Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым в 2009 г., приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373; Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф . Климановой,В. Г. Горецкого. М. В. Головановой ;Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 345 от 29.12.2018 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2022-2023 учебный год»; Учебного плана общеобразовательного учреждения на 2022-2023 учебный год; Положения о рабочей программе школы; Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, с учётом авторской программы по литературному чтению.
УМК «Школа России», Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, «Просвещение,2019 г.», в двух частях
План рассчитан на 102 часа. В 4 классе на обучение предмету «Литературное чтение» отводится 34 недели (102 часа, в неделю 3 часа).
Рабочая программа составлена с учетом рабочей программы воспитания МКОУ «Успенская СОШ».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно - эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов чтения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обуче ния:
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий:
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Содержание учебного предмета
Вводный урок по курсу литературного чтения 1 час.
Вступительная статья.
Летописи. Былины. Жития. 6 часов
«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...»
«И вспомнил Олег коня своего...»
«Ильины три поездочки».
«Житие Сергия Радонежского
Чудесный мир классики 17 часов
П. П. Ершов «Конёк-горбунок».
А. С. Пушкин «Няне», «Туча»,
«Унылая пора!..», «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»,
«Ашик-Кериб».
Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик
убрал камень».
А. П. Чехов «Мальчики»
Поэтическая тетрадь 8 часов
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь».
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...».
А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».
Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...».
И. А. Бунин «Листопад»
Литературные сказки 16 часов
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Делу время - потехе час. 6 часов
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В. Ю. Драгунский «Главные реки»,
«Что любит Мишка».
В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел
Страна детства 6 часов
Б. С. Житков «Как я ловил человечков».
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка»
Поэтическая тетрадь 4 часа
В. Я. Брюсова «Опять сон»,
«Детская».
С. А. Есенин «Бабушкины сказки».
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с
бугорка», «Наши царства
Природа и мы 9 часов
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
М. М. Пришвин «Выскочка».
Е. И. Чарушин «Кабан».
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Поэтическая тетрадь 4 часа
Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье пето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка»
Родина 5 часов
И. С. Никитин «Русь», , С. ,Д. Дрожжин «Родине».
А. 3. Жигулин «О, Редина! В неярком блеске». Б А. Слуцкий «Лошади в океане»
Страна Фантазия 5 часов
Е С. Велтистов «Приключения Электроника». ;С Булычев «Путешествие Длись»»
Зарубежная литература 14 часов
• Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Г.-Х Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Вводный урок. | 1 |
2 | Летописи, былины, жития | 7 |
3 | Чудесный мир классики | 17 |
4 | Поэтическая тетрадь | 8 |
5 | Литературные сказки | 16 |
6 | Делу время- потехе час | 6 |
7 | Страна детства | 6 |
8 | Поэтическая тетрадь | 4 |
9 | Природа и мы | 9 |
10 | Поэтическая тетрадь | 4 |
11 | Родина | 5 |
12 | Страна фантазии | 5 |
13 | Зарубежная литература | 14 |
| ИТОГО: | 102 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Внеклассное чтение Самые интересные книги, прочитанные летом. | 1 | Читать с. 6-11. Выполнить задания. | | |
2 | Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1 | Читать с. 12-16. Выполнить задания. | | |
3 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». | 1 | Читать с. 17-21. Выполнить задания. | | |
4 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». | 1 | Читать с. 22-31. Выполнить задания. | | |
5 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карноуховой. | 1 | Читать с. 32-34. Выполнить задания. | | |
6 | «Житие Сергия Радонежского». Куликовская битва. | 1 | Читать с. 38-61. Выполнить задания №1-5. | | |
7 | Наши проекты. Проверочная работа. | 1 | Читать с. 38-61. Выполнить задания №6-11. | | |
8 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». | 1 | Читать с. 38-61. Выполнить задания №12-13. | | |
9 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». | 1 | Читать с. 64-67. Выполнить задания №12-13. | | |
10 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». | 1 | Читать с. 67-69. Выучить с. 68. | | |
11 | А.С. Пушкин «Няне». | 1 | Читать с. 70-91. Выполнить задания №1-4. | | |
