Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. № 373
3. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07.2017 года № 629 и от 20.06.2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253», Приказа Минобрнауки от 31 декабря 2015года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373., Приказа Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. №613 «О внесении изменений в ФГОС среднего общего образования».
4. Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» / авт.-сост. С.А. Болотова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011. — 88 с.
5. Программа курса: к учебникам Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1—4 классы / авт.-сост.Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова. — М.: ООО «Русское сло
во — учебник», 2012. — 72 с.
6. Рабочая программа к учебникам Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1—4 классы / авт.-сост. С.А. Болотова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012 г.
8. Учебного плана МБОУ «Средняя школа № 8» на 2017 - 2018 учебный год.
Используемый УМК
Учебное пособие: Литературное чтение; учебник для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой - 2-е изд.- М. : ООО «Русское слово – учебник», 2016.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации / экспертное заключение РАН №10106- 5215/764 от 14.10.2011., экспертное заключение РАО № 01-5/7 д-565 от 24.10.2011г./
Данный учебник не включён в перечень учебников на 2017- 2018 учебный год, но в соответствии с Приказом Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253" – п. 2 пользование им возможно в течение 5 лет: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретённые до вступления в силу настоящего приказа учебники, которые исключаются из федерального перечня учебников».
Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. Учебный план МБОУ «Средняя школа № 8» на 2017 - 2018 учебный год рассчитан на 34 учебных недели, поэтому КТП уроков на год составлено с расчётом на 34 учебных недели. Авторская программа разработана из расчета 136 часов в год. Данная рабочая программа переработана в соответствии с Учебным планом МБОУ «Средняя школа № 8» на 2017-2018 учебный год и предполагает изучение предмета
«Литературное чтение» 102 часа в год ( 3 часа в неделю). В содержательной части программы изменений нет.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения к выпускнику начальной школы в качестве требований предъявляются три группы результатов освоения программы (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты включают «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности» (ФГОС).
Метапредметные результаты включают «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» (ФГОС).
Предметные результаты включают «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира» (ФГОС).
Применительно к курсу «Литературное чтение» мы выделили следующие планируемые результаты, которые характеризуют личность выпускника начальной школы.
Личностные планируемые результаты должны отражать:
Осознание школьником важности процесса обучения, формирование готовности к получению новых знаний, их применению и преобразованию.
Понимание школьником значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Формирование любви к отечественной литературе и уважения к литературе народов России и мира.
Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
Развитие эстетических чувств на основе знакомства с отечественной и мировой литературой.
Развитие восприятия литературы как особого вида искусства, умения соотносить его с другими видами искусства.
Формирование культуры общения.
Метапредметные планируемые результаты должны отражать:
Формирование способности принимать, сохранять и решать учебные задачи в процессе чтения и обсуждения литературного произведения.
Формирование умения планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу.
Формирование умения оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Развитие умения выбирать средства для успешного решения поставленной учебной задачи.
Развитие умения запоминать правило.
Развитие умения предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки.
Развитие логических операций (установление причинно-следственных связей, сравнение, классификация, обобщение, доказательство, вывод) при работе с содержанием литературных произведений.
Формирование умений осознанно читать и осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.
Развитие умения извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, использовать различные источники информации (в т.ч. интернет-ресурсы) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Развитие умения свободно ориентироваться в различных видах текстов и воспринимать тексты художественные, научно-популярные, учебные.
Развитие умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи).
Развитие умения слушать одноклассников и вступать в диалог.
Развитие умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, адекватно оценивать собственное поведение и действия окружающих.
Формирование готовности конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы разных сторон.
Развитие умения высказывать и обосновывать свое мнение о прочитанном произведении и уважать мнение собеседника.
Овладение базовыми метапредметными понятиями
Предметные планируемые результаты:
Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности представлены в четырех содержательных разделах курса «Литературное чтение»: 1 раздел — «Виды речевой и читательской деятельности», 2 раздел — «Круг детского чтения», 3 раздел — «Литературоведческая пропедевтика», 4 раздел — «Творческая деятельность». В каждом из этих разделов отражена дифференциация требований к подготовке обучающихся. Базовый уровень требований отражен в подразделе «Выпускник научится», повышенный уровень требований — «Выпускник получит возможность научиться».
