СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению. 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

1 класс;

 УМК «Школа России»,

 разработанный под редакцией Канакина В. П., Горецкий В. Г., М.В. Бойкина.;

Учебник «Азбука» авт. Канакина В. П., Горецкий В. Г.,

 «Литературное чтение», авт. Канакина В. П., Горецкий В. Г.,

132 часа

 

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению. 1 класс»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

1 класс;

УМК «Школа России»,

разработанный под редакцией Канакина В. П., Горецкий В. Г., М.В. Бойкина.;

Учебник «Азбука» авт. Канакина В. П., Горецкий В. Г.,

«Литературное чтение», авт. Канакина В. П., Горецкий В. Г.,

132 часа


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

выпускник получит возможность: познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д.,;

выпускник начнёт понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;

выпускник приобретёт: первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

  • различать рассказ и стихотворение.

- освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),

- умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.


Содержание учебного предмета

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества.

Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема - (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения,восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (безиспользования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения – фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения – фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.


Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (I класс), искажения окончаний (II класс), искажения ударений (III-IV классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки). Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Класс

I полугодие

II полугодие

1

Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения - не менее 20 - 25 слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 25 - 30 слов в минуту.

2

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

Темп чтения - не менее 40 - 50 слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций.

Темп чтения - не менее 55 - 60 слов в минуту.

3

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту.

4

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.

Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту.

Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.

Темп чтения - не менее 85 - 100 слов в минуту.


Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).


Тематическое планирование



Тема

Количество часов


Добукварный период

16

1

«Азбука» - первая учебная книга. Правила поведения на уроке.

1

2

Речь устная и письменная. Предложение. Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении.

1

3

Слово и предложение. Пословицы о труде и трудолюбии.

1

4

Слог. Дикие и домашние животные. Забота о животных.

1

5

Ударение. Семья. Взаимоотношения в дружной семье.

1

6

Звуки в окружающем мире и в речи. Игры и забавы детей.

1

7

Звуки в словах. Природа родного края.

1

8

Слог-слияние. Правила безопасного поведения в быту.

1

9

Повторение и обобщение пройденного материала.

1

10

Повторение и обобщение пройденного материала.

1

11

Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.

1

12

Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь.

1

13

Гласный звук [ и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями.

1

14

Гласный звук [ ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика.

1

15

Гласный звук [ у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика.

1

16

Повторение и обобщение пройденного материала.

1


Букварный период 64 ч.


17

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины.

1

18

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины.

1

19

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе.

1

20

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе.

1

21

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. Труженики села.

1

22

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. Труженики села.

1

23

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников.

1

24

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников.

1

25

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях.

1

26

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях.

1

27

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Уход за комнатными растениями.

1

28

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Уход за комнатными растениями.

1

29

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

1

30

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

1

31

Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.

Буква Е – показатель мягкости.

1

32

Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.

Буква Е – показатель мягкости

1

33

Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.

Буква Е – показатель мягкости

1

34

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей.

1

35

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей.

1

36

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России.

1

37

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Наша будущая профессия.

1

38

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке.

1

39

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Игры и занятия детей.

1

40

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

41

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

1

42

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Терпенье и труд все перетрут

1

43

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

44

Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя.

1

45

Гласные буквы Я, я. Маяк.

1

46

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Не делай другим того, что себе не пожелаешь.

1

47

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1

48

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час.

1

49

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час.

1

50

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Красна птица опереньем, а человек уменьем.

1

51

Буква ь – показатель мягкости согласного. Досуг детей.

1

52

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать.

1

53

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Машины – помощники человека.

1

54

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

1

55

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1

56

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1

57

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое.

1

58

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Загадки про природные явления.

1

59

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Загадки про природные явления.

1

60

Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине служить.

1

61

Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине служить.

1

62

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда.

1

63

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда.

1

64

Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

1

65

Гласные буквы Ю, ю. Игры и игрушки детей.

1

66

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час.

1

67

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Стихи С. Маршака для детей.

1

68

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Стихи С. Маршака для детей.

1

69

Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать.

1

70

Гласный звук [э], буквы Э, э. Стихи и рассказы про животных.

1

71

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению».

1

72

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Загадки и стихи про овощи.

1

73

Чтение предложений и текстов с буквами Щ,щ (закрепление)

1

74

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет…

1

75

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет…

1

76

Мягкий и твердый разделительные знаки. Бог не в силе, а в правде.

1

77

Русский алфавит.

1


Послебукварный период 13 ч.


78

Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить».

1

79


К. Ушинский «Наше отечество». Анализ содержания текста. Пословицы и поговорки о Родине. В. Крупин «Первоучители славянские». История славянской азбуки.

1

80

К. Ушинский «Наше отечество». Анализ содержания текста. Пословицы и поговорки о Родине. В. Крупин «Первоучители славянские». История славянской азбуки.

1

81

В. Крупин«Первый букварь». Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки.

1

82

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг

1

83

Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка.

1

84

К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей.

1

85

К.И. Чуковский Телефон. Инсценирование стихотворения.

1

86

В.БианкиПервая охота

1

87

С.Я.Маршак . Угомон.Дважды два. Приемы заучивания стихов наизусть.

1

88

Творчество М.М.Пришвина.

1

89

Стихи А.Барто, Б.Заходера, В.Берестова, С.Михалкова

1

90

Стихи А.Барто, Б.Заходера, В.Берестова, С.Михалкова

1

91

Проект «Живая азбука». Наши достижения.

1

92

Проект «Живая азбука». Наши достижения.

1





8