

  • Е.И. Матвеева. «Литературное чтение. Детства чудная страна» - учебник, 1книга, 4 класс. М., «ВИТА-ПРЕСС», 2014

  • Е.И. Матвеева. «Литературное чтение. Все мы – родом из детства» - учебник, 2 книга, 4 класс. М., «ВИТА-ПРЕСС», 2014

  • Е.И. Матвеева. Тетрадь по литературному чтению 4 класс. 1 и 2 часть. М., «ВИТА-ПРЕСС», 2014

  • Е.И. Матвеева. Обучение литературному чтению в начальной школе 4 класс. М.. «ВИТА-ПРЕСС» - электрон. текст (СD-ROM), 2013

Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов:

  • Яндекс – ЦОР (для начальной школы)

  • www. nachalka.com

  • www. prochkolu.ru

  • www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы

  • www.abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов

  • www.solnet.ru Детский образовательный портал «Солнышко»: кроссворды, игры, задачки

  • viki.rdf.ru

  • http//interneturok.ru

  • 1september.ru

  • kopilkaurokov.ru Видеоуроки, тесты, презентации











Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 38» г. Рязани



Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Литературное чтение»

Уровень образования: начальное общее образование

4 класс общеобразовательный

Количество часов: в год 102 часа; в неделю 3 часа.



Планирование составлено на основе рабочей программы Головановой Марии Николаевны,

учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Школа № 38» г. Рязани, утверждённой приказом директора МБОУ «Школа № 38» г. Рязани № 221от 31.08.2018 года





Рязань – 2018








Учебник, книга 1 «Детства чудная страна»


№ п\п

Содержание, тематика

Деятельность учеников на уроке, основные виды, формы, способы действий

Творческие работы

(контрольные и промежуточные)

Формы контроля

ТСО, наглядные пособия

Материал в учебнике и РТ

Дата

Речевая и читательская деятельность

Литературоведческая пропедевтика

1

1

Раздел 1. «Когда сбываются мечты...»

Вводный урок. Знакомство с учебником.

Детские мечты… Как о них рассказать? 1ч.

Наблюдение за темой детской мечты в литературе и способами ее раскрытия в разных жанрах.


Поиск ответов на вопросы

в тексте произведения.


Парная и групповая работа по созданию образа страны детства.


Наблюдение за разными авторскими произведениями и приёмами.

Выразительное чтение

произведений с последующим

оцениванием.


Сравнительный анализ текстов о детстве, детях.


Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений.


Работа с разными информационными источниками.


Членение текста на микротемы, составление плана.


Иллюстрирование произведений о детстве.

Презентации работ.


Драматизация произведений.



Сочинение небольшого рассказа, миниатюры.


Наблюдение за развитием авторского отношения к теме мечты в стихотворениях.

Освоение способов выражения этого отношения посредством выбора

изобразительных средств.

Интонирование стихотворения, игра.

Сочинение в любом жанре (рассказ, сказка, стихотворение) «Моя Страна

детства»

И*

Ф*

СD с записями песен«Малень- кая страна», «Дети любят рисовать», разд. матер-л.

У. с.3-7

РТ с.8-9 №2





У.с.7-10 наиз.

1.09

2

3

2

3

Тема мечты в стихо-творениях О. О. Дриза «Семицветная страна»,

Ю. П. Мориц «Это очень интересно», А. Меляковой «Мечты». 2ч.

И

Ф

Г*

Детские рисунки на тему «Я мечтаю…»

3

5

4

5

4

5

Чудеса в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» 2ч.

Разбивка текста на микротемы,

подбор заголовков к каждой микротеме. Выявление признаков

фантастического произведения.


И

Ф


Книга

В. Одоевского, портрет писа-теля, презен-тация «Муз. Шкатулки и табакерки»

У. с 10-16

У. с. 16-22

8

10

6

7

6

7

Образ мечты в произ-ведениях разных жанров.

В. Д. Берестов «Исполнение желаний»,

В. Иванова «Трудный случай» 2ч.

Определение роли основного события в рассказе, способов его изображения.


И

Ф



У. с.22-23 наиз.