12 | А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..». | 1 | Читать с. 70-91. Выполнить задание №5. | | |
13 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях». | 1 | Читать с. 70-91. Выполнить задание №6-8.. | | |
14 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях». | 1 | Выразительно читать с. 96. Выполнить задания. | | |
15 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях». | 1 | Читать с. 97-111. Выполнить задания №3-6. | | |
16 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». | 1 | Читать с. 97-111. Выполнить задания №7. | | |
17 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | 1 | Читать с. 114-118. Выполнить задания №3-5. | | |
18 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | 1 | Читать с. 119. Выполнить задания. | | |
19 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | 1 | Читать с. 122. Выполнить задания. | | |
20 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». | 1 | Читать с. 114-118. Выполнить задания. | | |
21 | Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал» - басня. | 1 | Читать с. 119. Выполнить задания. | | |
22 | А.П. Чехов «Мальчики». | 1 | Читать с. 122-134. Выполнить задания. | | |
23 | А.П. Чехов «Мальчики». | 1 | Читать с. 123-134. Выполнить задания. | | |
24 | Обобщение по разделу. Проверочная работа. | 1 | С. 136 | | |
25 | Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко…». | 1 | Читать с. 138-140. Выучить наизусть стихотворение. | | |
26 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». | 1 | Читать с. 141-142. Выучить наизусть любое стихотворение. | | |
27 | Е.А. Баратынский «Весна, Весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…». | 1 | Читать с. 143-144. Нарисовать рисунок. | | |
28 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями». | 1 | Читать с. 145-146. Выучить наизусть с. 146. | | |
29 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». | 1 | Выучить наизусть с. 147-149. Выполнить задания. | | |
30 | «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина. | 1 | Читать с. 150-151. Выучить наизусть. | | |
31 | Внеклассное чтение. Родные поэты. | 1 | Приготовить стихи русских поэтов-классиков. | | |
32 | Оценка достижений. Проверочная работа. | 1 | Выучить любое стихотворение руского поэта-классика. Нарисовать рисунок. | | |
33 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 1 | Читать с. 156-168. Выполнить задания 1-5. | | |
34 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 1 | Читать с. 156-168. Выполнить задания №6-7. | | |
35 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 1 | Читать с. 156-168. Выполнить задания №8-9. | | |
36 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 1 | Читать с. 169-179. Выполнить задания №1-5. | | |
37 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 1 | Читать с. 169-179. Выполнить задания №6-9. | | |
38 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 1 | Читать с. 169-179. Выполнить задания 10. | | |
39 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | Читать с. 180-192. Выполнить задания №1-5. | | |
40 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | Читать с. 180-192. Выполнить задания №6-8. | | |
41 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | Читать с. 180-192. Выполнить задание №9. | | |
42 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Читать с. 193-214. Выполнить задания №1-3. | | |
43 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 | Читать с. 193-214. Выполнить задания №4-5. | | |
44 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 | Читать с. 193-214. Выполнить задание №6. | | |
45 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 | Читать с. 193-214. Выполнить задание. | | |
46 | Внеклассное чтение. | 1 | Нарисовать рисунок. | | |
47 | Оценка достижений. Проверочная работа. | 1 | Приготовить пересказ литературной сказки. | | |
48 | Обобщение пройденного. | 1 | С. 214 | | |
49 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | 1 | Читать с. 4-16. Выполнить задания №1-3. | | |
50 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | 1 | Читать с. 4-16. Выполнить задания №4-6. | | |
51 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». | 1 | Читать с. 17-23. Выполнить задания. | | |
52 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | 1 | Читать с. 24-28. Выполнить задания. | | |
53 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». | 1 | Читать с. 29-34. Выполнить задания. | | |
54 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. Обобщение по теме. Проверочная работа. | 1 | Читать книги о сверстниках, о школе. | | |
55 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | 1 | Читать с. 38-46. Выполнить задания №1-4. | | |
56 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | 1 | Читать с. 38-46. Выполнить задания №5-7. | | |
57 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | Читать с. 47-58. Выполнить задания №1-4. | | |
