Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8
х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №1 ____ /Айрумова М.А./ ____/Ожев Р.М./
От «18» 07. 2022г. «__»__________2022г. От «__»_______2022г.
Рабочая программа
по литературному чтению
для 2 класса
на 2022 – 2023 учебный год
Разработала
Чувилко Л.Н.
учитель
начальных классов
х.Чернышёв
2022 г.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №8 х.Чернышев на 2022-2023 учебный год во 2 классе на изучение предмета «Литературное чтение» отводится 4 часа в неделю из обязательной части, 136 часов в год (при 34 неделях)
Планируемые результаты:
Освоение с учетом рабочей программы воспитания
В результате изучения литературного чтения учащийся должен
знать/понимать
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст;
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
Содержание тем учебного курса
Самое великое чудо на свете
Читателю. Р. Сеф
Устное народное творчество (15 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч)
1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (17 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (16ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
И в шутку и всерьез (14 ч)
1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (12 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»).
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ | Разделы и темы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Самое великое чудо на свете | День Знаний | 1 | |
2. | Устное народное творчество | Проект. Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. | 15 | |
3. | Люблю природу русскую. Осень | День листопада Конкурс чтецов | 8 | |
4. | Русские писатели | Экскурсия в библиотеку Выразительное чтение стихов | 14 | |
5. | О братьях наших меньших | Хорошо ли я знаю сказки? Попробуют проявить свои знания, и творческие способности в инсценировке сказок и озвучивании роли сказочных персонажей. Научатся дополнять стихотворные строчки, используя свои знания, попробуют сочинять стихи о своих любимцах | 12 | |
6. | Из детских журналов | Научатся различать сказку от рассказа о животных, художественный рассказ от научно -познавательного текста. Научатся отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить в нём интересные статьи. Чтение текста. Отличать журнал от книги. | 9 | |
7. | Люблю природу русскую. Зима | Научатся видеть образ зимы в загадках, соотносить загадки и отгадки. Устное иллюстрирование стихотворения. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. | 26 | |
8. | Я и мои друзья | Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения Придумывание продолжения истории. Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. | 16 | |
9. | Люблю природу русскую. Весна | Проект. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Прогнозировать содержание раздела. Читать загадки с выражением. Передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. | 9 | |
10. | И в шутку и всерьез | Проверка предметных и универсальных учебных умений. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). | 14 | |
11. | Литература зарубежных стран | Какие сказки зарубежных стран ты знаешь? Чем авторская сказка отличается от народной? Лексическая работа: объяснение значения слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Познакомить учащихся с зарубежным фольклором. Что общего и чем отличаются русские народные песенки от зарубежных? Лексическая работа: объяснение значения слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Познакомить учащихся с зарубежным фольклором | 12 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | Знакомство с учебником для 2 класса. Введение в тему «Самое великое чудо на свете». | 1 | | |
2 | Мы идём в библиотеку | 1 | | |
3 | Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. | 1 | | |
4 | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. | 1 | | |
5 | Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. | 1 | | |
6 | Считалки и небылицы. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. | 1 | | |
7 | Загадки. Распределение загадок по тематическим группам. | 1 | | |
8 | Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1 | | |
