II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Рабочая программа по литературному чтению для 4-х классов ориентирована на использование учебника под редакцией Е. В.Бунеевой и Р. Н. Бунеева ,включенного в Федеральный перечень в 2015-2016 уч. году и является продолжением предметной линии «Литературное чтение» в 2018-2019уч. году.
Согласно учебному плану МБОУ «Лицей № 56» на 2018- 2019 учебный год, календарному учебному графику на 2018 - 2019 учебный год, расписанию уроков рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса рассчитана на 34 учебных недели, на 102 часов в год, из расчета 3 часа в неделю.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
видеть языковые средства, использованные автором.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4-й класс – 102 ч (3часа в неделю)
Произведения современной детской литературы разных жанров (7 ч).
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы ( 17 ч).
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. ( 30 ч).
Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. ( 48 ч).
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Техника чтения
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Развитие умений:
самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Литературоведческая пропедевтика
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
Обучение:
подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
•прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
•самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
•проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
•формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
•составлять простой и сложный план текста;
•пересказывать текст по плану
V.Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе на 2018-2019 учебный год
№ уро ка | Плано вые сроки прохож дения | Наименование разделов и тем | Кол-во час | Скор ректи рованные сроки прохожде ния |
| | | |
Раздел 1. Любимые книги 8ч | |
1 | | Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог» Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера») | 1 | |
2 | | Начало удивительных событий (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.1 и 2) | 1 | |
3 | | Что может Электроник?(Е.Велтистов «Приключения Электроника»,гл.1, ч.3) | 1 | |
4 | | Наука как искусство (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести | 1 | |
5 | | Смешные стихи о серьезных вещах (Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада») Проверка навыков техники чтения | 1 | |
6 | | Обобщение по разделу. Проверочная работа №1 по разделу «Любимые книги» | 1 | |
7 | | Вн.чт. Книги о ребятах-сверстниках | 1 | |
8 | | Что такое детская литература? Р.О. Сочинение о любимом писателе | 1 | |
Раздел 2. У истоков русской детской литературы 14ч. | |
9 | | Летопись и летописцы (А.Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…») «Повесть временных лет». «Расселение славян» Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки | 1 | |
10 | | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям) | 1 | |
11 | | Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт | 1 | |
12 | | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина Обобщение по разделу. (Древнерусская литература XI-XVII вв.) | 1 | |
13 | | Проверочная работа №2 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 1) | 1 | |
14 | | Вн.чт. Книги о книгах | 1 | |
15 | | Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова - внука», гл.1) | 1 | |
16 | | Традиция семейного чтения (С.Аксаков «Детские года Багрова – внука», гл.2-3) | 1 | |
17 | | «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Р.О. Сочинение в стиле нравоучительной статьи. | 1 | |
18 | | «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И.Новикова) | 1 | |
19 | | Образ «идеального ребенка» в детских стихах А.Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» | 1 | |
20 | | Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI-XVIII веках | 1 | |
21 | | Проверочная работа №3 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 2) | 1 | |
22 | | Вн.чт. Писатели о себе (автобиографические книги) | 1 | |
Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается… 27ч | |
23 | | Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А.Крылов «Слон и Моська») | 1 | |
24 | | Характерные особенности жанра басни (И.А.Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом») Проверка навыков техники чтения | 1 | |
25 | | Обобщение. Басни И.А.Крылова | 1 | |
26 | | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка А.Погорельский «Черная курица…» | 1 | |
27 | | Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? | 1 | |
28 | | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | |
29 | | Вн.чт. А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | 1 | |
30 | | Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна» | 1 | |
31 | | Обобщение. Литературные сказки. | 1 | |
32 | | Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В.Даля), «Кузовок» (игра) | 1 | |
33 | | Р.О. Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И.Далю) Как надо писать для детей? (А.Ишимова «Славяне») | 1 | |
34 | | Вн.чт. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века» | 1 | |
35 | | Обобщение. Проверочная работа №4 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 3-5) | 1 | |
36 | | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг Картины природы в книге С.Аксакова «Детские годы Багрова - внука» | 1 | |
37 | | Поэты XIX века о природе. Стихи А.К.Толстого и А.Плещеева | 1 | |
38 | | Стихи А.Майкова и Ф.Тютчева о природе | 1 | |
39 | | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 1. Картины русской природы в стихотворении 2. Дедушка Мазай – добрый охотник | 1 | |
