СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс 2017-2018

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс 2017-2018»


Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. № 373

3. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07.2017 года № 629 и от 20.06.2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253», Приказа Минобрнауки от 31 декабря 2015года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373., Приказа Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. №613 «О внесении изменений в ФГОС среднего общего образования».

4. Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» / авт.-сост. С.А. Болотова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011. — 88 с.

5. Программа курса: к учебникам Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1—4 классы / авт.-сост.Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова. — М.: ООО «Русское сло

во — учебник», 2012. — 72 с.

6. Рабочая программа к учебникам Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1—4 классы / авт.-сост. С.А. Болотова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012 г.

8. Учебного плана МБОУ «Средняя школа № 8» на 2017 - 2018 учебный год.

Используемый УМК

Учебное пособие: Литературное чтение; учебник для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой - 2-е изд.- М. : ООО «Русское слово – учебник», 2016.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации / экспертное заключение РАН №10106- 5215/764 от 14.10.2011., экспертное заключение РАО № 01-5/7 д-565 от 24.10.2011г./

Данный учебник не включён в перечень учебников на 2017- 2018 учебный год, но в соответствии с Приказом Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253" – п. 2 пользование им возможно в течение 5 лет: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретённые до вступления в силу настоящего приказа учебники, которые исключаются из федерального перечня учебников».

Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. Учебный план МБОУ «Средняя школа № 8» на 2017 - 2018 учебный год рассчитан на 34 учебных недели, поэтому КТП уроков на год составлено с расчётом на 34 учебных недели. Авторская программа разработана из расчета 136 часов в год. Данная рабочая программа переработана в соответствии с Учебным планом МБОУ «Средняя школа № 8» на 2017-2018 учебный год и предполагает изучение предмета

«Литературное чтение» 102 часа в год ( 3 часа в неделю). В содержательной части программы изменений нет.


Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения к выпускнику начальной школы в качестве требований предъявляются три группы результатов освоения программы (личностные, метапредметные, предметные).

Личностные результаты включают «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности» (ФГОС).

Метапредметные результаты включают «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» (ФГОС).

Предметные результаты включают «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира» (ФГОС).

Применительно к курсу «Литературное чтение» мы выделили следующие планируемые результаты, которые характеризуют личность выпускника начальной школы.

Личностные планируемые результаты должны отражать:

  • Осознание школьником важности процесса обучения, формирование готовности к получению новых знаний, их применению и преобразованию.

  • Понимание школьником значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

  • Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

  • Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

  • Формирование любви к отечественной литературе и уважения к литературе народов России и мира.

  • Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

  • Развитие эстетических чувств на основе знакомства с отечественной и мировой литературой.

  • Развитие восприятия литературы как особого вида искусства, умения соотносить его с другими видами искусства.

  • Формирование культуры общения.

  • Метапредметные планируемые результаты должны отражать:

  • Формирование способности принимать, сохранять и решать учебные задачи в процессе чтения и обсуждения литературного произведения.

  • Формирование умения планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу.

  • Формирование умения оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

  • Развитие умения выбирать средства для успешного решения поставленной учебной задачи.

  • Развитие умения запоминать правило.

  • Развитие умения предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки.

  • Развитие логических операций (установление причинно-следственных связей, сравнение, классификация, обобщение, доказательство, вывод) при работе с содержанием литературных произведений.

  • Формирование умений осознанно читать и осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.

  • Развитие умения извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, использовать различные источники информации (в т.ч. интернет-ресурсы) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

  • Развитие умения свободно ориентироваться в различных видах текстов и воспринимать тексты художественные, научно-популярные, учебные.

  • Развитие умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи).

  • Развитие умения слушать одноклассников и вступать в диалог.

  • Развитие умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, адекватно оценивать собственное поведение и действия окружающих.

  • Формирование готовности конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы разных сторон.

  • Развитие умения высказывать и обосновывать свое мнение о прочитанном произведении и уважать мнение собеседника.

