СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

...........................................................................................................................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ

городского округа Орехово–Зуево






УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ лицей

__________/Г.В.Ванеев/

Приказ № 135-О от 31.08.2017 года






Рабочая программа

по литературному чтению для 4 класса «Б»

на 2017-2018 год

(базовый уровень)





Составитель:

Мингалеева Наталья Викторовна,

первая квалификационная категория







2017 год.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по литературному чтению к концу 4 класса


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • способность к самооценке;

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;

  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;

  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;

  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

     Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • создавать текст на основе плана;

  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

  • создавать иллюстрации к произведениям;

  • создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их  эмоционально-смысловые значения;

  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

  • различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);

  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4 класс (102 ч)

Круг чтения

Мифы (7 ч)

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки (10 ч)

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины (9 ч)

«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».

Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки (13 ч)

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

Басни (6 ч)

И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».

Слово о родной земле (10 ч)

Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

О прошлом Родины (7 ч)

«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война (5 ч)

А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».

О добре и красоте (13 ч)

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина», А.Блок «Летний вечер».

Мир детства (16 ч)

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения (6 ч)

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).



Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Мифы

7 ч

Народные сказки

10ч

Былины

Авторские сказки

13ч

Басни

Слово о родной земле

10ч

О прошлом Родины

Прошла по земле война

О добре и красоте

13ч

Мир детства

16ч

Удивительные приключения

Итого

102ч



Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема урока

Примечание

план

факт

Мифы-7ч

1

04.09


Мифы.


2

06.09


Шумерские мифы. «Подвиги богини Нинурты»


3

07.09


Древнегреческие мифы. «Нарцисс и эхо»


4

11.09


Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции

Проверка техники чтения.

5

13.09


Научно-популярная литература. Статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев»


6

14.09


Славянские мифы.


7



18.09


Поэтические приемы, пришедшие из мифов. А.В. Кольцов «Урожай»


Народные сказки-10ч

8

20.09


Народные сказки.


9

21.09


«Василиса Прекрасная» русская народная сказка.


10

25.09


«Василиса Прекрасная» русская народная сказка.


11

27.09


«Находчивый солдат» русская народная сказка


12

28.09


«Мужик и царь» русская народная сказка


13

02.10


«Портной и царь» армянская народная сказка


14

04.10


«Кола-рыба» итальянская народная сказка


15

05.10


«Кола-рыба» итальянская народная сказка


16

16.10


Научно-популярная статья «Землетрясение»


17

18.10


Внеклассное чтение. Сказки народов мира.


Былины - 9ч

18

19.10


Былины «Как Илья из Мурома богатырем стал»


19

23.10


Былины «Как Илья из Мурома богатырем стал».


20

25.10


«Илья Муромец Соловей Разбойник»


21

26.10


«Илья Муромец Соловей Разбойник»


22

30.10


«Илья Муромец Соловей Разбойник»


23

01.11


Научно-популярная статья «Княжение Владимира Святого»


24

02.11


А.К. Толстой «Илья Муромец»


25

06.11


Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях.

Проверка техники чтения.

26

08.11


Картинная галерея. В.М. Васнецов «Богатыри»


Авторские сказки – 13ч

27

09.11


А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»


28

13.11


А.С. Пушкин «Сказки о царе Салтане..»


29

15.11


А.С. Пушкин «Сказки о царе Салтане..»

Чтение наизусть отрывка.

30

16.11


А.С. Пушкин «Сказки о царе Салтане..»


31

27.11


Внеклассное чтение Сказки В.Гауфа


32

29.11


Н.С. Гумилев «Маркиз де Карабас»


33

30.11


К.Чапек «Случай с русалками»


34

04.12


Внеклассное чтение К.Чапек «Сказки»


35

06.12


Р.Киплинг «Рики-Тики-Тави»


36

07.12


Р.Киплинг «Рики-Тики-Тави»


37

11.12


Р.Киплинг «Рики-Тики-Тави»


38

13.12


12.Р.Киплинг «Рики- Тики -Тави»


39

14.12


Картинная галерея. Царевна Лебедь.

