Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
«Рассмотрено» На заседании МО От «31» августа 2019 г. _________ | «Согласовано» «31» августа 2019 г. Зам. директора по УВР _________ | «Утверждаю» «31» августа 2019г. Директор МАОУ СОШ №9 ____________ |
«Согласовано» УС ОО _________ | «Одобрено» Школьным парламентом ______________________ | |
Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение» для 4 класса
Класс | 4 Б |
Уровень образования | начальное общее образование |
Уровень изучения предмета | базовый |
Срок реализации программы | 2019/2020 учебный год |
Количество часов по учебному плану | 102 ч/год; 3 ч/неделю |
Рабочую программу составили | Убонова М.Ю. |
Данная рабочая программа разработана в соответствии с со ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п.6,7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 24.07.2015, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015), ООП НОО МАОУ «СОШ №9» г. Улан-Удэ, Уставом школы, Учебным планом МАОУ «СОШ №9», на основе программы «Литературное чтение» Матвеевой И.Е., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. |
г. Улан-Удэ, 2019 год
Аннотация к программе
Предмет | Литературное чтение |
Классы | 4 Б |
Учителя | Убонова М.Ю. |
Срок реализации программы | 2019-2020 учебный год |
Место в учебном плане ОО | ФГОС (1-7 классы). Обязательная часть: 3 час Количество часов в неделю: 3 Всего часов в год: 102 |
УМК | Авторы: И.Е. Матвеева 1) Литературное чтение: Учебник в 2 частях для 4 класса начальной школы. М.: Вита-Пресс, 2013. 2) Тетрадь к учебнику «Литературное чтение» в 2 частях М.: Вита-Пресс, 2013. 3) Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». М.: Вита-Пресс, 2013. |
Цели и задачи программы | Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении. Достижение данной цели предполагает решение 1) образовательных задач: развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения; развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста; открытие и освоение учениками позиций читателя и автора; формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета; 2) развивающих задач: развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса; развитие коммуникативных способностей; развитие речи; 3) воспитательных задач: формирование культуры творческого восприятия литературного произведения; воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни. Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты. |
Общая характери-стика учебного предмета | Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами. Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении. Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля. Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат. Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач. В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса. Очевидно, что предмет литературного чтения обладает специфическими средствами решения указанной системообразующей задачи развивающего обучения. В то же время реализация перечисленных внутрипредметных задач литературного чтения в контексте формирования учебной деятельности имеет большие, на данный момент недостаточно раскрытые, перспективы. В основу программы положены идеи отечественных и зарубежных исследователей: М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. С. Выготского, Г.- Г. Гадамера, М. М. Гиршмана, Ю. М. Лотмана. В их работах основной акцент делается на диалогическую «встроенность» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемого особым подбором изучаемых произведений. При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличие от других предметов школьной программы (математики, русского языка, естествознания), литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне него. Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно читать» (А. П. Скафтымов). Исходя из этих позиций, мы определяем предметом рассмотрения литературного чтения именно способ чтения, а его объектом – литературный текст. Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты: – открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов); – овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции); – совершенствование навыка синтагматического чтения; – применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения). |
Основные образовательные технологии | При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: игровые, информационно-коммуникативные, проектные, технология развивающего обучения, проблемного обучения, формирующего оценивания. Уроки строятся на принципах системо- деятельностного подхода. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: урок- презентация, решение проектной задачи и др. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Виды речевой и читательской деятельности | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
| - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; - прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; - читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; - различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; - читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; - использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); - ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) | - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; - высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; - устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; - составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). |
Для художественных текстов | - определять главную мысль и героев произведения; - воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; - этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; - определять основные события и устанавливать их последовательность; - озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; - находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; - задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; - объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; - устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: - устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; - использовать различные формы интерпретации содержания текстов; - формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; - составлять характеристику персонажа; - интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; - устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста |
Для научно-популярных текстов | - определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; - находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; - задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; - объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; - использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов; - формулировать простые выводы, основываясь на тексте; - устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); - различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); - передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). | |
Круг детского чтения | - осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; - вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; - составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. | - работать с тематическим каталогом; - работать с детской периодикой; - самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). |
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) | - распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); - отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; - различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; - находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). | - воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); - определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. |
Творческая деятельность | - создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; - восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; - составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; - составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). | - вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; - создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; - создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; - работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). |
Личностные результаты:
– овладение основами умения учиться;
– способность к организации собственной деятельности
– познавательная мотивация к учению; любознательность, активность, заинтересованность в познании окружающего мира;
– чувство сопричастности с жизнью семьи, общества, своего народ, Родины;
– толерантность по отношению к представителям разных народов, культур, конфессий;
– готовность действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– выполнять правила здорового и безопасного для себя и других образа жизни;
– представление о ценности терпения и терпимости, доброте, жестокости, истинном и ложном героизме, уважении традиций разных народов, красоты, искусства и творчества;
– сформированное эстетическое чувство по отношению к произведениям художественной культуры.