Овладение базовыми метапредметными понятиями

Предметные планируемые результаты:

Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности представлены в четырех содержательных разделах курса «Литературное чтение»: 1 раздел — «Виды речевой и читательской деятельности», 2 раздел — «Круг детского чтения», 3 раздел — «Литературоведческая пропедевтика», 4 раздел — «Творческая деятельность». В каждом из этих разделов отражена дифференциация требований к подготовке обучающихся. Базовый уровень требований отражен в подразделе «Выпускник научится», повышенный уровень требований — «Выпускник получит возможность научиться».

Раздел 1. Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • читать (вслух) выразительно доступные для младшего школьного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и характеризовать героев произведения; тему и микротемы ; основные события и устанавливать их последовательность;

  • выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию услышанного или прочитанного произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты);

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев,

  • явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию);

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр произведения, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас;

  • устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, связывая их с содержанием текста);

  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по

предложенной теме или отвечая на вопрос;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

  • участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.


Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • предвосхищать содержание литературного произведения по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • выделять не только главную, но и второстепенную информацию в тексте;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать свое суждение об этом;

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

  • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;

  • оформлять свою мысль в виде письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

  • высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;

  • делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

Раздел 2. Круг детского чтения

Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений разных авторов от книги одного писателя;

  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

  • пользоваться алфавитным каталогом, а также соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.

Раздел 3. Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

  • отличать прозаический текст от стихотворного;

  • распознавать особенности построения фольклорных жанров: сказки, загадки, пословицы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных видов текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет, гипербола);

  • определять позицию автора художественного текста;

  • создавать по аналогии прозаический или поэтический текст на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Раздел 4. Творческая деятельность

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;

  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи, определять этапы в выполнении действий;

  • составлять текст на основе готового плана;

  • давать характеристику героя.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации к произведениям, диафильмы;

  • работать в группе, создавая инсценировки произведений, сценарии, проекты;

  • создавать собственный текст (повествование — по аналогии; рассуждение — развернутый ответ на вопрос; описание — характеристика героя);

  • писать изложения;

  • писать сочинения по картине.

В соответствии со Стандартом планируемые результаты выступают основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования.

Содержание учебного предмета с указанием основных видов учебной деятельности

№ темы

Раздел, наименование темы

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

НАШИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ (22 ч )

Знакомство с учебни­ком «Литературное чтение» для 4 клас­са, вступительной статьей, условными обозначениями, содержанием, при- книжными словаря­ми, шмуцтитулом; с темой раздела «Наши любимые сказки», с репродукцией кар­тины В.М. Сидорова «Бабушкины сказки»;

развитие умения: работать с детской книгой и свободно в ней ориентироваться; понимание прямой и переносный смысл пословиц; вступать

в диалог с авторами учебника; рассматри­вать репродукцию кар­тины и соотносить ее с содержанием раздела;

воспитание поло­жительного отношения и интереса к урокам литературного чтения Знакомство учащихся со сти­хотворными сказками А.С. Пушкина «Сказ­ка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде» с понятиями «стихо­творная сказка», «композиция», «коль­цевая композиция»;

совершенствование навыка беглого, вы­разительного чтения текста целыми слова­ми, вслух и про себя;

развитие умения: слушать стихотвор­ную сказку и работать с ее содержанием; выделение отличаев авторской сказки от других жанров литературы; находить в тексте средства художествен­ной выразительности; характеризовать геро­ев сказки и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; читать выра­зительно и по ролям; определять автор­ское отношение и формулировать свое отношение к героям сказки Знакомство уча­щихся с русскими на­родными сказками «Шабарша», «Сивка –Бурка» , с репродукцией картины В.М. Васнецова «Сивка-бурка»; с понятиями «зачин», «концовка»; с понятием «сюжет»;

- совершенствование знаний о жанре сказ­ки;

совершенствование навыка беглого, вы­разительного чтения текста целыми слова­ми, вслух и про себя;

развитие умения: работать с содержани­ем сказки; характеризовать героев сказки и оценивать их по­ступки; читать по ро­лям; делить текст на части и озаглавливать каждую часть; пере­сказывать текст по составленному плану; сравнивать близкие по сюжету сказки; формулировать свое отношение к прочи­танному;

развивать творче­ские способности;

развивать интерес к русским народным сказкам. Подбирать пословицы. Знакомство учащихся со сти­хотворной сказкой П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Формирование умения писать сочинение по картине; развитие интереса к творчеству В,М, Васнецова;

Знакомство уча­щихся с произведе­нием И.С. Тургенева «Сказка о серебряной птице и желтой ля­гушке»; с понятием «антитеза»;

Знакомство учащихся со сказ­кой В.М. Гар­шина «Лягушка- путешественница»;

развивать интерес детей к творчеству В.М. Гаршина, И.С. Тургенева и др. писателей.

