СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению разработана и составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (М.: Просвещение, 2014) к учебнику для 4 класса общеобразовательной школы авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной (М.: Просвещение, 2021) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ.

В соответствии с Федеральным базисным учебным образовательным планом на изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе начальной школы отводится 3 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа– 34 учебных недели.

Изучение курса «Литературное чтение» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Литературное чтение» главных требований образовательной области «Филология» и определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;

  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные УУД:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов, умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу, принятие и освоение социальной роли обучающегося,

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные УУД:

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;

  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использовать знаково-символические средства представления информации о книгах;

  • активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретировать информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладевать навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

  • уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путях её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • уметь конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознавать значимость чтения для личного развития; формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлениях, понятиях о добре и зле, дружбе, честности, формировать потребность в систематическом чтении;

  • достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладевать чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • использовать разные виды чтения (смысловое, выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  • уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • уметь работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений; на практическом уровне овладевать некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев); уметь писать отзыв на прочитанное произведение;

  • развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • определения своего круга чтения;

  • работы с разными источниками информации (словари, справочники, в том числе на электронных носителях);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Летописи. Былины. Жития (8 ч)

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».

Внеклассное чтение (далее — В.Ч.) «Летописи. Былины. Жития».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Проект «Создание календаря исторических событий».

Чудесный мир классики (18 ч)

П.П. Ершов «Конёк-горбунок».

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб».

Л.Н. Толстой «Детство» (в сокращении), «Как мужик убрал камень».

А.П. Чехов «Мальчики».

В.Ч. «Чудесный мир классики».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики».

Поэтическая тетрадь (8 ч)

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот...». А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н.А. Некрасов

«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И.А. Бунин «Листопад».

В.Ч. «Стихи русских поэтов о природе».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь».

Литературные сказки (12 ч)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П. Бажов «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький

цветочек».

В.Ч. «Литературные сказки».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки».

Делу время — потехе час (6 ч)

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Делу время — потехе час».

Страна детства (12 ч)

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М. Зощенко «Ёлка».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна детства».

Природа и мы (12 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А.И. Куприн «Барбос и Жулька». М.М. Пришвин «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П. Астафьев

«Стрижонок Скрип».

В.Ч. «Люби живое».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа и мы».

Родина (7 ч)

И.С. Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».

В.Ч. «Стихи о Родине».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родина».

Проект «Россия — Родина моя».

Страна Фантазия (7 ч)

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычёв «Путешествие Алисы».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна Фантазия».

Зарубежная литература (12 ч)

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

В.Ч. «Зарубежная приключенческая книга: Д. Дефо, М. Твен, Л. Кэрролл, Д. Свифт».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература».


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

Наименование разделов и тем


Итоговые работы

Количество часов

Чтение наизусть

Техника чтения, работа с текстом

Проект

Проверочная работа

1.

Летописи. Былины. Жития.

8

-

1

1

1

2.

Чудесный мир классики.

18

3

1

-

1

3.

Поэтическая тетрадь.

8

3

-

-

1

4.

Литературные сказки.

12

-

1

-

1

5.

Делу время — потехе час.

6

-

-

-

1

6.

Страна детства.

6

-

1

-

1

7.

Поэтическая тетрадь.

6

2

-

-

1

8.

Природа и мы.

10

-

1

-

1

11.

Поэтическая тетрадь.

2

1

-

-

1

12.

Родина.

7

1

-

1

1

13.

Страна Фантазия.

7

-

1

-

1

14.

Зарубежная литература.

12

-

1

-

1

Итого

102

10

7

2

12


Тематический план


1

Тема урока

дата


Знакомство с учебником по литературному чтению. Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки». Былина «Три поездки Ильи Муромца».


2

Летописи. «И повесил Олег щит на вратах Царьграда». Летописи. «И вспомнил Олег коня своего».


3

«Житие СергияРадонежского» - памятник древнерусской литературы. «Наши проекты. Проект «Создание Календаря исторических событий».



4

Знакомство с Разделом. Что уже знаем и умеем. Обобщение по разделу«Летописи. Былины. Жития». Проверим себя и оценим свои достижения.


5

А. Слонимский «О Пушкине». А.С. Пушкин «Няне». А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!..». “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.


6

Характеристика главных героев «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Подготовка к пересказу одной из частей


7

Характеристика главных героев «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.



8

А.Шан-Гирей «Воспоминания о Лермонтове».

Стр. 60


9

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).