Раздел 1. Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
читать (вслух) выразительно доступные для младшего школьного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и характеризовать героев произведения; тему и микротемы ; основные события и устанавливать их последовательность;
выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию услышанного или прочитанного произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты);
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев,
явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию);
использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр произведения, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас;
устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, связывая их с содержанием текста);
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или отвечая на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
предвосхищать содержание литературного произведения по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
выделять не только главную, но и второстепенную информацию в тексте;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать свое суждение об этом;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
оформлять свою мысль в виде письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Раздел 2. Круг детского чтения
Выпускник научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений разных авторов от книги одного писателя;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, а также соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
Раздел 3. Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
отличать прозаический текст от стихотворного;
распознавать особенности построения фольклорных жанров: сказки, загадки, пословицы.
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных видов текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет, гипербола);
определять позицию автора художественного текста;
создавать по аналогии прозаический или поэтический текст на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Раздел 4. Творческая деятельность
Выпускник научится:
читать по ролям литературное произведение;
создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи, определять этапы в выполнении действий;
составлять текст на основе готового плана;
давать характеристику героя.
Выпускник получит возможность научиться:
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
создавать иллюстрации к произведениям, диафильмы;
работать в группе, создавая инсценировки произведений, сценарии, проекты;
создавать собственный текст (повествование — по аналогии; рассуждение — развернутый ответ на вопрос; описание — характеристика героя);
писать изложения;
писать сочинения по картине.
В соответствии со Стандартом планируемые результаты выступают основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования.
Содержание учебного предмета с указанием основных видов учебной деятельности
№ темы | Раздел, наименование темы | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | НАШИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ (22 ч ) | Знакомство с учебником «Литературное чтение» для 4 класса, вступительной статьей, условными обозначениями, содержанием, при- книжными словарями, шмуцтитулом; с темой раздела «Наши любимые сказки», с репродукцией картины В.М. Сидорова «Бабушкины сказки»; развитие умения: работать с детской книгой и свободно в ней ориентироваться; понимание прямой и переносный смысл пословиц; вступать в диалог с авторами учебника; рассматривать репродукцию картины и соотносить ее с содержанием раздела; воспитание положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения Знакомство учащихся со стихотворными сказками А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде» с понятиями «стихотворная сказка», «композиция», «кольцевая композиция»; совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя; развитие умения: слушать стихотворную сказку и работать с ее содержанием; выделение отличаев авторской сказки от других жанров литературы; находить в тексте средства художественной выразительности; характеризовать героев сказки и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; читать выразительно и по ролям; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к героям сказки Знакомство учащихся с русскими народными сказками «Шабарша», «Сивка –Бурка» , с репродукцией картины В.