Знакомство учащихся со сказкой В.П. Ка­таева «Цветик-семицветик», с понятием «идея произведения» Формирование умений самостоятельно читать книги на заданную тему. Обобщать и систе­матизировать знания учащихся по теме раз­дела учебника «Наши любимые сказки». Контролировать уровень формирования чита­тельских умений на примере работы со сказкой В.И. Даля «Старик-годовик»

и русской народной сказкой «Солдатская шинель». Развитие творческих способностей учащихся.

Контрольный урок

2

НАША СЕМЬЯ (22 ч)

Знакомство уча­щихся: с новым раз­делом учебника «Наша семья», шмуцтитулом, вступительной статьей, содержанием и иллю­стративным рядом;

-развитие умения: работать с учебной книгой и свободно в ней ориентироваться; понимать прямой и переносный смысл пословиц; вступать

в диалог с авторами учебника; делать вы­воды по теме урока;

расширять словар­ный запас и кругозор;

-воспитание ува­жения к семейным традициям; положи­тельное отношение к урокам литературного чтения

Знакомство уча­щихся с русской вол­шебной сказкой «Две сестры»;

-совершенствование знаний о жанре вол­шебной сказки;

совершенствование навыка беглого, выра­зительного чтения це­лыми словами, вслух и про себя;

развитие умения: работать с содержани­ем сказки; сравнение героев сказки, харак­теризовать их поступ­ки; читать по ролям; определять средства художественной вы­разительности; опре­делять тему и идею сказки; делить текст на части и озаглав­ливать каждую часть; пересказывать сказку по составленному плану; формулирование своего отношение к прочитанному; делать выводы;

Знакомство со шведской народной сказкой «Гвоздь из родного дома»; с понятием «бытовая сказка»;

Знакомство со сказ­кой Х.К. Андерсена «Снежная королева», развитие интереса к творчеству Х.К. Ан­дерсена

Формирование умения писать сочинение –рассуждение на заданную тему;

Знакомство с рассказом А. А. Дорохова «Улыб­ка матери» и стихо­творением Я.Л. Акима «Моя родня», с ре­продукцией картины А. М. Максимова «Материнство»;

Знакомство с рассказом З.И. Воскресенской «На кончике нитки», с понятием «пьеса»;

Знакомство со стихо­творениями Е.А. Бла­гининой «Вставай»

и «Наш дедушка», с понятиями «ритм», «рифма», «рефрен», «гипербола»;

Знакомство со стихотворе­нием А.Л. Барто «Пе­тя на футболе»;

Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему;

Обобщать и систе­матизировать знания по теме раз­дела учебника «Наша семья»;

Контролирование уровеня сформи­рованности чита­тельских умений на примере работы с произведениями В.А. Осеевой «Хоро­шее» и Л.Н. Толстого «Подкидыш»;

Формирование уме­ния создавать и защищать проект по заданной теме;

Контрольный урок

3

НАША ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ( 11 Ч)

Знакомство уча­щихся: с новым разде­лом учебника «Наша школьная жизнь», шмуцтитулом, всту­пительной статьей, содержанием и иллю­стративным рядом;

-развитие умения: работать с учебной книгой и свободно в ней ориентироваться; работать с послови­цами по теме урока, понимать прямой и переносный смысл пословиц; вступать

в диалог с авторами учебника; делать выводы по теме урока;

-расширить словар­ный запас и кругозор;

-воспитание лю­бви к школе и положительное отношение к урокам литератур­ного

Знакомство с рассказом В.В. Голявкина «Пара пустяков», с репро­дукцией картины Н.П. Богданова- Вельского «Устный счет»;

