СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального  общего образования по литературному чтению, на основе авторской  программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Тяглое Озеро муниципального района Пестравский Самарской области

(ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро)


«Согласовано»

Руководитель МО

_____/Боброва Е.В. /

ФИО

Протокол № 1 от

«__» _______ 20__г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро

_____/Бочарова В.В. /

ФИО

«___» _________20__г.


«Утверждено»

Директор ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро

_____/Федюнина Н.В. /

ФИО

Приказ №______ от

«___» _________ 20__г.



Рабочая программа


Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Кол-во часов в неделю: 4

Общее кол-во часов: 136

Учитель: Артемьева Т.А.

Учебный год: 2018 – 2019

Программа:

Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций

Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014.


Учебник:

«Литературное чтение, 3 класс», учебник в 2 частях, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.М. Просвещение, 2018 г.








Тяглое Озеро, 2018 г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшей задачей литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.


Общая характеристика учебного предмета

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Рабочая программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Обучающиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, к труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Рабочая программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Обучающиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь обучающихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Обучающиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); обучающиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Рабочей программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, обучающиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Обучающие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.


Описание места предмета в учебном плане

В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неде­лю, 34 учебных недель).


Учебно-тематический план


п/п

Тема (раздел) программы

Количество часов

Форма контроля

Проект

Тест



1

Самое великое чудо на свете

2



2

Устное народное творчество

14

1


3

Поэтическая тетрадь №1

11

1

1

4

Великие русские писатели

26


2

5

Поэтическая тетрадь №2

6


1

6

Литературные сказки

9



7

Были-небылицы

10


1

8

Поэтическая тетрадь №1

6


1

9

Люби живое

16


2

10

Поэтическая тетрадь №2

8

1


11

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

12


1

12

По страницам детских журналов

8


1

13

Зарубежная литература

8


1

 

ВСЕГО:

136

3

11

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера). Нормы письменной речи: соответствия содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнения), в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.


Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества разных народов России

Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема - (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения,восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения – фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения – фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


Норма домашнего задания

Рекомендуемое время приготовления домашнего задания не должно превышать: в 3-м классе -2 ч. Норма домашнего задания по литературному чтению – не более 30 мин.



Тематическое планирование

№ п/п




Наименование раздела/Тема урока

Элементы

содержания

Коды элементов содержания (КЭС)

Виды учебной деятельности

Вид/форма контроля



I четверть-36 ч.






Самое великое чудо на свете (2ч)




1\1

Книга как источник необходимых

знаний. (с.3-5)


Элементы книги: содержание

или оглавление, титульный лист, ан-

нотация, иллюстрации

1.5.1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.


Текущий

2\2

Книга как особый вид искусства.(с.8-12)


Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее пред-

ставление)

1.5.2

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания,

увеличивать темп чтения при повторном

чтении текста, выборочно читать текст про

себя, отвечать на вопросы.

Текущий



Устное народное творчество (14 ч)




3\1

Устное народное творчество. Знакомство с разделом. (с. 13)

Русские народные песни. Обра-

щение к силам природы.


1.11.1

1.12.6

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Текущий

4\2

Малые фольклорные жанры. Русские народные песни. (с. 14-17)

Лирические народные песни.


1.11.1

1.12.6

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Текущий

5\3

Малые фольклорные жанры. Докучные сказки. (с. 18-19)

Шуточные

народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.


1.11.1

1.12.6

Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности.

Текущий

6\4

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. (с. 20-21)

Произведения прикладного ис-

кусства: гжельская и хохломская

посуда, дымковская и богород-

ская игрушка.


1.11.1

1.12.6

Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов.

Текущий

7\5

Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". (с. 22-27)

Русские народные сказки .

1.1.2

1.12.7

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Текущий

8\6

Особенности волшебной сказки. Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". (с. 22-27)

Особенности волшебной сказки


1.4.2

1.12.7

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.

Текущий

9\7

Особенности волшебной сказки. Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый Волк". ( с. 28-39)

Деление текста на части.


1.4.2

1.12.7

Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части.