М. Васнецова «Сивка-бурка»; с понятиями «зачин», «концовка»; с понятием «сюжет»; - совершенствование знаний о жанре сказки; совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя; развитие умения: работать с содержанием сказки; характеризовать героев сказки и оценивать их поступки; читать по ролям; делить текст на части и озаглавливать каждую часть; пересказывать текст по составленному плану; сравнивать близкие по сюжету сказки; формулировать свое отношение к прочитанному; развивать творческие способности; развивать интерес к русским народным сказкам. Подбирать пословицы. Знакомство учащихся со стихотворной сказкой П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Формирование умения писать сочинение по картине; развитие интереса к творчеству В,М, Васнецова; Знакомство учащихся с произведением И.С. Тургенева «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке»; с понятием «антитеза»; Знакомство учащихся со сказкой В.М. Гаршина «Лягушка- путешественница»; развивать интерес детей к творчеству В.М. Гаршина, И.С. Тургенева и др. писателей. Знакомство учащихся со сказкой В.П. Катаева «Цветик-семицветик», с понятием «идея произведения» Формирование умений самостоятельно читать книги на заданную тему. Обобщать и систематизировать знания учащихся по теме раздела учебника «Наши любимые сказки». Контролировать уровень формирования читательских умений на примере работы со сказкой В.И. Даля «Старик-годовик» и русской народной сказкой «Солдатская шинель». Развитие творческих способностей учащихся. Контрольный урок |
2 | НАША СЕМЬЯ (22 ч) | Знакомство учащихся: с новым разделом учебника «Наша семья», шмуцтитулом, вступительной статьей, содержанием и иллюстративным рядом; -развитие умения: работать с учебной книгой и свободно в ней ориентироваться; понимать прямой и переносный смысл пословиц; вступать в диалог с авторами учебника; делать выводы по теме урока; расширять словарный запас и кругозор; -воспитание уважения к семейным традициям; положительное отношение к урокам литературного чтения Знакомство учащихся с русской волшебной сказкой «Две сестры»; -совершенствование знаний о жанре волшебной сказки; совершенствование навыка беглого, выразительного чтения целыми словами, вслух и про себя; развитие умения: работать с содержанием сказки; сравнение героев сказки, характеризовать их поступки; читать по ролям; определять средства художественной выразительности; определять тему и идею сказки; делить текст на части и озаглавливать каждую часть; пересказывать сказку по составленному плану; формулирование своего отношение к прочитанному; делать выводы; Знакомство со шведской народной сказкой «Гвоздь из родного дома»; с понятием «бытовая сказка»; Знакомство со сказкой Х.К. Андерсена «Снежная королева», развитие интереса к творчеству Х.К. Андерсена Формирование умения писать сочинение –рассуждение на заданную тему; Знакомство с рассказом А. А. Дорохова «Улыбка матери» и стихотворением Я.Л. Акима «Моя родня», с репродукцией картины А. М. Максимова «Материнство»; Знакомство с рассказом З.И. Воскресенской «На кончике нитки», с понятием «пьеса»; Знакомство со стихотворениями Е.А. Благининой «Вставай» и «Наш дедушка», с понятиями «ритм», «рифма», «рефрен», «гипербола»; Знакомство со стихотворением А.Л. Барто «Петя на футболе»; Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему; Обобщать и систематизировать знания по теме раздела учебника «Наша семья»; Контролирование уровеня сформированности читательских умений на примере работы с произведениями В.А. Осеевой «Хорошее» и Л.Н. Толстого «Подкидыш»; Формирование умения создавать и защищать проект по заданной теме; Контрольный урок |