Предметные результаты
1. Речевая и читательская деятельность
Учащиеся овладеют способами:
– синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового чтения) вслух; чтения про себя;
– анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики;
– сравнительного анализа двух (более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
– самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;
– отличать по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;
– определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
– разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения;
– пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога;
– в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления;
– самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;
– ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения Интернет-ресурсами для дополнительного чтения (электронный журнал «Кукумбер»; «Литературные пампасы»; «Библио Гид» и др.);
– выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;
– создания нового текста по модели, по теме, предложенной проблеме, по выбору;
– создания монологического высказывания;
– создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.
2. Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся овладеют:
– опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;
– умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;
– способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;
– способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;
– способами характеристики персонажей, их поступков;
– способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;
– способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;
– способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).
3. Творческая деятельность
Учащиеся научаться
– создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзывы, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);
– редактировать собственный текст;
– интерпретировать произведений: интонированию, чтению по ролям, драматизации, иллюстрированию, прогнозированию, созданию «виртуального» мультфильма и др.;
– создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;
– создавать презентации по результатам исследования произведений;
– проектировать свою деятельность;
– создавать творческие порфолио по результатам своей читательской, исследовательской, творческой деятельности.
Метапредметные результаты
1. Познавательные
Учащиеся научатся:
– находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);
– сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
– устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
– строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
– использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
– классифицировать объекты на основе заданного параметра;
– определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения разными способами.
2. Регулятивные
Учащиеся научатся:
– планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;
– уточнять формулировки задач;
– выдвигать и проверять гипотезы;
– оценивать результат деятельности на основе критериев;
– находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;
– видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;
– высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;
– определять причин своих и чужих недочетов и подбор специальных заданий для их устранения;
– сравнивать характеристики запланированного и полученного результата;
– выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;
– сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материала для отработки способа действия и творческих работ;
– редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;
– определять границы собственного знания / незнания.
2. Коммуникативные
Учащиеся научатся:
– понимать позиции разных участников коммуникации;
– задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;
– осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);
– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией ( в том числе с мульти-медиа сопровождением);
– владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;
– сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);
– учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;
– проявлять интерес к различным точкам зрения;
– аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;
– создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;
– создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи.