Текущий

10\8

Характеристика героев сказки. Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый Волк". ( с. 28-39)

Характеристика

героев сказки

1.7.3

Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения.

Текущий

11\9

План сказки. Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый Волк". ( с. 28-39)

Составление плана сказки.

1.7.2

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Текущий

12\10

Русская народная сказка "Сивка-бурка". (с. 40-50)

Русская народная сказка

1.4.5

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием.

Текущий

13\11

Особенности волшебной сказки. Русская народная сказка "Сивка-бурка".

(с. 40-50)

Русская народная сказка. Волшебная сказка.

1.4.2

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.

Текущий

14\12

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. (с. 57)

Иллюстрации

к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного текста и произведения живописи.


1.4.7

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

Текущий

15\13

Обобщение по разделу "Устное народное творчество". Тест № 1. (с. 51-56)

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк».

1.4.2

1.4.7

Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения...

Текущий

16\14

Проект "Сочиняем волшебную сказку". (с. 58)

Сочинение волшебной сказки.

1.13.3

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения

Текущий



Поэтическая тетрадь №1 (11 ч)




17\1

Знакомство с разделом. Проект "Как научиться читать стихи" на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. (с. 59-61)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Научно-популярная статья .Содержание, основная мысль

1.2.1

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.


Текущий

18\2

Звукопись, ее художественно-выразительное значение. Ф. И. Тютчев "Весенняя гроза" (с. 62)

Русские поэты 19-20в.в. Ф. И. Настроение поэта и лирического героя

Содержание

1.1.2

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Текущий

19\3

Олицетворение. Ф. И. Тютчев "Листья". (с. 63)

Настроение поэта и лирического героя

Содержание, основная мысль

1.2.2

1.6.2

Определить различные средства выразительности.

Текущий

20\4

Картины природы в стихотворении А. А. Фета "Мама! Глянь-ка из окошка..." (с. 64)

Настроение поэта и лирического героя

Содержание, основная мысль

1.2.3

1.12.1

Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Текущий

21\5

Картины природы в стихотворении А. А. Фета "Зреет рожь над жаркой нивой..." (с. 65)

Названия, основное содержание

Рифма, звук, речь

1.2.3

1.12.1

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.


Текущий

22\6

Картины природы в стихотворении И. С. Никитина "Полно, степь моя..." (с. 66-67)

Настроение литературного героя.

1.12.4

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Текущий

23\7

Образ зимы в стихотворении И. С. Никитина "Встреча зимы". (с. 68-71)

Навык выразительного и осознанного чтения стихотворного текста.

1.2.3

1.12.3

Определить различные средства выразительности.

Текущий

24\8

Лирический герой. И. З. Суриков "Детство". (с. 72-75)

Чтение наизусть: Опорные слова, рифма звук, речь

1.2.1

Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Текущий

25\9

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. И. З. Суриков "Зима". (с. 76-77)

Настроение поэта и лирического героя

Содержание, основная мысль

1.6.2

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.


Текущий

26\10

Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь 1". Тест № 2. (с. 78-80)

Названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов


1.2.3

1.6.2

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Текущий

27\11

Оценка достижений. Проверка техники чтения.

Рифма, звук, речь

1.3.4

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Текущий



Великие русские писатели (26ч)




28\1

Великие русские писатели. Знакомство с разделом. (с. 81)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений.

Правила произношения, интонации

1.11.2

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Текущий

29\2

А. С. Пушкин - великий русский поэт. (с. 82-85)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений Настроение стихотворения.

Правила произношения, интонации

1.11.2

1.2.3

Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.

Текущий

30\3

Лирические стихотворения А. С. Пушкина. (с. 86-87)

Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение понимать настроение лирического героя. Звукопись, её выразительное значение


1.11.2

1.2.3

Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Текущий

31\4

Картины зимнего утра. А. С. Пушкин "Зимнее утро". (с. 88-89)

Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение понимать настроение лирического героя. Звукопись, её выразительное значение


1.12.1

1.11.4


Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Текущий

32\5

Настроение стихотворения. А. С. Пушкин "Зимний вечер". (с. 90-91)

Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение понимать настроение лирического героя. Звукопись, её выразительное значение


1.9.7

1.4.2

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки.