40 | | Путешествие 7. Школа в ясной Поляне Л.Н.Толстой как учитель (сказка «Два брата») | 1 | |
41 | | Непростые простые тексты (Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья») Практикум «Учусь читать художественную прозу» | 1 | |
42 | | Учебная книга К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город») Проверка навыков техники чтения | 1 | |
43 | | Первое знакомство с Родиной (К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога») Р.О. Сочинение в форме путевого очерка | 1 | |
44 | | Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д.Ушинский «Наше Отечество») | 1 | |
45 | | Р.О. Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д.Ушинский «Жалобы зайки») | 1 | |
46 | | А.И.Куприн «Слон» 1. Непонятная болезнь (ч.1-3) 2. Можно ли выполнить желание Нади? (ч.4-5) 3. «Я уже совсем здорова!» (ч.6) | 1 | |
47 | | Обобщение по разделу 3 XIX век. Путешествие продолжается… | 1 | |
48 | | Проверочная работа №5 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 6-7) | 1 | |
49 | | Вн.чт. Мир детсва в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» | 1 | |
Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями 54ч | |
50 | | Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии (гл. 8). | 1 | |
51 | | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11). Т | 1 | |
52 | | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение. | 1 | |
53 | | Внеклассное чтение. Мир детства. | 1 | |
54 | | Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак | 1 | |
55 | | Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). Т | 1 | |
56 | | Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»). | 1 | |
57 | | «Уж я бегал… Стихи Д. Хармса. Т | 1 | |
58 | | Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского. | 1 | |
59 | | Внеклассное чтение. Современные чудаки. | 1 | |
60 | | Путешествие 10. Вокруг Маршака. | 1 | |
61 | | Внеклассное чтение. Современные детские журналы | 1 | |
62 | | Е. Шварц «Два брата».Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4). | 1 | |
63 | | Е. Шварц «Два брата».Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8). | 1 | |
64 | | Е. Шварц «Два брата».Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение). | 1 | |
65 | | Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»). | 1 | |
66 | | Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). Т | 1 | |
67 | | Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). | 1 | |
68 | | Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). | 1 | |
69 | | Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»). | 1 | |
70 | | С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. | 1 | |
71 | | Обобщение. Проверочная работа № 6. | 1 | |
72 | | Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах). | 1 | |
73 | | Путешествие 11.1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. | 1 | |
74 | | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом».Живая кукла наследника Тутти (ч. 2). | 1 | |
75 | | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом».Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4). | 1 | |
76 | | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом».«Простые высокие истины» (обобщение). | 1 | |
77 | | Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»). Т |
1 |
|
78 | | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»). | 1 | |
79 | | А. Гайдар «Тимур и его команда».«Этот чердак был обитаем» (ч.1,2). | 1 | |
80 | | А. Гайдар «Тимур и его команда».Игра или серьёзное дело? (ч. 3,4). | 1 | |
81 | | А. Гайдар «Тимур и его команда».Тимур и тимуровцы (ч. 5,обобщение). | 1 | |
82 | | Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений(Н. Носов «Федина задача»). | 1 | |
83 | | Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»). | 1 | |
84 | | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова. | 1 | |
85 | | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | 1 | |
86 | | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?». | 1 | |
87 | | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др. | 1 | |
88 | | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира, Э. Мошковской и Э.Успенского | 1 | |
89 | | Стихи Саши Чёрного и В. Долиной. | 1 | |
90 | | Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Т | 1 | |
91 | | Стихи Н. Матвеевой. | 1 | |
92 | | Внеклассное чтение. Любимые стихи. | 1 | |
93 | | Практикум «Учусь читать лирический текст». | 1 | |
94 | | Обобщение. Проверочная работа № 7. Т | 1 | |
95 | | Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок».Знакомство с героями (картины 1, 2). | 1 | |
96 | | Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок».Поиски снежного цветка (картины 3–5). | 1 | |
97 | | Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок».Мудрая сказка для малышей (картины 6–8). | 1 | |
98 | | Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»). | 1 | |
99 | | Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»). Т | 1 | |
100 | | Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина). | 1 | |
101 | | Обобщение. Берём интервью у детских писателей. | 1 | |
102 | | Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать». | 1 | |
| | | | |
VI. КОРРЕКТИРОВКА ЧАСОВ ПО литературному чтению в 4 классе
В СООТВЕТСТВИИ С ГОДОВЫМ КАЛЕНДАРНЫМ УЧЕБНЫМ ГРАФИКОМ
Количество часов по программе | Количество часов по календарному графику |
102 часа – 3 часа в неделю | 102 часа –3 часа в неделю |
VII. Итоговый контроль
Итоговая проверочная работа по литературному чтению
для учащихся 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Цель: проверить качество усвоения знаний учащихся по изученным темам учебного предмета «Литературное чтение»
1. Прочитай строфу. Укажи знаком –рифмующиеся строки. Отметь вид строфы.
