СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(Авторы:В.Г Климанова, В.Г. Горецкий..)


Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального государственного стандарта общего образования» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Сборника нормативных документов. Начальная школа/сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2009., на основе Примерной программы начального общего образования, и на основе авторской программы В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Литературное чтение» для общеобразовательной школы, утверждённой МО РФ (Москва, «Просвещение» 2011 г.), являющейся составной частью системы учебников «Школа России»» (автор А.А.Плешаков)

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Литературное чтение» авторов В.ГКлимановойй, В.Г. Горецкогов двух частях для 3 класс (М. Просвещение , 2013г). Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования»

Курс «Литературное чтение» интегрирован с предметом регионально-краеведческого курса «Брянский край» и обеспечена учебником «История родного края» - 3 класс, авторы В.Н.Лупоядов и Л.Ю.Лупоядова (издательство «Курсив» 2012г). Материал изучается на протяжении всего года и внесен во все темы программы.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся. Программа четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения

Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения.

Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения  класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на достижение оптимального общего развития  каждого ученика. Знания, умения и навыки выступают средствами этого развития.
В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Литературное чтение», Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкинойсогласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение в начальной школе выделяется во 2 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели).


Общая характеристика учебного предмета

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.


Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.


Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.


Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

 

1. Развитие навыков чтения:

- развитие навыка осознанного и правильного чтения,

- выработка плавного чтения целыми словами,

- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,

- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,

- развитие темпового чтения.

 

2.Развитие выразительности чтения и речи:

-чтение вслух и чтение про себя,

- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,

- произносить скороговорки и чистоговорки,

- обучение орфоэпическому чтению,

- обучение чтению по ролям.

 

Обогащение опыта творческой деятельности:

 1.Обогащение опыта эстетического восприятия :

- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,

- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,

- формировать умение передавать впечатления от общения   с природой в устной речи.

 

2. Развитие умения выразить свои впечатления:

- проводить игры со словами,

- коллективно сочинять различные истории,

- составлять рассказы на свободные темы.

 

3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:

- рисование красками,

- словесными описаниями,

- рассказ по собственному рисунку,

- придумывание своей концовки.

 

4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы :

- приобщать к миру поэзии,

- развивать поэтический вкус.

 

5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:

Знать:

средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),

жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),

знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Устное народное творчество (14 ч)

Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

Великие русские писатели (24 ч)

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Литературные сказки (8 ч)

Были-небылицы (10 ч)

Поэтическая тетрадь 3 (6 ч)

Люби живое (16 ч)

Поэтическая тетрадь 4 (8 ч)

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч)

По страницам детских журналов (8 ч)

Зарубежная литература (8 ч)


Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс


№ п/п

Тема урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты

Примечания (контрольные работы,  проектные работы, практические работы, ИКТ, экскурсии)

Дата

Коррек-

тировка даты

1

2

3

4

5

6

7

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении

заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению

учебника

Прогнозирова­ние содержания раздела.



03.09


Самое великое чудо на свете (4ч)

2(1)

Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в сло­восочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим ка­талогом.

Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники ин­формации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, про­являть уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Прогнозирова­ние содержания раздела.

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции


04.09


3(2)

Первопечатник Иван Фёдоров. О чем рассказывает наука история


05.09


4(3)

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.

Тест № 1


Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете».

10.09


Устное народное творчество (14 ч)

5

(1)

Знакомство с названием раздела. «Устное народное творчество» Русские народные песни.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называл, их особенности.


Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой 4ш особенности их построения. Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок



и повторов. Осмысливать содержание

прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и кратко­го пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения,

соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшеб­ные предметы, описывая

волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; нахо­дить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристи­ке героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительно искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать СВОЮ ПОЗИЦИЮ.

Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижении Сравнивать героев произведения, героев

Прогнозирова­ние содержания раздела.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий)

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.




6

(2)

Лирические и шуточ­ные народные песни.




7

(3)

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.




8

(4)

Народный промысел. История времени









9

(5)

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка





10

(6)

РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Деление текста на части.




11

(7)

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка. Особенности волшебной сказки





12

(8)

РНС «Иван-Царевич и Серый Волк». Характеристика героев сказки.




13

(9)

РНС «Иван-Царевич и Серый Волк». Составление плана сказки. Пересказ.




14

(10)

«Сивка-бурка», русская народная сказка. Календарь Древней Руси.





15

(11)

РНС «Сивка-бурка». Сравнение художественного и живописно­го текстов.




16

(12)

«Сивка-бурка», русская народная сказка. Составление плана сказки. Пересказ.




17

(13)

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».Исторические источники


ПРОЕКТ




18

(14)

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

Оценка достижений.

Тест № 2




Тест №2 по теме «Устное народное творчество»



Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

19

(1)

Знакомство с названием раздела.

Я. Смолен­ский «Как научиться читать стихи»


Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, пе­редавая настроение автора


Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (рит­мом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства вырази­тельности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения



Прогнозирова­ние содержания раздела.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Олицетворение —средство художественной выра­зительности

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.


Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.




20

(2)

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смолен­ского.