10

Характеристика главных героев сказки М.Ю. Лермонтова “Ашик-Кериб”.



11

Автобиографическая повесть Л.Н. Толстого “Детство”. Глава 15.

«Детство». Автобиографическая повесть Л.Н. Толстого “Детство”. Глава 19. «Ивины».



12

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения.


13

М. Семанова. Об А.П. Чехове. Знакомство с рассказом А.П. Чехова “Мальчики”.


14

Характеристика главных героев рассказа А.П. Чехова “Мальчики”.Подготовка краткого пересказа рассказа А.П. Чехова “Мальчики”.


15

Поговорим о самом главном. К. Бальмонт «Русский язык» Обобщение по разделу«Чудесный мир классики».

Проверим себя и оценим свои достижения..



16

Знакомство с разделом.

Что уже знаем и умеем. К. Ушинский «Четыре желания»


17

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».


18

А.А. Фет “Весенний дождь”, “Бабочка”


19

Е.А. Баратынский “Весна, весна!...”, “Где сладкий шёпот…”.


20

И.С. Никитин “В синем небе…”. Н.А. Некрасов “В зимние сумерки…”.



21

И.А. Бунин “Листопад”.


22

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Проверим себя и оценим свои достижения.


23

Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем.В.Ф. Одоевский “Городок в табакерке”. Характеристика главных героев сказки В.Ф. Одоевского “Городок в табакерке”.



24

Подготовка подробного пересказа сказки В.Ф. Одоевского “Городок в табакерке”.


25

П.П. Бажов “Серебряное копытце”. Характеристика главных героев сказки П.П. Бажова “Серебряное копытце”.



26

С.Т. Аксаков “Аленький цветочек”. Нравственный выбор героев сказки С.Т. Аксакова “Аленький цветочек”.

Подготовка сжатого пересказа сказки С.Т. Аксакова “Аленький цветочек”.



27

Подготовка к краткому пересказу сказки С.Т. Аксакова “Аленький цветочек” от лица главной героини.



28

Проверка читательских умений работать с текстом художественного

произведения.


29

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

Проверим себя и оценим свои достижения.


30

Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем. Е.Л. Шварц «Сказка о

потерянном времени».


31

Характеристика главных героев сказки Е.Л. Шварца “Сказка о потерянном времени”.


32

В.Ю. Драгунский “Главные реки”. В.Ю. Драгунский “Что любит Мишка”.



33

В.В. Голявкин “Никакой горчицы я не ел”.


34

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

Проверим себя и оценим свои достижения.


35

Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем.


36

Б.С. Житков «Как я ловил

человечков».


37

Подготовка к подробному пересказу рассказа Б. Житкова “Как я ловил человечков”.


38

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”.


39

Характеристика главных героев рассказа К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.


40

Подготовка к подробному пересказу рассказа К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.


41

М.М. Зощенко ― «Ёлка».


42

М.И. Цветаева «Наши царства».


43

М.И. Цветаева “Бежит тропинка с бугорка».


44

С.А. Есенин ― «Бабушкины сказки».


45

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения.


46

Обобщение по разделу

«Страна детства».

Проверим себя и оценим свои достижения.


47

Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем


48

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».


49

С.А. Есенин ― «Лебёдушка».


50

М.М. Пришвин ― «Выскочка». А.И. Куприн ― «Барбос и Жулька».



51

В.П. Астафьев “Стрижонок Скрип”.


52

Характеристика героев рассказа В.П. Астафьева

«Стрижонок Скрип»


53

Обобщение по разделу «Природа и мы».

Проверим себя и оценим свои достижения.


54

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения


55.

Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем. И.С. Никитин «Русь».

С.Д. Дрожжин “Родине”. А.В. Жигулин “О, Родина!...” Песня защитников Брестской крепости



56.

Наши проекты.Проект «Россия – Родина моя».


57

Обобщение по разделу «Родина». Проверим себя и оценим свои достижения.

58

Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем. Е.С. Велтистов “Приключения Электроника”.



59.

Характеристика главных героев повести К. Булычёва ― «Путешествие Алисы».


60.

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения.


62.

Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Проверим себя и оценим свои достижения.Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем.


63.

Дж. Свифт “Приключения Гулливера”. Характеристика главных героев в романе Дж. Свифта “Приключения Гулливера”.



64.

Литературная сказка Г.-Х. Андерсена “Русалочка”.



65

М. Твен “Приключения Тома Сойера”.


66.

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

Проверим себя и оценим свои достижения.


67

Проверка техники чтения.


68

Круг летнего чтения. Мой читательский дневник.





9