РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
1 класс;
УМК «Школа России»,
разработанный под редакцией Канакина В. П., Горецкий В. Г., М.В. Бойкина.;
Учебник «Азбука» авт. Канакина В. П., Горецкий В. Г.,
«Литературное чтение», авт. Канакина В. П., Горецкий В. Г.,
132 часа
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
выпускник получит возможность: познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д.,;
выпускник начнёт понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
выпускник приобретёт: первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
различать рассказ и стихотворение.
- освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),
- умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Содержание учебного предмета
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения. Произведения устного народного творчества.
Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема - (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения,восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (безиспользования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения – фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения – фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.
Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (I класс), искажения окончаний (II класс), искажения ударений (III-IV классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки). Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Класс | I полугодие | II полугодие |
1 | Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 25 - 30 слов в минуту. |
2 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту. |
3 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. |
4 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 85 - 100 слов в минуту. |
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
| Добукварный период | 16 |
1 | «Азбука» - первая учебная книга. Правила поведения на уроке. | 1 |
2 | Речь устная и письменная. Предложение. Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении. | 1 |
3 | Слово и предложение. Пословицы о труде и трудолюбии. | 1 |
4 | Слог. Дикие и домашние животные. Забота о животных. | 1 |
5 | Ударение. Семья. Взаимоотношения в дружной семье. | 1 |
6 | Звуки в окружающем мире и в речи. Игры и забавы детей. | 1 |
7 | Звуки в словах. Природа родного края. | 1 |
8 | Слог-слияние. Правила безопасного поведения в быту. | 1 |
9 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 |
10 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 |
11 | Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения. | 1 |
12 | Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь. | 1 |
13 | Гласный звук [ и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями. | 1 |
14 | Гласный звук [ ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика. | 1 |
15 | Гласный звук [ у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика. | 1 |
16 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 |
| Букварный период 64 ч. | |
17 | Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины. | 1 |
18 | Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины. | 1 |
19 | Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе. | 1 |
20 | Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе. | 1 |
21 | Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. Труженики села. | 1 |
22 | Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. Труженики села. | 1 |
23 | Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников. | 1 |
24 | Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников. | 1 |
25 | Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях. | 1 |
26 | Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях. | 1 |
27 | Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Уход за комнатными растениями. | 1 |
28 | Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Уход за комнатными растениями. | 1 |
29 | Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья. | 1 |
30 | Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья. | 1 |
31 | Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели. Буква Е – показатель мягкости. | 1 |
32 | Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели. Буква Е – показатель мягкости | 1 |
33 | Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели. Буква Е – показатель мягкости | 1 |
34 | Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей. | 1 |
35 | Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей. | 1 |
36 | Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России. | 1 |
37 | Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Наша будущая профессия. | 1 |
38 | Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке. | 1 |
39 | Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Игры и занятия детей. | 1 |
40 | Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». | 1 |
41 | Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 |
42 | Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Терпенье и труд все перетрут | 1 |
43 | Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 1 |
44 | Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя. | 1 |
45 | Гласные буквы Я, я. Маяк. | 1 |
46 | Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Не делай другим того, что себе не пожелаешь. | 1 |
47 | Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 |
48 | Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час. | 1 |
49 | Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час. | 1 |
50 | Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Красна птица опереньем, а человек уменьем. | 1 |
51 | Буква ь – показатель мягкости согласного. Досуг детей. | 1 |
52 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать. | 1 |
53 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Машины – помощники человека. | 1 |
54 | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат. | 1 |
55 | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1 |
56 | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1 |
57 | Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. | 1 |
58 | Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Загадки про природные явления. | 1 |
59 | Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Загадки про природные явления. | 1 |
60 | Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине служить. | 1 |
61 | Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине служить. | 1 |
62 | Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда. | 1 |
63 | Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда. | 1 |
64 | Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке». | 1 |
65 | Гласные буквы Ю, ю. Игры и игрушки детей. | 1 |
66 | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час. | 1 |
67 | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Стихи С. Маршака для детей. | 1 |
68 | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Стихи С. Маршака для детей. | 1 |
69 | Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать. | 1 |
70 | Гласный звук [э], буквы Э, э. Стихи и рассказы про животных. | 1 |
71 | Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению». | 1 |
72 | Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Загадки и стихи про овощи. | 1 |
73 | Чтение предложений и текстов с буквами Щ,щ (закрепление) | 1 |
74 | Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет… | 1 |
75 | Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет… | 1 |
76 | Мягкий и твердый разделительные знаки. Бог не в силе, а в правде. | 1 |
77 | Русский алфавит. | 1 |
| Послебукварный период 13 ч. | |
78 | Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить». | 1 |
79 | К. Ушинский «Наше отечество». Анализ содержания текста. Пословицы и поговорки о Родине. В. Крупин «Первоучители славянские». История славянской азбуки. | 1 |
80 | К. Ушинский «Наше отечество». Анализ содержания текста. Пословицы и поговорки о Родине. В. Крупин «Первоучители славянские». История славянской азбуки. | 1 |
81 | В. Крупин«Первый букварь». Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки. | 1 |
82 | А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг | 1 |
83 | Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. | 1 |
84 | К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей. | 1 |
85 | К.И. Чуковский Телефон. Инсценирование стихотворения. | 1 |
86 | В.БианкиПервая охота | 1 |
87 | С.Я.Маршак . Угомон.Дважды два. Приемы заучивания стихов наизусть. | 1 |
88 | Творчество М.М.Пришвина. | 1 |
89 | Стихи А.Барто, Б.Заходера, В.Берестова, С.Михалкова | 1 |
90 | Стихи А.Барто, Б.Заходера, В.Берестова, С.Михалкова | 1 |
91 | Проект «Живая азбука». Наши достижения. | 1 |
92 | Проект «Живая азбука». Наши достижения. | 1 |
8