У. с.24-30

12.09

15

8

9

8

9

Изобразительные средства

в стихотворениях о

мечте У. Д. Смита «Слон» и Ш. Силверстейна «Если я был бы…». 2ч.

Наблюдение за переводными

произведениями, использованием в них изобразительных

средств.


И

Ф

Г

Иллюстрации к стихам

(ИД)*

У. с.30-32 наиз. по выбору

17

19

10

10

Реализация авторского

замысла в худо-жественных образах детства. С. Черный

«Невероятная история». 1ч.

Изображение в рассказе

конфликтной ситуации.

Выявление основных фраг-

ментов сюжета.


И

Ф

Г

Портрет писа-теля, карточки с лит. термина-ми: сюжет, экспозиция, за-вязка, разв. действия, др.

У. с.32-39

РТ с. 9-10 №3

22

11

11

Образ детства в сти-хотворениях

М. Агафоновой «Хо-

рошо быть маленьким» и

М. И. Цветаевой «Мирок». 1ч.

Выявление изобразительных

средств автора для создания художественного образа детства. Время и пространство в лирическом стихотворении.



И

Ф

Портрет М.Цветаевой.

У. с.40-42

РТ с. 11-12 №4

24

12

13

12

13

Грустное и веселое в

стихотворении

А. С. Пушкина «Осень» 2ч.

Деление лирического произведения на смысловые части (строфы). Определение смысла каждой строфы. Способы передачи чувств и переживаний лирического героя в стихотворении.

Миниатюра на одну из тем: «Здорово, моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…»

И

Ф

Портрет А.С. Пушкина, ре- продукции

картин, изо-

бражающих осень –раннюю, позднюю (ИД)

У. с.43-45

РТ с. 12-13 №5


26

29

14

14

Урок-рефлексия 1ч.


Чтение творческих работ. Обсуждение и анализ сочинений.



И

Г


РТ с. 13-18 №6,7*

1.10

15

1

Раздел 2. Детские пристрастия. Образ детства в стихотворении Н. С. Гумилева «Детство». 1ч.

Наблюдение за темой детских

интересов, увлечений, пристрастий и способами изображения

увлечений персонажей в произведениях, разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация

произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа увлечений». Наблюдение

за разными авторскими произведениями и приемами. Выразительное чтение произведений

с последующим оцениванием.

Определение критериев чтения.

Сравнительный анализ текстов о детстве, детях. Сопоставление

повествовательного и стихотворного произведений, грустного и веселого текстов. Иллюстрирование произведений о детстве.

Презентации работ. Сочинение-

миниатюра «Кто такие дети?».

Сочинение на одну из тем: «Райский денек», «Райское местечко».

Способы выражения авторской

позиции в лирическом

стихотворении.

Сочинение-

миниатюра «Кто такие дети?»

И

Ф

Картина с изображением луга (ИД)*

У. с.58-61 наиз.

РТ с.19-20 №8

3

16

17

18

2

3

4

Тема детских интересов в произве- дениях разных жанров. В. Ю. Драгунский «Что я люблю», Ю. Д. Левитанс-кий «Что-то случилось,

нас все покидают...».

Наблюдение за разными авторскими приёмами в произведениях В.Драгунского и Ю.Левитанского. 3ч.

Определение позиции героя-

рассказчика по отношению к раскрываемой в рассказе теме.


И

Ф

Г

Портрет В.Ю. Драгунского, книги.

У. с.61-67

РТ с.20-21 №9*

6

8

10

19

20

5

6

Образ ушедшего детства в рассказе

А. А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий». 2ч.

Наблюдение за развитием

авторского замысла в повести, содержащей воспоминание

о детстве.


И

Ф

Выставка книг «Мой генерал», «Лабиринт», «Чистые камушки», «Обман» и др.

У. с.67-79

13

15

21

22

7

8

Тема денег в произ-

ведениях о детях.

В. Д. Берестов «Деньги в детстве»,А. Т. Аверченко «Сережкин рубль».

Сопоставление

повествовательного и стихотворного произведений. 2ч.

Наблюдение за способами

изображения внутреннего мира персонажа. Выявление кульминации рассказа. Определение особенностей отзыва.