совершенствование навыка беглого, вы­разительного чтения текста целыми слова­ми, вслух и про себя;

развитие умения: работать с содержа­нием произведения; характеризовать глав­ного героя рассказа, его поступки и эмо­циональное состоя­ние; определять признаки юмори­стического произ­ведения; читать по ролям; определять тему и идею произ­ведения; высказывать собственное мнение о прочитанном; рассма­тривать репродукцию картины и объяснять ее название;

-развитие любо­знательности, чувство юмора, память, мыш­ление;

Формирование умения писать сочинение по картине; развитие интереса к творчеству

Знакомство со стихотворе­нием A.JI. Барто «Три очка за старичка»;

Знакомство с произведе­нием В. А. Солоухина «Мститель»;

Знакомство с рассказом Л.Ф. Воронковой «Трудный овражек», с понятием «эпитет», с репродукцией кар­тины В.И. Сурикова «Переход Суворова че­рез Альпы в 1799 году»;

Знакомство с рассказом В.Ю. Драгунского «Где это видано, где это слыхано...»;

Знакомство со стихотворе­нием В.Д. Берестова «Рассказ по картин­ке»;

Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему;

Обобщать и систе­матизировать знания по теме раз­дела учебника «Наша школьная жизнь»;

Контроль уровня сформиро­ванности читатель­ских умений на при­мере работы с произведениями Ю.И. Ермолаева «На­вестили» и Н.Г. Гарин- Михайловского «Дет­ство Темы» (отрывок);

Развитие твор­ческих способностей

Контрольный урок

4

Наши дела и заботы (14 ч)

Знакомство с новым разделом учебника «Наши дела и забо­ты», шмуцтитулом, вступительной ста­тьей, содержанием и иллюстративным рядом; с понятием «притча»;

-развитие умения: работать с учебной книгой и свободно в ней ориентироваться; понимать прямой и переносный смысл пословиц; вступать

в диалог с авторами учебника; делать вы­воды по теме урока; расширять словарный запас и кругозор; воспитание положительного отношения к урокам литературы.

Знакомство со стихотворе­нием А.В. Кольцова «Песня пахаря»; с понятием «олицетво­рение»;

совершенствование навыка беглого, вы­разительного чтения текста целыми слова­ми, вслух и про себя;

развитие умения: работать с содержа­нием стихотворения; характеризовать труд пахаря с использова­нием художественно­выразительных средств произведе­ния; находить в тексте стихотворе­ния предложение, в котором заключе­на главная мысль, обосновывать свой выбор; читать стихо­творение, подбирая интонацию, тон, темп речи, тембр голоса, паузы; формулирование отношение автора к герою стихотворения;

Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» и репро­дукцией картины Т.Н. Яблонской «Лен»;

Формирование умения писать сочинение по картине

Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского

«Хлеб»;

Знакомство с отрывком из поэмы Н.А. Не­красова «Крестьян­ские дети» и эскизом В.А. Серова к поэме;

Знакомство с отрывком из произведения С.Т. Ак­сакова «Детские годы Багрова -внука»;

Знакомство со стихотво­рением Л.В. Куклина «Подумайте, что было бы»;

Знакомство со стихотво­рением Г. Р. Граубина «Чем пахнут ветры» и репродукцией кар­тины Н.М. Ромадина «Свежий ветер»;

Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему. Обобщение и систематизация. Контроль уровня сформирован­ности читательских умений на примере работы с произведе­ниями В.А. Осеевой «Строитель» и Б.С. Житкова «Навод­нение»;

Контрольный урок

5

НАША ПРИРОДА (13ч)

Знакомство с новым разделом учебника «Наша природа», шмуцтиту­лом, вступительной статьей, содержанием и иллюстративным рядом;

Знакомство с отрывком из стихотворения А.К. Толстого «Ко­локольчики мои...» и репродукцией картины Б.В. Щерба­кова «Колокольчики мои»;

Формирование умения писать сочинение по картине

Знакомство с от­рывком из произ­ведения И.С. Тур­генева «Касьян с Красивой Мечи», с понятиями «текст- описание» и «текст- повествование»;

