ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(Авторы:В.Г Климанова, В.Г. Горецкий..)
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального государственного стандарта общего образования» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Сборника нормативных документов. Начальная школа/сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2009., на основе Примерной программы начального общего образования, и на основе авторской программы В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Литературное чтение» для общеобразовательной школы, утверждённой МО РФ (Москва, «Просвещение» 2011 г.), являющейся составной частью системы учебников «Школа России»» (автор А.А.Плешаков)
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Литературное чтение» авторов В.ГКлимановойй, В.Г. Горецкогов двух частях для 3 класс (М. Просвещение , 2013г). Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования»
Курс «Литературное чтение» интегрирован с предметом регионально-краеведческого курса «Брянский край» и обеспечена учебником «История родного края» - 3 класс, авторы В.Н.Лупоядов и Л.Ю.Лупоядова (издательство «Курсив» 2012г). Материал изучается на протяжении всего года и внесен во все темы программы.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся. Программа четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения
Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на достижение оптимального общего развития каждого ученика. Знания, умения и навыки выступают средствами этого развития.
В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Литературное чтение», Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкинойсогласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение в начальной школе выделяется во 2 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели).
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:
1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.
2.Развитие выразительности чтения и речи:
-чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.
Обогащение опыта творческой деятельности:
1.Обогащение опыта эстетического восприятия :
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы :
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Устное народное творчество (14 ч)
Поэтическая тетрадь 1 (11ч)
Великие русские писатели (24 ч)
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Литературные сказки (8 ч)
Были-небылицы (10 ч)
Поэтическая тетрадь 3 (6 ч)
Люби живое (16 ч)
Поэтическая тетрадь 4 (8 ч)
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч)
По страницам детских журналов (8 ч)
Зарубежная литература (8 ч)
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
№ п/п | Тема урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты | Примечания (контрольные работы, проектные работы, практические работы, ИКТ, экскурсии) | Дата | Коррек- тировка даты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | Прогнозирование содержания раздела. | | 03.09 | |
Самое великое чудо на свете (4ч) |
2(1) | Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Прогнозирование содержания раздела. Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции | | 04.09 | |
3(2) | Первопечатник Иван Фёдоров. О чем рассказывает наука история | | 05.09 | |
4(3) | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. Тест № 1 | Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете». | 10.09 | |
Устное народное творчество (14 ч) |
5 (1) | Знакомство с названием раздела. «Устное народное творчество» Русские народные песни. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называл, их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой 4ш особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительно искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать СВОЮ ПОЗИЦИЮ. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижении Сравнивать героев произведения, героев | Прогнозирование содержания раздела. Наблюдать: проводить разметку текста, определять Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий) Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | | | |
6 (2) | Лирические и шуточные народные песни. | | | |
7 (3) | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | | | |
8 (4) | Народный промысел. История времени | | | |
9 (5) | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка | | | |
10 (6) | РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Деление текста на части. | | | |
11 (7) | «Иван царевич и серый волк», русская народная сказка. Особенности волшебной сказки | | | |
12 (8) | РНС «Иван-Царевич и Серый Волк». Характеристика героев сказки. | | | |
13 (9) | РНС «Иван-Царевич и Серый Волк». Составление плана сказки. Пересказ. | | | |
14 (10) | «Сивка-бурка», русская народная сказка. Календарь Древней Руси. | | | |
15 (11) | РНС «Сивка-бурка». Сравнение художественного и живописного текстов. | | | |
16 (12) | «Сивка-бурка», русская народная сказка. Составление плана сказки. Пересказ. | | | |
17 (13) | Проект: «Сочиняем волшебную сказку».Исторические источники | ПРОЕКТ | | |
18 (14) | Обобщение по разделу «Устное народное творчество». Оценка достижений. Тест № 2 | Тест №2 по теме «Устное народное творчество» | | |
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) |
19 (1) | Знакомство с названием раздела. Я. Смоленский «Как научиться читать стихи» | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | Прогнозирование содержания раздела. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Олицетворение —средство художественной выразительности Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | | | |
20 (2) | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | ПРОЕКТ | | |
21 (3) | Ф. И.Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». | | | |
22 (4) | Ф. И.Тютчев«Листья». | | | |
23 (5) | Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | | | |
24 (6) | А.А.. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» | | | |
25 (7) | А.А.. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» | | | |