Текущий

33\6

Сказки А. С. Пушкина. "Сказка о царе Салтане..." (с. 92-129)

Тема сказки. События сказочного текста.

.


1.7.3

1.7.4

Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Текущий

34\7

Особенности волшебной сказки. А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..." (с. 92-129)

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста.

Нравственный смысл сказки.



1.7.5

1.6.2

Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Текущий

35\8

Характеры героев литературной сказки. А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..." (с. 92-129)

Тема сказки. События сказочного текста.

.


1.7.3


Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение..

Текущий

36\9

Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..." (с. 92-129)

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста.

Нравственный смысл сказки.



1.8.4

1.4.5

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию

Текущий



II четверть – 28 ч.




37\10

Рисунки И. Билибина к сказке А. С. Пушкина. Соотнесение рисунков с художественным текстом. Тест № 4. (с. 92-129)

Рисунки И. Билибина к сказке. Со-

отнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

делить текст на части, выделять главную мысль и составлять картинный план.


1.8.5

1.4.7


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Текущий

38\11

И. А. Крылов - русский баснописец. (с. 130-133)

Что такое мораль? Скульптурный портрет И. Крылову. Басня, баснописец

1.12.7

1.11..2


Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Текущий

39\12

Мораль басен. И. А. Крылов "Мартышка и Очки". (с. 134-135)

Подготовка сообщения

о И. Крылове на основе ста-

тьи учебника, книг о Крылове.



1.12.7

1.8.3

Представлять героев басни. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Текущий

40\13

Нравственный урок басен. И. А. Крылов "Зеркало и Обезьяна". (с. 136-137)

Нравственный урок читателю. Герои басни

1.12.7

1.8.3

Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

Текущий

41\14

Характеристика героев на основе их поступков. И. А. Крылов "Ворона и Лисица".(с. 137-139)

Определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении

Иллюстрация, художник

1.12.7

1.8.3

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Текущий

42\15

М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. (с. 140-143)

Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. Литературное произведение

1.2.1

1.6.1


Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.

Текущий

43\16

Лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова "Горные вершины...", "На севере диком..." (с. 144-145)

Настроение стихотворения Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Литературное произведение

1.12.4

Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Текущий

44\17

Настроение стихотворения. М. Ю. Лермонтов "Утес", "Осень". (с. 146-147).

Тема и главная мысль

рассказа.

Проза, рассказ

1.12.4

1.8.5

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Текущий

45\18

Л. Н. Толстой - великий русский писатель. Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). (с. 148-151)

Читать осознанно текст художественного произведения определять тему и главную мысль произведения пересказывать текст

Проза, рассказ

1.11.2

1.12.1


Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Текущий

46\19

Тема и главная мысль рассказа. Л. Н. Толстой "Акула". (с. 152-156)

Тема и главная мысль произведения;

Составление различных вариантов плана.;

пересказывать текст

Проза, рассказ

1.9.7

1.12.7

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки.

Текущий

47\20

Тема и главная мысль рассказа. Л. Н. Толстой "Акула". (с. 152-156)

Тема и главная мысль произведения;

Составление различных вариантов плана.;

пересказывать текст

Проза, рассказ

1.8.5

1.12.5

Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Текущий

48\21

Характеры героев. Л. Н. Толстой "Прыжок". Тест № 3. (с. 156-159)

Тема главная мысль,. события, герои находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное настроение героев, их поступки Проза, рассказ

1.7.3

1.8.5

Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Текущий

49\22

Трагедийный смысл рассказа Л. Н. Толстого "Лев и собачка".(с. 160-162)

Тема главная мысль,. события, герои находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное настроение героев, их поступки Проза, рассказ

1.8.6

1.7.5


Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение..

Текущий

50\23

Трагедийный смысл рассказа Л. Н. Толстого "Лев и собачка".(с. 160-162)

Тема главная мысль,. события, герои находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное настроение героев, их поступки Проза, рассказ

1.8.1

1.8.5

1.7.4

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию

Текущий

51\24

Текст-описание и текст-рассуждение. Сравнение текстов. Л. Н. Толстой "Какая бывает роса на траве?", "Куда девается вода из моря?" (с. 162-163)

Работа по плану

Опорные слова

Прямая и косвенная речь

Связки между частями

1.12.3

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение..

