СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

«Рассмотрено»

На заседании МО

От «31» августа 2019 г.

_________

«Согласовано»

«31» августа 2019 г.

Зам. директора по УВР

_________


«Утверждаю»

«31» августа 2019г.

Директор МАОУ СОШ №9

____________

«Согласовано»

УС ОО

_________


«Одобрено»

Школьным парламентом

______________________















Рабочая программа учебного предмета

«Литературное чтение» для 4 класса



Класс

4 Б

Уровень образования

начальное общее образование

Уровень изучения предмета

базовый

Срок реализации программы

2019/2020 учебный год

Количество часов по учебному плану

102 ч/год; 3 ч/неделю

Рабочую программу составили

Убонова М.Ю.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с со ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п.6,7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 24.07.2015, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015), ООП НОО МАОУ «СОШ №9» г. Улан-Удэ, Уставом школы, Учебным планом МАОУ «СОШ №9», на основе программы «Литературное чтение» Матвеевой И.Е., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.





г. Улан-Удэ, 2019 год


Аннотация к программе

Предмет

Литературное чтение

Классы

4 Б

Учителя

Убонова М.Ю.

Срок реализации

программы

2019-2020 учебный год

Место в учебном плане ОО

ФГОС (1-7 классы). Обязательная часть: 3 час

Количество часов в неделю: 3

Всего часов в год: 102

УМК

Авторы: И.Е. Матвеева

1) Литературное чтение: Учебник в 2 частях для 4 класса начальной школы. М.: Вита-Пресс, 2013.

2) Тетрадь к учебнику «Литературное чтение» в 2 частях М.: Вита-Пресс, 2013.

3) Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». М.: Вита-Пресс, 2013.

Цели и задачи

программы

Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение

1) образовательных задач:

развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;

развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;

открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;

формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2) развивающих задач:

развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;

развитие коммуникативных способностей;

развитие речи;

3) воспитательных задач:

формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;

воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты.

Общая характери-стика учебного предмета

Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами.

Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.

Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.

В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса. Очевидно, что предмет литературного чтения обладает специфическими средствами решения указанной системообразующей задачи развивающего обучения. В то же время реализация перечисленных внутрипредметных задач литературного чтения в контексте формирования учебной деятельности имеет большие, на данный момент недостаточно раскрытые, перспективы.

В основу программы положены идеи отечественных и зарубежных исследователей: М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. С. Выготского, Г.- Г. Гадамера, М. М. Гиршмана, Ю. М. Лотмана. В их работах основной акцент делается на диалогическую «встроенность» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемого особым подбором изучаемых произведений.

При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличие от других предметов школьной программы (математики, русского языка, естествознания), литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне него.

Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно читать» (А. П. Скафтымов).

Исходя из этих позиций, мы определяем предметом рассмотрения литературного чтения именно способ чтения, а его объектом – литературный текст.

Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:

– открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);

– овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);

– совершенствование навыка синтагматического чтения;

– применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).

Основные образовательные технологии

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: игровые, информационно-коммуникативные, проектные, технология развивающего обучения, проблемного обучения, формирующего оценивания.

Уроки строятся на принципах системо- деятельностного подхода.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: урок- презентация, решение проектной задачи и др.


Требования к уровню подготовки учащихся

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться


- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).


Для художественных текстов


- определять главную мысль и героев произведения;

- воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором;

- этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;

- определять основные события и устанавливать их последовательность;

- озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;

- задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов:

- устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

- использовать различные формы интерпретации содержания текстов; - формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

- составлять характеристику персонажа;

- интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;

- устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста

Для научно-популярных текстов

- определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;

- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов;

- формулировать простые выводы, основываясь на тексте;

- устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).


Круг детского чтения

- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

- работать с тематическим каталогом;

- работать с детской периодикой;

- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)


- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

- отличать на практическом уровне прозаический текст

от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность


- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).


- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).


Личностные результаты:

– овладение основами умения учиться;

– способность к организации собственной деятельности

– познавательная мотивация к учению; любознательность, активность, заинтересованность в познании окружающего мира;

– чувство сопричастности с жизнью семьи, общества, своего народ, Родины;

– толерантность по отношению к представителям разных народов, культур, конфессий;

– готовность действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

– выполнять правила здорового и безопасного для себя и других образа жизни;

– представление о ценности терпения и терпимости, доброте, жестокости, истинном и ложном героизме, уважении традиций разных народов, красоты, искусства и творчества;

– сформированное эстетическое чувство по отношению к произведениям художественной культуры.

