Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе ФГОС НОО, образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3 и программы УМК Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой.
УМК: «Школа России»
В учебном плане МБОУ СОШ №3 на 2020-2021 учебный год отведено на изучение предмета 68 часов (2 часа в неделю). Из них 34 часа (1 час в неделю) добавлено из части, формируемой участниками образовательных отношений. Добавленные часы будут использоваться для формирования первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; развитие коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Методы работы: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, иллюстрация, практические методы и видеометоды.
Промежуточная аттестация будет проведена в форме комплексной контрольной работы.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения предмета «Литературное чтение» по данной программе у четвероклассника будут сформированы предметные знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) УУД, как основа умения учиться:
Предметные результаты:
Ученик научится:
овладению техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
осознанием значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Ученик получит возможность научиться:
умению самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
умению использовать простейшие виды анализа различных текстов;
умению работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
умению создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
умению декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7—8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
осознавать цель своего высказывания; пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
строить связное высказывание из 7—8 предложений по выбранной теме;
проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства
и оценивания событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации;
приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию в ходе беседы со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, в Интернете, периодике и СМИ.
Содержание программы
Вводный урок по курсу литературного чтения.
Вступительная статья
Летописи. Былины. Жития
«И повесил Олег свой щит на врата Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского»
Чудесный мир Классики
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок», А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!...», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб», Л.Н.Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень», А.П.Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь
Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...», А. А.Фет «Бабочка», «Весенний дождь», A.Н.Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...», Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...», И.Бунин «Листопад».
Литературные сказки
B.Ф.Одоевский «Городок в табакерке», B.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе», П.П.Бажов «Серебряное копытце», C.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время - потехе час
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени», В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка», В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства
Б.С.Житков «Как я ловил человечков», К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М.М.Зогценко «Ёлка».
Поэтическая тетрадь №2
В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская», С.А.Есенин «Бабушкины сказки», М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Природа и мы
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», A.И. Куприн «Барбос и Жулька».
М.М. Пришвин «Выскочка», Е.И. Чарушин «Кабан», B.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь №3
Б.Л.Пастернак «Золотая осень», C. А. Клычков «Весна в лесу»,Д.Б. Кедрин «Бабье лето», Н.М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебёдушка».
Родина
И.С.Никитин «Русь», С.Д.Дрожжин «Родине», А.В.Жигулин «О,Родина! В неярком блеске», Б.А.Слуцкий «Лошади в океане».
Страна Фантазия
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника», К.Булычев «Путешествия Алисы».
Зарубежная литература
Д.Свифт «Путешествие Еулливера», Г-X. Андерсен «Русалочка»,М.Твен «Приключения Тома Сойера», С.Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете».
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1. | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 час |
2. | Летописи. Былины. Жития | 2 часа |
3. | Чудесный мир классики | 7 часов |
4. | Поэтическая тетрадь | 4 часа |
5. | Литературные сказки | 7 часов |
6. | Делу время-потехе час | 4 часа |
7. | Страна детства | 4 часа |
8. | Поэтическая тетрадь 2 | 4 часа |
9. | Природа и мы | 6 часов |
10. | Поэтическая тетрадь 3 | 6 часов |
11. | Родина | 5 часов |
12. | Страна Фантазия | 5 часов |
13. | Зарубежная литература | 13 часов |
Итого: | 68 часов |
Календарно - тематическое планирование
по литературному чтению
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению | | |
Летописи, былины, жития (2 часа) |
2 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего» | | |
3 | Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» «Житие Сергия Радонежского» | | |
Чудесный мир классики (7 часов) |
4 | Подготовка сообщения о П.П. Ершове П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» | | |
5 | Подготовка сообщения о А.С. Пушкине. А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» | | |
6 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | | |
7 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | | |
8 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб» | | |
9 | Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом «Детство», «Как мужик камень убрал» | | |
10 | А.П. Чехов «Мальчики». Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». | | |
Поэтическая тетрадь (4 часа) |
11 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...» | | |
12 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» «Еде сладкий шепот...» | | |
13 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | | |
14 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» И.А. Бунин «Листопад». | | |
Литературные сказки (7 часов) |
15 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | | |
16 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | | |
17 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | | |
18 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | | |
19 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | | |
20 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | | |
21 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». | | |
Делу время – потехе час (4 часа) |
22 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | | |
23 | В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка» | | |
24 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | | |
25 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Обобщение по разделу «Делу время - потехе час». | | |
Страна детства (4 часа) |
26 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | | |
27 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | | |
28 | М.М. Зощенко «Елка». | | |
29 | Обобщение по разделу «Страна детства». | | |
Поэтическая тетрадь 2 (4 часа) |
30 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | | |
31 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | | |
32 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | | |
33 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | | |
Природа и мы (6 часов) |
34 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | | |
35 | М.М. Пришвин «Выскочка» | | |
36 | Е.И. Чарушин «Кабан» | | |
37 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | | |
38 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Проект «Природа и мы» | | |
39 | Обобщение по разделу «Природа и мы». | | |
Поэтическая тетрадь 3 (6 часов) |
40 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | | |
41 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | | |
42 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | | |
43 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | | |
44 | С.А. Есенин «Лебедушка» | | |
45 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | | |
Родина (5 часов) |
46 | И.С. Никитин «Русь» , С.Д. Дрожжин «Родине» | | |
47 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | | |
48 | Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» | | |
49 | Обобщение по разделу «Родина». | | |
50 | Промежуточная аттестация | | |
Страна Фантазия (5 часов) |
51 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | | |
52 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | | |
53 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | | |
54 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | | |
55 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». | | |
Зарубежная литература (13 часов) |
56 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | | |
57 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | | |
58 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | | |
59 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | | |
60 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | | |
61 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | | |
62 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | | |
63 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | | |
64 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | | |
65 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | | |
66 | С. Лагерлеф «В Назарете» | | |
67 | С. Лагерлеф «В Назарете» | | |
68 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | | |