СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прорамма по чтению 4 класс по ФГОС на 2022-2023 учебный год. Авторы: Л.Ф.Клеманова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Литературное чтение» авторов Климанова Л.Ф., Горецкий В.А. (М.: Просвещение, 2017г.) и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

  • Закон РФ «Об образовании» от 21 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования.

  • Приказ №1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования и науки Р.Ф. от 6 октября 2009 г. №373»

  • Основная образовательная программа начального общего образования (ОП НОО) и учебный план МБОУ «СОШ с.Дачное»

В соответствии с учебным планом предмет "литературное чтение" изучается в 4 классе 3 часа в неделю. Данная программа составлена на 102 часа. С учетом Годового календарного графика на 2022-2023 учебный год программа по предмету будет пройдена полностью за 34 недели.

Результаты изучения (предметные, метапредметные, личностные)

Личностные

Учащиеся научатся:понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди герое в прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

формулировать учебную задачу урока коллективно, в минигруппе или паре;

  • читатьв соответствиисцельючтения (втемперазговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтерна тивный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся;

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами;

  • делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.


Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при- мер...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать вполилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся кон- фликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

  • оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;


Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);

  • эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразиельности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке;

  • участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.


Содержание программы

Былины. Летописи. Жития.

«Ильины три поездочки».

«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы.

П.П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь.

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Сказки русских писателей.

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час.

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства.

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь.

В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»;. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь.

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка»

Родина.

И.С.  Никитин «Русь»; С.Д. Дрожжин. «Родине»; Л.В. Жигулин. «О, Родина! В    неярком блеске...»; Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия».

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература.

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен.

«Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарет


Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Летописи, былины, сказания, жития

7

2

Чудесный мир классики

16

3

Поэтическая тетрадь

8

4

Литературные сказки

12

5

Делу время – потехе час

9

6

Страна детства

7

7

Поэтическая тетрадь

5

8

Природа и мы

9

9

Поэтическая тетрадь

4

10

Родина

8

11

Страна Фантазия

6

12

Зарубежная литература

10



Литература

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение : Учебник: 4 класс. В 2-х частях

2. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение. Методическое пособие. Москва, «Просвещение», 2015г.

Приложение №1


Календарно – тематическое планирование по литературному чтению

в 4 классе на 2022-2023 уч. г (102 часа, 3 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Дата

Планируемая

Фактическая

1

Введение. Знакомство с учебником



Летописи, былины, сказания, жития (7 ч.)

2

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда»



3

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»



4

Сравнен6ие текстов летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»



5

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»



6

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой



7

Сергий Радонежеский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского



8

Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий



Чудесный мир классики (16 ч.)

9

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов «Конек-Горбунок»



10

П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказкой. Характеристика героев



11

А. С. Пушкин «Няне»



12

А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»



13

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».



14

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части



15

Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А. С. Пушкина



16

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»



17

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»



18

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Характеристика героев



19

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство»



20

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня



21

Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого



22

А.П. Чехов «Мальчики»



23

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени



24

Оценка достижений по разделу "Чудесный мир классики"



Поэтическая тетрадь (8 ч.)

25

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид …», «Как неожиданно и ярко…»



26

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»



27

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»



28

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения



29

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»



30

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»



31

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина



32

Оценка достижений



Литературные сказки (12 ч.)

33

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»



34

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. Подробный пересказ



35

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра



36

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текс описание и содержание художественного произведения. Герои литературного текста



37

П.П. Бажов «Серебренное копытце»



38

П.П. Бажов «Серебренное копытце». Мотивы народных сказки в авторском тексте



39

П.П. Бажов «Серебренное копытце». Герои художественного произведения



40

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»



41

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения



42

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки.



43

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей



44

Оценка достижений.



Делу время – потехе час (9 ч.)

45

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»



46

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» нравственный смысл произведения



47

В.Ю. Драгунский «Главные реки»



48

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»



49

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка



50

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Инсценирование сказки



51

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе



52

Обобщающий урок «Делу время – потехи час»



53

Оценка достижений



Страна детства (7 ч)

54

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»



55

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения



56

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»



57

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения



58

М.М. Зощенко «Елка»



59

Обобщающий урок «Страна детства». Оценка достижений



60

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение



Поэтическая тетрадь (5 ч)

61

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»



62

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»



63

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»



64

Сравнение произведений разных поэтов на одну и туже тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений



65

Устный журнал «Поэтическая тетрадь»



Природа и мы (9 ч)

66

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»



67

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе



68

А.И. Куприн «Барбос и Жулька» Поступок как характеристика героя произведения



69

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка



70

Е.И. Чарушин «Кабан»



71

В.П. Астафьев «Стрижок Скрип». Герои рассказа



72

В.П. Астафьев «Стрижок Скрип». Составление плана



73

Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы»



74

Проект «Природа и мы». Оценка достижений



Поэтическая тетрадь (4 ч)

75

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень»



76

С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето»



77

Н.М. Рубцов «Сентябь». С.А. Есенин «Лебедушка»



78

Обобщающий урок конкурс «Поэзии прекрасные страницы» Оценка достижений



Родина (8 ч)

79

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.



80

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте



81

С.Д. Дрозжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому



82

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»



83

Обобщающий урок «Родина»



84

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»



85

Проект «Они защищали Родину»



86

Оценка достижений



Страна Фантазия (6 ч)

87

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»



88

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа



89

К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра



90

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказа фантастического жанра



91

Путешествие по стране фантазии



92

Оценка достижений



Зарубежная литература (10 ч)

93

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Стифт «Путешествие Гулливера»



94

Дж. Стифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы



95

Г.Х. Андерсен «Русалочка»



96

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Деление произведения на части



97

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о русалочке. Характеристика героев



98

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков



99

С. Лагерлеф «Святая ночь»



100

С. Лагерлеф «В Назарете»



101

Обобщающий урок «Зарубежная литература»



102

Урок-игра «Литературные тайны





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!