Предметные результаты

1. Речевая и читательская деятельность

Учащиеся овладеют способами:

– синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового чтения) вслух; чтения про себя;

– анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики;

– сравнительного анализа двух (более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;

– самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;

– отличать по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;

– определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;

– разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения;

– пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога;

– в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления;

– самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;

– ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения Интернет-ресурсами для дополнительного чтения (электронный журнал «Кукумбер»; «Литературные пампасы»; «Библио Гид» и др.);

– выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;

– создания нового текста по модели, по теме, предложенной проблеме, по выбору;

– создания монологического высказывания;

– создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.

2. Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся овладеют:

– опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;

– умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;

– способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;

– способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;

– способами характеристики персонажей, их поступков;

– способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;

– способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;

– способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).

3. Творческая деятельность

Учащиеся научаться

– создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзывы, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);

– редактировать собственный текст;

– интерпретировать произведений: интонированию, чтению по ролям, драматизации, иллюстрированию, прогнозированию, созданию «виртуального» мультфильма и др.;

– создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;

– создавать презентации по результатам исследования произведений;

– проектировать свою деятельность;

– создавать творческие порфолио по результатам своей читательской, исследовательской, творческой деятельности.

Метапредметные результаты

1. Познавательные

Учащиеся научатся:

– находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);

– сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;

– устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;

– строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;

– использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;

– классифицировать объекты на основе заданного параметра;

– определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения разными способами.

2. Регулятивные

Учащиеся научатся:

– планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;

– уточнять формулировки задач;

– выдвигать и проверять гипотезы;

– оценивать результат деятельности на основе критериев;

– находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;

– видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;

– высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;

– определять причин своих и чужих недочетов и подбор специальных заданий для их устранения;

– сравнивать характеристики запланированного и полученного результата;

– выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;

– сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материала для отработки способа действия и творческих работ;

– редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;

– определять границы собственного знания / незнания.

2. Коммуникативные

Учащиеся научатся:

– понимать позиции разных участников коммуникации;

– задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;

– осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);

– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией ( в том числе с мульти-медиа сопровождением);

– владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;

– сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);

– учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;

– проявлять интерес к различным точкам зрения;

– аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;

– создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;

– создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи.















Планирование по литературному чтению

(3 часа х 34 недели = 102 часов)


Срок

Тема

Кол-во часов

Содержание

сентябрь

Стартовая работа

2


Анализ и кореекция стартовой работы

2


Как о них рассказать? О. Дриз «Семицветная страна». Ю Мориц «Это очень интересно», А. Мелякова

2

Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в ху-дожественных образах детства. «При¬меты» детства. Разные способы изоб¬ражения этих примет. Творчество ребенка, создающего свою Страну детства. Настроение. Тон произведения. Событие.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

2

Изобразительные средства создания сказочной страны. Фантастическое и реальное в сказке. Особенности жанра сказки. Описание табакерки. Путешествие по сказочной стране.

О чем в детстве мечтали взрослые? В.В. Берестов, В. Иванов «трудный случай»

1

Образ детских желаний в поэтическом произведении. Тон стихотворения. Событие в рассказе. Переживания героя, способы их изображения в произведении. Настроение. «Урок», полученный героем.

Переживания детства зарубежных авторов. У. Смит «Слон, «Если я был бы», Ш. Силверстейн

1

Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Изобразительные приемы автора. Тон рассказа, настроение героев. Диалоговый характер юмористических стихотворений о мечте.

М. Агафонова «Хорошо быть маленьким», М. Цветаева «Мирок»

1

Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей для создания образов детства. Сюжет и композиция повествовательного произведения. Основная мысль произведения, выражающая позицию автора. Описание героя. Портрет. Основные фрагменты сюжета. Лирическое стихотворение о детстве.

С. Черный «Невероятная история»

1

Описание осени (пейзаж). Отношение поэта и героя к осени и творчеству. Рождение «поэтического Я» в момент вдохновения. Образ вдохновения. Изобразительные средства его создания. Метафора творчества.

октябрь

Пейзажная лирика А.С. Пушкина «осень» (отрывки)

2

Критерии сочинения-миниатюры.

Урок-рефлексия «Когда сбываются мечты?»

1

Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов.

Разные способы представления пристрастий. Образ поэта. Образ героя. Лирические воспоминания.

Особенности детской поры. Н.Н. Матвеева, Н.Г. Гумилев

1

Тема утверждения своего Я героем литературных произведений. Герой-рассказчик. Авторское размышление.

Автор размышляет о детстве. В. Ю. Драгунский

1

Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний. Воспоминание. Герой-рассказчик.

Внутренний мир героя. Ю.Д. Левитанский «Что-то случилось», А.А. Лиханов «Магазин ненаглядных пособий»

2

Тема денег. Изображение «события» в жизни героя-ребенка. Стихотворение-воспоминание. Рассказ. Внутренний мир героя и автора. Повествователь.

Зачем детям знать о деньгах? В.Д. Берестов «Деньги в детстве»

2


А.Т. Аверченко «Сережкин рубль»

2

Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем дет­ской литературы. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера.