Читальный зал О.Кугузов «Телевизионные макароны», С.Седов «Король женится». Проекты*

Проверка техники чтения.

Басни – 6 ч

40

18.12


Басни. И.А. Крылов «Трудолюбивый медведь»


41

20.12


И.А. Крылов «Любопытный»


42

21.12


Эзоп «Ворон и лисица»


43

25.12


И.А. Крылов «Ворона и лисица»

Чтение наизусть.

44

27.12


Научно –популярная статья «Кумушка-лиса»


45

28.12


Внеклассное чтение. Басни.


Слово о родной земле - 10 ч

46

08.01


Ю.Яковлев «Мама»


47

10.01


М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»

Чтение наизусть.

48

11.01


Научно-популярная статья «Ландыш



49

15.01


С.А.Есенин «С добрым утром!»



50

17.01


Внеклассное чтение. Стихотворения С.А. Есенина.


51

18.01


М.М. Пришвин «Моя родина».


52

22.01


Научно-популярная статья «Валдайский национальный парк».


53

24.01


И.Северянин «Запевка».


54

25.01


И.С. Никитин «Русь».


55

29.01


Внеклассное чтение Любимые стихотворения.


О прошлом родины-7ч

56

31.01


«Повесть временных лет» А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»


57

01.02


«Повесть временных лет» А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»


58

05.02


«Повесть временных лет» А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»


59

07.02


Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь»


60

08.02


К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»


61

12.02


К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»


62

14.02


Картинная галерея В.В. Маторин «Дмитрий Донской». Внеклассное чтение Ф.Н. Глинка «Москва»

Проверка техники чтения.

Прошла по земле война- 5 ч

63

15.02


А.А. Ахматова «Мужество»

Чтение наизусть.

64

26.02


Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»


65

28.02


Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»


66

01.03


А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»



67

05.03


Внеклассное чтении. Стихотворения, посвященные ВОВ.


О добре и красоте – 13ч

68

07.03


А.А.Фет «На рассвете»


69

08.03


М.А. Бунин «Густой зеленый ельник на дороге…»


70

12.03


Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок)


71

14.03


К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»


72

15.03


К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»


73

19.03


Внеклассное чтение «Музыка и литература» Проект*


74

21.03


А.Н. Майков «Мать»


75

22.03


Г.Х. Андерсен «Соловей».


76

26.03


Г.Х. Андерсен «Соловей»


77

28.03


Научно - популярная статья «Соловьи»


78

29.03


Внеклассное чтение Х.К. Андерсен «Снежна королева».


79

09.04


А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»


80

11.04


Картинная галерея И.Шишкин «Рожь»


Мир детства-16ч

81

12.04


Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

Чтение отрывка наизусть.

82

16.04


Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»


83

18.04


Внеклассное чтение Произведения русских поэтов о детях


84

19.04


Л.Н. Толстой «Детство»


85

23.04


Л.Н. Толстой «Детство»


86

25.04


И.А. Бунин «Детство»


87

26.04


Марк Твен Главы из книги «Приключения Тома Сойера»


88

30.04


Марк Твен Главы из книги «Приключения Тома Сойера».


89

02.05


Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

Проверка техники чтения.

90

03.05


В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»


91

07.05


В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»


92

09.05


М.И. Цветаева «Наши царства».


93

10.05


Р.Л. Стивенсон «Страна кровати»


94

14.05


А.П. Чехов «Мальчики»


95

16.05


А.П. Чехов «Мальчики»


96

17.05


Научно-популярная статья «Николай Пржевальский».


Удивительные приключения -6ч

97

21.05


Р.Э.Распэ Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

Контрольная проверка техники чтения.

98

23.05


Р.Э.Распэ Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»


99

24.05


Д.Свифт «Путешествие Гулливера»


100

28.05


Д.Свифт «Путешествие Гулливера»



101

30.05


Внеклассное чтение Т.Крюкова «Хрустальный ключ».


102

31.05


Внеклассное чтение. Мои любимые книги



СОГЛАСОВАНО

Протокол № 3 от 24 августа 2017 г.

заседания кафедры учителей

начальных классов

_________________________

( Морозихина И. А.)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________

(Сажонова С. Г.)

30.08.2017 г.



10