3 | НАША ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ( 11 Ч) | Знакомство учащихся: с новым разделом учебника «Наша школьная жизнь», шмуцтитулом, вступительной статьей, содержанием и иллюстративным рядом; -развитие умения: работать с учебной книгой и свободно в ней ориентироваться; работать с пословицами по теме урока, понимать прямой и переносный смысл пословиц; вступать в диалог с авторами учебника; делать выводы по теме урока; -расширить словарный запас и кругозор; -воспитание любви к школе и положительное отношение к урокам литературного Знакомство с рассказом В.В. Голявкина «Пара пустяков», с репродукцией картины Н.П. Богданова- Вельского «Устный счет»; совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя; развитие умения: работать с содержанием произведения; характеризовать главного героя рассказа, его поступки и эмоциональное состояние; определять признаки юмористического произведения; читать по ролям; определять тему и идею произведения; высказывать собственное мнение о прочитанном; рассматривать репродукцию картины и объяснять ее название; -развитие любознательности, чувство юмора, память, мышление; Формирование умения писать сочинение по картине; развитие интереса к творчеству Знакомство со стихотворением A.JI. Барто «Три очка за старичка»; Знакомство с произведением В. А. Солоухина «Мститель»; Знакомство с рассказом Л.Ф. Воронковой «Трудный овражек», с понятием «эпитет», с репродукцией картины В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы в 1799 году»; Знакомство с рассказом В.Ю. Драгунского «Где это видано, где это слыхано...»; Знакомство со стихотворением В.Д. Берестова «Рассказ по картинке»; Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему; Обобщать и систематизировать знания по теме раздела учебника «Наша школьная жизнь»; Контроль уровня сформированности читательских умений на примере работы с произведениями Ю.И. Ермолаева «Навестили» и Н.Г. Гарин- Михайловского «Детство Темы» (отрывок); Развитие творческих способностей Контрольный урок |
4 | Наши дела и заботы (14 ч) | Знакомство с новым разделом учебника «Наши дела и заботы», шмуцтитулом, вступительной статьей, содержанием и иллюстративным рядом; с понятием «притча»; -развитие умения: работать с учебной книгой и свободно в ней ориентироваться; понимать прямой и переносный смысл пословиц; вступать в диалог с авторами учебника; делать выводы по теме урока; расширять словарный запас и кругозор; воспитание положительного отношения к урокам литературы. Знакомство со стихотворением А.В. Кольцова «Песня пахаря»; с понятием «олицетворение»; совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя; развитие умения: работать с содержанием стихотворения; характеризовать труд пахаря с использованием художественновыразительных средств произведения; находить в тексте стихотворения предложение, в котором заключена главная мысль, обосновывать свой выбор; читать стихотворение, подбирая интонацию, тон, темп речи, тембр голоса, паузы; формулирование отношение автора к герою стихотворения; Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» и репродукцией картины Т.Н. Яблонской «Лен»; Формирование умения писать сочинение по картине Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского «Хлеб»; Знакомство с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» и эскизом В.А. Серова к поэме; Знакомство с отрывком из произведения С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова -внука»; Знакомство со стихотворением Л.В. Куклина «Подумайте, что было бы»; Знакомство со стихотворением Г. Р. Граубина «Чем пахнут ветры» и репродукцией картины Н.М. Ромадина «Свежий ветер»; Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему. Обобщение и систематизация. Контроль уровня сформированности читательских умений на примере работы с произведениями В.А. Осеевой «Строитель» и Б.С. Житкова «Наводнение»; Контрольный урок |
5 | НАША ПРИРОДА (13ч) | Знакомство с новым разделом учебника «Наша природа», шмуцтитулом, вступительной статьей, содержанием и иллюстративным рядом; Знакомство с отрывком из стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики мои...» и репродукцией картины Б.В. Щербакова «Колокольчики мои»; Формирование умения писать сочинение по картине Знакомство с отрывком из произведения И.С. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи», с понятиями «текст- описание» и «текст- повествование»; Знакомство со стихотворениями Я.П. Полонского «Зимний путь» и К.М. Фофанова «Нарядили елку в праздничное платье...»; Знакомство со стихотворением И.С. Никитина «Лес» и репродукцией картины И.И. Шишкина «Дубовая роща»; Знакомство с рассказом З.И. Воскресенской «Петя-пересмешник»; Знакомство с произведениями Ф.А. Абрамова «Во крестьянстве выросла» и «В ответ на доверие»; Знакомство со стихотворениями С.А. Есенина «Черемуха» и «С добрым утром!»; Знакомство с рассказом Н.И. Сладкова «Неспокойное место»; Знакомство со стихотворениями Н.М. Рубцова «Про зайца», «Ворона», «Воробей»; Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему; Контроль уровня формирования читательских умений на примере работы с произведениями М. Пляцковского «Сосульки» и И. Соколова- Микитова «Зимняя ночь»; Обобщение и систематизация |