И

Ф



У с. 79-80 наиз. по желанию;

У. с. 80-93

РТ с.21-22 №10

17.10

20

23

24

25

9

10

11

Смешное и грустное в

произведениях разных жанров. В. Шульжик «Грустный клоун»,

С. Черный «Счастливый карп». Детали, характеризующие поведение персонажа. 3ч.

Наблюдение за образом

рассказчика-повествователя.

Выделение в рассказе и стихотворении деталей, характеризующих поведение персонажа.



И

Ф


Иллюстрации к произведе- ниям (ИД)

У. с.93-94 наиз. по желанию;

У. с.94-104

РТ с.23 №11

22

24

27

26

12

Образ рая в стихотво-рении С. Черного

«В раю». 1ч.


Сочинение на одну из тем: «Райский денек», «Райское местечко».

И

Ф

Портрет С. Чёрного; сказки по биб- лейским сюже- там (ИД)

У. с.104-106

РТ с.26-29 №12

29

27

28

13

14

Урок-рефлексия 2ч.

Чтение сочинений.


Проверочная

работа в РТ

И

Г

Ф


РТ с. 30-32

31

каник

10.11

29

30

31

32

1

2

3

4

Раздел 3. Штрихи к портрету.

Портрет героя произ- ведения. Стихотворения О. О. Дриза «Мой портрет», А. С. Пушкина «Вы просите у меня мой портрет…», С. Черного «Детям». 4ч.


Наблюдение за темой чудес в детстве, детских переживаний в произве-дениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретацияпроизведе-ний. Парная и групповая работа по созданию образа персонажа, его портрета и внутреннего мира.

Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выразитель-ное чтение портретных характеристик с последую-щим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов о разных персонажах. Сопоставле- ние повествовательного и стихотворного произве-дений, грустного и весё-лого текстов. Составление плана в соответствии с микротемами, выделен-ными в повествовательном произведении. Создание портрета (словесного и нарисованного).

Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?».

Сочинение на одну из тем:

«Мой портрет», «Незабываемый портрет».

Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй»

Наблюдение за автопортретом

персонажа, способами его создания.

Сочинение-рассуждение «Ка-ким я представляю себе детского поэта (писателя)?»

И

Г

Ф

Портрет А.С. Пушкина- лицеиста, табличка с термином «портрет», картинка -Пегас

У. с.108-114 наиз.

РТ с.33-37 №14,

15, №16*

12

14

17

19

33

34

5

6

Раскрытие характера героя через портрет.

А. П. Чехов «Детвора». 2ч.


(Проверка техники чтения)

Наблюдение за портретом

персонажа, способами его

создания. Сравнительная характеристика

персонажей.


И

Ф

Портрет А.П. Чехова

У. с.115-123

РТ с.39-41 №17

21.11

24

35

7

Образ красоты в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка». 1ч.



И

Ф


У. с.123-125 наиз. по желанию;



26

36

8

Портрет первоклассника

в стихотворениях

С. Черного «Приготовишка» и

М. Я. Бородицкой «Первоклассник». 1ч.


Сочинение на одну из тем:

«Мой портрет», «Незабываемый портрет».

(проверочная

раб.)

И

ф

Изображение «приготовиш-ки» - шинель, фуражка (ИД)

У. с. 125-128 наиз. по выбору

РТ с.41-42 №18

28

37

9

Чудеса детства в стихотворении

М. И. Цветаевой

«Наши царства». 1ч.

Способы создания худо- жественного образа в лирическом

стихотворении.

Время и пространство в

произведении.


И

Ф

Портрет М.И. Цветаевой, фото сестёр Цветаевых.

(ИД)

У. с. 128-129 наиз. по выбору


1.12

38

10

Роль художественной

детали в портретах героев повести

Л. Н. Толстого «Детство» /глава «Ивины»/. 1ч.


Наблюдение за художественными

деталями портрета персонажа.


И

Ф

Портрет Л.Н. Толстого, книга - повесть «Детство»

У. с. 130-139


3

39

10

Образ рая в стихотво-

рении Б. Ш. Окуджавы

«Рай». 1ч.