Текущий

52\25

Обобщение по разделу "Великие русские писатели". Тест № 4.

Рассказ- описание Примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

Проза, рассказ

1.8.1

1.8.3

1.8.5

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию

Текущий

53\26

Оценка достижений. Проверка техники чтения.

Названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.

1.12.7

1.11.2

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

Текущий



Поэтическая тетрадь № 2 (6 ч)




54\1

Русские поэты. Н. Н. Некрасов. Стихотворения о природе. "Славная осень!.." (с. 167-138)

Краткая биография писателя. Прогнозировать текст; пользоваться толковым словарем;, видеть настроение литературного произведения Стихотворения о природе. Средства художественной выразительности.


1.1.1

1.4.4

1.5.8

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.

Текущий

55\2

Настроение стихотворения. Н. Н. Некрасов "Не ветер бушует над бором..." (с. 169-170)

Стихотворения о природе. Средства художественной выразительности.

Содержание, основная мысль

1.2.3

1.12.3

Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

Текущий

56\3

Повествовательное произведение в стихах. Н. Н. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы". (с. 170-172)

Повествовательное произведение в стихах. Авторское отношение к герою

Содержание, основная мысль

1.12.1


Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Текущий

57\4

Картины природы в стихотворении К. Бальмонта "Золотое слово". (с. 173)

. Видеть скрытый, переносный смысл стихотворения

Содержание, основная мысль

1.8.1

1.4.7

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Текущий

58\5

Лирические стихотворения И. А. Бунина. (с. 174-177)

Знать содержание прочитанного. Сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины Создание словесных картин

Рифма, звук, речь

1.9.4

1.9.7

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Текущий

59\6

Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь 2". Оценка достижений. Тест № 5. (с. 178)

Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.


1.2.3

1.8.1

1.9.7

1.9.4

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

Текущий



Литературные сказки (9 ч)




60\1

Знакомство с разделом. Авторские сказки. (с. 179-181)

Шмуцтитул.

Прогнозирование содержания раздела

Присказка

Литературное произведение

1.1.2

1.6.1

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение.

Текущий

61\2

Авторская сказка. Д. Мамин - Сибиряк "Аленушкины сказки. Присказка". (с. 182)


Авторская и народная сказки

Сравнение литературной и народной сказок. Владеть навыком выразительного и осознанного чтения

Монолог

1.2.3

1.3.2

Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Текущий

62\3

Характеристика героев сказки. Д. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост". (с. 183-187)

Герои сказок. Оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему


1.12.7

1.7.1

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Текущий

63\4

Авторская сказка. В. Гаршин "Лягушка-путешественница". (с. 188-195)

Авторская сказка. Герои сказки

.Владеть навыком выразительного и осознанного чтения. Уметь давать характеристику героям

монолог

1.12.7

1.7.5

Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках.

Текущий

64\5

Характеристика героев сказки. В. Гаршин "Лягушка-путешественница". (с. 188-195)

Авторская сказка

Характеристика героев сказки Нравственный смысл сказки. Уметь давать характеристику героям. Монолог

1.12.7

1.9.4

Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Текущий



III четверть – 40 ч.




65\6

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Авторская сказка

Характеристика героев сказки Нравственный смысл сказки. Уметь давать характеристику героям


1.12.7

1.2.3

Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Текущий

66\7

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Отличать народную сказку от авторской; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему Составление плана сказки

Литературное произведение

1.7.3

1.7.4

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Текущий

67\8

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.

Литературное произведение, тема, главная мысль


1.2.4

1.12.2

Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.

Текущий

68\9

Обобщающий урок по разделу

«Литературные сказки»

Оценка достижений. «Литературные сказки ».  Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.

Литературное произведение, тема, главная мысль


1.2.3

1.12.7

1.2.4

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Текущий



Были-небылицы (10 ч)




69\1

Знакомство с разделом "Были-небылицы". (с. 3)

Были-небылицы

1.12.6

1.12.5

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа.