26 (8) | И. С. Никитин "Полно, степь моя...» | | | |
27 (9) | И. С. Никитин "Полно, степь моя...» «Встреча зимы». Картины природы. | | | |
28 (10) | Стихи И. С. Никитина. Чашин курган - колыбель города Брянска | | | |
29 (10) | И. 3. Суриков «Детство». | | | |
30 (11) | И. 3. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | | | |
31 | Путешествие в литературную страну. Оценка достижений. Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1» | Тест № 3 | | |
Великие русские писатели (24 ч) |
32 (1) | Знакомство с названием раздела. «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Сообщение | Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоягеи.по оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл | Прогнозирование содержания раздела. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | | | |
33 (2) | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышала…», «В тот год осенняя погода…» | | | |
34 (3) | А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» «Зимнее утро» | | | |
35 (4) | А.С.Пушкин «Зимний вечер» Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. | | | |
36 (5) | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Тема сказки. | | | |
37 (6) | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Нравственный смысл сказки | | | |
38 (7) | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Сравнение народной и литературной сказок. | | | | |
39 (8) | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | | | |
40 (9) | И. А. Крылов. Статья в учебнике. Скульптурный портрет И. А. Крылову. | | | |
41 (10) | И. А. Крылов «Мартышка и очки» Характеристика героев на основе их поступков. | | | |
42 (11) | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» Мораль басен. | | | |
43 (12) | И. А. Крылов «Ворона и Лисица» Инсценированные басни. | | | |
44 (13) | М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова | | | |
45 (14) | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» | | | | |
46 (15) | М. Ю. Лермонтов «Утёс» Археология - наука древностей Брянской области. | | | | |
47 (16) | М.Ю. Лермонтов «Осень» Сравнение лирического текста и произведения живописи. | | | | |
48 (17) | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. | | | |
49 (18) | Л. Н. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. | | | |
50 (19) | Л.Н.Толстой «Прыжок» Археологические памятники. | | | |
51 (20) | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» Как жили древние люди. | | | |
52 (22) | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» | | | |
53 (23) | Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?» | | | |
54 (24) | Обобщающий урок по теме«Великие русские писатели». Оценка достижений. Тест № 4 | | Тест № 4 | | |
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) |
55 (1) | Знакомство с названием раздела. Н. А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором…» | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи па слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, шииты, Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения | Прогнозирование содержания раздела. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах Создание словесных картин | | | |
56 (2) | Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | | | |
57 (3) | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Славянская письменность. Брянские города в славянских письменностях. | | | |
58 (4) | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» И.А.Бунин «Детство» | | | |
59 (5) | И.А.Бунин «Полевые цветы»«Густой зеленый ельник у дороги…» | | | |
60 (6) | Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 5 Оценка достижений. | Тест № 5 по теме «Поэтическая тетрадь 2» | | |
Литературные сказки (8 ч) |
61 (1) | Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | Прогнозирование содержания раздела. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. | | | |
62 (2) | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». | | | |
63 (3) | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост | | | |
64 (4) | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. | | | |
65 (5) | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. | | | |
66 (6) | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. | | | |
67 (7) | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. | | | |
68 (8) | Обобщение материала по теме «Литературные сказки». Тест №6 Оценка достижений | Тест №6 по теме «Литературные сказки». | | |
Были-небылицы (10 ч) |
69 (1) | М. Горький «Случай с Евсейкой» Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование знаково-символических средств представления информации. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | | | |
70 (2) | М. Горький «Случай с Евсейкой» Прием сравнения—основной приём описания подводного царства. | | | |
71 (3) | М. Горький «Случай с Евсейкой» Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | | | |
72 (4) | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Геральдика. | | | |
73 (5) | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | | | |
74 (6) | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»Характеристика героев. | | | |
75 (7) | А. Куприн «Слон» Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. | | | |
76 (8) | Куприн «Слон». Основные события произведения. | | | |
79 (9) | Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. | | | |
78 (10) | Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Тест №7 по теме «Были – небылицы». Оценка достижений. | Тест №7 по теме «Были – небылицы». | | |
Поэтическая тетрадь 3 (6 ч) |
79 (1) | Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...» | Прогнозироватьсодержание раздела. Читатьстихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбиратьстихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Придумывать стихотворные тексты. Проверятьправильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оцениватьсвои достижения | Прогнозирование содержания раздела.Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. | | | |