Знакомство со стихотворе­ниями Я.П. Полон­ского «Зимний путь» и К.М. Фофанова «Нарядили елку в праздничное пла­тье...»;

Знакомство со стихо­творением И.С. Ни­китина «Лес» и ре­продукцией картины И.И. Шишкина «Ду­бовая роща»;

Знакомство с рассказом З.И. Воскресенской «Петя-пересмешник»;

Знакомство с произведе­ниями Ф.А. Абрамова «Во крестьянстве выросла» и «В ответ на доверие»;

Знакомство со стихо­творениями С.А. Есе­нина «Черемуха» и «С добрым утром!»;

Знакомство с рассказом Н.И. Сладкова «Не­спокойное место»;

Знакомство со стихотворе­ниями Н.М. Рубцова «Про зайца», «Воро­на», «Воробей»;

Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему;

Контроль уровня форми­рования чита­тельских умений на примере работы с произведениями М. Пляцковского «Сосульки» и

И. Соколова- Микитова «Зимняя ночь»;

Обобщение и систематизация

6

МИР ВОКРУГ НАС (10ч)

Знакомство с новым раз­делом учебника «Мир

вокруг нас», шмуцтитулом, вступительной

статьей, содержанием и иллюстративным рядом;

Знакомство со стихотворе­нием Ю.И. Коринца «Лошадиная сила»;

-совершенствование навыка беглого, вы­разительного чтения текста целыми сло­вами, вслух и про себя;

-развитие умения: анализировать содер­жание стихотворения; составлять харак­теристику образов; находить в тексте средства художе­ственной выразитель­ности; определять эмоциональный строй стихотворения; чи­тать выразительно, подбирая интонацию, тон, темп речи, тембр голоса, паузы; опреде­лять тему произведе­ния;

-формулирование выводов;

-развитие любозна­тельности;

Знакомство с произведе­нием А. М. Волкова «Как люди ведут счет времени»;

Знакомство с фрагментами из книги Э. Юбелакера «Время»;

Знакомство с произведени­ем М.В. Водопьянова «106 минут вне Земли»;

Знакомство с произведе­нием Ю.А. Гагарина «Дорога в космос», с понятием «рассказ- воспоминание»;

Знакомство с отрывком из стихотворения П.Г. Антокольского «Апрель 1961 года»;

Знакомство с рассказами Е.А. Чайковской «Как появились коньки», А.А. Светова «О том, как “обули” велоси­пед»;

Знакомство с произведени­ями В.А. Ситникова «Пчелиные профес­сии» и В.Н. Танасий- чука «Кто видит все вокруг себя»;

Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему;

Контроль уровня сформирован­ности читательских умений на примере работы с отрывка­ми из произведений А. И. Куприна «Люди- птицы» и В.П. Аста­фьева «Ночь космо­навта

7

НАША РОДИНА (10ч)

Знакомство с новым разде­лом учебника «Наша страна», шмуцтиту­лом, вступительной статьей, содержанием и иллюстративным рядом;

Знакомство со стихотво­рением И.П. Баукова «Говори мне о Рос­сии» и репродукцией картины А.М. Васне­цова «Родина»;

-совершенствование навыка беглого, вы­разительного чтения текста целыми слова­ми, вслух и про себя;

-развитие умения: определять жанр про­изведения; анализи­ровать содержание стихотворения, образ России; находить

в тексте средства художественной выразительности; определять идею сти­хотворения; читать выразительно, подби­рая интонацию, темп речи, тембр голоса, паузы; соотносить ре­продукцию картины с текстом; сопоставлять произведения разных видов искусства; формулировать на основе прочитанного выводы; определять авторское отношение к России;

Формирование умения писать сочинение по картине;

Знакомство с произ­ведением А.П. Рогова «Вначале было дере­во» (фрагментами из книги «Черная роза»);

Знакомство с произведе­ниями С.П. Алексеева «Капитан бомбардир­ской роты» и репро­дукцией картины По­ля Делароша «Петр I»;

Знакомство с фрагментом поэмы М.Ю. Лер­монтова «Сашка» и стихотворением А.И. Фатьянова «Как становится тихо у переднего края...», с понятием «коммента­рий к тексту»;

Знакомство с расска­зами Л.А. Кассиля «Прямой наводкой» и «Саперы», с репродукцией картины К.Ф. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»;

Занкомство со стихотво­рениями Л.К. Татьяничевой «Братство» и К.М. Симонова «Родина»;

Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему;

Контроль уровня сформи­рованности чита­тельских умений на примере работы с произведениями Л.А. Кассиля «Катю­ша» и А.Т. Твардов­ского «Дети и война» (отрывок);

Обобщение и систематизация.

