2
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Муниципальное образование городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края
МБОУ СОШ ГО ЗАТО Сибирский Алтайского края
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________Л.А. Кулябина Протокол № ___ от «___» августа 2023г. | СОГЛАСОВАНО Педагогический совет Протокол № ___ от «___» августа 2023г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ ГО ЗАТО Сибирский Алтайского края ________Г.Ф.Провоторова Приказ № __ от «___» августа 2023г. |
Рабочая программа
(ID 1233648)
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 1-4 классов
4 класс
2023-2024 учебный год
Составитель: Морозова Т.Ю.
учитель начальных классов,
Демина А.В.
учитель начальных классов,
Сахарова И.В.
учитель начальных классов,
Жукова Л.В.,
учитель начальных классов,
ЗАТО Сибирский 2023
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
Осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; различать художественные произведения и познавательные тексты; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам; различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора); осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи; составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений); использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1-2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки (2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче (1-2 по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение). Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и другие.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы – тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, Ю. И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Н. Г. Гарина-Михайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б. С. Житкова, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» (1-2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса – произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) и другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания); читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и запоминания текста; анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста; характеризовать героя и давать оценку его поступкам; сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по контрасту или аналогии); составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность; исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей; характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое); выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам; пересказывать текст в соответствии с учебной задачей; рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях; оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним; использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений; сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений: понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга; определять цель выразительного исполнения и работы с текстом; оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев; осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность способствует формированию умений: участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки); соблюдать правила взаимодействия; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | О Родине, героические страницы истории | 12 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
2 | Фольклор (устное народное творчество) | 11 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
3 | Творчество И.А.Крылова | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
4 | Творчество А.С.Пушкина | 12 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
5 | Творчество М. Ю. Лермонтова | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
6 | Литературная сказка | 9 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
7 | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века | 7 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
8 | Творчество Л. Н. Толстого | 7 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
9 | Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века | 6 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
10 | Произведения о животных и родной природе | 12 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
11 | Произведения о детях | 13 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
12 | Пьеса | 5 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
13 | Юмористические произведения | 6 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
14 | Зарубежная литература | 8 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
15 | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой | 7 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec |
Резервное время | 13 | 1 | | |
Общее количество часов по программе | 136 | 8 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2023- 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы |
1 | Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация) | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f67cc |
2 | Проявление народной культуры в разнообразных видах фольклора: словесном, музыкальном, обрядовом (календарном) | 1 | | |
3 | Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими качествами обладал. На примере былины «Ильины три поездочки» | 1 | | |
4 | Герой былины - защитник страны. На примере былины "Ильины три поездочки" | 1 | | |
5 | Резервный урок. Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола, устаревшие слова | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6e34 |
6 | Отражение народной былинной темы в творчестве художника В. М.Васнецова | 1 | | |
7 | Резервный урок. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | 1 | | |
8 | Путешествие героя как основа композиции волшебной сказки. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо" | 1 | | |
9 | Образ Александра Невского в произведении С.Т.Романовского «Ледовое побоище». Страницы истории России, великие люди и события. На примере Житие Сергия Радонежского | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f62e0 |
10 | Представление в сказке народного быта и культуры: сказки о животных, бытовые, волшебные | 1 | | |
11 | Характеристика героев волшебной сказки: чем занимались, какими качествами обладают. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо" | 1 | | |
12 | Сравнение фольклорных произведений разных народов: тема, герои, сюжет. Представление в сказке нравственных ценностей, быта и культуры народов мира | 1 | | |
13 | Отражение нравственных ценностей на примере фольклорных сказок народов России и мира | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6c04 |
14 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор – народная мудрость» | 1 | 1 | |
15 | Резервный урок.Работа с детскими книгами на тему: «Фольклор (устное народное творчество)»: собиратели фольклора (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль) | 1 | | |
16 | Составление устного рассказа «Моё любимое произведение А.С. Пушкина» | 1 | | |
17 | Составление выставки «Произведения А.С. Пушкина». Написание аннотации к книгам на выставке | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0aa06 |
18 | Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне» | 1 | | |
19 | Картины осени в лирических произведениях А.С. Пушкина: сравнения, эпитет, олицетворения | 1 | | |
20 | Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности в стихотворении «Зимняя дорога» и других его произведениях | 1 | | |
21 | Сравнение стихотворения А. С. Пушкина с репродукцией картины. На примере стихотворения "Туча" и репродукции картины И. И. Левитана «Вечерний звон» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a7f4 |
22 | Знакомство с литературной сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сюжет произведения | 1 | | |
23 | Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | | |
24 | Наблюдение за художественными особенностями текста, языком авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | | |
25 | Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7e42 |
26 | Сходство фольклорных и литературных произведений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского по тематике, художественным образам («бродячие» сюжеты) | 1 | | |
27 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина» | 1 | 1 | |
28 | Составление сообщения о М. Ю. Лермонтове. Строфа как элемент композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» | 1 | | |
29 | Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс»: характеристика средств художественной выразительности | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9558 |
30 | Наблюдение за художественными особенностями лирических произведений М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе | 1 | | |
31 | Патриотическое звучание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»: метафора как «свёрнутое» сравнение | 1 | | |
32 | Творчество Л.Н. Толстого – великого русского писателя | 1 | | |
33 | Общее представление о повести как эпическом жанре. Знакомство с отрывками из повести Л.Н.Толстого «Детство» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa7a0 |
34 | Чтение научно-познавательных рассказов Л.Н.Толстого. Примеры текста-рассуждения в рассказе «Черепаха» и в повести Л.Н. Толстого "Детство" | 1 | | |
35 | Анализ художественных рассказов Л.Н.Толстого. Особенности художественного текста-описания на примере рассказа «Русак»и отрывков из повести Л. Толстого "Детство". Составление цитатного плана | 1 | | |
36 | Роль портрета, интерьера в создании образа героя повести «Детство» | 1 | | |
37 | Басни Л.Н.Толстого: выделение жанровых особенностей | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fac6e |
38 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Жанровое многообразие творчества Л.Н. Толстого» | 1 | 1 | |
39 | Резервный урок. Подготовка выставки книг Л. Толстого. Подготовка сообщения о книгах Л. Толстого (сказки, рассказы, были, басни) | 1 | | |
40 | Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики» | 1 | | |
41 | Образы героев-детей в рассказе А.П. Чехова «Мальчики» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fdb80 |
42 | Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа А.П. Чехова «Мальчики» | 1 | | |
43 | Осознание ценности чтения для учёбы и жизни | 1 | | |
44 | Поэты о красоте родной природы: анализ авторских приёмов создания художественного образа | 1 | | |
45 | Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных произведений | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa21e |
46 | Описание явления природы в стихотворении В.А. Жуковский «Загадка»: приёмы создания художественного образа | 1 | | |
47 | Сравнение образа радуги в стихотворениях В.А. Жуковского «Загадка» и Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко» | 1 | | |
48 | Восприятие картин природы в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» и других его стихотворений | 1 | | |