Текущий

70\2

Прием сравнения. М. Горький "Случай с Евсейкой". (с. 4-11)

Биография писателя. Приём сравнения подводного царства

Литературное произведение

1.11.4

1.7.3

Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя.

Текущий

71\3

Особенности сказки и рассказа. М. Горький "Случай с Евсейкой".

(с. 4-11)

Литературное произведение Творческий пересказ - сочинение продолжения сказки. Восприятие на слух и понимание художеств произведений передача их содержания по вопросам.


1.12.7

1.9.8

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.


Текущий

72\4

Жанр произведения. К Паустовский "Растрепанный воробей".

(с. 12-24)

Отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки; работать со словарем

Монологическое высказывание

1.9.2

1.9.3

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Текущий

73\5

Герои произведения К. Паустовского "Растрепанный воробей".

(с. 12-24)

Герои произведения. Характеристика героев Определение жанра произведения.

1.7.3

1.8.5

1.8.6

Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно

Текущий

74\6

Характеристика героев. К. Паустовский "Растрепанный воробей".

(с. 12-24)

Отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки; работать со словарем

Монологическое высказывание


1.7.3

1.7.4

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Текущий

75\7

Рассказ А. Куприна "Слон". (с. 25-41)

Тема и основная мысль текста

Детали связанные с содержанием

Прямая и косвенная речь

Монологическое высказывание


1.8.5

1.8.7

Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно

Текущий

76\8

Основные события произведения. А. Куприн "Слон". (с. 25-41)

Основные события произведения план рассказа, Составление различных планов сказки

1.8.4

1.8.6

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Текущий

77\9

План рассказа. А. Куприн "Слон". (с. 25-41)

Владеть навыком находить в тексте нужный отрывок, читать по ролям.

Читать по ролям, пересказывать рассказ от своего имени

Монолог, рассказ, пересказ.


1.13.2

Читать сказку выразительно по ролям.

Текущий

78\10

Обобщение по разделу "Были-небылицы". Тест № 6. (с. 42-44)

Монолог, рассказ, пересказ


1.8.8

Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Текущий



Поэтическая тетрадь №1 (6 ч)




79\1

Знакомство с разделом.

С. Черный "Что ты тискаешь утенка?" (с. 45-46)

Стихи о животных

Поэтическое произведение

Авторское отношение к изображаемому. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Литературное произведение

1.2.2

1.11.4

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение.

Текущий

80\2

Стихи о животных. С. Черный "Воробей", "Слон". (с. 46-49)

Стихи о животных

Поэтическое произведение

Авторское отношение к изображаемому интонация

Литературное произведение

1.12.1

Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

Текущий

81\3

Картины зимних забав. А. Блок "Ветхая избушка". (с. 50-51)

Стихи о животных

Поэтическое произведение

Авторское отношение к изображаемому интонация



1.7.1

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Текущий

82\4

Настроение стихотворения. А. Блок "Сны", "Ворона" (с. 52 -54)


Картины зимних забав.

Средства художественной выразительности для создания образа.

Рифма, звук, речь

Читать стихотворные произведения наизусть.


1.12.4

1.2.3

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Текущий

83\5

Средства художественной выразительности. С. Есенин "Черемуха". (с. 55-56)

Средства художественной выразительности для создания картины цветущей черёмухи. Образные языковые средства-метаморфозы, олицетворение, сравнения. Рифма, звук, речь

1.12.1

1.13.7

Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты.

Текущий

84\6

Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь 1". Оценка достижений. Тест № 7 (с. 56)

Выразительное чтение стихотворений

Чтение наизусть

Выражение личного отношения к прослушанному.

1.2.3

1.9.2


Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

Текущий



Люби живое (16 ч)




85\1

Знакомство с разделом "Люби живое". (с. 57)

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе

Заголовок - "входная дверь " в текст.

Литературное произведение

1.11.4

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Текущий

86\2

М. Пришвин Моя Родина". Заголовок - "входная дверь" в текст. (с. 58-59)

Выражение личного отношения к прослушанном, прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Рассказ, пересказ

1.1.2

1.2.3

Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения.