6 | МИР ВОКРУГ НАС (10ч) | Знакомство с новым разделом учебника «Мир вокруг нас», шмуцтитулом, вступительной статьей, содержанием и иллюстративным рядом; Знакомство со стихотворением Ю.И. Коринца «Лошадиная сила»; -совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя; -развитие умения: анализировать содержание стихотворения; составлять характеристику образов; находить в тексте средства художественной выразительности; определять эмоциональный строй стихотворения; читать выразительно, подбирая интонацию, тон, темп речи, тембр голоса, паузы; определять тему произведения; -формулирование выводов; -развитие любознательности; Знакомство с произведением А. М. Волкова «Как люди ведут счет времени»; Знакомство с фрагментами из книги Э. Юбелакера «Время»; Знакомство с произведением М.В. Водопьянова «106 минут вне Земли»; Знакомство с произведением Ю.А. Гагарина «Дорога в космос», с понятием «рассказ- воспоминание»; Знакомство с отрывком из стихотворения П.Г. Антокольского «Апрель 1961 года»; Знакомство с рассказами Е.А. Чайковской «Как появились коньки», А.А. Светова «О том, как “обули” велосипед»; Знакомство с произведениями В.А. Ситникова «Пчелиные профессии» и В.Н. Танасий- чука «Кто видит все вокруг себя»; Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему; Контроль уровня сформированности читательских умений на примере работы с отрывками из произведений А. И. Куприна «Люди- птицы» и В.П. Астафьева «Ночь космонавта |
7 | НАША РОДИНА (10ч) | Знакомство с новым разделом учебника «Наша страна», шмуцтитулом, вступительной статьей, содержанием и иллюстративным рядом; Знакомство со стихотворением И.П. Баукова «Говори мне о России» и репродукцией картины А.М. Васнецова «Родина»; -совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя; -развитие умения: определять жанр произведения; анализировать содержание стихотворения, образ России; находить в тексте средства художественной выразительности; определять идею стихотворения; читать выразительно, подбирая интонацию, темп речи, тембр голоса, паузы; соотносить репродукцию картины с текстом; сопоставлять произведения разных видов искусства; формулировать на основе прочитанного выводы; определять авторское отношение к России; Формирование умения писать сочинение по картине; Знакомство с произведением А.П. Рогова «Вначале было дерево» (фрагментами из книги «Черная роза»); Знакомство с произведениями С.П. Алексеева «Капитан бомбардирской роты» и репродукцией картины Поля Делароша «Петр I»; Знакомство с фрагментом поэмы М.Ю. Лермонтова «Сашка» и стихотворением А.И. Фатьянова «Как становится тихо у переднего края...», с понятием «комментарий к тексту»; Знакомство с рассказами Л.А. Кассиля «Прямой наводкой» и «Саперы», с репродукцией картины К.Ф. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»; Занкомство со стихотворениями Л.К. Татьяничевой «Братство» и К.М. Симонова «Родина»; Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему; Контроль уровня сформированности читательских умений на примере работы с произведениями Л.А. Кассиля «Катюша» и А.Т. Твардовского «Дети и война» (отрывок); Обобщение и систематизация. Проверка навыков читательских умений на промежуточной аттестации за курс 4 кл. Комплексная метапредметная проверочная работа |
Тематическое (календарно-тематическое) планирование
Часов в неделю - 3, в год- 102
Контрольных работ- 1
Контрольных уроков - 3
Уроков развития речи - 16
Дата/ план | Дата/ факт | № | № по теме/ разделу | Тема урока |
1 четверть НАШИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ (22 ч ) |
05.09 | | 1 | 1 | Вводный урок «Наши любимые сказки» А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
06.09 | | 2 | 2 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
07.09 | | 3 | 3 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
12.09 | | 4 | 4 | A.C. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» |
13.09 | | 5 | 5 | A.C. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» |