9 | «У страха глаза велики». Развитие речи: обучение подробному пересказу. | 1 | | |
10 | «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». | 1 | | |
11 | «Гуси-лебеди». | 1 | | |
12 | «Каша из топора». | 1 | | |
13 | Внеклассное чтение: Русские народные сказки. | 1 | | |
14 | Проверим и оценим свои достижения по теме «Устное народное творчество» | 1 | | |
15 | Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. | 1 | | |
16 | Стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальный» | 1 | | |
17 | Стихотворение К. Бальмонта «Поспевает брусника» | 1 | | |
18 | Стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» | 1 | | |
19 | Стихотворение А. Фета «Ласточки пропали» | 1 | | |
20 | Стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», С. Есенина «Закружилась листва золотая». М. Пришвин «Осеннее утро». | 1 | | |
21 | Стихотворения В. Брюсова «Сухие листья», И. Токмаковой «Опустел скворечник». | 1 | | |
22 | В. Берестов «Хитрые грибы». Проверим и оценим свои достиженияпо теме «Люблю природу русскую. Осень». | 1 | | |
23 | А.С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». | 1 | | |
24 | А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин» «Вот север, тучи, нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя» | 1 | | |
25 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. | 1 | | |
26 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. | 1 | | |
27 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. | 1 | | |
28 | И.А. Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука». | 1 | | |
29 | И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей». | 1 | | |
30 | Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» | 1 | | |
31 | Л.Н. Толстой «Филипок» | 1 | | |
32 | Л.Н. Толстой «Филипок» | 1 | | |
33 | Л. Толстой «Правда всего дороже». | 1 | | |
34 | Л. Толстой «Котёнок». Развитие речи: обучение подробному пересказу. | 1 | | |
35 | Л. Толстой «Котёнок». Развитие речи: обучение подробному пересказу. | 1 | | |
36 | Разноцветные страницы. | 1 | | |
37 | Внеклассное чтение: Русские писатели-А.С.Пушкин | 1 | | |
38 | Проверим и оценим свои достиженияпо теме «Русские писатели» | 1 | | |
39 | Весёлые стихи о животных. Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаева «Кто кем становится» | 1 | | |
40 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова «Жила-была собака» | 1 | | |
41 | В. Берестов «Кошкин щенок». | 1 | | |
42 | М. Пришвин «Ребята и утята». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 1 | | |
43 | М. Пришвин «Ребята и утята». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 1 | | |
44 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | | |
45 | Б. Житков «Храбрый утёнок» | 1 | | |
46 | В. Бианки «Музыкант» | 1 | | |
47 | В. Бианки «Сова». | 1 | | |
48 | Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | | |
49 | Внеклассное чтение: М. Пришвин, Е. Чарушин. | 1 | | |
50 | Проверим и оценим свои достижения достижений по теме «О братьях наших меньших» | 1 | | |
51 | Запуск проекта «Мой любимый детский журнал». | 1 | | |
52 | Запуск проекта «Мой любимый детский журнал». | 1 | | |
53 | Д. Хармс «Игра» «Вы знаете?» | 1 | | |
54 | Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи» | 1 | | |
55 | Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи» | 1 | | |
56 | А. Введенский «Учёный Петя». «Лошадка» | 1 | | |
57 | Внеклассное чтение: Детский журнал-«Родничок» | 1 | | |
58 | Проект: «Мой любимый детский журнал». | 1 | | |
59 | Проверим и оценим свои достижения по теме «Из детских журналов». | 1 | | |
60 | Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. | 1 | | |
61 | И. Бунин. «Первый снег» | 1 | | |
62 | К. Бальмонт. «Снежинка» (в сокращении) | 1 | | |
63 | Я. Аким «Утром кот принёс на лапках» | 1 | | |
64 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит» | 1 | | |
65 | С. Есенин «Поёт зима – аукает» С. Есенин «Берёза» | 1 | | |
66 | Русская народная сказка «Два мороза» | 1 | | |
67 | С. Михалков «Новогодняя быль». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 1 | | |
68 | А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз». Проверим и оценим свои достижения по теме «Люблю природу русскую. Зима». | 1 | | |