И

Ф

Портрет Б.Ш. Окуджавы

У. с.139-140

5

40

11

Урок-рефлексия 1ч.

Слушание сочинений, анализ.



И


РТ с. 44-48 №19*

8.12

41

42

1

2

Раздел 4. «Любимых

строк прелестное звучанье».

Общение героя с кни-гой в стихотворениях В. А. Лалетиной «Бабушка! А бабушка!» и М. И. Цветаевой «В субботу». 2ч.

Наблюдение за темой храма науки в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений.

Парная и групповая работа по созданию образа храма науки, его описания. Наблюдение за разными авторскими описаниями помещений для чтения книг. Экскурсия в библиотеку с целью получения и расширения информации о библиотеке. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. Сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе).


Сочинение-презентация любимой книги

И

Ф

Г


У. с.142-145

РТ с. 49-53 №20,21

10

12

43

44

3

4

Образ скриптория в отрывке из романа

Имя Розы» У. Эко. 2ч.

Наблюдение за описанием скриптория, способами создания образа средневековой библиотеки.


И

Ф

Изображение монастыря XII

века, монаха, рукописной книги (ИД)

У. с.145-151

15

17

45

46

47

5

6

7

Образ библиотеки в произведениях разных жанров.

В. Д. Берестов «Итак, библиотека, картотека…», А. А. Лиханов «Детская библиотека» (отрывок). 3ч.



И

Ф

Г

Интерактив- ная экскурсия в библиотеку (абонемент, читальный зал, каталог, хранилище, стеллаж.

У. с. 151-157 наиз.

19

22

24

48

49

8

9

Читательские интересы авторов.

А. А. Ахматова из цикла «В Царском селе» (отрывок); М. Я. Басина» В садах Лицея» (глава «Любимые творцы»). 2ч.


Сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе).


Портрет А.А. Ахматовой, изображение библиотеки Царскосель-ского Лицея (ИД)

У. с.157-165 наиз.

РТ с. 58-59 №24



26

29




каник


50

51

10

11

Урок-рефлексия. 2ч. Слушание сочинений, анализ.

Критерии сочинения-

отзыва.

Проверочная

работа в РТ



РТ с. 56-58 №23

12.01

14





Содержание, тематика



Деятельность учеников на уроке, основные виды, формы, способы действий

Творческие работы

(контрольные и промежуточные)

Формы контроля

ТСО, наглядные пособия

Материал в

учебнике и РТ

Дата

Речевая и читательская деятельность

Литературоведческая

пропедевтика

52

53

54

1

2

3

Раздел 1. «Когда рождаются настоящие герои и выдумщики...» Образ настоящего героя в произведениях разных жанров.

Ю. Д. Левитанский «Кораблик»,

Г. Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»,

Б. Ш. Окуджава «Бумажный солдатик». 3ч.

Наблюдение за темой истинного и ложного героизма в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональ-ной окрашенности.

Анализ и интерпретация

произведений. Парная и групповая работа по созданию образа истинного героя, его описания.

Наблюдение за разными авторскими описаниями настоящих и мнимых героев в произведениях (лирических, эпических,

драматических, скульптур-ных и живописных). Выразительное

чтение описаний поступков персонажей с последую-щим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями поступков персонажей. Сопостав-ление повествовательного и драматического произведений. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенны-ми в драматическом произведении. Работа с разными информацион-ными источниками. Работа в библиотеке. Создание портрета (словесного и нарисованного). Драмати-зация произведений. Написание сочинения на предложенную тему о герое, исторической

эпохе, подвиге. Виртуаль-ное путешествие в скрипторий, в античную эпоху. Сочинение-фантазия «Я — ...» (в жанре представления себя каким-либо персонажем). Сочинение на одну из тем:

«Кто такой настоящий герой?»,

«Самая невероятная история».


Участие в проекте «Наш альманах».

Знакомство с темой героического

в творчестве писателей и поэтов.

Сравнительный анализ сказки, лиричес-кого стихотворения. Поиск изобразительных средств в произведении и определение их роли для создания образов. Тема приключения главного персонажа в повествовательном произведении.