Планирование по литературному чтению
(3 часа х 34 недели = 102 часов)
Срок | Тема | Кол-во часов | Содержание |
сентябрь | Стартовая работа | 2 | |
Анализ и кореекция стартовой работы | 2 | |
Как о них рассказать? О. Дриз «Семицветная страна». Ю Мориц «Это очень интересно», А. Мелякова | 2 | Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в ху-дожественных образах детства. «При¬меты» детства. Разные способы изоб¬ражения этих примет. Творчество ребенка, создающего свою Страну детства. Настроение. Тон произведения. Событие. |
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 2 | Изобразительные средства создания сказочной страны. Фантастическое и реальное в сказке. Особенности жанра сказки. Описание табакерки. Путешествие по сказочной стране. |
О чем в детстве мечтали взрослые? В.В. Берестов, В. Иванов «трудный случай» | 1 | Образ детских желаний в поэтическом произведении. Тон стихотворения. Событие в рассказе. Переживания героя, способы их изображения в произведении. Настроение. «Урок», полученный героем. |
Переживания детства зарубежных авторов. У. Смит «Слон, «Если я был бы», Ш. Силверстейн | 1 | Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Изобразительные приемы автора. Тон рассказа, настроение героев. Диалоговый характер юмористических стихотворений о мечте. |
М. Агафонова «Хорошо быть маленьким», М. Цветаева «Мирок» | 1 | Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей для создания образов детства. Сюжет и композиция повествовательного произведения. Основная мысль произведения, выражающая позицию автора. Описание героя. Портрет. Основные фрагменты сюжета. Лирическое стихотворение о детстве. |
С. Черный «Невероятная история» | 1 | Описание осени (пейзаж). Отношение поэта и героя к осени и творчеству. Рождение «поэтического Я» в момент вдохновения. Образ вдохновения. Изобразительные средства его создания. Метафора творчества. |
октябрь | Пейзажная лирика А.С. Пушкина «осень» (отрывки) | 2 | Критерии сочинения-миниатюры. |
Урок-рефлексия «Когда сбываются мечты?» | 1 | Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. Разные способы представления пристрастий. Образ поэта. Образ героя. Лирические воспоминания. |
Особенности детской поры. Н.Н. Матвеева, Н.Г. Гумилев | 1 | Тема утверждения своего Я героем литературных произведений. Герой-рассказчик. Авторское размышление. |
Автор размышляет о детстве. В. Ю. Драгунский | 1 | Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний. Воспоминание. Герой-рассказчик. |
Внутренний мир героя. Ю.Д. Левитанский «Что-то случилось», А.А. Лиханов «Магазин ненаглядных пособий» | 2 | Тема денег. Изображение «события» в жизни героя-ребенка. Стихотворение-воспоминание. Рассказ. Внутренний мир героя и автора. Повествователь. |
Зачем детям знать о деньгах? В.Д. Берестов «Деньги в детстве» | 2 | |
А.Т. Аверченко «Сережкин рубль» | 2 | Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем детской литературы. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. |
В. Шульжик «Грустный клоун» | 2 | Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нем. |
С. Черный. «Счастливый карп» | 2 | Самое впечатляющее художественное произведение. Составление отзыва о нем. |
Ноябрь | С. Черный «В раю» | 2 | Чудеса детства. Описание человека. Критерии сочинения-рассуждения. |
Урок-рефлексия. Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!» | 1 | Портрет и автопортрет. |
Декабрь | Сочинение по предложенной теме. Чтение и анализ работ | 1 | Словесный портрет и автопортрет. |
Чем впечатляет портрет детского поэта?О. О. Дриз. «Мой портрет» | 2 | |
Литературный автопортрет .А. С. Пушкин. «Вы просите у меня мой портрет...» | 1 | Использование художественной детали для создания словесного портрета. Сравнение. Портрет героя произведения. Внутренний мир героя. |
Январь | С. Черный. «Детям» | 1 | Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Событие в лирическом стихотворении. |
