Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта основного начального образования (Приказ МОН ЛНР №495-од от 21.05.2018 г.); на основе авторской программы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкого; в соответствии с Методическими рекомендациями по преподаванию учебных предметов в 2018/2019 уч. году в образовательных организациях Луганской Народной Республики, утвержденных приказом МОН ЛНР №772-од от 17.08.2018 года; Приказа МОН ЛНР №707-од от 20.07.2018 г. «Об утверждении программ для образовательных организаций (учреждений) начального образования ЛНР; Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по литературному чтению (базовый уровень).
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтение художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре и дружбе, правде и ответственности,
- воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов всех стран.
Литературное чтение в особой мере влияет на решение следующих задач:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста, воспитания интереса к чтению;
- овладение речевой и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника: понимание духовной сущности произведения.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбирать и оценить.
Курс литературного чтения учит чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Планируемые результаты изучения курса
«Литературное чтение»
2 класс
Личностные результаты:
принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
уважительное отношение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
использование знаково-символических средств представления информации;
активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривание последовательности действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных задач могут быть успешно решены;
ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя);
делать предварительный отбор источников информации (ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре));
добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке);
перерабатывать полученную информацию (делать выводы в результате совместной работы всего класса);
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять тексты на основе простейших речевых моделях (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД
донести свою позицию до других (оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста));
слушать и понимать речь других;
читать текст; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые предметные результаты изучения курса
«Литературное чтение»
2 класс
Учащиеся должны :
1) принимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознавать значимость чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) уметь работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Во 2 классе на уроки литературного чтения отводится 102 ч. (3 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Учебно-тематический план
2 класс
3 часа в неделю
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Самое великое чудо на свете. | 3 |
2 | Устное народное творчество | 11 |
3 | Люблю природу русскую. Осень | 6 |
4 | Русские писатели | 14 |
5 | О братьях наших меньших | 9 |
6 | Из детских журналов | 6 |
7 | Люблю природу русскую. Зима | 5 |
8 | Писатели - детям | 13 |
9 | Я и мои друзья | 10 |
10 | Люблю природу русскую. Весна | 5 |
11 | И в шутку и всерьёз | 9 |
12 | Литература зарубежных стран | 11 |
| Итого: | 102 |
Календарно - тематическое планирование
2 класс
3 часа в неделю
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
І семестр |
Самое великое чудо (3 ч.) |
1. | 1 | Самое великое чудо на свете. | | | |
2. | 2 | Библиотеки. | | | |
3. | 3 | Книги. | | | |
Устное народное творчество (11 ч.) |
4. | 1 | Русские народные песни, потешки и прибаутки. | | | |
5. | 2 | Скороговорки, считалки, небылицы Загадки, пословицы, поговорки (наизусть). | | | |
6. | 3 | Вн.чт. Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет…» Сказка «Петушок и бобовое зернышко» | | | |
7. | 4 | Сказка «У страха глаза велики». | | | |
8. | 5 | Сказка «Лиса и тетерев». | | | |
9. | 6 | Сказка «Лиса и журавль». | | | |
10. | 7 | Сказка «Каша из топора». | | | |
11. | 8 | Сказка «Гуси-лебеди». | | | |
12. | 9 | Вн.чт. Сказка «Гуси-лебеди». | | | |
13. | 10 | Викторина по сказкам. | | | |
14. | 11 | КВН «Обожаемые сказки». | | | |
ТЕМА |
Люблю природу русскую. Осень (6 ч.) |
15. | 1 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» (наизусть) | | | |
16. | 2 | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…» А.Фет «Ласточки пропали…» | | | |
17. | 3 | Поэты об осени. «Осенние листья» А.Толстой (наизусть). | | | |
18. | 4 | Вн.чт. В.Берестов «Хитрые грибы» (наизусть). | | | |
19. | 5 | М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» | | | |
20. | 6 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». | | | |
Русские писатели (14 ч.) |
21. | 1 | А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (наизусть). | | | |
22. | 2 | Стихи А.Пушкина. | | | |
24. | 4 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | | | |
25. | 5 | Вн.чт. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | | | |
26. | 6 | Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина». | | | |
27. | 7 | И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука» (наизусть). | | | |
28. | 8 | И.Крылов «Стрекоза и Муравей». | | | |
29. | 9 | Л.Толстой «Старый дед и внучек». | | | |
30. | 10 | Л.Толстой «Филиппок». | | | |
31. | 11 | Вн.чт. Л.Толстой «Филиппок» | | | |
