СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Курбакинская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»




Принята Утверждаю на заседании методического совета школы. Директор школы Протокол №____от «___» ___________ 20__ г. ______________ Дробязко О.Н. Председатель методического совета школы Приказ № ____ _____________ Дугина Л.Н. от «___» ____________ 20__ г












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

ДЛЯ 4 КЛАССА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД











Составитель Соколова Елена Ивановна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории







п. Магнитный, Железногорский район, Курская область

2022 год

Пояснительная записка

Нормативные документы и программы, лежащие в основе учебного предмета «Литературное чтение»


Рабочая программа по предмету « Литературное чтение» для 3 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:

-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. №273(гл. 2 с.11,12,13);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009г. №373, с изменениями утвержденными приказами МО науки РФ от 26.11.2010г. №1241, от22.09.2011г. №2357, от18.12.2012г. №1060)

-Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ФГОС РЕЕСТР 1);

-Федеральный перечень учебников, рекомендованный к использованию в образовательной деятельности в образовательном учреждении на 2015-2016 учебный год.

-Авторская программа под редакцией Л.Ф.Климановой и В.Г.Горецкого (Концепция и программы для начальных классов УМК «Школа России» М.:Просвещение, 2011г.)

- Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская).

- Учебный план МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа» на 2018-2019 учебный год;

-Положение о рабочей программе МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа».



Курс литературного чтения призван продолжить обуче­ние детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскры­вается во всей своей полноте и многогранности. Литератур­ное чтение пробуждает у детей интерес к словесному твор­честву и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение — это один из важных и ответствен­ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свой­ственную дошкольникам, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

-воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи обучения :

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; - формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Место и роль учебного курса в учебном плане. На изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе отводится 2 часа в неделю при 34 учебной неделе. За год на изучение программного материала отводится 68 часов.









СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Летописи. Былины. Жития(6ч.)

А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего".

Былина. «Ильины три поездочки»

Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».

Планируемые предметные результаты изучения темы: Обучающиеся узнают/ научатся: -о славном Илье Муромце, о житие Сергия Радонежского; -рассказывать об исторических событиях, используя материал летописи, былины, жития; -рассказывать о герое, используя опорные слова и информацию из различных источников.


Чудесный мир классики(11ч.)

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».

Л.Н. Толстой «Детство».

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».

А.П. Чехов «Мальчики».

Планируемые предметные результаты изучения темы: Обучающиеся узнают/ научатся:

-познакомятся с произведениями великих русских писателей П.Ершова, А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Толстого, А.Чехова.

-наблюдать за развитием основной мысли, сравнивать начало и конец сказки;

-рассказывать о герое произведения, сравнивать его с другими героями.

Поэтическая тетрадь(4ч.)

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

И.А. Бунин «Листопад».

Планируемые предметные результаты изучения темы: Обучающиеся узнают/ научатся:

-познакомятся с произведениями Ф.Тютчева, А.Фета, Е.Баратынского, А.Плещеева, И.Никитина, И.Бунина, Н.Некрасова;

-самостоятельно определять интонацию, которая соответствует лирическому произведению;

-находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают видеть картины, созданные автором.

Литературные сказки(11ч.)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Планируемые предметные результаты изучения темы: Обучающиеся узнают/ научатся:

-сказки сочиненные русскими писателями В.Одоевским, В.Гаршиным, С.Аксаковым, П.Бажовым;

-сравнивать народные и литературные сказки по теме, событиям, главной мысли;

-определять тексты повествовательные, описательные и тексты-рассуждения.

Делу время – потехе час(5ч.)

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Планируемые предметные результаты изучения темы: Обучающиеся узнают/ научатся:

-познакомятся с произведениями Е.Шварца, В.Драгунского, В.Галявкина о детях;

-определять прямое и переносное значение слов;

-понимать, как поступки могкт характеризовать героев произведений;

-узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе.


Страна детства(4ч.)

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М.М. Зощенко «Ёлка».

Планируемые предметные результаты изучения темы: Обучающиеся узнают/ научатся:

-познакомятся с произведениями М.Зощенко, К.Паустовского.

-составлять план, подробно пересказывать произведения с использованием авторских слов и выражений;

-определять, что хотел сказать автор.

Поэтическая тетрадь (2 ч.)

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Планируемые предметные результаты изучения темы: Обучающиеся узнают/ научатся:

-познакомятся с творчеством поэтов В.Брюсова, М.Цветаевой, С.Есенина.

-определять тему, объединяющую стихи разных поэтов;

-читать и обсуждать поэтические произведения в классе.

Природа и мы(7ч.)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

М.М. Пришвин «Выскочка».

Е.И. Чарушин «Кабан».

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Планируемые предметные результаты изучения темы: Обучающиеся узнают/ научатся:

- познакомятся с произведениями писателей-натуралистов Д.Н. Мамин-Сибиряка,

А.И. Куприна, М.М. Пришвина,Е.И. Чарушина, В.П. Астафьева.

