Аннотация к рабочей программе по литературному чтению
для 2 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Основной образовательной программы НОО …
Согласно учебному плану МБОУ … на 2022-2023 учебный год на изучение предмета во 2 классе выделено 136 ч. (34 учебные недели), по 4 часа в неделю.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
Учебно- методический комплекс содержит:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.,Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 2 класс.Учебник в 2-х ч.-М.: Издательство «Просвещение» 2019
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
№ | Название (темы) раздела | Кол-во часов |
1 | Самое великое чудо на свете | 5ч |
2 | Устное народное творчество | 5ч |
3 | Люблю природу русскую. Осень | 8ч |
4 | Русские писатели | 14ч |
5 | О братьях наших меньших | 12ч |
6 | Из детских журналов | 9ч |
7 | Люблю природу русскую. Зима. | 9ч |
8 | Писатели - детям | 17ч |
9 | Я и мои друзья | 10ч |
10 | Люблю природу русскую. Весна | 11ч |
11 | И в шутку и всерьез | 14ч |
12 | Литература зарубежных стран | 12ч |
| Всего | 136ч |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
стремление к успешной учебной деятельности;
умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Ученик получит возможность для формирования
умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Предметные результаты
Круг детского чтения
Ученик научится:
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, герояхих поступках;
определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя
условно-символическое моделирование;
понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
читать, молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежность.
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое
мнение о поступках героев; пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения; постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
находить информацию о героях произведений;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев; дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в ее аппарате;
сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
Навык чтения
Ученик научится:
читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
Ученик получит возможность научиться:
развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
Совершенствование устной речи
Ученик научится:
называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их
содержание;
определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
Ученик получит возможность научиться:
развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);
Творческая деятельность
Ученик научится:
понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений.
Ученик получит возможность научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Литературоведческая пропедевтика
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение,
обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик получит возможность научиться:
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; -принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Ученик получит возможность научиться:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку).
осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
Коммуникативные УУД
Ученик получит возможность научиться:
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ;стихотворение; басня. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности. Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Для формирования читательского кругозора школьников, развития интереса к самостоятельной читательской деятельности включать произведения, не входящие в содержание учебника.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Примечание |
план | факт | |