Стартовая проверочная работа в РТ

И

Ф

Г

Оформление стенда-выставки. Посвящённой 210-летию Г-Х Андерсена.


Запись песни Б. Окуджавы «Бумажный солдатик».

У. ч.2 с.3-18 наиз.

РТ №2 с. 3-5 №1

16.01

19

21

55

56

4

5

Художественный образ капитанов в стихотворении Н. С. Гумилева «Капитаны». 2ч.








Способы выражения чувств лирического героя в стихотворении.


И

Ф

Иллюстра-

Ции с изоб- ражением парусников, фрегатов и т.п. (ИД)

У. с.18-21

РТ с. 6-13 №2*


23

26

57

58


6

7


Образ истинного героизма в произведе-ниях разных жанров.

Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася», В. А. Бахревский «Светлячок». 2ч.



И

Ф

Г

Презентация «Ю.Я. Яков-лев. «Рыцарь Вася»

(ИД)

У. с.21-32 наиз.


28.01

30

59

60

8

9

Образ детства в лирических

стихотворениях М. И. Цветаевой « Из цикла «Ока» (отрывок); «Мама на даче» (из сборника «Волшебный фонарь») 2ч.

Способы изображения героинь в лирическом произведении


И

Ф

Презентация «М.И. Цве-таева. Тарус-са. Ока».

(ИД)

У. с. 32-35 наиз.

по выбору

РТ с.13-15 №3

2.02

4

61

62

63

64

10

11

12

13

Способы изображения авторитетного

героя в рассказе А. Т. Аверченко «Предво-

дитель Лохмачев». 4ч.

Представление сочинений

«Я - …»

Наблюдение за развитием

сюжета и композицией в повествовательном

произведении

Сочинение-фантазия «Я -...» (в жанре представления себя каким-либо персонажем). Проверочная работа в РТ

И

Ф

Г

Портрет А.Т. Аверченко, книги для детского чтения. (ИД)

У. с. 35-49

РТ с. 16-17 №4

РТ с. 19-21 №5

№6*

6

9

11

13

65

66

67

14

15

16

Способы выражения авторской позиции в произведениях

Б. В. Заходера «Неужто вы могли забыть?» и

В. В. Медведева «Экзамен на рыцаря, или Рыцарь на экзамене». Драматизация. 3ч.

Наблюдение за развити-ем сюжета и компози-цией в драматическом произведении. Наблю-дение за особенностями жанра «эссе». Особен-ности жанра «дневни-ковые записи».

Драматизация

И

Ф

Г

Изображение гончарного круга, гончара за работой

(ИД)


Реквизит для инсцениро- вания.

У. с. 50-63

РТ с. 23-29 №7


16

18

20

68

69

17

18

Урок-рефлексия 2ч.

(Проверка техники чтения) Запуск проекта «Наш альманах»


Сочинение: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история».

И

Ф


РТ с.29-31 №8

У с.64 (Раздел «Читай, удивляйся, размышляй»

25

27

70

71

72

1

2

3

Раздел 2. Уроки детства.

Образ школы в стихотворениях А. С. Пушкина «В начале жизни школу помню я…» и В. Д. Берестова «Пловец». 3ч.

Наблюдение за темой «Уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашен-ности.

Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созда-нию образа персонажа, совершившего проступок, его описания. Наблюдение за разными авторскими описания ми персонажей в произведениях (лиричес-ких, эпических, драмати-ческих, скульптурных и живописных). Выразительное чтение описаний проступков персонажей с последую-щим оцениванием.

Сравнительный анализ текстов с разными описа-ниями проступков персо-нажей. Сопоставление повествовательного и драматического произве-дений. Составление

плана в соответствии с микротемами, выделен- ными в эпическом произведении в жанре святочного рассказа. Моделирование жанра отзыва. Сочинение отзыва о произведении, книге, спектакле. Презентации работ. Сочинение-воспоми-нание (в жанре письма близкому другу) на одну из тем: «Я провинился (ась)...»; «Этот случай запомнился мне навсегда!»; «Теперь я знаю, как надо поступать...». Сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором».