Текущий

87\3

Жанр произведения. И. Соколов-Микитов "Листопадничек".

(с. 60-67)


Определение жанра произведения.



1.8.1

1.8.5

Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа.

Текущий

88\4

Герой произведения. И. Соколов-Микитов "Листопадничек".

(с. 60-67)

Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

Рассказ, пересказ. Составлять вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение.

1.13.3

1.9.1


Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Текущий

89\5

Авторское отношение к герою рассказа. В. Белов "Малька провинилась".

(с. 68-70)

Главные герои рассказа . Произведение современной отечественной литературы

1.6.2

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Текущий

90\6

Авторское отношение к герою рассказа. В. Белов "Еще раз про Мальку".

(с. 70-72)

Рассказ о герое.

Описание героя и его путешествия Составление плана на основе названия глав Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа.

Сравнение, олицетворение, рассказ, пересказ

1.8.8

Пересказывать произведение на основе плана.

Текущий

91\7

Рассказы о животных. В. Бианки "Мышонок Пик".

(с. 73-82)

Владеть навыком беглого чтения. Работать над картинным планом; пользоваться толковым словарем; выражать свои чувства по отношению к прочитанному; видеть настроение произведения. Сравнение, олицетворение, рассказ, пересказ

1.2.3

1.9.6

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Текущий

92\8

Герой рассказа. В. Бианки "Мышонок Пик". Тест № 8. (с. 73-82)

Рассказ о герое. Описание героя

Составление плана на основе названия глав


1.1.2

1.2.4

Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения.

Текущий

93\9

Рассказы о животных. Б. Житков "Про обезьянку".

(с. 83-97)

Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа.


1.8.5

1.8.6

Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа.

Текущий

94\10

Герои произведения. Б. Житков "Про обезьянку".

(с. 83-97)

Владеть навыком беглого чтения.

выражать свои чувства по отношению к прочитанному;



1.7.5

1.8.6

Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Текущий

95\11

Сжатый рассказ. Б. Житков "Про обезьянку".

(с. 83-97)

Бережно относится ко всему живому.

Знать творчество Б.С. Житкова. Выразительно читать произведение, пересказывать.

рассказ, пересказ, эпизод, краткий пересказ

1.2.3

1.8.8

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Текущий

96\12

Рассказы о животных. В. Астафьев "Капалуха".

(с. 98-102)

Рассказ о герое.

Описание героя

Составление плана

1.1.3

1.2.3

1.12.4

Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения.

Текущий

97\13

Поступки героев. В. Астафьев "Капалуха".

(с. 98-102)

Нравственный смысл рассказа

Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания).

1.9.5

Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа.

Текущий

98\14

Нравственный смысл рассказа. В. Драгунский "Он живой и светится".

(с. 102-106)

Выражение личного отношения к прослушанном, прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Рассказ, пересказ

1.8.5

1.7.4

Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Текущий

99\15

Урок-конференция "Земля - наш дом родной".

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

рассказ, пересказ

1.9.4

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Текущий

100\16

Обобщение по разделу "Люби живое". Тест № 9. Проверка техники чтения. (с. 106-108)

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Тема, главная мысль


1.9.6

Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

Текущий



Поэтическая тетрадь № 2 (8 ч)




101\1

Знакомство с разделом. Детские поэты.

( с. 109)

Шмуцтитул. Поэтическое произведение . Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

1.9.4

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.


Текущий

102\2

Картины природы в стихотворениях С. Маршака "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной..." (с. 110-111)

Заголовок стихотворения. Картины природы. Владеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. Литературное произведение

1.1.2

1.2.3

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Текущий

103\3

Лирический герой. А. Барто "Разлука". (с. 112-113)

Выразительное чтение

Литературное произведение

1.2.4


Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.

Текущий

104\4

Стихи для детей. А. Барто "В театре". (с. 113-115)

Литературное произведение

1.8.1

1.9.4

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение.

Текущий



IV четверть- 32 ч.