Портреты героев в рассказе. А. П. Чехов. «Детвора» | 2 | Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Конфликт в рассказе. Настроение героев и автора. Диалог героев в эпическом и лирическом произведениях. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Словесный портрет. Речь героев. Герой-рассказчик. Его внутренний мир. |
«Что есть красота?..» Н. А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка» | 1 | Прямое и переносное значение слова. Мифологический сюжет стихотворения. |
Сцены из детской жизни. С. Черный. «Приготовишка»; М. Я. Бородицкая. «Первоклассник»; М. И. Цветаева. «Жар-Птица» (из сборника «Волшебный фонарь») | 2 | Мои впечатления. Странички из дневника. |
Л. Н. Толстой. «Ивины» (глава из повести «Детство») | 2 | Роль книги в жизни человека. Критерии презентации. Особенности жанра. |
Образ необычного рая. Б. Ш. Окуджава. «Рай» | 1 | Чудо общения с книгой. |
Урок-рефлексия «Штрихи к портрету» | 1 | Художественный образ «храма науки и искусства». Скрипторий — средневековая библиотека. Образ книжного мира, книжного шкафа. |
Февраль | Встреча с книгой. В. А. Лалетина. «Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку...»; М. И. Цветаева. «В субботу» (из сборника «Волшебный фонарь») | 2 | Художественный образ «храма науки и искусства». Читательские интересы авторов. Способы изображения этих интересов. Пушкин и его книжные пристрастия. Образ А. С. Пушкина, созданный в лирическом стихотворении. |
Образ средневековой и современной библиотеки — «храма науки и искусства». У. Эко. «Имя Розы» (отрывок) (перевод с английского А. Е. Костюкович); В. Д. Берестов. «Итак, библиотека, картотека...» | 2 | Настроение автора. Воспоминания о детстве. |
А. А. Лиханов. «Детская библиотека» (отрывок); А. А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе» (отрывок); М. Я. Басина. «В садах Лицея» (глава «Любимые творцы») | 2 | Самое интересное произведение учебника. Критерии школьного сочинения-отзыва. |
В. Д. Берестов. «Книжный магазин» | 1 | Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. |
Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!» Чтение и обсуждение сочинений | 1 | Истинные и ложные «герои». Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером. Событие-желание в лирическом стихотворении. Биография писателя. Очерк о сказочнике. Строфа. |
Ю. Д. Левитанский. «Кораблик» | 1 | Поэзия о героях-романтиках. Образ капитанов: изображение героики морских сражений, качеств характера. Ритмика стихотворения, тон. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером. Портрет персонажа, художественная деталь портрета. |
Г. X. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» (перевод с датского А. Ганзена) | 1 | Поэзия детства. Шуточное стихотворение. Игровые повторы. Лирическое стихотворение-воспоминание. Описание. |
Б. Ш. Окуджава. «Бумажный солдатик» | 1 | Юмористический рассказ. Повествование. Эпическое произведение. Сюжет. Система персонажей. Система жизненных ценностей. |
Истинные и ложные герои. Н. С. Гумилев. «Капитаны»; Ю. Я. Яковлев. «Рыцарь Вася» | 3 | Драматическое произведение. Пьеса. Конфликт. Действие. Реплика. |
Любимые места. М. И. Цветаева. «Из цикла «Ока» (отрывок); М. И. Цветаева. «Мама на даче» (из сборника «Волшебный фонарь») | 2 | |
Март | А. Т. Аверченко. «Предводитель Лохмчев»; О. О. Дриз. «Три капитана» | 2 | Произведения, в которых герой стоит перед выбором в жизни, он совершает поступок (проступок), осмысливает его как «жизненный урок». |
В. В. Медведев. «Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене» | 3 | Лирическое воспоминание. Мифологические образы в стихотворении. Настроение и переживание лирического героя. |
Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради | 1 | Лирическое стихотворение. Учитель и ученик. Впечатление-интерпретация. Впечатление-анализ. |
Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «В начале жизни школу помню я...» | 2 | Тема вечности и скоротечности жизни. Отличие школьного урока от «урока жизни». Описание зимнего дуба. Диалог героев. Черты характера человека, проявляющиеся от соприкосновения с миром природы — миром вечности. |