14.09 | | 6 | 6 | Русская народная сказка «Шабарша». |
19.09 | | 7 | 7 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». |
20.09 | | 8 | 8 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». |
21.09 | | 9 | 9 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» (фрагменты) |
26.09 | | 10 | 10 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» (фрагменты) |
27.09 | | 11 | 11 | Урок- конкурс чтецов П.П. Ершов «Конек-Горбунок» (фрагменты) |
28.09 | | 12 | 12 | Р/р Сочинение по картине В.М. Васнецова «Сивка- бурка» |
03.10 | | 13 | 13 | И.С. Тургенев «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке» |
04.10 | | 14 | 14 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
05.10 | | 15 | 15 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
10.10 | | 16 | 16 | В.П. Катаев «Цветик-семицветик». |
11.10 | | 17 | 17 | В.П. Катаев «Цветик-семицветик». |
12.10 | | 18 | 18 | Внеклассное чтение по теме «Русские волшебные сказки» |
17.10 | | 19 | 19 | Обобщение и систематизация по теме «Наши любимые сказки» |
18.10 | | 20 | 20 | Контрольный урок. В.И. Даль «Старик- годовик». Русская народная сказка «Солдатская шинель». |
19.10 | | 21 | 21 | Урок – спектакль по теме «Наши любимые сказки» |
24.10 | | 22 | 22 | Внеклассное чтение.: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
| | | | НАША СЕМЬЯ (22 ч) |
25.10 | | 23 | 1 | Вводный урок. «Наша семья». Русская волшебная сказка «Две сестры». |
26.10 | | 24 | 2 | Русская волшебная сказка «Две сестры». |
31.10 | | 25 | 3 | Шведская народная сказка «Гвоздь из родного дома». |
08.11 | | 26 | 4 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ первый. Зеркало и его осколки») |
09.11 | | 27 | 5 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ второй. Мальчик и девочка»). |
14.11 | | 28 | 6 | Х.К. Андерсен «Снежная королева». («Рассказ третий. Цветник женщины, умевшей колдовать») |
| | | | 2 четверть |
15.11 | | 29 | 7 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ четвертый. Принц и принцесса») |
16.11 | | 30 | 8 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ пятый. Маленькая разбойница»). |
21.11 | | 31 | 9 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ шестой. Лапландка и Финка») |
22.11 | | 32 | 10 | Х.К. Андерсен. «Снежная королева» («Рассказ седьмой. Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом») |
23.11 | | 33 | 11 | Р/р Сочинение рассуждение на тему «Снежная королева» Х.К. Андерсена – сказка о семье |
28.11 | | 34 | 12 | А.А. Дорохов «Улыбка матери». Я.Л. Аким «Моя родня» |
29.11 | | 35 | 13 | Р/р Сочинение по картине В.М.Максимова «Материнство» |
30.11 | | 36 | 14 | З. И. Воскресенская «На кончике нитки» |
05.12 | | 37 | 15 | ЕЛ. Благинина «Вставай», «Наш дедушка» |
06.12 | | 38 | 16 | А.Л. Барто «Петя на футболе» |
07.12 | | 39 | 17 | Сочинение по картине К.В.Лемоха «Бабушка и внучка» |
12.12 | | 40 | 18 | Внеклассное чтение по теме «Рассказы о семье» |
13.12 | | 41 | 19 | Обобщение и систематизация по теме «Наша семья» |
14.12 | | 42 | 20 | Контрольный урок. Проверочная работа по теме «Наша семья» . В.А. Осеева «Хорошее». Л.Н. Толстой «Подкидыш» |
19.12 | | 43 | 21 | Урок творчества по теме «Наша семья» |
20.12 | | 44 | 22 | Внеклассное чтение В.Ю. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй» |
| | | | НАША ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (11 ч) |
21.12 | | 45 | 1 | Вводный урок «Наша школьная жизнь». В.В. Голявкин «Пара пустяков» |
26.12 | | 46 | 2 | Р/р Сочинение по картине Н.П. Богданова- Бельского «Устный счет». |
27.12 | | 47 | 3 | A.JI. Барто «Три очка за старичка» Урок творчества Инсценировка произведения А. Л. Барто «Три очка за старичка» |
28.12 | | 48 | 4 | В. А. Солоухин «Мститель». |
10.01 | | 49 | 5 | Л.Ф. Воронкова «Трудный овражек» |
11.01 | | 50 | 6 | В.Ю. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...» |
16.01 | | 51 | 7 | В.Д. Берестов «Рассказ по картинке» |
| | | | 3 четверть |
17.01 | | 52 | 8 | Внеклассное чтение Рассказы В.Ю. Драгунского. |
18.01 | | 53 | 9 | Обобщение и систематизация по теме «Наша школьная жизнь» Н. Н. Власов «Портфель» |
23.01 | | 54 | 10 | Контрольный урок. Ю.И. Ермолаев «Навестили». Н.Г Гарин - Михайловский «Детство Темы» (отрывок). |
24.01 | | 55 | 11 | Внеклассное чтение А.В. Митяев «Юлька + Петька = любовь» |
