СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса. Программа "Школа Россиии"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 3











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол заседания

от « 28 » августа 2017 г.

№ 1

Принято

Протокол заседания педагогического совета МБОУ ОСОШ № 3

от «30» августа 2017 г.

№ 8

Утверждаю

Директор МБОУ ОСОШ № 3

________________

М.М. Кушнарева

Приказ от «31» августа 2017 г.

№ 267




по литературному чтению

Уровень общего образования (класс) -

начальное общее образование, 4 «А» класс

Количество часов в неделю - 3 ч., по программе – 102 ч., за год - 100 ч.

Учебный год 2017 - 2018

Учитель Лесник Елена Владимировна










Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);

- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);

- приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);

- нормативным локальным актом МБОУ ОСОШ № 3 от 12.08.2016 г. № 195 «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3 »;

- приказ МБОУ ОСОШ № 3 от 01.09.2017 № 282 «Об утверждении образовательной программы МБОУ ОСОШ № 3 на 2017-2018 учебный год».

Курс «Литературное чтение» авторов Л.Ф. Климантова, В.Г. Горецкий (УМК «Школа России») разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной основной образовательной программы по литературному чтению в начальной школе и авторской программы по литературному чтению в 4 классе. Программы начального общего образования. Программа «Школа России». Москва, Просвещение, 2017г.

Годовое количество часов на изучение курса по программе составляет 102 часа, 3 часа в неделю. В связи с фактическим количеством учебных дней и расписанием занятий на 2017-2018 уч. год программа реализуется в объёме 100 часов. Программный материал будет пройден в полном объёме за счет уплотнения материала, объединения тем уроков:

урок № 61: М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства».

урок № 79: С.Д. Дрожжин « Родине». А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске...»

Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение: Учебник для 4-го класса в 2-х частях. Москва: «Просвещение», 2017, УМК «Школа России», 1.1.1.2.5.4 в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Цели программы:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи программы:

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

работать с различными типами текстов.


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности.

Учащиеся научатся:

 осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

 употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

 читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

 понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

 рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

 пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

 осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

 задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

 делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

 находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

 пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность.

Учащиеся научатся:

 сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

 писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;

 пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;

 сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Литературоведческая пропедевтика.

Учащиеся научатся:

 понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

 определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

 понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

 осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;

 находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные универсальные учебные действия

Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.

Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.

Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.

Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой
на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Личностные результаты

Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).

Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.

Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.

Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.

Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.

Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.

Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.

Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении).

Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).

Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.

Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.

Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.

Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить ихв классе по просьбе учителя.

Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.

Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.


Содержание учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 24 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.

Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.

В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа.

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

        Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

        Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

        Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

        Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

        Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».














Структура курса


Название раздела

Количество часов

1

Летописи. Былины. Жития.

9

2

Чудесный мир классики

16

3

Поэтическая тетрадь

7

4

Литературные сказки

12

5

Делу время - потехе час

8

6

Страна детства

6

7

Поэтическая тетрадь

3

8

Природа и мы

11

9

Поэтическая тетрадь

5

10

Родина

5

11

Страна фантазия

6

12

Зарубежная литература

12

Итого

100

Формы контроля


Кол-во часов

Формы контроля

Четверть

К-во час. в неделю

Всего часов


Контрольная работа

По плану

Факт.

По плану

Факт.

1

3

25




2

3

24


1


3

3

30




4

3

21


1


Итого

100


2


График контрольных работ


Форма работы

Дата

1.

Контрольная работа за I полугодие.

15.12

2.

Контрольная работа за II полугодие.

22.05















Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»


п/п


п/п


Дата

Тема

1 четверть - 25 часов

ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ - 9 часов

1

1

1.09

Знакомство с учебником. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

2

2

5.09

Из летописи « И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи и исторических источников.

3

3

6.09

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге».

4

4

8.09

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

5

5

12.09

Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой.

6

6

13.09

Сергий Радонежский – святой земли Русской.

7

7

15.09

Житие Сергия Радонежского.

8

8

19.09

 Обобщающий урок – игра « Летописи, былины, сказания, жития».

9

9

20.09

Оценка достижений. Проект « Создание календаря исторических событий».

ЧУДЕСНЫЙ МИР СКАЗКИ - 16 часов

10

1

22.09

П.П. Ершов « Конек – Горбунок».

11

2

26.09

П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

12

3

27.09

П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Характеристика героев.