69 | А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз». Проверим и оценим свои достижения по теме «Люблю природу русскую. Зима». | 1 | | |
70 | К. Чуковский «Путаница». | 1 | | |
71 | К. Чуковский «Путаница». | 1 | | |
72 | К. Чуковский «Радость». | 1 | | |
73 | К. Чуковский «Федорино горе». | 1 | | |
74 | К. Чуковский «Федорино горе». | 1 | | |
75 | К. Чуковский «Федорино горе». | 1 | | |
76 | С.Я. Маршак «Кот и лодыри». | 1 | | |
77 | С.В. Михалков «Мой секрет» | 1 | | |
78 | С.В. Михалков «Сила воли» | 1 | | |
79 | С.В. Михалков «Мой щенок» | 1 | | |
80 | А.Л. Барто «Верёвочка» | 1 | | |
81 | А.Л. Барто «Мы не заметили жука» | 1 | | |
82 | А. Барто «В школу». | 1 | | |
83 | А.Л. Барто «Вовка – добрая душа» | 1 | | |
84 | Н.Н. Носов «Затейники» | 1 | | |
85 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 1 | | |
86 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 1 | | |
87 | Н.Н. Носов «На горке» | 1 | | |
88 | В. Берестов. Стихотворение «За игрой». | 1 | | |
89 | В. Берестов «Гляжу с высоты на обиду». Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду» | 1 | | |
90 | В. Лунин «Я и Вовка» | 1 | | |
91 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 | | |
92 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 | | |
93 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 | | |
94 | Ю. Емолаев «Два пирожных» | 1 | | |
95 | В. Осеева «Волшебное слово». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 1 | | |
96 | В. Осеева «Волшебное слово». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 1 | | |
97 | В. Осеева «Хорошее» | 1 | | |
98 | В. Осеева «Почему?» | 1 | | |
99 | В. Осеева «Почему?» | 1 | | |
100 | В. Осеева «Почему?» | 1 | | |
101 | Внеклассное чтение: Детские писатели. | 1 | | |
102 | Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Писатели – детям» | 1 | | |
103 | Весенние загадки.. Сочинение весенних загадок. | 1 | | |
104 | Ф.Тютчев «Зима недаром злится» | 1 | | |
105 | Ф. Тютчев «Весенние воды» | 1 | | |
106 | А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | 1 | | |
107 | А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот» | 1 | | |
108 | И. Бунин «Матери» | 1 | | |
109 | А. Плещеев «В бурю» | 1 | | |
110 | Е. Благинина «Посидим в тишине» Э. Мошковская «Я маму мою обидел» | 1 | | |
111 | С. Васильев «Белая берёза» Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Люблю природу русскую. Весна» | 1 | | |
112 | Б. Заходер «Товарищам детям» | 1 | | |
113 | Б. Заходер «Что красивей всего» | 1 | | |
114 | Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха» | 1 | | |
115 | Э. Успенский «Чебурашка» Развитие речи: обучение подробному пересказу по коллективно составленному плану. | 1 | | |
116 | Э. Успенский «Чебурашка» Развитие речи: обучение подробному пересказу по коллективно составленному плану. | 1 | | |
117 | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» | 1 | | |
118 | Э. Успенский «Над нашей квартирой» | 1 | | |
119 | Э. Успенский «Память» | 1 | | |
120 | В. Берестов «Знакомый» | 1 | | |
121 | В. Берестов «Путешественники», «Кисточка» | 1 | | |
122 | И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 1 | | |
123 | Г. Остер «Будем знакомы» | 1 | | |
124 | В. Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | | |
125 | Внеклассное чтение : Произведения о сверстниках. | 1 | | |
126 | Проверим и оценим свои достиженияпо теме «Я и мои друзья» | 1 | | |
127 | Выставка книг. Развитие речи: восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям. | 1 | | |
128 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | 1 | | |
129 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | 1 | | |
130 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народна песенка «Знают мамы, знают дети» | 1 | | |
131 | Ш. Перро «Кот в сапогах». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 1 | | |
132 | Ш. Перро «Кот в сапогах». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 1 | | |
133 | Ш. Перро «Кот в сапогах». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. | 1 | | |
134 | Е. Шварц сказка-пьеса «Красная шапочка» | 1 | | |
135 | Е. Шварц сказка-пьеса «Красная шапочка» | 1 | | |
136 | Г. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | | |