Муниципальное образовательное учреждение
МОУ "Куськинская основная общеобразовательная школа"
Принято Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор МОУ « Куськинская ООШ»
МОУ «Куськинская ООШ» ______ _Е. И.Паньшина
Приказ № от 31.08. 2023
протокол № 1 от 31. 08. 2023 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 3класса
2023 г.
Рассмотрено Согласовано
на заседании МО зам. директора по УВР
протокол № 1 от 24.08.2023 г. . «_____»______________2023г.
Руководитель МО ______________/Драгунова А.И./
__________ / Проничева А.А. /
Пояснительная записка
Программа по литературному чтению 3 класса составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- основной образовательной программы МОУ «Куськинская основная общеобразовательная
школа»;
- учебного плана МОУ «Куськинская основная общеобразовательная школа» на 2023-2024 учебный год;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкиной «Литературное чтение»;Москва, «Просвещение», 2020 г.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки
РФ от 31.03.2014 г. № 253, учитывая изменения и дополнения);
- рабочей программы воспитания школы.
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Цели обучения
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи обучения:
- развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 136 часа (по 4 часа в неделю, 34 учебные недели)
Рабочая программа «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
3 КЛАСС
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень.
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Содержание учебного предмета
Устное народное творчество (15 ч.)
Знакомство с названием раздела. Русские народные песни.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).
Поэтическая тетрадь 1 (8 ч.)
Знакомство с названием раздела.
Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»
И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».
И. Никитин «Встреча зимы».
И. З. Суриков. «Детство».
И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).
Великие русские писатели (25 ч.)
Знакомство с названием раздела.
А. Пушкин. Лирические стихотворения.
А. Пушкин «Зимнее утро».
А. Пушкин «Зимний вечер».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.
И. Крылов «Мартышка и очки».
И. Крылов «Ворона и Лисица».
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».
М. Лермонтов «Утёс», «Осень».
Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.
Л. Толстой «Акула».
Л. Толстой «Прыжок».
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.
Литературный праздник (обобщающий урок по разделу Великие русские писатели).
Литературные сказки (16 ч.)
Знакомство с названием раздела.
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника).
Были и небылицы (14 ч.)
Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой».
К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
А. Куприн «Слон».
Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.)
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».
С. Чёрный «Воробей», «Слон».
А. Блок «Ветхая избушка».
А. Блок «Сны», «Ворона».
С. Есенин «Черёмуха».
Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.
Люби живое (16 ч.)
Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
В. Белов «Малька провинилась».
В. Белов «Ещё раз про Мальку».
В. Бианки «Мышонок Пик».
Б. Житков «Про обезьянку».
В. Дуров «Наша Жучка».
В. Астафьев «Капалуха».
В. Драгунский «Он живой и светится».
Урок-конференция «Земля-наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»).
Поэтическая тетрадь 3 (10 ч.)
Знакомство с названием раздела. С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».
А. Барто «Разлука».
А. Барто «В театре».
С. Михалков «Если». «Рисунок».
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (17 ч.)
Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.
А. Платонов «Цветок на земле».
А. Платонов «Ещё мама».
М. Зощенко «Золотые слова».
М. Зощенко «Великие путешественники».
Н. Носов «Федина задача».
Н. Носов «Телефон».
В. Драгунский «Друг детства».
Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Оценка достижений.
Зарубежная литература (9 ч.)
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
«Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса).