13

4

29.09

А. С. Пушкин « Няне»

А. С. Пушкин « Туча», « Унылая пора! Очей очарованье!..

14

5

3.10

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

15

6

4.10

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

16

7

6.10

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

17

8

10.10

М. Ю. Лермонтов « Дары Терека»

18

9

11.10

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб».

19

10

13.10

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

20

11

17.10

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Характеристика героев.

21

12

18.10

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

Л. Н. Толстой « Детство».

22

13

20.10

Л. Н. Толстой « Как мужик камень убрал». Басня.

23

14

24.10

А. П. Чехов « Мальчики».

24

15

25.10

А. П. Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

25

16

27.10

Обобщающий урок – КВН « Чудесный мир классики».

2 четверть - 24 часа.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ - 7 ЧАСОВ

26

1

7.11

Ф. И. Тютчев « Еще земли печален вид..»,  « Как неожиданно и ярко…»

27

2

8.11

А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочки»

28

3

10.11

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»

А. Н. Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения

29

4

14.11

И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями…»

Н. А. Некрасов « Школьник»

30

5

15.11

Н. А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки..»

И. А. Бунин « Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

31

6

17.11

Обобщающий урок – игра « Поэтическая тетрадь № 1»

32

7

21.11

Оценка достижений

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ - 12 ЧАСОВ

33

1

22.11

В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки.

34

2

24.11

В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки.

35

3

28.11

В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

36

4

29.11

В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе».  Герои литературного текста

37

5

1.12

П.П. Бажов « Серебряное копытце» .

38

6

5.12

П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте

39

7

6.12

П.П. Бажов « Серебряное копытце». Герои художественного произведения

40

8

8.12

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек»

41

9

12.12

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Герои произведения

42

10

13.12

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Деление текста на части

43

11

15.12

Контрольная работа за 1 полугодие. Оценка достижений.

44

12

19.12

Обобщающий урок – игра « Крестики – нолики»

ДЕЛУ ВРЕМЯ - ПОТЕХЕ ЧАС - 8 ЧАСОВ

45

1

20.12

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

46

2

22.12

Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

47

3

26.12

Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

48

4

27.12

В. Ю. Драгунский « Главные реки»

49

5

29.12

В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка»

3 четверть - 30 часов

50

6

10.01

В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения

51

7

12.01

В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка

52

8

16.01

Обобщающий урок « Делу время – потехе час»

СТРАНА ДЕТСТВА - 6 ЧАСОВ

53

1

17.01

Б.С. Житков « Как я ловил человечков».

54

2

19.01

Б.С. Житков « Как я ловил человечков». Герои произведения

55

3

23.01

К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками»

56

4

24.01

К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения

57

5

26.01

М.М. Зощенко « Ёлка»

58

6

30.01

Обобщающий урок « Страна детства»

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ - 3 ЧАСА

59

1

31.01

В. Я. Брюсов « Опять сон», « Детская»

60

2

2.02

С. А. Есенин « Бабушкины сказки»

61

3

6.02

М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства»

ПРИРОДА И МЫ - 11 ЧАСОВ

62

1

7.02

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш»

63

2

9.02

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». Отношение человека к природе

64

3

13.02

А. И. Куприн « Барбос и Жулька»

65

4

14.02

А. И. Куприн « Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения

66

5

16.02

М.М. Пришвин « Выскочка»

67

6

20.02

М.М. Пришвин « Выскочка». Характеристика героя на основании поступка

68

7

21.02

Е. И. Чарушин « Кабан»

69

8

27.02

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

70

9

28.02

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

71

10

2.03

Обобщающий урок – конкурс « Природа и мы»

72

11

6.03

Проект « Природа и мы». Оценка достижений

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ - 5 ЧАСОВ

73

1

7.03

Б.Л. Пастернак « Золотая осень»

С.А. Клычков « Весна в лесу»

74

2

13.03

Д. Б. Кедрин « Бабье лето»

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

75

3

14.03

С.А. Есенин « Лебедушка»

76

4

16.03

Обобщающий урок « Поэзии прекрасные страницы»

77

5

20.03

Оценка достижений

РОДИНА - 5 ЧАСОВ

78

1

21.03

И.С. Никитин « Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

79

2

23.03

С.Д. Дрожжин « Родине».