25.01 | | | | НАШИ ДЕЛА И ЗАБОТЫ (14 ч) |
30.01 | | 56 | 1 | Вводный урок.«Наши дела и заботы». А.В. Кольцов «Песня пахаря» |
31.01 | | 57 | 2 | К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» |
01.02 | | 58 | 3 | Р/р Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Лен» |
06.02 | | 59 | 4 | К.Д. Ушинский «Хлеб» |
07.02 | | 60 | 5 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок из поэмы) |
08.02 | | 61 | 6 | С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова - внука» (отрывок) |
13.02 | | 62 | 7 | Л.В. Куклин «Подумайте, что было бы» |
14.02 | | 63 | 8 | Г. Р. Граубин «Чем пахнут ветры» |
15.02 | | 64 | 9 | Р/р Сочинение по картине Н.М.Ромадина «Снежный ветер» |
20.02 | | 65 | 10 | Внеклассное чтение по теме «Рассказы Э.Н. Успенского» |
21.02 | | 66 | 11 | Обобщение и систематизация по теме «Наши дела и заботы |
22.02 | | 67 | 12 | Контрольный урок. В.А. Осеева «Строитель». Б.С. Житков «Наводнение» |
27.02 | | 68 | 13 | Урок творчества по теме «Стихи о труде». Коллективный исследовательский проект «Старые вещи» |
28.02 | | 69 | 14 | Внеклассное чтение В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик» |
| | | | НАША ПРИРОДА (13 ч) |
01.03 | | 70 | 1 | Вводный урок «Наша природа». А. К. Толстой «Колокольчики мои...» (отрывок) |
06.03 | | 71 | 2 | Р/р Сочинение по картине Б.В.Щербакова «Колокольчики мои» |
07.03 | | 72 | 3 | И.С. Тургенев «Касьян с Красивой Мечи» (отрывок) |
13.03 | | 73 | 4 | Я.П. Полонский «Зимний путь» К.M. Фофанов «Нарядили елку в праздничное платье...» И .С. Никитин «Лес» |
14.03 | | 74 | 5 | Сочинение по картине И.И.Шишкина Дубовая роща» |
15.03 | | 75 | 6 | З.И. Воскресенская «Петя - пересмешник». Первичное знакомство с текстом. |
20.03 | | 76 | 7 | Ф.А. Абрамов «Во крестьянстве выросла», «В ответ на доверие» С.А. Есенин «Черемуха», «С добрым утром!» |
03.04 | | 77 | 8 | Н.И. Сладков «Неспокойное место» |
04.04 | | 78 | 9 | Н.М. Рубцов «Про зайца», «Ворона», «Воробей». |
05.04 | | 79 | 10 | Внеклассное чтение по теме «Рассказы Н.И. Сладкова о природе» Обобщение и систематизация по теме «Наша природа». |
10.04 | | 80 | 11 | M.C. Пляцковский «Сосульки». И.С. Coколов-Микитов «Зимняя ночь» |
| | | | 4 четверть |
110.4 | | 81 | 12 | Урок творчества по теме « Рассказы о животных» Ю.Д.Дмитриев «Как и о чем разговаривают птицы». « Стихи о животных» |
| | | | МИР ВОКРУГ НАС (10 ч.) |
12.04 | | 82 | 1 | Вводный урок «Мир вокруг нас» Ю.И. Коринец «Лошадиная сила» |
18.04 | | 83 | 2 | A.M. Волков «Как люди ведут счет времени» Э. Юбелакер «Время» (фрагменты из книги) |
19.04 | | 84 | 3 | М.В. Водопьянов «106 минут вне Земли» Ю.А. Гагарин «Дорога в космос» П.Г. Антокольский «Апрель 1961 года» (отрывок) |
24.04 | | 85 | 4 | Е.А. Чайковская «Как появились коньки». А.А. Светов «О том, как “обули” велосипед» |
25.04 | | 86 | 5 | В.А. Ситников «Пчелиные профессии». В.Н. Танасийчук «Кто видит все вокруг себя» Внеклассное чтение по теме «Неизвестное об известном» |
26.04 | | 87 | 6 | Комплексная метапредметная проверочная работа |
03.05 | | 88 | 7 | Обобщение и систематизация по теме «Мир вокруг нас» Урок творчества по теме «Для вас, любознательные!» |
08.05 | | 89 | 8 | А.И. Куприн «Люди-птицы» (отрывок). В.П. Астафьев «Ночь космонавта» (отрывок) |
10.05 | | 90 | 9 | Внеклассное чтение В.П. Крапивин «Крылья» |
| | | | НАША СТРАНА (10 ч) |
15.05 | | 91 | 1 | Вводный урок «Наша страна». И.П. Бауков «Говори мне о России». |
16.05 | | 92 | 2 | Р/р Сочинение по картине А.М.Васнецова «Родина» |
17.05 | | 93 | 3 | А.П. Рогов «Вначале было дерево» (фрагменты из книги «Черная роза») С.П. Алексеев «Капитан бомбардирской роты» |
22.05 | | 94 | 4 | М.Ю. Лермонтов «Сашка» (фрагмент из поэмы). А.И. Фатьянов «Как становится тихо у переднего края...» |
23.05 | | 95 | 5 | Проверка навыков читательской деятельности на промежуточной аттестации за курс 4 кл. |
24.05 | | 96 | 6 | Л. А. Кассиль «Прямой наводкой», «Саперы» Кассиль «Катюша». |
29.05 | | 97-98 | 7 | Внеклассное чтение по теме «Рассказы об истории России». А.Т. Твардовский «Дети и война» |
30.05 | | 99-100 | 8 | Л.К. Taтьяничева «Братство». K.M. Симонов «Родина». Обобщение и систематизация знаний по теме «Наша страна» |
31.05 | | 101-102 | 9 | Внеклассное чтение: С.П. Алексеев «Знамя Победы».Обобщение и систематизация изученного за год. |