1 | 02.09 | | Вводный урок. Игра «Крестики-нолики» | |
2 | 05.09 | | Самое великое чудо на свете | |
3 | 06.09 | | Библиотеки | |
4 | 07.09 | | Книги | |
5 | 09.09 | | Проект «библиотека» | |
6 | 12.09 | | Устное народное творчество | |
7 | 13.09 | | Русские народные песни | |
8 | 14.09 | | Потешки, прибаутки | |
9 | 16.09 | | Скороговорки, считалки, небылицы | |
10 | 19.09 | | Загадки, пословицы, поговорки | |
11 | 20.09 | | Народные сказки.Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт...» | |
12 | 21.09 | | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | |
13 | 23.09 | | Сказка«У страха глаза велики» | |
14 | 26.09 | | Сказка«У страха глаза велики» | |
15 | 27.09 | | Сказка «Лисаи тетерев» | |
16 | 28.09 | | Сказка «Каша из топора» | |
17 | 30.09 | | Сказка «Лиса и журавль» | |
18 | 03.10 | | Сказка «Гуси-лебеди» | |
19 | 04.10 | | Сказка «Гуси-лебеди» | |
20 | 05.10 | | Сказка «Гуси-лебеди» | |
21 | 07.10 | | «Сказки к нам приходят...» | |
22 | 10.10 | | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...» | |
23 | 11.10 | | К. Бальмонт «Поспевает брусника…»,А.Плещеев«Осень наступила…» | |
24 | 12.10 | | А. Фет«Ласточки пропали» | |
25 | 14.10 | | Осенние листья | |
26 | 17.10 | | В. Берестов «Хитрые грибы» | |
27 | 18.10 | | М. Пришвин «Осеннее утро», | |
28 | 19.10 | | Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Осень» | |
29 | 21.10 | | А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | |
30 | 24.10 | | А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | |
31 | 25.10 | | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | |
32 | 26.10 | | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | |
33 | 28.10 | | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | |
34 | 29.10 | | Закрепление знаний по теме «Сказки А. Пушкина» | |
35 | 07.11 | | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | |
36 | 08.11 | | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | |
37 | 09.11 | | Л. Н. Толстой «Котёнок» | |
38 | 11.11 | | Л.Н.Толстой «Правда всего дороже» | |
39 | 14.11 | | Л. Толстой «Филиппок» | |
40 | 15.11 | | Л. Толстой «Филиппок» | |
41 | 16.11 | | Обобщение знаний по разделу «Русские писатели» | |
42 | 18.11 | | О братьях наших меньших | |
43 | 21.11 | | И. Пивоварова «Жила- была собака…» | |
44 | 22.11 | | В. Берестов «Кошкин щенок» | |
45 | 23.11 | | М. Пришвин «Ребята и утята» | |
46 | 25.11 | | М. Пришвин «Ребята и утята» | |
47 | 28.11 | | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | |
48 | 29.11 | | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | |
49 | 30.11 | | Б. Житков«Храбрый утёнок» | |
50 | 02.12 | | Б. Житков«Храбрый утёнок» | |
51 | 05.12 | | В. Бианки «Музыкант» | |
52 | 06.12 | | В. Бианки «Сова» | |
53 | 07.12 | | В. Бианки «Сова» | |
54 | 09.12 | | Е.Благинина «Мороз» | |
55 | 12.12 | | Обобщение знаний по разделу «О братьях наших меньших» | |
56 | 13.12 | | Люблю природу русскую. Зима. | |
57 | 14.12 | | И.Бунин «Первый снег» | |
58 | 16.12 | | К.Бальмонт «Снежинка» | |
59 | 19.12 | | К.Бальмонт «Снежинка» | |
60 | 20.12 | | Я.Аким «Утром кот принес на лапах..» | |
61 | 21.12 | | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | |
62 | 23.12 | | С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» | |
63 | 26.12 | | С.Есенин «Береза» | |
64 | 27.12 | | А.С.Пушкин Вот север, тучи нагоняя..» | |
65 | 28.12 | | А.С.Пушкин «Зима» | |
66 | 30.12 | | Сказка «Два Мороза» | |
67 | 09.01 | | С. Михалков«Новогодняя быль» | |
68 | 10.01 | | С. Михалков«Новогодняя быль» | |
69 | 11.01 | | Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | |
70 | 13.01 | | Писатели детям | |
71 | 16.01 | | К. Чуковский«Путаница» | |
72 | 17.01 | | К. Чуковский«Радость» | |
73 | 18.01 | | К. Чуковский«Федорино горе» | |
74 | 20.01 | | К. Чуковский«Федорино горе» | |