-внимательно читать произведения, наблюдать, как авторы описывают животных, птиц, природу;

-определять тему, которая объединяет рассказы в разделе;

-находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления.

Поэтическая тетрадь (3ч.)

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

С.А. Клычкова «Весна в лесу».

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

С.А. Есенин «Лебёдушка».

Планируемые предметные результаты изучения темы: Обучающиеся узнают/ научатся:

-познакомятся с лирическими произведениями русских поэтов 20 века;

-что сближает разные виды искусства;

-определять в стихотворении настроение и чувства поэта.

Родина (3ч.)

И.С. Никитин «Русь».

С.Д. Дрожжин «Родине».

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

Планируемые предметные результаты изучения темы: Обучающиеся узнают/ научатся:

-познакомятся с произведениями о Родине известных русских писателей;

-читать стихи, передавая чувство гордости за свою великую Родину;

-рассказывать о Родине, используя прочитанные произведения и собственные мысли.

Страна Фантазия (5ч.)

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Планируемые предметные результаты изучения темы: Обучающиеся узнают/ научатся:

- познакомятся с произведениями писателей фантастов Е.Велтистова, К.Булычева о наших сверстниках и их удивительных приключениях;

-определять особенности фантастических рассказов.



Зарубежная литература(7 ч.)

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете».

Планируемые предметные результаты изучения темы: Обучающиеся узнают/ научатся:

познакомятся с произведениями Д. Свифта , Г.-Х. Андерсена, М. Твена, С. Лагерлёфа;

-пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица главных героев;

-составлять рассказ о герое, используя авторский текст.


























Планируемые результаты изучения курса

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

-становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитани-

-освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

-осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

-выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям 

Эстетическое воспитание:

-проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

-приобретение  эстетического  опыта  слушания,  чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

-понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

-соблюдение правил  здорового  и  безопасного  (для  себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

-бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

-осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

-бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

-неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

-ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

-овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

-потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

-осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

-демонстрировать интерес  и  положительную  мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;

-читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

-читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

-читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

-различать художественные произведения и познавательные тексты;

-различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

-понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;

-различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

-соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;

-владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

-характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;

-объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

-осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);

-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления,  грамматики);  устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;

-составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

-читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

-составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;

-составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

-сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);

-использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

-выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,  используя  картотеки,  рассказывать о прочитанной книге;

-использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.


Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:


♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

♦ определять тему и главную мысль произведения;

♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;

♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦ самостоятельного чтения книг;

♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Формирование функциональной грамотности:

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.

Для формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения используем технологию смыслового чтения.

Особенности методики смыслового чтения:

  • постановка цели чтения до его начала,

  • работа не только с художественными текстами,

  • понимание, прежде всего, назначения текста,

  • задание на сравнение разных текстов,

  • особое внимание к настроению ,которое рождает данный текст.

Технология смыслового чтения я включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Учебно - тематический план.

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Из них (кол-во часов)

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

Проверочные работы

2

Былины. Летописи. Жития

6




3

Чудесный мир классики

11




4

Поэтическая тетрадь

4




5

Литературные сказки

11



1

6

Делу время – потехе час

5




7

Страна детства

4




8

Поэтическая тетрадь

2




9

Природа и мы

7




10

Поэтическая тетрадь

3




11

Родина

3



12

Страна «Фантазия»

5




13

Зарубежная литература

7



1

Итого:

68



2

Календарно – тематический план

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата план.

Дата факт.

Примечания

Былины. Летописи. Жития( 6ч.)

1

Былины. Летописи. Жития. Знакомство с летописями.

1

1.09



2

Летопись – источник исторических фактов. Сравнение летописи со стихотворением А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1

6.09



3

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».

1

8.09






4

Былина «Ильины три поездочки». Характер героя как защитника Русского государства.

1

13.09



5

«Житие Сергия Радонежского».


1

15.09



6

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития.»

1

20.09



Чудесный мир классики (11ч.)

7

Чудесный мир классики. Выставка книг. П.П.Ершов «Конек – Горбунок».

1

22.09



8

П.П.Ершов «Конек – Горбунок». Характеристика героев.

2

27.09






9

А.С.Пушкин. Стихи.

1

29.09



10

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2

4.10




11

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

6.10



12

Творчество М.Ю.Лермонтова. Картины природы в стихотворении «Дары Терека». «Ашик – Кериб».

1

11.10



13

М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Сравнение русской и турецкой сказок.

Характеристика героев произведения.

1

13.10



14

Л.Н.Толстой «Детство». События повести.

1

18.10



15

Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

1

20.10



16

Характеристика героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики».

1

25.10



17

Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики». Оценка достижений.

1

27.10



Поэтическая тетрадь (4ч.)