В. Шульжик «Грустный клоун»

2

Тема «рая» в понимании детей и авто­ров, рассказывающих о нем.

С. Черный. «Счастливый карп»

2

Самое впечатляющее художественное произведение. Составление отзыва о нем.

Ноябрь

С. Черный «В раю»

2

Чудеса детства. Описание человека. Критерии сочинения-рассуждения.

Урок-рефлексия. Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размыш­ляй!»

1

Портрет и автопортрет.

Декабрь

Сочинение по предложенной теме. Чтение и анализ работ

1

Словесный портрет и автопортрет.

Чем впечатляет портрет детского поэта?О. О. Дриз. «Мой портрет»

2


Литературный автопортрет .А. С. Пушкин. «Вы просите у меня мой портрет...»

1

Использование художественной дета­ли для создания словесного портрета. Сравнение. Портрет героя произведе­ния. Внутренний мир героя.

Январь

С. Черный. «Детям»

1

Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Событие в лирическом стихотворении.

Портреты героев в рассказе. А. П. Чехов. «Детвора»

2

Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Конфликт в рассказе. Настроение героев и автора. Диалог героев в эпическом и лирическом про­изведениях. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое от­ношение к героям в повествователь­ном тексте. Словесный портрет. Речь героев. Герой-рассказчик. Его внут­ренний мир.

«Что есть красота?..» Н. А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка»

1

Прямое и переносное значение слова. Мифологический сюжет стихотворе­ния.

Сцены из детской жизни. С. Черный. «Приготовишка»; М. Я. Бородицкая. «Первоклассник»; М. И. Цветае­ва. «Жар-Птица» (из сборника «Волшеб­ный фонарь»)

2

Мои впечатления. Странички из днев­ника.

Л. Н. Толстой. «Ивины» (глава из повести «Детство»)

2

Роль книги в жизни человека. Критерии презентации. Особенности жанра.

Образ необычного рая. Б. Ш. Окуджава. «Рай»

1

Чудо общения с книгой.

Урок-рефлексия «Штрихи к портрету»

1

Художественный образ «храма науки и искусства». Скрипторий — средневе­ковая библиотека. Образ книжного мира, книжного шкафа.

Февраль

Встреча с книгой. В. А. Лалетина. «Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку...»; М. И. Цветаева. «В субботу» (из сборника «Волшебный фонарь»)

2

Художественный образ «храма науки и искусства». Читательские интересы авторов. Способы изображения этих интересов. Пушкин и его книжные пристрастия. Образ А. С. Пушкина, созданный в лирическом стихотворе­нии.

Образ средневековой и современной библиотеки — «храма науки и искусства». У. Эко. «Имя Розы» (отрывок) (перевод с английского А. Е. Костюкович); В. Д. Бе­рестов. «Итак, библиотека, картотека...»

2

Настроение автора. Воспоминания о детстве.

А. А. Лиханов. «Детская библиотека» (отрывок); А. А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе» (отрывок); М. Я. Басина. «В садах Лицея» (глава «Любимые творцы»)

2

Самое интересное произведение учеб­ника. Критерии школьного сочинения-отзыва.

В. Д. Берестов. «Книжный магазин»

1

Тема героического в творчестве писа­телей и поэтов. Способы изображения этой темы.

Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!» Чтение и обсуждение сочинений

1

Истинные и ложные «герои». Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером. Событие-желание в лирическом сти­хотворении. Биография писателя. Очерк о сказочнике. Строфа.

Ю. Д. Левитанский. «Кораблик»

1

Поэзия о героях-романтиках. Образ капитанов: изображение героики мор­ских сражений, качеств характера. Ритмика стихотворения, тон. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером. Портрет персонажа, художественная деталь портрета.

Г. X. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» (перевод с датского А. Ганзена)

1

Поэзия детства. Шуточное стихотворе­ние. Игровые повторы. Лирическое стихотворение-воспоминание. Описа­ние.

Б. Ш. Окуджава. «Бумажный солдатик»

1

Юмористический рассказ. Повество­вание. Эпическое произведение. Сю­жет. Система персонажей. Система жизненных ценностей.

Истинные и ложные герои. Н. С. Гумилев. «Капитаны»; Ю. Я. Яковлев. «Рыцарь Вася»

3

Драматическое произведение. Пьеса. Конфликт. Действие. Реплика.

Любимые места. М. И. Цветаева. «Из цикла «Ока» (отрывок); М. И. Цветаева. «Мама на даче» (из сборника «Волшебный фонарь»)

2


Март

А. Т. Аверченко. «Предводитель Лохмчев»; О. О. Дриз. «Три капитана»

2

Произведения, в которых герой стоит перед выбором в жизни, он совершает поступок (проступок), осмысливает его как «жизненный урок».

