МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ
городского округа Орехово–Зуево

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ лицей
__________/Г.В.Ванеев/
Приказ № 135-О от 31.08.2017 года
Рабочая программа
по литературному чтению для 4 класса «Б»
на 2017-2018 год
(базовый уровень)
Составитель:
Мингалеева Наталья Викторовна,
первая квалификационная категория
2017 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по литературному чтению к концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать по ролям художественное произведение;
создавать текст на основе плана;
придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
создавать иллюстрации к произведениям;
создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4 класс (102 ч)
Круг чтения Мифы (7 ч)
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки (10 ч)
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины (9 ч)
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки (13 ч)
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».
Басни (6 ч)
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».
Слово о родной земле (10 ч)
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».
О прошлом Родины (7 ч)
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война (5 ч)
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте (13 ч)
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина», А.Блок «Летний вечер».
Мир детства (16 ч)
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения (6 ч)
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
Мифы | 7 ч |
Народные сказки | 10ч |
Былины | 9ч |
Авторские сказки | 13ч |
Басни | 6ч |
Слово о родной земле | 10ч |
О прошлом Родины | 7ч |
Прошла по земле война | 5ч |
О добре и красоте | 13ч |
Мир детства | 16ч |
Удивительные приключения | 6ч |
Итого | 102ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
Мифы-7ч |
1 | 04.09 | | Мифы. | |
2 | 06.09 | | Шумерские мифы. «Подвиги богини Нинурты» | |
3 | 07.09 | | Древнегреческие мифы. «Нарцисс и эхо» | |
4 | 11.09 | | Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции | Проверка техники чтения. |
5 | 13.09 | | Научно-популярная литература. Статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев» | |
6 | 14.09 | | Славянские мифы. | |
7 | 18.09 | | Поэтические приемы, пришедшие из мифов. А.В. Кольцов «Урожай» | |
Народные сказки-10ч |
8 | 20.09 | | Народные сказки. | |
9 | 21.09 | | «Василиса Прекрасная» русская народная сказка. | |
10 | 25.09 | | «Василиса Прекрасная» русская народная сказка. | |
11 | 27.09 | | «Находчивый солдат» русская народная сказка | |
12 | 28.09 | | «Мужик и царь» русская народная сказка | |
13 | 02.10 | | «Портной и царь» армянская народная сказка | |
14 | 04.10 | | «Кола-рыба» итальянская народная сказка | |
15 | 05.10 | | «Кола-рыба» итальянская народная сказка | |
16 | 16.10 | | Научно-популярная статья «Землетрясение» | |
17 | 18.10 | | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. | |
Былины - 9ч |
18 | 19.10 | | Былины «Как Илья из Мурома богатырем стал» | |
19 | 23.10 | | Былины «Как Илья из Мурома богатырем стал». | |
20 | 25.10 | | «Илья Муромец Соловей Разбойник» | |
21 | 26.10 | | «Илья Муромец Соловей Разбойник» | |
22 | 30.10 | | «Илья Муромец Соловей Разбойник» | |
23 | 01.11 | | Научно-популярная статья «Княжение Владимира Святого» | |
24 | 02.11 | | А.К. Толстой «Илья Муромец» | |
25 | 06.11 | | Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях. | Проверка техники чтения. |
26 | 08.11 | | Картинная галерея. В.М. Васнецов «Богатыри» | |
Авторские сказки – 13ч |
27 | 09.11 | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | |
28 | 13.11 | | А.С. Пушкин «Сказки о царе Салтане..» | |
29 | 15.11 | | А.С. Пушкин «Сказки о царе Салтане..» | Чтение наизусть отрывка. |
30 | 16.11 | | А.С. Пушкин «Сказки о царе Салтане..» | |
31 | 27.11 | | Внеклассное чтение Сказки В.Гауфа | |
32 | 29.11 | | Н.С. Гумилев «Маркиз де Карабас» | |
33 | 30.11 | | К.Чапек «Случай с русалками» | |
34 | 04.12 | | Внеклассное чтение К.Чапек «Сказки» | |
35 | 06.12 | | Р.Киплинг «Рики-Тики-Тави» | |
36 | 07.12 | | Р.Киплинг «Рики-Тики-Тави» | |
37 | 11.12 | | Р.Киплинг «Рики-Тики-Тави» | |
38 | 13.12 | | 12.Р.Киплинг «Рики- Тики -Тави» | |
39 | 14.12 | | Картинная галерея. Царевна Лебедь. Читальный зал О.Кугузов «Телевизионные макароны», С.Седов «Король женится». Проекты* | Проверка техники чтения. |
Басни – 6 ч |
40 | 18.12 | | Басни. И.А. Крылов «Трудолюбивый медведь» | |
41 | 20.12 | | И.А. Крылов «Любопытный» | |
42 | 21.12 | | Эзоп «Ворон и лисица» | |
43 | 25.12 | | И.А. Крылов «Ворона и лисица» | Чтение наизусть. |
44 | 27.12 | | Научно –популярная статья «Кумушка-лиса» | |
45 | 28.12 | | Внеклассное чтение. Басни. | |
Слово о родной земле - 10 ч |
46 | 08.01 | | Ю.Яковлев «Мама» | |
47 | 10.01 | | М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» | Чтение наизусть. |
48 | 11.01 | | Научно-популярная статья «Ландыш | |
49 | 15.01 | | С.А.Есенин «С добрым утром!» | |
50 | 17.01 | | Внеклассное чтение. Стихотворения С.А. Есенина. | |
51 | 18.01 | | М.М. Пришвин «Моя родина». | |
52 | 22.01 | | Научно-популярная статья «Валдайский национальный парк». | |
53 | 24.01 | | И.Северянин «Запевка». | |
54 | 25.01 | | И.С. Никитин «Русь». | |
55 | 29.01 | | Внеклассное чтение Любимые стихотворения. | |
О прошлом родины-7ч |
56 | 31.01 | | «Повесть временных лет» А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | |
57 | 01.02 | | «Повесть временных лет» А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | |
58 | 05.02 | | «Повесть временных лет» А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | |
59 | 07.02 | | Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь» | |
60 | 08.02 | | К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» | |
61 | 12.02 | | К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» | |
62 | 14.02 | | Картинная галерея В.В. Маторин «Дмитрий Донской». Внеклассное чтение Ф.Н. Глинка «Москва» | Проверка техники чтения. |
Прошла по земле война- 5 ч |
63 | 15.02 | | А.А. Ахматова «Мужество» | Чтение наизусть. |
64 | 26.02 | | Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» | |
65 | 28.02 | | Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» | |
66 | 01.03 | | А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» | |
67 | 05.03 | | Внеклассное чтении. Стихотворения, посвященные ВОВ. | |
О добре и красоте – 13ч |
68 | 07.03 | | А.А.Фет «На рассвете» | |
69 | 08.03 | | М.А. Бунин «Густой зеленый ельник на дороге…» | |
70 | 12.03 | | Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок) | |
71 | 14.03 | | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | |
72 | 15.03 | | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | |
73 | 19.03 | | Внеклассное чтение «Музыка и литература» Проект* | |
74 | 21.03 | | А.Н. Майков «Мать» | |
75 | 22.03 | | Г.Х. Андерсен «Соловей». | |
76 | 26.03 | | Г.Х. Андерсен «Соловей» | |
77 | 28.03 | | Научно - популярная статья «Соловьи» | |
78 | 29.03 | | Внеклассное чтение Х.К. Андерсен «Снежна королева». | |
79 | 09.04 | | А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | |
80 | 11.04 | | Картинная галерея И.Шишкин «Рожь» | |
Мир детства-16ч |
81 | 12.04 | | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» | Чтение отрывка наизусть. |
82 | 16.04 | | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» | |
83 | 18.04 | | Внеклассное чтение Произведения русских поэтов о детях | |
84 | 19.04 | | Л.Н. Толстой «Детство» | |
85 | 23.04 | | Л.Н. Толстой «Детство» | |
86 | 25.04 | | И.А. Бунин «Детство» | |
87 | 26.04 | | Марк Твен Главы из книги «Приключения Тома Сойера» | |
88 | 30.04 | | Марк Твен Главы из книги «Приключения Тома Сойера». | |
89 | 02.05 | | Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | Проверка техники чтения. |
90 | 03.05 | | В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» | |
91 | 07.05 | | В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» | |
92 | 09.05 | | М.И. Цветаева «Наши царства». | |
93 | 10.05 | | Р.Л. Стивенсон «Страна кровати» | |
94 | 14.05 | | А.П. Чехов «Мальчики» | |
95 | 16.05 | | А.П. Чехов «Мальчики» | |
96 | 17.05 | | Научно-популярная статья «Николай Пржевальский». | |
Удивительные приключения -6ч |
97 | 21.05 | | Р.Э.Распэ Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена» | Контрольная проверка техники чтения. |
98 | 23.05 | | Р.Э.Распэ Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена» | |
99 | 24.05 | | Д.Свифт «Путешествие Гулливера» | |
100 | 28.05 | | Д.Свифт «Путешествие Гулливера» | |
101 | 30.05 | | Внеклассное чтение Т.Крюкова «Хрустальный ключ». | |
102 | 31.05 | | Внеклассное чтение. Мои любимые книги | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 3 от 24 августа 2017 г.
заседания кафедры учителей
начальных классов
_________________________
( Морозихина И. А.)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________________
(Сажонова С. Г.)
30.08.2017 г.
10