Проверка навыков читательских умений на промежуточной аттестации за курс 4 кл.

Комплексная метапредметная проверочная работа







Тематическое (календарно-тематическое) планирование

Часов в неделю - 3, в год- 102

Контрольных работ- 1

Контрольных уроков - 3

Уроков развития речи - 16

Дата/

план

Дата/

факт

№ по теме/

разделу

Тема урока

1 четверть

НАШИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ (22 ч )

05.09


1

1

Вводный урок «Наши любимые сказки» А. С. Пуш­кин «Сказка о рыбаке и рыбке».

06.09


2

2

А. С. Пуш­кин «Сказка о рыбаке и рыбке».

07.09


3

3

А. С. Пуш­кин «Сказка о рыбаке и рыбке».

12.09


4

4

A.C. Пуш­кин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

13.09


5

5

A.C. Пуш­кин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

14.09


6

6

Русская народная сказка «Шабарша».

19.09


7

7

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

20.09


8

8

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

21.09


9

9

П.П. Ер­шов «Конек-Горбунок» (фрагмен­ты)

26.09


10

10

П.П. Ер­шов «Конек-Горбунок» (фрагмен­ты)

27.09


11

11

Урок- конкурс чтецов П.П. Ер­шов «Конек-Горбунок» (фрагмен­ты)

28.09


12

12

Р/р Сочине­ние по картине В.М. Вас­нецова «Сивка- бурка»

03.10


13

13

И.С. Тур­генев «Сказка о серебря­ной птице и желтой лягушке»


04.10


14

14

В.М. Гар­шин «Лягушка-путешественница».

05.10


15

15

В.М. Гар­шин «Лягушка-путешественница».

10.10


16

16

В.П. Ка­таев «Цветик-семицветик».

11.10


17

17

В.П. Ка­таев «Цветик-семицветик».

12.10


18

18

Внеклассное чтение по теме «Русские волшебные сказки»

17.10


19

19

Обобщение и систематизация по теме «Наши любимые сказки»

18.10


20

20

Контрольный урок. В.И. Даль «Старик- годовик». Русская народная сказка «Солдат­ская ши­нель».

19.10


21

21

Урок – спектакль по теме «Наши любимые сказки»

24.10


22

22

Внеклассное чтение.: В.Ф. Одо­евский «Городок в табакер­ке»





НАША СЕМЬЯ (22 ч)

25.10


23

1

Вводный урок. «Наша семья». Русская волшеб­ная сказка «Две се­стры».

26.10


24

2

Русская волшеб­ная сказка «Две се­стры».

31.10


25

3

Шведская народная сказка «Гвоздь из

родного дома».

08.11


26

4

Х.К. Ан­дерсен «Снежная королева» («Рассказ первый. Зеркало и его оскол­ки»)

09.11


27

5

Х.К. Ан­дерсен «Снежная королева» («Рассказ второй. Мальчик и девоч­ка»).

14.11


28

6

Х.К. Ан­дерсен «Снежная королева». («Рассказ третий. Цветник женщи­ны, умев­шей кол­довать»)





2 четверть

15.11


29

7

Х.К. Ан­дерсен «Снежная королева» («Рас­сказ чет­вертый. Принц и принцес­са»)

16.11


30

8

Х.К. Ан­дерсен «Снежная королева» («Рассказ пятый. Малень­кая разбойница»).