В. В. Медведев. «Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене»

3

Лирическое воспоминание. Мифоло­гические образы в стихотворении. На­строение и переживание лирического героя.

Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради

1

Лирическое стихотворение. Учитель и ученик. Впечатление-интерпретация. Впечатление-анализ.

Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «В начале жизни школу помню я...»

2

Тема вечности и скоротечности жизни. Отличие школьного урока от «урока жизни». Описание зимнего дуба. Диа­лог героев. Черты характера человека, проявляющиеся от соприкосновения с миром природы — миром вечности.

Лирическое стихотворение В. Д. Берестова «Пловец»

1

Тема связи человека с природой. Спо­собы раскрытия авторского отношения к «событию», описанному в лиричес­ком произведении.

Ю. М. Нагибин. «Зимний дуб»

2

Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Святочный рассказ. Евангельская тема рассказа. Легенда и сон как авторские приемы, способы показа становления личности ребенка. Тема выбора в жизни челове­ка. Повествование в рассказе. Сюжет и композиция.

А. А. Фет. «Одинокий дуб»

2

Тема любви и понимания. Тема близо­сти человека и природы. Родство де­рева и человека. Пути осознания этого родства.

Апрель

Н. С. Лесков. «Неразменный рубль»

2

Родство де­рева и человека. Пути осознания этого родства.

А. А. Фет. «Учись у них — у дуба, у березы...»; В. Д. Берестов. «Сердцевина»

2

Автор о себе, о детских годах, о памят­ных событиях детства.

Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям

1

Повествование-путешествие. Вымыш­ленное и реальное в рассказе. Образ героя. Образ автора. Образ птицы. Об­раз памяти. Тема родины в рассказе, ее необычное воплощение.

Ю. Д. Левитанский. «Воспоминание о скрипке»; В. Д. Берестов. «Ночная песенка»

1

Тема детства. Тема памяти. Сюжет и композиция произведения. Несколько планов рассказа, концентрирующих основной смысл произведения. Образ ночных бабочек — самое яркое воспо­минание о детстве.

А. П. Платонов. «Любовь к родине, или Путешествие воробья»; Ю. П. Мориц. «Лето»

1

Тема материнства. Мемуары. Рассказ поэта, записанный его ученицей.



В. А. Бахревский «Бабочка»; К. Д. Бальмонт «Бабочка»; В. В. Набоков «Ночные бабочки» (отрывок)

1

Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Способы изображения ге­роя, его поступков, жизненных собы­тий в жанре воспоминаний.

И. В. Одоевцева. «На берегах Невы» (отрывок)

1

Поэтическое воспоминание о детстве. Одна тема — разные способы ее во­площения в произведениях писателей и поэтов. Жанр записок.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (отрывок); П. Авенариус. «Отроческие годы Пушкина (глава III «Экзамен»); А. С. Пушкин. «Царское Село»

2

Поэтическое воспоминание о детстве.

М. М. Пришвин. «Времена года (отрывок); 10. И. Коваль. «Самая легкая лодка в мире» (отрывок); В. А. Лалетина. «Маленькое солнышко...»; В. Д. Берестов. «Одуванчики»

2


М. И. Цветаева. «Курлык»; М. М. Пришвин. «Дитя»

2

Обобщенный образ детства, создан­ный поэтами и писателями.

Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненному заданию

1

Тонкая лиричность и реализм в рас­крытии темы детства. Обобщенный портрет детства.

Вводный урок. Дети и взрослые

1

Восприятие окружающего мира. На­строение. Тональность. Лирическое и игровое стихотворение. Способы пе­редачи настроения разными авторами.

Май

Ю. Д. Левитанский. «Дети»; И. Бардин. «Трудная пора»

1

Юмор и детство. Смешной случай, описанный автором. Юмористический рассказ.

Д. Кржижановский. «На зыбких клавишах, звучат шаги весны...»; Э. Э. Мошковская «Кислые стихи»; М. Флориан (перевод И. П. Токмаковой). «Хоть бы хны!»; Г. Ф. Шпаликов. «В лето, хорошо бы без билета...»

3

Отношение взрослых к детям и дет­ству. Отношение детей к детству. Тема взросления в творчестве авторов. Тема прекрасного, сказочного в творчестве поэтов.

В. Д. Берестов. «Полна, как в детстве, каждая минута...»; А. П. Чехов. «Злой мальчик»

2

Приемы изобразительности, помогаю­щие авторам создавать интересные об­разы детей, детства, детских воспоми­наний.

В. С. Высоцкий. «Песня Кэррола»; С. Павлютина. «Земляничный рай», М. Агафонова. «Ноты под листочками музыкантов ждут...»

2

Мой уровень чтения. Мои читатель­ские пристрастия.

Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; В. П. Крапивин. «Серая мгла редела...»; М. М. Пришвин. «Любовь»

2


Б. Ш. Окуджава. «Давайте восклицать...»

2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!