18

Поэтическая тетрадь. Выставка книг. Стихи Ф.Тютчева и А.Фета.

1

8.11



19

Стихи Е.Баратынского, А.Плещеева.

1

10.11



20

Анализ стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

1

15.11



21

Анализ стихотворения И.А.Бунина «Листопад». Обобщение по разделу. Проект: «Краски осени в произведениях русских поэтов»

1

17.11



Литературная сказка (11ч.)

22

Литературная сказка. Выставка книг по теме. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

1

22.11



23

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

1

24.11



24

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Составление плана сказки.

1

29.11



25

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Специфические особенности жанра.

1

1.12



26

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст –описание в содержании сказки.

1

6.12



27

П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

8.12



28

П.П.Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

1

13.12



29

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

1

15.12



30

Проверка техники чтения

1

20.12



31

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ.

1

22.12






32

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. Обобщение по разделу. Контрольная работа по разделу «Литературная сказка».

1

27.12



Делу время – потехе час(5ч.)

33

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл сказки.

1

29.12



34

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Характеристика героев сказки. Инсценирование диалогов.

1

12.01




35

В.Ю.Драгунский. Рассказ «Главные реки» Особенности юмористических произведений.

1

17.01



36

В.Ю.Драгунского. «Что любит Мишка».

1

19.01



37

Рассказ В.В.Голявкина «Никакой горчицы я не ел». Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

1

24.01



Страна детства (4ч.)

38

Страна детства. Б.С.Житков. Рассказ «Как я ловил человечков».

1

26.01




39

К.Г.Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками».

1

31.01



40

К.Г.Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками». Сюжет и герои рассказа.

1

2.02




41

М.Зощенко «Елка». Исследовательская работа по теме «Страна детства».

1

7.02



Поэтическая тетрадь(2ч.)

42

Стихотворения В.Я.Брюсова «Опять сон», «Детская». Стихотворение С.А.Есенина «Бабушкины сказки».

1

9.02



43

Стихотворения М.И.Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Обобщение по разделу. Оценка достижений.

1

14.02



Природа и мы (7ч.)

44

Природа и мы. Выставка книг. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш». Смысл названия. Выборочный пересказ.

1

16.02




45

А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

1

21.02




46

М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героев. Отзыв о произведении.

1

28.02



47

Рассказ Е.И.Чарушина «Кабан».

1

2.03



48

Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

1

7.03



49

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Сюжет. Характеристика героев.

1

9.03



50

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. Обобщение по разделу. Оценка достижений.

1

14.03



Поэтическая тетрадь(3ч.)

51

Поэтическая тетрадь. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Стихотворение С.А.Клычкова «Весна в лесу».

1

16.03



52

Д.Б.Кедрин «Бабье лето»; Н.М.Рубцов «Сентябрь».Изображение картин природы в лирическом стихотворении.

1

21.03



53

С.А.Есенин «Лебедушка». Обобщение по разделу. Оценка достижений.

1

23.03



Родина(3ч.)

54

Родина. Выставка книг. И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

1

4.04



55

С.Д.Дрожжин «Родине». А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

1

6.04



56

Проекты «Они защищали Родину»; «Россия – Родина моя»; «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя». Обобщение по разделу. Оценка достижений.

1

11.04




Страна фантазия(5ч.)

57

Страна фантазия. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

1

13.04




58

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Герои произведения.

1

18.04




59

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического рассказа.

1

20.04



60

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастического жанра. Обобщение по разделу. Оценка достижений.

1

25.04



61

Зарубежная литература. Выставка книг. Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».

1

27.04



Зарубежная литература(7ч.)

62

Г. Х. Андерсен. Знакомство со сказкой «Русалочка».

1

2.05



63

Сказка Г. Х. Андерсена «Русалочка». Деление произведения на части

1

4.05



64

Проверка техники чтения.

1

11.05



65

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

1

16.05



66

Сельма Лагерлеф «Святая ночь». Отражение великого праздника Рождества в литературе и в живописи.

1

18.05



67

Сельма Лагерлеф «В Назарете».

1

23.05



68

Обобщение по разделу. Оценка достижений.

1

25.05



























Учебно-методический комплекс

1.Литературное чтение.: учеб. для 4 кл. нач. шк.: в 2 ч/ сост. Л.Ф. Климанова и др./.-М.: Просвещение, 2019.

2. Литературное чтение.: рабочая тетрадь для 4 кл. нач. шк.; сост. Л.Ф. Климанова и др./.-М.: Просвещение, 2019.

3. Авторская программа под редакцией Л.Ф Климановой и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2018)

4. Литературное чтение. Методические рекомендации . Л.Ф.Климанова. М.:Просвещение, 2018г.

5. Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. Авторы М.В.Бойкина, Н.И.Роговцева. М.:Просвещение, 2019г


Интернет-ресурсы.

1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org

3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru

4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru

5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su


28