Школа моя деревянная!..
Время придёт уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
а) трёхстишие б)пятистишие в)четверостишие
2. Отметь лишнее слово.
а) рассказ б)сказка в)эпитет г)басня д)былина
3. Определи, в каком жанре встречаются персонажи Илья Муромец, Святогор:
а)басня; б)сказка; в)былина.
4. Укажи, в каком жанре произведений всегда есть мораль:
а) сказка; б) басня; в)пословица.
5. Укажи фамилию писателя-сказочника:
а) А.С. Пушкин; б)Х.К. Андерсен; в) Н.Н. Носов.
6. Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого они являются.
Глядеть, взирать, таращиться, глазеть.
а) ходить б) болтаться в) смотреть г) гулять
7. Из какой сказки А.С. Пушкина к нам пришла поговорка: остаться у разбитого корыта?
а) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
б) «Сказка о рыбаке и рыбке»;
в) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
8. Какой из сыновей в волшебных русских сказках выходит с честью из любых испытаний? а) младший; б) средний; в) старший.
9. Кого из перечисленных авторов мы называем великим русским баснописцем?
а) С.В. Михалков; б) И.А. Крылов; в) Л.Н. Толстой; г) Жан де Лафонтен.
10. Дополни строки стихотворения «Весна» А. Плещеева.
Соедини рифмующие строки. Укажи название рифмы.
Уж тает ____________, бегут ______________, В окно повеяло ________________. Засвищут скоро ________________, И лес оденется ________________. | Слова для справки: листвою, ручьи, соловьи, снег, весною |
11. С чем сравнивает И.А Бунин лес в стихотворении "Листопад"?
а) с замком б) с двором в) с теремом г) с хоромами
12. Дополни предложение.
Наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека называется - ___________________________________.
Ответы к проверочной работе
1. в)четверостишие
2. в)эпитет
3. в)былина
4. б) басня;
5. б)Х.К. Андерсен;
6. в) смотреть
7. б) «Сказка о рыбаке и рыбке»;
8. а) младший;
9. б) И.А. Крылов;
10. Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною. перекрёстная рифма
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
11. в) с теремом
12. олицетворение
Критерии оценивания
Тест состоит из 12 заданий разной сложности. На выполнение теста отводится 10 минут. Выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненное – 0 баллов.
«5» - ученик набрал 11-12 баллов;
«4» - ученик набрал 8-10 баллов;
«3» - ученик набрал 5-7 баллов;
«2» - ученик набрал менее 5 баллов.
VIII. Критерии и нормы оценок
Для отслеживания уровня усвоения материала в процессе его изучения используются авторские проверочные работы, которые являются приложением к рабочей тетради по чтению (10 работ). Кроме этого делаются ежемесячные замеры скорости чтения, результаты которых фиксируются в Листе достижений (см. Приложение). В конце каждого раздела пишется творческая работа (сочинение на заданную тему).
В качестве итогового контроля используется итоговая контрольная работа (по тексту администрации) и итоговая проверка навыков чтения.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебная литература для учителя
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2013. Литературное чтение.
«В океане света».
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2013. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света».
3 Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , 2013. Уроки литературного чтения в 3-м классе по учебнику «В океане света».
Учебная литература для учащихся
1.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2014г. Литературное чтение. «В океане света». Учебник.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В 2014. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света».
Готовые учебно-методические разработки, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), наглядные дидактические материалы, презентации, физкультминутки на интернет-сайтах:
http://www.it-n.ru/ http://festival.1september.ru/ http://www.nachalka.com/ | |
http://www.4stupeni.ru/
http://www.uroki.net/docnach.htm
http://www.pedsovet.su/load/100
http://www.openclass.ru/node/324