ПРОЕКТ



21

(3)

Ф. И.Тютчев «Весенняя гроза». «Листья».





22

(4)

Ф. И.Тютчев«Листья».





23

(5)

Сочинение — миниатюра «О чём рас­скажут осенние листья».





24

(6)

А.А.. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»





25

(7)

А.А.. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»




26

(8)

И. С. Никитин "Полно, степь моя...»




27

(9)

И. С. Никитин "Полно, степь моя...» «Встреча зимы». Картины природы.




28

(10)

Стихи И. С. Никитина. Чашин курган - колыбель города Брянска





29

(10)

И. 3. Суриков «Детство».




30

(11)

И. 3. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лириче­ском стихотворении.




31

Путешествие в литературную страну. Оценка достижений.

Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1»

Тест № 3



Великие русские писатели (24 ч)

32

(1)

Знакомство с названием раздела. «Что инте­ресного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Сообщение

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических тек­стах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных вы­сказываниях. Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоягеи.по оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скры­тый смысл

Прогнозирова­ние содержания раздела.

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.




33

(2)

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышала…», «В тот год осенняя погода…»




34

(3)

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» «Зимнее утро»




35

(4)

А.С.Пушкин «Зимний вечер» Средства художественной выразительности: эпи­тет, сравнение.




36

(5)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Тема сказки.




37

(6)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Нравственный смысл сказки




38

(7)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Сравнение народной и литературной сказок.





39

(8)

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.




40

(9)

И. А. Крылов. Статья в учебнике. Скульптурный портрет И. А. Крылову.




41

(10)

И. А. Крылов «Мартышка и очки» Характеристи­ка героев на основе их поступков.




42

(11)

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» Мораль басен.




43

(12)

И. А. Крылов «Ворона и Лисица» Инсценированные басни.




44

(13)

М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова




45

(14)

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»





46

(15)

М. Ю. Лермонтов «Утёс» Археология - наука древностей Брянской области.





47

(16)

М.Ю. Лермонтов «Осень» Сравнение лири­ческого текста и произведения живописи.





48

(17)

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

Особенности прозаического лирического текста. Средства художе­ственной выразительности в прозаическом тек­сте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рас­суждения и текста-описания.




49

(18)

Л. Н. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа.




50

(19)

Л.Н.Толстой «Прыжок» Археологические памятники.




51

(20)

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Как жили древние люди.




52

(22)

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»




53

(23)

Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»




54

(24)

Обобщающий урок по теме«Великие русские писатели».

Оценка достижений. Тест № 4


Тест № 4



Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

55

(1)

Знакомство с названием раздела.

Н. А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором…»

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи па слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, ши­иты,

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведе­нии.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотво­рении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения





Прогнозирова­ние содержания раздела.

Средства художественной выразительности.

Повествовательное произведение в стихах


Создание словесных кар­тин




56

(2)

Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»




57

(3)

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Славянская письменность. Брянские города в славянских письменностях.




58

(4)

К.Д.Бальмонт «Золотое слово» И.А.Бунин «Детство»




59

(5)

И.А.Бунин «Полевые цветы»«Густой зеленый ельник у дороги…»




60

(6)

Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2».

Тест № 5

Оценка достижений.

Тест № 5 по теме «Поэтическая тетрадь 2»




Литературные сказки (8 ч)

61

(1)

Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литератур­ных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью слова­ря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, ис­пользуя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на ос­нове диагностической работы, представленной в учебнике

Прогнозирова­ние содержания раздела.

Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок.




62

(2)

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».




63

(3)

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост




64

(4)

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Ге­рои сказки.




65

(5)

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.




66

(6)

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки.




67

(7)

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.




68

(8)

Обобщение материала по теме «Литературные сказки». Тест №6 Оценка достижений

Тест №6 по теме «Литературные сказки».



Были-небылицы (10 ч)

69

(1)

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита.

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки

и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и

реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом

тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную

мысль.

Читать сказку выразительно по ролям


Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




70

(2)

М. Горький «Случай с Евсейкой» Прием срав­нения—основной приём описания подводного царства.




71

(3)

М. Горький «Случай с Евсейкой» Творческий пересказ: сочинение про­должения сказки.




72

(4)

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

Геральдика.




73

(5)

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения.




74

(6)

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»Характеристика героев.




75

(7)

А. Куприн «Слон» Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области.




76

(8)

Куприн «Слон». Основные события произ­ведения.




79

(9)

Куприн «Слон». Составление различных вариантов пла­на.




78

(10)

Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Тест №7 по теме «Были – небылицы». Оценка достижений.

Тест №7 по теме «Были – небылицы».



Поэтическая тетрадь 3 (6 ч)

79

(1)

Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...»

Прогнозироватьсодержание раздела. Читатьстихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбиратьстихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Придумывать стихотворные тексты.

Проверятьправильность высказывания, сверяя его с текстом; само­стоятельно оцениватьсвои достижения

Прогнозирова­ние содержания раздела.Средства ху­дожественной выразительности. Авторское от­ношение к изображаемому.




80

(2)

Саша Черный «Воробей» «Слон»

Как написан гимн Брянской области.