80 (2) | Саша Черный «Воробей» «Слон» Как написан гимн Брянской области. | | | |
81 (3) | А. Блок «Ветхая избушка» | | | |
82 (4) | А. А. Блок. Сны» «Ворона» | | | |
33 (5) | С. А. Есенин. «Черемуха». | Определение авторского отношения к изображаемому. | | | |
84 (6) | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 3». Тест № 8 по теме «Поэтическая тетрадь 3» | Тест № 8 | | |
Люби живое (16 ч) |
85 (1) | Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя родина» (из воспоминаний) | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения | Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. | | | |
86 (2) | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | Определение жанра произведения Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | | | |
87 (3) | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Рассказ о герое. | | | |
88 (4) 89 (5) | В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». | Озаглавливание текста. | | | |
90 (6) | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Моя родословная. Кик составить генеалогическое древо. | Составление плана на основе названия глав. | | | |
91 (7) | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Краткая биография князей Трубецких. | | | |
92 (8) | В. В. Бианки «Мышонок Пик».Составление плана на основе названия глав. | | | |
93 (9) | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. |
| | |
94 (10) | Б. С. Житков «Про обезьянку». Пересказ. Краткий пересказ. | Пересказ. Краткий пересказ. | | | |
95 (11) | Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. | | | |
96 (12) | Б. С. Житков «Про обезьянку».Краткий пересказ. Имена на карте. | | | |
97 (13) | В. Л. Дуров «Наша Жучка» Как давали имена на Руси. Что обозначают наши имена. | | | | |
98 (14) | В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | | | | |
99 (15) | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | | | | |
100 (16) | Оценка достижений. Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Тест № 9 по теме «Люби живое» | | Тест № 9 | | |
Поэтическая тетрадь 4(8 ч) |
101 (1) | Знакомство с названием раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | Прогнозирование содержания раздела. | | | |
102 (2) | С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...» Откуда мы родом. | Выразительное чтение. | | | |
103 (3) | А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Славяне на территории Брянского края. | Выразительное чтение. | | | |
104 (4) | А. Л. Барто «В театре». Соседи древних славян. | | | |
105 (5) | С. В. Михалков «Если». Откуда пошла Русь. Первые русские князья. | | | | |
106 (6) | Е. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. | | | | |
107 (7) | Проект: «Праздник поэзии». | | | | |
108 (8) | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». Тест № 10 по теме «Поэтическая тетрадь 4»Оценка достижений | | Тест № 10 | | |
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч) |
109 (1) | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Соотнесение пословицы и содержания произведения. | | | |
110 (2) | А. П. Платонов «Цветок на земле». | | | |
111 (3) | А. П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. | | | |
112 (4) | А. П. Платонов «Ещё мама». Особенности речи героев. | Чтение по ролям. | | | |
113 (5) | А. П. Платонов «Ещё мама». Чтение по ролям. | | | |
114 (6) | М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Древний город. Древние города Брянского края. | Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. Смысл названия рассказа. | | | |
115 (7) | М. М. Зощенко «Великие путешественники». Не посрамим русской земли. Севская крепость. | | | |
116 (8) | Н. Н. Носов «Федина задача». Куликовская битва. | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | | | |
117 (9) | Н. Н. Носов «Телефон». |
| | |
118 (10) | Сборник юмористических рассказов Н. Носова. |
119 (11) | В. Ю. Драгунский «Друг детства» Брянский край при Петре 1. | | | |
120 (12) | Оценка достижений Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест №11. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Тест №11 | | |
По страницам детских журналов (8 ч) |
121 (1) | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). * Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | | | |
122 (2) | Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». | Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. | | | |
123 (3) | Г. Остер «Вредные советы». Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение . | Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. | | | |
| | |
124 (4) | Создание собственного сборника добрых советов. |
125 (5) | Г. Остер«Как получаются легенды». Брянский край в годы Великой Отечественной войны. | | | |
126 (6) | Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. | | | |
127 (7) | Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. | | | | |
128 (8) | Оценка достижений.Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест № 12 по теме «По страницам детских журналов» | | Тест № 12 | | |
Зарубежная литература (8 ч) |
129 (1) | Мифы Древней Греции Юные герои Брянского края. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Пересказ. Подготовка сообщения о великом сказочнике. | | | |
130 (2) | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. | | | |
131 (3) | Древнегреческий миф. Мифологические герои и их подвиги. | | | |
132 (4) | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | | | |
133 (5) | Оценка достижений. Итоговый тест № 13. Экскурсия в краеведческий (школьный) музей. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Итоговый тест № 13. | | |
134 (6) | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | | | |
135 (7) | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. Экскурсия по историческим местам. | | | |
136 (8) | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. Итоговое занятие по "Истории Брянского края" | | | |