Сочинение-воспоминание (в жанре письма близкому другу) на одну из тем:

«Я провинился (ась)...»;

«Этот случай запомнился мне навсегда!»; «Теперь я знаю, как надо поступать...».


И

Ф

Г


У. с.84-89 наиз. по выбору

РТ с. 35-36 №10, №9*


Экскурсия в Царскосельский Лицей.

2.03

4

6


73

74

75

76


4

5

6

7

Тема одиночества в произведениях разных жанров.

Ю. М. Нагибин «Зимний дуб», А. А. Фет «Одинокий дуб». 4ч.

Выделение основных событий рассказа. Описание персонажей, раскрытие их внутреннего мира.


И

Ф

Г

Презентация «Ю. Нагибин. Произведе- ния для детей» (ИД)

Портрет А.А. Фета

У. с.89-92

с. 92-99

с. 99-107;

У с.107-109 выр.чт.

11

13

16

18

77

78

79

80

81

82

8

9

10

11

12

13


Понятие «урок жизни».

Разные авторские по-зиции в изображении уроков жизни.

Н. С. Лесков «Неразмен-ный рубль», А. А. Фет

«Учись у них — у дуба, у

березы...», В. Д. Берестов

«Сердцевина». 6ч.

Наблюдение за особенностями жанра «святочный рассказ».

Сопоставление конфликтов

в драме и святочном рассказе.

Сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором».

(проверочная работа)

И

Ф

Г

Карточка «святочный рассказ», портрет Н.С. Лескова,

У. с. 109-113

с. 113-117

с. 118-123

с. 123-128

РТ с.37-38 №11

с.129-130

РТ с. 39-40 №12


20


каник


30

1.04

3

6

8

83

84

85

1

2

3

Раздел 3. Микро-география детства. Воспоминания о детстве в стихотворениях

Ю. Д. Левитанского «Воспоминание о скрипке» и В. Д. Берестова «Новая песенка». 3ч.

Наблюдение за темой памятных событий детства, воспоминаний о детстве в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа памяти о детстве. Наблюдение

за разными авторскими воспоминаниями в жанре мемуаров о себе и о другом человеке. Выразительное чтение воспоминаний. Ведение личного дневника, описание правил ведения.

Наблюдение за развитием темы детства в произведениях-воспоминаниях. Парная, групповая, индивидуальная работа по выявлению изобразительных средств авторов с целью создания образа детства. Сочинение миниатюры о детстве. Моделирование жанра эссе. Сочинение эссе. Презентации работ. Редактирование. Сочинение-рассуждение на

одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво». Сочинение-ответ (рассуждение) на вопрос по миниатюре

М. М. Пришвина «Дитя».

Наблюдение за особенностями жанра «художественные

мемуары».

Сочинение-рассуждение на

одну из тем:

«Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»;

«Это заманчиво».


И

Ф

Г

Запись звучания скрипки (СD)

У. с.133-136 наиз.

РТ с. 41-46 №13, №14 (творч. раб.)

10.04

13

15

86

87

88

4

5

6

Образ бабочки в текстах разных жанров. В. А. Бахревский «Бабочка», К. Д. Бальмонт «Бабочка», В. В. Набоков «Ночные бабочки». 3ч.

Выделение темы и основной

авторской идеи в произведении.


И

Ф

Г

Список про-читанных на уроках чте-ния произве-дений В.А. Бахревского,., презен-тация о В.В.Набоко-ве. (ИД)

У. с.136-142 наиз.

по выбору

17

20

22

89


7


Тема детских воспо-минаний в мемуарах И. В. Одоевцевой «На берегах Невы». 1ч.

Способы передачи впечатлений детства в мемуарах.


И

Ф

Портрет Н. Гумилёва.

У. с.142-148

24.04

90

91

92


8

9

10

Автор о себе и другие

об авторе. Стихотво-рения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (отрывок), «Царское село», В. П. Авенариус «О Пушкине» (отрывок). 3ч.



И

Ф

Презентация «Пушкин в Лицее».