81

(3)

А. Блок «Ветхая избушка»




82

(4)

А. А. Блок. Сны» «Ворона»




33

(5)

С. А. Есенин. «Черемуха».

Определение авторского отношения к изображаемому.




84

(6)

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 3». Тест № 8 по теме «Поэтическая тетрадь 3»

Тест № 8



Люби живое (16 ч)

85

(1)

Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя родина» (из воспоминаний)

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произве­дением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения,

характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно

оценивать свои достижения

Основная мысль текста. Со­чинение на основе художественного текста.




86

(2)

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Определение жанра произведения

Творческий пересказ: дополнение содержания текста.




87

(3)

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Рассказ о герое.




88

(4)

89

(5)

В. И. Бе­лов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку».


Озаглавливание текста.




90

(6)

В. В. Бианки «Мышонок Пик».

Моя родословная. Кик составить генеалогическое древо.

Составление плана на основе названия глав.




91

(7)

В. В. Бианки «Мышонок Пик».

Краткая биография князей Трубецких.




92

(8)

В. В. Бианки «Мышонок Пик».Составление плана на основе названия глав.




93

(9)

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения.




94

(10)

Б. С. Житков «Про обезьянку». Пересказ. Краткий пересказ.

Пересказ. Краткий пересказ.




95

(11)

Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произве­дения.




96

(12)

Б. С. Житков «Про обезьянку».Краткий пересказ. Имена на карте.




97

(13)

В. Л. Дуров «Наша Жучка» Как давали имена на Руси. Что обозначают наши имена.





98

(14)

В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.





99

(15)

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нрав­ственный смысл рассказа.





100

(16)

Оценка достижений. Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Тест № 9 по теме «Люби живое»


Тест № 9



Поэтическая тетрадь 4(8 ч)

101

(1)

Знакомство с названием раздела.

С. Я. Маршак «Гроза днём».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке,

осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение

к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать

своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности:

олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать

свои достижения

Прогнозирова­ние содержания раздела.




102

(2)

С. Я. Маршак «В лесу над роси­стой поляной...» Откуда мы родом.

Вы­разительное чтение.




103

(3)

А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Славяне на территории Брянского края.

Выразитель­ное чтение.




104

(4)

А. Л. Барто «В театре». Соседи древних славян.




105

(5)

С. В. Михалков «Если».

Откуда пошла Русь. Первые русские князья.





106

(6)

Е. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок».

Брянское княжество.

Брянск при Романе Михайловиче Брянском.





107

(7)

Проект: «Праздник поэзии».





108

(8)

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». Тест № 10 по теме «Поэтическая тетрадь 4»Оценка достижений


Тест № 10



Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч)

109

(1)

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием ус­ловных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять глав­ную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпи­зоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к собы­тиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни де­тей.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Соотнесение пословицы и содержания произ­ведения.




110

(2)

А. П. Платонов «Цветок на земле».




111

(3)

А. П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа.




112

(4)

А. П. Платонов «Ещё мама».

Особенности речи героев.

Чте­ние по ролям.




113

(5)

А. П. Платонов «Ещё мама».

Чте­ние по ролям.




114

(6)

М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Древний город. Древние города Брянского края.

Осо­бенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

Смысл названия рассказа.




115

(7)

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Не посрамим русской земли. Севская крепость.




116

(8)

Н. Н. Носов «Федина задача». Куликовская битва.



Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.




117

(9)

Н. Н. Носов «Телефон».




118

(10)

Сборник юмористических рассказов Н. Носова.

119

(11)

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

Брянский край при Петре 1.





120

(12)

Оценка достижений

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест №11.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Тест №11



По страницам детских журналов (8 ч)

121

(1)

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые ста­рые детские журналы.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содер­жанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе раз­говорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.
Находить необходимую информацию в журнале.
Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.
Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения
(советы, легенды). *

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.




122

(2)

Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели».

Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.




123

(3)

Г. Остер «Вредные советы».

Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение

.

Создание собственного сборника до­брых советов. Что такое легенда. Пересказ. Ле­генды своей семьи, своего дома, своего города.







124

(4)

Создание собственного сборника до­брых советов.

125

(5)

Г. Остер«Как получаются ле­генды». Брянский край в годы Великой Отечественной войны.




126

(6)

Что такое легенда. Ле­генды своей семьи, своего дома, своего города.




127

(7)

Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.





128

(8)

Оценка достижений.Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест № 12 по теме «По страницам детских журналов»


Тест № 12



Зарубежная литература (8 ч)

129

(1)

Мифы Древней Греции Юные герои Брянского края.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о пред­ставлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному вы­бору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных ле­том.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Отра­жение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Пересказ.

Под­готовка сообщения о великом сказочнике.




130

(2)

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.




131

(3)

Древнегреческий миф. Мифологические ге­рои и их подвиги.




132

(4)

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».




133

(5)

Оценка достижений. Итоговый тест № 13. Экскурсия в краеведческий (школьный) музей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Итоговый тест № 13.



134

(6)

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки.

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.




135

(7)

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке.

Экскурсия по историческим местам.




136

(8)

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке.

Итоговое занятие по "Истории Брянского края"






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!