105\5

Средства художественной выразительности. С. Михалков "Если". (с. 115-117)

Сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины

Бережно относится ко всему живому. Рифма, звук.

1.12.1

1.12.4

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Текущий

106\6

Лирические стихотворения. Е. Благинина "Кукушка", "Котенок". Тест № 13. (с. 118-119)

Сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины

Бережно относится ко всему живому. Рифма, звук.

1.2.3

Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.

Текущий

107\7

Проект "Праздник поэзии" (с. 120-121)

Владеть навыком выразительно чтения стихов


1.2.3

1.13.7

Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть.

Текущий

108\8

Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь 2". (с. 122)

Работать в группе, оценивать свою и чужую работу.

1.4.6

Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.

Текущий



Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 ч)




109\1

Знакомство с разделом. Пословицы и поговорки. (с. 123)

Особенности заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Литературное произведение


1.12.6

1.5.5

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Текущий

110\2

Особенность заголовка произведения. Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок". (с. 124-128)

Выразительно читать, уважать пожилых людей. Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Пользоваться толковым словарем.


1.2.3

1.1.3

Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Текущий

111\3

Рассказ А. Платонова "Цветок на земле". (с. 129-136)


Герои произведения. Особенности речи героев. Выразительно читать, уважать пожилых людей. Чтение по ролям. Пользоваться толковым словарем. Литературное произведение, рассказ

1.8.1

1.7.3

Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Текущий

112\4

Характеристика героя. А. Платонов "Цветок на земле". (с. 129-136)


Рассказ. Герой рассказа .Нравственный смысл рассказа Выразительно читать, уважать пожилых людей. Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Пользоваться толковым словарем.

Литературное произведение, рассказ


1.8.5

1.9.1

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам.

Текущий

113\5

Рассказ А. Платонова "Еще мама". (с. 137-143)

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Литературное произведение, рассказ

1.9.4

1.7.4

Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Текущий

114\6

Герои рассказа А. Платонова "Еще мама". (с. 137-143)

Особенности юмористического рассказа Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст


1.2.3

1.3.1

Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Текущий

115\7

Юмористический рассказ М. Зощенко "Золотые слова". (с. 144-153)

Краткая биография писателя. Находить главную мысль, выражать свое отношение к прочитанному

Литературное произведение, рассказ, переносный смысл слов

1.8.1

1.8.5

Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Текущий

116\8

Главная мысль произведения. М. Зощенко "Великие путешественники". (с. 154-164)

Главная мысль произведения. Особенности юмористического рассказа Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Пользоваться толковым словарем. Читать по ролям.

Литературное произведение, рассказ, переносный смысл слов

1.2.3

1.8.5

1.9.1

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам.

Текущий

117\9

Юмористические рассказы Н. Носова. "Федина задача". (с. 164-169)

Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Уметь определять главную мысль, делить текст на части

Монологическое высказывание

1.2.3

1.8.5

1.9.1

Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Текущий

118\10

Юмористические рассказы Н. Носова. "Телефон". (с. 170-172)

Анализ заголовка.

Главная мысль произведения. Особенности юмористического рассказа Нравственный смысл произведения


1.8.5

1.9.1

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам.

Текущий

119\11

"Верному другу цены нет". В Драгунский "Друг детства". Тест № 10.


Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения. Уметь определять главную мысль, делить текст на части

Монологическое высказывание

1.2.4

1.8.5

Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Текущий

120\12

Обобщение по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок". (с. 172)

Анализ заголовка.

Главная мысль произведения. Особенности юмористического рассказа Нравственный смысл произведения.

1.13.7

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Текущий



По страницам детских журналов (8 ч)




121\1

"Мурзилка" и "Веселые картинки" - самые старые детские журналы.

(с. 173-178)

«Мурзилка» и «Веселые картинки»- самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Периодика, шмуцтитул.

1.1.2

1.5.6

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).

Текущий

122\2

Герой произведения. Л. Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой". (с. 173-178)

Владеть навыком беглого, выразительно и осознанного чтения.


1.5.6

1.5.7

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Текущий

123\3

Характер героя. Ю. Ермолаев "Проговорился". (с. 179-181)

Рассказ

Сатира

Владеть навыком выразительного чтения


1.1.3

1.2.3

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Текущий

124\4

Поступки героев рассказа. Ю. Ермолаев "Воспитатели". (с. 181-183)

Пользоваться толковым словарем. Владеть навыком выразительного чтения

сатира

1.2.3

1.2.4

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи».

Текущий

125\5

Веселые стихи Г. Остера "Вредные советы".

(с. 183-188)

Владеть навыком выразительного чтения

юмор.

1.2.3

1.9.1

1.13.7

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.

Текущий

126\6

Г. Остер "Как получаются легенды". Легенды своей семьи, своего города. (с. 183-188)

Владеть навыком выразительного чтения

юмор.

1.2.3

1.1.2

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Текущий

127\7

Веселые стихи Р. Сефа.

Владеть навыком выразительного чтения

юмор.

1.2.4

1.2.3

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи».

Текущий

128\8

Обобщение по разделу "По страницам детских журналов". Тест № 11 (с. 188)

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.


1.13.7

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Текущий



Зарубежная литература (8 ч)




129\1

Мифы Древней Греции.

Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе.

Мифологические герои и их подвиги.

Читать осознанно текст художественного произведения. Знать что такое миф.

Литературное произведение

1.12.6


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Текущий

130\2

Мифы Древней Греции "Персей". (с. 189-199)

Знать что такое миф. Делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Литературное произведение

1.12.6

1.8.5

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Текущий

131\3

Мифологические герои и их подвиги. "Персей".

(с. 189-199)

Знать что такое миф. Делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Литературное произведение

1.12.6

1.8.5

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение.

Текущий

132\4

Авторские зарубежные сказки. Г.-Х. Андерсен "Гадкий утенок". (с. 200-215)

Г. Х. Андерсен - великий сказочник.

Нравственный смысл сказки Создание рисунков к сказке.

.


1.7.1

1.8.1

Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.

Текущий

133\5

Отношение автора к героям произведения. Г.-Х. Андерсен "Гадкий утенок". Тест № 12

(с. 200-215)

Последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос

1.2.3

1.2.4

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.

Текущий

134\6

Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсена "Гадкий утенок". (с. 200-215)

Г. Х. Андерсен - великий сказочник.

Нравственный смысл сказки Создание рисунков к сказке. Последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос


1.6.2

1.8.3

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

Текущий

135\7

Обобщение по разделу "Зарубежная литература". Проверка техники чтения. (с. 215)

Обобщать знания и умения полученные ранее, пересказывать полюбившиеся произведения; проявлять артистичность, эмоционально выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы.

1.2.3

1.6.2

1.8.3

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Текущий

136\8

Урок-викторина "Мир литературных героев"

Обобщать знания и умения полученные ранее, пересказывать полюбившиеся произведения; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы.

1.4.1

1.5.1

1.13.2

Пересказывать полюбившиеся произведения; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы.

Итоговый

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература

1 Сборник рабочих программ по программе «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.В. Анащенкова (и др.), по обучению грамоте к «Азбуке» В.Г. Горецкого и др., к прописям Н.А. Фелосовой, В.Г. Горецкого, литературное чтение Л.Ф. Климанова М.: «Просвещение, 2014»

2. Учебник «Литературное чтение, 3 класс», 2 части, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.М. Просвещение, 2018 г.

3. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. М. Просвещение, 2016 г.

Технические средства обучения

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  2. Мультимедийный проектор (по возможности). 3.

  3. Компьютер (по возможности).

  4. Интерактивная доска (по возможности).

  5. Сканер (по возможности).

  6. Принтер лазерный (по возможности).

  7. Принтер струйный цветной (по возможности).

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи в соответствии с программой об­учения.

  2. Видеофильмы, соответствующие тематике про­граммы (по возможности).

  3. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности).

  4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы .

Электронные ресурсы

  1. http://pedsovet.su/ http://interaktiveboard.ru

  2. www.openclass.ru www.videouroki.net www.metodisty.ru

  3. www. multiurok.ru www. Infourok.ru www .Конспекты- уроков.рф http://www.proshkolu.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!