32. | 12 | Л.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже». | | | |
33. | 13 | Веселые стихи. | | | |
34. | 14 | Обобщение по разделу «Русские писатели» | | | |
ТЕМА |
О братьях наших меньших (9 ч.) |
35. | 1 | О братьях наших меньших. | | | |
36. | 2 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова» Жила-была собака…», В.Берестов «Кошкин щенок». | | | |
37. | 3 | М.Пришвин «Ребята и утята». | | | |
38. | 4 | Вн.чт. М.Пришвин «Ребята и утята». | | | |
39. | 5 | Е.Чарушин «Страшный рассказ». | | | |
40. | 6 | Б.Житков «Храбрый утенок». | | | |
41. | 7 | В.Бианки «Музыкант». | | | |
42. | 8 | Вн.чт. В.Бианки «Сова». | | | |
43. | 9 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». | | | |
Из детских журналов (6 ч.) |
44. | 1 | Д.Хармс «Игра» | | | |
45. | 2 | Д.Хармс «Вы знаете?...» | | | |
46. | 3 | С.Маршак «Веселые чижи» Д.Хармс «Что это было?» | | | |
47. | 4 | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю.Владимиров «Чудаки» | | | |
48. | 5 | А.Введенский «Ученый Петя», «Лошадка». Обобщение по разделу | | | |
ТЕМА ІI семестр Люблю природу русскую. Зима (5 ч.) |
49 | 6 | Вн.чт. Стихи и рассказы о зиме | | | |
50. | 1 | Стихи о первом снеге (наизусть) | | | |
51. | 2 | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» С.Есенин «Поет зима - аукает…», «Береза» (наизусть). | | | |
52. | 3 | Сказка «Два Мороза». | | | |
53. | 4 | С.Михалков «Новогодняя быль» А. Барто «Дело было в январе…" (наизусть). | | | |
54. | 5 | Вн.чт. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | | | |
ТЕМА |
Писатели – детям (13 ч.) |
55. | 1 | К.Чуковский «Путаница», «Радость». | | | |
56. | 2 | К.Чуковский «Федорино горе». | | | |
57. | 3 | К.Чуковский «Федорино горе». | | | |
58. | 4 | С .Маршак « Кот и лодыри». | | | |
59. | 5 | С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок» . | | | |
60. | 6 | Вн.чт.А.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука…», «В школу». | | | |
61. | 7 | А.Барто «Вовка-добрая душа». | | | |
62. | 8 | Н.Носов «Затейники». | | | |
63. | 9 | Н.Носов «Живая шляпа». | | | |
64. | 10 | Н.Носов «Живая шляпа». | | | |
65. | 11 | Н.Носов «На горке». | | | |
66. | 12 | Н.Носов «На горке». | | | |
67. | 13 | Вн.чт. Обобщение по разделу «Писатели – детям». | | | |
ТЕМА |
Я и мои друзья (10 ч.) |
68. | 1 | Я и мои друзья. | | | |
69. | 2 | Стихи о дружбе и обидах. | | | |
70. | 3 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | | | |
71 | 4 | Ю.Ермолаев «Два пирожных». | | | |
72 | 5 | В.Осеева «Волшебное слово». | | | |
73 | 6 | Вн.чт. В.Осеева «Волшебное слово». | | | |
74 | 7 | В.Осеева «Хорошее». | | | |
75 | 8 | В.Осеева «Почему?» | | | |
76 | 9 | В.Осеева «Почему?» | | | |
77 | 10 | Вн.чт. Обобщение по разделу «Я и мои друзья». | | | |
Люблю природу русскую. Весна (5 ч.) |
78 | 1 | Стихи Ф.Тютчева о весне (наизусть). | | | |
79 | 2 | А.Плещеев о весне. А.Блок «На лугу». С.Маршак «Снег теперь уже не тот» | | | |
80 | 3 | И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю». | | | |
81 | 4 | Е.Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму обидел». | | | |
82 | 5 | День Победы. С.Васильев (наизусть) Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | | | |
ТЕМА |
И в шутку, и всерьёз (9 ч.) |
83 | 1 | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?» | | | |
84 | 2 | Вн.чт. Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха. | | | |
85 | 3 | Э.Успенский «Чебурашка». | | | |
86 | 4 | Стихи Э.Успенского (наизусть) | | | |
87 | 5 | Стихи В.Берестова. | | | |
88 | 6 | Стихи И.Токмаковой. | | | |
89 | 7 | Г.Остер «Будем знакомы». | | | |
90 | 8 | В. Драгунский «Тайное становится явным» (отрывок наизусть). | | | |
91 | 9 | Вн.чт. Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез» | | | |
Литература зарубежных стран (11 ч.) |
92 | 1 | Американская и английская народные песенки. | | | |
93 | 2 | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети …» | | | |
94 | 3 | Ш.Перро «Кот в сапогах». | | | |
95 | 4 | Ш.Перро «Кот в сапогах». Проверочная работа. Чтение вслух. | | | |
96 | 5 | Вн.чт. Ш.Перро «Красная Шапочка». | | | |
97 | 6 | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине». | | | |
98 | 7 | Э.Хогарт «Мафин и паук». | | | |
99 | 8 | Итоговая комплексная контрольная работа. | | | |
100 | 9 | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». | | | |
101 | 10 | Вн.чт. КВН «Цветик-семицветик» | | | |
102 | 11 | Повторение пройденного. | | | |
ТЕМА |
Внеклассное чтение во 2 классе (1 раз в две недели)
№ п/п | № урока В КТП | Произведение | Дата | Примечание |
-
| 6 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | | |
-
| 12 | Белорусская сказка «Лёгкий хлеб» | | |
-
| 18 | В.Бианки «Наводнение в лесу» | | |
-
| 25 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» | | |
-
| 31 | Л.Толстой «Два товарища» | | |
-
| 38 | Н.Сладков «Почему год круглый» | | |
-
| 42 | Г. Скребицкий «Заботливая мамаша» | | |
-
| 49 | Стихи и рассказы о зиме | | |
-
| 54 | М. Пришвин «Птицы под снегом» | | |
-
| 60 | Стихи А.Барто | | |
-
| 67 | Н.Некрасов «Саша» | | |
-
| 73 | Л.Толстой «Котёнок» | | |
-
| 77 | Е.Чарушин «Друзья» | | |
-
| 84 | Б.Заходёр «Птичья школа» | | |
-
| 91 | М. Пляцковский «Разноцветные зверята» | | |
-
| 96 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | | |
-
| 101 | А.Приставкин «Портрет отца» | | |
Период работы | Кол-во часов | Кол-во ТО | Количество контрольных точек | Прим. |
Чтение вслух | Комплексная контрольная работа |
І семестр | 48 | 3 | 1 | - | |
ІІ семестр | 54 | 4 | 1 | 1 | |
Год | 102 | 7 | 2 | 1 | |