49 | Авторские приёмы создания художественного образа в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист»..» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9c42 |
50 | Резервный урок. Анализ настроения в стихотворении | 1 | | |
51 | Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор | 1 | | |
52 | Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения А.А. Прокофьева "Люблю берёзу русскую..." | 1 | | |
53 | Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина «Листопад» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb420 |
54 | Средства создания речевой выразительности в стихотворения К.Д. Бальмонта. На примере стихотворения "Камыши" | 1 | | |
55 | Резервный урок. Составление текста-рассуждения на тему «Зачем нужна поэзия современному человеку» | 1 | | |
56 | Темы лирических произведений А.А. Блока. На примере стихотворения «Рождество» | 1 | | |
57 | Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных лирических произведений | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0afd8 |
58 | Резервный урок. Читательский дневник (правила оформления) | 1 | | |
59 | Характеристика героя литературной сказки. На примере сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | 1 | | |
60 | Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» | 1 | | |
61 | Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» | 1 | | |
62 | Иллюстрации как отражение сюжета сказов П.П.Бажова | 1 | | |
63 | Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»: сюжет и построение (композиция) сказки | 1 | | |
64 | Речевые особенности (сказочные формулы, повторы, постоянные эпитеты) сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» | 1 | | |
65 | Литературная сказка С.Т. Аксакова "Аленький цветочек" (сюжет, композиция, герои) | 1 | | |
66 | Фольклорная основа литературной сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Сочинение по сказке | 1 | | |
67 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Литературная сказка» | 1 | 1 | |
68 | Расширение круга детского чтения. Знакомство с авторами юмористических произведений | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fef08 |
69 | Средства создания комического в произведениях Н.Н.Носова и других авторов на выбор | 1 | | |
70 | Знакомство с экранизацией произведений юмористических произведений. На примере экранизации "Сказки о потерянном времени" Е. Л. Шварца (1964 г.) | 1 | | |
71 | Резервный урок. Работа с детскими книгами "Произведения В. Ю. Драгунского" | 1 | | |
72 | Герой юмористических произведений В.Ю.Драгунского. Средства создания юмористического содержания | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08300 |
73 | Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. На примере рассказа В.Ю. Драгунского «Главные реки» | 1 | | |
74 | Знакомство с пьесой как жанром литературы. Как подготовить произведение к постановке в театре? | 1 | | |
75 | Создание ремарок (их назначение и содержание) на основе анализа характера героев произведения. На примере рассказа В.Ю. Драгунского "Главные реки" | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29feb52 |
76 | Создание реквизита для инсценивроания произведения. Подготовка пригласительных билетов и афишы на примере рассказа В.Ю. Драгунского "Главные реки" | 1 | | |
77 | Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения, их структурные и жанровые особенности | 1 | | |
78 | Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | | |
79 | Характеристика героев юмористических произведений. На примере рассказа Л. Д. Каминского "Автопортрет" | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fede6 |
80 | Резервный урок. Знакомство с детскими журналами:«Весёлые картинки», «Мурзилка» и другие. Сочинение весёлой истории | 1 | | |
81 | Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков" | 1 | | |
82 | Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 1 | | |
83 | Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fbb28 |
84 | Отличие автора от героя и рассказчика на примере рассказов М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» | 1 | | |
85 | Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа "Ёлка" | 1 | | |
86 | Знакомство с отрывками из повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы): основные события сюжета | 1 | | |
87 | Словесный портрет героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельнеы главы) | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd31a |
88 | Осмысление поступков и поведения главного героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы) | 1 | | |
89 | Темы лирических произведений. На примере стихотворений М.И. Цветаевой "Наши царства", "Бежит тропинка с бугорка…" | 1 | | |
90 | Резервный урок. Выразительность поэтических картин родной природы. На примере стихотворения И.А. Бунина «Детство» | 1 | | |
91 | Любовь к природе и родному краю – тема произведений поэтов. На примере стихотворений С.А. Есенина | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09dd6 |
92 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о детях и для детей» | 1 | 1 | |
93 | Составление устного рассказа «Герой, который мне больше всего запомнился» | 1 | | |
94 | Книга как источник информации. Виды информации в книге | 1 | | |
95 | Человек и животные – тема многих произведений писателей | 1 | | |
96 | Писатели – авторы произведений о животных: выставка книг | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc0aa |
97 | Наблюдательность писателей, выражающаяся в описании жизни животных. На примере рассказа А.И. Куприна «Скворцы» | 1 | | |
98 | Раскрытие темы о бережном отношении человека к природе родного края | 1 | | |
99 | Особенности художественного описания родной природы. На примере рассказа В.П.Астафьева «Весенний остров» | 1 | | |
100 | Отражение темы «Материнская любовь» в рассказе В.П. Астафьева «Капалуха» и стихотворении С.Есенина «Лебёдушка» | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fce92 |
101 | Образ автора в рассказе В.П. Астафьев «Капалуха» | 1 | | |
102 | М.М. Пришвин - певец русской природы. Чтение произведения М.М. Пришвина «Выскочка» | 1 | | |
103 | Авторское мастерство создания образов героев-животных. На примере произведения Максима Горького "Воробьишка" | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc4c4 |
104 | Человек и его отношения с животными. Обсуждение в классе темы "Что такое самопожертвование" | 1 | | |
105 | Развитие речи: озаглавливание частей. На примере произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | | |
106 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о животных и родной природе» | 1 | 1 | |
107 | Резервный урок. Работа с детскими книгами на тему: «Книги о Родине и её истории»: типы книг (изданий). Презентация книги, прочитанной самостоятельно | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0bee2 |
108 | Составление устного рассказа "Моя любимая книга" | 1 | | |
109 | Проявление любви к родной земле в литературе народов России. На примере стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков | 1 | | |
110 | Образ родной земли в стихотворении С.Д.Дрожжина «Родине» | 1 | | |
111 | Раскрытие главной идеи произведения А.Т. Твардовского «О Родине большой и малой» (отрывок): чувство любви к своей стране и малой родине | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f54c6 |
112 | Характеристика народной исторической песни: темы, образы, герои | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f55de |
113 | Осознание понятий поступок, подвиг на примере произведений о Великой Отечественной войне | 1 | | |
114 | Наблюдение за художественными особенностями текста авторской песни. Знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны | 1 | | |
115 | Тема героического прошлого России в произведениях литературы. На примере "Солдатской песни" Ф. Н. Глинки | 1 | | |
116 | Составление устного рассказа «Защитник Отечества» по изученным произведениям | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f61c8 |
117 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О Родине, героические страницы истории» | 1 | 1 | |
118 | Патриотическое звучание произведений о Родине, о славных и героических страницах истории России | 1 | | |
119 | Книги о приключениях и фантастике | 1 | | |
120 | Зарубежные писатели-сказочники: раскрытие главной мысли и особенности композиции | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a087e2 |
121 | Особенности басни как лиро-эпического жанра. Басни стихотворные и прозаические | 1 | | |
122 | Сравнение басен: темы и герои, особенности языка. На примере басен Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницера «Стрекоза», Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи» | 1 | | |
123 | Аллегория и ирония как характеристика героев басен. На примере басни И.А. Крылова «Мартышка и очки» | 1 | | |
124 | Работа с баснями И.А. Крылова. Инсценирование их сюжета | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9300 |
125 | Язык басен И.А. Крылова: пословицы, поговорки, крылатые выражения | 1 | | |
126 | Особенности сюжета «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы) | 1 | | |
127 | Характеристика главного героя «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы) | 1 | | |
128 | Особенности построения (композиция) литературной сказки: составление плана. Х. К. Андерсен "Русалочка" | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08cb0 |
129 | Средства художественной выразительности в литературной сказке. Х. К. Андерсен "Дикие лебеди" | 1 | | |
130 | Описание героя в произведении Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы) | 1 | | |
131 | Анализ отдельных эпизодов произведения Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы): средства создания комического. Написание отзыва | 1 | | |
132 | Книги зарубежных писателей | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a097d2 |
133 | Работа со словарём: поиск необходимой информации | 1 | | |
134 | Знакомство с современными изданиями периодической печати. Золотой фонд детской литературы. В.Ю. Драгунский, И.П.Токмакова и другие - авторы детских журналов | 1 | | |
135 | Резервный урок. Проверочная работа по итогам изученного в 4 классе | 1 | 1 | |
136 | Резервный урок. Рекомендации по летнему чтению. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог) | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c9fa |
Общее количество по программе | 136 | 8 | |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Тема | Форма изменений (объединение тем, коррекция за счет резервного времени и т.д.) | Причина изменений (б/л учителя, отмена занятий по приказу и т.д.) |
урока, который требует изменений | урока, который содержит изменения |
| | | |
Изменения разрешены. Приказ №_____ от «___»__________20__г. |
| | | |
Изменения разрешены. Приказ №_____ от «___»__________20__г. |
| | | |
Изменения разрешены. Приказ №_____ от «___»__________20__г. |
| | | |
Изменения разрешены. Приказ №_____ от «___»__________20__г. |