А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…»

4 четверть - 21 час

80

3

3.04

Обобщающий урок « Родина»

81

4

4.04

Внеклассное чтение « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Проект « Они защищали Родину»

82

5

6.04

Оценка достижений

СТРАНА ФАНТАЗИЯ - 6 ЧАСОВ

83

1

10.04

Е. С. Велтистов « Приключение Электроника»

84

2

11.04

Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». Герои фантастического жанра

85

3

13.04

К. Булычев « Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра

86

4

17.04

К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра

87

5

18.04

Путешествие по стране Фантазии

88

6

20.04

Оценка достижений

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА - 12 ЧАСОВ

89

1

24.04

Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

90

2

25.04

Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

91

3

27.04

Г. Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка

92

4

4.05

Г. Х. Андерсен « Русалочка». Деление произведения на части.

93

5

8.05

Г. Х. Андерсен « Русалочка». Характеристика героев

94

6

11.05

М. Твен « Приключения Тома Сойера»

95

7

15.05

М. Твен « Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки

96

8

16.05

С. Лагерлёф « Святая ночь»

97

9

18.05

С. Лагерлёф « В Назарете». Иисус и Иуда

98

10

22.05

Контрольная работа за 2 полугодие

99

11

23.05

Обобщающий урок « Зарубежная литература»

100

12

25.05

Урок – игра « Литературные тайны»




Критерии оценки уровня достижения обучающихся по литературному чтению и читательской деятельности.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определённом темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворения, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имён детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.)

Чтение и читательская деятельность в разных классах нач. школы имеет специфические особенности. В 4 классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»);выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.


Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

-искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв,слогов,слов);

-неправильная постановка ударений (более 2);

-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; -неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

не более 2 неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по чтению.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно.кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы- небольшие по объёму (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.д.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Это может быть проза или стихотворение, больший или меньший по объёму текст, различный по сложности слоговой структуры слов. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (слово средней длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задаёт после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учёта проверки результатов навыков чтения в 4 классе учитель пользуется следующей схемой:

Схема учёта навыка чтения во 2-4 классах

Фамилия

ученика

Темп чтения, при котором осознаёт основную мысль текста

Чтение без ошибок

Ответы по содержанию текста

Выразительное

Чтение

Общая оцен-ка


Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить 3 раза в год: в начале учебного года(сентябрь), в конце первого полугодия (20-25 декабря), в конце учебного года (апрель, май)

Характеристика цифровой оценки(отметки)

«5» (отлично)-уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта (два недочёта приравниваются к одной ошибке ); логичность и полнота изложения.

«4» (хорошо) – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала,полнота и логичность раскрытия вопроса» самостояте отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу» не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» (удовлетворительно)-достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более

3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» (плохо)- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы» Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.) Эта оценка ставится как дополнительная, в журнал не вноситсянаходить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплекс


Автор

Название учебника, класс

Год издания

Издательство

№ в Перечне

1

Л. Ф. Климанова

Литературное чтение:

Учебник для 4 кл.


2017

М.:Просвещение

1.1.1.2.5.4.

Методическая литература

2

С.В.Кутявина

Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой

4 класс

2013

Москва.

ВАКО

3

Л. Ф. Климанова

Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» 4 кл.

2017

М. :Просвещение

4

Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А.

Комплексные задания к текстам. 4 класс

2012

Саратов: Лицей

5

Лободина Н.В

Чтение 1-4 класс. Тесты для проверки техники и выразительности чтения

2007

Волгоград,

Издательство «Учитель»


О.Н. Тишурина

Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения.

2009

Москва,

Дрофа

Справочная литература

1

Институт стратегических исследований в образовании РАО

А.М. Кондаков, Л.П. Кезина, Е.С. Савинов

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

2011

Москва «Просвещение»

2

Асмолова А.Г.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе

2011

Москва «Просвещение»

3

Ковалёва Г.С.

Логинова О.Б.

Планируемые результаты начального общего образования

2011

Москва «Просвещение»

4

Кондаков

А.М.

Кезина Л.П.

Примерные программы по учебным предметам

В 2 частях

2011

Москва

«Просвещение»

5

Данилюк

А.Я.

Кондаков

А.М.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

2011

Москва

«Просвещение»

Печатные пособия

1

Иллюстрации к литературным произведениям;

2

Портреты писателей;

3

Репродукции произведений живописи;

4

Перфокарты, карточки по темам программы

Компьютерные и информационно–коммуникативные средства

1

Персональный компьютер

2

Интерактивная доска

3

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Экранно - звуковые пособия

1

Слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы

2

Презентации по темам программы

Лабораторное оборудование

1

Наборные полотна для демонстрационного материала





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!