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел «Устное народное творчество» (15ч.) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. | Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем. В мире книг. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. | Русские народные песни. | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4. | Творчество мастеров. | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5-7. | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8-9. | «Иван-царевич и серый волк». | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10. | Входная контрольная работа | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11-13. | «Сивка-бурка». | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
14. | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
15. | Наши проекты. Сочиняем волшебную сказку. | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел «Поэтическая тетрадь 1» (8 ч.) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
16. | Знакомство с названием раздела. Что уже знаем и умеем. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
17. | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
18. | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
19. | И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
20. | И.З. Суриков «Детство» | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
21. | И. З. Суриков «Зима» | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
22. | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
23. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел «Великие русские писатели» (25 ч.) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
24. | Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
25. | А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
26. | А.С. Пушкин. Лирические стихотворения. | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
27. | А. Пушкин «Зимнее утро». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
28. | А. Пушкин «Зимний вечер». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
29-33. | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | 5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
34. | Знакомство с разделом. Об И.А. Крылове. | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
35. | И.А. Крылов. «Мартышка и очки» | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
36. | И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
37 | О М.Ю. Лермонтове. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
38 | М. Лермонтов. «Утес». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
39 | М. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 1 | | | | | |
40 | Читаем стихи великих классиков. Конкурс чтецов. | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
41 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | 1 | | | | | |
42 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». | 1 | | | | | |
43 | Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
44-45 | Л.Н. Толстой «Акула». | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
46 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
47 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
48 | Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел «Литературные сказки» (16 ч.) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
49 | Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
50-51 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца» | 1 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
52 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» | 1 | | | | | | | | | | | |
53-56 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». | 4 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
57 | Сравнение русской народной сказки «Морозко» и сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». | 1 | | | | | | | | | | | |
58-60 | В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | 3 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
61 | Обобщающий урок по теме «Литературные сказки». | 1 | | | | | | | | | | | |
62 | Наши проекты. Сочиняем сказку о животных. | 1 | | | | | | | | | | |
63 | Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | | | | | | | | | | |
64 | Работа с выставкой художественных книг из школьной библиотеки. | 1 | | | | | | | | | | |
Раздел «Были – небылицы» (14 ч.) | | | | |
65 | Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
66-68 | М. Горький. «Случай с Евсейкой». | 3 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
69 | К. Паустовский. «Растрепанный воробей». | 1 | | | | | | | | | | | |
70-72 | К. Паустовский. «Растрепанный воробей». | 3 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
73 | Поговорим о самом главном. | 1 | | | | | | | | | | | |
74-77 | А. Куприн «Слон». | 4 | | | | | | | | | | | |
78 | Обобщающий урок по теме «Были – небылицы». | 1 | | | | | | | | | | | |
Раздел «Поэтическая тетрадь» (6 ч.) | | | | | | | | | |
79 | Знакомство с разделом. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
80 | А. Блок. «Ветхая избушка» | 1 | | | | | | | | | | |
81 | А. Блок. «Сны», «Ворона». | 1 | | | | | | | | | | |
82 | Поговорим о самом главном. М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний) | 1 | | | | | | | | | | |
83 | С. Есенин. «Черемуха». | 1 | | | | | | | | | | | |
84 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь» | 1 | | | | | | | | | | |
Раздел «Люби всё живое» (16 ч.) | | | | | | | | | | | | | |
85 | Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
86-88 | И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | 3 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
89 | В.И. Белов. «Малька провинилась». | 1 | | | | | | | | | | | |
90 | В.И. Белов. «Еще про Мальку». | 1 | | | | | | | | | | |
91-92 | В. Драгунский. «Он живой и светится». | 2 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
93-94 | В. Астафьев. «Капалуха». | 2 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
95-98 | Б. Житков. «Про обезьянку». | 4 | | | | | | | | | | | |
99 | Обобщающий урок по теме «Люби все живое». | 1 | | | | | | | | | | | | | |
100 | Выставка книг о животных. | 1 | | | | | | | | | | | | |
Раздел «Поэтическая тетрадь» (10ч.) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
101 | Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
102 | С.Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». | 1 | | | | | | | | | | | | |
103 | А.Л. Барто. «Разлука». | 1 | | | | | | | | | | | | |
104 | А.Л. Барто. «В театре». | 1 | | | | | | | | | | | | |
105 | С.В. Михалков. «Если». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
106 | Поговорим о самом главном. М. Дружинина «Мамочка-мамуля», Т. Бокова «Родина – слово большое, большое!». | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
107 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок». | 1 | | | | | | | | | | | | | | |
108 | Наши проекты. | 1 | | | | | | | | | | | | | |
109 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Наши проекты. | 1 | | | | | | | | | | | | | |
110 | Читаем детские стихи поэтов. Конкурс чтецов. | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (17 ч.) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
111 | Знакомство с разделом. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
112-113 | Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 2 | | | | | | | | | | |
114-116 | М.М. Зощенко. «Золотые слова». | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
117-119 | М.М. Зощенко. «Великие путешественники». | 3 | | | | | | | | | | | |
120-121 | Н. Носов. «Федина задача». | 2 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
122-124 | Поговорим о самом главном. А. Платонов «Цветок на земле». | 3 | | | | | | | | | | | |
125 | Н. Носов. «Телефон». | 1 | | | | | | | | | | | |
126 | Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 1 | | | | | | | | | | |
127 | Знакомство с выставкой книг детских писателей. | 1 | | | | | | | | | | |
Раздел «Зарубежная литература» (9ч.) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
128 | Знакомство с разделом. Что уже знаем и умеем. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
129-133 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок». | 5 | | | | | | | | | | |
134 | Итоговая контрольная работа за год. | 1 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
135 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». | 1 | | | | | | | | | | | |
136 | Знакомство с выставкой книг на лето. | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
• Литературное чтение: 2-й класс: учебник: в 2 частях, 2 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение,
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение, 2020 г.
2. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение, 2020 г.
3. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. / М.: Просвещение, 2022 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/8bc47e88