Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО Сосновского филиала МБОУ Селецкая СОШ и на основании Основной образовательной программы начального общего образования Сосновского филиала МБОУ Селецкая СОШ.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Литературное чтение»:
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию
развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Литературное чтение 1 класс» используется УМК «Школа России»:
1 Горецкий В. Г. Азбука. 1 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2011.
2 Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учебник: Просвещение, 2011.
3. Бойкина Л. Н. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс М.: Просвещение, 2011.
4 Жиренко О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте (добукварный, букварный и послебукварный периоды). М.: ВАКО, 2011.
5 Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. К учебнику
Климановой Л. Ф. 1 класс. М.: ВАКО, 2011.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и авторской программы Климановой Л. Ф.
На изучение предмета отводится 4 ч в неделю (132 часа в год):
92 учебных часа (в период обучения грамоте),
40 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа в неделю,
Содержание учебного курса
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Совершенствование звуковой культуры речи. Темп чтения - 30-40 слов в минуту.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им. Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении.
Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
Круг детского чтения
В круг чтения детей входят произведения отечественных зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, о природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывка из произведения. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом, создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Тематическое планирование
№ ур. | Название тем, разделов | Кол-во час | Дата | Примеч |
план | факт |
1 | Добукварный период (14ч) «Азбука» - первая учебная книга. (с. 3) | 1 | | | |
2 | Речь устная и письменная. Предложение. (с. 4-5) | 1 | | | |
3 | Слово и предложение. (с. 6-7). | 1 | | | |
4 | Слог. (с. 8-9). | 1 | | | |
5 | Ударение. (с. 10-11) | 1 | | | |
6 | Звуки в окружающем мире и в речи. (с. 12-13). | 1 | | | |
7 | Звуки в словах. (с.14-15). | 1 | | | |
8 | Слог-слияние. (с. 16-17). | 1 | | | |
9 | Повторение и обобщение пройденного материала. (с. 18-19). | 1 | | | |
10 | Гласный звук а, буквы А, а. (с. 20-23). | 1 | | | |
11 | Гласный звук о, буквы О, о. (с. 24-27). | 1 | | | |
12 | Гласный звук и, буквы И, и. (с.28-31). | 1 | | | |
13 | Гласный звук ы, буква ы. (с.32-35). | 1 | | | |
14 | Гласный звук у, буквы У, у. (с. 36-39). | 1 | | | |
15 | Букварный период (53ч) Согласные звуки [н, н'], буквы Н, н. (с. 40-43). | 1 | | | |
16 | Согласные звуки [с, с'], буквы С, с. (с. 44-47). | 1 | | | |
17 | Согласные звуки [к, к'], буквы К, к. (с. 48-51). | 1 | | | |
18 | Согласные звуки [т, т,] буквы Т, т. (с. 52-54). | 1 | | | |
19 | Согласные звуки [т, т'], буквы Т, т. (с. 55-57). | 1 | | | |
20 | Согласные звуки [л, л'], буквы Л, л. (с. 58-63). | 1 | | | |
21 | Согласные звуки [р, р'], буквы Р, р. (с. 64-67). | 1 | | | |
22 | Согласные звуки [в, в'], буквы В, в. (с. 68-71). | 1 | | | |
23 | Гласные буквы Е, е. (с. 72-77). | 1 | | | |
24 | Согласные звуки [п, п'], буквы П, п. (с. 78-83). | 1 | | | |
25 | Согласные звуки [м, м'], буквы М, м. (с. 84-86). | 1 | | | |
26 | Согласные звуки [м, м'], буквы М, м. (с. 87-89). | 1 | | | |
27 | Согласные звуки [з, з'], буквы З, з. (с. 90-92). | 1 | | | |
28 | Согласные звуки [з, з'], буквы З, з. (с. 93-95). | 1 | | | |
29 | Согласные звуки [б, б'], буквы Б, б. (с. 96-98). | 1 | | | |
30 | Согласные звуки [б, б'], буквы Б, б. (с. 99-101). | 1 | | | |
31 | Согласные звуки [б, б'], буквы Б, б. (с. 101-103). | 1 | | | |
32 | Согласные звуки [д, д'], буквы Д, д. (с. 104-107). | 1 | | | |
33 | Согласные звуки [д, д'], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. (с. 108-109). | 1 | | | |
34 | Гласные буквы Я, я. (с. 110-112). | 1 | | | |
35 | Гласные буквы Я, я. (с. 113-115). | 1 | | | |
36 | Гласные буквы Я, я. (с. 115-117). | 1 | | | |
37 | Согласные звуки [г, г'], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. (с.118-120). | 1 | | | |
38 | Согласные звуки [г, г'], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. (с.121-123). | 1 | | | |
39 | Мягкий согласный звук[ ч'] ,буквы Ч, ч. (с. 4-6). | 1 | | | |
40 | Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч. (с. 7-9). | 1 | | | |
41 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих звуков. (с. 10-12). | 1 | | | |
42 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих звуков. (с. 13-15). | 1 | | | |
43 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. (с. 16-20). | 1 | | | |
44 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. (с. 21-24). | 1 | | | |
45 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ш и ж. (с. 25-27). | 1 | | | |
46 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ш и ж. (с. 28-29). | 1 | | | |
47 | Гласные буквы Ё, ё. (с. 30-31). | 1 | | | |
48 | Гласные буквы Ё, ё. (с. 32-33). | 1 | | | |
49 | Звук [й, буквы Й, й.(с. 34-35). | 1 | | | |
50 | Звук [й, буквы Й, й.(с. 36-37). | 1 | | | |
51 | Согласные звуки [х, х'], буквы Х, х. (с. 38-40). | 1 | | | |
52 | Согласные звуки [х, х'], буквы Х, х. (с. 41-43). | 1 | | | |
53 | Согласные звуки [х, х'], буквы Х, х. (с.44-45). | 1 | | | |
54 | Гласные буквы Ю, ю.(с. 46-47). | 1 | | | |