75 | 23.01 | | С. Михалков «Сила воли» | |
76 | 24.01 | | С. Михалков «Мой щенок» | |
77 | 25.01 | 27 | С. Михалков «Мой щенок» | |
78 | 27.01 | 28 | С. Маршак «Кот и лодыри» | |
79 | 30.01 | | А. Барто «Верёвочка» | |
80 | 31.01 | | А. Барто «Верёвочка» | |
81 | 01.02 | | А. Барто «Мы не заметили жука» | |
82 | 03.02 | | А. Барто «Вовка – добрая душа» | |
83 | 06.02 | | Н. Н. Носов «Затейники» | |
84 | 07.02 | | Н. Н. Носов «Живая шляпа» | |
85 | 08.02 | | Н. Н. Носов «Живая шляпа» | |
86 | 10.02 | | В.Осеева «Синие листья» | |
87 | 13.02 | | Н. Н. Носов «На горке» | |
88 | 14.02 | | Н. Н. Носов «На горке» | |
89 | 15.02 | | Обобщение знаний по разделу «Писатели детям» | |
90 | 17.02 | | Я и мои друзья | |
91 | 20.02 | | Стихи о дружбе и обидах | |
92 | 21.02 | | Ю. Ермолаев «Два пирожных» | |
93 | 22.02 | | В. Осеева «Волшебное слово» | |
94 | 27.02 | | В. Осеева «Волшебное слово» | |
95 | 28.02 | | В. Осеева «Хорошее» | |
96 | 01.03 | | В.Лунин «Я и Вовка» | |
97 | 03.03 | | Э.Мошковская «Я ушел в свою обиду» | |
98 | 04.03 | | В. Осеева «Почему?» | |
99 | 06.03 | | В. Осеева «Почему?» | |
100 | 07.03 | | Обобщение знаний по разделу «Я и мои друзья» | |
101 | 10.03 | | Люблю природу русскую. Весна. Стихи Ф. Тютчева о весне | |
102 | 13.03 | | Стихи А. Плещеева, С.Дрожжина о весне | |
103 | 14.03 | | А. Блок«На лугу» | |
104 | 15.03 | | А.Плещеев «В бурю» | |
105 | 17.03 | | И. Бунин «Матери», Е.Благинина «Посидим в тишине» | |
106 | 20.03 | | Э. Мошковская «Я мою маму обидел…» | |
107 | 21.03 | | С.Васильев «Белая береза» | |
108 | 22.03 | | Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | |
109 | 24.03 | | И в шутку и всерьёз | |
110 | 25.03 | | А.Введенский «Ученый Петя» | |
111 | 03.04 | | А.Введенский «Ученый Петя» | |
112 | 04.04 | | Д.Хармс «Вы знаете?» | |
113 | 05.04 | | Д.Хармс «Вы знаете?» | |
114 | 07.04 | | И.Токмакова «Плим» | |
115 | 10.04 | | Диагностическая работа | Промежуточная аттестация |
116 | 11.04 | | И.Токмакова «В чудной стране» | |
117 | 12.04 | | Алан Милн «Сказка про Винни-Пуха» | |
118 | 14.04 | | Б.Заходер «Песенки Винни- Пуха» | |
119 | 17.04 | | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» | |
120 | 18.04 | | Э. Успенский «Над нашей квартирой» | |
121 | 19.04 | | Э.Успенский «Память» | |
122 | 21.04 | | Э.Успенский «Чебурашка» | |
123 | 24.04 | | Э.Успенский «Чебурашка» | |
124 | 25.04 | | Э.Успенский «Чебурашка» | |
125 | 26.04 | | В.Драгунский «Все тайное становится явным» | |
126 | 28.04 | | В.Драгунский «Все тайное становится явным» | |
127 | 02.05 | | Г.Остер «Будем знакомы» | |
128 | 03.05 | | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез» | |
129 | 05.05 | | Литература зарубежных стран. Английские народные песенки | |
130 | 10.05 | | Ш.Перро «Кот в сапогах» | |
131 | 12.05 | | Ш.Перро «Кот в сапогах» | |
132 | 13.05 | | Ш.Перро «Кот в сапогах» | |
133 | 15.05 | | Е. Шварц «Красная Шапочка» | |
134 | 16.05 | | Г.Х.Андерсен «Огниво» | |
135 | 17.05 | | Г.Х.Андерсен «Огниво» | |
136 | 19.05 | | Поговорим о самом главном. Обобщение по разделу. | |
Средства контроля
номер | Дата план | Дата факт | тема | Количество часов |
1 | 19.10 | | Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Осень» | 1 |
2 | 16.11 | | Обобщение знаний по разделу «Русские писатели» | 1 |
3 | 12.12 | | Обобщение знаний по разделу «О братьях наших меньших» | 1 |
4 | 11.01 | | Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | 1 |
5 | 15.02 | | Обобщение знаний по разделу «Писатели детям» | 1 |
6 | 07.03 | | Обобщение знаний по разделу «Я и мои друзья» | 1 |
7 | 22.03 | | Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | 1 |
8 | 10.04 | | Диагностическая работа | 1 |
9 | 03.05 | | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез» | 1 |