У. с.149-163

27

29

6.05

93

94

95

96


11

12

13

14


Тема памяти в произведениях разных жанров. М. М. Пришвин «Времена года» (отрывок), В.А.Лалетина «Маленькое солнышко — желтый одуванчик»,

В. Д. Берестов «Одуванчики»,

М.М. Пришвин «Дитя». 4ч.

Способы раскрытия темы памяти в миниатюре.

Сочинение-ответ (рассуждение) на вопрос по

миниатюре

М. М. Пришвина «Дитя».

И

Ф

Г

Портрет М.М. Пришвина, его дневники - презентация (ИД)

У. с.163-167 наиз.

по выбору

РТ с.55-56 №16 (творч. работа)

8

13

15

18

97

98

99

100

1

2

3

4

Раздел 4. Куда уходит

детство. Тема взросления человека. Образ страны детства, созданный в произве-дениях разных авто-ров. Ю. Д. Левитанский «Дети», И. Бардин «Трудная пора»,

М. Агафонова «Ноты под

листочками...»,

С. Павлютина «Земляничный рай»,

В. П. Крапивин «Серая мгла редела...». 4ч.

Наблюдение за темой взросления человека, Родины, памяти,

семьи, воспоминаний о близких в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа современного читателя. Наблюдение за разными мнениями о себе как о читателе. Подготовка

сообщений о том авторе, который больше всех впечатлил своими произведениями. Ведение личного дневника, описание правил ведения. Парная, групповая, индивидуальная работа

по выявлению читательских

пристрастий, интересов.

Сочинение-миниатюра на одну из тем: «Кто такие взрослые?»; «Как стать взрослым?».

Сочинение-рассуждение (для конкретного адресата) «Я — читатель!». Читательская конференция по итогам изучения книги 2 «Все мы — родом из детства».


Сочинение-миниатюра на одну из

тем: «Кто такие взрослые?»;

«Как стать взрослым?».


И

Ф

Г


У. с. 170-173 наиз.

с. 173-174 наиз.

РТ с.60-61

итоговая

творческая работа


20

21

22

25


101

102

5

6


Урок-рефлексия. 2ч.

Б. Окуджава «Давайте восклицать…»


Сочинение-рассуждение (для конкрет-ного адресата) «Я — читатель!»



У. с.187-188

РТ с. 57-60 №17 итоговая работа по чтению

27

29

*Формы контроля – И- индивидуальный, Ф – фронтальный, Г – групповой; *(ИД) – использование интерактивной доски; №9* - задание для самых любознательных



Читай, удивляйся, размышляй (произведения для самостоятельного чтения в школе и дома)

Книга 1.

после раздела 1 «Когда сбываются мечты…»:

М.Агафонова «Времена года»;

Ю.Коваль «Нюрка»;

Б. Окуджава «В детстве…»;

Ю.Левитанский «Что я знаю про стороны света?».

после раздела 4 «Любимых строк прелестное звучанье»:

Н. Гумилёв «Читатель книг»;

А. Лиханов «Детская библиотека» (отрывок);

А.Пушкин «В альбом Пущину»;

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книга 2.

после раздела1 «Когда рождаются настоящие герои и выдумщики»

С. Чёрный «Когда нет никого дома»;

М. Агафонова «У стоматолога»;

Ю. Яковлев «Мой верный шмель»;

И. Дегтярёва «Шмель»;

И. Бунин «Последний шмель».












Тематический план


Разделы, темы

Количество часов

Количество

Творческие работы (сочинения)

Проверочные работы

Проектные работы

Проверка техники чтения

Произведения для заучивания наизусть


Книга 1. Детства чудная страна.

1

Когда сбываются мечты

14

2

1




1

3

2

Детские пристрастия

14

2

1

-

3

3

Штрихи к портрету

11

1

1

1

5

4

Любимых строк прелестное звучанье

11

2

1


-

2


Книга 2. Все мы – родом из детства.

1

Когда рождаются настоящие герои и выдумщики

18

1

2





1

1

3

2

Уроки детства

13

1

1

-

1

3

«Микрогеография детства»

14

2

-

1

3

4

Куда уходит детство

6

1

1

-

2


Итого

102

12

8

1

4

22







Лист корректировки учебной программы


урока

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки