Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от_____августа Руководитель МО ________________/Болькина Т.П./.
| Согласовано Заместитель директора по УВР _______ /Французова Е.А./ «____» _____________2018 г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ « Большеигнатовская СОШ» _____________ Горбунова А.И./ Приказ №____от__________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению для учащихся 3 А класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составлена по УМК «Школа России»
к учебнику Л. Ф. Климановой «Литературное чтение»
Разработала: Пашкова Г.Н.,
учитель начальных классов
первой категории
2018 г.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Автор Л.Ф. Климанова и др.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и примерной программы по литературному чтению. Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой,В.Г. Горецкий, М. В. Бойкиной и др. «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2012)
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель1), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые предметные результаты
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Тематический план базового курса «Литературное чтение» в 3 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Теоретическое обучение, ч. | Проверочные работы, (тесты) ч. | Контрольные работы, ч. | Самостоятельные работы (проекты), ч. |
1 | Введение. Знакомство с учебником | 1 | 1 | - | - | - |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 | 3 | 1 | - | - |
3 | Устное народное творчество | 12 | 9 | 2 | - | 1 |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 12 | 10 | 1 | - | 1 |
5 | Великие русские писатели | 24 | 23 | 1 | - | - |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | 5 | 1 | - | - |
7 | Литературные сказки | 8 | 6 | 1 | 1 | - |
8 | Были-небылицы. | 10 | 9 | 1 | - | - |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 7 | 6 | 1 | - | - |
10 | Люби живое | 16 | 15 | 1 | - | - |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 7 | 6 | 1 | - | - |
12 | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 13 | 12 | 1 | - | - |
13 | По страницам детских журналов | 7 | 6 | 1 | - | - |
14 | Зарубежная литература | 9 | 7 | 1 | 1 | - |
| Итого: | 136 | 118 | 14 | 2 | 2 |
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
(«Школа России» к учебнику Л.Ф.Климановой)
(136 часов)
№ п/п | Содержание (раздел, тема) | | | Дата проведения | |
планируемая | фактическая | |
1 четверть (36 часов) | |
ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ (1 ч) | |
1.1 | Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 час | | | |
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (4 ч) | |
2.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 час | | | |
2.2 | Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения | 1 час | | | |
2.3 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 час | | | |
2.4 | Урок- путешествие в прошлое. Оценка достижений. | 1 час | | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (12 ч) | |
3.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 час | | | |
3.2 | Русские народные песни. | 1 час | | | |
3.3 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 час | | | |
3.4 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 час | | | |
3.5-3.6 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 2 часа | | | |
3.7-3.8 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | 2 часа | | | |
3.9-3.10 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Художники – иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин (2-й час) | 2 часа | | | |
3.11 | КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество») | 1 час | | | |
3.12 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений | 1час | | | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (12 ч) | |
4.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 ч | | | |
4.2 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 час | | | |
4.3 | Русские поэты XIX—XX века. | 1 час | | |
4.4 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 час | | |
4.5 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 час | | |
4.6-4.7 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» | 2 часа | | |
4.8 | И. С. Никитин «Полно, степь моя...». | 1 час | | | |
4.9 | И. С. Никитин «Встреча зимы». | 1 час | | | |
4.10 | И. 3. Суриков «Детство». | 1 час | | | |
4.11 | И. 3. Суриков «Зима». | 1 час | | | |
4.12 | Путешествие в литературную страну Оценка достижений. | 1 час | | | |
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (24 Ч) | |
5.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 час | | | |
5.2 | А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | 1 час | | | | |
5.3-5.5 | А.Пушкин Лирические стихотворения, «Зимнее утро», «Зимний вечер». | 3 часа | | | | |
5.6-5.7 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | 2 часа | | | | |
2 четверть ( 28 часов) | | | |
5.8 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом | 1 час | | | | |
5.9 | И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника. | 1 час | | | | |
5.10-5.11 | Басни И. А. Крылова «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна». | 2 часа | | | | |
5.12 | Инсценирование басни «Ворона и Лисица». | 1 час | | | | |
5.13 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 час | | | | |
5.14-5.15 | М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 2 часа | | | | |
5.16-5.17 | М.Лермонтов «Утёс», «Осень». | 2 часа | | | | |
5.18 | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | 1 час | | | | |
5.19-5.20 | Л. Н. Толстой «Акула», «Прыжок». | 2 часа | | | | |
5.21 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» (быль). | 1 час | | | | |
5.22 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» Текст – описание. | 1 час | | | | |
5.23 | Л.Толстой «Куда девается вода из моря» Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. | 1 час | | | | |
5.24 | Оценка достижений Литературный праздник (обобщение по разделу «Великие русские писатели»). | 1 час | | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (6 ч) | |
6.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 час | | | |
6.2 | Н. А. Некрасов. «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…» | 1 час | | | |
6.3 | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 час | | | |
6.4-6.5 | К. Д. Бальмонт «Золотое слово», И. А. Бунин «Детство», «Густой зелёный ельник у дороги». | 2 часа | | | |
6.6 | Оценка достижений. Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь – 2»). | 1 час | | | |
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (8 ч) | |
7.1 | Знакомство с названием раздела. Проверка техники чтения за 1 полугодие (в рамках промежуточной аттестации) | 1 час | | | |
7.2-7.3 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | 2 часа | | | |
7.4-7.5 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 2 часа | | | |
3 четверть (40 часов) | |
7.6-7.7 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 2 часа | | | |
7.8 | Оценка достижений. КВН (обобщающий урок по 1 части учебника). | 1 час | | |
БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ (10 ч) | |
8.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 час | | | |
8.2-8.3 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 2 часа | | | |
8.4-8.6 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 3 часа | | | |
8.7-8.9 | А. И. Куприн «Слон». | 3 часа | | | |
8.10 | Урок-путешествие по разделу «Были- небылицы». Оценка достижений. | 1 час | | | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ- 1 (7 ч) | |
9.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 час | | | |
9.2-9.3 | Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон» | 2 часа | | | |
9.4-9.5 | А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». | 2 часа | | | |
9.6 | С. А. Есенин «Черёмуха» | 1 час | | | |
9.7 | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь- 1». Оценка достижений. | 1 час | | | |
ЛЮБИ ЖИВОЕ (16 ч) | |
10.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 час | | | |
10.2-10.3 | М. Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста. | 2 часа | | | |
10.4-10.5 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 2 часа | | | |
10.6-10.7 | В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». | 2 часа | | | |
10.8-10.9 | В. Бианки «Мышонок Пик». | 2 часа | | | |
10.1010.11 | Б. С. Житков «Про обезьянку». | 2 часа | | | |
10.1210.13 | В. П. Астафьев «Капалуха». | 2 часа | | | |
10.1410.15 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…». | 2 часа | | | |
10.16 | Урок-конференция «Земля - наш дом родной». Оценка достижений. | 1 час | | | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (7 ч) | |
11.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 час | | | |
11.2 | С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» | 1 час | | | |
11.3 | А. Л. Барто «Разлука». «В театре». | 1 час | | | |
11.4 | С. В. Михалков «Если» | 1 час | | | |
4 четверть (32 часа) | | |
11.5-11.6 | А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». | 2 часа | | | |
11.7 | «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений. | 1 час | | | |
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК (13 ч) | |
12.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 час | | | |
| | | | | |
12.2 | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». | 1 час | | | |
12.3-12.6 | А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». | 4 часа | | | |
12.7-12.9 | М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». | 3 часа | | | |
12.1012.12 | Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». | 3 часа | | | |
12.13 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке- наберешь кузовок». Оценка достижений. | 1 час | | | |
ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (7 ч) | |
13.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 час | | | |
13.2 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 час | | | |
13.3-13.4 | Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». | 2 часа | | | |
13.5 | Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». | 1 час | | | |
13.6 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 час | | | |
13.7 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». Оценка достижений. | 1 час | | | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (9 ч) | |
14.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 час | | | |
14.2-14.4 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. | 3 часа | | | |
14.5-14.7 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 3 часа | | | |
14.8 | Проверка техники чтения за 2 полугодие. Итоговое тестирование (в рамках промежуточной аттестации). | 1 час | | | |
14.9 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса). | 1 час | | | |
1