Рабочая учебная программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы начального образования по окружающему миру и авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, УМК «Школа России», рекомендованной Минобрнауки РФ (М.:Просвещение, 2014).
В 3 классе на изучение курса отводится 3 часа в неделю, (105 часов) 35 учебных недель.
№ п/п | Разделы | Количество часов | Темы уроков |
1 | Вводный урок | 1 ч | 1. Знакомство с учебником. |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 ч | 2. Знакомство с названием раздела. |
3. Рукописные книги древней Руси. |
4. Первопечатник Иван Федоров. |
5. Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. |
3 | Устное народное творчество | 133 ч | 6. Знакомство с названием раздела. |
7. Русские народные песни. |
8. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
9. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. |
10. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
11. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
12. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». |
13. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». |
14. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». |
15. Русская народная сказка «Сивка-бурка». |
16. Русская народная сказка «Сивка-бурка». |
17. Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. |
18. КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»). |
19. Проект «Сочиняем волшебную сказку. Оценка достижений. |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 5 ч | 20. Знакомство с названием раздела. |
21. Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского). |
22. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза». |
23. Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». |
24. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». |
25. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...». |
26. И. Никитин «Встреча зимы». |
27. И. З. Суриков. «Детство». |
28. И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. |
29. Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»). |
30. Оценка достижений. |
5 | Великие русские писатели | 18 ч | 31. Знакомство с названием раздела. |
32. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». |
33. А. Пушкин. Лирические стихотворения. |
34. А. Пушкин «Зимнее утро». |
35. А. Пушкин «Зимний вечер». |
36. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». |
37. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». |
38. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». |
39. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». |
40. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. |
41. И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. |
42. И. Крылов «Мартышка и очки». |
43. И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». |
44. И. Крылов «Ворона и Лисица». |
45. М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. |
46. М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». |
47. М. Лермонтов «Утёс», «Осень». |
48. Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. |
49. Л. Толстой «Акула». |
50. Л. Толстой «Прыжок». |
51. Л. Толстой «Лев и собачка». |
52. Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. |
53. Оценка достижений. |
54. Литературный праздник (обобщающий урок по разделу Великие русские писатели). |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 4 ч | 55. Знакомство с названием раздела. |
56. Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». |
57. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». |
58. К. Бальмонт «Золотое слово». |
59. И. Бунин. Выразительное чтение стихотворение. |
60. Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений. |
7 | Литературные сказки | 6 ч | 61. Знакомство с названием раздела. |
62. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). |
63. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». |
64. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
65. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
66. В. Одоевский «Мороз Иванович». |
67. В. Одоевский «Мороз Иванович». |
68. Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника). |
8 | Были-небылицы | 7 ч | 69. Знакомство с названием раздела. |
70. М. Горький «Случай с Евсейкой». |
71. М. Горький «Случай с Евсейкой». |
72. К. Паустовской «Растрёпанный воробей». |
73. К. Паустовской «Растрёпанный воробей». |
74. К. Паустовской «Растрёпанный воробей». |
75. А. Куприн «Слон». |
76. А. Куприн «Слон». |
77. А. Куприн «Слон». |
78. Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений. |
10 | Люби живое | 14 ч | 85. Знакомство с названием раздела. |
86. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. |
87. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
88. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
89. В. Белов «Малька провинилась». |
90. В. Белов «Ещё раз про Мальку». |
91. В. Бианки «Мышонок Пик». |
92. В. Бианки «Мышонок Пик». |
93. Б. Житков «Про обезьянку». |
94. Б. Житков «Про обезьянку». |
95. Б. Житков «Про обезьянку». |
96. В. Дуров «Наша Жучка». |
97. В. Астафьев «Капалуха». |
98. В. Драгунский «Он живой и светится». |
99. Урок-конференция «Земля-наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»). |
100. Оценка достижений. |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 6ч | 101. Знакомство с названием раздела. |
102. С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». |
103. А. Барто «Разлука». |
104. А. Барто «В театре». |
105. С. Михалков «Если». «Рисунок». |
106. Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». |
107. «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). |
108. Оценка достижений. |
12 | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 10 ч | 109. Знакомство с названием раздела. |
110. Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. |
111. А. Платонов «Цветок на земле». |
112. А. Платонов «Цветок на земле». |
113. А. Платонов «Ещё мама». |
114. А. Платонов «Ещё мама». |
115. М. Зощенко «Золотые слова». |
116. М. Зощенко «Великие путешественники». |
117. Н. Носов «Федина задача». |
118. Н. Носов «Телефон». |
119. В. Драгунский «Друг детства». |
120. Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Оценка достижений. |
13 | По страницам детских журналов | 6 ч | 121. Знакомство с названием раздела. |
122. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». |
123. Ю. Ермолаев «Проговорился». |
124. Ю. Ермолаев «Воспитатели». |
125. Г. Остер «Вредные советы». |
126. Г. Остер «Как получаются легенды». |
127. Р. Сеф «Весёлые стихи». |
128. Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений. |
14 | Зарубежная литература | 11 ч | 129. Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. |
130. Мифы Древней Греции. |
131. Мифы Древней Греции. |
132. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
133. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
134. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
135. Развивающий час по теме «Зарубежная литература». |
136. «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса). |
| Итого | 105 ч | |
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.