21.11


31

9

Х.К. Ан­дерсен «Снежная королева» («Рассказ шестой. Лапланд­ка и Фин­ка»)

22.11


32

10

Х.К. Ан­дерсен. «Снежная королева» («Рассказ седьмой. Что про­исходило в чертогах Снежной короле­вы и что случилось потом»)

23.11


33

11

Р/р Сочинение рассуждение на тему «Снежная королева» Х.К. Андерсена – сказка о семье

28.11


34

12

А.А. До­рохов «Улыбка матери».

Я.Л. Аким «Моя род­ня»

29.11


35

13

Р/р Сочинение по картине В.М.Максимова «Материнство»

30.11


36

14

З. И. Вос­кресен­ская «На кончике нитки»

05.12


37

15

ЕЛ. Бла­гинина «Вста­вай», «Наш де­душка»

06.12


38

16

А.Л. Барто «Петя на футболе»


07.12


39

17

Сочинение по картине К.В.Лемоха «Бабушка и внучка»

12.12


40

18

Внеклассное чтение по теме «Рассказы о семье»

13.12


41

19

Обобщение и систематизация по теме «Наша семья»

14.12


42

20

Контрольный урок. Проверочная работа по теме «Наша семья» . В.А. Осе­ева «Хорошее».

Л.Н. Тол­стой «Подки­дыш»

19.12


43

21

Урок творче­ства по теме «На­ша семья»

20.12


44

22

Внеклассное чтение В.Ю. Дра­гунский «Третье место в стиле бат­терфляй»





НАША ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (11 ч)

21.12


45

1

Вводный урок «Наша школьная жизнь». В.В. Голявкин «Пара пу­стяков»

26.12


46

2

Р/р Сочинение по картине Н.П. Богданова- Бельского «Устный счет».

27.12


47

3

A.JI. Бар­то «Три очка за старичка» Урок творчества Инсценировка произведения А. Л. Барто «Три очка за старичка»

28.12


48

4

В. А. Со­лоухин «Мсти­тель».

10.01


49

5

Л.Ф. Во­ронкова «Трудный овражек»

11.01


50

6

В.Ю. Дра­гунский «Где это видано, где это слыха­но...»

16.01


51

7

В.Д. Бере­стов «Рас­сказ по картинке»





3 четверть

17.01


52

8

Внеклассное чтение Рассказы В.Ю. Дра­гунского.

18.01


53

9

Обоб­щение и система­тизация по теме «Наша школьная жизнь» Н. Н. Власов «Портфель»

23.01


54

10

Контрольный урок. Ю.И. Ер­молаев «Навести­ли». Н.Г Гарин - Михай­ловский «Детство Темы» (отрывок).

24.01


55

11

Внеклассное чтение А.В. Ми­тяев «Юлька + Петька = любовь»

25.01




НАШИ ДЕЛА И ЗАБОТЫ (14 ч)

30.01


56

1

Вводный урок.«Наши дела и за­боты». А.В. Коль­цов «Пес­ня паха­ря»

31.01


57

2

К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле вы­росла»

01.02


58

3

Р/р Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Лен»

06.02


59

4

К.Д. Ушинский «Хлеб»

07.02


60

5

Н.А. Не­красов «Кре­стьянские дети» (от­рывок из поэмы)

08.02


61

6

С.Т. Акса­ков «Дет­ские годы Багрова - внука» (отрывок)

13.02


62

7

Л.В. Куклин «Подумайте, что было бы»

14.02


63

8

Г. Р. Граубин «Чем пахнут ветры»

15.02


64

9

Р/р Сочинение по картине Н.М.Ромадина «Снежный ветер»

20.02


65

10

Вне­классное чтение по теме «Рассказы Э.Н. Ус­пенского»

21.02


66

11

Обоб­щение и система­тизация по теме «Наши дела и за­боты

22.02


67

12

Контрольный урок. В.А. Осе­ева «Строитель».