58 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | Читать с. 47-58. Выполнить задания №5-9. | | |
59 | М.М. Зощенко «Ёлка». | 1 | Читать с. 59-64. Выполнить задания. | | |
60 | Обобщающий урок «Страна детства». Проверочная работа. | 1 | Приготовить сообщение "Что такое серия книг и каково их назначение". | | |
61 | Внеклассное чтение. «Что такое серии книг и каково их назначение». | 1 | Читать книги русских писателей о детстве. | | |
62 | В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». | 1 | Читать с. 68-70. Выучить любое стихотворение наизусть. | | |
63 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | Читать с. 71. Выучить наизусть любое стихотворение Есенина. | | |
64 | М.И. Цветаева, «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». | 1 | Читать с. 72-73. . Выучить любое стихотворение Цветаевой. | | |
65 | Обобщение «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа. | 1 | Выполнить задания с. 74. | | |
66 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 | Читать с. 76-84. Выполнить задания 1-4. | | |
67 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 | Читать с. 76-84. Выполнить задания №5-7. | | |
68 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | Читать с. 85-91. Выполнить задания №1-3. | | |
69 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | Читать с. 85-91. Выполнить задание №4. | | |
70 | М.М. Пришвин «Выскочка». | 1 | Читать с. 92-95. Выполнить задания. | | |
71 | Е.И. Чарушин «Кабан». | 1 | Читать с. 96-99. Выполнить задания. | | |
72 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | Читать с. 100-110. Выполнить задания №1-8. | | |
73 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | Читать с. 100-110. Выполнить задания №9-10. | | |
74 | Обобщающий урок по разделу «Природа и мы». Проект «Природа и мы». Проверочная работа. | 1 | Выполнить задания с. 111-112. Выполнить проект. | | |
75 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень. С.А. Клычков «Весна в лесу». | 1 | Читать с. 114-117. Выучить наизусть любое стихотворение. | | |
76 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». | 1 | Читать с. 118-119. Выучить наизусть любое стихотворение. | | |
77 | С.А. Есенин «Лебёдушка». | 1 | Читать с. 120-126. Выучить наизусть любую часть стихотворения. | | |
78 | Обобщающий урок. Проверочная работа. | 1 | С. 127 | | |
79 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | 1 | Читать выразительно с. 128-132. Выполнить задания. | | |
80 | С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». | 1 | Выучить наизусть с. 133-135. Читать выразительно с. 138. | | |
81 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!». | 1 | Читать рассказы о Суворове. Пересказ любого рассказа. | | |
82 | Проект: «Они защищали Родину». Проверочная работа. | 1 | Выполнить проект с. 140-141. | | |
83 | Обобщение по разделу «Родина». | 1 | Стр. 143 | | |
84 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | 1 | Читать с. 144-149. Выполнить задания №1-3. | | |
85 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | 1 | Читать с. 144-149. Выполнить задание №4. | | |
86 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». | 1 | Читать с. 150-157. Выполнить задания. | | |
87 | «Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных). | 1 | Читать книги о путешествиях и путешественниках. | | |
88 | Проверочная работа. Обобщение по разделу «Страна Фантазия». | 1 | Выполнить задания с. 158. | | |
89 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». | 1 | Читать с. 160-166. Выполнить задания №1-7. | | |
90 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». | 1 | Читать с. 160-166. Выполнить задания №8-9. | | |
91 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | Читать с. 167-193. Выполнить задания №1-3. | | |
92 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | Читать с. 167-193. Выполнить задания №4. | | |
93 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | Читать с. 167-193. Выполнить задания №5. | | |
94 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | Читать с. 167-193. Выполнить задания №6. | | |
95 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | Читать с. 194-200. Выполнить задания. | | |
96 | С. Лагерлеф «Святая ночь». | 1 | Читать с. 201-208. Выполнить задания №1-3. | | |
97 | С. Лагерлеф «Святая ночь». | 1 | Читать с. 201-208. Выполнить задание №4. | | |
98 | С. Лагерлеф «В Назарете». | 1 | Читать с. 209-216. Выполнить задания №1-2. | | |
99 | С. Лагерлеф «В Назарете». | 1 | Читать с. 209-216. Выполнить задания №3-4. | | |
100 | Внеклассное чтение. Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг». | 1 | Читать произведения зарубежных писателей. | | |
101 | Проверочная работа. Обобщение по разделу «Зарубежная литература». | 1 | Выполнить задания с. 217. | | |
102 | Обобщение пройденного за год. Урок-игра «Литературные тайны». | 1 | Задание на лето | | |
Итого: | 102 ч. | | |
7