Лирическое стихотворение В. Д. Берестова «Пловец» | 1 | Тема связи человека с природой. Способы раскрытия авторского отношения к «событию», описанному в лирическом произведении. |
Ю. М. Нагибин. «Зимний дуб» | 2 | Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Святочный рассказ. Евангельская тема рассказа. Легенда и сон как авторские приемы, способы показа становления личности ребенка. Тема выбора в жизни человека. Повествование в рассказе. Сюжет и композиция. |
А. А. Фет. «Одинокий дуб» | 2 | Тема любви и понимания. Тема близости человека и природы. Родство дерева и человека. Пути осознания этого родства. |
Апрель | Н. С. Лесков. «Неразменный рубль» | 2 | Родство дерева и человека. Пути осознания этого родства. |
А. А. Фет. «Учись у них — у дуба, у березы...»; В. Д. Берестов. «Сердцевина» | 2 | Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. |
Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям | 1 | Повествование-путешествие. Вымышленное и реальное в рассказе. Образ героя. Образ автора. Образ птицы. Образ памяти. Тема родины в рассказе, ее необычное воплощение. |
Ю. Д. Левитанский. «Воспоминание о скрипке»; В. Д. Берестов. «Ночная песенка» | 1 | Тема детства. Тема памяти. Сюжет и композиция произведения. Несколько планов рассказа, концентрирующих основной смысл произведения. Образ ночных бабочек — самое яркое воспоминание о детстве. |
А. П. Платонов. «Любовь к родине, или Путешествие воробья»; Ю. П. Мориц. «Лето» | 1 | Тема материнства. Мемуары. Рассказ поэта, записанный его ученицей. |
В. А. Бахревский «Бабочка»; К. Д. Бальмонт «Бабочка»; В. В. Набоков «Ночные бабочки» (отрывок) | 1 | Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Способы изображения героя, его поступков, жизненных событий в жанре воспоминаний. |
И. В. Одоевцева. «На берегах Невы» (отрывок) | 1 | Поэтическое воспоминание о детстве. Одна тема — разные способы ее воплощения в произведениях писателей и поэтов. Жанр записок. |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (отрывок); П. Авенариус. «Отроческие годы Пушкина (глава III «Экзамен»); А. С. Пушкин. «Царское Село» | 2 | Поэтическое воспоминание о детстве. |
М. М. Пришвин. «Времена года (отрывок); 10. И. Коваль. «Самая легкая лодка в мире» (отрывок); В. А. Лалетина. «Маленькое солнышко...»; В. Д. Берестов. «Одуванчики» | 2 | |
М. И. Цветаева. «Курлык»; М. М. Пришвин. «Дитя» | 2 | Обобщенный образ детства, созданный поэтами и писателями. |
Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненному заданию | 1 | Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Обобщенный портрет детства. |
Вводный урок. Дети и взрослые | 1 | Восприятие окружающего мира. Настроение. Тональность. Лирическое и игровое стихотворение. Способы передачи настроения разными авторами. |
Май | Ю. Д. Левитанский. «Дети»; И. Бардин. «Трудная пора» | 1 | Юмор и детство. Смешной случай, описанный автором. Юмористический рассказ. |
Д. Кржижановский. «На зыбких клавишах, звучат шаги весны...»; Э. Э. Мошковская «Кислые стихи»; М. Флориан (перевод И. П. Токмаковой). «Хоть бы хны!»; Г. Ф. Шпаликов. «В лето, хорошо бы без билета...» | 3 | Отношение взрослых к детям и детству. Отношение детей к детству. Тема взросления в творчестве авторов. Тема прекрасного, сказочного в творчестве поэтов. |
В. Д. Берестов. «Полна, как в детстве, каждая минута...»; А. П. Чехов. «Злой мальчик» | 2 | Приемы изобразительности, помогающие авторам создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний. |
В. С. Высоцкий. «Песня Кэррола»; С. Павлютина. «Земляничный рай», М. Агафонова. «Ноты под листочками музыкантов ждут...» | 2 | Мой уровень чтения. Мои читательские пристрастия. |
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; В. П. Крапивин. «Серая мгла редела...»; М. М. Пришвин. «Любовь» | 2 | |
Б. Ш. Окуджава. «Давайте восклицать...» | 2 | |