Б.С. Жит­ков «Наводнение»

27.02


68

13

Урок твор­чества по теме «Стихи о труде». Коллективный исследовательский проект «Старые вещи»

28.02


69

14

Вне­классное чтение В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик»





НАША ПРИРОДА (13 ч)


01.03


70

1

Вводный урок «Наша природа». А. К. Тол­стой «Колокольчи­ки мои...» (отрывок)

06.03


71

2

Р/р Сочинение по картине Б.В.Щербакова «Колокольчики мои»

07.03


72

3

И.С. Тур­генев «Касьян с Красивой Мечи» (отрывок)

13.03


73

4

Я.П. По­лонский «Зимний путь»

К.M. Фо­фанов «Наряди­ли елку в празднич­ное пла­тье...» И .С. Ни­китин «Лес»

14.03


74

5

Сочинение по картине И.И.Шишкина Дубовая роща»

15.03


75

6

З.И. Вос­кресен­ская «Петя - пересмешник». Первичное знакомство с текстом.

20.03


76

7

Ф.А. Аб­рамов «Во кре­стьянстве выросла», «В ответ на дове­рие»

С.А. Есе­нин «Черемуха», «С добрым утром!»

03.04


77

8

Н.И. Сладков «Неспокой­ное ме­сто»

04.04


78

9

Н.М. Руб­цов «Про зайца», «Ворона», «Воробей».

05.04


79

10

Вне­классное чтение по теме «Рассказы Н.И. Сладкова о природе» Обоб­щение и система­тизация по теме «Наша природа».

10.04


80

11

M.C. Пляцковский «Сосуль­ки».

И.С. Coколов-Микитов «Зимняя ночь»





4 четверть

110.4


81

12

Урок твор­чества по теме « Рассказы о живот­ных» Ю.Д.Дмитриев «Как и о чем разговаривают птицы». « Стихи о живот­ных»





МИР ВОКРУГ НАС (10 ч.)

12.04


82

1

Вводный урок «Мир во­круг нас»

Ю.И. Коринец «Лошади­ная сила»

18.04


83

2

A.M. Вол­ков «Как люди ве­дут счет времени»

Э. Юбелакер «Вре­мя» (фраг­менты из книги)

19.04


84

3

М.В. Во­допьянов «106 ми­нут вне Земли» Ю.А. Га­гарин «Дорога в космос»

П.Г. Анто­кольский «Апрель 1961 года» (отрывок)

24.04


85

4

Е.А. Чай­ковская «Как поя­вились коньки». А.А. Светов «О том, как “обу­ли” вело­сипед»

25.04


86

5

В.А. Сит­ников «Пчелиные профессии».

В.Н. Танасийчук «Кто видит все вокруг себя» Вне­классное чтение по теме «Не­известное об извест­ном»

26.04


87

6

Комплексная метапредметная проверочная работа

03.05


88

7

Обоб­щение и система­тизация по теме «Мир во­круг нас» Урок твор­чества по теме «Для вас, любозна­тельные!»

08.05


89

8

А.И. Ку­прин «Люди-птицы» (отры­вок).

В.П. Астафьев «Ночь космонав­та» (отры­вок)

10.05


90

9

Внеклассное чтение В.П. Кра­пивин «Крылья»





НАША СТРАНА (10 ч)

15.05


91

1

Вводный урок «Наша страна». И.П. Бауков «Гово­ри мне о России».

16.05


92

2

Р/р Сочинение по картине А.М.Васнецова «Родина»

17.05


93

3

А.П. Ро­гов «Вна­чале было дерево» (фраг­менты из книги «Черная роза»)

С.П. Алек­сеев «Капитан бомбардирской роты»

22.05


94

4

М.Ю. Лер­монтов «Сашка» (фраг­мент из поэмы). А.И. Фа­тьянов «Как ста­новится тихо у переднего края...»

23.05


95

5

Проверка навыков читательской деятельности на промежуточной аттестации за курс 4 кл.

24.05


96

6

Л. А. Кас­силь «Прямой навод­кой», «Са­перы» Кас­силь «Катюша».

29.05


97-98

7

Вне­классное чтение по теме «Рас­сказы об истории России». А.Т. Твар­довский «Дети и война»

30.05



99-100

8

Л.К. Taтьяничева «Брат­ство». K.M. Си­монов «Родина». Обоб­щение и система­тизация знаний по теме «Наша страна»

31.05


101-102

9

Вне­классное чтение: С.П. Алек­сеев «Зна­мя Побе­ды».Обоб­щение и система­тизация изученного за год.