55 | Гласные буквы Ю, ю.(с. 48-49). | 1 | | | |
56 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.(с. 50-52) | 1 | | | |
57 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.(с. 53-55) | 1 | | | |
58 | Гласный звук [э], буквы Э, э. (с. 56-58). | 1 | | | |
59 | Гласный звук [э], буквы Э, э. (с. 59-61). | 1 | | | |
60 | Мягкий глухой согласный звук[щ]. Буквы Щ, щ. (с. 62-64). | 1 | | | |
61 | Мягкий глухой согласный звук[щ]. Буквы Щ, щ. (с. 65-67). | 1 | | | |
62 | Мягкий глухой согласный звук [щ']. Буквы Щ, щ. (с. 68-69). | 1 | | | |
63 | Согласные звуки [ф, ф'], буквы Ф, ф. (с. 70-71). | 1 | | | |
64 | Согласные звуки [ф, ф'], буквы Ф, ф. (с. 72-73). | 1 | | | |
65 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. (с. 74-75). | 1 | | | |
66 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. (с. 76-77). | 1 | | | |
67 | Русский алфавит. | 1 | | | |
68 | Осознанное чтение слов, словосочетаний и предложений (по выбору педагога). | 1 | | | |
69 | Осознанное чтение слов, словосочетаний и предложений (по выбору педагога). | 1 | | | |
70 | Осознанное чтение слов, словосочетаний и предложений (по выбору педагога). | 1 | | | |
71 | Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания небольших стихотворений. | 1 | | | |
72 | Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания небольших стихотворений. | 1 | | | |
73 | Послебукварный период (20ч) Как хорошо уметь читать.Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям | 1 | | | |
74 | Одна у человека мать – одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество» | 1 | | | |
75 | История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». | 1 | | | |
76 | В. Крупин «Первый букварь». | 1 | | | |
77 | А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг. | 1 | | | |
78 | Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка. | 1 | | | |
79 | К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей. | 1 | | | |
80 | К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей. | 1 | | | |
81 | К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица». | 1 | | | |
82 | В.В. Бианки «Первая охота». | 1 | | | |
83 | С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». | 1 | | | |
84 | М.М. Пришвин «Предмайское утро». | 1 | | | |
85 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. | 1 | | | |
86 | Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука». | 1 | | | |
87 | Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука». | 1 | | | |
88 | Проект «Живая азбука» | 1 | | | |
89 | Проект «Живая азбука» | 1 | | | |
90 | Наши достижения | 1 | | | |
91 | Праздник «Прощание с «Азбукой». | 1 | | | |
| Праздник «Прощание с «Азбукой». | 1 | | | |
93 | Вводный урок. | 1 | | | | |
| Жили-были буквы (7 ч) | | | | | |
94 | В. Данько «Загадочные буквы». | 1 | | | |
95 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». | 1 | | | |
96 | С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет». | 1 | | | |
97 | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». | 1 | | | |
98 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | 1 | | | |
99 | Из старинных книг. | 1 | | | |
100 | Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы». | 1 | | | |
| Сказки, загадки, небылицы(7ч) | 1 | | | |
101 | Е. Чарушин «Теремок». | 1 | | | |
102 | Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 | | | |
103 | Загадки, песенки. | 1 | | | |
104 | Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». | 1 | | | |
105 | Александр Сергеевич Пушкин. | 1 | | | |
106 | Русская народная сказка «Петух и собака». | 1 | | | |
107 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». | 1 | | | |
| Апрель, апрель, звенит капель… (5 ч) | | | | |
108 | А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка». | 1 | | |
109 | Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель». | 1 | | | |
110 | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой. | 1 | | | |
111 | Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг. | 1 | | | |
112 | Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель». | 1 | | | |
| Ив шутку, и всерьёз (6ч) | 1 | | | |
113 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!». | 1 | | |
114 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка». | 1 | | | |
115 | К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук». | 1 | | | |
116 | И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон». | 1 | | | |
117 | М. Пляцковский «Помощник». | 1 | | | |
118 | Из старинных книг. | 1 | | | |
| Я и мои друзья (5ч) | 1 | | | |
119 | Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок». | 1 | | |
120 | В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». | 1 | | | |
121 | Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня». | 1 | | | |
122 | С. Маршак «Хороший день», М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу». | 1 | | | |
123 | Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». | 1 | | | |
| О братьях наших меньших (9ч) | | | | |
124 | С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…». | 1 | | |
125 | В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку». | 1 | | | |
126 | М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка». | 1 | | | |
127 | В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет». | 1 | | | |
128 | Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков»Гнездо». | 1 | | | |
129 | Произведения В. Берестова. | 1 | | | |
130 | Рассказы о животных | 1 | | | |
131 | Рассказы о животных | 1 | | | |
132 | Урок-праздник «Как хорошо уметь читать» | 1 | | | |